Вы здесь

Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. 1. Особенности методики расчета налоговой нагрузки (Е. В. Чипуренко)

1. Особенности методики расчета налоговой нагрузки

1.1. Основные положения методики расчета налоговой нагрузки

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения», которые, по сути, как замечено некоторыми авторами,[1] являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования.

Для целей данного издания используется термин «налоговая нагрузка», под которым будем понимать обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков. В.С. Занадворов определил данные обязательные платежи как требования по регулярным выплатам экономических агентов в государственные фонды,[2] которые рассматриваются как совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора.

Состав налоговых инструментов, применяемых государством, меняется и зависит от особенностей его экономической политики на определенном временном интервале. Соответственно налоговая нагрузка на предприятие также меняется в зависимости от изменений экономической политики и определяется как перечнем обязательных платежей, так и особенностями их исчисления и уплаты.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций.[3] В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, то есть в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговоеполе», введенным В.С. Занадворовым.[4]

Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НОначисл), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1, НО2, …НОn). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. В соответствии с нормами налогового законодательства у предприятия могут возникнуть два типа обязательств по налогам: обязательстваналогоплательщикаи обязательстваналоговогоагента.

Лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) возложена обязанность уплачивать тот или иной налог, признаетсяплательщикомданного налога (ст. 19 НК РФ).

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, по налогу на доходы физических лиц предприятие, выполняя функции налогового агента, возложенные на него налоговым законодательством, обязано рассчитать, удержать из доходов физического лица и перечислить в бюджет сумму данного налога. При начислении обязательств по налогу на доходы физических лиц по кредиту счета 68 в качестве источника покрытия данных налоговых сумм являются доходы физических лиц, полученные на предприятии. Обязательства предприятия перед физическими лицами частично – на сумму налога на доходы физических лиц переходят в разряд обязательств предприятия перед бюджетом. Доход физического лица распределяется предприятием – налоговым агентом между физическим лицом и бюджетом.

Общая сумма возникших обязательств в бюджетную систему в течение года (НОначисл) включает обязательства налогоплательщика {НО1, НО2, …НОn} и обязательства, возникшие вследствие исполнения предприятием функций налогового агента {НОА1, НОА2, …НОАN}. Этот комплексный показатель является количественной характеристикой налогового поля, и его можно представить в виде следующей совокупности:

НОначисл = {НО1, НО2, …НОn} + {НОА1, НОА2, …НОАN}, (1)

где НО1, НО2, …НОn– суммы начисленных за год обязательных платежей, налогоплательщиком которых является предприятие в соответствии с его налоговым полем, возникших в процессе ведения хозяйственной деятельности;

где НОА1, НОА2, …НОАN– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента.

Календарный год принят в бухгалтерском учете в качестве основного отчетного периода при расчете финансового результата и оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом важно не только определить общую сумму налогов, возникших за год деятельности предприятия, но и влияние налогообложения на полученный финансовый результат.

В пределах календарного года периодичность бухгалтерских операций начисления налогов определяется налоговым законодательством, связана с понятиями налогового и отчетного периодов для целей налогообложения и зависит от порядка исчисления каждого налога, установленного соответствующей главой НК РФ. Налоговый период является «конечным» периодом для определения окончательной величины обязательств предприятия по конкретному налогу. Длительность налогового периода установлена для каждого налога. Минимальный налоговый период равен месяцу, максимальный налоговый период составляет календарный год, что совпадает с длительностью основного отчетного периода в бухгалтерском учете. По итогам года можно получить сопоставимые величины годового финансового результата и окончательной суммы всех налогов, возникших за год ведения хозяйственной деятельности.

Большинство методик расчета налоговой нагрузки нацелены на предложение универсального показателя налоговой нагрузки экономического субъекта, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, но влияние отдельных налогов на хозяйственную деятельность предприятия настолько различно, что вряд ли, по нашему мнению, целесообразно сводить оценку их влияния к расчету единого интегрального показателя.

Так, возникновение налоговых обязательств при выполнении функций налогового агента не затрагивает процедуру расчета прибыли (убытка) предприятия. Оборотные возмещаемые налоги – НДС и акциз не участвуют в формировании финансового результата. Некоторые налоги, начисленные за отчетный период, влияющие на прибыль предприятия и определяющие эффективность его деятельности, могут повлиять на финансовые результаты не того периода, когда возникли данные обязательства предприятия перед государством, а последующих периодов. Примером могут быть обязательные платежи, учитываемые в составе себестоимости продукции, которые повлияют на финансовый результат после продажи готовой продукции.

Таким образом, об оценке влияния возникших налоговых обязательств на финансовый результат можно говорить только в отношении тех обязательных платежей, которые формируют статьи доходов и расходов предприятия. При этом необходимо установить характер влияния каждого вида обязательных платежей на соответствующие показатели хозяйственной деятельности предприятия, периодичность их возникновения и отражения в учете предприятия в течение календарного года и определить причины, приводящие к возникновению данных обязательств и определяющие их величину.

Налоговые обязательства, начисляемые в течение отчетного периода на счете 68 (69), должны быть погашены в сроки, установленные налоговым законодательством. Эти периодические выплаты в бюджетную систему входят согласно классификации в отчете о движении денежных средств в состав денежного потока по текущей деятельности. Финансовое состояние предприятия зависит от его способности привлекать денежные средства и погашать возникшие обязательства.

