Вы здесь

НЛП на каждый день. Как научиться договариваться с кем угодно, когда угодно и где угодно. Часть 1. Основные понятия НЛП (В. П. Шейнов, 2017)

Часть 1

Основные понятия НЛП

Нет ничего практичней хорошей теории

Р. Кирхгоф

Тайная гармония лучше явной.

Гераклит




Глава 1. Скрытое управление, НЛП и конфликты

Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.

Ф. Ларошфуко

Все следует сделать настолько простым, насколько это возможно, но не проще.

А. Эйнштейн

НЛП как реализация скрытого управления

Идея скрытого управления возникла и развивалась в тех ситуациях, когда необходимо было внедрить в сознание другого человека некую мысль, намерение, но было известно, что если прямо ему об этом сказать, то он воспротивится воздействию.

Скрытым управлением я называю такое управляющее воздействие инициатора на адресата, при котором цель управления от последнего скрывается, а подается информация, под влиянием которой адресат сам принимает решение (выполняет действие), запланированное инициатором (Шейнов В. П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования).

Скрытое управление помогает обойти «очаг сопротивления» в сознании убеждаемого человека. Скрытое управление первоначально введено для применения при достижении социально одобряемых целей: в процессе воспитания, а также в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Например, родителю вместо приказов продуктивнее незаметно и безболезненно управлять ребенком, ненавязчиво побуждая к полезным для него действиям, касающимся его здоровья, отношения к учебе, труду, к его взаимоотношениям с окружающими и т. д. Нередко женщина с помощью женских хитростей скрыто управляет мужчиной, помогая ему избавиться от вредных привычек (злоупотребления спиртным, курения, уклонения от занятий с детьми и от домашних дел и т. д.). Практика показывает, что подчиненные положительно воспринимают ненасильственные методы скрытого управления ими со стороны руководителей. Во всех подобных случаях скрытое управление можно только приветствовать.

При подобном скрытом управлении адресат воздействия сохраняет свое достоинство и ощущение собственной свободы. Такое скрытое управление естественно отнести к созидательному. При созидательном скрытом управлении в выигрыше оказывается адресат или обе взаимодействующие стороны.

Однако инициатором могут двигать отнюдь не благородные мотивы. Скрытое управление адресатом против его воли, наносящее адресату ущерб, является манипуляцией. Инициатора воздействия будем в этом случае называть манипулятором, а адресата – жертвой манипуляции.

Таким образом, манипулирование выступает как частный случай общего скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

Тем самым, скрытое управление распадается на два вида (рис. 1).


Рис. 1. Виды и результаты скрытого управления


Различия между созидательным и манипулятивным скрытым управлением лежат в моральной плоскости: первое – социально одобряемое; второе (как проявление эгоизма) – социально неодобряемое.

Модель скрытого управления

Использовать скрытое управление для преодоления сопротивления со стороны убеждаемого человека помогает знание механизма воздействия на него при скрытом управлении. Этот механизм описывается следующей моделью (рис. 2).


Рис. 2. Модель скрытого управления


Эта модель впервые была предложена мной в книге «Скрытое управление человеком» (Минск, 2000), затем теоретически обоснована и обобщена на любое психологическое воздействие в книге «Психологическое влияние» (Минск, 2007). Поясню содержание каждого из блоков модели.

Сбор информации об адресате нацелен на получение сведений, помогающих наполнить остальные блоки модели продуктивным содержанием, способствующим осуществлению скрытого управления адресатом.

Вовлечение (в контакт) – предъявление адресату информации с целью активизации его определенной направленности в соответствии с намерениями инициатора.

Фоновые факторы (фон) – использование состояния сознания и функционального состояния адресата и присущих ему автоматизмов, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, привлекательность и т. п.).

Мишени воздействия – источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления – интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т. п.

Побуждение адресата к активности – это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в заданном инициатором направлении (принятие решения, совершения действия). Побуждение может явиться суммарным результатом Вовлечения + Фоновых факторов + Воздействия на мишени или стимулироваться специальными приемами – подталкиванием к включению нужного психологического механизма у адресата (внутреннее побуждение), а также внешним побуждением: прямой актуализацией желаемого мотива, подходящим распределением ролей (позиций), заданием сценариев, включением адресата в соответствующую деятельность или референтную для него группу, подпороговым воздействием и т. п.

В ряде конкретных случаев отдельные блоки модели могут присутствовать априори и срабатывать в интересах инициатора неявно.

Более подробно содержание блоков раскрыто в книге «Психологическое влияние» (см. список литературы).


Как связаны приемы НЛП с блоками модели скрытого управления?

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ – это набор приемов коммуникации, позволяющих получить желаемые изменения в переживаниях и поведении адресата психологического воздействия.

На множестве рассмотренных в книге ситуаций мы убедимся в том, что действительно приемы НЛП реализуют соответствующие блоки модели скрытого управления, представленные выше.

Покажем эту связь.

Сбор информации об адресате включает прежде всего определение его ведущей репрезентативной системы. По мнению Р. Бэндлера, «в НЛП 95 % – это сбор информации и 5 % – вмешательства управления» (Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения). Приемам НЛП по сбору информации посвящена глава 3.

Мишени воздействия на адресата отыскиваются посредством рефрейминга – нового осмысления события, явления, обстоятельства. «Рефрейминг – это специфический способ контакта с той частью личности, которая порождает одно поведение или блокирует другое» (Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек – в принцы. Нейролингвистическое программирование). Мишени воздействия – главный блок модели скрытого управления. Нахождению их и демонстрации приемов рефрейминга на примере разрешения конфликтов посвящена глава 4.

Вовлечение в НЛП создается, в частности, посредством техники якорения. «Якорное зацепление» по Р. Бэндлеру и Дж. Гриндеру означает «тенденцию одного из элементов переживаний вызывать все переживание в целом» (Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек – в принцы. Нейролингвистическое программирование). Глава 5 знакомит с понятием якорения и дает многочисленные примеры использования якорей в качестве способа вовлечения в скрытое управление.

Фон создается подстройкой, присоединением инициатора к адресату, достижением раппорта, введением адресата в транс, эриксоновским гипнозом.

Побуждение в НЛП основано на двойном действии слова (эмоционально-образном и рационально-логическом). Это позволяет с помощью подбора соответствующих слов сформировать у адресата не осознаваемое им самим позитивное или негативное отношение к чему-либо («слова-притяжения» и «слова-отторжения»).

Средства создания подходящего фона и побуждения в НЛП подробно описаны в предыдущей книге «НЛП – это просто» (Шейнов В. П. НЛП – это просто. Приемы скрытого управления людьми), к которой мы и отсылаем заинтересованного читателя.

Именно рассмотрение приемов НЛП как реализации модели скрытого управления позволяет лучше понять заложенный в них смысл.

НЛП в управлении конфликтами

Ни одну проблему не решить, если исходить из тех же понятий, при которых она возникла. Надо научиться смотреть на мир свежим взглядом.

А. Эйнштейн

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Гельвеций

Управление конфликтами включает в себя их предотвращение и успешное разрешение. Здесь я покажу, как одним из приемов НЛП можно осуществить подобное управление конфликтами.

Но прежде имеет смысл привести необходимые сведения о конфликтах.

Ранее мной (Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика, с. 5–8) было показано, что все возможные конфликты охватываются следующим определением:

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна из них воспринимает действия другой как угрозу ее интересам.

Таким образом, возникновение конфликта предопределяется негативным восприятием одной стороной действий другой стороны. Именно на восприятие можно повлиять с помощью приемов НЛП. Например, осуществив рефрейминг, который позволяет сменить негативное восприятие на позитивное. Рефрейминг мы подробно изучим и будем осваивать на многочисленных примерах реальных конфликтов.

Практика показывает, что конфликты часто возникают в отсутствии значимых противоречий между будущими их участниками, как бы «сами по себе».

Это подтверждается и личным опытом работы автора в качестве конфликтолога. Этот опыт показывает, что до 80 % конфликтов возникает самопроизвольно, помимо воли всех их участников, поскольку никто в них не заинтересован. Основную роль при этом играют негативные эмоции, возникшие как реакция на случайное неблагоприятное стечение обстоятельств (Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение).

Такие конфликты можно определить как самопроизвольные, поскольку они развиваются не в силу наличия противоречий, а в соответствии с механизмом нарастания напряженности (Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика, глава 2).

С точки зрения участников, такие конфликты являются непреднамеренными, поскольку они беспредметны (отсутствует предмет конфликта – объект несовместимых притязаний сторон). Про такие конфликты его участники впоследствии говорят: «Случайно поссорились», то есть они воспринимают их как случайные.

