Глава 3
Налоговые органы Российской Федерации
3.1. Состав и структура налоговых органов, их правовой статус
Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Эта система состоит из федерального органа исполнительной власти (ФНС России), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Статус совокупности налоговых органов как централизованной системы обеспечивает проведение единой общегосударственной налоговой политики на территории всей страны.
Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы при осуществлении налогового администрирования руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 137-ФЗ) «О налоговых органах Российской Федерации», НК РФ (Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ с учетом последующих изменений и дополнений, в том числе Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»). Кроме того, они руководствуются нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Но в то же время ФНС России при реализации своих функций выступает как самостоятельная система.
Центральное звено в этой системе – ФНС России. Правовой статус службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, зафиксирован в ст. 30 НК РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФНС России находится в непосредственном ведении Минфина России. Однако территориальные налоговые органы в своих действиях при реализации предоставленных им полномочий независимы от финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Структура ФНС России и ее территориальных налоговых органов установлена постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и утверждена приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 104н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (рис. 3.1.).
Рис. 3.1. Система органов ФНС России и ее территориальных налоговых органов
Состав Федеральной налоговой службы следующий: центральный аппарат ФНС России; 82 региональных управления (УФНС России по субъектам Российской Федерации), 8 межрегиональных инспекций федерального уровня, 1186 территориальных инспекций (ИФНС России по районам, городам, городам без районного деления и инспекций межрайонного уровня).
В состав территориальных налоговых органов входят: управления Службы (УФНС России) по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные инспекции Службы (МИ ФНС России), инспекции Службы (ИФНС России) по районам, городам, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.
В состав управлений по субъектам Российской Федерации входят: управления ФНС России по республикам, управления ФНС России по краям (областям), управления ФНС России по административным (национальным) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москве и УФНС России по г. Санкт-Петербургу. Управление является вышестоящим территориальным налоговым органом в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В основе выделения вышеуказанных подразделений налоговых органов – государственное и административно-территориальное устройство России. В то же время в формировании ряда межрегиональных инспекций (например, по крупнейшим налогоплательщикам) лежит отраслевой принцип, т. е. принадлежность основного вида деятельности налогоплательщика к той или иной отрасли (сектору) экономики. Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы (МИ ФНС России), также относящиеся к территориальным налоговым органам, находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны. Межрегиональные инспекции созданы трех типов: специализированные по крупнейшим налогоплательщикам; по централизованной обработке данных и по семи федеральным округам.
Управления федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему соответствующих территорий налогов и сборов.
Управления подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Руководитель управления назначается на должность и освобождается от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС
России. Руководитель представляет на утверждение в ФНС России структуру управления. Управление – вышестоящий территориальный налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации по отношению к инспекциям по городам, районам и районам городов, а также инспекциям межрайонного уровня.
Между всеми налоговыми органами существуют взаимоотношения, определенные Закона о налоговых органах Российской Федерации (в ред. Федеральных законов с изменениями и дополнениями, в том числе Законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». Основной принцип таких взаимоотношений – вертикальная подотчетность, т. е. непосредственно центральному аппарату подотчетны налоговые органы второго уровня: УФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции; сответственно налоговым органам второго уровня подотчетны ИФНС России по городам, районам и городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня. При этом между налоговыми органами существует четкое распределение функций.
Таким образом, каждый налоговый орган подчиняется непосредственно своему вышестоящему территориальному налоговому органу и соответственно ФНС России. Вертикальная подотчетность обусловливает порядок обмена информацией, взаимодействие и применение единых стандартизированных требований при осуществлении налогового администрирования. Поскольку ФНС России – вышестоящий налоговый орган, то ее указания относительно применения налогового законодательства подлежат обязательному исполнению всеми территориальными налоговыми органами.
Каждый налоговый орган – самостоятельное юридическое лицо, имеет свою смету, на основе которой выделяются средства из федерального бюджета на его содержание, текущий счет в банке, печать. Как юридическое лицо каждый налоговый орган вправе выступать в суде истцом и быть ответчиком.
Налоговые органы Российской Федерации, осуществляя налоговое администрирование, исходят из предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, закрепленных в Законе о налоговых органах Российской Федерации[14], Налоговом кодексе с учетом последующих изменений и дополнений (в том числе Федерального закона № 137-ФЗ).
Налоговые органы, осуществляя налоговое администрирование, вправе проводить налоговые проверки. Они проводятся в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов. Цель таких проверок заключается в установлении достоверности данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов), их соответствия первичным документам и реально совершенным хозяйственным операциям и сделкам. Осуществляя контрольные действия, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сбора или налоговых агентов) документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. В случае, когда имеются достаточные основания полагать, что представленные для налоговой проверки документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, налоговые органы могут производить выемку документов.
