НЛП нового поколения
Предпосылки и обзор НЛП
Эта книга посвящена новым, знаковым разработкам в сфере нейро-лингвистического программирования. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это подход к пониманию человеческого поведения, а также набор точно описанных навыков и техник, созданных на основании этого подхода. НЛП было разработано в 70-х годах Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером и посвящено исследованию паттернов «программирования», возникающих в процессе взаимодействия нервной системы («нейро-») и структурами языка («лингвистическое»), а также влиянию этих элементов на наше тело и поведение. С точки зрения НЛП именно это взаимодействие приводит как к эффективному, так и к неэффективному поведению и формирует процессы, лежащие в основе и человеческого совершенства, и патологии.
Бэндлер и Гриндер определяли нейро-лингвистическое программирование как изучение структуры субъективного опыта.
Слово изучение подразумевает постоянные исследования и новые вопросы. В поле НЛП это происходит преимущественно с помощью моделирования поведения. Многие навыки и техники НЛП были созданы на основании наблюдений паттернов совершенствования, которые демонстрируют выдающиеся профессионалы в разных сферах – в психотерапии, бизнесе, искусстве, науке, юриспруденции и образовании. Цель подобных наблюдений – обнаружить различия, создающие отличия между плохими, посредственными и выдающимися результатами и достижениями.
Понятие структура указывает на внимание к процессу в противоположность содержанию. То есть процессы моделирования в НЛП направлены прежде всего на то, чтобы обнаружить, как люди делают то, что делают, а не на то, как они описывают то, что делают. НЛП не слишком интересует, какие решения люди принимают, чему они учатся или что создают. НЛП интересуют процессы — то, как мы принимаем решения, учимся и что-то создаем. Фактически один из основателей НЛП Джон Гриндер утверждал, что все техники и форматы НЛП, по сути, возникли благодаря двум вопросам: «Как вы это знаете?» и «Как вы это делаете?» Дистинкции[1] НЛП позволяют заглянуть за содержание поведения – за то, что люди делают, – и увидеть менее заметные силы, лежащие в основе поведения; структуры мышления, убеждений и эмоций, позволяющие людям эффективно действовать или препятствующие эффективности. НЛП содержит набор процедур и дистинкции, позволяющих точно идентифицировать важнейшие паттерны мышления, мотивации и поведения таким образом, чтобы их можно было использовать на практике и проверить результаты на личном опыте.
Основа процесса моделирования в НЛП – внимание к структуре субъективного опыта (то есть к мыслям, убеждениям, эмоциям, внутренним репрезентациям и т. д.) в противоположность «объективной реальности». В основе НЛП лежит пресуппозиция о том, что «карта – не территория». То есть наши внутренние карты и модели мира, в соответствии с которыми мы живем, всегда отличаются от мира, который они изображают (точно так же, как карта города – это не город, а меню – не еда). Внутренние репрезентации, которые мы создаем с помощью своей нервной системы и паттернов языка, в самой своей основе содержат обобщения, опущения и искажения той «реальности», которую они должны отражать. Однако именно эти внутренние карты и модели на самом деле определяют то, как мы воспринимаем окружающий мир и реагируем на него.
Исследование структуры субъективного опыта, следовательно, основано на нашем личном, текущем сенсорном опыте (что и как мы на самом деле видим, слышим, чувствуем, какие запахи и вкусы ощущаем), а не на теориях и идеях о внешней «реальности». Например, в исследовании духовного опыта НЛП не стремится создать теорию, философию или систему убеждений о духовности, скорее НЛП исследует структуру субъективного духовного опыта людей, то есть то, как мы узнаём, что мы – часть чего-то большего и каковы последствия таких переживаний?
Процесс моделирования в НЛП сосредоточен на практических вопросах. Например: как можно повлиять на определенный субъективный опыт? Как этот опыт использовать? Как сделать так, чтобы этого опыта было больше или меньше? Какие типы процессов способствуют или препятствуют этому субъективному опыту?
В целом НЛП – это подход к изучению человеческого поведения. Он обеспечивает:
1. Эпистемологию – систему принципов и определений, позволяющую организовать знания о нас и о нашем взаимодействии с миром.
2. Методологию — процессы и процедуры для сбора и применения этих знаний.
3. Технологию — инструменты, позволяющие применять эти знания для достижения тех или иных результатов.
Эволюция НЛП
Ведущие разработчики НЛП – Джон Гриндер (лингвист по образованию) и Ричард Бэндлер (получивший математическое образование и имевший подготовку в сфере гештальт-терапии). Первоначально они стремились создать точные модели человеческого совершенствования. В их первой книге «Структура магии» (1975, 1976) описаны вербальные и поведенческие паттерны психотерапевтов Фрица Перлза (создателя гештальт-терапии) и Вирджинии Сатир (знаменитого семейного психотерапевта). Их вторая книга, «Паттерны гипнотических техник Мил-тона Эриксона» (1975, 1976), посвящена вербальным и поведенческим паттернам Милтона Эриксона, основателя Американского общества клинического гипноза (American Society of Clinical Hypnosis) и одного из самых известных и самых успешных психотерапевтов мира.