Поэтому именно «случайными» я назвал этот тип конфликтов в одной из предыдущих книг (Шейнов В. П. Искусство управлять людьми). Тем более что, как выяснилось, механизм их возникновения включает действие случайных факторов.

Случайные конфликты нетрудно узнать по двум легко определяемым признакам:

а) полная неожиданность, внезапность – буквально за несколько секунд до конфликта никто не подозревает о том, что станет его участником;

б) в случайных конфликтах нет победителей – все их участники оказываются в проигрыше.

Важнейшим признаком случайных конфликтов служит отсутствие серьезных объективных причин для их возникновения. Но я не внес этот фактор в приведенный перечень характерных признаков случайных конфликтов, чтобы не создавать дополнительных трудностей в их распознании на практике. Ведь указанные два признака определяются мгновенно, а попытка разобраться в причинах требует времени (которого нет, например, в случае стремительно развивающейся ссоры) и определенного опыта в разрешении конфликтов (которого нет почти ни у кого).

Главную роль в возникновении случайных конфликтов играет введенный мной конструкт конфликтогены – это слова, действия (или бездействие, если требуется действие), могущие привести к конфликту (Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение).

Слово могущие является здесь ключевым, поскольку показывает, что конфликтоген – это именно случайная величина.

Решающую роль в возникновении случайных конфликтов играет закон эскалации конфликтогенов:

На конфликтоген в наш адрес мы, как правило, отвечаем более сильным конфликтогеном (Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение, с. 13).

Конфликтоген считается более сильным, если он может с большей вероятностью привести к конфликту.

Универсальный механизм возникновения случайных конфликтов

Этот механизм изображен на рис. 3.

Эта схема помогает понять, почему в большинстве случаев конфликт возникает самопроизвольно, вне желания его участников.

Случайные конфликты возникают исключительно по той причине, что стороны оценивают ситуацию с противоположных позиций, и этот индивидуальный взгляд на проблему – своеобразный рефрейминг – хотя бы одну сторону привел к восприятию действия другой стороны как угрозы своим интересам.


Рис. 3. Механизм возникновения случайных конфликтов


Таким образом, первый конфликтоген, дающий начало случайному конфликту, возникает в результате негативного рефрейминга одного из участников. Если он отвечает конфликтогеном, то, в силу закона эскалации конфликтогенов, этот ответный конфликтоген, как правило, более сильный, чем тот, реакцией на который он является. Теперь уже первая сторона чувствует себя ущемленной и так же отвечает более сильным конфликтогеном. Затем вторая сторона отвечает еще более сильным конфликтогеном и т. д. Этот обмен «ударами» и приводит к конфликту.

Знание этого механизма возникновения «случайных конфликтов» позволило создать пять правил бесконфликтного поведения (Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика, с. 138–140). Они помогают избежать негативного рефрейминга при восприятии сторонами друг друга.

Одно из правил бесконфликтного поведения звучит так: «Проявите эмпатию к обидчику». То есть попытайтесь понять его эмоциональное состояние: часто люди не могут сдержать отрицательных эмоций, вызванных неприятным предшествующим событием, и обращены они на тех, кто к этому событию непричастен. К тому же мы далеко не всегда следим за своими словами, но зато всегда очень внимательны к каждому нюансу, когда обращаются к нам. Это и приводит к негативному рефреймингу. Поняв эмоциональное состояние «обидчика», мы избавим себя от отрицательного восприятия.

Помогает избежать негативного рефрейминга и следующее правило бесконфликтного поведения: «Не спешите отвечать на конфликтоген, сделайте паузу». Тогда «обидчик» сам поймет, что сказал что-то не то, и появится возможность спокойно обсудить ситуацию.

Таким образом, правила бесконфликтного поведения помогают не допустить негативного рефрейминга.

Неслучайные конфликты возникают при наличии конфликтной ситуации – значимых противоречий между сторонами – и инцидента (стечения обстоятельств), который выводит эти противоречия наружу.

Многие из конфликтов начинаются с малого, участники, бывает, и не вспомнят, с чего все началось.

Но в основе конфликта лежит рефрейминг позиции другой стороны – каждая сторона воспринимает ситуацию исключительно со своей точки зрения, исходя из своих интересов, и видит разрешение конфликта выгодным только для себя образом.

Моя практика разрешения конфликтов показала, что если (особенно в начале конфликта) удастся убедить каждую из сторон посмотреть на ситуацию с точки зрения другой стороны (то есть осуществить рефрейминг), то стороны предпочтут договориться или найти какое-то компромиссное решение.

Во второй части книги мы потренируемся в осуществлении рефрейминга. В первой – освоим основные понятия.

Глава 2. Постулаты и источники НЛП

Чтобы построить полную теорию, фактов всегда достаточно, не хватает только фантазии.

Академик Д. Блохинцев

Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы.

Э. Кливер

На чем основано НЛП

Данный раздел посвящен «идеологии» НЛП. Нетерпеливый читатель может при первом чтении пропустить ее. Это не отразится на понимании им последующих глав, описывающих конкретные техники НЛП. Однако чтение этой главы позволит более плавно погрузиться в дальнейшее изложение.

Кто и зачем придумал НЛП

НЛП создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии – довольно молодое: первые работы появились лишь в 1975–1977 годах.

«Отцами» НЛП являются американские психологи Р. Бэндлер и Дж. Гриндер. Ряд важных положений этой техники разработан известным психотерапевтом Милтоном Эриксоном.

Происхождение названия НЛП

Три составляющих словосочетания «нейролингвистическое программирование» отражают сущность этого направления.

Нейро – (нейрон = нервная клетка).

«Нейро-» является исходным пунктом, так как все, что мы делаем, чувствуем и думаем, представляет собой результат того, что происходит в нашей нервной системе. НЛП опирается на взаимодействие между нашими мыслями, чувствами и поведением.

Лингвистическое (лингвистический = языковой).

Эта составляющая названия подчеркивает роль языка в процессе коммуникации между инициатором и адресатом воздействия. Мы кодируем свои ощущения посредством языка. Языковая организация получает выражение в индивидуальной модели мира – взаимосвязанной системе идей, воспоминаний, ожиданий и убеждений, которая позволяет нам перерабатывать поступающую информацию.

Программирование (программа = ряд инструкций, которые описывают, как должна происходить переработка данных).

Программирование указывает на целенаправленность воздействий инициатора и наличие определенной программы для достижения цели.

Сила техник НЛП заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики, воздействие на адресата происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Исходные предпосылки НЛП

1. Наши представления о мире этим миром не являются (карта – это не территория).

2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей, и я обязан уважать и учитывать эти различия.

3. Сознание и тело – это части одной и той же системы.

4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

5. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов. Он может подводить нас.

6. Смысл сообщения заключается в той реакции, которую это сообщение вызывает.

7. Не бывает поражений, поражения – это только обратная связь.

8. Каждая ситуация предполагает множество выборов. Поэтому если один вариант не работает, надо просто сделать что-то другое.

9. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.

10. В поведении каждого человека присутствуют позитивные намерения.

11. Если один человек может что-то сделать, каждый может этому научиться.

Поясним данные положения.


1. Карта – это не территория (так же как и то, что «меню – это еще не еда»).

Этим тезисом подчеркивается то, что собственная модель мира, создаваемая каждым человеком, дает лишь приближенное, но при этом вполне пригодное в реальной жизни представление об истинном положении вещей: так, карты железных или шоссейных дорог лишь в незначительной степени соответствуют истинным пропорциям, но полезны для путешественника. То же и меню – для посетителя ресторана.

«Карта», используемая человеком, может многое рассказать о нем самом.

Два советских скрипача поехали на международный конкурс.

На конкурсе один из скрипачей занял второе место, а другой – последнее. Первый плачет, второй спокоен.

– Боже! Ведь если бы я занял первое место, мне дали бы сыграть на скрипке Страдивари!

– Ну не расстраивайся ты так. Второе место тоже призовое… Черт с ней, со Страдивари!

– Как ты не понимаешь! Это все равно что тебе дать пострелять из маузера Дзержинского…

2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия.

Следующая притча показывает, сколь индивидуальны и неповторимы «карты» конкретных людей, и насколько важно уметь соединять различные «карты».

Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограниченных возможностей познавали они мир, исследуя буквально все, что попадалось им под руку. И попался им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы и тут же стали его исследовать.

Первый из них наткнулся на бок слона и воскликнул: «Слон подобен огромной стене!»

Второй, подержавшись за хобот, возразил: «Слон – это большая змея!»

Третий же обследовал хвост, а потому уверенно заявил: «Что вы, друзья: слон мне больше напоминает веревку».

Они бы еще долго спорили, но ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему, надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы догадались, что каждый из них столкнулся лишь с малой частью реального слона. Конечно же, все трое правы, – но только в пределах той области, с которой они непосредственно столкнулись. Осознав это, мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже это знание не могло быть полным.

