Вы здесь

Найти работу за 3 шага. Практические рекомендации. Глава 1. Составляем эффективное резюме (Вера Капылова)

Глава 1. Составляем эффективное резюме


Резюме – это одно из основных средств самопрезентации при поиске работы. Согласно деловому этикету, принятому на рынке труда, при обращении к работодателю, соискатель предоставляет резюме. Этот инструмент описывает способности соискателя, выделяет его среди конкурентов. Резюме должно заочно произвести положительное впечатление на работодателя и послужить стимулом пригласить вас на собеседование. При составлении резюме следует подчёркивать свои положительные деловые и личные качества, необходимые для конкретной работы и представлять себя в выгодном свете, как профессионала. Резюме должно раскрывать информацию об образовании, опыте работы соискателя, и раскрывать его соответствие конкретным требованиям работодателя к определённой вакансии.

Как составить резюме, чтобы оно выделилось среди прочих, привлекло к себе внимание и побудило пригласить на собеседование именно вас? Понятно, что резюме написанное в виде сплошного куска текста не будет выглядеть серьёзно, даже если его автор человек с достойным образованием и серьёзным опытом работы. В деловой сфере для резюме приняты определённые нормы оформления, а текст этого документа принято делить на стандартные разделы или блоки, содержащие основную информацию о соискателе: контакты, возраст, семейное положение, образование, опыт работы, навыки и личные качества.

Резюме должно содержать цель соискателя, которой является определённая должность. Документ можно дополнить качественным фотоснимком. Резюме, которое составлено аккуратно, с учётом общепринятых норм делового этикета, содержит информацию релевантную должности на которую претендует соискатель, производит хорошее впечатление. Скорее всего, такое резюме не отправят в корзину, а его автора пригласят в офис компании для прохождения собеседования.

При высокой конкуренции можно попробовать выделиться, составив нестандартное резюме, например, в виде инфографики или видеоролика. При подобном подходе постарайтесь, чтобы работодатель разглядел за нестандартным стилем резюме ваши профессиональные качества и навыки.

Предлагаю шага за шагом совместно составить эффективного резюме.

Нормы оформления

Не все об этом знают, но резюме считается официальным документом и его составление регламентировано правилами делопроизводства. Конечно, для соискателя важно наполнить резюме грамотным и выгодным для себя содержанием, но знать общий формат заполнения тоже не будет лишним. Резюме принято составлять на листе формата А4, его текст занимает примерно 1,2 страницы. Причём, основная и самая важная информация размещается на первой странице. Для написания текста уместно будет воспользоваться шрифтом Times New Roman или Arial с кеглем 12. В настройках документа можно задать следующие поля: верхнее поле – 2 см, правое – 2 см, нижнее – 2 см, левое 2,5 см. Каждый раздел резюме должен быть отделён от других, заголовки можно выделить жирным шрифтом или подчёркиванием. Текст резюме составляется в лаконичном деловом стиле. Если резюме предстоит подавать в бумажном виде, его следует распечатать на белой бумаге хорошего качества.

Стандартное резюме имеет следующую структуру

Название документа.

Собственно, это и есть слово, резюме.

Цель

Это должность, на которую вы претендуете. Здесь можно указать одну должность, или три – четыре должности из смежных областей. Например, менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, менеджер по рекламациям.

Контактная информация.

ФИО, адрес, номер телефона (включая код города), email (если он есть).

Образование.

Образование указывается с датами, в обратном порядке:

основное – ВУЗ (и название факультета) в 19__ – __ гг.;

дополнительное (параллельное) – второе высшее образование, если оно имеется

сведения об окончании курсов и прохождении сертификации по специальности

среднюю школу необходимо только в том случае, если это языковая или другая спецшкола, или если средняя школа окончена с отличием (наличие золотой/серебряной медали);

среднеспециальное образование техникум или колледж, если они имеют отношение к искомой должности

Трудовой опыт (практика) в обратном хронологическом порядке.

