Вы здесь

Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности и интеграционная политика. Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования (Е. В. Боровикова, 2015)

Глава 1

Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования

1.1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, участники, органы государственного регулирования

Содержание внешнеэкономической деятельности раскрыто в ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ[1], где под такой деятельностью подразумевается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Одно из направлений внешнеэкономической деятельности – внешнеторговая деятельность получила свою трактовку в ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ[2]: «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». Таким образом, предметом внешнеторговых сделок могут выступать интеллектуальная собственность, информация, товары, услуги. Указанный закон определяет тринадцать принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, среди которых: гласность и обоснованность применяемых регулирующих механизмов, единство методов государственного регулирования на территории страны, защита государством прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, единство таможенной территории Российской Федерации и др.

Участниками внешнеторговой деятельности могут стать российские и иностранные лица, а также непосредственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (только в случаях, установленных федеральными законами).

В Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность регулируется высшими органами законодательной, исполнительной и судебной властей, включая Президента и Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Государственную Думу, Верховный Суд Российской Федерации. Могут учреждаться также межведомственные координационные органы, способствующие решению отдельных задач. В частности, в области экспортного контроля Президентом Российской Федерации создается межведомственный координационный орган, в состав которого могут включаться должностные лица государственных корпораций «Росатом» и «Ростех».


Рис. 1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности согласно ст. 12 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ


Методы государственного регулирования (рис. 1) являются основой реализации законодательно установленных полномочий федеральных органов государственной власти в сфере внешнеторговой деятельности, к которым относятся:

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов, а также направлений торговой политики Российской Федерации;

2) установление ставок таможенных пошлин;

3) введение запретов и ограничений в сфере внешней торговли;

4) ведение федерального банка выданных лицензий в сфере внешней торговли;

5) установление обязательных правил и требований к порядку ввоза товаров в целях обеспечения их безопасности для жизни и здоровья граждан, имущества и окружающей среды;

6) определение порядка ввоза и вывоза ядерных, опасных, взрывчатых веществ и т. д.;

7) определение порядка ввоза и вывоза драгоценных камней и металлов.

Кроме того, уполномоченные органы устанавливают показатели статистической отчетности внешнеторговой деятельности, заключают международные соглашения, обеспечивают информационную инфраструктуру внешнеторговой деятельности, создают страховые и залоговые фонды в области внешней торговли.

Уполномоченные органы власти субъектов Российской Федерации имеют право заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств, открывать представительства на территории иностранных государств, разрабатывать и исполнять программы внешнеторговой деятельности.

Проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, разработанные на федеральном уровне и связанные с жизнедеятельностью субъектов Российской Федерации, подлежат согласованию с субъектами Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 437[3] определяет функции данного органа в сфере внешнеторговой деятельности. В частности, Министерство уполномочено на осуществление взаимодействия с органами, регулирующими деятельность участников таможенного союза, а также с ВТО. В сферу компетенции данного органа не входят вопросы, связанные с техническими ограничениями, санитарным и фитосанитарным контролем. Министерство призвано обеспечить координацию деятельности иных органов по привлечению в экономику России прямых иностранных инвестиций, по созданию благоприятных условий для российских хозяйствующих субъектов за рубежом. Совместно с Министерством иностранных дел орган власти уполномочен проводить мониторинг соблюдения всех обязательств стран-участников ВТО по отношению к России и России в качестве члена этой организации. Министерство экономического развития Российской Федерации рассматривается как представитель нашего государства по разрешению споров в рамках ВТО. Оно также осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Наиболее широкие полномочия по регулированию внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности имеет Федеральная таможенная служба (установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 г. № 809)[4]. Комплекс задач этой службы состоит в контроле и надзоре в области таможенного дела, исполнении функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с преступлениями, административными правонарушениями. Конкретные полномочия включают:

• определение порядка ведения реестров уполномоченных экономических операторов, объектов интеллектуальной собственности, реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

• определение порядка декларирования таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров;

• закрепление особенностей таможенного транзита товаров, перемещаемых воздушным или морским транспортом;