Так и каждый из нас в силу ограниченности и специфики личного опыта имеет модель мира, отнюдь не совпадающую с этим миром.


3. Сознание и тело – это часть одной и той же системы.

«Представьте себе, что вы держите в руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета?

Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь его попробовать. Мысленно разрежьте его и поднесите ко рту. „Откусите“ кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под языком. Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите».

Этот пример, взятый из книги Я. Мак-Дермотта и Дж. О’Коннора «НЛП и здоровье», иллюстрирует справедливость третьей предпосылки НЛП.

4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

Старушка в продовольственном магазине (времена «застойные»):

– У вас есть тамбовская колбаса?

– Нет.

– А сервелат?

– Нет.

– А краковская?

– Нет. Ну у вас и память!

Мы помним все. Все, что с нами когда-либо происходило. Все, что мы видели, слышали, чувствовали или говорили себе. Все это записано где-то в нашей нервной системе. Все это составляет наш жизненный опыт. Значит, при желании мы можем получить доступ к любому переживанию, любому событию, которое с нами происходило.

В лондонском ресторане сидит старый отставной генерал. Официант приносит ему бифштекс. Генерал долго смотрит на официанта, потом говорит:

– Послушайте, у меня такое впечатление, что я вас знаю. Ага… кажется, вспомнил! Вы были знаменосцем в Девонширском полку.

– Простите сэр, но…

– Точно, я ошибся. Вы служили в африканской кампании.

– Вы опять ошиблись сэр.

– Вспомнил! Вы приносили суп.

5. Субъективный опыт нередко подводит нас.

– У вас такие большие очки! Вы, наверное, очень умный?

– Что вы! Просто зрение плохое.

* * *

– Ой, какие царапины… Вы завели кошку?

– Да нет, это у жены острые ногти.

6. Смысл сообщения заключается в реакции, которую оно вызывает.

– Мой директор хочет меня задушить, – сообщает секретарша своей подруге.

– Почему ты так решила?

– Стоит мне опоздать, как он у всех спрашивает: «А где наша Дездемона?»

7. Не бывает поражений, поражения – это всего лишь обратная связь.

Сказанное – девиз успешных людей. Вот весьма красноречивое подтверждение тому.

– Господин Эдисон, вам не жаль девятисот девяносто девяти поражений при попытках сконструировать электрическую лампочку? Ведь только тысячная попытка оказалась успешной!

– Я не потерпел поражений. Я открыл девятьсот девяносто девять способов того, как не следует делать лампочки.

8. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если один вариант не работает, надо просто сделать что-то другое.

Проиллюстрируем эту предпосылку несколькими сюжетами.

– Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!

– Ты вытащила ее?

– Нет, но я бросила туда кота.

– В чем заключается особенность улицы с односторонним движением?

– В том, что в другую машину можно врезаться только сзади.

Как-то «вождь всех народов» товарищ Сталин смотрел очередной кинофильм перед выпуском его в массы. После просмотра Сталин раскурил свою трубку, попыхтел ею и после долгой паузы изрек:

– А что это у главого злодея усы, как у товарища Сталина? Это что, заговор? Товарищ Берия, расстрелять актера, гримера, сценариста и режиссера.

Насмерть перепуганный режиссер:

– А может быть, мы ему усы сбреем и переснимем?

– …Можно и так.

Адвокат – своему клиенту:

– Самым лучшим в вашем положении будет пойти к жене и помириться.

– Что же тогда будет самое худшее?

Пожилая японка призналась:

– Я очень довольна, что мужа мне выбрали родители. Видите ли, я бы умерла от одной мысли, что выбрала его сама.

Плывет крокодил по реке Нил. Плывет и помирает со скуки. Вдруг видит: на пальме висит обезьяна и ест банан. «Дай, – думает, – подшучу над ней. Спрошу, замужем ли она? Если ответит, что да, спрошу, кто ж ее, обезьяну-то, взял? Если нет – кто же ее, обезьяну-то, замуж возьмет?» Подплывает и спрашивает с ехидной ухмылкой:

– Обезьяна, а ты замужем?

– Да за кого тут выйдешь, вокруг одни крокодилы плавают!

* * *
* * *
* * *
* * *
* * *

9. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.

Рассказывали, что где-то во времена гражданской войны произошла такая история. Жена пишет мужу на фронт: «Очень по тебе соскучилась, да и огород вскопать некому. Попросись на пару деньков, может, отпустят…»

Муж отвечает: «Просился – бесполезно. Пусть кто-нибудь поможет. Только не копайте глубоко, потому что я в огороде ящик патронов зарыл».

Следующее письмо: «Приехали какие-то люди. Перекопали весь огород, но патронов не нашли».

Муж отвечает:

«Родная, чем мог – тем помог».

Банальная ситуация. Муж неожиданно возвращается из командировки. Любовник, спасаясь, вылезает в окно, а спрыгнуть на землю боится. Висит себе на карнизе – час висит, два. Вот уже утро настало.

Дворник метет улицу.

– Что, висишь?

– Вишу.

– Ну, виси, виси. Только подними ноги, мне подмести надо.

В автобусе довольно упитанный мужчина обращается к мальчику:

– Уступи место дяденьке с аквариумом.

Мальчик уступает:

– А где же аквариум?

Мужчина, хлопая себя по животу:

– Пять литров пива и две воблы.

Молодой специалист приходит наниматься в метеорологический институт. На собеседовании его спрашивают:

– Какие у вас данные для работы в нашей области?

– За последний год я трижды выигрывал в лотерею!

* * *
* * *
* * *

10. В любом поведении присутствуют позитивные намерения.

После операции хирург беседует с пациентом.

– Как вы себя чувствуете?

– Сейчас уже лучше, но в первое время у меня было такое ощущение, будто меня ударили поленом по голове.

– К сожалению, так оно и было. Когда вас привезли на операцию, у нас кончился наркоз.

Думаю, здесь вы легко могли разобраться, где поведение, а где – позитивное намерение.

Чуть сложнее отыскать позитив в следующей истории.

В ювелирный магазин вбегает парень, наставляет на продавца пистолет и говорит:

– Дай мне кольцо с драгоценным камнем, только быстро!

Перепуганный продавец протягивает бандиту кольцо. Тот его критически осматривает и кричит:

– Ты что мне даешь! Это же бриллиант! Дай мне что-нибудь подешевле, чтобы моя невеста поверила, что это кольцо я купил.

Молодой человек, конечно же, любит свою невесту и хочет сделать ей подарок. Правда, средства, которые он для этого использует, весьма трудно назвать честными. В связи с известной фразой: «Цель оправдывает средства» немного черного юмора.

В Голливуде один режиссер для сцены сражения пригласил десятитысячную массовку.

– Вы разорите меня! – стал кричать на него продюсер.

– Не беспокойтесь. Я приказал во время съемок стрелять настоящими снарядами.

11. Если один человек может что-то сделать, каждый может этому научиться.

Разумеется, это верно для людей достаточно настойчивых, если речь идет о неординарных умениях. Что же касается обыкновенных умений, то весь опыт человечества свидетельствует о верности обсуждаемой предпосылки. Именно на ней держится вся система образования.

Причины популярности НЛП

Аббревиатура НЛП стала популярной не в последнюю очередь благодаря настойчивой саморекламе, которой буквально пронизаны книги по НЛП.

В этой саморекламе используются приемы внушения, фразы строятся в повелительном наклонении и даются большие авансы в отношении масштабов и успешности применения НЛП.

Благодаря тому, что любая способность человека действительно может быть смоделирована и передана другим людям, существует бесчисленное число различных вариантов практического применения НЛП. Некоторые моделируемые возможности носят сугубо личный характер, например, мотивация собственных поступков, возможность распоряжаться своей жизнью в соответствии со своими собственными представлениями или быстрое обучение какой-либо игре на высоком уровне. Другие моделируемые возможности носят чисто деловой характер, как, например, способность находить точные формулировки при составлении документов, создание талантливых проектов или умение успешно проводить переговоры.

Можно предположить, что в плоскости рекламы НЛП лежат и причины создания собственного профессионального языка, своего рода «яркой упаковки» (такие слова как «триггер», «трансдерривационный поиск», «метамоделирование» и др.). Рождение этого языка не обусловлено действительной необходимостью в нем, так как описываемые феномены уже определены в терминах предшествующих дисциплин. Более того, усложненная терминология служит искусственным барьером в овладении техниками, разработанными в НЛП. (В этой книге мы постараемся обойтись без лишних терминов, дабы облегчить понимание предмета.)