Необходимо указать:

дату начала и окончания работы

наименование организации

название должности

служебные обязанности

Для человека с солидной трудовой биографией рекомендуется указание только последних 3—5 мест работы и период не более 10 лет, для молодого специалиста можно указать весь имеющийся опыт работы.

Дополнительные навыки работы

В этом разделе указывается то, что характеризует навыки работника:

наличие водительских прав

опыт работы с ПК (уровень владения компьютером, конкретными операционными системами и программами)

знание иностранного языка

и т. д.

Дополнительная информация или «хобби» либо «награды и общественная деятельность».

Указание на возможность предоставления рекомендаций

Указание на возможность переезда или готовность к командировкам.

Дата резюме.

Соискатель может вместить в этот формат всю информацию, необходимую работодателю для принятия решения приглашать ли его на собеседование. Формат резюме позволит разделить сведения о себе, своём образовании, опыте работы, деловых и личных качествах по блокам и при необходимости добавить дополнительную информацию. Подобный формат подходит для большинства профессий и специальностей.

Обозначаем свою цель

Одним из главным правил при составлении резюме считается грамотная формулировка желаемой должности. Необходимо указать, какую конкретно должность вы хотите занять, избегая расплывчатых неопределённых формулировок в виде «специалист», «любая работа». Желательно, чтобы искомая должность соответствовала образованию и предыдущему опыту работы. Обладатель диплома юриста, указывающий в резюме, что он ищет работу менеджера или торгового представителя, скорее всего, вызовет недоверие. По этой же причине лучше не указывать должности из различных областей. Даже если вы хорошо одинаково можете работать тренером по боксу и маркетологом, работодателю лучше знать только об одной из этих сторон.

В целом, составляя резюме, следует указывать желаемую должность, исходя из образования, опыта работы, навыков, деловых качеств и личных предпочтений. Если резюме отправляется в ответ на конкретную вакансию, то в разделе должность, логично указать именно её название.

Часто в резюме указывают желаемый уровень зарплаты. Здесь не нужно себя недооценивать, но при этом следует быть реалистом. Нелишним будет изучить резюме конкурентов в вашей профессиональной сфере, для того чтобы знать специалисты с какого уровня рассчитывают на тот или иной доход. Это поможет избежать неоднозначных ситуаций. Резюме в котором молодой специалист с незаконченным высшим образованием и минимальным опытом работы претендует на доход, начиная от 45 тыс. рублей у работодателя вызывает усмешку. Такие резюме отправляют в корзину, не рассматривая их всерьёз. В то же время специалист с приличным образованием и солидным опытом работы, который указывает в качестве желаемого дохода минимальный размер оплаты труда, вызывает недоумение и даже подозрение.

Итак, первым делом вам предстоит обозначить должность, на которую вы претендуете. Соотносите желаемую должность с вашим образованием и предыдущим опытом работы. Грамотно сформулировать название должности поможет Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37), в котором представлены названия должностей и их квалификационные характеристики. Например, справочник перечисляет должностные обязанности менеджера по подбору персонала: «Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведёт личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчинёнными сотрудниками».

Возможно, у должности на которую вы претендуете, есть несколько названий. Просмотрите резюме конкурентов на работных сайтах для того, изучите запросы работодателей. Приведённая выше должность менеджер по персоналу может также называться линейный менеджер, рекрутер, инспектор отдела кадров, супервайзер. Общепринятое название должности следует разместить самым первым, дополнив его синонимами.

Обозначьте свою должность, дополнив её название несколькими синонимами, принятыми в употребление в сфере, в которой вы собираетесь работать.

Нужна ли фотография?