Проводя налоговые проверки, налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику.
В случае, если налогоплательщик отказывается допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, налоговые органы могут определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о данном налогоплательщике или об иных аналогичных лицах. Другое основание реализации данных полномочий – непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, а также отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Осуществляя контроль за полнотой и своевременностью внесения налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, налоговые органы наделены полномочиями взыскивать недоимки, пени и штрафы во внесудебном порядке с организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом они вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации. Осуществляя взыскание недоимки, налоговые органы могут приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) в банках и налагать арест на их имущество.
Налоговые органы как органы надзора за соблюдением налогового законодательства вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. Они могут вызывать их представителей в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Вызов налогоплательщиков (и иных лиц) осуществляется путем направления им письменного уведомления.
При проведении налогового контроля налоговые органы вправе привлекать специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
Защищая интересы государства, его бюджета, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
✓ о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
✓ досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
✓ возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговыми органами недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика.
Кроме того, Закон о налоговых органах Российской Федерации наделяет налоговые органы полномочиями подачи исков в суд:
а) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
б) ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) признании сделок недействительными и взыскании в бюджет всего полученного.
Налоговые органы не только осуществляют контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах организациями и физическими лицами – налогоплательщиками, но и сами обязаны действовать в строгом соответствии с налоговым законодательством. Одно из основных условий контроля полоты и своевременности поступления налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации – своевременная постановка на учет в налоговых органах организаций и физических лиц (прежде всего индивидуальных предпринимателей). Соответствующие обязанности имеются как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков.
При постановке на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов) налоговые органы должны сообщать им сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и об их изменении, а также иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. Порядок доведения вышеуказанных сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т. е. ФНС России.
Налоговый орган, осуществивший налоговую проверку, обязан направлять налогоплательщику (плательщику сбора или налоговому агенту) копию акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, если такой проверкой установлено допричисление налога (сбора), – налоговое уведомление и (или) требование об их уплате.
Ряд обязанностей налоговых органов непосредственно направлены на обеспечение прав налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов). Так, по заявлению налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) налоговый орган должен выдавать им копии всех принятых в отношении вышеуказанных лиц решений.
Право налогоплательщика на своевременный зачет и возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов обеспечено тем, что налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) принимать решение о возврате им соответствующих сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов. Оформленные на основании этих решений поручения налоговые органы должны направлять соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения, т. е. возврата. Осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в счет очередных платежей и на погашение недоимок по иным налогам (сборам) налоговые органы могут как по заявлению налогоплательщика, так и самостоятельно.
В обязанности налоговых органов входит представление налогоплательщику (плательщику сбора или налоговому агенту) по его запросу справки о состоянии расчетов указанных лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса. Кроме того, в обязанность налоговых органов входит осуществление по заявлению налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Налоговые органы при реализации предоставленных им полномочий не должны ущемлять права и законные интересы налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Они обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Информирование – способ реализации прав налогоплательщика на получение необходимых сведений. Оно может осуществляться как в устной, так и в форме письменной форме, в том числе через средства массовой информации, а также в местах нахождения налоговых органов с информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации.
Информацию следует отличать от разъяснения законодательства о налогах и сборах. Налоговый кодекс полномочиями по разъяснению налогового законодательства наделяет не налоговые, а финансовые органы. При этом налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. С целью принятия согласованных решений, разрешения спорных моментов, разногласий создаются согласительные комиссии из представителей Минфина России и ФНС России.
Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение. При этом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведений об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения и др. Налоговая тайна не подлежит разглашению. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Налоговые органы имеют также иные полномочия, предусмотренные НК РФ, Законом о налоговых органах Российской Федерации и иными федеральными законами.
Права и обязанности, предоставленные налоговым органам, реализуются через действия ее должностных лиц. Они обязаны действовать в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; реализовать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Должностные лица налоговых органов обязаны сохранять налоговую тайну. За утрату документов, содержащих сведения, отнесенных к налоговой тайне, а также за разглашение таких сведений должностные лица налоговых органов привлекаются к ответственности. Работники налоговых органов при реализации предоставленных им полномочий не должны ущемлять права и законные интересы налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), они обязаны корректно и внимательно относиться и к ним, и к их представителям, не унижать их честь и достоинство.
Должностные лица налоговых органов не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков и представлять их интересы в отношениях с государственными, судебными и иными органами власти. За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Какой федеральный орган исполнительной власти уполномочен осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах?