В НЛП очень часто, даже навязчиво, используется греческая приставка мета-, которая в современной научной терминологии применяется для обозначения систем, служащих для исследования и описания других систем (например, метатеория, метаязык, метапрограмма и т. д.). Специалисты по НЛП определяют свою метапозицию превосходства по отношению к другим психологическим школам (намек, что с помощью НЛП их можно исследовать и моделировать). В этом смысле НЛП дерзко претендует на роль метамодели (модели моделей) всех психологических школ. Правда, претензии эти до сих пор не нашли своего подтверждения.

На страницах изданий по НЛП складывается портрет специалиста по НЛП как сверхчеловека, читающего мысли подобно «детектору лжи». Утверждается, что, используя НЛП, он может вызвать у собеседника любую желаемую реакцию (например, доверие к себе). Зная ведущую репрезентативную систему адресата, специалист может строить свои высказывания так, что оппонент не сможет сопротивляться, и т. д.

Является ли НЛП методом манипуляции человеком?

Как одна из продвинутых реализаций универсальной технологии скрытого управления, описанию которой посвящена вторая глава книги, НЛП дает инициатору воздействия большую власть над адресатом этого воздействия.

И так же как и в общем случае скрытого управления, манипулятивность применения НЛП зависит от моральной установки инициатора. Если он добивается выигрыша лишь для себя в ущерб адресату, то инициатор является манипулятором, а адресат – жертвой. Если же его цель благородна по отношению к адресату, то это, безусловно, не манипуляция, а позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.

Глава 3. Получение информации об адресате воздействия

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Ротшильд

Репрезентативные системы

НЛП – это набор техник. Каждая из них реализует какую-то функцию из блоков модели скрытого управления. Поэтому и излагать эти техники НЛП логично в соответствии с их включенностью в ту или иную модель скрытого управления.

Акту скрытого управления предшествует, как мы видели, сбор информации об адресате. Покажем, как этот сбор осуществляется средствами НЛП.

Ведущая репрезентативная система

Основой технологии НЛП, как заявляют ее отцы-основатели Бэндлер и Гриндер, на 95 % является работа по сбору информации об адресате и лишь 5 % приходится на непосредственное воздействие на адресата.

Одним из важнейших этапов сбора информации является выявление у адресата ведущей репрезентативной (представляющей, отображающей) системы.

До 5–7 лет (а иногда даже до 14) каждый человек способен в своем восприятии мира использовать в равной степени визуальную, аудиальную (слуховую) и кинестетическую (тактильную) системы. Поэтому детские воспоминания этого периода остаются на всю жизнь.

В дальнейшем у многих развивается свой предпочтительный канал воспоминания (либо визуальный, либо аудиальный, либо кинестетический), определяющий особенности восприятия и переработки информации данным индивидом.

По этому параметру большинство адресатов можно разделить на три типа: аудиалов, визуалов и кинестетиков. Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная или тактильная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него развита лучше.

В каждом из нас представлены в определенном соотношении все типы восприятия, но один нередко является доминирующим. Так, при слове «телефон» аудиал «услышит» звонок, визуал «увидит» аппарат, кинестетик «почувствует» тяжесть трубки.

Если вы безуспешно пытаетесь установить с кем-то контакт, проверьте, на «языке» ли собеседника вы говорите.

Не получается ли так, что на его слова «Чувствуете, как мне тяжело?» вы отвечаете: «Да, я это вижу»?

Если вы желаете установить хороший контакт с человеком, используйте ту же самую лексику, что и он.

Если же хотите сохранить дистанцию, то употребляйте слова из системы представлений, отличной от ведущей системы собеседника.

В жизни мы нередко не понимаем друг друга именно потому, что не совпадают наши ведущие репрезентативные системы.

Спектр физического мира, доступный человеку для восприятия при помощи какого-либо из органов чувств, называется модальностью. То есть существуют аудиальные, визуальные и кинестетические модальности.

Первая задача специалиста по НЛП – выявить ведущую репрезентативную систему адресата воздействия. Для того чтобы это сделать, существуют определенные приемы. Суть в том, чтобы замечать, как человек мыслит в данный момент времени. Для этого у нас более чем достаточно сигналов, которые можно получить из речи адресата, из движений его глаз, типа дыхания, из жестов и особенностей голоса.

Обязательное условие – научиться эффективно воспринимать информацию адресата. Вы будете ровно настолько эффективны в своей работе, насколько настроите свой сенсорный аппарат на восприятие нюансов, тонкостей и, казалось бы, несущественных мелочей в поведении и речи адресата.

Этот процесс называется калибровкой. Калибровать в НЛП – значит настроиться замечать тонкие физиологические реакции адресата, которые являются внешним проявлением его бессознательного.

В начале работы надо отследить исходное физиологическое состояние человека, затем в нейтральной беседе при помощи определенных вопросов вызвать изменения в физиологии (реакции). Когда становится понятным, как человек реагирует на ваши сообщения (то есть вы «откалибровали» их), можно переходить к скрытому управлению. Теперь вы сможете получать ответы на невербальном уровне еще до того, как человек даст (или не даст) их в словесной форме. Эти ответы чаще всего более информативны и правдивы, нежели слова.

Основа мастерства – умение видеть, слышать и чувствовать больше, чем другие. В этом случае в любой ситуации вы всегда будете иметь больше информации, чем адресат (клиент, собеседник, оппонент и т. д.).

Итак, вы задали адресату некий вопрос. Получили ответ (словесный или несловесный). После нескольких подобных реакций можем получить два списка. Например, приведенных в таблице 1:

Теперь мы можем узнать, согласен адресат или нет, по любому вопросу. Разумеется, списки можно существенно дополнить (за счет индивидуальных особенностей) и даже значительно изменить. Единственным ограничением здесь могут стать ваши собственные способности замечать, сортировать и запоминать внешнюю информацию. Эти способности постоянно развиваются и совершенствуются по мере их применения. Со временем они станут вашими помощниками.


Таблица 1


Следует обострить свое чувственное восприятие и убрать помехи. В восточных боевых искусствах есть красивая метафора, характеризующая идеальное внутреннее состояние бойца: «Психика должна быть подобна ровной глади озера во время штиля и, как зеркало, отражать то, что происходит вокруг, тогда реакция на действия соперника будет мгновенной и адекватной. Малейшая рябь на поверхности озера искажает восприятие реальности и реакцию на нее». Станьте зеркалом, остановите свой внутренний диалог, не интерпретируйте то, что вы видите, слышите, чувствуете, – вы можете ошибаться. Просто отражайте окружающее и приспосабливайте к нему свое поведение.

В НЛП это состояние называется «аптайм» – «вне времени». Это состояние похоже на состояние медитации, транса, при котором все ваши сенсорные каналы открыты для восприятия информации извне, и оно наиболее оптимально для вашей работы. Это, по сути, состояние транса, но внимание ориентировано не вовнутрь, а вовне. Следствием этого является появление доверия и понимания, которые возникают у партнера по отношению к вам. В таких условиях коммуникация становится более эффективной.

И наоборот, вы не сможете добиться эффективной коммуникации с человеком, если будете созерцать во время общения с ним картинки в своей голове или слушать «внутренний голос». В этом случае вы будете заниматься собой, а не адресатом.

Теперь опишем типичных представителей визуального, аудиального и кинестетического типов.

Визуалы

Люди с хорошо развитой визуальной системой мыслят зрительными образами. В их воспоминаниях больше зрительных деталей, чем ощущений и звуков, и они охотнее рассказывают, как выглядели люди и вещи, чем что именно было сказано и что они тогда чувствовали. Визуальные отличительные признаки у них богаче и подробнее, чем у аудиалов и кинестетиков. Опыт, полученный в практике обучения НЛП, показывает, что около 35 % людей из числа имеющих ведущую систему являются визуалами.

Визуальный (зрительный) тип отличается тем, что, беседуя, жестикулирует, как бы изображая то, о чем говорит. В разговоре визуал часто употребляет фразы: «Представьте себе…», «Посмотрите…», «Обратите внимание, это выглядит – так…». При этом часто заглядывает в глаза собеседнику.

Чаще всего визуалы встречаются среди натур тонких и впечатлительных: художников, артистов, экстрасенсов, скульпторов, архитекторов, режиссеров. У таких людей очень развито зрительное воображение, они способны визуализировать до галлюцинаций.

Каждая репрезентативная система включает некоторые подсистемы. Например, визуальная система включает следующие подсистемы: яркость изображения, четкость, фокус, размер изображения и т. д.

