Вы здесь

НЛП. Просто, понятно, доступно. Глава 2. Репрезентативные системы. Как получить доступ к более полной картине мира (Лариса Большакова, 2018)

Глава 2. Репрезентативные системы. Как получить доступ к более полной картине мира

Репрезентативные системы – каналы, по которым мы получаем информацию от внешнего мира через органы чувств. Основные репрезентативные системы – визуальная, аудиальная, кинестетическая.

Репрезентация – представление о мире, сложившееся у человека вследствие обработки мозгом зрительных, звуковых, кинестетических сигналов.

Кто вы – визуал, аудиал или кинестетик?

Мы уже говорили о том, что картина мира, воспринимаемая нами как объективная, на самом деле таковой не является. У каждого человека своя картина мира. Потому что наше восприятие подобно сложной системе фильтров. Мы пропускаем внешние образы окружающего мира через эти фильтры. В итоге одни и те же образы разными людьми воспринимаются по-разному.

Вы знаете, как восприятие реальности может зависеть от вашего настроения, от того, в ресурсном или нересурсном состоянии вы находитесь в данный момент. Но это далеко не единственный фильтр. То, какой предстает перед нами картина мира, в очень большой степени зависит от работы наших репрезентативных систем.

Информацию от внешнего мира мы получаем главным образом при помощи зрения, слуха и телесных ощущений. Эти три канала и соответствуют трем основным репрезентативным системам. Совокупный результат работы всех трех систем создает образ внешнего мира – репрезентацию.

В мире не существует двух людей, у которых были бы абсолютно одинаковые способы восприятия. Каждый человек воспринимает мир индивидуальным, только ему присущим способом. Ведь репрезентативные системы обычно развиты у нас неравномерно. Для кого-то ведущим является зрительное восприятие, для кого-то – слуховое, а для кого-то – «ощущенческое». Потому и образы внешнего мира у разных людей – разные. Например, об одном и том же человеке у трех разных людей может сложиться разное впечатление. Один скажет: «У него красивые глаза», другой заметит: «Он слишком громко говорит», третий скажет: «От него как будто веет холодом». Каждый из них по-своему прав, но вряд ли при таком одностороннем подходе у кого-то из троих сложится полный, целостный, объективный образ собеседника.

Вы уже поняли, в чем суть? У каждого здорового взрослого человека включены в работу все три репрезентативные системы. Если какая-то система не работает – это уже серьезное психическое отклонение. Но и у здоровых людей одна из трех систем обычно опережает две другие. То есть кому-то первыми бросаются в глаза зрительные образы, кто-то первыми улавливает слуховые сигналы, а кто-то – сигналы собственного тела, ощущения.

Две оставшиеся системы включаются позже – ненамного, на долю секунды – но этого достаточно, чтобы посылаемые ими сигналы оказались уже не столь значимыми, менее заметными и порой не вполне осознанными.

Вот и получается, что большинство людей воспринимают мир несколько однобоко. Не получая в полной мере всех сигналов, которые посылает нам реальность.

Люди, у которых ведущей является зрительная система, называются визуалами.

Люди с ведущей аудиальной системой – аудиалы.

Те, кто в первую очередь получает сигналы через ощущения – кинестетики.

Между тем «отстающие» репрезентативные системы можно и нужно развивать. Для чего? Чтобы воспринимать более полную картину мира. Чтобы получать от внешней реальности как можно больше сигналов и благодаря этому лучше ориентироваться в ней.

Человек, у которого хорошо развиты все три репрезентативные системы, однозначно имеет шансы стать более успешным. Он легче найдет решение сложной задачи и выход из любой ситуации. Он способен обнаружить множество способов действия там, где другие не найдут и одного-двух. Он живет в большем контакте с реальностью, а потому он более спокоен, уравновешен. Он знает, что нужная информация в нужный момент будет получена и усвоена его мозгом.