2. Какие государственные контролирующие органы входят в состав налоговых органов?
3. Какие налоговые органы системы ФНС России относятся к территориальным?
4. Каковы принципы построения налоговых органов в России?
5. Какие законодательные акты регламентируют полномочия налоговых органов, их права и обязанности?
6. Какие права предоставлены налоговым органам?
7. Какие обязанности имеют налоговые органы?
8. Какие обязанности имеют должностные лица налоговых органов?
9. К каким последствиям для налоговых органов могут привести неправомерные действия их должностных лиц?
10. Что такое налоговая тайна?
11. В каких формах налоговые органы выполняют обязанности по информированию налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах?
Тесты
1. Федеральная налоговая служба России:
а) федеральный орган исполнительной власти на правах министерства;
б) находится в ведении Минфина России;
в) самостоятельный орган на правах государственного комитета;
г) находится в непосредственном ведении Президента РФ.
2. Федеральная налоговая служба – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:
а) по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
б) кассовому исполнению федерального бюджета по налогам и сборам;
в) составлению проекта бюджета и его исполнению;
г) контролю за соответствием расходов физических лиц их доходам и финансовому мониторингу.
3. Налоговые органы имеют право:
а) взыскивать недоимки по налогам и пеням;
б) вести учет налогоплательщиков;
в) проводить предварительное следствие по делам о налоговых преступлениях;
г) проводить обыск у налогоплательщиков-недоимщиков.
4. Обязанность должностного лица налогового органа:
а) соблюдение налоговой тайны;
б) проведение разъяснительной работы по применению налогового законодательства;
в) уведомление налогоплательщика о наступлении срока уплаты налога;
г) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, возбуждение уголовного дела.
5. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику:
а) требование об уплате налога;
б) методические указания по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
в) уведомление о сроках проведения выездной налоговой проверки;
г) письменные разъяснения порядка применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
6. Налоговые органы обязаны разъяснять налогоплательщику порядок:
а) применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
б) заполнения форм налоговой отчетности;
в) ведения бухгалтерского учета;
г) составления бухгалтерской отчетности.
7. Право налогового органа:
а) соблюдение налоговой тайны;
б) проведение налоговых проверок;
в) постановка на учет организаций и физических лиц;
г) проведение оценки имущества в целях налогообложения.
8. К обязанностям налогового органа относится:
а) представление интересов налогоплательщика в отношениях с таможенными органами;
б) осуществление возврата излишне взысканных налогов;
в) осуществление страховых выплат при наступлении страхового случая;
г) выдача организациям и физическим лицам краткосрочных кредитов.
9. Налоговый инспектор вправе требовать у налогоплательщика документы:
а) служащие основанием для начисления и выплаты трудовых пенсий;
б) свидетельствующие о состоянии здоровья;
в) служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;
г) подтверждающие своевременность уплаты коммунальных платежей.
10. В права налогового инспектора входит:
а) информировать налогоплательщика о его правах и обязанностях;
б) консультировать его о последствиях заключенных сделок с партнерами по бизнесу;
в) быть поверенным физического лица-налогоплательщика в его отношениях с партнерами по бизнесу;
г) корректно относиться к законным представителям налогоплательщика.
11. К обязанностям налогового инспектора относится:
а) разъяснение порядка заполнения форм налоговой отчетности;
б) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
в) осуществление приема налогов (сборов) от физических лиц;
г) консультирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства.
12. В обязанности налогового инспектора входит:
а) сбор информации о личности налогоплательщика-физического лица;
б) использование негласных форм работы и составление досье на налогоплательщиков-физических лиц;
в) не унижать честь и достоинство налогоплательщика;
г) извещать налогоплательщика о дате проведения налоговой проверки.
13. Право должностного лица налогового органа:
а) использовать гласные и негласные формы работы;
б) быть уполномоченным представителем налогоплательщика;
в) требовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога;
г) оказывать налогоплательщикам консультации по вопросам оптимизации их налогообложения.
14. Информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах означает:
а) организацию на платной основе семинаров о действующих налогах и сборах;
б) ответы на запросы налогоплательщиков, в том числе в письменной форме, с разъяснениями порядка применения законодательства по налогам и сборам;
в) помещение в СМИ информации о действующих налогах и сборах;
г) создание консультационных центров при налоговых инспекциях, оказывающих на платной основе услуги налогоплательщикам.
15. Должностным лицам ФНС России запрещается:
а) заниматься научной деятельностью;
б) быть уполномоченными представителями налогоплательщика;
в) заниматься преподавательской деятельностью;
г) заниматься творческой деятельностью.
