Научный редактор Валерия Почуева
Издано с разрешения Jody Foster c/o Fletcher & Company
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2017 by Jody Foster, M.D., with Michelle Joy, M.D. All rights reserved. Translation © 2018 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018
Часть I. Знакомство с мудаком
Введение
Коллега по бизнес-школе как-то рассказал мне невероятную историю, произошедшую у него в офисе. Один парень («Мы догадываемся, кто это», – уточнил мой знакомый) каждый день посещал туалет по большой нужде, а после выводил на двери кабинки грязной туалетной бумагой букву «зет».
Что это такое? Подобные вопросы о поведении в бизнес-школе я слышала постоянно, хотя, надо признать, этот случай действительно был необычным. Среди честолюбивых банкиров и представителей хедж-фондов я оказалась единственным психиатром. Меня спрашивали о ссорах между коллегами, невыносимых руководителях, отношениях и, да – о странном поведении. Мне нравилось отвечать, высказывать догадки о возможных причинах, предлагать решения и интересные толкования. Я предвкушала новые истории от своих одногруппников и то, как они примут мои объяснения и рекомендации.
Психиатры быстро привыкают к нестандартному поведению. Ты работаешь в специализированной скорой помощи, больницах, диспансерах. Общение с теми, кто считает себя бессмертным или скрывается от преследований дьявола, перестает быть в диковинку. Весь день контактируешь с людьми, которые пытаются перерезать себе вены, повеситься, задохнуться. Ты слышишь жуткие рассказы о насилии – сексуальном и физическом, – и некоторые из них превосходят самые невероятные фантазии о том, что способен сделать или вынести человек. У меня был пациент, который прямо в больнице вытащил свое глазное яблоко. Он поддел его ложкой, а потом, истекая кровью, принес на сестринский пост. То еще зрелище! Другой втайне от персонала собрал у себя под кроватью коллекцию баночек с фекалиями и в показных приступах гнева бросался ими в людей. Но хотите верьте, хотите нет, невероятное может стать ожидаемым, нетипичное – рядовым, а ужасающее – повседневным. У каждого из моих коллег – психиатров и психологов – множество таких историй.
Я поступила в бизнес-школу, будучи практикующим психиатром. И вдруг очутилась среди людей, которым даже заурядное общение казалось необычным. Я видела, как моих собеседников воротило от руководства, коллег, подчиненных, даже от собственных супругов. Они делились со мной историями о тех, кого считали психами, кто не вызывал у них ни симпатии, ни понимания. Но стоило вкратце объяснить ситуацию, и все менялось. Я поняла, как мало людям известно о причинах поведения окружающих и что простые знания могут стать эффективным инструментом. Некоторые интересовались, как вести себя с коллегой, а другие хотели разобраться в подоплеке конкретного поведения. Я поняла, что даже малая толика понимания помогает отнестись с эмпатией и принятием к мудакам в офисе.
В бизнес-школе я узнала, что люди на самом деле думают о работе. Здесь я была единственным специалистом по поведению, и мне захотелось помочь однокурсникам лучше понять личностные и общественные аспекты трудового процесса. Я продолжала работать по специальности – наблюдала взрослых пациентов в стационарах, а со временем стала заведующей психиатрическим отделением в старейшей больнице страны. Одновременно я начала проводить бизнес-тренинги, участвовать в просветительских беседах, работала консультантом по оценке предпринимательских команд для венчурных компаний. Помогала инвесторам принимать взвешенные решения, глубже проникать в принципы взаимодействия внутри компаний, в которые они собирались вкладывать деньги. Строго говоря, я давала рекомендации по инвестированию, основанные на способности понимать людей и отношения между ними. Утром я занималась пациентами, страдающими шизофренией, а днем учила вести бизнес, принимать финансовые и кадровые решения. При этом я использовала те же самые, хотя и адаптированные, навыки: наблюдение, опросы и умение делать выводы о том, что заставляет людей поступать так или иначе и о чем они при этом думают.