Представьте себе визуала, который так увлекся красотой горного пейзажа, что не обратил внимания на подозрительный звук, сигнализирующий о приближении лавины. Или аудиала за рулем машины, завороженного красивой мелодией, из-за чего затуманился его взгляд на сложном перекрестке. Или кинестетика, удобно расположившегося в мягком кресле и не реагирующего на странное потрескивание у себя над головой, где висит тяжелая книжная полка, готовая вот-вот упасть.

Да, развитость всех трех репрезентативных систем порой способна даже спасти нам жизнь! Но это, конечно, крайние случаи. В большинстве жизненных ситуаций нам ничего особо страшного не угрожает. Но чуткость к сигналам внешнего мира, поступающим по всем трем каналам, не помешает никогда.

Кроме того, такая чуткость позволяет сделать и саму жизнь более полной, яркой, насыщенной, а также благозвучной и приятной!


Практическое задание

Определить, какая репрезентативная система является у вас определяющей, очень легко.

Представьте, что вы находитесь в лесу, или на морском берегу, или в цветущем саду, и постарайтесь уловить, какой образ у вас возник первым: зрительный, слуховой или кинестетический. Иными словами – вы мысленно увидели картинку, услышали звуки – например, шум прибоя или пение птиц, или ощутили ароматы, тепло, дуновение ветра?

Вам может показаться, что все эти образы возникли одновременно. Но на самом деле какая-то одна из трех репрезентативных систем все же включилась чуть раньше, а две остальные уже последовали за ней. Представьте любые другие образы – например, вообразите, что вы видите перед собой арбуз. Что возникло первым – картинка, или вкус, запах, или, может быть, звук, сопровождающий его разрезание?

Также заметьте, какие образы – зрительные, слуховые или кинестетические – вам легче вспомнить и какие из них у вас в воображении возникают более четко, ярко, явственно. Может быть, вы очень хорошо представляете себе звуки, а картинка в памяти будто бы размыта? Это характерно для аудиалов. Если, напротив, вы ярко и четко «видите» картинку, а звуки забылись или кажутся невнятными – с большой долей вероятности можно отнести вас к визуалам. Если же вы в первую очередь вспоминаете то, что вы чувствовали (запах, вкус, холод, тепло, напряжение или расслабленность, комфорт или дискомфорт), – логично предположить, что вы кинестетик.

Ни один из этих трех типов не хуже другого! Но все богатство восприятия мира нам могут дать только все три репрезентативные системы вместе, работающие гармонично и слаженно.


Существуют и другие приемы, которые позволят с большой степенью точности определить, какая репрезентативная система является для вас ведущей. Кстати, эти приемы могут помочь вам лучше понять не только себя, но и других людей.

Во-первых, вы можете проследить за своей (или другого человека) речью. В тех словах, которые мы чаще употребляем, очень хорошо отражается наша ведущая репрезентативная система.

Во-вторых, можно получить информацию о репрезентативных системах по тому, к каким занятиям человек склонен, что ему больше нравится, чему он уделяет внимание.

В-третьих, вы можете проследить за положением глаз человека, когда он думает и представляет те или иные образы.

Обычно у нас глаза движутся в различных направлениях, в зависимости от того, воспринимаем мы визуальные, аудиальные или кинестетические сигналы.

Давайте рассмотрим эти три приема более подробно.

Как репрезентативные системы отражаются в нашей речи

Если вы визуал, то в вашей речи будет довольно много слов и выражений, связанных со зрительным восприятием, например:

• это очевидно,

• блестящие перспективы,

• ракурс проблемы,

• с моей точки зрения,

• я вижу это по-своему,

• смотря с какой стороны посмотреть,

• на мой взгляд,

• по всей видимости,

• это ясно,

• вы представляете?

Если вы аудиал, в вашей речи будут часто встречаться слова и выражения, связанные со слуховым восприятием, например:

• неслыханное дело,

• слышать об этом не хочу,

• я вас услышал,

• это звучит заманчиво,

• первый раз слышу,

• это надо обсудить,

• это говорит само за себя,

• что-то о вас ничего не слышно,

• найти общий язык,

• это созвучно моему настроению.