3.2. Структура Федеральной налоговой службы
Федеральная налоговая служба (центральный аппарат) выполняет контрольно-распорядительные и методологические функции. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель несет персональную ответственность за деятельность ФНС России.
Федеральная налоговая служба, находясь в ведении Минфина России, по его поручению принимает участие в разработке проектов законодательных актов о налогообложении; составляет планы-прогнозы налоговых поступлений для включения их в проекты бюджетов на предстоящий период; осуществляет учет поступлений налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации; составляет отчеты о ходе их поступлений и представляет Минфину России и Правительству РФ доклады о ходе налоговых поступлений.
Кроме того, ФНС России осуществляет методологическое обеспечение налогового администрирования. Она разрабатывает методические рекомендации для налоговых органов и консультирует их по проверке достоверности представляемой налогоплательщиками отчетности; координирует деятельность налоговых органов и осуществляет контроль проводимого ими налогового администрирования, принимает меры по созданию, развитию и внедрению автоматизированной информационной системы ФНС России; устанавливает для налоговых органов единые стандарты обслуживания налогоплательщиков и контролирует их соблюдение, разрабатывает рекомендации по организации типовых рабочих мест налоговых органов и др. Федеральная налоговая служба проводит комплексные проверки нижестоящих налоговых органов; разрабатывает обязательные для налоговых органов формы отчетов о проделанной работе, обобщает и анализирует их выполнение.
Обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах – основная функция Службы. Однако дополнительно она осуществляет и иные функции:
✓ регистрирующего органа (имеет статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств);
✓ уполномоченного органа государства в делах о банкротстве (т. е. имеет статус федерального органа исполнительной власти в делах о банкротстве и процедурах банкротства и своевременном выставлении требований об уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации);
✓ лицензирования и контроля (над производством и оборотом спирта и алкогольной продукции; табачных изделий, игорного бизнеса и др).
Функции центрального аппарата реализуются через внутренние подразделения (управления) ФНС России. Их состав и структуру утверждает Руководитель Службы. При определении их состава учитывается ряд принципов, предусмотренных программой модернизации налоговых органов, прежде всего наличия у ФНС России основных и вспомогательных видов деятельности (финансового, материально-технического обеспечения и т. п.), а также функциональности, под которой подразумевается однотипность выполняемых процедур налогового администрирования.
К основным видам функциональной деятельности относится:
✓ руководство службой и территориальными налоговыми органами;
✓ работа с налогоплательщиками-организациями и физическими лицами;
✓ информационная работа с внешними организациями;
✓ информатизация налоговой работы;
✓ выявление и пресечение нарушений налоговой дисциплины, сбор недоимок;
✓ аналитическая и статистическая работа;
✓ правовое обеспечение налоговой администрации;
✓ хранение бумажных документов.
Вспомогательными видами деятельности являются:
✓ административно-хозяйственная;
✓ финансовая;
✓ обеспечение ведомственного режима.
Каждый из вышеуказанных видов деятельности включает в себя конкретный набор функций и рассматривается как функциональный блок.
Структура центрального аппарата ФНС России неоднократно видоизменялась исходя из задач, которые ставились в качестве приоритетных направлений его деятельности и необходимости повышения эффективности налогового администрирования. Структура центрального аппарата с 1 февраля 2008 г. вновь реорганизована. Вместо 22, ранее действовавших управлений, создано семь: управление налогообложения, контрольное управление, аналитическое, правовое, административное, управление информатизации и управление обеспечения.
Администрирование всех налогов с юридических и физических лиц вменено в обязанность управлению налогообложения. В функции данного управления входит организация, руководство и координация деятельности налоговых органов по администрированию важнейших налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога с доходов физических лиц и др., – а также установление единых принципов и методических рекомендаций по проверке достоверности представляемой налогоплательщиками деклараций по налогам, относящимся к компетенции управления. Управление по поручению Минфина России разрабатывает предложения по изменению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Контрольное управление призвано обеспечить единые правила методологического и организационного обеспечения налоговых проверок и других форм налогового контроля.
Аналитическое управление должно обеспечить повышение уровня аналитической работы в налоговых органах, в том числе методическими рекомендациями по выбору объекта выездных налоговых проверок; проведению предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации-налогоплательщика; сбор комплекса сведений о налогоплательщике, в том числе формирование «досье» налогоплательщика; переход от администрирования отдельных налогов к администрированию налогоплательщика.
