Вы здесь

Налоговое администрирование. Глава 4. Контроль исполнения обязанности по уплате налога или сбора ( Коллектив авторов, 2009)

Глава 4

Контроль исполнения обязанности по уплате налога или сбора

4.1. Условия возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора

Статья 44 НК РФ регулирует процедуру возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Для этого необходимо наличие определенных оснований, установленных Кодексом. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога – основание для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика, а взыскание налога с физического лица – в судебном порядке.

Статьей 15.8 КоАП с 1 июля 2002 г. устанавливается административная ответственность за нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно. В этом случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Данное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение десяти дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением десятидневного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Контрольные вопросы

1. Каковы условия возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора?

2. Какие способы обеспечения исполнения налогового обязательства существуют? Дайте их краткую характеристику.

4.2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Залог имущества применяется в качестве обеспечительной меры при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора). Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. В случае если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, то решение налогового органа о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик (плательщик сбора), так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов) обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Предметом залога могут быть движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и другое имущество, находящееся в собственности налогоплательщика (либо третьего лица). Предметом залога не может быть имущество, выступающее предметом залога по другому договору.

При залоге имущество может либо оставаться у залогодателя, либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в целях погашения сумм задолженности может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (налоговым органом).

Поручительство применяется главным образом в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов), в частности при отсрочке, рассрочке по уплате налога (сбора), получении инвестиционного налогового кредита. При поручительстве поручитель обязуется перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если тот не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующие пени. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. Если налогоплательщик не исполнит обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Если поручитель исполнит взятые на себя обязательства в соответствии с договором, к нему перейдет право требовать от налогоплательщика уплаченные им суммы, а также проценты по этим суммам и возмещение убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Использование поручительства для обеспечения обязанности по уплате налога с 1 января 2007 г. возможно не только в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налога, но и после вынесения решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. При принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Они применяются, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Обеспечительными мерами в этом случае могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке. При этом по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить указанные обеспечительные меры на (в том числе) поручительства третьего лица. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо.

Приостановление операций по счетам в банке применяется в отношении:

а) организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

б) индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

в) нотариусов, занимающихся частной практикой (налогоплательщиков, налоговых агентов);

г) адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (налогоплательщиков, налоговых агентов).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика, открытых им в банке, производится по решению налогового органа. Данное решение может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога, т. е. как одновременно с принятием решения о взыскании, так и после этого. Применяется данная мера:

а) в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога;

б) в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации;

в) в качестве обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения налогового органа, принимаемого по результатам налоговых проверок.

Приостановление операций по счетам означает прекращение банком (по решению налогового органа) всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность исполнения которых – ранее исполнения налоговых обязательств по платежам в бюджет. В соответствии со ст. 855 ГК РФ и Постановлением КС РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П налоги и сборы должны фактически взыскиваться в третью очередь. В случае принятия налоговым органом решения о приостановлении операций для обеспечения исполнения решения о взыскании налога оно действует только в пределах суммы, которая указана в решении о приостановлении операций. Если приостановление операций применяется в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации (в срок до десяти дней), то лимит не распространяется.

Вышеуказанное ограничение действует в отношении одного банковского счета. Как следствие, если у налогоплательщика несколько счетов (в одном или разных банках), то налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении по каждому из этих счетов. А значит, по каждому счету налогоплательщика расходные операции будут прекращены в пределах суммы, указанной в решении налогового органа, при том что общая сумма денежных средств, находящихся на всех счетах, принадлежащих налогоплательщику, может значительно превышать эту сумму.

С целью защиты интересов налогоплательщиков установлено следующее. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, данный налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа. При этом в заявлении должны быть указаны счета, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налога. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, которые указаны в заявлении. Налоговый орган, сделав письменный запрос в банк и получив от него информацию, подтверждающую, что сумма денежного остатка на счетах налогоплательщика достаточна для исполнения решения о взыскании, обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, над фактическим его наличием. При отсутствии заявления налогоплательщика налоговый орган не обязан отменять приостановление операций по счетам налогоплательщика в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о взыскании. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признаются действия налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налогового или таможенного органа достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов.