Резюме можно дополнить фотографией. Анкета соискателя с фото привлекает больше внимание, позволяет составить более полное представление о её авторе. Для того чтобы фото с резюме производило положительное впечатление на работодателей, необходимо при подборе снимка руководствоваться некоторыми правилами. Формат фотоснимка не должен превышать 3.5 на 4 см. Слишком крупный план, как и слишком мелкий, для резюме не подходит. Фотоснимки, на которых видно только лицо крупным планом, производят скорее отрицательное впечатление. Такие фото характеризуют соискателя, как человека не очень интеллектуального и себялюбивого. Фото в полный рост также не слишком подходит, снимки соискателя мелким планом снижают в глазах работодателя уровень его компетенции. Оптимальным вариантом будет портретная фотография типа «бюст» (от головы до плеч) или «торс» (от головы до талии).

При подборе фотоснимка следует учитывать его актуальность. На фото вы должно выглядеть примерно также, как в настоящий момент жизни, особенно это относиться к женщинам, которые сменили причёску или цвет волос. Одним словом, желательно, чтобы работодатель узнал вас, когда вы зайдёте в офис. Фотография должна быть хорошего качества, оптимально если она будет в деловом стиле. На снимке должно быть хорошо видно лицо. На резюме принято размещать фотографию, на которой соискатель изображён один.

Фото на резюме – это возможность заочно произвести на работодателя визуальное впечатление, установить своеобразный зрительный контакт. Поэтому на фото должны хорошо быть видны глаза. Снимок в солнцезащитных очках произведёт отталкивающее впечатление и охарактеризует соискателя, как человека скрытного, и даже невоспитанного. Снимок в очках для зрения, наоборот, придаёт соискателю интеллигентности. Поэтому некоторые люди, обладающие хорошим зрением, всё равно приобретают так называемые имиджевые очки без диоптрий. Относительно того, стоит улыбаться на фото для резюме или нет, можно сказать, что человек на снимке со слишком серьёзным лицом производит скорее отрицательное впечатление. Оптимальным вариантом будет лёгкая улыбка, хотя бы одними глазами или уголками губ.

Хорошее впечатление производят фото, на которых соискатель представлен с аккуратной причёской, в одежде классического или делового стиля. Соискатель на фото в деловом костюме производит положительное впечатление, а пляжная или спортивная одежда будет неуместна и оттолкнёт потенциальных работодателей. Допустима лёгкая улыбка. Семейные фотоснимки или фото, сделанные в момент отдыха, красноречиво свидетельствуют, что в жизни соискателя это направление является приоритетным.

Недопустимо размещать на резюме фотоснимок, на котором видны бутылки с алкоголем, совершенно непонятно, на что рассчитывают соискатели, рассылающие резюме с подобным фото. Не вызовут серьёзное отношение фотоснимки, на которых соискатель изображён с какой-либо едой, например, куском пиццы в руке. Кроме иронии, по поводу того, что этот человек согласен работать за еду, такое резюме у потенциального начальника вызвать не сможет. Пляжные фотографии могут быть расценены, как знак неуважения к работодателю. Лучше всего для фотоснимка выбрать нейтральный фон – рабочий стол, городской пейзаж, фотостудия или размытый неопределённый задний план. Допустимы снимки на фоне природы или домашней обстановки. Цвета на фотографии должны быть насыщенными, но не слишком яркими, по этикету резюме допустим чёрно-белый вариант фото. Если в вашем арсенале нет достойной фотографии в деловом или нейтральном стиле, лучше воздержаться от размещения фото вообще или обратиться в фотоателье, где быстро и недорого изготовят подходящий снимок. Современные фотоателье выдают клиентам снимки в бумажной и цифровом виде. Возможно, цифровые фото, пригодятся вам ещё не один раз в жизни.

Для того чтобы резюме с фото произвело на работодателя выгодное впечатление, снимок должен соответствовать следующим правилам:

средний план

нейтральный фон

деловой стиль одежды

чёткость

приветливое выражение лица

отсутствие компрометирующих деталей

Просмотрите фотографии, сделанные в последнее время, и подберите ту, которая будет уместно смотреться на резюме и характеризовать вас как делового работоспособного человека. Возможно придётся пополнить свою коллекцию снимков новыми фото. Если не получается сделать качественные снимки самостоятельно из-за отсутствия подходящего фона, хорошей камеры или у вас просто не получается принять серьёзный и деловой вид, когда вас фотографируют близкие или друзья, то лучше обратиться к профессиональному фотографу или в обычное фотоателье, где делают моментальные снимки.