Задача правового управления – юридическое сопровождение принимаемых Службой нормативных актов, обеспечение их соответствия законодательству, проведение налогового аудита, т. е. контроль качества актов, составляемых по итогам налоговых проверок нижестоящими налоговыми органами, а также урегулирование налоговых споров и рассмотрение жалоб налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов) на действия налоговых органов и их должностных лиц в досудебном порядке.
Управление информатизации призвано обеспечить переход налогового администрирования на новые информационные технологии, основанные на электронной обработке данных, поступающих в налоговые органы, введение дополнительных компьютеризированных рабочих мест налоговых инспекторов.
Административное управление и управление обеспечения обеспечивают функции центрального аппарата как органа управления и в целом системы налоговых органов. В функции административного управления входит управление делами, издание приказов, распоряжений и другой документации, касающейся деятельности сотрудников центрального аппарата.
Функции управления обеспечения – финансовое и материально-техническое обеспечение потребностей службы, капитальное строительство и др., поддерживающие статус Федеральной налоговой службы как исполнительного органа управления.
В непосредственном подчинении ФНС России находятся межрегиональные инспекции. На начало 2008 г. в России функционируют десять специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Семь ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам располагаются в Москве, три – в Санкт-Петербурге. Межрегиональные инспекции созданы трех типов: специализированные по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных и по федеральным округам. Назначение межрегиональных инспекций – повысить эффективность налогового администрирования, в особенности налогоплательщиков отраслей экономики и сфер деятельности, являющихся в части налоговых поступлений бюджетообразующими. Цель создания таких инспекций – противопоставить интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально-интегрированных холдингов, финансово-промышленных групп) вертикальное налоговое администрирование, а также усилить контроль и соответственно налоговую дисциплину налогоплательщиков в этих отраслях экономики и сферах деятельности, а именно: в нефтяном и газовом комплексе, электроэнергетике, транспорте и связи, металлургии и машиностроении и некоторых других. Администрирование налогоплательщиков в вышеуказанных инспекциях строится не по территориальному принципу, а исходя из отраслевой принадлежности налогоплательщика по основному виду деятельности и с учетом специфики отрасли. Создание налоговых инспекций, специализированных по отраслям хозяйства, соответствует международной практике развития налоговых органов.
Важное место среди межрегиональных инспекций, непосредственно подчиненных службе, принадлежит межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). В функции данной инспекции входит информационное обеспечение деятельности ФНС России, в том числе формирование в электронном виде сводных (в целом по Российской Федерации) информационных ресурсов налогового администрирования (единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра налогоплательщиков, реестров лицензий и др.). На основе сводной информации, поступающей от налоговых органов по электронным каналам связи, даются рекомендации по выбору налогоплательщиков для налоговых проверок, анализируется эффективность проверок, осуществляются анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Непосредственно в подчинении ФНС России находятся ее межрегиональные инспекции по семи федеральным округам: Центральному, Южному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-Западному, Приволжскому.
Они выполняют следующие функции:
✓ контроль и надзор за деятельностью налоговых органов на территории федерального округа, в том числе УФНС России и ИФНС России;
✓ проверки территориальных налоговых органов, в том числе исполнения сметы доходов и расходов на их содержание;
✓ проведение повторных выездных налоговых проверок, назначаемых ФНС России и УФНС России в федеральном округе;
✓ оказание помощи территориальным налоговым органам;
✓ организация взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе и другие функции.
Таким образом, территориальные межрегиональные инспекции ФНС России занимают особое положение. С одной стороны, они призваны осуществлять налоговый контроль над налогоплательщиками, прежде всего крупнейшими. При этом их функции аналогичны функциям ИФНС России по районам, районам в городах и городам без районного деления. С другой стороны, они выполняют определенные контрольно-распорядительные функции. Такие функции закреплены, в частности, за межрегиональными ИФНС России по федеральным округам. Они изучают, анализируют и обобщают практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ, организуют и проводят по решению ФНС России проверки территориальных органов Службы и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе; участвуют в проверках, проводимых центральным аппаратом ФНС России, и т. п.
1. Какие функции выполняет центральный аппарат ФНС России в целом и по отношению к нижестоящим налоговым органам в частности?
2. Каков порядок утверждения руководителя ФНС России?
3. Кем утверждается структура центрального аппарата ФНС России?
4. Чем обусловлено изменение структуры центрального аппарата ФНС России?
5. Какие подразделения (управления) центрального аппарата выполняют основные функции по налоговому администрированию?
6. Какое управление осуществляет функции по налоговому администрированию налога на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость?
