Вы здесь

Налог на добавленную стоимость. Механизм преступления и его выявление. Глава 2. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС ( Коллектив авторов, 2003)

Глава 2

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС

Известно, что чем выше налог, тем сильнее у плательщиков искушение уклониться от платежа его посредством всяких обходов закона.[36] Современная налоговая система Российской Федерации характеризуется достаточно высоким уровнем налогообложения. Это обстоятельство, а также отсутствие традиции уважительного отношения к праву в национальном масштабе, детально разработанного налогового законодательства, эффективных налоговых и иных правоохранительных органов, способных объективно и квалифицированно работать в самых сложных обстоятельствах, отлаженной системы внесудебного обжалования действий налоговых органов, беспристрастного рассмотрения жалоб налогоплательщиков, опытной и эффективной судебной системы оказывают существенное влияние на уровень преступности в области налоговых правоотношений.

В таких условиях провозглашенная в Налоговом кодексе РФ презумпция невиновности налогоплательщика представляется преждевременной. По словам С. Д. Шаталова, «ни одно государство, даже находясь в значительно более благоприятных условиях, не может отважиться на такую революцию, и только Россия ничего не боится».[37]

Так, в налоговом законодательстве США действует принцип «презумпции правильности расчетов налогового органа» при представлении ему необходимого минимума доказательств. В случае оспаривания расчетов и выводов налоговых органов бремя доказывать обстоятельства, обосновывающие возражения, возлагается на налогоплательщика. В зависимости от того, сумеет ли налогоплательщик доказать недостоверность представленных налоговым органом доказательств и расчетов при рассмотрении дела в суде, суд и принимает окончательное решение.

В России же законодатель пошел по пути механического перенесения принципов и норм уголовного права в налоговое, что послужило сильным импульсом к росту числа налоговых правонарушений. Реакция Министерства по налогам и сборам была предсказуемой: путем принятия ненормативных актов от территориальных налоговых органов потребовали усилить контроль за порядком исчисления, уплаты и возмещения налогов, в том числе НДС. Однако противоречия между ведомственными нормативными актами и налоговым законодательством приводят к тому, что в суде большинство споров с налогоплательщиками налоговые органы проигрывают. Уголовные дела, которые возбуждаются в отношении недобросовестных налогоплательщиков, нередко прекращаются по реабилитирующим основаниям.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, органами налоговой полиции в 2000 г. было возбуждено 61 уголовное дело по фактам хищения бюджетных средств под видом возмещения НДС по экспортным операциям, в 2001 г. – 153 дела. Но по результатам расследования до судебного рассмотрения доведены лишь четыре уголовных дела (по одному делу в Алтайском и Приморском краях, Псковской области и Санкт-Петербурге). Органами МВД РФ за 2000–2001 гг. проводилось расследование по 35 уголовным делам указанной категории и лишь два из них направлены в суд.[38]

Реальное противодействие незаконной деятельности налогоплательщиков, использующих недостатки механизма функционирования налога на добавленную стоимость, возможно только в результате комплексных усилий всех правоохранительных и контролирующих органов, путем своевременного выявления, всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств подготавливаемого или совершенного преступления.

Преступление в криминалистическом понимании есть «обусловленная обстановкой и другими объективными и субъективными факторами, взаимосвязанная со средой и протекающими в ней событиями и процессами, возникающая и функционирующая по воле виновного, повторяющаяся в своих структурных элементах, связях, отношениях и отражениях сложная, реальная общественно опасная система деяний, появление которой законодатель пытается предотвратить угрозой уголовного наказания».[39]

В структуру преступления включаются элементы, связи и закономерности. Исследование элементов, связей и закономерностей преступления как реального, сложного системного образования позволяет перейти к разработке методов и способов повышения эффективности расследования. Для реализации этой возможности необходимо надлежащее описание реальной системы преступления. Эту функцию призвана выполнять криминалистическая характеристика преступления.

В данной работе авторы не ставили перед собой задачу проанализировать существующие в науке определения криминалистической характеристики, а также различные взгляды на ее роль и значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Наша цель – дать описание реальной системы преступления, связанного с противоправным использованием механизма исчисления, уплаты и возмещения НДС, ее элементов, связей и закономерностей.

Рассматривая все части системы преступления, Г. А. Густов выделяет следующие восемь обязательных элементов этой системы: объект непосредственного посягательства, субъект посягательства, физическая и психическая деятельность субъекта, факты-последствия посягательства, место и время посягательства, общественная опасность и противоправность содеянного. Каждый из названных элементов необходим, но только в совокупности они образуют ту целостность, которая может быть названа преступлением.[40]

Кроме элементов реальную систему преступления характеризуют ее внутренние и внешние связи. К числу внутренних связей, по мнению Г. А. Густова, относятся: причинно-следственная, пространственно-временная, информационная и др. Ими связаны все названные общие элементы системы. Совокупность элементов системы и связей между ними образует структуру преступления. Внешние связи характеризуют поведение виновных до и после совершения преступления. Эти действия тесно связаны с их поведением во время посягательства. В ряде случаев они даже сложнее системы самого посягательства.[41]

Элементы и связи закономерно повторяются при совершении однородных преступлений, оставляя одинаковые следы в окружающей действительности. На этих закономерностях основана возможность раскрытия и расследования преступлений.

С указанных позиций рассмотрим преступные деяния, направленные на незаконное возмещение НДС.

2.1. Характеристика непосредственного объекта посягательства

Объект непосредственного посягательства – это все то, на что виновный прямо или косвенно воздействует в процессе посягательства.

Для того чтобы добиться желаемого решения о возмещении сумм НДС, заинтересованные лица осуществляют целый комплекс различных действий: регистрируют несколько организаций (юридических лиц), открывают расчетные и иные счета в банках, оформляют внутренние и внешнеторговые контракты, счета-фактуры, транспортные, товаросопроводительные и иные документы, грузовые таможенные декларации, акты приема-передачи товара, выполненных работ, осуществляют безналичные переводы денежных средств со счета одного юридического лица на счета других, заполняют налоговые декларации и представляют их в налоговые органы вместе с необходимыми документами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ. В процессе этой деятельности виновные вносят недостоверные сведения в документы, вводят в заблуждение или вовлекают в преступную деятельность работников различных государственных органов и учреждений, используют телекоммуникационные каналы связи и компьютерную технику. В результате в бумажных документах, электронных носителях информации, а также в памяти людей остаются следы преступной деятельности.

Цель, преследуемая при осуществлении незаконных операций с использованием механизма расчета, уплаты и возмещения сумм НДС, может быть двоякой.

Во-первых, учитывая тяжесть налогового бремени, которое несут практически все хозяйствующие субъекты в Российской Федерации, многие из них стремятся «минимизировать» размеры налоговых платежей, используя недостатки правового регулирования налоговых правоотношений.

Представляя в налоговые органы недостоверные сведения о сделках со своими контрагентами и финансовых операциях, налогоплательщик создает условия для принятия решения о возмещении сумм НДС путем зачета в соответствии со ст. 176 НК РФ.[42] В этом случае сумма, подлежащая возмещению, направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Таким образом, налогоплательщик освобождается от обязанности в течение указанного периода производить налоговые платежи в федеральный бюджет в пределах искусственно созданной задолженности бюджета перед ним либо погашать имеющуюся задолженность, которая образовалась в предыдущий период. В результате в бюджет не поступают соответствующие суммы налогов и сборов.

Представляется, что именно с этой целью первоначально стали использоваться недостатки механизма расчета, уплаты и возмещения НДС отдельными налогоплательщиками. Однако в дальнейшем возник соблазн не только не платить в бюджет законно установленные налоги и сборы, но и под видом возмещения НДС изымать из бюджета государственные средства в целях личного обогащения.

Вторая цель, которую преследуют виновные, связана с возможностью изъятия денежных средств из федерального бюджета под видом возмещения НДС.

Последовательность действий виновных аналогична вышеизложенной. Отличие состоит лишь в том, что решение о возврате сумм НДС принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика, а сам возврат осуществляется органами федерального казначейства. В результате действий виновных, направленных на то, чтобы добиться решения налогового органа о возмещении сумм НДС путем возврата, происходит реальное уменьшение совокупного государственного имущества в федеральном бюджете. В этом случае непосредственным предметом посягательства являются безналичные денежные средства, зачисляемые на счет недобросовестного налогоплательщика.

