I. Политические и экономические вопросы
I.1. Внутренние аспекты
I.1.1. Обеспечение прав человека и верховенства закона
Конституция Украины устанавливает, что основными обязанностями государства является закрепление и обеспечение прав и свобод человека.
Несмотря на то что Украина стала стороной основных международных договоров в области защиты прав человека и личных свобод еще в 90-х годах прошлого столетия, обеспечению реализации положений этих международных договоров мешали высокий уровень коррупции и отсутствие демократических институтов, способных обеспечить необходимую защиту таких прав граждан, как надлежащее судебное разбирательство и свобода слова.
Революционные события последнего периода, активная гражданская позиция большинства украинского народа показали – граждане стали настоящими творцами истории, проявили способность влиять на государство, воплотили в жизнь конституционный принцип: единственный источник власти на Украине – это народ.
Однако обеспечить главенство закона, а также права и свободы человека невозможно без преодоления такого негативного явления, как коррупция. В связи с этим Правительством была продемонстрирована политическая воля в том, чтобы осуществить реальную борьбу с коррупцией, а не имитировать эту деятельность, а также внести соответствующие поправки в законодательство.
16 марта 2005 года Украина ратифицировала Гражданскую конвенцию по борьбе с коррупцией, после чего она автоматически стала членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Следующим шагом на пути внедрения международных стандартов борьбы с коррупцией на Украине должна стать ратификация Конвенции ООН против коррупции, Уголовной конвенции Совета Европы по борьбе с коррупцией и Дополнительного протокола к ней, а также внесение соответствующих поправок в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях относительно ответственности за коррупцию.
Позитивную роль в борьбе с коррупцией должна сыграть новая антикоррупционная стратегия Правительства, которая включает оценку масштабов коррупции и коррупционных рисков на всех ветвях власти, а также определит основные первоочередные направления деятельности государственных органов, направленные на искоренение этого опасного феномена.
На протяжении последних нескольких месяцев значительное влияние также уделяется таким важным вопросам, как дальнейшее развитие судебно-правовой реформы и приведение законодательства Украины в области СМИ в соответствие с международными стандартами.
Правительством принимаются меры по созданию условий для свободной деятельности средств массовой информации. Продолжается общественная дискуссия о проектах новой редакции Закона Украины «Об информации» и Концепции создания, работы и перспектив развития системы общественного вещания.
С целью обеспечения реформирования системы судов, определения проблем развития законодательства Украины по вопросам судоустройства, судопроизводства, статуса судов, реализации конституционного принципа защиты судом прав и свобод человека и гражданина, а также разработки соответствующих законопроектов по Распоряжению Президента создана Комиссия по вопросам реформирования судебной системы Украины, которая до конца 2005 года должна представить Президенту предложения по решению вопроса о реформировании судебной системы Украины.
I.1.2. Этническая ситуация
Как свидетельствует общеукраинская перепись населения 2001 года, Украина является страной с многонациональным составом населения, в которой наряду с украинцами (37,5 млн.) проживают 10 млн. 900 тыс. представителей 134 национальностей.
Наиболее многочисленной национальной общностью страны являются русские – 8,3 млн., т. е. 17,3% всего населения. Наиболее многочисленными после русских являются представители еще шестнадцати национальных меньшинств, численность которых составляет: белорусы – 275,8 тыс. (0,6% населения), молдаване – 258,6 тыс. (0,5%), крымские татары – 248,2 тыс. (0,4%), болгары – 204,6 тыс. (0,4%), венгры – 156,6 тыс. (0,3%), румыны – 151,0 тыс. (0,3%), поляки – 144,1 тыс. (0,3%), евреи – 103,6 тыс. (0,2%), армяне – 99,9 тыс. (0,2%), греки – 91,5 тыс. (0,2%), татары – 73,3 тыс. (0,2%), цыгане (ромы) – 47,6 тыс. (0,1%), азербайджанцы – 45,2 тыс. (0,1%), грузины – 34,2 тыс. (0,1%), немцы – 33,3 тыс. (0,1%), гагаузы – 31,9 тыс. (0,1%).
Со времени восстановления своей независимости Украина прилагает усилия по обеспечению прав национальных меньшинств с целью удовлетворения их культурных, языковых и духовных потребностей. Поддержка атмосферы толерантности, устранение факторов межэтнического напряжения и предупреждение возможных конфликтов является одной из главных задач Украины в качестве правового и демократического государства. Стабильность межэтнических отношений и отсутствие противостояния на национальной почве – это реальные достижения государственной этнонациональной политики Украины за годы независимости. В результате межэтнические отношения являются гармоничными и не переживают серьезных проблем, которые характерны для других постсоветских обществ.