1. ФНС России (центральный аппарат):
а) самостоятельный федеральный орган исполнительной власти на правах министерства;
б) самостоятельный федеральный орган исполнительной власти на правах госкомитета;
в) федеральное агентство, находящееся в ведении Минфина России;
г) самостоятельное юридическое лицо, находящееся в ведении Минфина России.
2. Структура центрального аппарата ФНС России утверждается:
а) Президентом РФ;
б) Председателем Правительства РФ;
в) Минфином России;
г) руководителем ФНС России.
3. Основные функции центрального аппарата как органа налогового администрирования:
а) финансовое обеспечение;
б) налоговый контроль;
в) выявление и пресечение преступлений в области налогов;
г) материально-техническое снабжение.
4. Функции налогового администрирования в 2008 г. осуществляли следующие управления центрального аппарата ФНС
России:
а) крупнейших налогоплательщиков;
б) налогообложения;
в) единого социального налога;
г) налогового планирования и прогнозирования налоговых поступлений.
3.3. Региональные и другие налоговые органы, их задачи и функции
Центральное место среди территориальных налоговых органов занимают управления Федеральной налоговой службы – УФНС России по субъектам Российской Федерации. Руководитель управления устанавливает структуру управления, которая затем представляется им на утверждение в ФНС России. Состав и внутренние подразделения (отделы) устанавливаются исходя из задач и функций, выполняемых УФНС России по субъектам Российской Федерации, определенных приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н и состоят в следующем: государственная регистрация лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации; ведение регионального раздела информационного ресурса (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН); учет и отчетность поступлений налогов, сборов, их анализ на территории субъекта Российской Федерации; принятие решения об изменении срока уплаты налогов; осуществление возврата и зачета излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и других налоговых платежей; контроль деятельности нижестоящих налоговых органов, в том числе функции по отмене решений нижестоящих инспекций; проведение выездных (повторных выездных) проверок налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов; бесплатное информирование налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах; методическое обеспечение налогового администрирования, осуществляемого нижестоящими инспекциями; юридическое сопровождение налогового администрирования управления и нижестоящих инспекций; другие функции.
Для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам Российской Федерации, создаются функциональные внутренние подразделения – отделы. При их формировании за основу, как правило, берется структура ФНС России.
Управления подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В то же время Управление – вышестоящий территориальный налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации по отношению к инспекциям по городам, районам и районов городов, а также инспекциям межрайонного уровня.
Первичные территориальные налоговые органы – инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС России) по району, району в городе и городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Состав и количество первичных территориальных инспекций (городов, районов и межрайонного уровня) определяются в зависимости от административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция межрайонного уровня находятся в непосредственном подчинении УФНС России по субъектам Российской Федерации и ему подконтрольны. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура инспекции утверждается УФНС России по субъектам Российской Федерации. На них возложены задачи по непосредственной работе с налогоплательщиками на администрируемой ими территории. В их функции входит государственная регистрация и учет юридических и физических лиц (налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов). Они осуществляют прием налоговых деклараций и других форм отчетности, проводят проверки их достоверности; контролируют правильность, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов (сборов) и других обязательных платежей; применяют меры, в том числе санкции по пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. Инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений по каждому налогоплательщику и виду налогов (сборов), подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, взыскивают недоимки и осуществляют иные функции, исходя из предоставленных налоговым органам прав и возложенных обязанностей, в том числе представление интересов государства в делах о банкротстве; бесплатное информирование налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах; регистрация контрольно-кассовых машин (ККМ) и контроль применения законодательства о ККМ.
Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция межрайонного уровня возглавляются начальником. Он устанавливает структуру инспекции, которую затем представляет на утверждение в УФНС России по субъектам Российской Федерации. Особенность внутреннего устройства инспекций – построение их по функциональному принципу. Ее структура устанавливается на основе типовой.
Типовая структура инспекции по району, району в городе и городу без районного деления, утвержденная в 2002 г., устанавливает обязательное выделение следующих блоков: работы с налогоплательщиками; контрольной работы; информационно-аналитической работы; общего обеспечения.
Первый блок предусматривает создание отделов: учета налогоплательщиков; приема налоговой отчетности; информирования налогоплательщиков.
Во второй блок включаются отделы:
а) контроля налогообложения физических лиц (в том числе выделяются подотделы: налогообложения доходов физических лиц; единого социального налога; местных и прочих налогов с физических лиц; выездных проверок);
б) налогообложения юридических лиц (в том числе выделяются подотделы: камеральных проверок юридических лиц; планирования выездных проверок; проверок юридических лиц; взыскания задолженности юридических лиц);
в) контроля производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
г) применения ККМ.