Безналичные денежные средства как предмет посягательства обладают особенностью, которая осложняет правовую оценку действий виновных. В отличие от наличных денежных средств безналичные деньги, размещенные на банковском счете, не обладают признаком материальности, вещественности. Между банком и клиентом возникают не вещно-правовые, а обязательственно-правовые отношения. Это обстоятельство создает почву для обоснования предложений о квалификации посягательств на безналичные денежные средства по ст. 165 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Однако ст. 159 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность не только за хищение имущества, но и за приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Поскольку ст. 128 ГК РФ к имуществу отнесены также имущественные права, то права требования, возникающие в результате незаконных операций с безналичными денежными средствами, могут быть признаны предметом посягательства при хищении как посредством мошенничества, так и путем присвоения или растраты.[43]

Криминалистически значимой является информация о порядке проведения операций с безналичными денежными средствами, о документах, которые оформляются с этой целью.

Безналичный денежный оборот представляет собой совокупность платежей, совершаемых путем перечисления по счетам в кредитных учреждениях и зачета встречных требований.

При совершении хищений под видом возмещения сумм входного НДС используются расчетные счета различных юридических лиц в коммерческих банках, посредством которых безналичные деньги переводятся с одного счета на другой в пределах одного банка, из одного коммерческого банка в другой, в том числе иностранный, а также из безналичной формы в наличную и наоборот.

Основными принципами организации безналичного оборота в Российской Федерации являются:

1) единообразное применение правил безналичных расчетов всеми хозяйствующими субъектами;

2) обязанность для любой организации или предприятия иметь счета в банке и хранить свои денежные активы, сбережения на этих банковских счетах;

3) проведение всех расчетов только при наличии средств на счету плательщика и с его согласия;

4) своевременность осуществления расчетов.[44]

Любые платежи с банковских счетов осуществляются только по приказу (распоряжению) или с согласия владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда или в случаях, прямо предусмотренных законодательством либо договором между банком и клиентом.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

– корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

– корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

– счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

– счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Законодательством[45] установлено, что при осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

Наиболее распространенным документом безналичного оборота является платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежные поручения универсальны. Они могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей; перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; в целях возврата, размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним; перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета), а также в других целях, предусмотренных законодательством или договором. Платежные поручения принимаются банком от клиентов независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.[46]

Исполнение платежного поручения плательщика состоит в том, что принявший его банк обязан перечислить указанную в поручении сумму банку, в котором открыт счет получателя. При этом на экземпляре поручения, который возвращается клиенту, помимо даты, штампа банка и подписи операционного работника проставляется отметка: «Принято банком».

Пооперационный порядок расчетов с использованием платежных поручений представлен на схеме 5.


Схема 5


Операция 1 – плательщик денежных средств (покупатель, заказчик) представляет обслуживающему его банку платежное поручение в пяти экземплярах; один экземпляр с отметкой банка об исполнении возвращается плательщику.

Операция 2 – банк плательщика на основании первого экземпляра поручения списывает с расчетного (текущего) счета клиента денежные средства.

Операция 3 – банк плательщика отправляет в расчетно-кассовый центр по месту открытия своего корсчета соответствующим образом оформленные три экземпляра платежного поручения.[47]

Операция 4 – на основании полученного платежного поручения РКЦ списывает с корсчета банка плательщика денежные средства.

Операция 5 – РКЦ направляет банку плательщика выписку из корреспондентского счета, подтверждающую списание денежных средств с его корсчета.

Операция 6 – РКЦ банка плательщика направляет два экземпляра платежного поручения в РКЦ банка получателя.

Операция 7 – РКЦ банка получателя зачисляет денежные средства на корсчет банка получателя.

Операция 8 – РКЦ направляет банку получателя два экземпляра платежного поручения и выписку из корреспондентского счета, подтверждающую зачисление денежных средств на его корсчет.

Операция 9 – банк получателя на основании полученных от РКЦ документов зачисляет средства на расчетный (текущий) счет получателя.

Операция 10 – банк получателя направляет своему клиенту выписку с его расчетного (текущего) счета, подтверждающую зачисление денежных средств, с приложением одного экземпляра платежного поручения. В свою очередь банк плательщика направляет своему клиенту выписку с его расчетного (текущего) счета, подтверждающую списание денежных средств.

Расчеты между банковскими и другими кредитными учреждениями на территории Российской Федерации производятся через подразделения расчетной сети Банка России (расчетно-кассовые центры – РКЦ, ГРКЦ), организованные в местах нахождения банковских учреждений. Каждому банку в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете. Расчетные операции с другими банками производятся через корреспондентские счета, открытые в РКЦ.

С этой целью кредитная организация представляет в обслуживающее подразделение расчетной сети Банка России сводное платежное поручение в двух экземплярах, оформленное на бланке установленной формы. Сводное платежное поручение является письменным распоряжением кредитной организации – плательщика подразделению расчетной сети Банка России о списании с корреспондентского счета суммы денежных средств.

К сводному платежному поручению прилагаются расчетные документы и опись расчетных документов, которая составляется кредитной организацией в двух экземплярах. Первый экземпляр сводного платежного поручения и каждый лист первого экземпляра описи расчетных документов оформляются подписями должностных лиц кредитной организации, имеющих право распоряжения счетом, и заверяются оттиском печати кредитной организации. Вторые экземпляры сводного платежного поручения и описи возвращаются кредитной организации ответственным исполнителем подразделения расчетной сети Банка России с отметкой об их принятии.

Расчетные документы могут представляться в подразделения расчетной сети Банка России также в электронном виде с использованием средств телекоммуникации.

Расчетные операции могут осуществляться также по корреспондентским счетам кредитных организаций (филиалов), открытым в других кредитных организациях (филиалах), и по счетам межфилиальных расчетов одной кредитной организации.

При заключении договора между двумя коммерческими банками, в том числе между российским и иностранным банком, об установлении корреспондентских отношений открываются счета типа «ЛОРО» и «НОСТРО». Первый представляет собой счет, открываемый коммерческим банком своему банку-корреспонденту, через который проводятся все денежные средства, получаемые им или выдаваемые. «НОСТРО» – это счет данного коммерческого банка у банка-корреспондента, через который проходят взаимные платежи.

Подтверждением совершения операции списания или зачисления денежных средств по корреспондентскому счету в другой кредитной организации является выписка из этого счета, направленная банком-исполнителем банку-отправителю. Форма, способ (на бумажном носителе или в электронном виде) и порядок передачи выписки устанавливаются в Правилах построения расчетной системы кредитной организации и в Договорах корреспондентского счета.

В договоре об открытии указанных счетов оговариваются также следующие вопросы: в какой валюте будет вестись счет, возможность овердрафта (превышения суммы платежа над остатком денежных средств на счете банка-корреспондента в данный момент), величина процентных платежей по остатку средств по счету, оплата комиссионного вознаграждения по счету.

В сфере внешнеторговой деятельности операции по корреспондентским счетам российских и иностранных банков (банков-нерезидентов) широко используются для создания видимости поступления экспортной выручки от иностранных покупателей несуществующего (или более дешевого) товара, якобы вывезенного в режиме экспорта с территории Российской Федерации. При этом иностранным банкам (банкам-нерезидентам) в российских банках открываются счета в валюте Российской Федерации и операции осуществляются, как правило, в рублях.[48]

С этой целью в начале банковского операционного дня в адрес российского банка-резидента от иностранного корреспондента (банка-нерезидента) поступает по телекоммуникационным каналам (обычно используется международная система передачи финансовой информации «СВИФТ») требование произвести платеж со счета «ЛОРО» на расчетный счет организации-экспортера. При этом на корсчете банка-нерезидента может и не быть достаточной для такого платежа суммы. Банк-резидент предоставляет своему корреспонденту краткосрочный кредит в форме овердрафта.