В результате этой ранней работы Гриндер и Бэндлер создали формальные описания своих методов моделирования и своих собственных открытий и объединили их под названием «Нейро-лингвистическое программирование». В этом названии они хотели отразить взаимоотношения нервной системы и языка и влияние этих взаимоотношений на наш опыт, психологию и действия.
С точки зрения НЛП базовые процессы изменения включают в себя:
1) идентификацию текущего состояния человека, команды, организации или системы и
2) внесение необходимых ресурсов, позволяющих перевести этого человека, команду, организацию или систему в
3) желаемое состояние.
Текущее состояние + необходимые ресурсы = желаемое состояние
Дистинкции и техники НЛП организованы таким образом, чтобы помочь выявить и определить текущее состояние и желаемое состояние разных типов и уровней, а затем получить доступ к необходимым ресурсам и внести их в ситуацию так, чтобы достичь эффективных и экологичных изменений в направлении желаемого состояния.
Постепенно в рамках НЛП были разработаны очень мощные инструменты и методы коммуникации и достижения изменений в самых разных профессиональных сферах: коучинге, консультировании, психотерапии, образовании, здравоохранении, творчестве, юриспруденции, менеджменте, сфере продаж, лидерстве и педагогике.
Задача любой техники нейро-лингвистического программирования – усилить или создать одну из трех составляющих эффективного поведения.
1. Наличие достаточно богатой модели мира, в частности, в связи с желаемыми результатами.
2. Полный доступ ко всему сенсорному опыту.
3. Гибкость внутренних реакций и внешнего поведения.
Огромное множество точных техник и процедур, из которых состоит поведенческая технология НЛП, описано в постоянно растущем количестве книг, видео, аудиозаписей и семинаров, отражающих развитие поля нейро-лингвистического программирования. Кроме того, множество техник еще не изложены в письменном виде или в форме видеопрезентаций и еще столько же находится в процессе исследования и разработки.
НЛП уже около тридцати лет остается полем исследований и с момента своего создания в начале 70-х годов значительно эволюционировало. Мы пишем эти строки ровно через тридцать лет после выхода в свет книги «НЛП, том I» (Дилтс, Гриндер, Бэндлер, Делозье, 1980). За эти годы НЛП приобрело поистине всемирную известность и затронуло жизнь миллионов людей. Каждый год в наших программах в Университете НЛП в Калифорнии квалификацию НЛП-практика, мастера и тренера получают люди более чем из 35 стран мира. Еще тысячи людей каждый год учатся в специализированных институтах НЛП по всей планете.
Сегодня мы приветствуем уже третье поколение разработчиков НЛП, тренеров и практиков; вместе с тем пришло время оценить и признать НЛП нового поколения. Для этого нужно ответить на два фундаментальных вопроса:
1. Почему мы говорим о НЛП «нового» поколения, а не просто о развитии НЛП нынешнего поколения? (Похожий вопрос задают биологи: что делает растение или животное новым биологическим видом, а не просто разновидностью уже существующих видов.)
2. Что дает нам основание предположить, что открытия или структуры, предложенные этим новым поколением, – «часть» НЛП, а не чего-то другого? Иначе говоря, что отличает модель или метод НЛП от моделей и методов других подходов и теорий?
В каком случае нечто можно назвать «НЛП»?
Для начала мы ответим на такой вопрос: «Когда нечто (технику, формат, модель или набор дистинкций) можно назвать НЛП?»
Процессы и процедуры НЛП охватывают впечатляющий спектр тем и вопросов. Например, в нашей «Энциклопедии системного НЛП и Нового кода НЛП» (Дилтс, Делозье, 2000) перечислены такие темы: лечение фобий, травм и эмоциональных расстройств; техники для изучения иностранных языков, обучения правописанию, скорочтению, алгебре, писательскому мастерству и т. д.; навыки лидерства и менеджмента; методы стратегического планирования, создания команд и организационного развития; форматы, связанные с физическим исцелением, творчеством, разрешением конфликтов, мотивацией и множеством других сфер. НЛП содержит намного больше методик, чем другие психологические и поведенческие подходы – психоанализ, гештальт-терапия, транзактный анализ, психосинтез и даже когнитивная психология.
Очевидно, НЛП не ограничено какой-то одной определенной сферой или темой. Учитывая широкий спектр техник и моделей НЛП, было бы очень интересно попытаться определить, что делает нечто частью НЛП. Это фундаментальный вопрос «эпистемологии». Термин «эпистемология» происходит от древнегреческих слов эпи («сверху», «над»), хистанаи («множество» или «место») и логос («слово» или «знание»); то есть «то, на чем основано (или расположено) знание». Таким образом, эпистемология – это фундаментальная система определений и допущений, на которой основаны и из которых происходят наши знания. Вот определение Грегори Бейтсона:
Эпистемология – это история происхождения знания; иначе говоря, как мы узнаём то, что знаем.