• определение формы квитанции о принятии товаров на склад временного хранения;

• установление порядка уплаты таможенных платежей с помощью электронных терминалов;

• утверждение образцов акцизных марок;

• утверждение порядка ведения специальной таможенной статистики; • утверждение порядка передачи результатов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, расследования или в суд;

• осуществление контроля за соблюдением таможенного законодательства, исчислением и уплатой таможенных пошлин и налогов, валютными операциями и внешнеторговыми бартерными сделками, применением ограничений и запретов во внешнеэкономической деятельности;

• осуществление взимания таможенных пошлин, налогов, сборов; принятие решений об изменении сроков уплаты перечисленных платежей.

Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2006 г. № 473[5]функции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области таможенного дела переданы соответствующей службе. На уровне субъектов Федерации деятельность по таможенному регулированию осуществляют региональные таможенные управления (управления созданы на уровне федеральных округов) и таможни. Например, в ведении Центрального таможенного управления находятся 14 таможен, 1 оперативная таможня, 113 таможенных постов[6].

Федеральная налоговая служба контролирует исполнение налогового законодательства, оборот табачной продукции, исполняет функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Функции в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506[7]:

• контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

• утверждение формы уведомлений об открытии счетов (вкладов) в иностранной или российской валюте в кредитных организациях за пределами территории России;

• разработка формы заявления о возврате ранее удержанного налога, связанного с выплаченными иностранной организации доходами.

Федеральная налоговая служба является главным органом налогового контроля в Российской Федерации. В рамках мероприятий налогового контроля проводятся выездные и камеральные налоговые проверки, по результатам которых могут быть выявлены совершенные правонарушения или преступления, определены суммы доначислений в случаях неполной уплаты обязательных платежей в бюджеты.

Налоговым законодательством определен порядок исчисления и уплаты НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу России, в том числе при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления. Ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок налогообложения НДС в случае применения различных таможенных режимов. Аналогичные нормы в отношении акцизов представлены в ст. 185 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, вопросы налогообложения участников внешнеэкономической деятельности регулируются как налоговым, так и таможенным законодательством, которое подчеркивает особенности помещения товаров под предусмотренные таможенные режимы.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю России[8] данная служба является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение безопасности информации, информационных и телекоммуникационных систем, организацию межведомственной координации и взаимодействия. Специальные и контрольные функции в области государственной безопасности осуществляются по направлениям деятельности:

• противодействие техническим разведкам на территории Российской Федерации;

• обеспечения безопасности (некриптографическими методами) данных в информационных и телекоммуникационных системах, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной среде;

• противодействие утечке информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом;

• защита информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

• нормативно-правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности информационных систем;

• обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

• экспортный контроль.

Структура Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России представлена центральным аппаратом службы и ее территориальными органами по федеральным округам, а также головной научной организацией по проблемам защиты информации – Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ГНИИИ ПТЗИ ФСТЭК России), расположенный в г. Воронеж.

Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой утверждает акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий в целях обеспечения уплаты таможенных платежей; порядок контроля таможенной стоимости товаров. Минфин России также взаимодействует с международными организациями в сферах, относящихся к компетенции этого министерства.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) – это негосударственная некоммерческая организация, призванная содействовать развитию экономики России, ее интегрированию в мировое экономическое пространство. В ходе реализации своей миссии Торгово-промышленная палата Российской Федерации устанавливает деловые связи с международными организациями бизнеса, способствует урегулированию гражданско-правовых споров, созданию привлекательного имиджа российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Среди комитетов ТПП РФ следует назвать Комитет по вопросам экономической интеграции стран Шанхайской Организации Сотрудничества и Содружества Независимых Государств, призванный содействовать интеграционным процессам стран в интересах развития международной экономической деятельности.

При Торгово-промышленной палате функционируют[9]:

• Международный коммерческий арбитражный суд;

• Третейский суд для разрешения экономических споров;

• Морская арбитражная комиссия;

• Спортивный арбитраж;

• Коллегия посредников по проведению примирительных процедур (образована в 2006 г.).