Арест имущества может быть наложен на все имущество налогоплательщика организации. Однако при обращении взыскания за счет имущества соблюдается очередность, т. е. оно осуществляется последовательно в отношении:

✓ наличных денежных средств;

✓ имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

✓ готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

✓ сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

✓ имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.

Арест имущества может быть полным или частичным. Это заключается в следующем. Организация владеет, пользуется и распоряжается арестованным имуществом с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа (при частичном аресте) или вообще не вправе распоряжаться им, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа (при полном аресте).

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. При производстве ареста составляются протокол об аресте имущества и опись имущества, подлежащего аресту. Арест имущества осуществляется с участием понятых.

Налоговый орган вправе принять решение об аресте имущества налогоплательщика при взыскании недоимок по налогам при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке или отсутствии информации об открытых счетах налогоплательщика. Принятое решение (в форме постановления с санкцией прокурора) направляется в трехдневный срок судебному приставу для исполнения. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента) может быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Действует решение с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа.

Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора) представляет собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет, в случае если он причитающиеся суммы налогов (сборов), в том числе налогов, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплачивает в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах.

Пеня – компенсационная мера, предназначенная для возмещения потерь доходов бюджета вследствие несвоевременной уплаты налога (сбора). Она уплачивается налогоплательщиком помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора) по день уплаты (включительно). В случае уплаты в более поздние сроки авансовых платежей, если они установлены законодательством, также начисляются пени. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора). Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Однако подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора), данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Данные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа. Однако если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, то пени на недоимку начисляются.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы налоговым (таможенным) органом принудительно во внесудебном порядке за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней производится во внесудебном порядке с организаций и индивидуальных предпринимателей, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, только в судебном порядке.

Контрольные вопросы

1. Какие способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов) установлены НК РФ?

2. Что такое залог имущества? В каких случаях он применяется при налоговом администрировании?

3. Что такое поручительство? В каких случаях оно применяется при налоговом администрировании?

4. Каково содержание процедуры приостановления операций по счетам в банке?

5. Какими полномочиями наделены налоговые органы при приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке?

6. По каким основаниям налоговые органы вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке?

7. Что такое арест имущества? В чем состоит содержание этой процедуры?

8. При каких обстоятельствах налоговые органы вправе применять арест имущества налогоплательщика?

Тесты

1. К способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов относятся:

а) налоговая санкция;

б) пеня;

в) предостережение;

г) административный штраф?

2. Приостановление операций по счетам в банке налоговые органы применяют в случае:

а) нарушения налогоплательщиками договора об инвестиционном налоговом кредите;

б) неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанностей по уплате налогов;

в) представления налогоплательщиками документов по неустановленной форме;

г) отказа представить документы по требованию налогового органа.

3. Залог имущества как способ обеспечения обязанности по уплате налога применяется в случае:

а) если обязанность по исчислению налога (сбора) возлагается на налоговый орган;

б) предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора);

в) взыскания недоимки с налогоплательщиков;

г) направления налогоплательщику требования об уплате налога.

4. Пеня как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов применяется:

а) налогоплательщиком к налоговому органу;

б) налоговым органом к налогоплательщикам;

в) финансовым органом к налоговым агентам;

г) налоговым агентом к налогоплательщикам.

5. Арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов означает:

а) ограничение права налогоплательщика пользоваться и распоряжаться имуществом, на который наложен;

б) конфискацию имущества;

в) инвентаризацию имущества;

г) реализацию имущества.

6. Если осуществляется арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, то соблюдается следующая очередность обращения взыскания на имущество:

а) сначала взыскание обращается на имущество, предназначенное для непосредственного участия в производстве; затем – на готовую продукцию; на имущество, сдаваемое в аренду; на ценные бумаги и валютные ценности;

б) взыскание в первую очередь обращается на легковой автотранспорт, затем на готовую продукцию; станки, оборудование и производственные здания; ценные бумаги и валютные ценности;

в) сначала взыскание обращается на имущество, сдаваемое в аренду; оборудование, не предназначенное для непосредственного участия в производстве; на готовую продукцию; имущество, непосредственно участвующее в процессе производства; сырье, материалы, валютные ценности;

г) взыскание обращается на легковой автотранспорт; затем – на готовую продукцию, сырье и материалы, предназначенные для процесса производства; на имущество, предназначенное для непосредственного участия в производстве; на имущество, сданное в аренду.