Основные разделы резюме: о себе, образование, опыт работы, профессиональные навыки, личные качества, хобби, дополнительно


О себе

В разделе сведения о себе необходимо указать возраст, дату рождения, семейное положение, наличие или отсутствие детей и адрес. Часто работодателей интересует район, в котором проживает возможный сотрудник. Часто соискатели указывают в резюме что-то одно: или возраст или дату рождения. Это неправильно, потому что у работодателя могут быть критерии отбора кандидатов по определённому параметру. Если сотрудник по подбору персонала ориентируется на определённую возрастную группу, а в резюме указана только дата рождения, то возраст ему придётся вычислять самостоятельно. Может происходить обратная ситуация, сотрудник службы персонала ориентирован отбирать резюме по определённому временному коридору, например, дата рождения соискателей с 1987 по 1992 год, а у соискателя указан возраст, что снова вынуждает совершать дополнительные действия. Получается, что автор такого резюме уже создаёт дополнительные проблемы, даже не появившись лично в офисе.

В этом же разделе указывают контактные данные, по которым с соискателем можно выйти на связь: номер телефона, адрес электронной почты, скайп. Контакты должны быть актуальными, то есть по номеру телефона до вас представитель работодателя сможет быстро дозвониться, для того чтобы пригласить на собеседование, а адрес электронной почты, указанный в контактах, следует периодически просматривать, чтобы не оказаться в ситуации, когда приглашение на собеседование на конкретное число, отправленное по почте вами обнаружено спустя неделю, после указанной в нём даты.

Если в контактах вы размещаете ссылки на профили в социальных сетях, проверьте, чтобы они выглядели адекватно в глазах посторонних людей. Для этого следует закрыть общий доступ к личным фотографиям и проверить содержание контента, размещённого на стене страницы, чтобы исключить фотографии или заметки с неоднозначным смыслом, которые смогут скомпрометировать ваши деловые качества.

Все данные, указанные в разделе «О себе», должны быть достоверными и иметь документальное подтверждение. Иными словами, не стоит вводить работодателя в заблуждение относительно своего возраста, чтобы выглядеть в его глазах опытнее, или наоборот моложе. Правда всё равно станет известна и вы окажитесь в неловкой ситуации.

Итак, заполните первый раздел резюме «О себе». В него нужно обязательно внести следующие данные:

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения, возраст, семейное положение, наличие детей

Контактная информация: адрес, телефон, электронная почта

Что работодателю нужно знать о нашем образовании?

Раздел Образование располагается сразу после личной информации и значит первым попадает работодателю на глаза. После просмотра сведений об образовании работодатель или его представитель принимают решение, читать ли резюме дальше, особенно это касается должностей с высоким конкурсом соискателей.

В разделе Образование перечисляют учебные заведения в обратной хронологической последовательности. При наличии высшего образования, необходимо указывать название ВУЗа, дату окончания, факультет и специальность по диплому. Если имеется второе высшее образование, следует указать и его. При наличии среднеспециального образования, можно упомянуть эту информацию, при условии, что специальность из «корочек» соответствует цели резюме. Соискательнице, подающей резюме на должность юриста, совсем необязательно писать о том, что сразу после школы она получила профессию медсестры. Название ВУЗа, факультет и полученная специальность должны соответствовать записи в дипломе.

Информация о дополнительном образовании, в виде курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и прочего, указывается только в случае, когда она имеет значение для должности, на которую вы претендуете. Длинный список тренингов, которые посетил соискатель и семинаров, которые он прослушал, произведёт скорее отталкивающее впечатление на работодателя, если их тематика далека от должности, являющейся целью резюме. Не следует заострять внимание на дополнительном образовании ещё по той причине, что многие работодатели предпочитают «оттачивать» навыки своих сотрудников на тренингах, преподавателям которых они доверят и выбрали их самостоятельно. Заполните сведения о дополнительном образовании так, чтобы они отражали ваше стремление к саморазвитию и повышению квалификации, но не оттягивали на себе излишнее внимание.