Аудиалы

Люди с ведущей аудиальной системой умеют выделять более тонкие различия в звуках, чем в картинах или ощущениях. Часто они могут точно вспомнить слова, сказанные на собрании или презентации, но им может быть труднее вспомнить цвет комнаты, одежду выступающего или свои чувства в то время. Они, скорее, запоминают характеристики голоса и звуковой фон. Аудиалы легко отвлекаются на окружающие звуки, так как их фильтры восприятия настроены больше на слушание, чем на наблюдение и ощущение. Опыт, полученный в практике НЛП, показывает, что около 20 % людей, имеющих ведущую систему, предпочитают аудиальное восприятие.

Музыканты, дирижеры, преподаватели, звукооператоры и другие люди, чья профессия связана со звуками и необходимостью слухового напряжения, – это, как правило, аудиалы. Такие люди живут как бы в мире звуков, что отражается на их мышлении и специализации внутреннего опыта.

Аудиальный (слуховой) тип любит употреблять выражения: «Это звучит так…», «Послушайте…». При воспоминании аудиал взор обращает влево. При разговоре часто поворачивается к собеседнику боком (ухом), в глаза смотрит достаточно редко.

По-видимому, есть определенная тенденция в распределении доли визуалов и аудиалов среди мужчин и женщин. Вряд ли случайна поговорка: «Мужчины любят глазами, женщины – ушами».

Кинестетики

Когда люди мыслят кинестетически, они извлекают из памяти информацию об ощущениях. Они предпочитают «почувствовать» что-то, а не слушать о нем или смотреть на это. К примеру, увидев расписание экзаменов, они больше склонны ориентироваться на «чувство» того, сколько есть времени. Около 45 % людей, имеющих ведущую систему, – кинестетики.

Прикосновение оказывают сильные действия на всех кинестетиков, но особенно чувствительны к ним молодые девушки и юноши, эротически настроенные натуры.

Внешняя кинестетика включает тактильные ощущения: прикосновения, температуру, влажность. Внутренняя кинестетика включает вспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущения и осознание состояния тела, которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не имея их, мы не смогли бы контролировать положение своего тела в пространстве с закрытыми глазами.

Кинестетики часто употребляют слова, связанные с тяжестью – легкостью, теплом – холодом. Например, «мороз по коже», «облился холодным потом», «тяжелая голова» и т. п. Вспоминая, кинестетик смотрит прямо перед собой или вниз.

Дигиталы

Данный тип выделяется не всеми авторами.

Люди этого типа проявляются словами, связанными с информацией, интересами, понятиями. Их любимые словечки: «интересно», «понимаю», «следовательно», «знаю». Для них самим важным является внутренний диалог. Некоторые авторы называют людей этого типа «компьютерами». Это связано, в частности, с тем, что наибольшее число представителей дигиталов среди программистов, шахматистов, аналитиков. Много их и среди юристов. Некоторые авторы полагают, что дигиталов 20–30 %. У них восприятие и мышление происходят под явным доминированием левого полушария. Они – рационалисты.

Разговор с самим собой – это еще один способ мышления. Люди, у которых больше всего развит этот тип мышления, часто в общей беседе выглядят отстраненными, потому что им нужен внутренний разговор с собой для принятия решений. На такой процесс принятия решений требуется очень много времени по сравнению с визуальной системой, в которой решения принимаются со скоростью мелькания сравнительных картинок в уме. Положение глаз, указывающее на внутренний диалог, – вниз-влево.

С внутренним диалогом связана так называемая «телефонная позиция» тела. Одна рука касается щеки, указательный палец направлен к уху, средний палец под носом, а большой палец под подбородком.

Такие слова, как «понимать», «объяснять», «думать», «процесс», являются нейтральными по отношению к репрезентативным системам. Поэтому подобные слова называют полимодальными, или неопределенными. В научных трудах авторы отдают предпочтение именно подобным «нейтральным» словам, вероятно неосознанно понимая, что слова, характерные для репрезентативных систем, оказываются более личностными по отношению к автору и могут не совпасть с ведущей системой читателя, а, следовательно, стать менее «объективными».

Роль ведущих систем

Приведем несколько примеров, показывающих, как проявляется приверженность различным модальностям.

Тр (визуал, аудиал и кинестетик) прочли одну и ту же книгу, и всем троим она понравилась. Вот как они, возможно, выразят это. Визуал отметит, как много он увидел в этой книге, как хорошо подобраны примеры, иллюстрирующие предмет, и что она написана с блеском. Аудиалу понравился тон книги, ее резкий стиль. Однако он не смог до конца настроиться на идеи автора и хотел бы поговорить с ним об этом. Кинестетик почувствует, что предмет разбирается очень сбалансированно. Ему импонирует манера, в которой автор затронул все ключевые моменты, и он легко ухватил все новые идеи. Он чувствует симпатию по отношению к автору, поскольку судьба героев тронула его до слез.

Можно найти предпочитаемую систему автора любой книги, обратив внимание на тот язык, которым он пользуется. Классическая литература, как правило, всегда содержит богатый и разнообразный набор выражений, использующий в равной степени все репрезентативные системы.

Вот еще одна довольно распространенная ситуация.

Муж приходит с работы очень уставший, хочет отдохнуть. Садится в кресло. Скидывает одежду, обкладывается газетами. И тут заходит жена-визуал: она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело, и вдруг видит вещи, разбросанные по всей комнате, и, естественно, взрывается. Его жалобы: «Она не дает мне места в доме, где я мог бы расположиться». Она же ему отвечает: «Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, значит, ты меня не уважаешь!» Им трудно понять друг друга: он – кинестетик, она – визуал.

Чтобы муж понял переживания жены, полезно перевести ее жалобы на кинестетический язык: «Представь себе, что ты пришел вечером в спальню, чтобы лечь спать, а на простыни крошки печенья. Ложишься и чувствуешь, что крошки въедаются в кожу. Теперь ты знаешь, что я испытываю, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи».

Те, кто попробовал такой способ убеждения, говорят, что это работает.

Если, к примеру, учитель излагает материал в аудиальном ключе и требует воспроизведения его в том же виде, то ученикам-визуалам и кинестетикам трудно быстро воспринять этот материал и затем воспроизвести его в аудиальных терминах. Так нередко появляются «неспособные» и «тупые» ученики. Может быть, из-за подобного несовпадения модальностей «тупицами» в начальной школе были признаны великие ученые Эйнштейн и Дарвин.


Способы определения ведущей системы

К ним относятся:

– предпочитаемые слова и выражения;

– глазные сигналы доступа;

– скорость и интонация речи;

– жестикуляция;

– особенности дыхания.

Предпочитаемые слова и выражения

«В придачу к сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентировать собственный опыт. Свой опыт мы храним в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт будет воспринят», – писали Ричард Бэндлер и Джон Гриндер в книге «Структура магии».

Один из надежных способов определить ведущую репрезентативную систему человека – внимательно слушать его речь и выявлять в ней наиболее часто используемые слова, указывающие на приверженность говорящего той или иной ведущей системе (эти слова называются предикатами).


Слова, характерные для визуалов: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный, броский, светящийся, вспыхивать, ослеплять, колоритный, облачный, мерцать, сверкать, появляться, вырисовываться, уставиться, яркий…

«Визуальные» выражения: Я вижу, что вы имеете в виду. Внимательно рассматриваю эту идею. Посмотрим глаза в глаза. Смутное представление. Слепое пятно. Покажите, что вы имеете в виду. Посмотрите на это. Прольет немного света. Смотрит на жизнь сквозь розовые очки. Это прояснится – без тени сомнения. Смотреть скептически. Будущее выглядит светлым. Возникло перед глазами. Приятное зрелище. Будущее слишком схематично. Одна из точек зрения. Обрисую ситуацию. Блестящая идея. Заметил один аспект. Это совсем не ясно. Встретиться с глазу на глаз. Пессимистический взгляд. Раскрою свой план. Это выглядит многообещающим. Возможность была рассмотрена.


Слова, характерные для аудиалов: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой, неслыханный, свистеть, резонирующий, журчание, звонкий, громкий, шептать, кричать…

Аудиальные выражения: На волне. Жить в гармонии. Говорить на тарабарском языке. Пропускать мимо ушей. Звонить в колокол. Задавать тон. Слово за слово. Ясно выраженный. Давать аудиенцию. Держать язык за зубами. Манера говорить громко и отчетливо. Я вас внимательно слушаю. Он заявил о себе в полный голос. Прислушался к советам. Слова звучали как музыка. Звучит великолепно. Переменил тон. Расскажите мне об этом. Я хотел бы высказаться. Это вызвало отклик. Я передам то, что вы сказали. Он остался глух к моей просьбе. Это громко сказано. Не поднимайте шума. Нем как рыба. В этом у нас гармония. Мы настроились на это. Мы говорим на одном языке. Крикливая реклама. Слово за слово. Так сказать.


