Вы здесь

Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры. Значение слова «освоение навыков»? (Бен Фурман, 2012)

Что такое «освоение навыков»?

У любого ребенка в разные периоды жизни случаются определенные проблемы. Это могут быть страхи, дурные привычки или трудности в обучении чему-либо. Обычно они разрешаются сами по себе, но иногда могут длиться довольно долго, и тогда взрослые начинают искать возможности их решения. В такие моменты они нуждаются в том, чтобы кто-то подсказал им, как помочь ребенку. Освоение навыков – именно такая подсказка. Это метод преодоления детских проблем позитивным и приятным способом через обучение новым навыкам.

Изначально эта методика была разработана в детском саду Кеулы для детей от четырех до семи лет, но вскоре обнаружилось, что этот подход можно с успехом применять и для детей постарше. Больше того, с некоторыми изменениями он может использоваться и в работе с подростками и даже взрослыми.

Освоение навыков состоит из 15 ступеней. При чтении этой книги у вас, возможно, возникнет вопрос: насколько точно нужно следовать программе при работе с детьми? Например, насколько важно проходить все ступени последовательно и точно так, как здесь описано?

Когда люди берут уроки танцев, они иногда спрашивают преподавателя, что лучше – импровизировать или в точности выполнять движения, разученные на уроке? Обычно учитель танцев отвечает, что вначале нужно запомнить стандартные последовательности движений, а если вы уже чувствуете себя на танцплощадке уверенно и свободно – иными словами, сливаетесь с ритмом танца, – то можно начинать импровизировать. Только достигнув определенного, минимального уровня мастерства, танцор может начать экспериментировать, менять порядок движений, пропускать какие-то из них или даже придумывать новые.

Этот принцип можно применить и к методике освоения навыков. Впервые пользуясь нашей программой, вы должны стремиться следовать ей, проходя ступени более или менее так, как это изложено в книге. Однако когда вы уже достаточно хорошо ознакомитесь с ними – когда у вас появится внутреннее ощущение того, что вы освоились с методикой, – тогда вы можете начать импровизировать и искать свой собственный путь ее применения. Будет очень хорошо, если вы представите себе, что освоение навыков – это не просто очередная образовательная методика, которая говорит вам, что делать и чего не делать с детьми, а плот, на котором вы переплываете бурную реку. Управляя им, вы должны использовать собственную смекалку и призвать на помощь весь свой оптимизм, что очень важно, когда вы помогаете детям справиться с их проблемами.


Ступень 1: преобразование проблем в умения.

Определите, какие навыки ребенок должен освоить для того, чтобы справиться с проблемой.


Ступень 2: согласие на овладение навыком.

Обсудите с ребенком проблему и договоритесь с ним о том, какой навык он будет осваивать.


Ступень 3: выявление преимуществ от овладения навыком.

Помогите ребенку осознать, какие преимущества ему даст освоение предлагаемого навыка.


Ступень 4: обозначение навыка.

Пусть ребенок сам подберет навыку название.


Ступень 5: выбор существа силы.

Пусть ребенок выберет для себя животное или другое существо, которое будет поддерживать его и помогать в овладении навыком.


Ступень 6: подбор группы поддержки.

Пусть ребенок пригласит других людей в качестве группы поддержки.


Ступень 7: обретение уверенности.

Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык.


Ступень 8: готовимся праздновать победу.

Продумайте с ребенком, как вы отпразднуете овладение навыком.


Ступень 9: уточнение элементов навыка.

Попросите ребенка рассказать и показать вам, как он будет вести себя после того, как овладеет навыком.


Ступень 10: «рекламная кампания».

Рассказывайте людям, чему обучается ваш ребенок.


Ступень 11: тренировка навыка.

Договоритесь с ребенком о том, как именно он будет применять полученный навык на практике.


Ступень 12: напоминание о навыке.

Пусть ребенок сам скажет, какую реакцию он хотел бы видеть от окружающих, если вдруг забудет свое умение.


Ступень 13: празднование успеха.

Когда навык будет освоен, нужно отпраздновать это и дать ребенку возможность поблагодарить всех, кто помогал ему в процессе обучения.


Ступень 14: передача знаний.