Начиная с вопросов о том, что мы можем знать и как мы узнаем то, что, как мы думаем, мы знаем, эпистемология переходит к следующему вопросу: «Как мы вообще что-то знаем?»[2]
Бейтсон продолжает:
Философы определяют и отделяют друг от друга два типа проблем. Первый тип – проблемы, связанные с тем, чем являются вещи, что такое человек и каков этот мир. Это проблемы онтологии. Второй тип – это проблемы того, как мы что-то распознаём, точнее, как мы узнаём, каков этот мир и что мы за создания, способные что-то знать (или ничего не знать) о нем. Это проблемы эпистемологии.
НЛП – это и способ бытия («онтология»), и способ знания («эпистемология»). В основе НЛП как онтологии лежит набор фундаментальных пресуппозиций, связанных с коммуникацией, свободой выбора, изменениями и намерениями нашего поведения. В основе НЛП как эпистемологии лежит моделирование — непрерывный процесс расширения и обогащения наших карт мира благодаря осознанности, любопытству и способности синтезировать множество точек зрения и множество описаний.
И онтология и эпистемология НЛП начинаются с той пресуппозиции, что «карта – не территория». НЛП учит, что ни одна карта не более реальна или правильна, чем любая другая, но при этом наша способность эффективно действовать и эволюционировать, выходя за границы текущего состояния, зависит от наличия карты, дающей нам наибольшую возможную свободу выбора. Таким образом, НЛП, по сути, предпочитает гибкость и открытость жесткости и неподвижности.
Как мы уже сказали, НЛП не интересует содержание субъективного опыта, который оно исследует. В основе эпистемологии НЛП лежит манера, в которой исследуется этот субъективный опыт и в которой он представлен.
Например, в последние годы некоторые НЛП-практики и даже тренеры утверждают, что таким темам, как «духовность», «любовь», «прошлые жизни» или «реинкарнация», нет места в НЛП. С другой стороны, эти темы очевидно отражают мощный субъективный опыт, который переживают многие из нас. Как субъективный опыт эти темы, конечно же, могут быть предметом исследования НЛП.
Точно так же как любая форма языка может быть объектом изучения лингвистики (изучения языка), любая форма субъективного опыта может стать объектом исследования в рамках НЛП.
Конечно, НЛП не будет интересовать конкретное содержание этого субъективного опыта и то, соответствует ли он «объективной реальности». НЛП задаст другие вопросы: как люди переживают эти субъективные феномены, как отличают их от других субъективных феноменов? Каковы последствия этого субъективного опыта? Этот опыт создает ресурсные или проблемные реакции и состояния? Способствует или препятствует структура этого опыта эффективной деятельности? Наши отношения с этим опытом увеличивают или уменьшают наше чувство личного удовлетворения? То, как мы его переживаем, расширяет наш выбор или создает ощущение беспомощности и зависимости?
Иначе говоря, НЛП-практик, или коуч, работая с человеком, который начинает говорить о воспоминаниях, связанных с «прошлой жизнью», не станет спорить о «реальности» этого опыта. Скорее, НЛП-практик проявит интерес к структуре и последствиям этого субъективного опыта и к тому, как он сочетается с другими аспектами субъективной модели мира этого человека.
С самого начала Бэндлер и Гриндер утверждали, что НЛП – не просто еще одна модель человеческого поведения, но скорее «мета-модель». То есть НЛП – это модель того, как люди создают свои модели мира.
Таким образом, чтобы определить, является ли какой-то феномен частью НЛП, нужно обращать внимание не на содержание, но на подход к тому, как он исследуется, и на форму, в которой организованы основанные на нем структуры.
В итоге, независимо от того, к какой сфере относится тот или иной субъективный опыт, НЛП разбивает структуру или процесс, лежащие в основе этого опыта, на конкретные дистинкции и шаги, включающие в себя сенсорные репрезентации (образы, звуки, тактильные ощущения и так далее), паттерны языка и физиологические реакции. Все ключевые дистинкции и форматы НЛП основаны на сочетании этих трех аспектов структуры человеческого опыта.
Соответственно, чтобы что-то было признано частью «нейро-лингвистического программирования», это «что-то» должно быть воспринято и описано как нечто фундаментально нейро-лингвистическое.
Нейро-компонент НЛП относится к нервной системе. Во многом НЛП связано с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, воображение, принятие решений, желания, воля, суждения и все остальные когнитивные, эмоциональные или поведенческие процессы являются результатом программ, «записанных» в нервной системе человека. Таким образом, человеческий «опыт» – это продукт информации, которую мы получаем, синтезируем и создаем посредством своей нервной системы. На практике любой опыт связан с чувственным восприятием мира – зрением, слухом, осязанием, обонянием и ощущением вкуса.