Если вы кинестетик, в вашей речи будет достаточно слов, связанных с ощущениями, например:

• приятная атмосфера,

• теплый прием,

• холодный взгляд,

• меня это задело,

• я чувствую, что…

• не будем этого касаться,

• в моем вкусе,

• я был потрясен,

• кислое выражение лица,

• жесткие меры.


Практическое задание

Вспомните любой эпизод из вашей жизни – желательно приятный, такой, о котором хочется рассказать. Расскажите о нем вслух, заранее не готовясь, не обдумывая свой рассказ. Это упражнение можно делать с напарником – тогда попросите его запастись блокнотом и ручкой и записывать «зрительные», «слуховые» и «кинестетические» слова из вашей речи. Но можно просто записать свой рассказ на диктофон, а потом прослушать и самостоятельно подсчитать, какая категория слов и выражений встречается у вас чаще. Так вы выявите свою ведущую репрезентативную систему.

Как репрезентативные системы отражаются в наших склонностях и любимых занятиях

Если вы визуал, то вам будет нравиться то, что связано со зрительным восприятием, например:

• яркая, красивая, модная, стильная одежда;

• красиво, со вкусом оформленные интерьеры;

• посещение музеев, выставок;

• забота о своей внешности;

• занятия фотографией, живописью и другими изобразительными искусствами;

• все зрелищные виды искусства – театр, кино, телевидение;

• экскурсии, поездки, где можно увидеть памятники культуры, достопримечательности, красоту природы;

• чистота и порядок дома и на рабочем месте.

Если вы аудиал, вам нравится все, что связано со слуховым восприятием:

• музыка;

• разговоры по телефону;

• звуки природы;

• радиопередачи и аудиокниги;

• красивые голоса;

• произнесение своих мыслей вслух, даже если никто не слышит;

• дискуссии, обмен мнениями;

• полная тишина во время работы, отдыха.

Если вы кинестетик, вам нравится все, что связано с приятными ощущениями:

• удобная, комфортная одежда и обувь;

• массаж;

• гимнастика, спорт, танцы;

• тепло, уют в доме;

• приятные ароматы, вкусная еда;

• сауна, парная баня, водные процедуры;

• мягкие кресла, удобная постель;

• расслабление, отдых, покой.


Практическое задание

По своим склонностям и привычкам попробуйте определить, какая репрезентативная система у вас преобладает. Скорее всего, вы найдете у себя признаки всех трех систем – это нормально, ведь все три системы у вас в рабочем состоянии.

Возможно, вам нравится красивая одежда, но при этом для вас важно, чтобы она была удобной. Или вы любите как музеи, так и концерты хорошей музыки. Или вам нравится вкусная еда, и при этом вы заботитесь о своей внешности.

Но все же вы сможете заметить, что признаки какой-то одной системы у вас преобладают. Или для вас важнее то, что связано с какой-то определенной системой – например, любя и красоту, и удобство в одежде, вы все же скорее предпочтете удобство и не наденете красивую вещь, если она неудобна.

Понаблюдайте за собой, и вы обязательно обнаружите, что одна из трех систем у вас более активна.

Как работа репрезентативных систем отражается в движениях глаз

Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер сделали открытие, согласно которому движение глаз человека напрямую связано с тем способом, каким его мозг обрабатывает информацию: визуально, аудиально или кинестетически.

Когда мы вспоминаем какие-то зрительные образы, наши зрачки движутся вверх и вправо. Когда мы создаем, конструируем в своем сознании какие-то зрительные образы (например, пытаемся вообразить какую-то вещь, которую нам только предстоит увидеть), то наши зрачки обычно движутся вверх и влево.

Когда мы обдумываем, осмысляем или осознаем какую-то визуальную информацию, то наши зрачки обычно направлены прямо перед собой или вверх.