Я также разработала общественную программу профессионального мастерства, при помощи которой учреждения здравоохранения могли создавать и поддерживать высокий уровень профессионализма в рабочей среде. Я начинала с консультаций в своей больнице. Сейчас ко мне обращаются из разных организаций, в том числе по вопросам создания подобных программ на местах. Как и в бизнес-школе, я раскладываю ситуацию по полочкам и объясняю, каким образом сотрудники могут лучше взаимодействовать друг с другом, оцениваю проблемные ситуации и разрабатываю план их преодоления.
Моя задача – разобраться, как справиться с неприятными людьми и деструктивным поведением на работе. Руководство обычно узнает о неприемлемом поведении сотрудников, когда дело уже плохо, а к моменту официального обращения ко мне все совсем запущенно. Выходы из ситуации разные: от индивидуальных психотерапевтических сеансов до структурных изменений внутри коллектива. И практика показывает, что результат эффективнее, если принять меры на ранней стадии.
Но это только вершина айсберга. Нарушения поведения есть везде. Где бы ни трудился человек, он остается собой, и часто личные качества негативно отражаются на рабочей обстановке. Жестокое отношение, тотальный контроль, наглость – это обычные проблемы в коллективах. К счастью, их можно решить.
В книге говорится о причинах, отравляющих трудовую атмосферу, и о том, как это исправить. Поскольку нарушения поведения могут возникнуть где угодно, эта книга будет полезна каждому, кто работает с людьми. Рассматривая основные типы личности, их особенности и влияние на рабочие процессы, я расскажу, как могут осложняться отношения в коллективе. А также о том, какие индивидуальные особенности стоят за нарушениями поведения и как с ними справиться. Иногда достаточно присмотреться к себе и постараться понять, какую роль мы сами играем в создании и поддержании определенной атмосферы в коллективе, а порой требуется помощь со стороны.
Как уже говорилось, когда дело доходит до обращения ко мне, ситуация бывает довольно запущена. Негодяй может облечь свои выходки в куда более возмутительные формы. И к моменту, когда администрация обратится к специалисту, его поведение станет невыносимым!
Скорее всего, коллеги научатся распознавать тревожные симптомы до того, как человек начнет размазывать экскременты где попало. Именно этого я и хочу добиться. Книга поможет вам определять, выявлять и исправлять нарушения поведения до того, как они станут неприемлемыми, неприличными или, как в случае с тем беднягой, негигиеничными.
А вот как появилось название. Дело в том, что многие обращения ко мне начинаются со слов: «У меня на работе этот “мудак”, и мне следовало позвонить вам еще десять лет назад». Руководители часто безосновательно надеются, что такой человек вдруг прекратит безобразничать. Но время идет, а ситуация, конечно, не меняется. Наоборот, проблемы усугубляются и отравляют жизнь в коллективе. Руководство чувствует тщетность своих попыток, так что обращение ко мне зачастую окрашено негодованием. Виновник же на самом деле вовсе не псих. Он действует по привычке, ведь никто никогда не говорил ему, что в его поведении что-то не так.
Иными словами, название книги выражает чувство полной растерянности, которое мы испытываем, когда не понимаем человека или причин его поступков. Проще разозлиться и обозвать кого-то придурком или идиотом, чем разобраться, что лежит в основе его поведения. Но мы должны попытаться, потому что только так лучше поймем коллег и самих себя, сможем создать безопасную, здоровую и эффективную рабочую среду.
Оценив уровень знаний людей в сфере общения, я поняла, что и в офисах психиатрия будет полезна. В частности, умение определять тип личности, характерные для него нарушения поведения и находить способы их исправления улучшит психологический климат в коллективе. Учитывая свой опыт, полученный в бизнес-школе, а также в ходе консультаций и разговоров с друзьями и родственниками, далекими от вопросов психического здоровья, я решила помочь людям разобраться с проблемами, возникающими на рабочих местах. Я хочу объяснить, почему иногда там становится невыносимо и как это исправить.