Поэтому, с чем бы ни был связан субъективный опыт, который мы исследуем, – с мотивацией, памятью, космосом, религией, искусством, политикой, образованием и так далее, – НЛП интересуется тем, как этот аспект человеческого опыта организован в нервной системе.
С точки зрения НЛП язык, несомненно, является продуктом человеческой нервной системы. Однако язык при этом вызывает и стимулирует активность нервной системы. Определенно, язык – одно из основных средств активации или стимуляции нервной системы, доступных человеку, – и своей собственной, и других людей. Субъективный опыт и формируется, и выражается с помощью языка. Следовательно, чтобы какой-то феномен был признан частью НЛП, он должен быть основан на паттернах языка, которые естественно и спонтанно проявляются в паттернах человеческой коммуникации, и вербальной, и невербальной.
Аспект программирования в НЛП основан на той идее, что влияние нашего опыта на такие процессы, как обучение, запоминание, мотивация, творчество или любые другие виды деятельности, – это функция программ: нейро-лингвистических программ, функционирующих с большей или меньшей эффективностью и позволяющих нам достигать тех или иных целей или результатов. На практике это означает, что мы, люди, взаимодействуем с окружающим миром посредством внутреннего программирования в нашей нервной системе. Мы реагируем на проблемы и подходим к новым идеям в соответствии с типами внутренних программ, которые создали, – и не все программы одинаковы. Для достижения определенных результатов одни программы более эффективны, чем другие.
В этом смысле один из самых важных аспектов НЛП – акцент на практическом применении процесса моделирования. Концепции и тренинговые программы НЛП подчеркивают интерактивный, эмпирический контекст обучения, в котором принципы и процедуры можно легко воспринять и понять. Более того, так как процессы НЛП выведены из эффективных человеческих моделей, ценность и структуры, лежащие в их основе, часто интуитивно понятны людям, даже не имеющим большого личного опыта.
В целом со времени своего возникновения НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта; «структуры», нейро-лингвистической по самой своей природе. Таким образом, можно сказать, что частью НЛП является любой феномен, который:
• Делает акцент на процессе и структуре в противоположность содержанию.
• Ищет основания процессов и дистинкции в анатомии и функциях человеческой нервной системы.
• Позволяет легко идентифицировать и изменить эти дистинкции и процессы посредством естественных и спонтанных паттернов вербальной и невербальной коммуникации.
• Организует результаты исследования в практические упражнения, техники, инструменты и практики, которые можно использовать, чтобы повлиять на человеческий опыт или поведение.
Почему мы говорим об НЛП «нового» поколения? Что это значит?
Но почему мы относим определенную группу разработок к «новому поколению», а не просто считаем продолжением уже существующего? По-настоящему новое поколение разработок в любой сфере включает в себя достижения предшественников и при этом существенно их расширяет. Можно сказать, что «новое поколение» в той или иной дисциплине возникает в том случае, когда:
1. Оно описывает новые феномены, которые не входили в рамки исследований предыдущих поколений.
2. Связано с гораздо более обширными вопросами и сферами опыта.
3. Предлагает совершенно новые определения, инструменты и методы.
На наш взгляд, рождение НЛП нового поколения происходит в результате как внешних, так и внутренних влияний в поле НЛП. Среди внешних влияний — тот факт, что у людей (клиентов и практиков) есть потребности или проблемы, которые еще не удовлетворены или не решены. Кроме того, мир меняется, и привычные традиционные решения теряют эффективность. Мир меняется, и потребности этого мира тоже меняются.
НЛП всегда подчеркивает, что «карта – не территория». Не менее важно помнить, что во многом «территория тоже все время меняется». В XXI веке мир требует от НЛП совсем другого, чем в конце 70-х, когда оно появилось на свет. Возникают новые вызовы, новые возможности, и сегодня акцент делается уже не на отдельной личности, а на экологии всей системы или «поля».
Еще одно внешнее влияние связано с непрерывной эволюцией в других сферах. НЛП всегда интегрировало полезные знания и процессы из других источников. Все тридцать лет существования НЛП происходит плодотворное «перекрестное опыление» идей и процессов, связанных с развитием других областей. В частности, важный вклад в НЛП нового поколения сделали следующие авторы и подходы:
• Стивен Гиллиган – «само-отношения» (Self-Relations) и «генеративное „Я“» (Generative Self);
• Габлиэла Рот – «5 ритмов», двигательная практика;
• Ричард Мосс – оознанное проживание и трансформация через осознание;
• Кен Уилбер – интегральные исследования;
• Юджин Гендлин – фокусировка;
• Джон Уилвуд – психология пробуждения;
• Берт Хеллингер – семейные расстановки;
• Эрвил Хендрикс – парадигма отношений и имаго-терапия;
• Дональд Эпштейн – сетевой спинальный анализ (Network Spinal Analysis), сомато-респираторная интеграция;
• Руперт Шелдрейк – морфогенетические поля;
• Тимоти Галлвей – внутренняя игра в коучинге;
• Кэрол Пирсон – психология архетипов.