В конце этого же операционного дня указанная сумма должна вернуться в тот же банк-резидент, но уже найти отражение по счету «НОСТРО» в качестве платежа иностранной фирме, являющейся клиентом банка-нерезидента. После этого банк нерезидент передает информацию о возврате полученного ранее кредита, и российский банк восстанавливает исходную сумму на своем счете.

Возможно также использование в качестве источника денежных средств, необходимых для осуществления соответствующей операции, кредита в валюте Российской Федерации, предоставленной банком, юридическим или физическим лицом – нерезидентом российскому банку или юридическому лицу. Соответствующая сумма кредита в тот же день должна вернуться кредитору, так как фактически движение денег не происходит, осуществляются лишь банковские проводки на основании электронных или бумажных расчетных документов, которые оставляют следы прохождения необходимых денежных сумм на счетах включенных в преступную цепочку юридических лиц.

Таким образом, при отсутствии внешнего источника поступления денежных средств создаются предпосылки для предъявления экспортером требования о возмещении суммы входного НДС.

Как правило, каждый коммерческий банк открывает счета своих «карманных» фирм, которые используются для проведения по ним различных расчетных операций без реального движения денег. В результате появляется возможность минимизации налогового бремени, корректировки отдельных показателей финансовой отчетности, легализации преступных доходов и совершения иных противоправных действий.

Расчетным документом является также чек – письменное распоряжение владельца счета (чекодателя) плательщику (банку, выдавшему чек) уплатить сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете № 91207 «Бланки строгой отчетности».

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Однако чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.

По денежным чекам коммерческих банков юридические лица получают со своих счетов наличные деньги. От получателя денег отбирается расписка о полученной сумме, исполняемая на обороте чека.

Другим платежным документом является аккредитив, который представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Отличительный признак расчетов по аккредитивам состоит в том, что платеж совершается не по месту нахождения покупателя, как это имеет место при расчетах платежными поручениями, а по месту нахождения поставщика.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банка в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России. Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.

В настоящее время кредитные организации все шире используют для осуществления безналичных расчетов и оформления иных операций компьютерную технику и средства телекоммуникации, позволяющие отказаться от бумажных носителей информации.

Большинство крупных коммерческих банков перешли на обслуживание своих клиентов с помощью электронной системы «Клиент—Банк». Заключив соответствующий договор с банком, клиент (руководитель юридического лица) получает программный продукт и дискеты с электронной цифровой подписью.[49] В дальнейшем он может не появляться в банке, общаясь с его сотрудниками при помощи персонального компьютера и модемной связи. Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях[50] предусмотрена возможность представления поручений клиента в виде электронных платежных документов. При этом не требуется их последующее подтверждение на традиционном бумажном носителе.

Таким образом, одно и то же лицо может открыть в банке десятки счетов от имени различных организаций и в течение нескольких минут совершать, не выходя из дома или офиса, сотни операций по переводу денежных средств с одного счета на другой. В этом случае следы соответствующих расчетных операций следует искать на электронных носителях информации в банке и в организациях, которым открыты расчетные и иные счета в коммерческом банке.

Нередко хищениям денежных средств с использованием механизма возмещения налога на добавленную стоимость сопутствуют иные преступления в сфере экономической деятельности: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем, уклонение от уплаты таможенных платежей и др.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом движения денег. В сферу обращения наличные деньги попадают из банка в форме выплаты заработной платы или для других расчетов наличными и в виде выручки возвращаются в банк.

Кассовое обслуживание юридических лиц – одна из основных функций банковских учреждений. Ей корреспондирует обязанность хозяйствующих субъектов вести учет кассовых операций в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету.[51]

В соответствии с «Порядком ведения кассовых операций» банку отведена роль контролера налично-денежного оборота.

Операции по зачислению денежной выручки на счета в банке и выдаче наличных денег на различные цели в банковской практике определены как кассовые. По балансовому результату и назначению кассовые операции являются приходными или расходными.

Приходными кассовыми операциями отражаются в учете поступления наличных денег в банк. Выручка организаций, реализующих товары или оказывающих услуги за наличный расчет, подлежит зачислению на их счета в банке в сумме, превышающей собственную потребность в наличных деньгах.

Сумма собственной потребности определяется организацией самостоятельно, а после согласования и утверждения банком является кассовым нормативом – нормой расходования наличных денег из выручки данной организации. Кроме того, для каждой организации, даже не имеющей постоянную денежную выручку, определяется предельная величина наличных средств, которые могут находиться в кассе для непредвиденных случаев (лимит остатка кассы).

Сумма выручки сверх нормы расхода и лимита кассы подлежит сдаче в банк и зачислению на счет организации. В банковской практике применяются два способа сбора выручки: аппаратом инкассации и через приходные банковские кассы.

Зачисление выручки, собранной аппаратом инкассации, осуществляется по накладной, после пересчета и сверки фактической суммы выручки и ее покупюрного строения с данными накладной.

Через приходную кассу банка выручка поступает непосредственно от представителя организации. Как правило, так организована работа с клиентами, не имеющими крупных сумм дневной выручки. При этом зачисление выручки, поступившей через приходную кассу, осуществляется по «Объявлению на взнос наличными». Это комбинированный документ, являющийся основанием для увеличения кассового прихода банка и выполняющий роль расписки в получении наличных денег и платежного документа на осуществление бухгалтерской проводки по зачислению выручки на счет клиента.

Получить наличные деньги в банке может любое юридическое или физическое лицо – клиент данного банка, если на его счете имеется требуемая сумма. Наличие остатка на счете клиента – обязательное условие расходной кассовой операции.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Соблюдение этого принципа находит отражение в обязательном сообщении клиента о направлении получаемой в банке денежной суммы. В последующем банк проверяет достоверность данного сообщения. О цели получения наличных денег организации сообщают в денежном чеке – основном расходном кассовом документе банка. Сброшюрованные в чековые книжки денежные чеки выдаются клиентам при открытии банковского счета. Номера выданных денежных чеков подлежат регистрации в карточках образцов подписей и печати организаций-клиентов.

Наибольшую часть расходных кассовых операций банка составляет выдача средств на заработную плату и на прочие виды оплаты труда.

Кроме выдачи средств на оплату труда, банк обеспечивает выдачу наличных средств на выплату стипендий, пенсий и пособий, оплату командировочных и операционно-хозяйственных расходов, заготовку сельскохозяйственной продукции и закупку непродовольственных товаров, для других расчетов наличными.[52]

В середине 90-х годов широкое распространение в Российской Федерации получили незаконные операции по обналичиванию денежных средств. В средствах массовой информации открыто размещались объявления о том, что организация за определенный процент обналичит любые суммы с использованием нужного клиенту гражданско-правового договора. В результате таких действий денежные средства в значительных объемах выводились из легального оборота. Появилось выражение «черный нал», характеризующее нелегальный оборот наличных денежных средств.

Изменение законодательства и усилия налоговых органов, налоговой полиции и других правоохранительных структур несколько уменьшили объем подобных операций. Однако полностью исключить нелегальный оборот наличных денег пока не удается.

В современных условиях деятельность по обналичиванию носит более завуалированный характер. В этих целях используются векселя и иные ценные бумаги, банковские кредитные карты, финансовые операции, которые получили название «встречные потоки». Суть этих операций сводится к тому, что с целью оказания услуг по обналичиванию денежных средств создается целая сеть организаций, в которую включаются и коммерческие банки (как резиденты, так и нерезиденты). Перечисленная с целью обналичивания сумма безналичных денежных средств переводится на счет организации, имеющей значительный объем ежедневной наличной выручки; из этой выручки производится платеж наличными. Изъятие наличности скрывается с использованием различных способов вмешательства в работу кассовых аппаратов либо реализации товаров, минуя кассовый аппарат. Поступившие на счет такой организации безналичные средства переводятся на счета других фирм, включенных в цепочку, выполняя функцию средства платежа по вполне легальным сделкам.

Безналичные средства российских предприятий (организаций) могут переводиться под благовидным предлогом (через ряд промежуточных счетов «фирм-однодневок») за границу на счета юридических лиц – нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, где они зачисляются на карточные счета[53] физических лиц, проживающих в России. Встречный безналичный платеж позволяет произвести расчет на территории России с клиентом, имеющим за границей источник поступления наличных средств. При этом реального перечисления денежных средств по счетам юридических лиц не производится; при нулевых остатках на начало и конец операционного дня по счетам включенных в цепочку юридических лиц осуществляется лишь документальное оформление операций по зачислению и списанию средств в определенной последовательности.