Момент «начисления налога» – отражения обязательства в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 (69) не совпадает с моментом погашения данных обязательств, который имеет более поздние сроки. Кроме того, периодичность возникновения (начисления) налоговых обязательств, а также периодичность их погашения различны для разных налогов в течение календарного года. Методика расчета налоговой нагрузки должна отдельно рассматривать влияние налоговой нагрузки на две стороны деятельности предприятия. С одной стороны, необходимо оценить, как отражаются налоговые обязательства предприятия на финансовых результатах его деятельности. С другой стороны, следует определить влияние процесса погашения налоговых обязательств на денежные потоки предприятия. Момент «возникновения», то есть момент начисления налога в учете, например в качестве одной из статей затрат, – это одновременно и момент отражения налоговых обязательств, которые имеют законодательно установленные сроки уплаты. В этом случае возникает необходимость оценки влияния налогов не только на результаты хозяйственной деятельности, но и на денежный поток предприятия. При прогнозировании денежных потоков предприятие должно обладать точным графиком налоговых платежей для формирования денежного бюджета. Пропуск сроков налоговых платежей, в том числе по причине недостаточности денежных средств на определенную дату, приводит к потерям предприятия, как минимум, в сумме пени. Возможны и иные осложнения хозяйственной деятельности, в том числе такие обеспечительные меры, предпринятые налоговыми органами, как приостановление операций по банковским счетам, которые могут повлечь негативные последствия в виде дополнительных потерь.

Различны не только периоды возникновения и погашения налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия, но и суммы начисленных обязательств и обязательств к погашению (к выплате) за этот же период по одному и тому же обязательному платежу в составе налогового поля предприятия. При анализе влияния сумм налогов на денежные потоки предприятия должен учитываться тот факт, что по некоторым налогам величина начисленного обязательства по кредиту счета 68 (69) будет уменьшаться за счет налоговых вычетов, применение которых предусмотрено налоговым законодательством в порядке исчисления того или иного налога к уплате. Примером являются порядок исчисления НДС, процедура исчисления акцизов к уплате, порядок исчисления единого социального налога, где в качестве вычета рассматриваются суммы взносов по обязательному социальному страхованию и расходы, произведенные предприятием на цели обязательного социального страхования. Суммы налоговых вычетов, так же как и суммы налоговых обязательств, возникают в процессе хозяйственной деятельности и накапливаются на счетах бухгалтерского учета до появления у налогоплательщика права на их применение, связанного с соблюдением ряда обязательных условий налогового законодательства. Таким образом, методика расчета налоговой нагрузки в качестве отдельного объекта должна рассматривать налоговые вычеты, значение которых проявляется при оценке влияния налоговой системы на денежные потоки предприятия.

В методическом подходе, когда отдельно рассчитывается налоговая нагрузка на финансовый результат и на денежные потоки предприятия, разрешается спорная проблема о включении в расчет косвенных налогов и обязательных платежей предприятия при исполнении им функции налогового агента. Все выплаты предприятия в бюджетную систему должны рассматриваться при расчете налоговой нагрузки на денежные потоки вне зависимости от того, является ли предприятие налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, и соответственно вне зависимости от того, влияют ли обязательства по данным платежам в момент их начисления (возникновения) на финансовый результат предприятия.

Количественная оценка налоговой нагрузки на денежные потоки предприятия будет определяться следующей системой показателей:

НОупл= {{НО1, … НО2,… НОn} + {HOA1, НОА2,НОАN} – {НВ1, НВ2, …}}, (2)

где НО1, НО2, …НОn

– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение отчетного года, налогоплательщиком (плательщиком) которых является предприятие в соответствии с вариантом налогового поля;

HOA1, НОА2,НОАN

– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента;

НВ1, НВ2, … – суммы налоговых вычетов, право на

применение которых возникло у предприятия в отчетном году.

Таким образом, для расчета налоговой нагрузки предприятия значимыми являются следующие показатели, возникающие в хозяйственной деятельности в связи с процессом налогообложения:

– суммы начисленных обязательств предприятия по обязательным платежам в бюджетную систему при исполнении обязанностей налогоплательщика, которые будем обозначать как обязательстваналогоплательщикапоналогу;

– суммы начисленных обязательств предприятия по обязательным платежам в бюджетную систему при исполнении обязанностей налогового агента, которые будем обозначать как обязательстваналоговогоагентапоналогу;

– суммы налоговых вычетов по обязательным платежам, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности и приводящие к уменьшению суммы начисленных обязательств по налогам до величины обязательств к погашению, которые будем обозначать как налоговыевычеты.

Для оценки количественного влияния налогообложения и на финансовые результаты (НОначисл), и на денежные потоки (НОупл) должны определяться причины возникновения (начисления) налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия. Применение термина «налоговоеполе» позволяет представить деятельность предприятия в виде некоего подобия карты местности, где определены так называемые точки возникновения налогов. Налоговое поле включает перечень налогов, уплачиваемых предприятием, и, что является наиболее важным, перечень объектов, то есть мест возникновения налогов. К числу таких мест относятся отдельные хозяйственные операции, проводимые предприятием, и/или отдельные виды имущества предприятия, которые являются объектами налогообложения, например операции продажи, операции потребления некоторых видов ресурсов и/или объекты имущества предприятия – основные средства, транспортные средства, земельные участки и т. д.