Когда мы вспоминаем какие-то звуки и слова, то наши зрачки движутся вправо по горизонтали. Когда мы мысленно формулируем мысли, оформляем их в слова, сочиняем какой-то текст или придумываем мелодию – наши зрачки движутся влево по горизонтали.

Когда мы к чему-то прислушиваемся или слушаем свой собственный внутренний голос, зрачки движутся влево и вниз.

Когда мы находимся во власти ощущений, кинестетических сигналов, то зрачки обычно движутся вниз по вертикали или вправо вниз.

Надо иметь в виду, что эта схема справедлива только для правшей – у левшей движения зрачков в каждом случае будут в противоположную сторону.

Конечно, эти движения чаще всего едва заметны, но в большинстве случаев их все же можно уловить. Исключения – когда человек оказывается во власти сразу многих образов, или когда он в растерянности, не может сосредоточиться. В этом случае его зрачки могут быть неподвижны или двигаться хаотично. Но чаще всего между ведущей репрезентативной системой и движениями зрачков действительно прослеживается довольно отчетливая связь. Вы можете убедиться в этом на своем примере или примере других людей.


Практическое задание

Вспомните, как выглядела ваша любимая игрушка в детстве – и пока будете вспоминать, обратите внимание на движение ваших глаз. Если вы правша, они, скорее всего, автоматически обратятся вправо и вверх. Это положение глаз характерно для того, кто вспоминает зрительные образы.

Теперь представьте себе, как могла бы выглядеть вещь, которой у вас нет, но о которой вы мечтаете – дом, шуба, машина, все что угодно. Представьте цвет, форму, добавьте разные детали. Проследите за положением глаз. Скорее всего, зрачки повернулись влево и вверх. Это характерное движение, когда мы пытаемся сконструировать в воображении зрительный образ.

Теперь направьте внимание на свое тело и проверьте, где в нем чувствуется мышечное напряжение. Проверьте положение глаз. При сканировании кинестетических образов зрачки автоматически поворачиваются вправо и вниз.

Вспомните свою любимую песню. Заметьте, куда направлены зрачки в процессе вспоминания. Вправо по горизонтали? Так происходит, когда мы вспоминаем слова и вообще любые звуки.

Задайте себе вопрос, как вы себя чувствуете, и ответьте себе. Проследите за зрачками. Они направляются влево по горизонтали, когда мы ведем внутренний диалог и прислушиваемся к себе.

Затем займитесь вашими обычными делами. Не следите специально за движениями ваших глаз – пусть они движутся автоматически, как обычно. Но дайте себе задание время от времени замечать, в каком положении находятся ваши зрачки. Наверняка вы заметите, что у ваших глаз есть какие-то излюбленные положения – которые встречаются чаще, чем другие. А есть положения, которые встречаются реже, и некоторые – совсем редко. Таким образом вы определите, в каком режиме по большей части работает ваш мозг, а какие режимы используются реже или, может быть, даже почти никогда.

Определите ваши сильные и слабые стороны

Теперь, когда вы определили свою ведущую репрезентативную систему, вы можете получить достаточно полное представление о своих сильных и слабых сторонах. Да, репрезентативные системы поддаются тренировке. Но, даже если вы натренируете все три системы, одна все равно останется ведущей.

Это значит – в сложных, напряженных ситуациях вашей жизни она все равно будет включаться первой. Это важно знать, чтобы ваши действия в нужный момент были четкими, правильными и своевременными.

Возьмем ситуацию, когда вам нужно в строго определенное время что-то сделать – к примеру, выключить духовку на кухне. Визуалу об этом лучше всего напомнит записка или картинка – желательно яркая, бросающаяся в глаза, аудиалу – звонок будильника, кинестетику – любой телесный сигнал (но, конечно, не стоит дожидаться запаха пригоревшей пищи – можно, например, включить обогреватель или кондиционер с таймером, его отключение просигнализирует вам о необходимости выключить духовку).