Третий блок – это отделы: налоговой статистики; автоматизации информационных систем; ввода данных; системного и технического обеспечения.
К отделам общего обеспечения относятся: юридический; финансовый; работа с персоналом; хозяйственный; общий (т. е. канцелярия).
Перед налоговыми инспекциями подставлена задача создать специальные подразделения налогового аудита, которые должны разбирать все жалобы налогоплательщиков.
Инспекции ФНС России межрайонного уровня функционируют двух видов: как территориальные налоговые органы, созданные на базе объединения двух (и более) инспекций по районам (району и городу) и как специализированные по отраслям экономики и сферам деятельности. В первом случае функции и структура инспекции межрайонного уровня идентичны функциям и структуре обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления.
Функции специализированных инспекций межрайонного уровня сходны с теми, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России на федеральном уровне, осуществляющие налоговое администрирование налогоплательщиков по отраслям экономики. Специализированные инспекции межрайонного уровня функционируют в ряде регионов России. Их назначение – налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, функционирующих в отраслях экономики и сферах деятельности, которые не охвачены на федеральном уровне.
В зависимости от особенностей каждого субъекта Российской Федерации количество инспекций варьируется в широких пределах. Так, в г. Москве налоговое администрирование осуществляют 36 территориальных инспекций и шесть межрайонных специализированных инспекций, в том числе № 45 – по централизованной обработке данных (ЦОД), № 46 – по работе с крупнейшими налогоплательщиками, № 47 – по работе с иностранными налогоплательщиками, № 49 – по работе с казино и рынками, № 50 – по работе с банками и инвестиционными фондами. Создание вышеуказанных межрайонных инспекций обусловлено спецификой Московского региона. Внутреннее устройство базируется на типовой структуре по городу, району. Типовая структура налоговой инспекции, в которой внутренние подразделения формируются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, т. е. по функциональному принципу, стала возможной в результате компьютеризации налоговых органов, применения других средств информатизации.
Типовая структура устанавливает единые принципы и требования к организации внутреннего устройства инспекции независимо от ее местонахождения, устраняет дублирование в работе отдельных инспекторов, в итоге уменьшается нагрузка на одного налогового инспектора, определяемая числом налогоплательщиков. Это позволяет укрупнить инспекции и сократить их количество. В 2001–2005 гг. были упразднены инспекции с численностью персонала менее 40, а затем и менее 70 человек. Слияние малочисленных инспекций ряда соседних районов позволило создать территориальные инспекции межрайонного уровня. Однако процесс укрупнения налоговых органов, их слияния привел к тому, что в ряде районных центров и городах налоговые инспекции были упразднены, в результате налоговые инспекции отдалились от налогоплательщиков, в ряде случаев на значительные расстояния.
Для того чтобы не ухудшалось качество обслуживания налогоплательщиков, приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468(а) установлено, что в случае, если налоговые инспекции будут находиться на значительном отдалении от места нахождения налогоплательщиков (при отсутствии регулярного ежедневного транспортного сообщения, при удаленности до 150 км), следует создавать территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в административных центрах муниципальных образований. Их назначение – работа должностных лиц налогового органа с налогоплательщиками, информирование их о действующем налоговом законодательстве, предоставление налогоплательщикам форм документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, прием налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, выдача справок юридическим и физическим лицам о состоянии расчетов с бюджетом по их письменным заявлениям.
Однако анализ показывает, что функции ТОРМ ограничены главным образом получением заявлений от налогоплательщиков и выдачей им справок о состоянии расчетов с бюджетом, а также приемом налоговой отчетности. Принятые от налогоплательщика документы затем пересылаются в налоговую инспекцию соответствующего района (города). Камеральные и выездные налоговые проверки ТОРМ не проводят. Таким образом, по наиболее существенным вопросам налогоплательщики вынуждены обращаться в налоговые инспекции, так как именно там принимаются решения по результатам как камеральных, так и выездных налоговых проверок. Территориальная отдаленность инспекции от налогоплательщика, несомненно, отрицательно сказывается на качестве налогового администрирования, отдаляет реализацию задачи превращения налоговых органов не только в сервисный центр обслуживания налогоплательщиков, но и эффективный орган налогового контроля.
1. Какие задачи и функции выполняет ФНС России?
2. Чем вызвана необходимость создания межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России?
3. Какие задачи и функции выполняют межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России?
4. Какие задачи и функции выполняют инспекции ФНС России по районам и городам?
5. Какова типовая структура территориальной инспекции ФНС России?