Описанный механизм в силу своей универсальности и относительной безопасности (контролирующим и правоохранительным органам нелегко доказать, что списание средств со счета было осуществлено до поступления соответствующей суммы на этой счет, т. е. при отсутствии реального источника) используется как для минимизации налогового бремени, так и для совершения хищений и иных преступлений.

Таким образом, приведенная характеристика объекта непосредственного посягательства при совершении преступлений с использованием механизма исчисления, уплаты и возмещения НДС позволяет в ситуации расследования конкретного уголовного дела на основе имеющейся информации разработать модель события преступления, конкретизировать цели участников преступной группы, определить перечень документов и иных источников информации, подлежащих исследованию, а также их местонахождение.

2.2. Характеристика субъекта посягательства

Субъект посягательства – это виновный (конкретное лицо или лица), фактически совершивший посягательство.

Применительно к рассматриваемым преступлениям субъектами посягательства, как правило, являются лица, обладающие достаточно высоким интеллектуальным уровнем, профессиональными знаниями, социальным статусом и материально обеспеченные. На эти преступления не идут от бедности или голода. Побудительными мотивами являются стремление к получению дополнительной прибыли, личному обогащению, нежелание платить достаточно высокие налоги.

Среди участников преступной группы существует четкое распределение ролей. Каждый выполняет определенную функцию, нередко лишь догадываясь о механизме и конечной цели всей многоходовой операции. В числе организаторов могут быть руководители коммерческих банков, их филиалов и структурных подразделений, лица, не занимающие официально никаких должностей, но осуществляющие руководство коммерческими организациями, аудиторскими фирмами, инвестиционными компаниями и т. п. Многие из них приобрели начальный капитал на операциях по обналичиванию денежных средств в начале 90-х годов, когда эта деятельность носила массовый характер.

В качестве исполнителей, безусловно, используются бухгалтерские работники, операторы ЭВМ, кассиры, водители, охранники и другие лица, выполняющие поручения организаторов. Чтобы добиться желаемого результата, применяются подкуп, угрозы, шантаж в отношении сотрудников таможенных, налоговых и иных контролирующих и правоохранительных органов.

В результате такого иерархического, разветвленного построения преступной группы достаточно сложно установить организаторов преступления, доказать их руководящую роль и привлечь к уголовной ответственности.

Как правило, уголовное преследование начинается в отношении руководителя организации, подписавшего декларацию по налогу на добавленную стоимость и представившего ее вместе с необходимыми документами в налоговый орган. Однако это наименее уязвимое с точки зрения уголовного закона звено в преступной цепочке. Руководитель организации в большинстве случаев легко обоснует законность своих требований, сославшись на то, что он заключил договор с неизвестным ему ранее поставщиком товара, получил от него необходимые документы и оплатил товар в полном объеме, включая НДС. То, что этот поставщик или поставщик поставщика (что бывает чаще) не перечислил соответствующую сумму НДС в бюджет и не представил отчетность в налоговый орган, ему не известно.

Дальнейшее движение товара также может происходить при посредничестве не знакомых ранее данному налогоплательщику лиц, выдававших себя за представителей коммерческих организаций, таможенных брокерских компаний или иностранных фирм.

Одной из важнейших задач расследования является установление организаторов преступления, тех лиц, которые сами не оформляют и не подписывают никаких бухгалтерских, банковских, транспортных или иных документов, но получают львиную долю прибыли от преступной операции.

2.3. Характеристика физической деятельности субъектов посягательства

Физическая деятельность субъектов посягательства включает все то множество противоправных и непротивоправных действий виновных, те способы, орудия, инструменты, приспособления, которые использовались ими для достижения своих криминальных целей (приготовления, осуществления посягательства, сокрытия следов преступления, использования результатов преступления, противодействия правоохранительным органам и др.) и удовлетворения желаний, не связанных с этими целями.

Действия виновных, направленные на незаконное возмещение НДС, складываются из нескольких взаимосвязанных этапов, среди которых можно выделить подготовительный, центральный и заключительный.

Следует отметить, что подготовке преступления в данном случае отводится решающая роль, так как на этом этапе создаются необходимые условия для достижения преступного результата и сокрытия следов. Подготовительный этап занимает значительно больше времени, чем этап реализации преступного замысла.

В процессе подготовки участники преступной группы регистрируют или приобретают готовые пакеты документов на уже зарегистрированные организации. Как правило, учредителями таких организаций являются лица, не имеющие никакого отношения к их реальной деятельности: утратившие паспорт либо предоставившие его за определенное вознаграждение сотрудникам компаний, специализирующихся на регистрации юридических лиц. В качестве руководителей этих организаций могут фигурировать также случайные лица, не имеющие представления об их реальной деятельности.

Всем фирмам, включенным в цепочку поставщиков – получателей товара, открываются расчетные счета в одном банке, банке и его филиалах или дружественных банках.

На подготовительном этапе оформляются контракты с различными российскими или иностранными фирмами на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Если заключен внешнеторговый контракт, в уполномоченном банке оформляется паспорт сделки.

В целях имитации движения товаров либо значительного увеличения стоимости реально поставляемых товаров оформляются договоры поставки между включенными в цепочку фирмами, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи товаров, договоры комиссии (агентирования, поручения) без фактической оплаты якобы поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг (отсрочка платежа по договору может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев).

Накладные на перевозку товаров зачастую оформляются в произвольной форме без указания организации-перевозчика, номера автомашины, фамилии водителя, фамилий лиц, ответственных за отпуск и прием товаров. Это обстоятельство могло бы вызвать затруднения при реальной транспортировке товаров в случае проверки автомашины и груза сотрудниками милиции. Однако в действительности указанный в таких документах товар не перевозится или перевозится, но с использованием совсем других документов, которые впоследствии уничтожаются.

Доходы от операций по незаконному возмещению НДС настолько высоки, что участники преступной группы могут позволить себе затраты на приобретение, соответствующую упаковку, оформление и транспортировку с целью вывоза за границу реально существующих изделий, механизмов, агрегатов, которые на самом деле пригодны лишь на металлолом. Однако внешне в упакованном виде они выглядят как пригодные для использования товары.

Организации, выступающие в роли экспортеров, импортеров, комиссионеров, поверенных, регистрируются в таможенном органе в качестве участников ВЭД, представляют необходимые документы в таможенный орган и получают учетную карту участника ВЭД.

Следующий этап имеет свои особенности в зависимости от того, какая операция будет использована как основание для выдвижения требования о возмещении НДС: экспортная, импортная или внутренняя.

Рассмотрим процедуру помещения товаров под таможенный режим экспорта. С этой целью оформляются грузовые таможенные декларации (ГТД), счета-инвойсы, международные товарно-транспортные накладные (CMR) и иные документы, необходимые для обеспечения перемещения груза через таможенную границу Российской Федерации.

В зависимости от избранного способа в представляемых в таможенные органы документах может существенно завышаться цена экспортируемого товара (работ, услуг), указываться более ценный товар, чем реально экспортируемый, либо документы могут полностью фальсифицироваться. В последнем случае товар реально через таможенную границу не перемещается, изготавливаются лишь необходимые транспортные и таможенные документы.

На подготовительном этапе создаются условия для последующей имитации движения денежных средств, источником которых якобы является экспортная выручка, и выделения из суммы, соответствующей стоимости экспортируемого товара (работ, услуг), налога на добавленную стоимость, размер которого и является непосредственным предметом посягательства. Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, должна корреспондировать с задолженностью экспортера перед третьей организацией, помимо поставщика. Эта задолженность может возникнуть в результате получения займа, выдачи собственного векселя, приобретения чужого векселя с отсрочкой платежа или по иным основаниям.