Для молодого соискателя с небольшим опытом работы имеет смысл перечислить награды в олимпиадах и конкурсах, именные стипендии, публикации в периодических изданиях, упомянуть о дипломе с отличием или окончании школы с золотой или серебряной медалью. При наличии опыта работы и достижений в профессиональной сфере заострять внимание на успехи в студенческий период не стоит.

Итак, проведите ревизию ваших жизненных достижений на настоящий момент. Первым делом внесите в этот раздел сведения о высшем образовании. Если вы учились в нескольких ВУЗах, перечисляйте их в обратной хронологической последовательности. Допустим, среди ваших дипломов есть корочки их техникума или колледжа, упомянуть о них стоит лишь в том случае, если специальность совпадает с той, на которую вы претендуете. Наверняка, среди ваших документов найдутся свидетельства о прохождении курсов, тренингов, повышении квалификации. Укажите в разделе те из них, которые наиболее соответствуют цели вашего резюме.

Опыт работы или трудовая биография

Опыт работы принято перечислять в хронологическом порядке, начиная с последнего места работы. Здесь указывается наименование организации, период работы, занимаемая должность и обязанности. В описании служебных обязанностей следует быть объективным, лаконичным и в то же время перечислить их достаточно подробно, отметив собственные достижения. Например, занимая должность документоведа, внедрил систему электронного документооборота, или в должности менеджера по продажам увеличил показатели продаж на 45%. Не стоит в служебных обязанностях приводить выдержку из Квалификационного справочника должностей, такие резюме выглядят очень отталкивающе, словно соискатель так мало знает о собственной профессии, что не может рассказать об обязанностях своими словами. На характеристики должностей из квалификационного справочника можно лишь ориентироваться, для того чтобы резюме выглядело грамотно.

Вот пример заполнения должностных обязанностей менеджера по работе с клиентами мебельной компании:

Работа с контрагентами

Заключение договоров

Приём и оформление заказов

Работа с рекламациями

Расчёт стоимости заказов

Согласование сроков доставки и сборки

Составление коммерческих предложений

Отслеживание сроков исполнения заказа

Работа с базой данных контрагентов

Подготовка отчётности


Или пример заполнения должностных обязанностей специалиста по кадрам:


координация работы отдела

составление графика работы

работа с программой 1С: Зарплата и кадры

организация и проведение тестовых испытаний

поиск и подбор персонала

проведение структурированных интервью с соискателями

психологическое тестирование кандидатов

кадровое делопроизводство

Всё коротко и по сути, без лишней информации. В разделе «Работа» перечисляются лишь должностные обязанности. Достижения, сильные стороны, инновации, внедрённые на предыдущей работе можно выделить в отдельный блок в этом же разделе или описать в разделе сильные стороны либо дополнительная информация.

Раздел опыт работы раскрывает вашу трудовую биографию. Нужно постараться заполнить этот раздел так, чтобы он не походил на выдержку из трудовой книжки и раскрывал направление деятельности организаций по предыдущему месту работы и характер обязанностей. В то же время не стоит перегружать этот раздел деталями, чтобы сведения о работе не выглядели сумбурно. Рекомендуется при характеристике предыдущей работы ограничиться перечислением пяти – семи должностных обязанностей, уделив каждой по 1—1,5 строке. Такой способ облегчит восприятие информации. Если кратким быть не получается, можно разделить сведения об обязанностях по блокам, например: взаимодействие с контрагентами, составление отчётов, работа с персоналом.

Если срок работы в какой-либо организации не превышает 2—3 месяцев, обозначьте этот опыт, как временную работу, чтобы не сложилось впечатление, что вы не прошли испытательный срок. Или не упоминайте о краткосрочном опыте вовсе.

