Вы здесь

НЛП твоей судьбы. Глава 4. Свободная неволя (Татьяна Мужицкая, 2012)

Глава 4. Свободная неволя

Как выйти из клетки построенной собственными силами?

Свобода. Это сладкое слово, которое неизбежно присутствует в литературе и учебниках, имя, которым называют статуи и острова. Герои шли за это на костер, это то, о чем больше всего мечтают подростки, и то главное, чего лишают человека в наказание за преступление. Желание стать свободным не покидает нас, и если вас спросить, хочется ли вам быть свободным, что вы ответите? Достаточно ли вы свободны?

Поиски смысла

Но что такое свобода? Существует, конечно, философское определение свободы, причем не одно. Например, вот такое: «Идеалисты в своем большинстве понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями… С обобществлением средств производства анархия производства сменяется плановой, сознательной его организацией. В ходе строительства социализма и коммунизма условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, «стихийных» сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс)» (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981).

А вот не философские, данные обычными людьми: «Внутренняя свобода для меня – это что-то сродни счастью. Про внешнюю могу сказать, что для меня это свобода говорить что думаешь; действовать как хочешь. Независимость от обычных строгих ритуалов. Мне, скажем, на фестивале свобода нравится – свобода от денег, от стиля одежды; там мне и утреннюю зарядку на берегу удается делать, и танцевать, и семинары проводить на выбранные мной темы».


«Свобода жизни – реализуемая возможность выйти за границы мира, которые ты сам(а) себе установил(а). Первые, очень дальние границы клетки-матрицы человеку устанавливают окружающие люди и вселенная, а свой собственный аквариум-панцирь 95 % людей тщательно и бережно строят для себя, и такой микромир-вселенная у 95 % из вышеуказанных 95 % крайне ограничен, он «микро». Осознание и выполнение по факту расширения микровселенной и есть для меня свобода».

А вот поэтическое:

Я выбираю свободу, —

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю свободу

Быть просто самим собой.

(Александр Галич)

Я выросла в атмосфере, где свобода сама по себе была достаточно большой ценностью. Начиная с детства, с «пионерами-героями», погибшими за свободу страны, позже, в подростковом возрасте – атмосфера диссидентства, чтение Солженицына, рассуждение о советской системе. Потом, в старших классах, захлестнула перестройка с ее огромным количеством свобод. И я решилась – решилась бороться за Свободу с большой буквы. А где еще за нее бороться, как не в школе? Самым большим притеснителем свобод оказался военрук: требовал одеваться по уставу, сидеть смирно, строиться и все такое. Как же было не вступить с ним в отчаянную схватку? Весь девятый класс прошел под эгидой нашего противостояния. И, кстати, песни Александра Галича меня очень вдохновляли. Весь класс с замиранием следил за нашими стычками с военруком. Однако у борьбы за Свободу оказались вполне предсказуемые последствия. Вызов на комсомольское собрание, записи в дневник, замечания директора, и (о ужас!) замаячила тройка по НВП в году. Вообще-то, отличницей я не была. Однако до меня стало кое-что доходить. Оказывается, борясь за Свободу, я получила внимание класса, кучу ярлыков, пришитых к моему имени, но платить приходилось за это из собственного же кармана. И тогда я в первый раз задалась вопросом: что же это такое, свобода? В глобальном, политическом смысле (например, свобода слова) – это понятно. Это когда ты говоришь: «Наш мэр – нехороший человек!» – и тебе за это ничего не будет. А в личном? Когда ты пишешь на двери: «Директор – козел» и получаешь выговор с занесением, или говоришь папе, что ты свободна приходить домой, когда придется… и лишаешься карманных денег.

Конец ознакомительного фрагмента.