Перечисленные органы и структуры оставляют основу национального механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, в условиях функционирования Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном следует рассмотреть его организационную структуру и вклад в развитие экономики и финансовой системы каждой из сторон. Таможенный союз и Единое экономическое пространство объединяют 170 млн. человек и попадают под регулирование Евразийской экономической комиссии, которая является наднациональным органом регулирования интегрированных стран. Евразийская экономическая комиссия включает 23 департамента и исполняет функции по тарифному и нетарифному регулированию внешней торговли стран-участниц, ведет статистику внешней и взаимной торговли между ними, реализует валютную политику Таможенного союза. Подчеркнем, что Таможенный союз использует единое для трех стран таможенное законодательство, согласующееся с национальным законодательством. Созданию Таможенного союза содействовало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), имеющее статус международной экономической организации (договор о создании от 10.10.2000). Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан с момента учреждения сообщества стали его постоянно действующими членами[10].

Международные организации в практике регулирования внешнеэкономической деятельности направляют свои усилия на решение вопросов в сфере валютных, кредитных и финансовых отношений, выработки рекомендаций и предложений по укреплению финансовой устойчивости национальных экономических систем, моделей межгосударственного сотрудничества. Наиболее известны мероприятия Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международного валютного фонда (МВФ), а также деятельность Конференции ООН по торговле и развитию, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

ОЭСР представляет собой международную экономическую организацию развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Она была создана в 1948 г. в поствоенный период и по сей день вносит свой вклад в исследование проблем экономических кризисов разных стран, разработку предложений по разрешению проблем, возникающих в ряде секторов экономики, прежде всего, стран-участниц организации, механизмов борьбы с созданием специальных налоговых зон с наиболее благоприятными условиями, создающими предпосылки недобросовестной конкуренции.

ВТО создана в 1995 г. и является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Она контролирует разработку и исполнение торговых соглашений их участниками. Фактически, организация создана в качестве многостороннего форума участников, стремящихся урегулировать многосторонние торговые отношения. Членами ВТО признаны свыше 150 государств. 16.12.2011 в Женеве был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО, после чего протокол проходил ратификацию на уровне национального законодательства. Официальной датой вступления России в ВТО считается 22.08.2012[11]. Россия стала 156-й страной-участницей ВТО. Деятельность ВТО опирается на ряд важнейших принципов справедливой внешней торговли: равноправие стран-участниц, взаимность уступок, прозрачность, возможность применения торговых ограничений как защитной для экономики меры и т. д.

ВТО выполняет в международных экономических отношениях совокупность функций[12]:

• контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

• проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами организации;

• разрешение торговых споров;

• оценка и мониторинг внутренней торговой политики стран-членов ВТО;

• техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции организации;

• организация сотрудничества с международными специализированными организациями.

Международная торговая палата (МТП или иначе – Всемирная организация бизнеса) является независимой некоммерческой международной организацией, созданной в 1919 г.1 Она объединяет различные предприятия, ассоциации и компании из более, чем 120 стран мира. 06.05.2000 Россия была принята в данную организацию, в результате чего было создано некоммерческое партнёрство «Российский национальный комитет Международной торговой палаты». Деятельность международной торговой палаты связана с разработкой унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса, реализацией мер, направленных на либерализацию международной торговли. Данная организация подготовила ряд документов, ставших основой международной торговли: «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», «Арбитражный регламент МТП». Международная торговая палата проводит международные и национальные конференции, семинары по различным вопросам организации межгосударственных экономических отношений. С интервалом в два года Международная торговая палата организует Всемирные конгрессы, предметом которых выступают сложившиеся проблемы международной торговли, методы их разрешения, а также направления развития сотрудничества стран по вопросам внешней торговли.

Международный арбитражный суд функционирует при Международной торговой палате с 1923 г., призванный способствовать разрешению межгосударственных коммерческих споров. С 1981 г. предотвращению злоупотреблений и преступлений в сфере морских перевозок способствует Международное морское бюро, выступающее специальным подразделением МТП. Международная торговая палата взаимодействует с такими организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими с позиций консультанта.