7. Действия налогового органа при осуществлении процедуры ареста имущества налогоплательщика-организации предусматривают:

а) вынесение решения (постановления) о взыскании налога, направление в трехдневный срок соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю;

б) вынесение решения (постановления) о наложении ареста и передачу иска в суд;

в) вынесение решения (постановления) об аресте имущества, осуществление его ареста и последующую реализацию имущества;

г) подачу иска в суд о наложении ареста на имущество налогоплательщика-недоимщика.

8. Арест имущества налогоплательщика-организации производится в случае:

а) неисполнения обязанности по уплате налога и отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика в банке;

б) непредставления налоговой декларации в течение десяти дней после установленного срока ее представления;

в) отказа представить документы, необходимые для исчисления и уплаты налога по требованию налогового органа;

г) неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что он предпримет меры скрыть свое имущество.

9. Если налоговым органом принято решение об аресте имущества, это означает:

а) конфискацию имущества по решению суда;

б) конфискацию имущества по решению налогового органа;

в) отчуждение имущества, находящегося в собственности налогоплательщика, в уплату налога;

г) ограничение права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом.

10. Налоговым органом решение о приостановлении операций по счетам принимается:

а) с момента выявления недоимки у налогоплательщика;

б) не ранее принятия решения о взыскании налога;

в) одновременно или до принятия решения о взыскании налога;

г) не позднее следующего дня после истечения срока уплаты налога.

11. Основание для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации:

а) отказ руководителя организации от представления налоговому органу бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

б) неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленный законодательством срок обязанности по уплате налога и вынесение решения о взыскании налога;

в) отказ от требования налогового органа представить документы, подтверждающие уплату (перечисление) налога в бюджет;

г) принятие решения о взыскании налога и неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, пеней или штрафов.

12. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается:

а) не позднее принятия решения о взыскании налога;

б) в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога;

в) одновременно с принятием решения о взыскании налога;

г) не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

4.3. Внесудебный порядок взыскания недоимок

Недоимка – сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Налоговые органы наделены правом взыскания недоимок по налогам (сборам) и задолженности по пеням и штрафам с организаций и индивидуальных предпринимателей во внесудебном порядке, т. е. самостоятельно, на основании собственного решения. Взыскание недоимки осуществляется принудительно за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии информации у налогового органа о таких счетах – за счет иного имущества налогоплательщика-недоимщика.

Согласно налоговому законодательству, налогоплательщики-юридические лица уплату налога осуществляют преимущественно путем сдачи соответствующим банкам платежных поручений на перечисление налогов в бюджет. Они обязаны сдать в банк такое поручение не позднее наступления срока платежа. Если на день платежа на счете налогоплательщика – достаточный остаток денежных средств для выполнения платежного поручения, то его обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств с его счета в банке на соответствующий счет Федерального казначейства для зачисления соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации. Причем признается это независимо от времени фактического зачисления денежных сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Применительно к налогоплательщику-физическому лицу, уплачивающему налоги наличными денежными средствами, налог (сбор) считается уплаченным с момента внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.

При неуплате (неполной уплате) в бюджет налогов (или сборов) в установленные сроки образуется недоимка. Сумма соответствующих пеней и штрафов, не уплаченных в срок, также образует налоговую задолженность.

Наличие недоимки для налогового органа – основание для применения к организации процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности, установленной НК РФ.

При внесудебном порядке взыскания недоимки налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете, прежде всего направляет налогоплательщику требование об уплате налога. Требование об уплате налога – это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить данную сумму в установленный срок. Этот документ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о ее результатах.