Мы стараемся избегать неприятных эмоций, отгораживаемся от страхов, печалей, тревог, болезней. Бегство от реальности принимает разные формы. Мы ограничиваем общение с теми, кто нас расстраивает. Бываем сдержанны с людьми, которые причиняют нам неудобства. Полагаем, что систему не изменить и коллеги не станут к нам прислушиваться. Боимся проблем. Думаем, будто должны мириться с тем, что усложняет нам работу. Убеждены, что руководящее положение позволяет человеку вести себя неподобающим образом.
Так вот, мы не правы.
Этой книгой я начинаю разговор. Хочу побудить вас общаться открыто и честно. Удивительные достижения технического прогресса значительно подняли уровень коммуникации, но при этом отдалили нас друг от друга. В наше время избежать неприятного взаимодействия гораздо проще. Сейчас каждый может найти такой способ связи, который соответствует его представлениям о зоне комфорта. В большинстве случаев это очень полезно, потому что позволяет общаться с кем угодно. Но конфликты по-прежнему существуют и расстраивают нас. И мы нуждаемся в тех, к кому можно обратиться в подобных случаях. Ссоры неизбежны, но, выработав правильное отношение к ним, мы способны усовершенствовать рабочее пространство.
В следующих главах я расскажу о разных типах людей и распределю их по группам. Истории будут узнаваемы, потому что все с этим сталкивались. Определенные модели поведения типичны и обычно не несут злого умысла. Обобщение очень полезно. Поняв типы поведения, их движущую силу и методы исправления, вы научитесь работать с кем угодно. Эта книга не ставит диагнозы, она не сделает вас экспертом в психиатрии, но поможет лучше разбираться в людях и понимать причины их поведения.
Мы поговорим о высокомерии, рассеянности, неадекватности, навязчивости, манипулировании и людских странностях. Я предложу стратегии взаимодействия и (при необходимости) вмешательства, которые помогут нормализовать отношения в коллективе. И хотя все мы, несомненно, существуем в единой системе координат, каждый из нас наделен множеством индивидуальных особенностей. Они и делают нас самими собой. Типология не нацелена разделить людей на определенные группы и навесить ярлыки. Она призвана помочь построить отношения с окружающими. Чтобы понять, почему человек поступает так или иначе, важно проникнуться к нему сочувствием и постараться войти в его положение.
Что такое нарушения поведения
Нарушения поведения могут принимать разные формы. Крик, швыряние предметов, оскорбления – это очевидные проявления. Презрительные комментарии, унижение, запугивание, подрыв доверия, неадекватные выпады и непрофессионализм – тоже довольно распространенные примеры. Другие формы касаются злоупотребления властью, служебным положением или социальным статусом, ограничения личных свобод. Настаивая на своем и отказываясь работать в команде, вы также создаете проблемы. Боязнь доводить дело до конца, уклонение от своих обязанностей – в том же списке. Предпосылки к неприятному поведению можно найти где угодно.
Иногда отталкивающее поведение налицо. Вряд ли можно не заметить, как кто-то непристойно ругается или швыряет предметы. Но порой нарушения протекают скрыто, без видимых симптомов. Работник, не оправдавший доверия или скрывший нужную информацию, столь же неблагонадежен, как и забывающий выполнять задания либо постоянно путающийся в документации. При этом сотрудник, который предлагает улучшить рабочие процессы и дает дельные советы, тоже бывает определен как «неприятный», хотя это не так. Иметь дело с вопиющим поведением даже проще – его легче распознать. Существуют и простые способы борьбы с ним – это жалобы или управленческие процессы. А вот скрытые нарушения поведения подкрадываются незаметно, поглощая время коллег, и не вызывают обращений за помощью.