Хозяйственная деятельность предприятия имеет цикличный характер и может быть представлена с использованием известной в экономической теории формулы кругооборота капитала в виде трех последовательных этапов:

– этап I «Приобретение необходимых ресурсов для ведения деятельности»;

– этап II «Производство продукции (работ, услуг)»;

– этап III «Продажа продукции (работ, услуг) и формирование финансового результата» (схема 1).

Схема 1


Финансовый результат хозяйственной деятельности рассчитывается только на этапе III деятельности предприятия в процессе сопоставления показателей доходов и расходов, возникших при проведении операций продажи, которые можно называть доходными операциями. Однако налоговые обязательства возникают у предприятия не только на этапе III и соответственно учитываются при исчислении прибыли/убытка, но и как результат хозяйственных операций этапов I и II (см. схему 1), например, приобретение активов длительного пользования – основных средств, в том числе транспортных средств и/или земельных участков, приводит к возникновению обязательств по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Потребление в процессе производства таких ресурсов, как труд, приводит к появлению налоговых обязательств по единому социальному налогу и взносам на обязательное социальное страхование, а использование водных ресурсов – к обязательствам по водному налогу и т. д. Появившиеся на этапе приобретения ресурсов и этапе производства налоговые обязательства накапливаются на счете 68 (69) в сумме с налоговыми обязательствами, возникшими в процессе продажи продукции (работ, услуг). Однако некоторые налоговые обязательства, возникшие на этапах I и II деятельности предприятия, относятся в момент их начисления не на счета финансовых результатов, а включаются в состав иных показателей, формируемых в бухгалтерском учете, например в состав затрат, возникших в процессе производства и образующих показатель производственной себестоимости произведенной продукции. Это означает, что налоги, включенные в состав затрат и соответственно в состав себестоимости, будут участвовать в расчете финансового результата предприятия позже – в момент продажи продукции. Однако при исчислении налоговой нагрузки предприятию важно, что данные налоговые обязательства уже возникли и были включены в общую сумму налоговых обязательств на счетах 68 и 69.

Объекты налогообложения фиксируются в бухгалтерском учете, налоговые обязательства, являющиеся следствием данных объектов, также отражаются в бухгалтерском учете на счетах 68 и 69 в сроки, установленные законодательством. Таким образом, получаем налоговое поле, на котором имеются два взаимозависимых ряда – объектов налогообложения и сумм начисленных обязательных платежей на фоне графика их начисления, на котором наглядно прослеживается их взаимосвязь.

Схема 2

Возникновение значимых для расчетана логовой нагрузки

показателей в процессе хозяйственной деятельности

предприятия


Координатами на данном налоговом поле являются конкретные источники информации, в том числе:

– соответствующие бухгалтерские счета, на которых отражаются так называемые места возникновения обязательных платежей в бюджетную систему, то есть операции и/или имущество, являющиеся объектами налогообложения;

– счета бухгалтерского учета налоговых обязательств (68, 69), источники информации о начисленных (возникших) обязательных платежах.

Для каждой операции начисления должна быть отражена оценка объекта налогообложения, то есть величина налоговой базы на каждый момент начисления налога. Величина, называемая в налоговом законодательстве налоговой базой, является той самой стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. Это есть не что иное, как оценка мест возникновения налогов, то есть соответствующих операций и объектов, имевших место в хозяйственной деятельности и приведших к возникновению налоговых обязательств. Для оценки мест возникновения налогов налоговому аналитику следует воспользоваться информацией регистров бухгалтерского и налогового учета.

При расчете суммы налога именно к налоговой базе применяется ставка налога, которая определяется НК РФ как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При этом сумма каждый раз отражаемого в бухгалтерском учете того или иного налога рассчитывается в рамках налогового учета, который необходим для оценки объектов налогообложения. Динамика оценок мест возникновения налогов позволяет не только установить причину возникновения конкретных сумм налогов на конкретную дату, но и определить специфические количественные особенности налогового поля данной организации при анализе налоговых баз, исчисленных по его операциям и объектам, приведшим к появлению конкретных налоговых обязательств.

График начисления обязательных платежей позволит определить и суммарную годовую величину каждого из начисленных за определенный календарный год налогов. Это позволит проанализировать динамику налоговых обязательств по каждому налогу не только в рамках года, но и сравнить изменение суммарных налоговых обязательств по годам, и выявить причины изменений.

Для того чтобы определить налоговую нагрузку сумм начисляемых в течение года налоговых обязательств на финансовые результаты, следует установить взаимосвязь возникших обязательств с основными показателями хозяйственной деятельности предприятия. Для каждого обязательного платежа должна быть установлена схема его влияния на финансовый результат и оценено в количественном выражении это влияние с момента начисления каждой суммы налога до момента его отражения на счетах финансовых результатов, в том числе в составе показателей расходов.

Взаимосвязь налоговых обязательств и финансового результата устанавливается в бухгалтерском учете посредством начисления каждого из налогов на соответствующий счет, где накапливается информация о конкретном показателе хозяйственной деятельности предприятия. Сумма начисленного налога является одной из составляющих данного показателя. Например, суммы налога на имущество организаций принято начислять на счет 91 «Прочие доходы и расходы», что означает непосредственное участие данного налога в формировании финансового результата отчетного периода, в котором произошла операция его начисления.

В бухгалтерском учете под порядком начисления налога подразумевается выбор счета, по дебету которого отражается операция начисления этого налога с отражением источника его выплаты. Операции начисления налогов имеют двоякое значение для оценки налогового бремени предприятия. Отражаемая методом двойной записи по двум счетам бухгалтерского учета операция начисления любого налога выглядит следующим образом:

Д-т источника покрытия К-т 68 (69).