Определяя роль налогового регулирования внешнеэкономической деятельности в системе мер государственного регулирования, подчеркнем следующие его особенности. Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности представлено системой норм и мероприятий, определенных законодательством и осуществляемых органами налогового администрирования, а по ряду вопросов – органами таможенного контроля и другими уполномоченными органами. Налоговое регулирование направлено на операции ввоза и вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также на деятельность иностранных лиц, приносящую доходы, облагаемые по нормам российского законодательства. Российские организации и физические лица также могут получать доходы от иностранных источников или осуществлять деятельность на территории зарубежного государства. В этом случае объект налогообложения в соответствии с законодательством также возникает. Необходимо подчеркнуть, что роль налогового регулирования импорта возрастает одновременно с тенденцией снижения ставок таможенных пошлин в международной торговле. Меры налогового регулирования внешнеэкономической деятельности, как правило, сочетаются с мерами таможенного, бюджетного, валютного, банковского регулирования и контроля, что позволяет обеспечить комплексное государственное регулирование различных операций участников международных экономических отношений. В последние годы задача предотвращения случаев незаконной налоговой оптимизации при осуществлении внешнеэкономической деятельности приобрела международный характер, в связи с чем, ответные меры и механизмы противодействия готовят не только уполномоченные органы государств, но и международные организации, прежде всего, Организация экономического сотрудничества и развития.

1.2. Нормативная основа осуществления внешнеэкономической деятельности и ее налогообложения

Законодательная основа осуществления внешнеэкономической деятельности представлена несколькими уровнями нормативной базы:

• международные конвенции и соглашения;

• наднациональные правовые акты и решения (имеют место в связи с членством России в СНГ, ЕврАзЭс, Таможенном союзе, ставшем основой для Евразийского экономического союза);

• национальное законодательство (федеральный, региональный уровни).

Регулирующую функцию выполняют также торговые обычаи, сложившиеся на национальном или международном уровне. Под торговыми обычаями понимаются сложившиеся и устоявшиеся единообразные правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих областях торговли, разумные и определенные по содержанию. Торговые обычаи отражаются в материалах специальных сборников торговых палат, правилах крупных типовых контрактов, решениях третейских судов по тем или иным вопросам. Торговые обычаи могут применяться в ходе заседаний арбитражного суда при разрешении споров между сторонами внешнеторгового контракта.

От имени Российской Федерации заключаются разные виды соглашений с иностранными государствами: межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Межгосударственные соглашения и договоры подписываются Президентом Российской Федерации, подлежат ратификации Федеральным Собранием. Инициаторами или участниками международных договоров могут выступать субъекты Российской Федерации, равно как и общественные организации.

Международные соглашения, заключаемые на многосторонней основе, формируются, как правило, в рамках ООН, других организаций и совещательных органов: ЮНКТАД (Конференция по торговле и развитию), Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, ОЭСР, ЕС, СНГ и т. д. В качестве примера применения подобного рода соглашений на территории России приведем Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23.05.1969 г., излагающую порядок соблюдения, применения и толкования договоров, вступление их в силу и другие особенности действия международных соглашений. В частности, в ст. 34, 35 Раздела 4 установлено, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия. При этом обязательство для третьего государства возникает из положения договора, если участники этого договора имеют намерение сделать это положение средством создания обязательства и если третье государство определенно принимает на себя в письменной форме это обязательство.

Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной 11.04.1980 г. Это соглашение включает обязательства продавца и покупателя, положения о переходе риска порчи или утраты товара. Согласно ст. 74 Конвенции, под убытками в случае нарушения условий договора подразумевается сумма, равная тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения договора. Такие убытки не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время знала или должна была знать.