Кроме того, знание своих ведущих систем поможет вам правильно выбрать способ действий, если вы хотите, чтобы эти действия привели к успеху. Для этого нужно знать и свои сильные, и свои слабые стороны.

К какому же характеру действий более всего способны визуалы, аудиалы и кинестетики, а какие свойства у них отсутствуют и создают таким образом «слабые места»?


Сильные стороны визуалов. Они умеют очень быстро ориентироваться в любой обстановке. Они воспринимают и обрабатывают информацию с высокой скоростью. Они лучше других преуспеют в областях, где нужно быстро принимать решения. Кроме того, визуалы преуспевают в планировании. Они могут очень хорошо представить себе зримый результат будущей работы.

Они умеют визуализировать свои мечты и благодаря этому точно знают, чего хотят.


Слабые стороны визуалов. Слишком сильно доверяют зрительной информации – а ведь, как известно, не все то золото, что блестит! Доверившись внешнему впечатлению, могут ошибаться в людях, а также приобретать красивые, но некачественные или даже ненужные вещи. Не способны долго заниматься чем-то одним – им слишком быстро все надоедает, потому что «картинки» внешнего мира постоянно сменяются и отвлекают их внимание.


Сильные стороны аудиалов. Умеют слышать и понимать других людей. По едва уловимым интонациям, оттенкам речи они могут составить довольно полное представление о человеке, его чувствах, мыслях, намерениях. Их практически невозможно обмануть – ведь они слышат не только слова, но и то, что за словами. Они могут найти общий язык практически с кем угодно, это мастера коммуникации. Они вступают в диалог не только с людьми, но и со всем окружающим миром, ведь весь мир для них – звучащий, говорящий. Понимая язык мира, они легко находят гармонию с ним, так как могут «договориться» буквально с кем угодно и с чем угодно. Шаманы, укрощающие погоду, безусловно, были аудиалами!


Слабые стороны аудиалов. Не слишком быстро ориентируются в окружающей обстановке. Им нужно время, чтобы подумать, выслушать разные мнения или прислушаться к себе, а потому для них противопоказана деятельность, где нужно быстро принимать решения. Могут быстро уставать от избытка зрительной информации. Также им противопоказано долго находиться в шумных местах.


Сильные стороны кинестетиков. Ощущают себя полностью присутствующими в мире и способны наслаждаться этим, так как чувствуют себя живыми, настоящими, живущими в постоянном контакте с реальностью. Они по натуре практики, испытатели, пропускающие все через собственные ощущения. Их трудно обмануть, потому что они больше доверяют своим чувствам, чем чужим словам. Они очень хорошо понимают язык тела и по мимике, жестам, движениям могут узнать правду о человеке, даже если тот пытается усердно ее скрывать.


Слабые стороны кинестетиков. Им трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Трудно в работе, которая требует мобильности, подвижности. Они могут застревать в своих переживаниях, так как переход от одного ощущения к другому происходит достаточно медленно. Для любой деятельности им нужна более спокойная обстановка, чем другим людям. С трудом переносят физический дискомфорт. Спешка, стрессогенные ситуации им противопоказаны. Требуется больше времени для отдыха, и отдых предпочтительнее пассивный.


Если слабые стороны вашей ведущей репрезентативной системы выражены у вас достаточно сильно – вы можете целенаправленно заняться тренировкой других репрезентативных систем. Благодаря этому вы станете более гармоничной, всесторонне развитой личностью. Кроме того, такие тренировки, конечно же, обогатят вашу картину мира, избавят вас от ограниченности восприятия, позволят получать максимум информации, поступающей по всем каналам, в любой ситуации, что в итоге даст вам больше шансов для успеха в чем бы то ни было.

Как тренировать репрезентативные системы

Тренировать репрезентативные системы очень просто! Нужно всего лишь уделять время сосредоточению на сигналах, принимаемых каждой из них. Всматриваться, вслушиваться или вчувствоваться!