Требование об уплате налога содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размеру пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые могут быть применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Как правило, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с момента (даты) его получения. Однако в требовании может быть указан и более продолжительный период времени для уплаты налога. Если организация не уплатила налог в срок, установленный в требовании, то руководитель налогового органа (или его заместитель) вправе не позднее двух месяцев после его истечения принять решение о взыскании налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Решение налогового органа о взыскании налога (или сбора) направляется налогоплательщику-недоимщику в течение шести дней после его принятия. Затем в течение одного месяца со дня принятия решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручение на списание с этих счетов и перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации. Поручение налогового органа – это его распоряжение, направляемое в банк на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счета налогоплательщика на счета Федерального казначейства.

В поручении указываются счета организации, с которых нужно перечислить налог, и сумма, подлежащая перечислению. Взыскание налога может быть произведено с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных.

Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на день продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, налоговый орган одновременно с поручением на перечисление налога направляет второе поручение банку на продажу валюты, находящейся на счете налогоплательщика, в срок не позднее следующего дня.

Банк должен исполнить поручение налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем его получения, при условии, что взыскание налога производится с рублевых счетов. При взыскании с валютных счетов – не позднее двух операционных дней. Разумеется, данные сроки соблюдаются, когда это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством. Эта очередность регулируется ст. 855 ГК РФ и применяется с учетом постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П, т. е. поручение на уплату налога исполняется в третью очередь.

В случае, если на день получения банком поручения налогового органа отсутствует необходимая денежная сумма, банк исполняет поручение налогового органа по мере поступления денежных средств: не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета.

Взыскание налога может быть произведено также с депозитного счета налогоплательщика. Однако взыскивать недоимку с депозитного счета нельзя, если не истек срок действия депозитного договора. При его наличии налоговый орган может дать поручение банку на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Исполнение решения о взыскании может быть обеспечено путем приостановления операций по счетам организации в банке. Причем если на один счет выставляется поручение налогового органа, то по остальным счетам операции приостанавливаются. Иначе выставлять инкассо не имеет смысла. Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, открытым в банке, принимает руководитель налогового органа (заместитель) и направляет его в банк по месту открытия счетов (расчетных, валютных и др.).

Если денежных средств на счетах в банке у налогоплательщика (налогового агента) недостаточно либо у налогового органа отсутствует информация о таких счетах, то взыскание недоимки по налогам, а также пеней и штрафов осуществляется за счет иного имущества налогоплательщика-недоимщика. Такое взыскание осуществляется в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом тех сумм, которые уже взысканы со счетов организации налоговым органом. Содержание этого действия состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации. Виды имущества, на которые судебный пристав обращает взыскание, определены НК РФ.

Процессуальные действия заключаются в следующем.

Руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение (в форме постановления) о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента) или индивидуального предпринимателя может быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. На постановление о взыскании налога, подписанное руководителем (его заместителем) и заверенное гербовой печатью налогового органа, необходимо получить санкцию прокурора. После этого решение (в форме постановления) направляется в течение трех дней в службу судебных приставов для исполнения.

Судебные приставы при исполнении действий по взысканию налога за счет иного имущества действуют согласно Федеральному закону об исполнительном производстве. Постановление налогового органа для них – исполнительный документ и должно быть исполнено в двухмесячный срок со дня его поступления.

Порядок взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановления налоговых органов и иных исполнительных документов утвержден совместным приказом МНС России и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России) от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/ 265/215. Данным приказом установлен перечень документов, которые налоговая инспекция направляет судебному приставу-исполнителю вместе с постановлением.

Судебному приставу-исполнителю передаются содержащиеся в налоговом органе сведения об имуществе организации (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект. Кроме того, судебному приставу-исполнителю представляются данные о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации, фактические адреса, телефоны головной организации и ее структурных подразделений; информация о кассовых аппаратах и местах их установки. Если налоговый орган, согласно ст. 77 НК РФ, производил арест имущества организации, то в службу судебных приставов передается копия протокола ареста имущества и копия акта описи (при их наличии).