Таблица 2

Отражение смысла в репрезентативных системах (модальностях)


Слова, характерные для кинестетиков: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавить, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий, толстокожий, жаркий, давить, шероховатый, липкий, холодный, дрожать, лихорадочный…

Кинестетические выражения: Связался с вами. Ухватил эту идею. Задержаться на секунду. Печенкой чувствую это. С холодным сердцем. Хладнокровный человек. Руки чешутся. Пальцем не тронуть. Палец о палец не ударил. Твердое основание. Загорелся желанием. Не хватает звезд с неба. Плавно регулировать. Мы движемся на ощупь. Закрутить суматоху. Начать на пустом месте. Я испытываю давление. Прикусил язык. Сгладить проблемы. Это основано на прочных доказательствах. Мы будем поддерживать связь. Он топчется на месте. Держись. К чему ты клонишь? Нутром чувствую. Ухватить суть. Давайте основываться на этом. Затронули вопрос. Уловил мысль? Углубитесь дальше. Горячий спор. Перейти к этому. Чувствуете, что происходит? Держи себя в руках. Добьемся успеха вместе.


Слова, характерные для дигиталов: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понижать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать, изменять, сознательный, относиться, понимать, отражать, отсутствующий, демонстрировать, соглашаться, нарочитый, повторить, воспринимающий, ссылаться, установка на…, продемонстрировать, обычный, привычный, быть внимательным, игнорировать, замечать, изложить, привлечь внимание, лишенный ощущений, проявить настойчивость, напомнить.

Глазные сигналы доступа (ГСД)

Движения глаз – индикатор процесса мышления

Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активацией различных участков головного мозга. В литературе по неврологии такие движения называются латеральными движениями глаз. В НЛП они называются глазными сигналами доступа, потому что являются визуальными сигналами, которые позволяют понять, каким образом и в какой последовательности человек извлекает информацию из своего бессознательного (долговременной памяти) и переводит ее в сознание: видит ли он картины, слышит ли голоса или же чувствует ощущения в теле.

Поэтому движение глаз слушателя сразу после заданного ему вопроса является весьма надежным показателем того, к какому типу модальности он относится. Вопрос этот должен выходить за пределы оперативной памяти, например: «Можете представить шум набегающих волн при звездном небе?»

Для аудиала ключевым будет слово «шум», для кинестетика – «набегающих», для визуала – «звездное небо». Первый сделает стремительное движение глазами влево (от наблюдателя), второй – вниз, третий – вверх.

О том, насколько сильна связь между активацией участков головного мозга и движением глаз, свидетельствует следующий интересный случай из практики, описанный А. П. Ситниковым: «На одном из семинаров, который я проводил, однажды на сцену вышел… ну такой очень суровый мужчина. Вышел и говорит: „Не собьете меня. Я никуда не буду смотреть!“ Встал и смотрит в одну точку. Я вообще-то испугался. Он может какими-то мышцами взгляд держать? Я говорю ему: „Вспомни цвет твоего дома снаружи“. „Вспомнил!“ – „Какой?“ – молчание. Сказать-то он не может, ведь информацию он не извлек. Ему кажется, мелькнуло что-то, но цвета не было».

Диагностика по глазным сигналам доступа

Представленная ниже таблица является прямой проекцией (изнутри) глазодвигательных зон подавляющего большинства людей (80 %) и соответствует зрительному восприятию внешнего наблюдателя, находящегося напротив изучаемого субъекта.

Бессознательные движения глазных яблок можно условно ограничить девятью зонами. Каждая из зрительных зон соответствует тому, какая система восприятия и мышления действует в данный момент (см. таблицу 3).


Таблица 3


В верхней левой зоне (1) глаза «отыскивают» виденные ранее образы, те, что составляют пережитый опыт человека.

Верхняя средняя зона (2) может служить полем и визуальных воспоминаний, и визуальных конструкций.

В правой верхней зоне (3) происходит придумывание, фантазирование образов – того, чего не имеется во внутреннем опыте человека. Аллегорически ее можно назвать «зоной зримой мечты». Если вы представите, как выглядит фиолетовая роза, ваши глаза отправятся именно в эту зону.

Прямо под ней расположена зона звуковой конструкции (6). Представление, как может звучать, например, голос простуженного человека, заставит вас посмотреть налево (для наблюдателя – это правая сторона).

Слева по горизонтали находится зона звуковой памяти (4). Когда мы вспоминаем, как звучит голос близкого нам человека, наши глаза непроизвольно совершают экскурсию в эту зону.

Взгляд по центру (5) сфокусирован, когда внимание направлено на внешний объект, и расфокусирован, когда на внешнюю визуальную картину накладываются внутренние образы. Последнее является и признаком транса, о котором мы говорили в разделе о фоновом обеспечении.

Левая нижняя – зона внутренних размышлений (7). Советуясь со своим «внутренним голосом», взвешивая все «за» и «против» или заучивая стихи, мы непроизвольно опускаем глаза в эту зону.

Движения глаз вниз (8) и вправо-вниз (9) свидетельствуют о работе кинестетической системы и связаны с теми или иными ощущениями. Сконструировать ощущения невозможно. Любое чувство – это результат пережитого опыта. «Заглядывая» в эти зоны, человек извлекает запахи прелой листвы, вкус березового сока или шершавость сосновой коры.

У большинства левшей пространственное расположение вправо/влево зеркально развернуто.

Когда образ построен или извлечен из памяти, он иногда помещается ближе к центру поля зрения для дальнейшей обработки. Это взгляд прямо вперед.

Наблюдайте внимательно, эти движения могут быть очень быстрыми и молниеносными.

Как освоить ГСД

Необходимо потренироваться на тестовых вопросах, перечень которых приведен ниже. Научившись фиксировать и распознавать ГСД в стандартных ситуациях, можно затем тренировать эту способность в любом акте общения, определяя ведущую репрезентативную систему собеседника.

Предлагаемое здесь упражнение удобно выполнять с другом или с партнером.

Сядьте в спокойном месте, задавайте другу перечисленные ниже вопросы и следите за движениями его глаз. Если хотите, записывайте их. Попросите его сделать свои ответы короткими или просто кивать, когда у него будет готовый ответ. Когда вы закончите, поменяйтесь местами и ответьте на вопросы сами. Не нужно делать ничего специального, пытаясь при ответе зафиксировать направление движения глаз. Необходимо проявить лишь немного любопытства относительно того, как мы думаем.


Вопросы, которые для получения ответа на них включают визуальное воспоминание:

• Какого цвета ваша входная дверь?

• Что вы видите, совершая прогулку в ближайший магазин?

• Как расположены полоски на теле у тигра?

• Сколько этажей в доме напротив того, в котором вы живете?

• У кого из ваших друзей самые длинные волосы?


Следующая группа вопросов потребует для получения ответа визуального конструирования:

• Как бы выглядела ваша спальная комната с розовыми в крапинку обоями?

• Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?

• Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.

• Как бы вы произнесли по буквам свое имя, начиная с конца?


Чтобы получить доступ к аудиальному воспоминанию, вы можете спросить:

• Можете ли вы вспомнить свою любимую мелодию?

• Какая из знакомых вам дверей скрипит?

• Как звучит сигнал «занято» в вашем телефоне?

• Третья нота в национальном гимне выше или ниже второй?

• Можете ли вы мысленно услышать хоровое пение?


Вопросы для кинестетического канала восприятия (включая запах и вкус):

• Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки?

• На что это похоже – опускать свои ноги в холодный бассейн?

• Какие ощущения вы испытывали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело?

• Какая рука сейчас теплее: правая или левая?

• Насколько приятно было бы вам устроиться в ванной с теплой водой?

• Как вы себя чувствуете после вкусного обеда?

• Вспомните запах нашатыря.

• Что вы чувствуете после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа?


Вопросы для аудиального конструирования:

• Насколько громким будет звук, если десять человек крикнут одновременно?

• Как будет звучать ваш голос под водой?

• Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раза быстрее.

• Какой звук издаст пианино, когда оно упадет с десятого этажа?

• На что будет похож вопль Бабы Яги?

• Как будет звучать цепная пила в сарае из рифленого железа?


Вопросы для внутреннего диалога:

• Каким тоном вы разговариваете сами с собой?

• Мысленно прочитайте детский стишок.

• Когда вы говорите сами с собой, откуда звучит ваш голос?

• Что вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?

Иные сигналы доступа

Движения глаз являются не единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления внешне всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидите это, если знаете, куда смотреть. В частности, это проявляется в дыхании, цвете лица и позе.

Человек, думающий визуальными образами, обычно говорит быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове молниеносно, и приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Поэтому визуал нередко не заканчивает фраз, речь его сбивчива, соответственно, дыхание – поверхностно. Часто наблюдается повышенное мышечное напряжение, в частности в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного.