Правовой основой реализации государственной этнонациональной политики Украины являются Конституция Украины, Декларация о государственном суверенитете Украины, Акт провозглашения независимости Украины, Декларация прав национальностей Украины, Законы Украины «О национальных меньшинствах на Украине», «О гражданстве Украины», «Об образовании», «Об информации», «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине», «О свободе совести и религиозных организациях», «Об объединении граждан», Закон Украины «О языке в Украинской ССР». Одним из наиболее важных законодательных актов в области обеспечения прав и свобод национальных меньшинств является Закон «О национальных меньшинствах на Украине», принятый 25 июня 1992 года. Этот Закон получил высокую оценку международных экспертов не только как демократический, но и как такой, который может служить образцом для мирового сообщества при разработке подобных нормативных актов. Для выполнения его положений был принят ряд подзаконных актов, в частности: Концепция развития культур национальных меньшинств, Государственная программа возрождения и развития образования этнических сообществ Украины и комплексная программа «Украинский язык».
Образование. Для удовлетворения потребностей национальных меньшинств в образовании в 2004/2005 учебном году на Украине действовало 20 913 общеобразовательных учебных заведений, из которых 1594 школы – с русским языком обучения, 98 – с румынским, 68 – с венгерским, 14 – с крымско-татарским, 5 – с польским, 9 – с молдавским, а также более 2 тысяч школ с двумя языками обучения.
При общественных организациях национальных меньшинств при поддержке государства работают 189 субботних и воскресных школ, в которых обучается около 5 тыс. учеников. Работают профессионально-технические училища и высшие учебные заведения с преподаванием на языках национальных меньшинств.
Для общеобразовательных начальных заведений с обучением на языках национальных меньшинств на соответствующих факультетах государственных высших учебных заведений ведется подготовка учителей польского, болгарского, румынского, новогреческого, крымско-татарского, венгерского и других языков национальных меньшинств Украины. Проводится работа по дальнейшему развитию сети общеобразовательных учебных заведений, в которых изучаются языки национальных меньшинств.
Культура. С целью обеспечения национально-культурных потребностей этнических меньшинств на Украине действует 85 культурных центров и 8697 творческих любительских коллективов. В 128 музеях открыты экспозиции, залы, посвященные истории и духовному наследию национальных меньшинств.
Информационные потребности этнических меньшинств на Украине удовлетворяются 169 периодическими изданиями, 46 из которых имеют общегосударственную сферу распространения. Для удовлетворения потребностей национальных меньшинств в литературном родном языке на Украине действует разветвленная библиотечная сеть, в рамках которой действует 533 отдела литературы на языках этнических меньшинств, общий книжный фонд которых составляет более 20 млн. экземпляров.
Представители национальных меньшинств используют свои родные языки при общении с местными органами власти в местах компактного проживания. В частности, наряду с государственным языком используется в Закарпатской области в местах компактного проживания венгерского меньшинства – венгерский язык, в Черновицкой и Одесской областях в местах компактного проживания румынского и молдавского меньшинства – соответственно румынский язык, в Автономной Республике Крым – русский язык. Также в АР Крым используется крымско-татарский язык наряду с государственным и русским языками, по ходатайству гражданина, в таких случаях, как язык документа, который удостоверяет статус гражданина.
На протяжении последних лет отдельные политические силы на Украине пытались затронуть т. н. «проблему русского языка», которая является искусственной и беспочвенной. Использование языков на Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется соответствующим законом. В частности, согласно статье 10 Конституции Украины государственным, т. е. официальным, языком на Украине является украинский язык. Соответственно государство обеспечивает всеобщее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. Одновременно эта же статья предусматривает то, что Украинское государство гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств, а также способствует изучению языков международного общения.
С целью обеспечения определенных государством гарантий в 2004/2005 учебном году на Украине действовало 20 715 государственных общеобразовательных школ (в которых обучалось около 5,5 млн. учеников), из которых 1411 – русскоязычные (594 329 учеников). Дополнительно в стране действуют 2109 двуязычных украинско-русских школ. Работают также частные учебные заведения, которые осуществляют процесс преподавания на языках национальных меньшинств, в том числе и на русском языке. Украинским государством защищается право родителей на свободный выбор языка обучения для их детей.
Приведенные данные являются показательным свидетельством исполнения Украинским государством взятых обязательств в отношении своих граждан. Именно поэтому после завершения предвыборной кампании «проблема русского языка» исчезла из повестки дня внутриполитических дискуссий.
I.1.3. Введение демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами
На Украине в основном сформировались нормативно-правовые принципы обеспечения неукоснительного соблюдения законности и открытости в сфере деятельности Вооруженных Сил Украины, содействия их эффективному функционированию и исполнению возложенных на них задач, усилению государственной и военной дисциплины. Правовыми основами для этого являются Конституция Украины, Закон Украины от 19 июня 2003 года «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства», другие законы Украины, а также международные договоры, согласие на действие которых дала Верховная Рада Украины.