Как же выявить поведение, которое с такой легкостью уничтожает наше рабочее пространство? Часто описать его сложнее всего. Мы рассуждаем с точки зрения своего опыта и представлений, и они у нас разные. То, что раздражает одного, другой может высоко ценить. Ситуация бывает настолько деликатной, что порой невозможно понять, что не так, но все это чувствуют. Я считаю, что нужно рассматривать возможность проявления неприятного поведения всякий раз, когда после общения с человеком вы чувствуете себя расстроенными или испытываете негативные ощущения: смущение, злость, грусть, растерянность. Конечно, причины могут быть разными, но, возникая на рабочем месте, именно такие эмоции служат маркерами межличностных проблем. Особенно если они продолжают беспокоить вас, постоянно всплывают в памяти, снятся по ночам или тревожат на протяжении дня. В таком случае стоит обратить на них внимание, потому что общение, очевидно, вышло за общепринятые рамки и оказывает на нас слишком сильное влияние.
Наверное, стоило бы сказать, что вы сможете распознать нарушение поведения, когда столкнетесь с ним. Вы определите его, когда оно проявится и у вас. Как? Просто почувствуете. И это ощущение будет уникальным, ясным или неопределенным, но настроенным именно на вашу волну, ваши особенности личности. Понимание его важности и степени воздействия, желание непременно что-то сделать придут позже. Первый шаг – распознать это чувство и определить, что что-то не так. Второй – осознать, что перемены могут потребовать решимости. Без этого вы не сможете вникнуть в ситуацию и урегулировать ее, даже если считаете, что причина в ком-то другом.
Возможно, вы не поверите мне на слово. Я приложу все усилия, чтобы доходчиво объяснить, что такое нарушения поведения. Впрочем, понять это можно только на собственном опыте, и скорее всего он у вас уже есть.
Необходимо учитывать, что во многих компаниях существуют свои определения неприятного поведения. Любопытно, какие его виды у вас на работе подпадают под такое определение. Это особенно важно при принятии решения обратиться за квалифицированной помощью, о чем мы еще поговорим.
С профессиональной точки зрения термин «нарушение поведения» был сформулирован в ходе изучения детской психологии. Это служит отправной точкой в эволюции понятия «псих на работе» и позволяет взглянуть на поведение других с позиции большей вовлеченности.
Одно из преимуществ литературы по поведенческим нарушениям у детей в том, что в ней дается конкретное определение того, что считать проблемой. Поведение детей называют плохим, когда нарушаются права других или основные социальные нормы. Можно попробовать применить этот стандарт и к работающим взрослым. Важно и то, что проблемное поведение детей описывается в разных ситуациях. В DSM[1] рекомендуется наблюдать за поведением детей родителям, учителям, приятелям, тренерам и другим людям. То же самое верно и для взрослых. Если кто-то ведет себя на работе неподобающим образом, то скорее всего он будет проявлять признаки ненормативного поведения и в других ситуациях. Наблюдая за человеком в офисе, часто можно обнаружить те же модели в общении с близкими, родственниками, друзьями. Если же неприятное поведение просматривается только по отношению к вам, то, пожалуй, дело именно в вас. Любые сведения о том, как человек контактирует с другими – от коллег до бабушек и дедушек, – очень полезны для понимания ситуации и ее разрешения.
Поведенческие модели, которые определяются как «проблемные» на работе, можно легко распознать и в детях. Грубость, оскорбления, бросание предметов, отказ завершать начатое, травля, игнорирование – только некоторые из них. Наказание будет справедливо как для ребенка, нарушающего правила дома, так и для сотрудника, пренебрегающего ими в офисе.
Наблюдение за моделями поведения у детей также указывает на необходимость принимать меры на ранней стадии. Несвоевременная коррекция проблемного поведения позволяет ему укорениться и снижает шансы на успех, особенно если такое поведение поощряется. Если ребенок привык получать мороженое за приступы гнева, он вполне может вырасти в сотрудника, срывающего злость на коллегах и ожидающего за это повышения.
Параллель между детьми и взрослыми с проблемами в общении помогает посмотреть на ситуацию снисходительнее. И хотя ребенок, устроивший истерику в торговом центре, вызывает недоумение, мы, взглянув на дело шире, поймем, что у него не было цели довести нас до головной боли. Это часто нелегко принять, но и сотрудники в коллективе, как правило, не стремятся стать невыносимыми. Глубже вникнув в развитие типов личности и особенностей характера, мы лучше поймем, почему люди ведут себя так, а не иначе, и сможем проявить больше эмпатии по отношению к ним. Даже когда с ними трудно работать.