1. Федеральная налоговая служба:
а) федеральный орган исполнительной власти на правах министерства;
б) находится в ведении Минфина России;
в) федеральный орган исполнительной власти на правах госкомитета;
г) находится в непосредственном подчинении Правительства РФ.
2. Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы выполняют следующие функции:
а) оперативно-розыскные мероприятия, контроль, анализ;
б) предварительное следствие, контроль, анализ;
в) налоговый контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства;
г) налоговые расследования, оперативный контроль, анализ.
3. Территориальными налоговыми органами в России являются:
а) финансовые органы субъектов Российской Федерации;
б) территориальные управления Федерального казначейства;
в) управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;
г) агентства ФНС России по субъектам Российской Федерации.
4. Функции ФНС России:
а) разработка и утверждение методических указаний о порядке применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
б) разработка методических указаний для налоговых органов по проверке достоверности представленной организациями бухгалтерской и налоговой отчетности;
в) утверждение форм налоговых деклараций и порядка их заполнения;
г) методическое руководство по вопросам консультирования налогоплательщиков по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам.
5. К налоговым органам субъектов Российской Федерации относятся:
а) инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам;
б) инспекции ФНС России межрайонного уровня;
в) межрегиональные инспекции по федеральным округам;
г) ТОРМ.
6. В составе территориальных налоговых органов на межрегиональном уровне функционируют:
а) инспекции ФНС России по городу (району);
б) инспекции ФНС России межрайонного уровня;
в) инспекции Службы по субъектам Российской Федерации;
г) инспекция ФНС России по Центральному федеральному округу.
7. Налоговые инспекции по районам (городам) имеют следующее наименование:
а) государственные налоговые инспекции по району (городу);
б) инспекции ФНС России по району (городу);
в) инспекции МНС России по району (городу);
г) налоговые инспекции финансовых отделов районов (городов).
8. Структура налоговой инспекции района устанавливается:
а) индивидуально для каждой инспекции;
б) одинаковой для всех инспекций, но только в границах области;
в) на основе типовой, утвержденной ФНС (ранее – МНС) России;
г) типовой, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации.
9. Задачи ФНС России:
а) представление в Правительство РФ проектов законов о налогах и сборах;
б) контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и сборов;
в) разработка методических указаний о порядке применения законодательства о налогах и сборах;
г) проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, уклоняющихся от постановки на учет в инспекциях ФНС России.
10. Территориальные налоговые органы ФНС России:
а) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
б) межрегиональные инспекции ФНС России;
в) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
г) Палата налоговых консультантов.
11. Функции ФНС России:
а) разработка и утверждение методических рекомендаций о порядке применения законодательства Российской Федерации;
б) разработка методических рекомендаций для налоговых органов по проверке достоверности представленной организациями бухгалтерской и налоговой отчетности;
в) письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
г) методическое руководство по организации консультирования по поросам применения законодательств Российской Федерации о налогах и сборах.
12. Функции центрального аппарата ФНС России:
а) проведение первичных выездных налоговых проверок налогоплательщиков;
б) утверждение форм налоговых деклараций и порядка их заполнения;
в) разработка и утверждение методических указаний для налоговых органов и консультация их по проверке достоверности представленной организациями бухгалтерской и налоговой отчетности;
г) определение налоговой политики государства.
13. Для оценки деятельности налоговых органов используются показатели:
а) количество инспекций ФНС России;
б) количество предложений о внесении изменений в законы о налогах и сборах, рассмотренных и утвержденных Государственной Думой;
в) сумма допричисленных налогов и сборов в результате контрольной работы налоговых органов;
г) количество налогоплательщиков, по которым возбуждены дела за преступления в области налогов и сборов.
14. Функции инспекций ФНС по районам, районах в городах, городам без районного деления:
а) разработка и утверждение форм отчетности о проделанной работе;
б) постановка на учет налогоплательщиков-организаций и физических лиц;
в) предоставление налогоплательщикам платной информации о действующих налогах и сборах;
г) консультирование налогоплательщиков.
15. Функции ТОРМ:
а) проведение налоговых проверок налогоплательщиков при отсутствии регулярного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции;
б) прием отчетности налогоплательщиков (налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и других документов);
в) ведение учета налоговых поступлений от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории, обслуживаемой ТОРМ;
г) организация контроля расчетов с бюджетом и проведение сверки расчетов с бюджетом по налогам.
16. Межрайонные инспекции находятся в непосредственном подчинении:
а) аналогичной по наименованию межрегиональной инспекции;
б) финансового органа субъекта Российской Федерации;
в) межрегиональной инспекции по федеральному округу;
г) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.