3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Не нужно подавать заявления о постановке на налоговый учет обособленных подразделений, расположенных на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором налогоплательщик уже состоит на учете.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2005 г. N А26-8318/04-21.
Общество представило в налоговую инспекцию заявление о постановке филиала на налоговый учет по месту его нахождения. Однако при этом общество нарушило срок подачи такого заявления – месяц со дня создания филиала (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ). За это налоговая инспекция привлекла общество к ответственности в виде взыскания штрафа в соответствии с п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ. Но общество с таким решением не согласилось.
Суд поддержал позицию налогоплательщика.
В силу п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, обязана встать на учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом заявление о постановке организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания такого подразделения.
Вместе с тем ст. 83 Налогового кодекса РФ не предусматривает, что организация должна повторно вставать на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений в том налоговом органе, в котором она уже состоит на учете. В таком случае организации нужно лишь сообщить в налоговую инспекцию сведения об обособленных подразделениях. А сделать это нужно в сроки, установленные п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ. За нарушение сроков налогоплательщика можно привлечь к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ (взыскать штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ). Таким образом, общество нельзя привлечь к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ (взыскать штраф в размере 10 000 руб.).
Индивидуальный предприниматель может не вставать на налоговый учет по месту жительства в 10-дневный срок.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2005 г. N А05-7291/04-19.
Гражданин 29 декабря 2003 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Однако заявление о постановке на налоговый учет по месту жительства он представил не 8 января 2004 г., как положено, а только 9 января 2004 г., пропустив тем самым 10-дневный срок. Поэтому налоговая инспекция приняла решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Суд не согласился с выводом налогового органа по следующим основаниям.
В целях налогового контроля налогоплательщики должны вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).
При этом с 1 января 2004 г. действует новая редакция п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ: постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, с 1 января 2004 г. налогоплательщики сами не должны представлять заявление о постановке на налоговый учет.
Налогоплательщик может сообщить в налоговую инспекцию об открытии банковского счета не по установленной форме.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2004 г. N А05-7286/04-19.
Открыв расчетный счет в банке, индивидуальный предприниматель представил соответствующее уведомление банка в налоговую инспекцию. Полагая, что в действиях предпринимателя есть налоговое правонарушение, налоговики привлекли его к ответственности по п. 1 ст. 118 Налогового кодекса РФ.
Суд не согласился с выводом налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов. Причем сделать это нужно в 10-дневный срок. Иначе с них взыскивается штраф – 5000 руб. (ст. 118 Налогового кодекса РФ).
В данном случае предприниматель в указанный срок представил в налоговую инспекцию уведомление банка. А то, что сведения об открытии банковского счета были представлены не по установленной форме, не может являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.
Налогоплательщика нельзя привлечь к налоговой ответственности за то, что он не сообщил в налоговую инспекцию о закрытии расчетного счета, если у него не было сведений о закрытии счета.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2004 г. N Ф09-5190/04-АК.
Предприниматель не сообщил в налоговую инспекцию о закрытии банковского счета в 10-дневный срок. За это налоговики привлекли его к ответственности по ст. 118 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Суд не согласился с выводом налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов. Причем сделать это нужно в 10-дневный срок. Иначе с них взыскивается штраф – 5000 руб. (ст. 118 Налогового кодекса РФ).
В данном случае расчетный счет предпринимателя был закрыт в одностороннем порядке по инициативе банка в связи с тем, что в течение 12 месяцев по нему не проводились операции. Причем доказательств того, что банк уведомил предпринимателя о закрытии счета, нет.
В соответствии со ст. ст. 106 и 118 Налогового кодекса РФ за нарушение срока предоставления сведений об открытии или закрытии счета в банке к ответственности привлекается виновное лицо. Суд же посчитал предпринимателя невиновным. А это исключает его ответственность (ст. 109 Налогового кодекса РФ).
Транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета не подпадают под определение «счет», поэтому налогоплательщик может не сообщать в налоговую инспекцию о том, что они закрыты.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2004 г. N А05-5094/04-10.
Общество представило в налоговый орган сообщение о том, что оно закрыло в банке расчетный, текущий валютный, транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета. Однако, по мнению налоговиков, общество сделало это несвоевременно, поэтому его решили привлечь к налоговой ответственности по ст. 118 Налогового кодекса РФ (подробнее смотри на сайтах www.deniskredit.ru и www.kreditbrokeripoteka.ru).
Суд не согласился с выводом налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов. Причем сделать это нужно в 10-дневный срок. Иначе с них взыскивается штраф – 5000 руб. (ст. 118 Налогового кодекса РФ).
Госналогслужба России 23 декабря 1998 г. издала Приказ N ГБ-3-12/340, утвердив форму сообщений об открытии и закрытии банковского счета. Как следует из этого Приказа, 10-дневный срок следует исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии (закрытии) его счета. Следовательно, получив 29 декабря 2003 г. сообщение банка о закрытии счетов и сообщив об этом налоговикам 30 декабря 2003 г., общество ничего не нарушило.
Более того, суд сделал вывод о том, что транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета не подпадают под определение «счет», а следовательно, сообщать об их закрытии в налоговую инспекцию вообще не нужно.
Нельзя привлечь к налоговой ответственности за то, что сообщение об открытии банковского счета филиалу общества было направлено в налоговую инспекцию по месту нахождения филиала, а не самого общества.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2004 г. N А56-7900/04.
Сообщение об открытии филиалу банка трех счетов в другом банке было направлено в налоговую инспекцию по месту нахождения филиала, а не самого банка. За это налоговая инспекция наложила на нарушителя штраф в размере 5000 руб. по п. 1 ст. 118 Налогового кодекса РФ.
Суд не согласился с доводом налогового органа по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов. Причем сделать это нужно в 10-дневный срок. Иначе с них взыскивается штраф – 5000 руб. (ст. 118 Налогового кодекса РФ).
Однако п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ не предусматривает, что налогоплательщик обязан сообщать об открытии или закрытии счета в банке во все налоговые органы, в которых он состоит на учете. В данном случае это было сделано по месту учета филиала банка, а не самого банка.
В ходе встречной налоговой проверки организация не обязана представлять проверяющим сведения о тех контрагентах, в отношении которых не проводится контроль.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2005 г. N КА-А40/342-05.
Общество отказалось представить документы о тех контрагентах, в отношении которых не проводилась встречная налоговая проверка. В результате этого общество привлекли к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Суд принял сторону общества. Ведь в ходе судебного разбирательства было установлено, что документы, перечисленные в требовании налоговиков, непосредственно не относятся к финансово-хозяйственной деятельности общества и не имеют отношения к проведению встречной проверки. А в ст. 87 Налогового кодекса РФ записано, что налоговые органы в рамках встречной налоговой проверки не могут требовать у организации сведения о контрагентах, в отношении которых не проводятся мероприятия налогового контроля.
Требуя с налогоплательщика представить документы для проверки, налоговики должны указать их конкретный перечень и точные реквизиты.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2005 г. N Ф09-5726/04-АК.
Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС. Но чтобы подтвердить право на налоговые вычеты, налоговая инспекция потребовала с общества еще и документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки. Однако в установленный срок общество не представило эти документы. Поэтому налоговики привлекли его к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа.
Суд не согласился с доводами налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной проверки налоговая инспекция вправе потребовать с налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. За отказ налогоплательщика представить эти документы или же за их несвоевременное представление с него взыскивается штраф – 50 руб. за каждый документ. Однако эта ответственность может быть применена только в том случае, если перечень документов, которые понадобились налоговикам, четко конкретизирован.
В данном случае суд установил, что конкретный перечень запрашиваемых документов не был установлен, точные реквизиты этих документов не указаны. Поэтому суд отказал налоговому органу во взыскании штрафа.