На счет поставщика НДС перечисляется в день поступления экспортной выручки на счет экспортера вместе с суммой, соответствующей цене товара. Возмещение НДС и зачисление соответствующей суммы на счет экспортера производятся спустя несколько месяцев. Изъятие этой суммы осуществляется под предлогом возврата займа, оплаты чужого векселя, погашения своего векселя или путем иного погашения мнимой кредиторской задолженности экспортера. Часть поступившей суммы остается в распоряжении экспортера в качестве его дохода, остальные деньги после осуществления ряда транзитных операций по счетам специально созданных «отмывочных» организаций обналичиваются и распределяются между участниками преступления либо вновь используются в целях создания видимости поступления экспортной выручки на счета других организаций-экспортеров.

Когда товар пересек таможенную границу Российской Федерации, в назначенный день уполномоченный банк (либо российская фирма через уполномоченный банк) предоставляет своему корреспонденту (банку-нерезиденту, зарегистрированному, как правило, в одной из стран бывшего СССР или в оффшорной зоне) краткосрочный кредит. Сумма этого кредита соответствует стоимости отправленного на экспорт товара организацией, включенной в преступную схему.

После этого в адрес уполномоченного банка поступает в форме электронного документа распоряжение из банка-нерезидента о зачислении указанной суммы на счет экспортера. В распоряжении указывается, что соответствующая сумма исходит якобы от инофирмы, которая является получателем или плательщиком по экспортному контракту.

Зачастую зарегистрированный в оффшорной зоне банк принадлежит нашим соотечественникам, которые являются активными участниками преступной схемы. Представитель этого банка может находиться в помещении российского банка-корреспондента или в соседнем здании. Для того чтобы отправить телеграфное или телексное сообщение, можно использовать телетайпный аппарат, находящийся в том же помещении, где располагается и принимающее устройство.

В течение нескольких последующих часов указанная сумма переводится на основании заранее подготовленных платежных поручений (электронных или бумажных) со счета экспортера на счет поставщика или комиссионера и далее – по цепочке задействованных в преступной схеме фирм. В конце этой цепочки находится фирма, имеющая контракт с инофирмой на выполнение работ или оказание услуг. В результате появляется основание для перечисления указанной суммы вновь на счет банка-нерезидента. После этого банк-нерезидент возвращает уполномоченному банку сумму краткосрочного кредита (овердрафта), и цепочка замыкается.

Подобные операции требуют тщательной подготовки, продумывания всех деталей, чтобы в течение короткого промежутка времени, который отводится на оформление десятков финансовых операций, не допустить ошибок (не пропустить тот или иной платеж, правильно указать реквизиты фирм, соблюсти последовательность финансовых операций).

Рядовые исполнители, в том числе сотрудники банка, не посвящаются в существо этих операций. Они получают конкретное задание и схему, в которой указаны наименования клиентов банка, наименования финансовых операций, их последовательность. После завершения операции эти схемы уничтожаются.

Ниже приведена одна из подобных схем, изъятая при обыске в офисе организации, где необходимые платежные документы готовились и направлялись по телекоммуникационным каналам в банки для осуществления соответствующих переводов денежных средств (см. схему 6; на английском языке воспроизведены названия зарубежных банков, имеющих корреспондентские связи с российскими банками, обозначенными аббревиатурами «РИБ» и «МТПБ»).


Схема 6


На схеме 6 видно, что начальная и конечная точка движения безналичных денежных средств совпадают.

Даже эта, не самая длинная цепочка, дает представления о разветвленности преступных связей, сложности их выявления, фиксации и использования в доказывании виновности участников преступления.

Таким образом, целью преступной группы являются не те деньги, которые совершили виртуальный оборот и вернулись к своему источнику. Движение этих денег является необходимым условием для предъявления требований о возмещении НДС. На основании фиктивной проводки, свидетельствующей о поступлении выручки на счет экспортера, банк выдает представителю этой организации выписку о движении денег по расчетному счету.

Центральный этап механизма преступления включает в себя действия, направленные на получение решения налогового органа о возмещении НДС. С этой целью работники организации-экспортера оформляют отдельную налоговую декларацию, которую представляют в налоговый орган вместе с копией контракта, выпиской банка, грузовой таможенной декларацией, копиями транспортных документов и заявлением о возмещении НДС.

После соответствующей проверки налоговый орган должен принять решение о налоговом зачете либо направить заключение о возврате сумм налога в территориальный орган федерального казначейства,[54] который перечисляет деньги на счет налогоплательщика.

На заключительном этапе поступившие на счет экспортера денежные средства перечисляются по фиктивным контрактам на счета зарегистрированных на «подставных» лиц фирм, обналичиваются и обращаются в пользу участников преступной группы. Кроме того, принимаются меры к уничтожению фиктивных документов, использованных на предыдущих этапах.

Механизм совершения преступления можно представить следующим образом (см. схему 7).


Схема 7


Представленная схема 7 является упрощенной и поэтому не содержит всех связей и участников реальных незаконных операций, направленных на незаконное возмещение НДС экспортерам. Из нее следует, что организация, выступающая в роли поставщика товаров экспортеру, не является плательщиком НДС, так как зарегистрирована на подставное лицо и предназначена, как правило, для совершения одной сделки, после чего ее расчетный счет обнуляется и в дальнейшем не используется.

В то же время после поступления денег на счет экспортера от иностранного партнера сумма, соответствующая стоимости полученного от поставщика товара, плюс налог на добавленную стоимость перечисляются на счет поставщика, затем на счета других участников цепочки и, в конечном счете, возвращаются в банк, где открыт счет экспортера. Изымается из оборота и распределяется между участниками преступной группы сумма, перечисленная из бюджета на счет экспортера в возмещение НДС, которая перечисляется на счет третьей организации, с которой заблаговременно заключается сделка, по условиям которой экспортер становится должником на сумму подлежащего возмещению НДС.

В действительности в преступной цепочке могут быть задействованы десятки организаций, выполняющих функции поставщиков – покупателей, посредников, комиссионеров и т. п. Большинство из них зарегистрированы на «подставных» лиц и не имеют реальной возможности распоряжаться денежными средствами, которые поступают на их расчетный счет. Основное их назначение – запутать следы и создать дополнительные трудности для налоговых и правоохранительных органов в установлении организаторов преступления.

В механизме преступления ведущая роль может принадлежать работникам банка, посвященным в детали операции. В этом банке открываются счета большинства задействованных в преступной схеме организаций. Доступ к их расчетным счетам имеет, как правило, одно лицо, которое в нужный момент оформляет электронный документ, давая распоряжение о перечислении денежных средств с одного счета на другой.

Коммерческий банк должен иметь разрешение Центрального банка России на производство валютных операций, а также корреспондентские отношения с иностранными банками, которым открыты счета типа «ЛОРО», «НОСТРО». Именно с использованием этих счетов при отсутствии внешнего источника можно создать видимость поступления экспортной выручки на счет налогоплательщика.

При использовании для незаконного возмещения НДС хозяйственных операций на внутреннем рынке виновные стремятся перенести обязанность уплаты основной суммы входного НДС на юридических лиц, зарегистрированных на подставных лиц («фирмы-однодневки», «фирмы-прокладки» и т. п.) либо увеличить размер налоговых вычетов.

На схеме 8 изображен механизм уклонения от уплаты «внутреннего» НДС с использованием юридических лиц, зарегистрированных на подставных лиц, не представляющих отчетность в налоговые органы и не являющихся плательщиками налогов.


Схема 8


В действительности «налогоплательщик» приобретает товар у «поставщика» за 120 р. и продает его «покупателю» за 240 р. Входной НДС составляет 20 р. Эта сумма должна включаться в налоговые вычеты. Полученный от «покупателя» НДС составляет 40 р. Размер подлежащего уплате в бюджет налога должен составить 20 р.

Однако по документам бухгалтерского учета «налогоплательщика» отражено приобретение товара у ООО–1 за 120 р. и реализация его в адрес ООО–2 также за 120 р., т. е. без прибыли. В результате размер подлежащего уплате в бюджет НДС составляет 0 р. При встречной проверке налоговый орган обнаружит, что ООО–1 и ООО–2 зарегистрированы на подставных лиц и не являются плательщиками НДС, однако «налогоплательщик» мог об этом и не знать. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика, закрепленный в Налоговом кодексе РФ, обязывает налоговый орган доказать, что сделки с ООО–1 и ООО–2 носили фиктивный характер и преследовали цель уклонения от уплаты НДС.