Поддерживайте в ребенке желание поделиться своим умением с другими детьми и помогайте ему в этом.


Ступень 15: переход к следующему умению.

Договоритесь с ребенком о том, какому следующему навыку он будет обучаться.

Преобразование проблем в умения

У шестилетнего Дэна была одна неприятная проблема. Он отказывался пользоваться туалетом, как все, и вместо этого пачкал свои штанишки. Его родители испробовали самые разные методы, чтобы помочь ему, – и все безрезультатно. Дэн сам страдал от своей проблемы, ведь другие дети часто издевались над ним, и друзья редко приглашали его к себе в гости. Кроме того, и речи не могло быть о том, чтобы поехать летом в детский лагерь. Однако летом, прямо накануне своего седьмого дня рождения, Дэн вдруг стал нормально ходить в туалет. Как-то раз его мама заговорила с ним об этом:

– Ты не представляешь, как я счастлива, что ты наконец научился пользоваться туалетом. Ты же тоже этому рад? – спросила она.

– Конечно, – ответил Дэн, а затем продолжил: – На это потребовалось время, но в конце концов я научился!

Эта история иллюстрирует основную идею методики освоения навыков. Когда ребенок отказывается ходить в туалет и пачкает штанишки, взрослые обычно думают, что это – симптом какой-то серьезной скрытой проблемы или нарушения. Но сам Дэн смотрел на это по-другому. Его слова «в конце концов я этому научился» доказывают, что он воспринимал хождение в туалет просто как навык, который каждому ребенку нужно освоить, и его отличие от других состояло лишь в том, что ему на это потребовалось больше времени, чем другим детям.

Методика освоения навыков основана на идее о том, что у детей нет проблем, зато есть умения, которыми они еще не овладели. Иными словами, большинство детских проблем, в том числе страхи, дурные привычки и нарушения сна, питания, мочеиспускания и дефекации можно рассматривать как неразвитые навыки. Освоив их, ребенок преодолевает соответствующую проблему.

Применяя освоение навыков, вы начинаете процесс решения детской проблемы, преобразуя ее в конкретное умение. Это значит, что вы разбираетесь, возможно, вместе с другими взрослыми, которые вовлечены в воспитание ребенка, каким навыком он должен овладеть для того, чтобы проблема перестала существовать. Когда умение идентифицировано, вы можете начинать говорить о навыках вместо проблем. В конце концов, самому ребенку гораздо приятнее участвовать в обучении навыку, чем в избавлении от проблемы. Так что нет ничего удивительного в том, что большинству детей процесс обучения представляется гораздо более интересным и занимательным, чем процесс борьбы с проблемой.

Создание мотивации

Даже если вы договорились с ребенком о том, каким конкретно навыком ему требуется овладеть, это еще не значит, что у ребенка автоматически появится соответствующая мотивация. Для того чтобы вызвать ее, вам придется потрудиться над тем, чтобы ребенок приобрел интерес к освоению навыка. Тут вам на помощь придут несколько способов: во-первых, позвольте ребенку самому придумать название для нужного навыка; во-вторых, помогите ему увидеть преимущества владения этим навыком; наконец, спланируйте вместе с ним – заранее, – как вы отпразднуете победу. Кроме того, вы можете заручиться поддержкой добровольных помощников, которые будут подбадривать ребенка в процессе обучения.

Тренировка навыка

После того, как вам удастся заинтересовать ребенка в освоении навыка, вы должны дать ему возможность начать тренировать его. Вам нужно придумать, как именно ребенок будет на практике тренировать этот навык, и обеспечить ему свою поддержку.

Обучение редко обходится без откатов назад, и вы должны быть готовы к этому: случается так, что ребенок на время как будто теряет полученный навык и проблемное поведение возобновляется.

Закрепление успеха

Когда ребенок успешно освоит навык, вы должны устроить ему по этому поводу праздник. Перед этим вам следует убедить ребенка в том, что он должен поблагодарить всех тех людей, чья поддержка помогла ему добиться успеха.

Наконец вам нужно будет вместе с ребенком наметить для него следующее умение, которое он будет постигать. Кроме того, поощряйте его делиться своим опытом с другими детьми и помогать им так же, как в свое время помогали ему.