Вы здесь

Налоговое право. Краткий курс. 14. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах ( Коллектив авторов, 2016)

14. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1

Согласно ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее – ТС) в соответствии с таможенным законодательством ТС, НК РФ, иными федеральными законами.

2

Таможенные органы, упомянутые в ст. 34 НК РФ, составляют единую систему, в которую входят: ФТС России, ее региональные подразделения, таможни и таможенные посты ФТС России.

3

Права и обязанности таможенных органов по взиманию налогов предоставляются им:

• таможенным законодательством РФ. Оно включает не только Таможенный кодекс ТС (далее – ТК ТС), но и федеральные законы о таможенном деле, а в случаях, предусмотренных ТК ТС, – иные нормативные правовые акты;

• положениями самого НК РФ, в частности:

– ст. 30 (предписывающей таможенным органам взаимодействовать с налоговыми органами),

– ст. 34 (определяющей полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов),

– ст. 35 (устанавливающей ответственность таможенных органов за неправомерные действия, повлекшие убытки для налогоплательщиков),

– ст. 38 (определяющей объекты налогообложения),

– ст. 6З (дающей таможенным органам право предоставлять отсрочки, рассрочки по уплате налогов);

• нормами иных федеральных законов о налогах и сборах (например, посвященных налогам на имущество граждан и юридических лиц);

• положениями других (т. е. не относящихся к актам законодательства о налогах и сборах) федеральных законов, например Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности», предоставляющего право таможенным органам проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия, направленные на пресечение действий по уклонению от уплаты налогов и сборов (ст. 13 указанного Закона).

4

К должностным лицам таможенных органов относятся:

– руководитель ФТС России (назначается на должность и смещается с должности Правительством РФ);

– заместители руководителя ФТС России (назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя ФТС России);

– руководящие работники ФТС России, руководители и главные бухгалтеры региональных управлений и таможен;

– иные лица, которым в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1994 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» присвоены специальные звания.

5

От должностных лиц таможенных органов следует отличать работников таможенных органов (бухгалтеры, экономисты, машинистки, секретари, курьеры и т. п.). Таким работникам не присваиваются специальные звания, на них не распространяется действие Федерального закона «О службе в таможенных органах».

6

В соответствии с правилами п. 2 ст. 34 НК РФ должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные в ст. 33 НК РФ и в таможенном законодательстве. Должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, совершенных при перемещении товаров через таможенную границу.