Большую роль в разрешении спорных и непрозрачных вопросов в сфере налогообложения призваны сыграть международные соглашения об избежании двойного налогообложения, разграничивающие налоговые юрисдикции стран в целях справедливого налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц. Типовая форма соглашения для России утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 № 84[13]. В последнем информационном письме Минфина России был опубликован перечень таких международных соглашений по состоянию на 01.01.2013[14], в котором насчитывалось 80 стран-партнеров Российской Федерации по вопросам регулирования налогообложения доходов и имущества нерезидентов или лиц, у которых налоговая база возникает на территории других стран.

Таким образом, международные договоры в дополнение к законодательству того или иного государства определяют как общие, так и частные вопросы и порядок внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономические операции членов Таможенного союза, на базе которого сформирован Евразийский экономический союз, регламентируются Таможенным кодексом Таможенного союза, а также решениями Евразийской экономической комиссии:

• Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»;

• Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.03.2012 № 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза»;

• Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.07.2014 № 103 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов шин и покрышек восстановленных и отдельных видов обуви в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии» и т. д.

Национальный уровень законодательства представлен Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами других уровней власти. В числе федеральных законов (далее – Законы), наиболее актуальных в практике внешнеэкономических сделок, следует перечислить:

• Закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

• Закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;

• Закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

• Закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;

• Закон от 13.03.1995 г. № 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»;

• Закон от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;

• Закон от 07.07.1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Определенные виды внешнеторговой деятельности требуют специальных норм, которые отражены в таких Постановлениях Правительства Российской Федерации, как «О совершенствовании государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении отдельных видов товаров и технологий в целях обеспечения национальной безопасности» от 30.12.2008 № 1079; «Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 г. № 686); «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» от 29.08.2001 г. № 634; «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» от 14.06.2001 г. № 462 и др.

Указом Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1315[15]утвержден статус Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Одними из функций агентства определены функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ и межгосударственных целевых программ; взаимодействия в установленном порядке с исполнительными органами международных и региональных организаций, созданных Российской Федерацией совместно с государствами – участниками Содружества Независимых Государств; контроля за реализацией решений межгосударственных интеграционных объединений с участием Российской Федерации, созданных в рамках Содружества Независимых Государств; содействия продвижению русского языка в иностранных государствах, российских образовательных услуг на международный рынок; развитию международного сотрудничества в области образования; организации мероприятий по поддержке состояния объектов, находящихся за рубежом и имеющих для России культурную ценность и др.

Нормативная основа налогового регулирования внешнеэкономической деятельности обеспечивается Налоговым кодексом Российской Федерацией. Конкретные вопросы налогообложения связаны с исчислением и уплатой НДС, акцизов, налога на прибыль организаций. Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации НДС, акцизами, в том числе операции при отсутствии таможенного оформления и таможенного контроля, при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи. Установлены сроки и порядок уплаты косвенных налогов при перемещении товаров через таможенную границу России. В ст. 306–310 Налогового кодекса Российской Федерацией отражены особенности налогообложения иностранных организаций, имеющих и не имеющих постоянное представительство на территории Российской Федерации, осуществляющих деятельность на строительной площадке, а также получающих доходы от источников в Российской Федерации.

Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется методами стимулирования и финансовой поддержки организаций-экспортеров. Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации определены виды финансовой поддержки экспорта (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р) (рис. 2).


Рис. 2. Виды финансовой поддержки экспорта в Российской Федерации


Предоставление государственных гарантий экспортерам организовано посредством агента Правительства Российской Федерации «Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка». Банк предоставляет средне- и долгосрочные кредиты экспортерам, выдает банковские гарантии. Все его акции принадлежат государственной корпорации «Внешэкономбанк». Если заявление на предоставление гарантии оформлено на сумму, менее 50 млн. долларов США, решение о ее предоставлении принимается Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.11.2008 № 803[16], государственная гарантия в форме финансовой поддержки экспорта промышленной продукции предоставляется в случаях совершения экспортных сделок, а также в случаях, когда объект экспорта произведен в рамках модели международной кооперации (вклад Российской Федерации должен составлять не менее 30 % в стоимости экспортируемого товара). Государственные гарантии не могут быть предоставлены лицам, имеющим просроченную (неурегулированную) задолженность Российской Федерации или обязательные платежи в бюджетную систему. Исключены также лица, находящиеся в процедуре банкротства. Сроки предоставления гарантий различаются в зависимости от вида экспортируемого товара: для продовольственных товаров – до 5 лет, для машин и оборудования – 7 лет, для атомных электростанций – до 20 лет и т. д.