Это означает, что в результате данной записи в бухгалтерском учете у предприятия появилось (или увеличилось уже имеющееся) обязательство перед бюджетом на сумму начисленного налога, информация о котором зафиксирована по кредиту счета 68 (69). Одновременно записью по дебету одного из бухгалтерских счетов указывается источник покрытия данного налога.

Но не вся сумма возникших у предприятия за период налоговых обязательств участвует в формировании финансового результата этого периода. Поэтому некорректно при расчете налоговой нагрузки сопоставлять общую сумму налоговых обязательств с величиной финансового результата и величиной показателей, сформировавших финансовый результат, а именно суммой выручки и/или расходов.

Например, единый социальный налог, исчисленный на сумму заработной платы работников основного производства, отражается в качестве одной из статей затрат при формировании производственной себестоимости продукции (работ, услуг). От положений учетной политики организации, определяющих состав используемых затратных счетов и порядок их ежемесячного закрытия, зависит, в каком отчетном периоде и в какой сумме начисленный единый социальный налог повлияет на финансовый результат. Кроме того, важное значение имеют и особенности хозяйственной деятельности предприятия, такие как наличие незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе.

Таким образом, оценка влияния налоговых обязательств на результаты деятельности предприятия в бухгалтерском учете должна производиться отдельно для каждого налога с учетом совокупности норм бухгалтерского и налогового законодательства.

Следовательно, для анализа налоговой нагрузки необходимо выявить на каждом этапе хозяйственной деятельности предприятия операции или объекты, приводящие к появлению налоговых обязательств у предприятия, назовем их местапоявления налогов. Это позволит рассчитать общую сумму возникших у предприятия за отчетный период налоговых обязательств, которая должна быть уплачена в определенные налоговым законодательством сроки. Однако информации об общей сумме налоговых обязательств недостаточно для сравнения предприятий, видов деятельности, отдельных операций с точки зрения тяжести налогового бремени. Для предприятия важен финансовый результат, поэтому должен быть определен характер влияния конкретных налогов на финансовое состояние предприятия и на финансовый результат периода.

1.2. Совокупность налоговых режимов и условия их применения, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации

При определении налоговой нагрузки предприятия должен быть установлен состав налогового поля, то есть те обязательные платежи, уплачиваемые предприятием в бюджетную систему страны, которые следует включать в расчет.

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации в структуру бюджетной системы Российской Федерации входят:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

– бюджеты городских и сельских поселений. Для целей методики расчета налоговой нагрузки под единым

наименованием «обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации» понимаются налоговые и таможенные платежи, взносы на обязательное социальное страхование (табл. 1).

Таблица 1

Перечень обязательных платежей, принимаемых в расчет

при исчислении налоговой нагрузки предприятия

Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрены два вида обязательных платежей – налоги и сборы, перечни каждого из видов платежей, применяемых на территории Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты.

Налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налога, уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым законодательством Российской Федерации установлены два вида сборов: сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина.

Определения сборов, содержащиеся в соответствующих главах части второй НК РФ, точно соответствуют их общему определению. Государственная пошлина взимается при обращении лиц в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ. Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов уплачивается при получении соответствующей лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации, на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Сборы можно рассматривать как «оплату» услуг государственных органов, оказываемых плательщику сбора в случае необходимости обращения к ним, поэтому при расчете налоговой нагрузки по предлагаемой методике из обязательных платежей, регулируемых налоговым законодательством, в расчет принимаются только налоги.

На сегодняшний день, кроме налогов и сборов, предприятия как участники системы социального страхования, имеющей всеобщий, обязательный характер, осуществляют платежи на обязательное социальное страхование, которые в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» называются страховыми взносами, в том числе:

– взносами на обязательное пенсионное страхование, порядок уплаты которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– взносами на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве, регулируемые Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Одним из принципов построения системы социального страхования в Российской Федерации является обязательность уплаты взносов предприятиями, которые выступают в качестве страхователей.

В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлен перечень и условия взимания обязательных платежей в связи с операциями перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К таможенным платежам относятся (ст. 318 ТК РФ) ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. В соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Однако для расчета налоговой нагрузки недостаточно иметь только перечень обязательных платежей, которые взимаются на территории Российской Федерации. Процесс налогообложения предприятий осуществляется в рамках отдельных налоговых режимов, каждый из которых характеризуется своим «набором» обязательных платежей (см. табл. 1). Таким образом, можно говорить о расчете налоговой нагрузки только в рамках отдельных налоговых режимов. Определим понятие «налоговый режим» как совокупность обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, которые предприятие обязано платить по конкретному виду деятельности или по всей хозяйственной деятельности.

В Российской Федерации применяются общий режим налогообложения и специальные режимы.

Под общим режимом будем понимать совокупность всех установленных в Российской Федерации налогов, обязанность по уплате которых возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах. При этом лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы, признаются налогоплательщиками. Возникновение обязанности по уплате налога законодательством о налогах и сборах связывается с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения, который устанавливается для каждого налога как самостоятельный объект налогообложения.

