Вы здесь

НЛП. Разговорный гипноз. Глава вторая. «Сначала было слово…» (Мартин Лейвиц)

Глава вторая. «Сначала было слово…»

Важность коммуникации сложно переоценить. Общаясь, мы передаём и воспринимаем свои желания, потребности, склонности. Словами мы описываем те или иные эмоции. Слово – это серьёзный инструмент, с помощью которого можно изменить и себя, и окружающую реальность. Некоторые храбрые эзотерики даже утверждают, что для того, чтобы чего-то достичь, достаточно это что-то словесно описать.

2.1. Слова, слова…

Мы общаемся ежедневно на протяжении всей сознательной жизни. При этом мы преследуем определённые цели: донести информацию до собеседника или получить отклик с его стороны, поделиться советом или эмоциями. Независимо от того, с кем вы общаетесь, очень важно найти психологический контакт с собеседником. Благодаря этому вы добьётесь большего взаимопонимания с окружающими людьми.

В НЛП разработаны конкретные техники и приёмы, помогающие достичь полноценного контакта с собеседниками. Освоив несложные методики, вы перейдёте на новую стадию – эффективного общения.

Итак, первая методика НЛП называется уподоблением. Уподобляясь собеседнику, вы обеспечиваете наиболее гармоничное взаимодействие. Согласитесь: аристократу с родословной, берущей начало в античности, замком на берегу Сены и привычкой завтракать на накрахмаленной скатерти и серебряных приборах несложно найти общий язык с себе подобными. И представьте подобного джентльмена беседующим с простым рабочим…

Итак, если вы и ваш собеседник – люди одного круга, вам проще понять друг друга. Поскольку вы воспитывались и обучались в равных условиях, имеете общие знания, навыки и интересы. Благодаря этому контакт установится легко. И напротив – обычному менеджеру из небольшой фирмы будет непросто найти темы для конструктивного диалога «владельцем яхт и пароходов». Говоря терминами НЛП, у них разные карты реальности.

Тем не менее, уподобление окажется полезным практически в любой ситуации. Для того чтобы воспользоваться этой техникой, вам необходимо научиться чувствовать и понимать собеседника, как бы встраиваться в его карту реальности. Помните: оптимист с большим успехом найдёт общий язык с таким же позитивным живчиком, нежели пессимист. Визуалу непросто окажется общаться с аудиалом или кинестетиком. Обладатель быстрого темпа речи будет раздражаться, общаясь с медлительным партнёром. Учитесь смотреть на мир с точки зрения собеседника!

А поможет вам в этом подстройка. Эта техника относится к вербальным лишь отчасти, что не отменяет её фантастического действия. Помните: мы чаще симпатизируем тем, кто чем-то похож на нас самих. Это может быть внешность или поведение, убеждения или отдельные черты характера. Все эти причины симпатии могут оставаться на подсознательном уровне, но срабатывают без осечек.

Соответственно, суть подстройки – в аккуратном копировании жестов, темпа речи и прочих внешних особенностей собеседника. «Отражайте» человека, с которым разговариваете – и ваши переговоры пройдут более успешно.

Конечно, не стоит превращаться в плохую пародию на собеседника. Не увлекайтесь! Начните подстройку с незначительных жестов, осторожных изменений позы и темпа речи. И постоянно практикуйтесь! Тогда вы овладеете полезным навыком настолько эффективно, что он будет «включаться» сам по себе, на подсознательном уровне.

Вы можете задействовать не полную подстройку, а частичную. Чаще всего это совершенно незаметно, зато действенно. Например, ваш собеседник подпёр лицо рукой. Вы просто коснитесь одной рукой своего лица. Собеседник закинул ногу на ногу – скрестите ноги в щиколотках.

2.2. Поговорим на одном языке?

Помимо телодвижений, темпа и ритма речи, тона голоса, мы все различаемся собственным словарным запасом. Вспомните Эллочку Людоедку с её на редкость ограниченным вокабуляром! И Пушкина с его великолепными стихами.

Нередко мы не понимаем собеседников, поскольку за одним и тем же сочетанием звуков видим совершенно разные образы. Например, что вы «видите», когда слышите слово «дом»? Уютное глубокое кресло, голубой экран телевизора? Горячий ужин с кружкой чая? Тепло и комфорт? А что представит, например, человек из неблагополучной семьи? Возможно, для него дом – это место, в которое не хочется возвращаться.

Удивительно, что при такой разнице восприятия мы всё же понимаем друг друга. Тем не менее, договориться будет проще, если вы научитесь беседовать с окружающими на одном языке.

Мы уже упоминали о важности голосовой подстройки. Близкие темп и громкость речи, высота голоса – это значительный процент успеха переговоров. Не менее важно и то, какие слова вы употребляете. Обратите внимание: большинство из нас частенько вставляет в речь характерные словечки. Так вот, если вы «поймаете» такие особенности речи собеседника, можете использовать их в свою пользу! Приводите в беседе любимые выражения партнёра и добьётесь удивительных результатов!

Конец ознакомительного фрагмента.