С ведущей системой это будет проще, поэтому начинать надо именно с нее. И отдавать себе отчет в том, что вы видите, слышите, ощущаете. Сосредоточиваться на этих образах и стараться получить из них как можно больше информации. Не просто слышать звук, а замечать, какой он по высоте, длительности, приятен или неприятен, если это голос – то какой у него тембр, интонации и т. д. Если это зрительный образ – рассмотреть хорошенько, отметить детали и подробности, которые раньше, может быть, ускользали от вашего взгляда. Если это ощущение – вчувствоваться в него, заметить, как реагирует ваше тело, приятное это ощущение или нет, какую информацию оно несет.

Тренировать репрезентативные системы можно не только в какое-то специально отведенное для этого время, но и в любой момент. Например, если вы заметили, что плохо запоминаете лица людей, задайтесь целью более внимательно их рассматривать, изучать, запоминать везде, где это возможно.

Если у вас есть привычка плохо слушать собеседника, перебивать его, тренируйте способность слушать в любом диалоге. Если вы до сих пор были невнимательны к тому, что чувствует ваше тело, задайтесь целью обращать внимание на то, напряжены вы или расслаблены, а также удобна ли вам одежда, не вызывает ли дискомфорта мебель, которой вы пользуетесь.

Умение замечать сигналы, получаемые всеми тремя системами, перерабатывать и усваивать информацию, которую они несут, – это и есть результат тренировки репрезентативных систем.


Практическое задание

Найдите минут десять свободного времени. Постарайтесь отбросить все посторонние мысли, а особенно тревоги, беспокойства. Важно полностью сосредоточиться на настоящем моменте. Представьте, что вы временно отодвигаете от себя все мысли и переживания о прошлом и будущем. Есть только настоящий момент времени, и вы полностью погружены в него.

Сейчас вам предстоит исследовать, что же вы видите, слышите, чувствуете в этом настоящем моменте.

Начните с того, что сосредоточьтесь на работе вашей ведущей репрезентативной системы. Например, вы визуал. Уделите немного времени, чтобы внимательно рассмотреть все то, что вы видите вокруг себя. Пусть ваше зрение останавливается на всем, что попадается на глаза. Не нужно выбирать предметы. На что упал взгляд, то и изучайте. Старайтесь замечать детали и подробности, на которые раньше не обращали внимания.

Затем сосредоточьтесь на сигналах, которые получает одна из оставшихся систем. Возможно, вы заметили, что одна из них более активна, а вторая менее. Начинайте с более активной. Например, это аудиальная система. Закройте глаза и вслушивайтесь во все, что можно услышать. Замечайте характер каждого звука. Старайтесь замечать даже самые тихие, незаметные звуки, которые раньше не осознавались вами.

После этого переходите к наименее активной репрезентативной системе. Например, это кинестетическая система. С закрытыми глазами исследуйте все ощущения, которые вы сейчас испытываете. Как ваше тело ощущает одежду, удобна ли вам поза, в которой вы находитесь, вам тепло или прохладно, вы расслаблены или напряжены? Затем прикоснитесь к какой-нибудь поверхности и сосредоточьтесь на ощущениях. Исследуйте ее во всех подробностях: поверхность гладкая или шершавая, теплая или холодная, ровная или изогнутая и т. д. Постарайтесь получить как можно больше информации, исследуя мир в ощущениях.

Желательно ежедневно уделять хотя бы немного времени тренировкам репрезентативных систем. Вы можете разнообразить эти тренировки по своему желанию: например, тренировать только «отстающую» систему, или каждый день уделять внимание другой системе, или развивать все системы в любом порядке и в любой удобный момент.

Как получить еще больше ресурсов из ресурсных состояний

Теперь переходим к самому интересному – как при помощи репрезентативных систем получить доступ к еще большему количеству собственных ресурсов.