Другая интересная параллель – между вмешательством в ситуацию у детей и взрослых. Помощь в исправлении нарушений базируется на принципах успешного родительства и подразумевает изменения поведения окружающих. Чтобы исправить действия ребенка, нередко приходится меняться самим родителям. А для коррекции поведения сослуживца вам потребуется изменить собственное. Часто бывает необходимо установить и усилить границы. Общение должно быть простым и понятным. И, конечно, никакие трансформации не происходят быстро.
Почему нас волнует трудное поведение
Если на раннем этапе научные исследования были в основном посвящены нарушениям поведения у детей, то впоследствии усилился интерес к неприятному поведению на рабочем месте. Возможно, психиатры начали изучение моделей поведения с младшего возраста, поскольку это универсальный опыт. Все мы когда-то были детьми и находились среди ровесников. По мере того как законы глобальной экономики меняют правила трудоустройства, культура трудовой среды и ее особенности становятся важной сферой изучения.
Малый бизнес трансформируется в корпорации, люди работают бок о бок в усложняющихся условиях – и случаев нарушения поведения становится больше.
Значительная часть литературы о нарушениях поведения на работе касается медицинских учреждений. Это обусловлено многими причинами. Скорее всего, авторы исследований часто сталкивались с нарушениями поведения во время учебы в медицинском институте или работы в лабораториях либо больницах. Это и вызвало интерес к проведению изысканий в этой области. Однако любопытная история связана с так называемой объединенной комиссией по аккредитации учреждений здравоохранения (Join Commission), в задачу которой входит повышение качества услуг. Больницы стремятся получить аккредитацию ради допуска к различным федеральным программам финансирования. Одно из условий – соблюдать требование комиссии по отношению к нарушениям поведения среди сотрудников, так как это напрямую связано со стабильной работой больницы.
В июле 2008 года комиссия опубликовала официальный документ, в котором обозначила, что «ЧП, связанные со смертельными случаями, серьезными физическими или психологическими травмами либо риском их возникновения, – сигналы к немедленному реагированию и расследованию». Вот начало документа:
Запугивания и нарушения поведения могут стать причиной врачебных ошибок… ухудшения качества обслуживания пациентов и повлечь нежелательные последствия… увеличивают стоимость лечения… и вынуждают увольняться квалифицированных врачей, руководителей и административный персонал… Безопасность и качество оказания помощи пациентам зависят от командного духа и взаимодействия внутри рабочего коллектива. Для повышения качества оказания помощи и обеспечения охраны труда организации здравоохранения обязаны принимать меры в случаях нарушения поведения, которые препятствуют слаженной работе коллектива.
Документ предписывал больницам выработать схемы для выявления и расследования случаев нарушения поведения, фиксации хода и результатов таких расследований и включить в штат квалифицированных специалистов. Так появилась должность руководителя программ по повышению квалификации, и я стала консультантом по психологическому климату в коллективе. Документ сыграл и еще одну важную роль – побудил организации продумать, как определять отклонения в поведении и какие меры принимать для их устранения.
В разных сферах деятельности нарушения поведения неодинаковые. Например, корпоративная среда часто провоцирует жестокость. В крупных компаниях она может рассматриваться как положительная черта, успешная стратегия продвижения к цели. По существу, подобные действия поощряются, хотя должны вызывать беспокойство. Такая модель характерна, например, для нарциссического типа личности, о чем мы поговорим ниже. Поведение, считающееся нормальным для руководителя расширяющейся организации, отличается от того, которого ждут от преподавателя семинарии. Конечно, это крайности, но так оно и есть: сфера деятельности определяет культуру внутри коллектива и модели приемлемого поведения. Однако сам факт, что нечто признается частью корпоративной культуры, не означает, будто это правильно. Дискриминация, домогательства, унижения или оскорбления не могут считаться нормой ни в одной сфере деятельности.