Итак, проанализируйте предыдущий опыт работы, определите, что из него достойно упоминания в резюме. Укажите конкретный период вашей трудовой деятельности на каждом месте с точностью до месяца. Подготовьте перечень ваших трудовых обязанностей. Вспомните, какую работу вам приходилось выполнять, просмотрите в интернете резюме соискателей на аналогичные должности. Перечислите самые основные и важные обязанности, наилучшим образом, характеризующие вас, как профессионала.

Дополнительные навыки и личные качества, дополнительная информация

В разделе дополнительные навыки указывают только те навыки, которые могут пригодиться на данной должности. Например, владение определёнными компьютерными программами, умение водить автомобиль, знание иностранных языков. Если вы владеете программами для составления смет этот навык будет полезен для строительной организации и совершенно неинтересен для торговой. Знание трудового законодательства пригодится кадровику или бухгалтеру, а товароведу будет уместнее заявлять о знании товарных ГОСТов и нормативов. Менеджер по работе с контрагентами в качестве дополнительных навыков может указать хорошее владение оргтехникой и средствами связи, знание рынка определённого сегмента, умение вести переговоры, строить долгосрочные отношения с клиентами и поставщиками, знание делового этикета, умение работать с большим объёмом информации. Для специалиста по персоналу будет уместно проинформировать работодателя о своём умении проводить интервью и собеседования, тестировать сотрудников, о знании кадрового делопроизводства и программ для автоматизированного учёта кадров.

Если должность подразумевает взаимодействие с людьми, в навыках указывают: знание иностранных языков (каких именно и уровень владения – со словарём, средний уровень, свободное владение), навыки деловой переписки, навыки делового общения. Практически на любой работе пригодится хорошее владение основными компьютерными программами, умение находить и анализировать информацию в интернете.

Этот раздел позволяет продемонстрировать даже те навыки, по которым у вас нет официального опыта работы. Например, вы освоили обращение с базами данных, но не успели опробовать это на практике. В этом случае навык обращение с базами данных, можно обозначить, как теоретический.

Пример описания навыков менеджера по продажам:

Знание техники и этапов продаж

Умение вести переговоры

Владение основами делового общения и деловой переписки

Владение основами документооборота

Умение убеждать

Умение работать с GRM-программами

Дополнительные навыки можно раскрыть в шести – семи пунктах. Этого будет достаточно для характеристики вас как специалиста. В этом списке нужно выделять основные навыки, востребованные в вашей профессии, поскольку работодатель может отбирать соискателей по определённым ключевым характеристикам, например, владение программой 1С и при большом конкурсе на должность, шанс автоматически получают только авторы тех резюме, в котором указан этот пункт.

В разделе личные качества принято раскрывать свои лучшие стороны, деловые качества, достоинства. Приведите пять личных качеств, которые соответствуют требованиям к должности, на которую вы претендуете. Совпадение личных качеств с должностью главное правило заполнения этого раздела. Такое качество как харизма подходит руководителю или менеджеру по продажам и совершенно не дополнит характеристики системного программиста или бухгалтера. Избегайте общих слов, например, профессионализм, работоспособность. Этого и так ждут от сотрудников. Невыгодно выглядит характеристика пунктуальность, поскольку своевременное появление на рабочем месте и так входит в обязанности персонала. Приводите конкретные качества, важные для будущей работы в зависимости от её направленности: коммуникабельность, неконфликтность, грамотная речь, активность, аккуратность, инициативность и т. д. Практически для каждой должности важна такая характеристика сотрудника, как стрессоустойчивость. Будьте готовы на личной встрече с работодателем на собеседовании соответствовать указанным характеристикам. Будет странно выглядеть, если человек, который описал себя в качестве общительного, активного, всё время собеседования просидит, глядя в пол и односложно отвечая на вопросы.