Множество идей и процессов НЛП нового поколения возникли благодаря более глубокому изучению подходов тех, кто стал первоначальной «моделью» для принципов и техник НЛП первого поколения:
• Милтон Эриксон – гипнотерапия;
• Вирджиния Сатир – семейная терапия;
• Фриц Перлз – гештальт-терапия;
• Грегори Бейтсон – теория систем и системная терапия.
Также НЛП трансформируется в результате внутренних влияний, например развития и эволюции разработчиков и практиков, находящихся в этом поле, и инноваций, которые предлагают новые НЛП-практики, входящие в это поле из самых разных областей. К примеру, в ранний период развития НЛП к нему чаще всего обращались психологи и психотерапевты. Сегодня на семинарах по НЛП можно встретить коучей, менеджеров, проповедников, людей искусства и шоу-бизнеса, специалистов в сфере организационного развития, образования, представителей правоохранительных органов.
Еще одно внутреннее влияние на эволюцию НЛП – это постоянная практика моделирования — поиска факторов успеха или различий, создающих отличия между негативными и посредственными результатами; посредственными и хорошими результатами; хорошими и выдающимися результатами. С самого начала «двигателями» НЛП были любопытство и дух приключения в создании моделей совершенствования. Как сказал один из основателей НЛП Ричард Бэндлер: «НЛП – это отношение к миру, оставляющее за собой след из техник». А другой основатель НЛП, Джон Гриндер, подчеркивал: «Если вы не знаете, как моделировать, то на самом деле не занимаетесь НЛП». С момента возникновения НЛП Бэндлер и Гриндер называют себя «специалистами по моделированию». Таким образом, наследие и будущее НЛП постоянно находятся в процессе моделирования. Это основной механизм, посредством которого растет поле НЛП, пополняя и обогащая себя.
Благодаря непрерывному процессу моделирования разработчики и практики НЛП расширяют границы практических методов и сфер применения НЛП. НЛП всегда было предано исследованию структуры субъективного опыта. В начале НЛП было сосредоточено главным образом на факторах окружения, поведения и мышления, влияющих на человеческую деятельность. Со временем моделирование новых феноменов расширило и сферу применения НЛП, и основания самого поля, включив в него факторы других уровней: убеждения, ценности, идентичность и более обширные системные динамики. НЛП продолжает гибко реагировать на изменения в мире и в человеческих потребностях. До тех пор пока возникают новые человеческие феномены, поддающиеся моделированию, НЛП будет охватывать все новые и новые сферы; вместе с этим будут разрабатываться новые инструменты и модели, создавая все новые и новые поколения.
Что такое НЛП первого и второго поколения?
НЛП первого поколения мы считаем первоначальную модель НЛП, которую создали Бэндлер и Гриндер на основании исследования поведения эффективных психотерапевтов. Эти ранние практики применялись по отдельности, и акцент при этом делался прежде всего на личности. НЛП первого поколения было сосредоточено на создании терапевтических отношений, в которых терапевт знает, что лучше для клиента. Считалось, что практиковать НЛП – значит «делать что-то с другими людьми».
Почти все инструменты и техники первого поколения были направлены на решение проблем на уровне поведения и способностей. Они были сосредоточены на когнитивном разуме. Фактически наша книга «NLP: Volume I» почти полностью была посвящена когнитивным стратегиям.
Вот основные понятия и инструменты НЛП первого поколения:
Метамодель (модель точности) паттернов языка
Репрезентативные системы и субмодальности
Глазодвигательные ключи доступа
Якорение
Шестишаговый рефрейминг
Изменение личной истории
Визуальное сжатие (Visual Squash)
Техника визуально-кинестетической диссоциации
Генератор нового поведения
Метафоры и «Милтон-модель» гипнотических паттернов языка
Все это – полезные и мощные понятия, модели и форматы, они и сейчас остаются фундаментом и краеугольным камнем НЛП.
На наш взгляд, НЛП второго поколения начало формироваться в середине и в конце 80-х годов. Оно включало в себя новые сферы, выходящие за рамки психотерапевтического контекста. НЛП второго поколения все еще уделяло основное внимание личности, но при этом признавало важность взаимоотношений между человеком и другими людьми, а также включало в себя такие сферы, как менеджмент, переговоры, продажи, образование и здравоохранение.
Инструменты НЛП также развивались и стали включать в себя темы более высоких уровней, связанные с убеждениями, ценностями и «метапрограммами». Техники НЛП второго поколения интегрировали новые понятия, например линию времени, нейро-логические уровни и позиции восприятия.