Неприятные люди – проблема для бизнеса. Вдобавок к негативным эмоциям отдельных сотрудников компания как функциональная единица тоже испытывает значительные трудности. Отношения между членами команды влияют не только на их способность действовать сообща, но и на эффективность организации в целом. Люди не отдаются делу целиком там, где им не нравится находиться. Если окружение неприятно или даже один человек досаждает коллегам, мотивация и работоспособность в коллективе снижаются. Это отражается и на других сотрудниках, пока продуктивность или творческий потенциал не сведутся к нулю.
Одно из исследований, охватившее пятьдесят больниц в США, показало: медсестры и врачи вели себя неподобающим образом, а это провоцировало напряжение, раздражение и ухудшение отношений между сотрудниками. Что, в свою очередь, негативно отражалось на передаче информации, работе в коллективе и провоцировало текучку персонала85, 120. Удивительно, как тесно нарушения поведения связаны со снижением таких показателей, как качество работы, охрана труда, врачебные ошибки и нехватка персонала. Все это лишь малая часть последствий, весь спектр которых представлен во множестве исследований85. К сожалению (что неудивительно), это негативно влияет и на качество работы с пациентами. Было даже разработано соглашение, которое гарантировало возмещение до сотен тысяч долларов больным, столкнувшимся с запугиваниями со стороны лечащих врачей85).
Но даже при существующих знаниях о расстройствах поведения и нежелательных последствиях, которые они вызывают, сотрудники продолжают молчать. Самая распространенная причина этого – страх наказания или мести. Люди опасаются, что поведение некоторых работников останется прежним независимо от принятых мер, и не осознают необходимость вмешательства для исправления ситуации119. При постоянных трудностях в общении сотрудники полагают, что было бы неплохо обсудить правила и определить, какое поведение приемлемо, а какое нет. Они видят пользу в программах, обучающих правильно реагировать на нарушения поведения на рабочем месте.
Конечно, все это относится не только к больницам. Любой человек припомнит кого-то, чье поведение можно считать не совсем нормальным. Это скорее правило, чем исключение. Сложное сочетание ситуаций, событий и личностных качеств, которые мы привносим в рабочую обстановку, делает непонимание, случайные ссоры и конфликты почти неизбежными. Важно распознавать неподобающее поведение и уметь с ним работать, потому что оно негативно влияет и на каждого в отдельности, и на успешность бизнеса в целом, не говоря уж о самом источнике проблем.
Неприятные люди
Итак, что мы имеем? Нарушения поведения встречаются всюду, и их последствия преимущественно негативные. Никто не хочет столкнуться с отталкивающим поведением и тем более обнаружить его у себя. Так откуда же оно берется?
Размышляя о причинах, нужно понимать, что поведение – это продукт коммуникации двух и более людей. Сам по себе человек не проявляет нарушений. Проблемы начинаются, когда его действия отрицательно сказываются на окружающих. Другими словами, если дерево падает в лесу и никто этого не видит, то проблемы нет. То же самое и у людей.
Говоря в книге о неадекватном поведении, я имею в виду процесс взаимодействия человека с окружающими. Исследуя виды неприемлемого поведения, мы рассмотрим различные категории сотрудников, таких как Нарцисс, Потерянный[2] и другие, склонные к неправильному поведению.
Что такое личность? Это совокупность привычек, мыслей и эмоций, характерных для конкретного человека. Понятие личности включает в себя отношение к окружающим, поведение и систему моральных ценностей. Некоторые особенности личности мы наследуем, другие – результат влияния семейной, культурной и образовательной среды. Биологические факторы и жизненные события, с которыми сталкивается человек, формируют специфические черты характера, в том числе особенности поведения. Стремясь понять друг друга, мы глубже проникаем в суть моделей поведения, что поможет повлиять на него и скорректировать.