Благодаря умению работать с визуальными, аудиальными и кинестетическими сигналами мы можем «зарядить» наши ресурсные состояния дополнительной энергией. Мы можем сделать их настолько мощными, насколько захотим. И таким образом усилить позитивное воздействие ресурсных состояний – то есть извлечь из него максимально возможное количество ресурсов для успеха в любом деле.

Для этого нам надо научиться не только воспринимать визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы, но и менять их в своем воображении.

Заметьте: это одна из ключевых способностей, необходимых для того, чтобы техники НЛП успешно работали. А потому следует уделить ее развитию достаточно времени и внимания.

Вы можете убедиться на своем опыте, что это не так уж и трудно – изменить в своем воображении поступивший в мозг внешний сигнал. Например, вы услышали тихий звук. Представьте, как бы он звучал, если бы был громким. Или вы видите перед собой яркую картинку. Представьте, как бы она выглядела в черно-белом варианте. Точно так же мысленно можно менять и кинестетические сигналы – например, мягкое представить еще более мягким, или жесткое смягчить в своем воображении, или вместо холода представить себе тепло.

Давайте вспомним, что мы воспринимаем далеко не объективную картину внешнего мира. Мы пропускаем эту картину через фильтры своего восприятия – в частности, через репрезентативные системы. То есть мы имеем дело не с объективным миром, а с собственным восприятием.

Но ведь над собственным восприятием у нас есть практически неограниченная власть! Мы можем менять его. Мы можем усиливать нужные сигналы и ослаблять ненужные. И при этом, что самое интересное, не уходить от реальности – а создавать эту реальность. Если реальность создается нашим восприятием, значит, мы можем ее менять, меняя восприятие.

Мы постоянно делаем это – меняем свое восприятие внешних сигналов – даже если не замечаем этого.

Например, по прошествии времени негативное событие кажется еще страшнее, чем оно было на самом деле. Да и хорошее мы имеем свойство усиливать!

Не случайно представителям старшего поколения часто кажется, что раньше и трава была зеленее, и шутки смешнее, и молодежь лучше… Это не что иное, как искажение восприятия – усиление сознанием позитивных сигналов, имевших место в прошлом.

Как правило, мы делаем такие вещи неосознанно. Но ведь можно использовать эту способность себе во благо.

Например, вы вспомнили какое-то ресурсное состояние, в котором были когда-то давно. Но теперь вы почти ничего не можете вспомнить. В итоге вы не можете извлечь нужные вам ресурсы – все кажется каким-то тусклым, размытым, давно ушедшим. Но ведь можно тусклые образы сделать ярче, «прибавить громкость», создать в своем воображении самые приятные ощущения, а всю картинку приблизить. И ресурсное состояние заиграет совсем по-другому!


Практическое задание

Посмотрите на любой предмет, который находится сейчас поблизости от вас. Например, вазу, книгу, настольную лампу, чашку чая, яблоко – все, что угодно.

Некоторое время рассматривайте этот предмет, стараясь запомнить. Затем закройте глаза и представьте его таким, каким вы его только что видели. Только не надо пытаться увидеть образ так же ярко и четко, как на картине или киноэкране. Просто представьте, что вы его видите.

Теперь мысленно отодвиньте воображаемый образ предмета. Отодвигайте его дальше и дальше и следите, как он уменьшается в размерах.

Заметьте, как изменилось ваше восприятие предмета. Он не просто отдалился, но стал как будто менее важным, не таким значимым.

Теперь мысленно приблизьте его. Приближайте до тех пор, пока образ не окажется перед самыми вашими глазами, заслоняя все остальное.

Обратите внимание, что предмет стал более значимым. Вы могли не реагировать на предмет, находившийся на значительном расстоянии, а теперь просто не можете его проигнорировать и не обратить на него внимания.

Снова мысленно отодвиньте предмет. Теперь представьте, что он поменял свою окраску, стал гораздо ярче, чем прежде. Все краски намного интенсивнее!

Заметьте, как изменилось восприятие.