Вот некоторые другие ключевые понятия и техники, возникшие в рамках НЛП второго поколения:
Паттерны «Фокусы языка»
Пространственная сортировка и психогеография
Метазеркало
Процедуры изменения убеждений
Стратегия воображения (Imagineering Strategy) и стратегии гениев
Реимпринтинг
Интеграция конфликтующих убеждений
Согласование нейро-логических уровней
Среди других разработок НЛП второго поколения – метасостояния Майкла Холла, DHE (Design Human Engineering) Ричарда Бэндлера и новый код НЛП Джона Гриндера и Джудит Делозье.
Чем отличается НЛП третьего поколения?
НЛП третьего поколения начало развиваться в 90-х годах. Практические методы НЛП третьего поколения генеративны, системны и сосредоточены на вопросах высокого уровня: идентичности, ви́дении и миссии. НЛП третьего поколения делает акцент на изменении всей системы, и его методы можно использовать для развития организаций и культур, а также для развития отдельных людей, семей и команд.
Все поколения НЛП исследуют структуру и функционирование «разума» (это суть «нейро-лингвистического программирования»). Два первых поколения НЛП, однако, уделяли основное внимание когнитивному разуму. НЛП третьего поколения включает в себя и соматические процессы, и более обширные системные динамики (то есть «поле»), связанные с тотальным «единым разумом». Таким образом, НЛП третьего поколения работает с взаимодействием между тремя разными «интеллектами», или «разумами».
1. Когнитивный разум, возникающий в мозге.
2. Соматический разум, расположенный в теле.
3. «Полевой» разум, возникающий в результате нашей связи и взаимодействия с более обширными системами, существующими вокруг нас.
НЛП третьего поколения стремится развивать и поддерживать естественные отношения баланса и гармонии между тремя этими «разумами»[3], что в результате создает более глубокий и многомерный интеллект.
Техники НЛП третьего поколения связаны с центрированием в нашем соматическом «ядре», со «спонсорством» развития целостности в людях, а также с созданием взаимоотношений, основанных на мудрости и целостности более обширных систем, которые нас окружают (коллективного интеллекта). Техники НЛП третьего поколения включают в себя принципы самоорганизации, архетипы и то, что называется «четвертой позицией», – ощущение себя частью более обширной системы.
Вот некоторые практики и процессы НЛП третьего поколения:
Центрирование
Внутренняя игра и «зона совершенствования»
Открытость к полю
Генеративные изменения
Удерживание трудных чувств
Интеграция архетипических энергий
Путешествие героя и архетипы изменений
Трансформация убеждений-барьеров и создание убеждений-мостов
Техники развития коллективного интеллекта и генеративного сотрудничества
Также НЛП третьего поколения предлагает новые концепции и ценности в добавление к тем, на которых было основано НЛП более ранних поколений, и уделяет больше внимания таким вопросам:
• Генеративность и эмпауэрмент[4]
• Связь и отношения
• Эстетика и гармония
• Цель и трансформация
Например, НЛП предыдущих поколений делало основной акцент на ясности, техничности и прагматизме. НЛП третьего поколения сохраняет этот акцент, но при этом дополняет его качествами и принципами «красоты» и «эстетики». Эстетика — это раздел философии, изучающий природу красоты, процессы ее создания и восприятия. Для НЛП третьего поколения важно все то, что естественно, приятно и поддерживает новые и более широкие точки зрения на себя, семью, сообщество и человечество. Красота и эстетика уравновешивают техничность инструментов и навыков НЛП. В сочетании две эти стороны НЛП помогают достичь мудрости, способствуют более полной «целостности разума», более глубоким отношениям с различными элементами разума. Уравновешивая чисто технические аспекты НЛП, мы естественным образом переходим в сферу тела, метафор, символов, ритуалов и поля.
С появлением каждого нового поколения семена, определяющие его дальнейший рост и направление, содержатся в наследии всего сообщества, или поля. Дух НЛП третьего поколения неявно присутствовал в его поле с самого начала. Этот дух проявлялся в мудрости отношений Милтона Эриксона, в семейной скульптуре Вирджинии Сатир, в концентрации на текущем моменте Фрица Перлза, в использовании метафор и символов. Еще он присутствовал в форме «состояния незнания» как основы моделирования.
Что означает НЛП третьего поколения с прагматической точки зрения?
Методы и техники НЛП третьего поколения фундаментально эвристичны по своему подходу – таким и было НЛП с самого начала. Такой подход позволяет находить решения «на основании опыта». Термин «эвристика» происходит от древнегреческого слова heuriskein, «находить». Эвристическими можно назвать методы, позволяющие людям обнаруживать для себя что-то новое или учиться чему-то новому.
В НЛП третьего поколения поиск нового происходит с помощью шести последовательных процессов.
• Расширение осознанности.
• Моделирование ключевых факторов.
• Калибровка текущего уровня ключевых факторов.
• Изменение уровня ключевых факторов до более адекватного или оптимального уровня.
• Якорение оптимального уровня ключевых факторов.
• Исследование возможностей, возникающих при изменении уровня ключевых факторов.