Развитие инструментов поддержки экспорта в данном случае имеет большое экономическое значение, поскольку направлено на стимулирование увеличения стоимости переработки в объемах экспорта. Кроме того, подобным образом создается система страхования рисков экспортных операций как для хозяйствующих субъектов, так и для их банков-кредиторов.

Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления кредитов иностранным государствам и импортерам российской промышленной продукции или их банкам. Импортеры могут получить кредиты в размере 85 % стоимости экспортного проекта или 100 % при реализации приоритетного экспортного проекта. Возможно также кредитование российских экспортеров.

В законе о федеральном бюджете на 2014–2016 гг. утверждена программа предоставления государственного экспортного кредита[17]. Информация по кредитам носит секретный характер.

1.3. Применение нетарифных и таможенно-тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подразделяются на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Вместе с тем, единой международной классификации таких методов не выработано, поэтому страны, международные организации применяют различные классификационные подходы к практическому инструментарию регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно законодательным нормам, нетарифное регулирование – метод государственного регулирования, осуществляемый путем введения количественных ограничений, иных запретов и ограничений экономического характера. Как правило, различают экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические методы, каждый из которых предполагает совокупность мер таможенного контроля.

В состав методов экономического регулирования внешнеэкономической деятельности относят валютный контроль, применение прямых и косвенных налогов в отношении лиц, совершающих перемещение товаров через таможенную границу России, получающих доходы от иностранных источников или имеющих представительства на территории иностранных государств.

Подчеркнем, что действующий Таможенный кодекс Таможенного союза определяет в качестве таможенной границы границу единого экономического пространства трех стран: Россия, Казахстан, Беларусь. Товарная номенклатура товаров, методы определения таможенной стоимости, таможенный тариф распространяют свое действие на территорию государств-членов.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ[18].

Валютное регулирование реализуется Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами власти (в их числе Федеральная служба безопасности, Федеральное казначейство, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Служба внешней разведки). Валютный контроль законодательством рассматривается отдельно и закрепляется за Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, агентами валютного контроля в составе уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку Российской Федерации, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», профессиональными участниками рынка ценных бумаг, таможенными и налоговыми органами.

Органы валютного контроля имеют право проводить проверки в целях выявления нарушений со стороны резидентов и нерезидентов законодательства о валютном регулировании, запрашивать информацию о совершении валютных операций и состоянии счетов. Лицо, получившее запрос, имеет в своем распоряжении семь рабочих дней для направления ответа по этому запросу. Агенты валютного контроля обязаны передавать налоговым и таможенным органам документы, связанные с валютными операциями, в том числе, паспорта сделок и таможенные декларации. Проверки оформляются актами и могут быть обжалованы резидентами и нерезидентами в случаях нарушения их прав.

Порядок налогообложения участников внешнеэкономической деятельности зависит от применяемого ими таможенного режима.

Административные методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности связаны с использованием таких механизмов, как запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, экспортный контроль. До вступления в силу «Договора о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) на территории Таможенного союза действует Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

Квоты могут устанавливаться на экспорт товаров в случае их критического недостатка на внутреннем рынке, на импорт сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, чтобы снизить излишек отечественных товаров и предоставить их отдельным категориям населения по сниженной цене. Исключительное право на внешнеэкономическую деятельность закрепляется лицензией. Контроль за экспортом и импортом товаров состоит также в выдаче разрешения на экспорт или импорт товаров (наблюдение как нетарифная мера), получаемого в течение трех рабочих дней с момента представления заявления.