С целью своевременного, полного и достоверного информирования органов государственной власти и общества о деятельности Вооруженных Сил Украины действующим законодательством предусматривается отчетность Министра обороны Украины перед Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, регулярные встречи руководящего состава Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины с представителями средств массовой информации, личным составом Вооруженных Сил Украины и членами их семей.
С целью осуществления демократического гражданского контроля создана и действует система, которая состоит из парламентского контроля, контроля, который осуществляют Президент Украины и Кабинет Министров Украины, соответствующие центральные и местные органы исполнительной власти и местного самоуправления, судебные органы, органы прокурорского надзора и общественного контроля.
Министерство обороны Украины в рамках ответственности должно обеспечивать полную реализацию Закона Украины «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства».
Неотъемлемой составной частью демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами Украины является разделение функций и полномочий между Министерством обороны Украины и Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины.
На Министерство обороны возложено обеспечение проведения в жизнь государственной политики в области обороны, военно-политического и административного управления. На Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины – реализация государственной политики в области обороны и планирования защиты государства, оперативного и административного управления Вооруженными Силами Украины.
На Украине введена практика назначения гражданского Министра обороны. Его заместителями также являются гражданские лица. Созданы механизмы всестороннего контроля деятельности Вооруженных Сил Украины со стороны Министерства обороны, реформирована Главная инспекция, которая наравне с другими задачами должна обеспечивать эффективный контроль над целевым использованием бюджетных средств Вооруженными Силами и над всеми направлениями их деятельности.
В Министерстве обороны созданы департаменты, большую часть которых возглавляют гражданские должностные лица, а комплектация подавляющего большинства должностей в Министерстве обороны Украины производится гражданским персоналом.
На базе Национальной академии обороны Украины созданы и активно действуют курсы подготовки и повышения квалификации государственных чиновников государственного оборонного сектора по вопросам демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами и по военно-гражданским вопросам.
Министерство обороны сегодня демонстрирует максимальную открытость в отношениях со средствами массовой информации и обществом. Вооруженные Силы Украины постепенно становятся более прозрачными для средств массовой информации и для широких слоев населения. Отмеченным Законом предусматривается ежегодное издание «Белой книги» о деятельности Вооруженных Сил Украины. Первый такой документ планируется издать в декабре текущего года.
На Украине существует сеть негосударственных организаций, которые занимаются проблемами гражданско-военных отношений.
С целью внедрения более эффективных форм работы Министерства обороны Украины с общественностью в процессе формирования и реализации государственной политики в военной сфере распоряжением Министра обороны Украины от 20 декабря 2004 года утверждено Положение о Гражданском совете при Министерстве обороны Украины.
Следующим этапом внедрения демократического гражданского контроля на Украине станет обеспечение эффективного и прозрачного взаимодействия между гражданскими структурами (институтами украинского общества) и украинскими силовыми органами, осуществление эффективного контроля за их деятельностью, совершенствование процедур формирования и реализации оборонного бюджета в направлении создания необходимых и удовлетворительных условий для прозрачности и максимальной открытости этой важной части бюджетного процесса.
I.1.4. Экономические и социальные аспекты
I.1.4.1. Макроэкономическая ситуация на Украине
Реальный рост экономики за январь – апрель 2005 г. составил 5% (по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.), промышленного производства – 6,7%. Опережающие темпы роста объемов производства наблюдаются в отраслях, которые выпускают продукцию для удовлетворения потребностей потребительского и внешнего рынка. Прирост продукции в пищевой промышленности составил 16%, химической и нефтехимической отраслях производства – 14,3%, машиностроении – 11,9%. Наибольший рост валовой прибавочной стоимости имели такие виды экономической деятельности, как транспорт (6,8%), сельское хозяйство (5,7%).
В январе – марте 2005 г. экспорт товаров вырос на 16,8%, импорт товаров – на 18,5%. Сальдо торговли товарами было позитивным и составило 859,4 млн. долл. США (828,1 млн. долл. США за аналогичный период 2004 г.). Рост объемов экспорта был обусловлен увеличением экспорта металлопродукции в 1,4 раза (за счет сохранения высоких цен и спроса на мировых рынках) и продукции агропромышленного комплекса на 24,9% (из-за высокого урожая зерновых в 2004 г.), минеральных продуктов – на 32,4%. Рост объемов импорта связан с ростом импортных поставок металлопродукции (в 1,4 раза) и продукции химической промышленности (на 33,6%).