Затем представьте, что предмет потерял цвет и стал черно-белым, как на старой фотографии. Снова отметьте, как изменилось восприятие.

Вы заметили, что можете в своем восприятии делать предмет большим и маленьким, цветным и бесцветным, отдалять его и приближать. Вы можете попробовать также менять его форму, ракурс восприятия, делать его плоским или объемным, четким или размытым, представлять его движущимся или неподвижным.

Затем точно так же поэкспериментируйте с аудиальными сигналами. Представьте, что слышите чей-то смех, разговор или пение. Мысленно отдалите звук, а затем приблизьте. Делайте его то громче, то тише. Можно представить, что вы замедляете звук или ускоряете его, меняете тембр, тональность и т. д. Замечайте, как меняется ваше восприятие. Есть разница – когда вы слышите смех в отдалении, или когда кто-то смеется прямо над вашим ухом?

После проделайте аналогичные действия с кинестетическими сигналами. Представьте, что вы взяли в руки тяжелый кирпич. Почувствуйте его тяжесть, давление, напряжение в руках. Затем представьте, что это не настоящий кирпич, а легкий пластиковый муляж. Как изменились ваши ощущения?

Представьте, что к вам прикасается легкий шелк, затем грубое полотно, затем невесомый пух.

Представьте, что вы притрагиваетесь поочередно то к холодной, то к теплой поверхности – например, берете в руку стакан холодной воды или чашку горячего чая. Мысленно усильте, а затем ослабьте ощущения. Вы можете ослабить неприятное ощущение и сгладить его воздействие. Вы можете усилить приятное ощущение и получить от него еще больше удовольствия.

Вы заметите, что ощущения от контакта с воображаемыми образами аналогичны тому, как если бы мы имели дело с реальными предметами. Да, эти ощущения гораздо слабее, они не такие явственные, но все-таки по сути своей это те же самые ощущения.


Теперь в ваших руках мощный инструмент! Вы можете усиливать воздействие ресурсных состояний и снижать воздействие нересурсных, просто меняя визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы. Этот же прием поможет вам для ослабления влияния любых негативных ситуаций. Но об этом – в следующей главе. Пока же возьмите любое ресурсное состояния и попробуйте усилить его до максимума.


Практическое задание

Вспомните любую ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно, нравились себе, были в хорошем настроении, что-то делали очень хорошо – словом, были в ресурсном состоянии.

Закройте глаза и вспомните обстановку – все зрительные образы, которые вы воспринимали в тот момент и которые были для вас приятны.

Вспомните цвет и формы этих приятных позитивных образов. Представьте, что цвет становится ярче, а сами образы более отчетливыми.

Мысленно приближайте к себе эти образы. Замечайте, как они увеличиваются в размерах.

Вспомните звуки, которые вы слышали тогда. Выделите из них самые приятные и представьте, что они приблизились к вам, стали громче.

Представьте, что общий звуковой фон стал более радостным, мажорным. Если вы слышали голоса, представьте, что они звучат весело. Мысленно добавьте другие звуки – например, приятную вам музыку, чей-то смех, пение птиц и т. д.

Вспомните, какие ощущения в теле вы испытывали. Представьте, что эти ощущения стали более приятными и желательными для вас – например, вы чувствуете тепло или свежесть, прикосновение чего-то мягкого, приятную легкость в теле или ощущение тонуса мышц, бодрости, активности.

Попробуйте соединить воедино все три репрезентативные системы – одновременно воспринимать визуальные, аудиальные, кинестетические сигналы, чтобы ваш образ благоприятной ситуации стал целостным, единым.

Обратите внимание на то, как изменилось ваше восприятие ситуации. Вы усилили поступающие в ваш мозг сигналы, а оттого воспринимаемый вами поток позитивной информации стал более интенсивным. Как следствие – приятное воспоминание стало еще более приятным, активировались внутренние ресурсы, приводящие вас в радостное, позитивное и продуктивное состояние.