Наряду с общим режимом налогообложения в Российской Федерации установлены специальные налоговые режимы, для которых НК РФ определен порядок их введения в действие и порядок применения. Специальные налоговые режимы, в отличие от общего режима, предусматривают:

– полное освобождение от уплаты налогов или особый порядок определения элементов налогообложения для отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

– введение для отдельных режимов специальных федеральных налогов, которые должны рассматриваться как единый платеж, заменяющий ряд налоговых платежей, применяемых при общем режиме налогообложения.

В табл. 2 приведены сравнительные перечни обязательных платежей для различных налоговых режимов.

Таблица 2

Перечень обязательных платежей, принимаемых в расчет при исчислении налоговой нагрузки предприятия

Каждый налоговый режим может быть охарактеризован рядом признаков:

– виды деятельности, для которых данный налоговый режим предназначен (или виды деятельности, для которых исключается его применение);

– условие обязательного или альтернативного применения;

– критерии, описывающие предназначение данного налогового режима и ограничения по его применению;

– состав обязательных платежей (налогов, сборов, страховых взносов), уплачиваемых в рамках каждого налогового режима;

– «совместимость» данного налогового режима с иными налоговыми режимами в хозяйственной деятельности предприятия, то есть возможность применения нескольких налоговых режимов.

Вышеприведенные признаки означают, что тот или иной режим устанавливает особые условия налогообложения для конкретных видов деятельности или хозяйствующих субъектов, что определяется задачами экономической политики страны (табл. 3). Понятие «сфера деятельности» практически равнозначно понятию «отрасль деятельности» и включает отдельные виды деятельности. Формально перечень видов деятельности для всех отраслей Российской Федерации содержится в постановлении Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» в виде Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001.

Примерами таких видов деятельности в Российской Федерации являются производство сельскохозяйственной продукции и сфера бытового обслуживания населения, существование и развитие которых требует мер государственной поддержки.

Таблица 3

Перечень видов деятельности и показателей

хозяйственной деятельности, определяющих возможности применения предприятием особых налоговых режимов

Среди хозяйствующих субъектов особые режимы налогообложения обычно устанавливаются для так называемых малых предприятий. Российское налоговое законодательство не использует понятия «малое предприятие», но предусматривает целый перечень количественных критериев, выделяющих группу предприятий с небольшими объемами деятельности. В числе таких критериев НК РФ использует численность работников, стоимость основных средств, объем выручки, размеры помещений, используемых для ведения коммерческой деятельности, и т. д. Ограничения, установленные налоговым законодательством на предприятия при выборе налогового режима, приводятся в табл. 4.

Таблица 4

Ограничения, налагаемые налоговым законодательством на применение особых налоговых режимов предприятиями

Кроме того, важным для каждого режима является условие обязательного или альтернативного применения того или иного режима налогообложения, означающее наличие или отсутствие у конкретного предприятия права выбора использовать этот налоговый режим или отказаться от его использования. Так, режим в форме единого налога на вмененный доход обязателен к применению для тех видов деятельности, перечень которых на территории соответствующего муниципального образования установлен местным законодательством. Предприятия, деятельность которых поименована в данном перечне, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход в случае соответствия его деятельности установленным количественным критериям. Например, количественный критерий установлен (ст. 346.26 НК РФ) для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов как количество автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (не более 20). Для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, количественным критерием является площадь торгового зала, которая не должна быть более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Для деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию количественным критерием является площадь объекта предоставления данных услуг, где общая площадь спальных помещений должна быть не более 500 кв. м, и т. д.

Иной подход предусмотрен для упрощенной системы налогообложения или единого сельскохозяйственного налога, когда предприятие имеет право по собственному желанию перейти на использование данных режимов налогообложения при соответствии требуемым критериям. Например, в соответствии со ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Однако сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются (ст. 346.2 НК РФ) организации, производящие, перерабатывающие и реализующие сельскохозяйственную продукцию, при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 %. При этом не имеют права переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы и (или) представительства, занимающиеся производством подакцизных товаров, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также бюджетные учреждения.

Переход предприятия на упрощенную систему налогообложения также является добровольным, если по итогам девяти месяцев предыдущего года доходы не превысили предельного размера 15 млн руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (ст. 346.12 НК РФ). Кроме того, в качестве критериев установлен предельный размер численности работников – не более 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов – не более 100 млн руб., предельная доля участия других организаций в уставном капитале – не более 25 %. Не имеют права применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, игорным бизнесом.

При расчете налоговой нагрузки необходимо учитывать «совместимость» данного режима с иными налоговыми режимами в хозяйственной деятельности предприятии, то есть возможность применения нескольких налоговых режимов. Например, ст. 346.12 НК РФ установлено, что невозможно использование упрощенной системы налогообложения организациями, являющимися участниками соглашений о разделе продукции, а также переведенными на уплату единого сельскохозяйственного налога. Таким образом, три особых налоговых режима: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – являются несовместимыми для одного предприятия. Кроме того, упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются альтернативными для общего режима налогообложения, то есть организация самостоятельно может выбрать один из трех режимов налогообложения при условии соответствия требуемым критериям.

Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции совместима с общим режимом налогообложения. Специальный режим в виде единого налога на вмененный доход совместим в рамках хозяйственной деятельности предприятия с каждым из трех альтернативных режимов – общим, упрощенной системой налогообложения и системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Организации, обязанные перейти на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. В аналогичном порядке согласно ст. 346.2 НК РФ организации, обязанные перейти на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

При этом предприятие может применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в качестве самостоятельного режима, если он законодательно установлен для вида деятельности или видов деятельности, которые осуществляются предприятием.