Сохранение позитивной динамики роста заработной платы и доходов населения обусловлено продолжением проведения Правительством активной социальной политики. В январе – апреле 2005 г. по сравнению с январем – апрелем 2004 г. рост реальной заработной платы (из расчета на одного штатного работника) составил 15,3%, рост реальных наличных доходов населения (за январь – март 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) – 23,4%.
Рост внутреннего и внешнего спроса способствовал росту деловой активности. Объем полученной прибыли за январь – февраль 2005 г. превысил на 53,1% объем января – февраля 2004 г., причем с прибылью работали 64,7% от общего числа предприятий (по сравнению с 62% прошлого года).
Продолжение тенденции экономического роста повлияло на увеличение доходной части бюджета. За январь – апрель 2005 г. повысился уровень выполнения доходов общего фонда государственного бюджета (перевыполнено на 9% по сравнению с 2,3% в аналогичном периоде 2004 г.).
За январь – май 2005 г. фактическое значение индекса потребительских цен составило 105,7%, что выше прошлогоднего уровня (103,6%). В этот период продолжались инфляционные процессы в экономике, которые начались в конце прошлого года. Они были вызваны как сезонными факторами, так и значительным ростом потребительских расходов населения. С целью сдержать инфляцию в прогнозируемых размерах Правительство вместе с Национальным банком предприняло ряд общих мер, действие которых в краткосрочном периоде сформировало траекторию снижения цен.
Вследствие чего в апреле и мае развитие инфляционных процессов было замедленно: индекс инфляции в апреле составил 100,7%, в мае – 100,6%. В начале года отмечалось существенное повышение депозитной активности населения и увеличение доверия населения к национальной валюте.
Улучшение ресурсной базы и высокий уровень ликвидности банковской системы создали условия для активизации на протяжении января – мая процессов кредитования: общий объем кредитных вкладов увеличился на 13,9% (11,4% в прошлом году).
Возрастающая динамика объемов кредитования сопровождалась снижением средневзвешенных среднемесячных процентных ставок по кредитам, размер которых в национальной валюте с начала года уменьшился на 1,6 по сравнению с 15,9%.
I.1.4.2. Борьба с контрабандой
Решением кабинета министров Украины от 01.04.05 № 260 утверждена Государственная программа «Контрабанде – стоп» на 2005-2006 годы. Благодаря введению и реализации Государственной программы «Контрабанде – стоп» в 2005 г. поступления в государственный бюджет только лишь от таможни увеличились примерно на 40%.
Государственный бюджет получил 3 млрд. гривен таможенных платежей. В рамках исполнения Государственной программы «Контрабанде – стоп»:
• 15.03.05 принят Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины» (I этап) с целью улучшения таможенно-тарифного регулирования, в частности, унификации ставок ввозной пошлины на идентичные и подобные товары, удаления их чрезмерной детализации, уменьшения ставок ввозной пошлины;
• доработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (II этап) и 06.04.05 представлен на рассмотрение Верховной Рады Украины. Данным проектом предусмотрено снижение ставок пошлин на товары групп УКТЗЕД1-23. 22.04.05 законопроект был одобрен Верховной Радой Украины в первом чтении;
• с целью дальнейшего уменьшения уровня ставок ввозной пошлины на сырье, комплектующие, оборудование, а также на товары и продукцию, которая не производится на Украине или производится в недостаточном количестве, разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины», который был одобрен Верховной Радой Украины 18.05.05 в первом чтении.
I.1.4.3. Проблема свободных экономических зон
На 01.05.05 с начала функционирования органами управления специальных экономических зон (далее – СЭЗ) и территорий приоритетного развития (далее ТПР) утверждено 686 инвестиционных проектов, в т. ч. в ТПР – 503, в СЭЗ – 183.
Общая сметная стоимость всех утвержденных проектов составляет около 7,1 млрд. долл. США, в т. ч. иностранных инвестиций – 2,4 млрд. долл. США (33,8% от общей сметной стоимости проектов), из них на ТПР – 5,2 млрд. долл. США, иностранные – 1,1 млрд. долл. США (21,2% от общей сметной стоимости проектов, утвержденных в ТПР), в СЭЗ – 1,9 млрд. долл. США, из них иностранные составляют 1,3 млрд. долл. США (68,4%).
Утвержденными проектами предусматривается создание 93,8 тыс. новых рабочих мест и сохранение 113 тыс. существующих.
С введением в силу Закона Украины от 25.03.05 «О внесении изменений в Закон Украины „О Государственном бюджете Украины на 2005 год“ и некоторые другие законодательные акты Украины» (31.03.05) налогообложение субъектов предпринимательской деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты в СЭЗ и ТПР, осуществляется в общеустановленном режиме без предоставления налоговых льгот по отраслевым и территориальным признакам.
Конец ознакомительного фрагмента.