На схеме 9 изображен механизм незаконного возмещения НДС с использованием хозяйственной операции «аренда оборудования».


Схема 9


1. «Покупатель» приобретает оборудование по договору купли-продажи и ставит его себе на баланс в ноябре 2001 г.

2. «Покупатель» оплачивает «продавцу» 30 млн р., в том числе НДС за поставленный товар – 5 млн р. В декабре заполняет декларацию и предъявляет НДС в сумме 5 млн р. к возмещению из бюджета.

3. «Покупатель-арендодатель» заключает договор аренды с «арендатором» и передает ему оборудование.

4. «Арендатор» оплачивает ежемесячно арендную плату по договору аренды. «Арендодатель» начисляет налоги и вносит их в бюджет.

В результате проведения операции «покупатель» предъявляет к возмещению из бюджета 5 млн р. 20 декабря 2001 г. В течение трех месяцев налоговый орган зачисляет из этой суммы текущие платежи «покупателя» в федеральный бюджет. По истечении трех месяцев на основании заявления «покупателя» налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы и направляет решение в орган федерального казначейства, который перечисляет деньги на счет организации.

В действительности сделки по приобретению и передаче оборудования в аренду носят фиктивный характер. После поступления денежных средств из бюджета на счет налогоплательщика (арендодателя) они перечисляются на счета других юридических лиц, включенных в преступную цепочку, обналичиваются или используются иным образом в интересах виновных лиц. Сами организации, выполнявшие роли «продавца», «покупателя» и «арендатора», прекращают хозяйственную деятельность. При проверке налоговый орган установит, что эти организации зарегистрированы на подставных лиц.

Для уклонения от уплаты НДС широко используются импортные операции (см. схему 10).


Схема 10


1. Иностранная компания поставляет товар «импортеру».

2. «Импортер» оплачивает иностранному поставщику 30 млн р.

3. «Импортер» перечисляет в федеральный бюджет через таможенный орган НДС 6 млн р.

4. «Импортер» получает товар после прохождения таможенных процедур.

5. «Импортер» реализует товар оптовому «покупателю» с рассрочкой платежа.

6. В течение последующих трех месяцев на счет «импортера» поступают платежи за товар по 80 тыс. р. ежемесячно. На эти суммы «импортер» начисляет налоги и вносит их в бюджет.

В результате проведения операции «импортер» предъявляет к возмещению НДС 6 млн р. В течение последующих трех месяцев налоговый орган производит зачет текущих платежей «импортера» в федеральный бюджет. По истечении трех месяцев на основании письменного заявления налогоплательщика налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы и направляет его в орган федерального казначейства. Последний зачисляет деньги на счет «импортера».

В действительности товар может быть реализован оптовому покупателю в течение нескольких дней после выпуска его в режим свободного обращения. Однако в документах «импортера» в качестве «покупателя» будет фигурировать фирма, зарегистрированная на подставное лицо. После поступления денежных средств из государственного бюджета на счет «импортера», они перечисляются на счета включенных в преступную цепочку юридических лиц, обналичиваются или используются иным образом в интересах участников преступной группы. «Организация-импортер» перестает существовать в качестве реального юридического лица.

Для предъявления незаконных требований о возмещении НДС могут использоваться также хозяйственные операции, связанные с оформлением складского свидетельства (см. схему 11).


Схема 11


1–2. «Налогоплательщик» приобретает товар у «поставщика», уплачивая при этом 20 млн р. в качестве налога на добавленную стоимость (входной НДС). Указанная сумма включается в налоговые вычеты.

3–4. «Налогоплательщик» передает приобретенный товар ОАО—Х для хранения и последующей отгрузки «покупателю». Взамен получает складское свидетельство – ценную бумагу на предъявителя. Оно может свободно передаваться другим лицам и служить оформлением продажи товара, хранящегося на товарном складе.

5–6. «Налогоплательщик» оформляет счет-фактуру, в которой указывает стоимость товара и сумму НДС, а также акт передачи складского свидетельства «покупателю». В качестве покупателя обычно выступает организация, зарегистрированная на подставное лицо.

7. В налоговой декларации «налогоплательщик» отражает операцию по реализации товара и, учитывая, что выручка от реализации на его счет еще не поступила, предъявляет к возмещению сумму входного НДС – 20 млн р.

8. В действительности ОАО—Х является производителем и поставщиком товара, который реализуется за 200 млн р., но другому покупателю, расчеты с которым не отражаются в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Получив соответствующую сумму возмещения входного НДС, «налогоплательщик» перечисляет денежные средства на счета включенных в преступную цепочку фирм, после чего они используются в интересах участников преступной группы, а «налогоплательщик» перестает существовать как реальное юридическое лицо.

Существуют и иные способы уклонения от уплаты НДС и создания условий для предъявления незаконных требований о возмещении этого налога. Кроме того, заинтересованные лица постоянно изобретают новые способы ухода от налогов и использования механизма налогообложения для хищения денежных средств и совершения иных преступлений. С этой целью используются недостатки законодательного регулирования налоговых правоотношений, организации безналичных расчетов, таможенного оформления режимов экспорта и импорта товаров, противоречия в нормативных актах различного уровня, несогласованность в действиях правоохранительных и контролирующих органов.

С физической деятельностью тесно связана психическая деятельность участников преступления.

2.4. Характеристика психической деятельности субъекта посягательства

Психическая деятельность субъекта посягательства включает: его мышление, воображение, запоминание, мотивацию принимаемых решений, целеполагание, эмоции; все те психические, физиологические процессы, явления сознания, которые управляют поведением, определяют отношение к объекту, результатам посягательства, обществу в целом.[55]

Выше уже упоминалось, что в абсолютном большинстве случаев лица, совершающие противоправные действия, связанные с использованием недостатков механизма исчисления, уплаты и возмещения НДС, руководствуются корыстным мотивом. Цель может быть двоякой: уклониться от уплаты налога, снизить его размер либо изъять денежные средства из федерального бюджета. Однако и в том и другом случаях государство в целом несет материальные потери, а виновные лица незаконно обогащаются за счет общества.

Механизм исчисления, уплаты и возмещения НДС достаточно сложен. Ему посвящена отдельная глава НК РФ, содержащая 35 статей. До вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ правоотношения в сфере обложения налогом на добавленную стоимость регулировались Федеральным законом «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г.,[56] Инструкцией Госналогслужбы «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 г. № 39[57] и рядом других нормативных актов.

Законодательство в сфере налогообложения постоянно меняется. Достаточно сказать, что во вторую часть НК РФ, действующую с 1 января 2001 г., внесены изменения и дополнения тринадцатью федеральными законами. Поэтому преступления этого вида планируют и организуют лица, обладающие высокими интеллектуальными способностями, необходимыми экономическими и юридическими знаниями. Безусловно, они не могут не отдавать себе отчет в том, что разрабатываемые ими схемы незаконного возмещения НДС наносят колоссальный ущерб экономике страны. Однако стремление получить личную материальную выгоду становится превалирующим.

Конкретные исполнители в ряде случаев могут руководствоваться и не корыстными мотивами, а например, ложно понятыми интересами службы. В частности, руководитель организации, имеющей значительную задолженность по налогам, образовавшуюся в предыдущий период, может использовать схему незаконного предъявления к возмещению НДС в целях ликвидации задолженности и получения оборотных средств, необходимых для развития производства. Однако при этом он не может обойтись без соучастников, которые оформляют необходимые фиктивные документы, создают видимость осуществления финансовых и хозяйственных операций. За это необходимо платить. Значит, руководитель организации оказывается перед выбором: либо платить из своего кармана, либо за счет средств организации, которые необходимо обналичивать и скрывать от учета.

Таким образом, поведением субъектов рассматриваемых преступлений управляет корыстный мотив, желание получить доход за счет федерального бюджета, т. е. за счет государства и общества в целом.