Таким образом, все налоговые режимы можно разбить на две группы: самостоятельные и дополнительные (табл. 5). Всего в российской налоговой системе можно выделить четыре самостоятельных налоговых режима:

– общий режим налогообложения;

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

– упрощенная система налогообложения;

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Таблица 5

Налоговые режимы Российской Федерации и их совмещение в хозяйственной деятельности предприятия

Среди самостоятельных режимов есть три альтернативных режима: общий режим, упрощенная система и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятие обязано выбрать один из них в качестве основного по собственному усмотрению. При этом общий режим налогообложения применяется по умолчанию, а о выборе упрощенной системы или системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предприятие сообщает в налоговые органы в заявительном порядке. Безусловно, налоговые режимы являются альтернативными, если предприятие соответствует критериям, установленным для системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенной системы налогообложения. В противном случае, общий режим налогообложения является безальтернативным и единым для такого предприятия.

Налог на вмененный доход является безальтернативным налоговым режимом.

Таким образом, характеристика налоговых режимов – «совместимость» данного налогового режима с иными налоговыми режимами в хозяйственной деятельности предприятия, то есть возможность применения нескольких налоговых режимов, связана с наличием нескольких видов деятельности, осуществляемых предприятием.

В основе организации системы налогообложения в Российской Федерации лежит понятие «вид деятельности». Данное понятие не определено налоговым законодательством, однако существующие налоговые режимы применяются в соответствии с определенными видами деятельности предприятий. Налоговым законодательством для отдельных видов деятельности могут быть предусмотрены особенности исчисления налоговых баз, отдельные ставки налогов, льготы, возможности (ограничения) применения отдельных налоговых режимов. В этих случаях в рамках хозяйственной деятельности предприятия требуется обособление в учете данных видов деятельности. Иногда ведение отдельного учета является обязательным требованием налогового законодательства. Это необходимо как для получения отдельных источников информации для расчета налоговых баз, сумм налога и формирования налоговой отчетности, так и для целей контроля за правильностью исчисления налоговых обязательств.

В соответствии с нормами налогового законодательства при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках разных налоговых режимов, учет показателей, необходимых для исчисления налогов, ведется раздельнопокаждомувидудеятельности. Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении каждого вида предпринимательской деятельности, подпадающих под разные налоговые режимы. Именно вид хозяйственной деятельности для предприятия является средством получения (зарабатывания) прибыли и основой для налогового анализа и планирования. Под отдельным (чистым) видомдеятельностидля целей настоящего издания понимается процесс от создания и до реализации конкретного вида товаров, работ, услуг в рамках определенной технологической цепочки, требующей применения определенной совокупности экономических ресурсов. Осуществленный предприятием вид деятельности имеет цикличный характер – от приобретения необходимых экономических ресурсов до реализации потребителям произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Рассмотрим понятие отдельного (чистого) вида деятельности на примере 1.

Пример 1.

Мебельная фабрика, основным видом деятельности которой является производство и реализация корпусной мебели, закупает в качестве основного сырья необработанные доски. На фабрике имеется вспомогательное производство-специальный цех, занимающийся обработкой закупленного сырья до состояния полуфабриката-материала, пригодного для создания мебели. Пройдя обработку в цехе, полуфабрикаты складируются и с течением времени используются в основном производстве. Деятельность данного вспомогательного производства должна рассматриваться только как часть или звено основного вида деятельности-производства мебели, формирующего финансовый результат фабрики. На фабрике так же имеется еще одно вспомогательное производство-транспортный цех, основная цель создания которого-доставка мебели покупателям. Однако одновременно фабрика использует имеющиеся транспортные средства для оказания услуг по перевозке сторонним организациям. Такимо бразом, на фабрике, кроме производства и продажи мебели, осуществляется другой вид деятельности-оказание транспортных услуг, который, также как и основной виддеятельности, участвует в формировании финансового результата. При этом фабрика применяет общий режим налогообложения по деятельности, связанной с производством мебели, но транспортные услуги облагаются в соответствии с требованием налогового законодательства единым налогом на вмененный доход. Для применения различных налоговых режимов в рамках одного предприятия должен быть организован раздельный учет всех операций, имеющихотношениеккаждомуизвидовдеятельности. При этом потребность в раздельном учете возникает уже на стадии приобретения ресурсов, когда различны условия признания НДС, предъявленного поставщиками, для двух рассматриваемых видов деятельности фабрики.

Вид деятельности является связующим элементом между системой налогообложения и системой бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия. Каждое предприятие ведет хозяйственную деятельность, которую можно назвать совокупной хозяйственной деятельностью, направленной на достижение целей, ради которых создавалось предприятие, – получение прибыли для коммерческих предприятий или решение определенных задач некоммерческого характера. Цели создания предприятия определяют и его организационно-правовую форму, сферу ведения хозяйственной деятельности, которая предполагает определенную отраслевую ориентацию хозяйственной деятельности предприятия.

С точки зрения бухгалтерского учета как системы сбора и обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия отдельный (чистый) вид деятельности может быть представлен как некоторая совокупность хозяйственных операций – записей в регистрах бухгалтерского учета, которую можно выделить из всего комплекса зарегистрированных в бухгалтерском учете хозяйственных операций предприятия отчетного периода. Важным критерием для идентификации отдельного (чистого) вида деятельности в бухгалтерском учете является «вклад» в формирование финансового результата отчетного периода.