Судебный пристав-исполнитель, приняв к исполнению постановление налогового органа, в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В данном постановлении устанавливается пятидневный срок для «добровольного» погашения должником задолженности. В случае невыполнения данных требований постановление исполняется принудительно. При этом судебный пристав-исполнитель вправе произвести оценку имущества и его продажу. Имущество, на которое обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель оценивает по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Налоговый орган и организация вправе не согласиться с данной оценкой. Тогда судебный пристав-исполнитель обязан назначить специалиста для определения стоимости такого имущества. Имущество в виде товарно-материальных ценностей реализуется в специализированных организациях на комиссионных или иных договорных началах.

Средства, полученные от реализации имущества, направляются на погашение налоговой задолженности, а также расходов на оплату исполнительского сбора (7 % от взыскиваемой суммы), расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных на должника за неисполнение исполнительного документа. Денежные средства от реализации имущества поступают на депозитный счет подразделения судебных приставов и направляются в необходимой сумме в семидневный срок на счет Федерального казначейства на погашение задолженности налогоплательщика по соответствующим налогам.

В случае отсутствия должника и его имущества по месту нахождения, указанному в исполнительном документе налогового органа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника (его имущества). При взыскании налога за счет имущества организации, не являющегося денежными средствами, обязанность по его уплате считается исполненной с момента реализации этого имущества и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) за счет вырученных средств.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под недоимкой?

2. Какими полномочиями наделены налоговые органы при взыскании недоимок?

3. Что такое внесудебный порядок взыскания недоимок?

4. С каких налогоплательщиков налоговые органы вправе взыскивать недоимки во внесудебном порядке?

5. Каков порядок взыскания налоговой задолженности?

6. Что такое требование об уплате налога, каково его назначение?

7. Каков порядок взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств организаций, находящихся на счетах в банке?

8. Каков порядок взыскания налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика-недоимщика?

Тесты

1. Недоимка – это:

а) сумма налога (сбора), уменьшенная налогоплательщиком в результате применяемых схем минимизации налоговых обязательств;

б) сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) разница между суммой налога, причитающейся к уплате в бюджет, и суммой начисленных платежей за соответствующий налоговый период;

г) разница между суммой налога, фактически внесенного в бюджет, и суммой, полагающейся к уплате в порядке авансовых платежей.

2. Внесудебный порядок взыскания недоимок по налогам применяется:

а) только для организаций-налогоплательщиков;

б) для налогоплательщиков-организаций и физических лиц-индивидуальных предпринимателей;

в) для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

г) для всех физических лиц.

3. Срок принятия решения о взыскании налога:

а) не позднее двух месяцев после истечения срока уплаты налога, установленного в требовании об уплате налога;

б) после истечения срока уплаты налога, но не позднее десяти дней после истечения требования об уплате налога;

в) после истечения срока уплаты налога, установленного законодательством, но не позднее пяти дней после вынесения постановления об уплате налога;

г) после истечения срока уплаты налога, установленного законодательством, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

4. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога направляется:

а) в течение десяти дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки;

б) в течение десяти дней с даты составления акта проверки;

в) не позднее десяти дней по окончании налоговой проверки;

г) не позднее 60 дней со дня вступления принятия решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

5. Взыскание налога производится со счетов:

а) валютных и транзитных;

б) валютных и расчетных;

г) недоимщика;

д) дебиторов.

6. Установлен следующий порядок взыскания налога с валютного счета налогоплательщика-организации:

а) взыскание обращается на валютный счет при недостаточности средств на рублевых счетах;

б) налоговая инспекция обращается с иском в суд о списании средств с валютных счетов при отсутствии рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах организации;

в) взыскание обращается на валютный счет в случае отсутствия в течение десяти календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах налогоплательщика;

г) взыскание обращается на расчетный и (или) на валютный счет по усмотрению налогового органа.

7. Поручение налогового органа – это:

а) распоряжение налогового органа, направляемое в банк на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счета налогоплательщика;

б) документ, выдаваемый налоговому инспектору на проведение выездной налоговой проверки;

в) платежное поручение, представляемое налогоплательщиком в банк для списания денежных средств с его расчетного счета на счет соответствующего бюджета;

г) документ, выписываемый банком, удостоверяющий списание денежных средств со счета налогоплательщика на счет налогового органа.

8. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается:

а) не позднее принятия решения о взыскании налога;

б) в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога;

в) одновременно с принятием решения о взыскании налога;

г) не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

9. При взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации обязанность по уплате считается исполненной с момента:

а) наложения ареста на имущество налогоплательщика;

б) реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм;

в) передачи имущества налогоплательщика соответствующему органу для последующей реализации;

г) передачи иска в суд о взыскании налога с имущества налогоплательщика.

10. Налоговый орган лишается права на взыскание недоимки во внесудебном порядке по истечении:

а) 60 дней после срока уплаты налога;

б) 60 дней со дня вынесения налоговым органом решения о взыскании недоимки;

в) 10 дней, установленных в требовании об уплате налога;

г) двух месяцев после истечения срока уплаты налога, установленного в требовании об уплате налога.

11. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыт счет налогоплательщику, в следующий срок:

а) в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании;

б) в течение двух месяцев со дня принятия решения о взыскании;

в) не позднее 60 дней с установленного срока уплаты налога;

г) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

12. Срок направления налогоплательщику требования об уплате налога:

а) не позднее даты срока уплаты налога;

б) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налоговым органом;

в) не позднее 60 дней с установленного срока уплаты налога;

г) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

13. Требование об уплате налога – это:

а) распоряжение налогового органа, направляемое в банк, на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счета налогоплательщика;

б) распоряжение налогового органа банку в письменной форме в виде требования об обязательном переводе средств с депозитного счета на расчетный либо валютный счет при отсутствии у налогоплательщика средств на них, но при наличии средств на депозитном счете, если имеется недоимка по налогу;

в) официальный письменный документ, адресованный налогоплательщику и содержащий полную информацию о начисленных налогах и имеющихся к последнему претензий по уплате налога (требующий уплатить налог в установленный законом срок);

г) направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

14. В случае взыскания недоимки при отсутствии у налогоплательщика средств на расчетном или валютном счете и при наличии средств на депозитном счете налоговые органы вправе:

а) выставить организации-недоимщику требование об обязательном переводе средств с депозитного счета на расчетный либо валютный счет;

б) обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении депозитного договора организации-недоимщика;

в) взыскать сумму недоимки за счет средств, находящихся на депозитном счете по истечении десяти дней с момента выставления организации-недоимщику требования о перечислении средств на валютный или расчетный счет;

г) дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента.

15. Процедура взыскания недоимки с денежных средств налогоплательщика, находящихся на валютном счете в банке, следующая:

а) выставить поручение к валютному счету и средства в инвалюте перечислить в бюджет;

б) предложить налогоплательщику по согласованию с банком исполнить поручение налогового органа за счет инвалюты, находящейся на счетах в банке;

в) предложить банку по согласованию с налогоплательщиком продать необходимое количество инвалюты и перечислить вырученные средства в рублях в бюджет;

г) налоговый орган направляет в банк, где открыт счет налогоплательщика, одновременно поручение на перечисление налога в бюджет и поручение (банку) на продажу не позднее следующего дня инвалюты налогоплательщика в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи инвалюты.

16. Процесс принудительного взыскания налогов включает в себя последовательное осуществление следующих мероприятий:

а) направление налоговым органом в банк инкассового поручения, принятие решения, исполнение банком инкассового поручения;

б) исполнение банком требования налогового органа о переводе денежных средств в бюджет, представление налоговым органом банку поручения, принятие решения о взыскании налога;

в) принятие налоговым органом решения о взыскании налога, направление в банк, где открыты счета налогоплательщика, поручения на перечисление налога в бюджет, исполнение банком поручения налогового органа;

г) принятие налоговым органом решения о взыскании налога, направление в банк, где открыт счет, поручения, извещение банком налогоплательщика об изменении договора банковского счета, исполнение поручения налогоплательщика на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

4.4. Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами-налогоплательщиками

Своевременное и полное поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации зависит от многих факторов, среди которых и наличие достаточного объема денежных средств как у налогоплательщика, так и у банка, в котором он обслуживается.

Согласно НК РФ, основополагающему законодательному акту по налогам, регулирующему налоговые отношения в Российской Федерации, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать в банк или кредитные организации поручения на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 45).

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45).

Конец ознакомительного фрагмента.