2.5. Типичные факты-последствия преступного посягательства

Следующим элементом реальной системы преступления являются факты-последствия посягательства. Под ними подразумеваются выраженные в конкретных фактах результаты деятельности субъекта, вредные для общества, наступление которых законодатель стремится предотвратить угрозой уголовного наказания, и последствия, которые сами по себе не опасны, но имеют значение для расследования и установления истины.[58]

К таким результатам, по которым можно судить о совершении субъектом (субъектами) преступления рассматриваемого вида, следует отнести наличие в документах, представленных в налоговый орган вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость, а также полученных из иных источников, следующих сведений:

1. О предъявлении требования о возмещении НДС, проведении зачета по федеральным налогам в соответствии с предъявленным требованием, а также о зачислении денежных средств на счет налогоплательщика в счет возмещения входного НДС по фиктивным хозяйственно-финансовым операциям («лжеэкспорт», «псевдоэкспорт», «лжеаренда», «лжехранение» и т. п.).

2. Об операциях по экспорту товарно-материальных ценностей организациями, для которых эти товары не являются профильными (кондитерская фабрика поставляет оптические трубы, титан или газовые турбины и т. п.).

3. Об операциях по экспорту редких металлов, полезных ископаемых, природных ресурсов, иных материальных ценностей, оборот которых ограничен как возможностями производства, так и потребностями рынка.

4. О продаже товаров по ценам значительно выше среднерыночных.

5. О приобретении налогоплательщиком товаров, первичным поставщиком которых являются организации, зарегистрированные в зонах льготного налогообложения.

6. О приобретении налогоплательщиком однородных товаров у разных поставщиков, которые меняются каждые два-три месяца, а также реализации однородных товаров разным покупателям с аналогичной периодичностью их смены. Подтверждение факта регистрации организаций-поставщиков и покупателей на подставных лиц.

7. Об обнаружении в помещениях, занимаемых организацией-налогоплательщиком, печатей, штампов и бланков организаций, выступающих в качестве поставщиков и покупателей по заключенным контрактам налогоплательщика.

8. О совершении хозяйственных операций между организациями, зарегистрированными на подставных лиц, не представляющими налоговую отчетность и не являющимися плательщиками НДС.

9. Об осуществлении операций, связанных с движением товара от производителя (первого поставщика) к экспортеру, организациями, имеющими счета в одном банке (филиалах одного банка); о совершении операций по переводу денег с одного счета на другой в счет оплаты товара и зачисления на счет экспортера выручки по внешнеторговому контракту в течение одного операционного дня при нулевом сальдо на начало и конец операционного дня по большинству расчетных счетов, задействованных в цепочке платежей.

10. Об установлении факта непересечения государственной границы экспортируемыми товарами.

11. Об установлении факта обратного ввоза экспортируемых товаров под предлогом отказа покупателя от груза.

12. Об установлении факта отказа от получения экспортированного за границу товара или неявки покупателя за товаром.

13. Об отсутствии реального перечисления денежных средств со счета налогоплательщика по договору поставки, счету-фактуре, платежному поручению, имеющимся в документах бухгалтерского учета.

14. Об установлении фактов приобретения экспортируемых товаров у физических лиц за наличный расчет.

15. Об установлении фактов отнесения на затраты налога на добавленную стоимость, фактически не уплаченного транспортным организациям, осуществляющим транспортировку экспортных грузов, отправителем которых является налогоплательщик.

16. О производстве платежей по сделкам одним юридическим лицом за другое юридическое лицо.

17. О заключении контрактов по поставке товаров (в том числе, на экспорт) между различными организациями с отсрочкой платежа и осуществлении всех расчетов только после поступления экспортной выручки.

18. О заключении внешнеторговой сделки с фирмой, зарегистрированной в оффшорной зоне (перечень таких фирм содержится в приложении к Указанию ЦБ РФ от 12.02.1999 г. № 500-У[59]), оплата по которой предусмотрена в рублях.

19. О выявлении фактов несоответствия печатей, штампов таможенного органа на документах, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

20. Об установлении фактов несоответствия данных, содержащихся в информационной базе таможенного управления, первичным таможенным документам и документам Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

21. О наличии нескольких плательщиков таможенных сборов за организацию-экспортера или импортера и периодическая повторяемость плательщиков, независимо от организации-экспортера или импортера.

22. Об оформлении таможенных документов одной организации-экспортера или импортера одним и тем же сотрудником таможенного органа.

23. Об отсутствии в контракте с инофирмой штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей, а также условий по обеспечению исполнения инофирмой своих обязательств.

24. О заключении договоров с инофирмой от имени юридического лица, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев.

25. О продаже валютной выручки, купленной банком-резидентом у экспортера, банку-нерезиденту.

26. Об использовании сети Интернет вместо специальной системы передачи финансовой информации «СВИФТ» для осуществления операций по корреспондентским счетам банка-резидента и банка-нерезидента в связи с расчетами по экспортным сделкам.

27. Об использовании собственных или чужих векселей для создания кредиторской задолженности организации-налогоплательщика (экспортера, импортера, поставщика, предъявляющего НДС к возмещению).

28. О погашении векселей за счет средств, поступивших на счет организации-налогоплательщика, в качестве возмещения входного НДС.

29. О поступлении сообщений (электронных или на бумажных носителях) о зачислении средств на счет организации-экспортера со счета физического лица (гражданина России), открытого в банке-корреспонденте российского банка за границей по утраченным документам.

30. О списании денежных средств со счетов организаций, причастных к движению товара, по операциям с которым налогоплательщик предъявляет требование о возмещении НДС, только под встречные платежи.

Для расследования преступлений, связанных с использованием механизма исчисления, уплаты и возмещения НДС, имеют значение и иные факты-последствия, перечень которых может быть продолжен. Результаты деятельности субъекта находят отражение преимущественно в документах (бумажных и электронных). Поэтому умение обнаружить необходимые документы, исследовать, оценить и использовать их в процессе доказывания является важнейшим качеством, необходимым следователю, дознавателю, сотруднику органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность по этой категории преступлений.

2.6. Особенности времени и места посягательства

Время и место посягательства – важнейшие элементы системы преступления, связанные с субъектом и непосредственным объектом посягательства, обстановкой, способом посягательства, механизмом преступления.

Под местом посягательства понимается то конкретное пространство, на котором действует виновный, жертва, иные лица: район деятельности субъекта, место выполнения им отдельных действий, имеющих уголовно-правовое и криминалистическое значение, место наступления последствий посягательства.[60]

Время посягательства – это реальный период функционирования системы преступления, начало, продолжительность, окончание посягательства; время выполнения субъектом отдельных действий, время наступления последствий преступления.[61]

При совершении преступлений, связанных с использованием механизма исчисления, уплаты и возмещения НДС, преступный умысел реализуется на обширной территории, включающей несколько административно-территориальных единиц, субъектов Российской Федерации, различных государств. На подготовительной стадии на подставных лиц регистрируются организации, открываются расчетные счета в банках, устанавливаются корреспондентские отношения между банками, регистрируются кредитные учреждения за границей, изготавливаются печати, штампы и бланки вымышленных российских и иностранных компаний. Эти действия могут осуществляться различными лицами, в разное время и в различных районах, городах, областях или странах.

Так, по уголовному делу, рассмотренному Судебной коллегией по уголовным делам Самарского областного суда 4 марта 2002 г., установлено, что Бочкарев совместно с соучастниками зарегистрировали по утерянным паспортам несколько организаций, расчетные счета которых открыли в филиале «Альфа-банка», открыли счет на жителя Самары М. с названием «ФОРСТ» в Риетуму банке г. Риги, приобрели сведения о реквизитах американской и германской фирм, изготовив соответствующие штампы и печати. После этого оформили целый ряд контрактов на разработку и поставку научно-технической документации по разным темам между зарегистрированными ими российскими фирмами. При этом все поставки предусматривали расчеты после передачи продукции. Далее научно-техническая документация должна была передаваться американской или германской фирме в соответствии с экспортным контрактом.

Создавая видимость передачи документации, Бочкарев несколько раз вылетал на Кипр, декларируя в ручной клади экспортируемую документацию. Платежи осуществлялись после вывоза документации за пределы таможенной территории России со счета физического лица в Риетуму банке за американскую или германскую фирмы, выступающие в качестве покупателей. В свою очередь, на счет физического лица деньги поступали со счета российской фирмы, зарегистрированной соучастниками преступления на подставное лицо.