Если условия налогообложения различны для видов деятельности, составляющих в совокупности хозяйственную деятельность предприятия, налоговая нагрузка должна рассчитываться для каждого вида деятельности отдельно, то есть для «чистого» вида деятельности. В этом случае налоговое поле будет определяться для каждого вида деятельности отдельно и соответственно будет рассчитываться влияние обязательных платежей, возникших в результате ведения данного вида деятельности, на финансовые результаты предприятия и его денежный поток. В этом случае возникают понятия «налоговаянагрузкадлякаждогочистого видадеятельности» и «совокупнаяналоговаянагрузкапредприятия». Совокупная налоговая нагрузка предприятия (ННпредприятия) определяется как обобщение данных о налоговой нагрузке (ННчд1, ННчд2, …ННчдN) по отдельным чистым видам деятельности.

ННпредприятия = {ННчд1, ННчд2, …ННчдN}

Таким образом, для анализа налоговой нагрузки предприятия должны быть установлены особенности его хозяйственной деятельности (например, как это представлено в табл. 6), в число которых включаются отраслевая принадлежность, виды и организационно-правовые формы и масштабы деятельности (основные критерии в бухгалтерском учете и для целей налогообложения), а также должно быть определено, имеются ли особенности налогообложения каждого чистого вида деятельности и реализуются ли эти особенности в рамках одного налогового режима или применяются несколько режимов налогообложения.

Таблица 6

Анализ особенностей хозяйственной деятельности предприятия

Данные характеристики позволят провести анализ комплекса налогов, уплачиваемых предприятием, во-первых, на предмет правильности и полноты соблюдения законодательных норм, во-вторых, на предмет оптимальности существующей налоговой нагрузки данного предприятия. Информация об основных характеристиках хозяйственной деятельности, имеющих значение для целей налогообложения, позволит сделать вывод о возможности изменения существующей налоговой нагрузки предприятия за счет использования возможностей учетной политики при общем режиме налогообложения, перехода к использованию иного налогового режима или сочетания режимов для отдельных видов деятельности в совокупной хозяйственной деятельности предприятия.

1.3. Состав обязательных платежей в бюджетную систему, принимаемых в расчет налоговой нагрузки при различных налоговых режимах

1.3.1. Особенности налогового поля при общем режиме налогообложения

Общий режим налогообложения включает три группы налогов, уплата которых обязательна для налогоплательщиков, ведущих деятельность на соответствующей территории Российской Федерации: федеральные, региональные и местные.

В российском налоговом законодательстве в число участников налоговых правоотношений включены налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таблица 7

Перечень налогов и сборов приобщем режиме налогообложения

1.3.2. Перечень обязательных платежей в бюджетную систему при упрощенной системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения предусмотрена главой 26.2 НК РФ, и ее применение освобождает предприятия согласно ст. 346.11 настоящего Кодекса от обязанности по уплате:

– налога на прибыль;

– налога на имущество организаций;

– единого социального налога;

– НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при совершении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом.

Поскольку право на применение упрощенной системы налогообложения не имеют предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также игорным бизнесом, следовательно, из перечня обязательных платежей для рассматриваемого режима исключаются:

– акцизы;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– налог на игорный бизнес.

Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Статьей 346.14 НК РФ предусмотрен единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения, который имеет два альтернативных варианта исчисления, выбор одного из которых осуществляется предприятием самостоятельно. Объектом обложения данным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога в размере 1 % доходов.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, выбирает доходы в качестве объекта обложения единым налогом, взносы на обязательное пенсионное страхование уменьшают его обязательства по начисленному единому налогу к выплате в бюджет. Таким образом, начисленная сумма взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период является налоговым вычетом по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения. В качестве аналогичного налогового вычета принимается сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Однако общая величина налогового вычета ограничена 50 % начисленного за период применения единого налога.

Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются страхователями по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Приведем перечень обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации для предприятий, выбравших упрощенную систему налогообложения в качестве основного налогового режима (табл. 8).

Таблица 8

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему

Российской Федерации при упрощенной

системе налогообложения

К числу особенностей применения упрощенной системы налогообложения следует отнести и освобождение налогоплательщиков от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Кроме того, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Налогоплательщики обязаны согласно ст. 346.24 НК РФ вести учет доходов и расходов для исчисления налоговой базы по единому налогу в книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Налоговым законодательством предусмотрены ограничения по совмещению предприятием упрощенной системы налогообложения с другими особыми налоговыми режимами. Не имеют права на применение упрощенной системы предприятия, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, а также предприятия, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако предприятию допускается совмещать упрощенную систему налогообложения с применением единого налога на вмененный доход. При этом налоговое законодательство требует ведения раздельного учета доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении вышеуказанных специальных налоговых режимов.

1.3.3. Комплекс обязательных платежей, формирующих специальный режим в форме единого сельскохозяйственного налога

Организации – сельскохозяйственные товаропроизводители вправе добровольно перейти на использование особого режима налогообложения, предполагающего уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

– организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %;

– сельскохозяйственные потребительские кооперативы [перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие], признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %;

– градо– и поселкообразующие российские рыбохозяйствен-ные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема реализуемой ими продукции.

Не имеют права переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, занимающиеся производством подакцизных товаров и осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Рассматриваемый особый режим предусматривает освобождение от обязанностей по уплате:

– налога на прибыль;

– налога на имущество организаций;

– единого социального налога;

– НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также уплачивают страховые взносы:

– на обязательное пенсионное страхование;

– на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Согласно ст. 346.4 НК РФ объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога организации обязаны вести учет необходимых показателей своей деятельности на основании данных бухгалтерского учета и требований налогового законодательства.