Помимо лицензирования применяется также механизм выдачи разрешений на ввоз или вывоз товаров. Органами, выдающими разрешения, являются следующие органы исполнительной власти:

• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации или Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (перемещение лекарственных средств);

• Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (перемещение радиоэлектроники и высокочастотных средств);

• Министерство внутренних дел Российской Федерации (перемещение оружия);

• Министерство культуры Российской Федерации (перемещение культурных ценностей).

Подчеркнем тот факт, что с момента готовности всех процедур в государствах-членах вступит в силу договор о Евразийском экономическом союзе, создаваемом на базе Таможенного союза. Это повлечет за собой прекращение действия некоторых нормативных документов в сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, целый ряд определяющих правил и принципов регулирования международной деятельности сохранится.

Перемещение культурных ценностей регулируется Законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1. К культурным ценностям Закон относит:

• исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

• предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

• художественные ценности (картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов);

• изделия традиционных народных художественных промыслов; • составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

• старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

• редкие рукописи и документальные памятники;

• архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

• уникальные и редкие музыкальные инструменты;

• почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

• старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

• редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

• другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Невозможен вывоз за пределы Российской Федерации целого ряда ценностей:

• движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

• движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

• культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Запрещается ввоз на территорию России культурных ценностей, находящихся в розыске.

Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 определяет также органы государственного регулирования деятельности по перемещению культурных ценностей через таможенную границу России. К ним, в частности, относится Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Федеральное архивное агентство. Росохранкультура представляет собой орган исполнительной власти, обеспечивающий охрану культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также контроль за исполнением законодательства по защите таких прав.

В отношении культурных ценностей, подлежащих вывозу, проводится государственная экспертиза, затем право на вывоз подтверждается свидетельством, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 г. № 322[19]. Экспертиза проводится специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, уполномоченными Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России. Продолжительность процесса экспертизы не должна быть более 30 дней.

Возможен временный ввоз и вывоз культурных ценностей в следующих целях:

• для организации и проведения выставок этих ценностей;

• в целях реставрационных работ и научных исследований;

• в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;

• в других случаях.

Разрешение на временный ввоз (вывоз) выдается в течение трех месяцев с момента поступления ходатайства в уполномоченные государственные органы и оформляется свидетельством, без которого операции с культурными ценностями невозможны. При возвращении ценностей на территорию России они также подвергаются процедуре экспертизы.

Согласно пп. 34 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, при вывозе культурных ценностей уплачивается государственная пошлина:

• 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для культурных ценностей, созданных более 50 лет назад);

• 5 % стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1000000 рублей (для культурных ценностей, созданных более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 года);

• 5 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее);

• 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для предметов коллекционирования по палеонтологии);

• 5 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для предметов коллекционирования по минералогии).

При временном вывозе культурных ценностей государственная пошлина уплачивается по ставке 0,01 % страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей.

Сертификация товаров позволяет провести оценку соответствия установленных требований товаров-предметов внешнеэкономической деятельности. Этот метод нетарифного регулирования позволяет контролировать качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья потребителей. Обязательной сертификации подлежат товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения, строительная продукция. Продолжительность действия сертификата определяется органом, выдавшим сертификат. При прохождении таможенного контроля декларантом он должен предъявить вместе с таможенной декларацией сертификат, подтверждающий разрешение на перемещение товаров. В ходе таможенного оформления проверяется наличие подписей и печати на копии сертификата, соответствие ввозимого товара сертификату, срок его действия и др. В целом, сертификация товаров препятствует недобросовестной конкуренции, защищает рынок от некачественных и опасных для использования товаров.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» представляет собой нормативную основу регулирования деятельности организаций с помощью процедуры лицензирования. Лицензирование экспорта или импорта необходимо осуществить в ряде случаев:

• введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

• операции с отдельными видами товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

• предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

• выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Лицензирующим органом является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Выдаваемые лицензии могут быть трех видов: разовая, генеральная, исключительная. Лицензия оформляется на основе представленных документов:

• заявление о предоставлении лицензии по форме;

Конец ознакомительного фрагмента.