Когда люди мыслят визуально, они делают руками и головой движения по направлению вверх. Посмотрите на фотографии или портреты любого известного энтузиаста-мечтателя, и вы обнаружите, что в большинстве из них он указывает жестами вверх.

Визуальными жестами могут быть подчеркнутые движения руками, головой и телом или что-то более сдержанное – например, пальцы, направленные вверх.

Те люди, которые думают аудиально, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий.

При аудиальном дыхании расширяется вся область груди. Голова обычно в хорошо уравновешенном положении или иногда наклонена в сторону, как будто что-то слушает. Жестами могут быть прикосновение к ушам или вообще любые ритмические движения частями тела или всем телом. Ритмическое покачивание ногой – характеристика аудиального мышления. Руки обычно на уровне груди.

Кинестетический тип характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мышечным расслаблением, низким положением головы, с чем связан голос низкой тональности, и человек говорит медленно, с длинными паузами, словно «ощущая» каждую мысль. Роденовский «Мыслитель», несомненно, думает кинестетически. Кинестетики лучше воспринимают голос с указанными выше характеристиками.

Жесты у них часто служат неотъемлемой частью речи, хотя в основном ограничены нижней частью пространства тела. Голова обычно наклонена вперед.

Многие люди могут прямо указывать на тот орган чувств, который они используют внутренним образом: они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя, покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные ощущения. Эти знаки скажут вам не о том, о чем думает человек, а о том, как он это делает. Это язык телодвижений в более утонченной форме.

Люди, размышляющие посредством внутреннего диалога, часто склоняют голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием «телефонная поза», потому что она выглядит так, как будто человек говорит по телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Вы сможете увидеть, как шевелятся их губы.

Итак, существует множество каналов передачи информации, помимо слов, которые становятся заметными при пристальном наблюдении за человеком. Феномен влияния дыхания на сознание известен с древнейших времен. Наблюдая за дыханием человека, можно замечать мельчайшие изменения в его психическом состоянии.

Детектор лжи

Феномен изменения физиологического состояния человека в ответ на эмоционально значимые изменения внешней среды или слова, их обозначающие, лежит в основе изобретения детектора лжи, известного под названием «полиграф». Этот прибор позволяет улавливать тончайшие изменения в физиологическом состоянии человека (частота сердечных сокращений, колебания артериального давления, влажность кожи, кожно-гальванический рефлекс, мышечный тонус, энцефалограмма и т. д.) в ответ на словесные раздражители, предъявляемые в быстром темпе, чтобы человек не успел сориентироваться. Показания этого прибора достаточно достоверны. Тело рассказывает все, в том числе и то, что рассудок скрывает.

Инициатор воздействия должен превратить в детектор лжи свои каналы восприятия и замечать минимальные изменения в физиологии адресата при ответах на задаваемые ему вопросы. Люди напрягаются, когда их что-то волнует, когда они не хотят допустить какую-то информацию из бессознательного в сознание. Напряжение лежит в основе невротического механизма сдерживания, ограничивающего поведения и других негативных состояний. Задачей инициатора является умение вовремя распознать их и расслабить адресата.

О том, насколько эффективным может быть этот процесс, доказали, в частности, знаменитые «опыты» Вольфа Мессинга.

Характеристическая таблица признаков типа мышления

Мы показали, что явно выраженные визуалы, кинестетики, аудиалы и дигиталы имеют свои специфические особенности в поведении, телодвижениях, в речи, дыхании и др. Для удобства читателя кратко представим наиболее характерные признаки их в таблице 4.

Полезнейший навык

Понимание сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои способности к коммуникации с людьми. Это важно, в частности, для психотерапевтов и преподавателей. Терапевт может начать понимать, как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом они могли бы это изменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают лучше в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам. Это важно и при деловых и личных контактах, поскольку позволяют войти во внутренний мир собеседника и направлять его мысли в нужную сторону.


Таблица 4

Характеристическая таблица признаков типа мышления


Этот и предыдущие разделы книги показывают, что информации для скрытого управления человеком более чем достаточно. Более того, возникает вопрос: как ее переварить? Ответ таков: с информацией, как и с пищей. Мы усваиваем не все, что едим, а только то, что переваривает наш желудок.

Как научиться «переваривать» информацию? Для начинающего есть один способ – давать себе задание на каждую встречу, какую информацию надо получить. Затем проанализировать результаты и ставить новые вопросы к очередной встрече и т. д.

Постепенно выработаются навыки «чтения» собеседника, так что каждый новый «клиент» будет оцениваться быстрее и полнее.

Использование в рекламе ведущих репрезентативных систем

Идея о репрезентативных системах быстро нашла свое применение в рекламе. Продемонстрируем это. Вот примеры рекламных слоганов, ориентированных преимущественно на…


аудиалов:

– Не грусти – похрусти (реклама чипсов).

– Услышим друг друга (мобильные телефоны).


визуалов:

– Чистота – чисто «Тайд».

– Чистит глубже. Чистит лучше (зубная паста).

– Колготки «ElleDue» – надеваю и иду!


кинестетиков:

– Комар носа не подточит (средство от комаров).

– Захвати волну (пластическая доминанта логотипа «Coca-Cola»).

– KNORR – вкусен и скор.

– Свежего дня глоток.

– Vidal Sassoon: Wach&Go (в дословном переводе «вымыл и пошел»).


дигиталов:

– Думай иначе! (слоган фирмы Apple в 1997–2002 годах).

– Новая ФАНТАстическая бутылка (напиток «Фанта»).


В наиболее удачных случаях авторам рекламных слоганов удается воздействовать комплексно через несколько каналов восприятия.

К примеру, слоган: «Свежее дыхание облегчает понимание».

Ярким примером является обращение к покупателям шоколада Hershey’s: «Вафли, шоколад, и почувствуете дух Америки. Арахис, карамель, и вы увидите, как выглядит Америка. Кокосы, миндаль, и вы услышите звуки Америки». Можно убедиться, что послание рассчитано одновременно и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков.

Глава 4. Мишени воздействия в НЛП. Рефрейминг в помощь разрешению конфликтов

Мудрость начинается с умения по-разному смотреть на одну и ту же проблему.

Автор

Главный блок модели скрытого управления – это МИШЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ на адресата. В этой главе я покажу, какие в НЛП выработаны специфические методы поиска мишеней воздействия, позволяющие его инициатору с большим успехом достигать своих целей в процессе разрешения конфликтов.

Эффективность каждого из представленных ниже приемов я буду показывать на реальных примерах убеждения одного человека другим: подчиненным – руководителя, супругами – друг друга, родителем – ребенка, учеником – учителя, сторонами конфликта – во всевозможных бытовых ситуациях.

Рефрейминг – новое осмысление ситуации

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

У. Черчилль

Один из наиболее эффективных методов носит название рефрейминг. Образовано это слово от английского «frame», что означает «форма, рамка».

Рефрейминг можно перевести как «переформирование» или «создание новых рамок», что означает возможность нового, иного осмысления какого-либо события или явления. Картина, помещенная в другую рамку, будет выглядеть по-новому, иным будет и ее воздействие на зрителя. Точно так же любая ситуация может неожиданно предстать в совершенно другом свете, если кто-то предложит новые рамки. Рефреймингом является и изменение способа видения какой-либо ситуации, неожиданное открытие новой перспективы, изменение эмоционального отношения к проблеме, происшедшее вследствие перемены ее словесного оформления.

Представьте себе, что симпатичная девушка слышит в свой адрес два высказывания мужчин. Первое из которых: «В груди горит огонь желанья», а второе: «Ну и телка, вот бы ее трахнуть». В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление – но как сильно это меняет отношение слушательницы к смыслу! Если вы это осознали, то поняли, что такое рефрейминг.

Идеи, лежащие в основе рефрейминга, очень просты:

• у всякого явления есть не одна сторона и не одно следствие: есть и положительные, и отрицательные («две стороны медали»);

• посмотрев на проблему с разных позиций и точек зрения, мы увидим разное.

Люди обнаруживают забавную особенность: когда они не достигают цели, пользуясь каким-то определенным способом, то начинают делать то же самое, но сильнее. Весьма характерно в этом смысле поведение многих наших людей при разговоре с иностранцами. Столкнувшись с тем, что собеседники не понимают ни слова из сказанного, русские начинают повторять свои слова громче или по складам…

Многие действительно не задумываются над тем, какие возможности открываются, если вместо того, чтобы атаковать проблему «в лоб», пойти в обход.

В основе рефрейминга лежит посыл о том, что человек обычно делает лучший выбор с учетом знаний, к которым он имеет доступ. Задача инициатора – «дополнить» знания адресата, чтобы тот нашел оптимальный для себя стиль поведения.