Налоговое законодательство допускает совмещение организацией использования двух налоговых режимов – системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и в виде налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности. В этом случае выполнение количественного критерия для применения единого сельскохозяйственного налога – 70 % выручки предприятия должен составлять доход от реализации сельскохозяйственной продукции – проверяется исходя из всех осуществляемых этим предприятием видов деятельности.

Несмотря на то что единый налог на вмененный доход является обязательным к применению режимом по установленным видам деятельности, однако сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от его применения (ст. 346.26 НК РФ) в отношении следующих видов деятельности:

– розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м;

– розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

– оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м.

Таблица 9

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации для особого налогового режима в форме единого сельскохозяйственного налога

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Налогоплательщики, совмещающие специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с применением единого налога на вмененный доход, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не учитываются при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

1.3.4. Обязательные платежи в бюджетную систему при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является особым налоговым режимом, который устанавливается НК РФ и вводится в действие на территориях отдельных муниципальных образований нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, особенности налогообложения при применении данного специального режима определены как нормами НК РФ, так и муниципальным законодательством.

Налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории конкретного муниципального образования соответствующий вид предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (ст. 346.28 НК РФ).

НК РФ содержит перечень видов деятельности, для которых данный специальный режим может быть предусмотрен. Только в рамках данного перечня представительные органы муниципальных районов [городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] могут принимать решение о применение единого налога на вмененный доход для тех или иных видов деятельности. При этом в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть установлен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Применение единого налога на вмененный доход является обязательным, поэтому предприятия, которые ведут несколько видов деятельности, должны совмещать данный режим с общим режимом налогообложения и иными специальными режимами – упрощенной системой налогообложения и системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Однако НК РФ сделаны исключения, то есть приведены случаи, когда режим единого налога на вмененный доход может не применяться:

– если данный вид деятельности осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

– если данный вид деятельности осуществляется налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших (ст. 83 НК РФ);

– если предприятия перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога в отношении розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м, и объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей, а также если сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанностей по уплате следующих налогов:

– налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

– налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

– единого социального налога в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

– НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Предприятия, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование, а также обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таблица 10

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему

Российской Федерации при применении специального

режима в виде единого налога на вмененный доход

Совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности, налогообложение которых производится в соответствии с разными налоговыми режимами, требует ведения раздельного налогового учета. Нормы НК РФ предусматривают, что налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Кроме того, при осуществлении нескольких видов деятельности, каждый из которых подлежит обложению единым налогом на вмененный доход, учет показателей, необходимых для исчисления этого налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Объектом обложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 НК РФ), под которым понимается потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение вышеуказанного дохода (ст. 346.27 НК РФ).

Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Ставка единого налога устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).

Величина вмененного дохода или его налоговая база (НБвд) рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (ст. 346.29 НК РФ). В НК РФ по каждому виду предпринимательской деятельности установлена базовая доходность как фиксированная в рублях сумма. Влияние различных условий деятельности на величину вмененного дохода учитывается с помощью применения корректирующих коэффициентов К1 и К2. Приведем формулу расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход:

НБвд = К1 х К2расчетный х БД х ФП,

где БД– базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Например, для розничной торговли базовая доходность равна 1800 руб. на 1 кв. м площади торгового зала;

ФП– величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, например площадь торгового зала для розничной торговли, количество работников для сферы бытовых услуг или количество посадочных мест для услуг по перевозке пассажиров, и т. д.;

К1 – корректирующий коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации;

К2расчетный– корректирующий коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и рассчитываемый исходя из величины коэффициента К2, определяемого представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Коэффициент-дефлятор К1 устанавливается ежегодно и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ в распоряжении от 25.12.2002 № 1834-р. На основе информации об индексе потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, представляемой Госкомстатом России, Минэкономразвития России определяет по согласованию с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год, который ежегодно, не позднее 20 ноября, должен быть опубликован в «Российской газете». В табл. 11 приведены данные о коэффициентах-дефляторах за период времени с 2003 по 2008 годы.

Таблица 11

Если в период 2003–2005 годов для расчета вмененного дохода отчетного года применялось произведение коэффициентов-дефляторов (К1совокуп), установленных за все предшествующие годы, то начиная с 2006 года для расчета используется корректирующий коэффициент базовой доходности К1, установленный только для данного года (Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»).

Применение коэффициента К2 позволяет учитывать особенности условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе:

– ассортимент товаров (работ, услуг);

– сезонность, режим работы;

– величину доходов;

– особенности места ведения предпринимательской деятельности;

– площадь информационного поля электронных табло;

– площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;

– площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения;

– количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и т. д.

Для всех категорий налогоплательщиков величина К2 устанавливается на период не менее чем календарный год представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в пределах от 0,005 до 1 включительно. Если нормативный правовой акт о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента K2 не принят до начала следующего календарного года и (или) не вступил в силу с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента K2, применявшиеся в предыдущем календарном году.

При расчете вмененного дохода значение коэффициента К2расчетныйопределяется путем корректировки коэффициента К2 на отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода;

– сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же налоговый период на вознаграждения работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог;

– сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;

– сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.