В процессе решения проблем эти элементы обычно применяются в такой последовательности:
1. Внесение нового осознания в нейро-лингвистическое программирование, которое создает или усиливает текущее проблемное состояние или ситуацию. Для этого нужно осознать не только последовательность программ, связанных с эмоциями и поведением, но и их более глубокую когнитивную и соматическую структуру.
2. Использование нового осознания для того, чтобы дистанцироваться и от текущего состояния, и от программирования. Это позволяет начать моделировать или идентифицировать ключевые факторы или «различия, создающие различия», сравнивая программирование или структуру текущего состояния или ситуации с другим опытом успехов и неудач, адекватным в данной ситуации.
3. Как только определены ключевые факторы, создающие или усиливающие текущее состояние или ситуацию, следующий шаг – «калибровка» нынешнего уровня интенсивности или активности этих факторов (физических, вербальных, когнитивных, соматических и так далее). Для этого нужно оценить сравнительную интенсивность выражения каждого фактора.
4. Изменение или «настройка» нынешней интенсивности или активности ключевых факторов, чтобы перевести их на более адекватный или эффективный уровень. Важно помнить, что оптимальный уровень – это не всегда максимальный уровень.
5. Якорение определенного уровня интенсивности или активности набора ключевых факторов, позволяющее поддерживать их на оптимальном уровне, особенно в меняющихся и трудных ситуациях.
6. Исследование влияния, которое оказывают такие изменения на эмоции, поведение и ситуацию, связанные с проблемным состоянием. Поиск новых возможностей, которые это открывают. В этой книге вы найдете множество примеров того, как этот эвристический процесс можно применить, чтобы находить новые возможности – и для себя, и для других людей, – расширяя репертуар поведения во всех сферах жизни.
Практика НЛП третьего поколения начинается с состояния «незнания»; с того, что в традиции дзэн называется «разум неофита». Состояние «незнания» – это фундамент для расширения осознанности, эффективного моделирования и исследования новых возможностей.
Подход Милтона Эриксона к решению проблем – классический пример силы «незнания». Когда в 70-х годах мы приезжали в Феникс, Аризона, к доктору Эриксону, у нас, конечно же, было множество вопросов. Например, мы спрашивали его: «Если вы используете вот этот подход в работе с человеком, у которого вот эта проблема, приведет ли он к определенному результату?» Эриксон всегда отвечал: «Я не знаю». Мы спрашивали: «Можно ли использовать этот процесс для решения этой проблемы?» Эриксон снова отвечал: «Я не знаю». В итоге целые страницы в наших блокнотах заполнялись одинаковыми записями: «Он не знает. Он не знает. Он не знает».
Эриксон не пытался уйти от ответа. Просто у него почти не было теорий и предположений. Для него каждая ситуация была уникальной; каждый человек был «индивидуальностью», и его отношения с ним тоже были уникальными. И когда мы спрашивали, насколько вероятен тот или иной результат, Эриксон всегда говорил: «Я не знаю. Я действительно не знаю». А потом добавлял: «Но мне очень интересно узнать, что здесь можно сделать».
Состояние незнания в сочетании с интересом – сущность генеративных изменений.
В Калифорнийском университете в Санта-Круз, где Бэндлер и Грин-дер когда-то создали НЛП, был профессор психологии по имени Фрэнк Байрон. Всю свою карьеру Байрон посвятил изучению творческого гения. В итоге все, что он узнал, он свел к трем фундаментальным характеристикам. Творческий гений:
1. Комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности.
2. Способен одновременно удерживать в мыслях кажущиеся противоположности или парадоксы.
3. Настойчив.
Творческим людям, таким как Эриксон, не нужно знать ответ заранее. Они не только спокойно воспринимают неопределенность, но и получают удовольствие от незнания.
Творческие люди также могут одновременно удерживать разные точки зрения и разные описания реальности. Великий датский физик Нильс Бор указывал, что есть два вида истины: тривиальная и глубокая. По его мнению, «с точки зрения тривиальной истины ее противоположность – это ложь. С точки зрения глубокой истины ее противоположность – тоже истина». Бор говорил о том, что наиболее фундаментальные единицы физической реальности, например протоны и электроны, – хороший пример парадокса. Иногда они ведут себя как волны энергии, а иногда – как частицы материи.
В основе нашего субъективного опыта также лежит глубокая истина. Тот факт, что мы можем считать кого-то красивым, не исключает того, что в то же время этот человек может быть безобразным. Не бывает радости без печали. Худшее событие нашей жизни в то же время может оказаться самым лучшим. Там где есть свет, обязательно есть и тени.
Способность осознавать эти на первый взгляд противоречащие друг другу реальности, когда ни одна из них не является «правильной» или «неправильной», – важнейший аспект генеративности. Грегори Бейтсон подчеркивал, что «мудрость приходит, когда мы садимся вместе и честно показываем друг другу наши различия, не пытаясь ничего изменить». Если мы можем с интересом удерживать разные точки зрения, часто рождаются новые, неожиданные решения.