Если вы затрудняетесь выявить в себе качества необходимые для конкретной должности, перечислите универсальные характеристики, которые подойдут всем:

трудолюбие

уравновешенность

честность

инициативность

обучаемость

В последнем разделе резюме соискатель может рассказать о своём хобби или о том, как он предпочитает проводить свободное время. На западе с заполнением этого раздела дела обстоят проще, там обычно указывается общественная или волонтёрская деятельность. Помощь социально незащищённым людям или активная общественная позиция для западных людей вещи привычные и обыденные. В российской действительности не все могут похвастаться подобным опытом. Даже те люди у которых этот опыт есть, предпочтут не указывать в резюме, что в свободное от работы время занимаются спасением бездомных животных или сдают кровь в донорский банк из опасения, что работодатель посчитает эту деятельность фактором отвлекающим соискателя от выполнения прямых служебных обязанностей. Поэтому в основной массе все в качестве занятий в свободное время приводят чтение или спорт.

Многие предпочитают не заполнять этот раздел, однако, работодатели обращают на него внимание. Хобби помогают составить психологический портрет человека понять насколько он соответствует корпоративной культуре компании. При заполнении этого раздела важно проявить честность и умеренность. Отличным вариантом будет указать увлечение спортом. Бег, плавание, езда на лыжах, занятия в тренажёрном зале, теннис, езда на велосипеде, участие в командных видах спорта, игра в шахматы охарактеризуют человека с положительной стороны, продемонстрируют его умение добиваться цели и работать над собой. Если со спортом отношения не сложились – не беда. Любой человек может привести пример своего хобби: уход за домашними питомцами, садоводство, рыбалка, рукоделие, чтение. Можно и здесь позаботиться о позиционировании себя в качестве специалиста и указать, что вашим хобби является изучение современных компьютерных программ и чтение профессиональной литературы.

В этом же разделе или отдельным блоком, можно сослаться на источники рекомендация о вас. Необязательно в резюме приводить текст рекомендации, достаточно указать место работы, должность, имя и контакты человека, к которому можно обратиться. Обозначьте насколько вы готовы к переезду и командировкам. Можно написать, что для вас допустимы редкие командировки.

Итак, проанализируйте свои навыки и умения и подберите пять-семь из них, наиболее подходящих в должности, которую вы ищете. Пишете конкретные навыки (чёткая дикция, владение основами деловой переписки), общие характеристики вроде профессионализм, не смогут раскрыть ваши способности перед работодателем. Теперь вам предстоит немного побыть психологом и выделить в своём характере те черты, которые подходят к вашей должности. Коммуникабельность будет уместна для менеджера или секретаря, а системному администратору больше подойдёт исполнительность и ответственность. Если на предыдущем месте работы о вас осталось хорошее мнение, заручитесь поддержкой бывшего руководства в поиске новой работы и попросите разрешения указать их контакты для получения рекомендаций. Выразите ваше отношение к возможности переезда и к командировкам. В завершение можете указать в течение какого времени вы готовы приступить к работе.

Несколько способов составить резюме

Существует несколько способов составить резюме:

профессиональный

хронологический

целевой

академический

творческий

Самым распространённым способ является хронологический, при котором в резюме сведения о работе указываются во временной последовательности, начиная с последнего места работы. Этот способ оптимально подходит специалистам, которые отработали много лет в одной сфере и собираются продолжить именно в ней своё профессиональное развитие, например, инженер или фармацевт.

Для людей, работающих в разных сферах, гораздо удобнее предоставить информацию о себе в стиле профессионально резюме, где она будет скомпонована по блокам. Например, менеджер по работе с клиентами, который трудился в различных сферах – продажи офисной мебели, продвижения образовательных услуг, мерчандайзинг, может располагать информацию о себе не в хронологическом порядке, а в отдельных блоках, так ему будет удобнее раскрыть свои навыки и способности. Этот способ не особо распространён на рынке труда, но, возможно, резюме, составленное именно таким образом, привлечёт внимание работодателя своей функциональностью.

Целевое резюме составляется для конкретной вакансии. В нём соискатель максимально раскрывает свои деловые качества и способности соответственно требованиям конкретной профессии, опуская всё лишнее.

Конец ознакомительного фрагмента.