Суд констатировал в приговоре, что операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов российских фирм, в том числе ООО «ДРЦ» (налогоплательщик, предъявивший требования о возмещении входного НДС), стали возможны только при условии оформления встречных платежей, основанных на отсутствии внешнего источника поступления денежных средств.[62]

По другим изученным уголовным делам субъекты преступления регистрировали фирмы и коммерческие банки на Британских Виргинских островах, в Республике Кипр, Науру, Гибралтаре, Доминиканской Республике и в других частях света, оформляли контракты на поставку продукции в Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию и др. Корреспондентские отношения банков-резидентов устанавливались в основном с банками, зарегистрированными в Украине, Латвии, Черногории.

На выбор места осуществления тех или иных подготовительных действий оказывает влияние обстановка, складывающаяся в соответствующем регионе. Государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшоры), используются для регистрации коммерческих фирм и кредитных учреждений, выступающих в преступных схемах в качестве покупателей, получателей экспортируемой из России продукции, плательщиков по экспортным контрактам.

Территории Российской Федерации, на которых вводятся специальные налоговые режимы (свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования), используются для регистрации фирм, выступающих в преступных цепочках в качестве поставщиков товаров, которые в дальнейшем экспортируются. Через банковские счета этих фирм проходят денежные средства, используемые в системе встречных платежей для создания видимости поступления экспортной выручки. В цепочку поставщиков-покупателей включаются десятки фирм, чтобы затруднить налоговым органам проверку реальности хозяйственных операций, отраженных в документах бухгалтерской отчетности, скрыть источник появления товара (продукции), по факту сделки с которым предъявляется требование о возмещении НДС.

Так, в государственной налоговой инспекции по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга при проверке обоснованности требования о возмещении сумм НДС по трем экспортным сделкам было направлено соответственно 100, 225 и 577 запросов. К проверке были привлечены десятки налоговых инспекций в самых разных регионах страны, таможенные органы, торгово-промышленная палата, биржи, предприятия-изготовители (там, где последних удалось установить).[63]

Местом реализации преступного умысла, направленного на незаконное возмещение НДС, является район регистрации и состояния на учете в налоговом органе налогоплательщика, предъявляющего требование о возмещении НДС.

Если для совершения преступления используется механизм возмещения НДС при экспорте товаров, то в качестве налогоплательщика-экспортера чаще всего выступают организации, зарегистрированные в крупных городах, расположенных поблизости от государственной границы Российской Федерации или имеющих аэропорты, морские или речные порты, через которые осуществляются международные перевозки (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Белгород, Владивосток, Находка, Архангельск, Новгород, Псков, Самара и др.).

При использовании в преступных целях НДС, исчисляемого по сделкам на внутреннем рынке, на выбор места предъявления НДС к возмещению оказывает влияние уровень организации налогового контроля, качество проводимых проверок, коррумпированность сотрудников налоговых органов. Кроме того, как это ни покажется странным, на выбор места предъявления НДС к возмещению оказывает влияние складывающаяся судебная практика разрешения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу возмещения сумм НДС. Арбитражные суды разных регионов нередко по-разному оценивают доказательства, предъявляемые сторонами в суд, и выносят противоречивые решения.

В августе и сентябре 1999 г. М. представил в инспекцию МНС РФ по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга декларации по налогу на добавленную стоимость «Внешнеторговой фирмы МБ» (название изменено) и иные документы с целью получения возмещения НДС по экспорту товаров в сумме более 1 млн р. Получив отказ, М. перерегистрировал фирму в инспекции МНС РФ по г. Элиста. Отказ налогового органа в возмещении НДС обжаловал в Арбитражный суд республики Калмыкия, представив подложные документы в обоснование своих исковых требований. Арбитражный суд удовлетворил требования «Внешнеторговой фирмы МБ» и обязал налоговый орган и федеральное казначейство выплатить из федерального бюджета и зачислить на счет фирмы искомую сумму.

В связи с понятием места совершения посягательства необходимо отметить, что фактически преступление считается оконченным с того момента, когда налоговый орган принял решение о проведении налогового зачета (если требования налогоплательщика ограничивались налоговым зачетом), или с момента зачисления денежных средств на счет налогоплательщика, перечисленных территориальным органом федерального казначейства на основании решения налогового органа или суда о возмещении НДС (если умысел субъекта был направлен на завладение государственными денежными средствами). Однако зачислением средств на расчетный счет налогоплательщика действия по реализации преступного умысла не заканчиваются. Похищенные деньги должны быть переведены на счета других организаций, обналичены или конвертированы в валюту и распределены между соучастниками.

Эти действия также включаются в механизм преступления, они оставляют соответствующие следы в окружающей среде, которые должны быть исследованы и использованы для доказывания преступного умысла.

Похищенные и зачисленные на счет налогоплательщика суммы, как правило, в кратчайший срок переводятся на счет другой организации, перед которой у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность, обусловленная договором займа, вексельным обязательством или иной гражданско-правовой сделкой, заключенной до принятия решения налоговым органом о возмещении НДС. Далее уже используются различные способы обналичивания: вексельные операции, приобретение иных ценных бумаг, сельхозпродукции, зачисление средств на банковские кредитные карты и др.

Что касается времени посягательства, то оно включает в себя периоды: подготовки преступления (регистрации фирм и банков, открытия счетов, установления корреспондентских отношений, оформление контрактов, осуществления финансовых операций, направленных на создание видимости безналичных расчетов); реализации преступного умысла путем представления в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость, заявления о возмещении НДС и иных документов; принятия налоговым органом решения о возмещении (путем зачета или зачисления средств на счет); перечисления органом федерального казначейства денег на расчетный счет налогоплательщика, а также распределение похищенных средств между соучастниками или иное их использование.

2.7. Общественная опасность и противоправность посягательства

Общественная опасность и противоправность содеянного понимается как общая оценка готовящегося и совершенного посягательства, детерминирующая поведение виновного.[64]

Проведенные исследования позволяют сделать неутешительный вывод: в современной России у значительной части населения, в первую очередь людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, государственных чиновников, существенно снизился порог осознания общественной опасности и противоправности содеянного. Уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей, хищение денежных средств из государственной казны, использование занимаемой должности в целях получения личной выгоды и преимуществ стало обыденным явлением и в среде предпринимателей не подвергается однозначному осуждению. Привлеченный к уголовной ответственности за подобные преступления бизнесмен не становится персоной нон-грата бизнес-сообщества.

В немалой степени этому способствуют и несовершенство законодательства, недостатки экономической политики государства, низкий уровень оплаты труда работников правоохранительных и контролирующих органов, способствующий росту коррупции в их среде, многочисленность этих органов, а также иных государственных структур, зачастую дублирующих друг друга в своей деятельности и создающих искусственные препятствия для развития цивилизованного предпринимательства.

В результате у многих предпринимателей внутренняя оценка готовящегося и совершенного посягательства, связанного с использованием механизма исчисления, уплаты и возмещения НДС, не сопоставляется с общественной опасностью деяния. Распространенность этого явления среди предпринимателей, руководителей достаточно крупных, пользующихся известностью и авторитетом предприятий свидетельствует о том, что его моральная оценка существенно отличается от правовой.

Кроме того, у некоторых работников правоохранительных, контролирующих и судебных органов создается впечатление, что государство не считает обстановку, складывающуюся вокруг исчисления, уплаты и возмещения НДС, угрожающей для экономики страны. Многочисленные предложения об изменении механизма функционирования НДС или временном отказе от этого вида налога, который фактически превратился в свою противоположность, не находят адекватного отклика в правительстве и законодательных органах. Эти обстоятельства детерминируют поведение субъектов, влияют на выбор непосредственного объекта и способа посягательства, предопределяют последствия противоправных деяний рассматриваемого вида.

Описанные выше элементы, связи, закономерности преступлений, связанных с использованием механизма возмещения налога на добавленную стоимость, образующие в совокупности криминалистическую характеристику, позволяют в конкретной ситуации построить мысленную модель события преступления, более целенаправленно сформулировать задачи расследования, определить необходимые силы и средства для решения поставленных задач.