Важно, что нужное «содержание» поведения (или мышления) адресат вырабатывает сам.

Мы не можем изменить этот мир, но можем кардинально изменить его восприятие и, следовательно, свои реакции на него.

В любом неприметном событии, факте, обстоятельстве и мнении можно отыскать не только негативные стороны (что обычно делает пессимист и потенциальный пациент), но и положительные аспекты. Инициатор воздействия должен открыть ему другую часть опыта, делая именно ее МИШЕНЬЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ на адресата.

Все люди по-разному видят мир, и нам стоит научиться понимать их точку зрения. Ведь окружающая действительность изобилует возможностями – надо просто быть гибким в их выявлении и достижении. Можно сказать, что свойственное человеку умение взглянуть на проблему глазами другого человека (то есть проявить эмпатию) – огромный психологический дар, которого нет у животных. Информация из другой позиции не хуже и не лучше – она просто иная по содержанию.

Например, у адресата проблема: он стесняется, когда на него обращено повышенное внимание.

Подобное внимание интерпретируется им с негативной стороны – например, как «выискивание недостатков» его внешности, поведения, вследствие чего и возникает травмирующая его застенчивость. Инициатор может так переформировать данное содержание, что обратившийся к нему за помощью человек начнет воспринимать подобное внимание с другой стороны – в качестве уважения к его заслугам или желания быть ему полезным. Это должно уменьшить его застенчивость и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности и коммуникации вообще.

Основные приемы рефрейминга. Рефрейминг в разрешении конфликтов

Любое классифицирование имеет превосходство над хаосом.

К. Леви-Строс

– Алло! Это общество защиты животных?

– Да. У вас проблемы?

– Да! У моего дома на дереве сидит почтальон и оскорбляет мою собаку последними словами!

Для лучшего закрепления материала, его укоренения в сознании читателя примеры я буду приводить непосредственно после каждого представленного метода.

Переопределение

Переопределением называется замена одного из элементов сообщения или утверждения новым словом или словосочетанием, означающим примерно то же самое, но влекущим за собой иные последствия. Примером переопределения является замена негативного утверждения позитивной формулировкой того же содержания.

Простейшим видом этой процедуры является всего лишь переименование симптома, эмоционального состояния, определенного поведения. Вы просто даете этому другое название. Любое «плохое» качество, поведение, эмоция не являются абсолютно таковыми. Дело лишь в том, что человек в своей модели мира дал ему плохое имя. Например, страх – это полезная реакция, предохраняющая индивида от травмы или гибели, его можно назвать осторожностью. Слово «осторожность» несет в себе меньше негативного смысла, чем страх. Таким же путем можно назвать жадность – бережливостью, склонность к слезливости – открытостью сердца и т. д. Вопросы, которые вы можете задать адресату, работая в этой технике: «Как еще это можно было бы назвать?», «Что это может означать, если посмотреть на это с других точек зрения?».

Или такой пример. Покупатель приходит в магазин и говорит: «Мне нравится эта вещь, но я боюсь, что она слишком дорого стоит». Переопределение предполагает, что в данной ситуации продавец может сказать: «Вы полагаете, что цена на этот товар завышена, или обеспокоены тем, что не можете позволить себе эту покупку?» Утверждение «Боюсь, это слишком дорого» было переформулировано двумя разными способами, чтобы продавец мог получить больше информации о затруднениях покупателя и тем самым определить момент воздействия на него. В первом определении он заменил слово «бояться» на «полагать», а «слишком дорого» – на «завышена цена». Во втором случае «бояться» превратилось в беспокоиться», а «слишком дорого» – в «не могу себе позволить». Обе новые формулировки близки по смыслу к первоначальному возражению покупателя, но «полагать» и «беспокоиться» по многим критериям существенно отличаются от «бояться». Они подразумевают скорее познавательные процессы, а не эмоциональные реакции. «Завышена цена» – новое определение для «слишком дорого». Переформулировав «слишком дорого» на «невозможность позволить себе покупку», продавец выясняет, не является ли причиной возражения беспокойство покупателя о собственной платежеспособности.

Определение, которое выберет покупатель, несет в себе важную информацию. Если цена ему кажется завышенной, продавец, поняв это, может предложить скидку на товар. Если же дело в ограниченной платежеспособности, продавец может предложить гибкую систему оплаты (в рассрочку) или предложить более дешевую вещь.

МИШЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ на адресата – удовлетворение его потребности в понравившейся вещи.

Еще пример: «У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю». Ответы:

а) «В действительности у вас не остается времени на личную жизнь, потому что вы так организуете свою работу»;

б) «Раз вы много работаете, то ваша жизнь должна улучшаться, не так ли?»

В первом случае мишенью является потребность в лучшей организации рабочего времени. Во втором – желание адресата улучшить качество жизни. Обратим внимание на то, что выбору мишени предшествует уточнение информации о позиции адресата (блок «сбор информации»).

Последствия убеждений

В этом приеме рефрейминга внимание адресата воздействия обращается на позитивные или негативные последствия определенного его убеждения (и следующих из него выводов и обобщений), которые позволяют изменить или укрепить это убеждение у адресата воздействия.

Убеждения, даже незначительные на первый взгляд, самым непосредственным образом определяют наше поведение. Зачастую человек не осознает, к каким последствиям приводит его вера в то или иное утверждение.

Пример: «Рак приводит к смерти». Такое убеждение ведет к тому, что человек перестает лечиться, перестает стремиться к выздоровлению. А вот это уже и в самом деле может привести к смерти. МИШЕНЬЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ можно сделать желание каждого человека жить.

Еще пример: «Второе место – это все равно что последнее». Думая так, человек лишает себя той награды, которую честно заработал. Таким образом, он лишает себя положительных эмоций, которые помогли бы ему в дальнейшем выигрывать. МИШЕНЬЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ в данном случае может явиться потребность в положительных эмоциях и осознание важности хорошего настроения для дальнейших побед.

Приведенное здесь утверждение проявляется в известном феномене, представляющемся парадоксальным: «серебряные» призеры нередко меньше радуются своему результату, нежели «бронзовые». Первых мучает мысль, что им «чуть-чуть» не хватило до полной победы. Последние, поскольку от первого места их отделяет еще один призер, рады, что попали в число таковых.

Иранский психотерапевт Пезешкиан предложил «новую рамку» фригидности одной из своих пациенток, выдвинув следующую ее интерпретацию: «Вы обладаете способностью сказать „нет“ с помощью своего тела». МИШЕНЬЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ является потребность в положительных эмоциях пациентки, в повышении чувства уверенности в себе как альтернативе ее комплексу неполноценности.

Рассказ участника тренинга

Возвращаясь вечером домой, мы увидели, что кабель телеантенны обрезан. Жена сразу же предположила, что это дело рук соседа, который постоянно тусуется на нашей площадке со своей компанией и вечно что-нибудь вытворяет. Она пошла к нему домой.

Произошел следующий разговор.

– Где ваш сын? Он оборвал нашу телевизионную антенну.

– Он не мог этого сделать, он весь день был дома, – отрезала соседка.

– Вы просто выгораживаете его!

– А вы его хотите оболгать!

Они крепко поругались. С тех пор наши семьи не разговаривают между собой.

Причины неудачи в том, что жена не проявила эмпатии к соседке (проигнорировала чувства, которые вызовет у той предъявленное ее сыну голословное обвинение [сильный конфликтоген]), и как следствие – имидж неприятного человека.

Рефрейминг в данной ситуации позволяет кардинально изменить разговор с соседкой: ее внимание обращается на негативные последствия пассивного поведения родителей (не говоря уже о возможном укрывательстве неблаговидных поступков их детей).

Такое смещение акцента привело бы к принципиально иному направлению разговора.

– Добрый вечер, Галина Аркадьевна! Могу я с вами посекретничать?

– Пожалуйста, проходите.

– Я пришла к вам за помощью. Кто-то хулиганит на нашей площадке. Ваш сын знает всех подростков, которые собираются в подъезде. Он может сказать ребятам, что их всех поставят на учет в полиции, если хулиганство повторится.

– А что они натворили?

– Сегодня обрезали нам телеантенну. А еще посмотрите – испохабили все стены подъезда и лифт нецензурщиной. Это плохо кончится. Мы, матери, должны их остановить.

– Хорошо, я поговорю с ним.

Максимум, чего можно добиться в данной ситуации, – привлечь на свою сторону мать предполагаемого вредителя. Иносказательное предупреждение не загоняет соседку в угол, позволяет ей «сохранить достоинство», и при этом цель убеждения достигнута. В предыдущем же варианте разговора мать становится на защиту сына, а в аргументах неприятного собеседника видит только их бездоказательность.

Конец ознакомительного фрагмента.