Именно здесь важна настойчивость. Творческие гении не сдаются даже перед лицом неопределенности и противоречий. Они продолжают проявлять интерес к тому, «что здесь можно сделать», и продолжают искать.
Милтон Эриксон выражал это качество самыми разными способами. Он демонстрировал его всю свою жизнь. В 17 лет он заболел полиомиелитом. Наступил момент, когда он не мог двигаться. Однажды он услышал, как врач говорит его матери, что он вообще никогда не сможет двигаться. А потом врач сказал, что мальчик вряд ли доживет до утра. Эриксон решил, что любой матери ужасно услышать такие слова, и он начал исследовать самого себя, чтобы обнаружить, что он может сделать. Он часами пытался выяснить, может ли двигать какой-то частью своего тела. Наконец он обнаружил, что может немного управлять краем одного века. И когда мать входила в комнату, он пытался двигать веком, чтобы привлечь ее внимание. Через несколько часов он научился это делать и стал разрабатывать систему сигналов, чтобы общаться с матерью. Наконец после множества попыток, ему удалось сообщить ей, чего он от нее хочет. Он хотел, чтобы его кровать развернули так, чтобы на следующее утро он смог увидеть солнце.
Ту же настойчивость Эриксон вносил в свою работу с клиентами. Он не сдавался и всегда пытался выяснить, что можно сделать, какой бы трудной ни казалась ситуация. И он считал, что нет ничего невозможного.
Такое сочетание «разума неофита» (незнания), интереса и настойчивости лежит в основе практики НЛП третьего поколения. В следующих главах мы исследуем, как эти качества могут создать значительные различия в нашей жизни и помочь нам создавать различия в жизни других.
Структура книги
Мы разделили книгу на четыре раздела, позволяющих совершить путешествие по техникам НЛП всех трех поколений.
Мы начнем с когнитивного разума и исследуем базовые элементы нейро-лингвистического программирования, а также некоторые важные разработки, созданные в последние тридцать лет. Среди них: восприятие времени и линия времени, позиции восприятия, нейро-логические уровни и уровни обучения Бейтсона, модель SCORE, паттерны метапрограмм и общая теория поля для НЛП (модель SOAR).
Затем мы обратимся к соматическому разуму и рассмотрим последние исследования в области функционирования нашей нервной системы за пределами мозга, в том числе: нейрогастроэнтерологию (мозг в животе) и нейрокардиологию (мозг в сердце). В этом разделе мы представим несколько упражнений, позволяющих получить доступ к мудрости тела. Для этого мы задействуем дыхание, позвоночник, позы тела, стопы, биологическую обратную связь, соматический синтаксис и «5 ритмов» Габриэлы Рот.
В третьей главе мы исследуем полевой разум, а также его нейро-логические и физические основания в зеркальных нейронах и энергетическом поле человека. Мы предложим форматы и практики, позволяющие использовать полевые феномены, например, для создания «второй кожи», «генеративных полей», поощрения генеративного сотрудничества и связи с тем, что Грегори Бейтсон называл Большим разумом.
В заключение мы исследуем некоторые новаторские способы применения НЛП третьего поколения, в частности в развивающемся поле коучинга. Мы рассмотрим принципы и процессы, связанные с «внутренней игрой», силой присутствия и тем, что мы называем состоянием COACH – внутренней «зоной совершенствования», находясь в которой можно получить доступ к тем или иным способностям и достичь лучших результатов. Техники НЛП третьего поколения включают: удерживание трудных чувств, работу с убеждениями-барьерами и убеждениями-мостами, исследование влияния архетипических энергий и интеграцию архетипов перехода.
Мы надеемся, что на этих страницах вы найдете вдохновляющую карту постоянно эволюционирующей территории нейро-лингвистического программирования. НЛП всегда подчеркивало, что карта – не территория, и мы хотим напомнить вам, что эта книга – всего лишь одна из возможных карт территории НЛП.
На заре НЛП Бэндлер и Гриндер часто начинали свои семинары с заявления о том, что все, что они собираются сказать, – это «ложь». Никакие утверждения нельзя назвать истинными, потому что ни одна карта не в состоянии со всей точностью отразить всю территорию. Это просто вопрос выбора. Дело лишь в том, насколько полезна эта «ложь». Если мы будем действовать так, «как если бы» те или иные принципы или методы создавали различие, какие позитивные изменения они внесут в нашу жизнь?
Мы приглашаем вас рассматривать эту книгу с такой же точки зрения. Если изложенные в ней карты, модели и практики окажутся для вас полезными, пользуйтесь ими! Если же нет, возможно, они хотя бы укажут вам новое направление в вашем личном путешествии и помогут лучше понять, что для вас работает, а что – нет.
Мы искренне надеемся, что эта книга поможет вам расширить осознание богатства человеческого опыта и укрепить связь с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром и невероятной тайной жизни.
Желаем вам удовольствия на этом пути!