Я не призываю вас ставить диагнозы расстройств личности. Большинство тех, с кем вы общаетесь, не страдают никакими расстройствами, какими бы сложными ни были ваши отношения. Очень важно понимать разницу между чертами характера (которые есть у каждого, иначе мы были бы безликой массой) и расстройствами личности. Эта тема имеет ключевое значение и будет глубже раскрыта в предисловии ко второй части.
Чтобы понять, что мы подразумеваем под личностью, обратимся к истории. В Древней Греции и Древнем Риме учение о моделях поведения было неразрывно связано с так называемыми четырьмя типами темперамента[3], 152. В этой системе равнодушных (преобладание лимфы) называют флегматиками, вспыльчивых и несдержанных (преобладание желтой желчи) – холериками, эмоциональных экстравертов (преобладание крови) – сангвиниками, а пессимистов (преобладание черной желчи) – меланхоликами. Понимание личностных особенностей в более современном смысле встречается в работах греческого философа Аристотеля. В IV веке до н. э. в работе «Риторика» он исследовал изменения особенности личности с течением времени. Эти идеи позже развил его ученик Теофраст35, описавший тридцать неприятных черт характера с красочными названиями, такими как «опсиматия»[4], «злоязычие», «подлолюбие». С тех пор интерес к личности остается краеугольным камнем в изучении человеческой природы. Почти две тысячи лет спустя основатель американской психологии Уильям Джеймс написал фундаментальный труд «Принципы психологии» (1890), в котором отдельные главы посвятил природе личности.
Даже у новорожденных заметны элементы темперамента, которые в дальнейшем под влиянием опыта оформятся в личность. Сначала младенцы либо просто скованны, либо более расслабленны. Взаимодействуя с окружающим миром и теми, кто о них заботится, малыши развивают различные модели поведения, за счет которых и формируется личность. Наверное, самый понятный из современных подходов к теории личности – это модель «большая пятерка», получившая широкое распространение в 1960-е годы. В нее входят экстраверсия, нейротизм, открытость опыту, добросовестность и доброжелательность62. Следуя этой модели, можно определить личность человека как совокупность проявлений факторов «большой пятерки» или отсутствие какого-либо из них.
В этой книге нет строгого психологического определения понятия личности. Лучше разделим типы характеров на более широкие группы, такие как Нарцисс, Мистер Хайд, Эксцентрик, чьи особенности создают определенные модели нарушения поведения на рабочем месте. Мы раскроем знакомые сценарии, которые описывают личностные конфликты. Расскажем, как они приводят к определенному поведению и какой волновой эффект оно создает вокруг себя. Для примера представим строителя и его ученика, допустившего ошибку в проекте. Вообразим также, что этот строитель всю жизнь живет с ощущением, будто все время ожидает удара в спину. Он патологически боится, что его обвинят в ошибке, перестраховывается и все тщательно перепроверяет. Своего ученика он воспринимает как потенциальную угрозу, которая может привести к убыткам и даже судебным разбирательствам, потере репутации, бизнеса, денег. Строитель чувствует себя в ответе за каждый промах ученика. Из-за каскада страхов работа под его началом становится неприятной. Потребность жестко контролировать все процессы делает строителя неспособным толково обучать. Он грубит, когда другие не делают того, чего он от них ожидает. Он нервничает на работе, испытывает трудности в общении, ему сложно заводить друзей. А когда приходит домой, так напряжен, что не может уделить жене и детям того внимания, которое хотел бы или уделял раньше. Это разрушает отношения. Именно так можно объяснить и описать влияние особенностей человека на рабочие процессы вокруг него.
В последующих главах мы кратко рассмотрим историю теории личности от древних времен до современности. Определенное поведение, нарушающее атмосферу в коллективе, может быть как особенностью типа личности, так и способом общения. Как получается, что кто-то отлично адаптируется и не имеет проблем, а другой постоянно сталкивается с одними и теми же нездоровыми моделями? Если мы хотим изменить ситуацию, необходимо научиться распознавать типы людей и их модели поведения. В основе книги лежит подход, базирующийся на типах характеров. Однако помните, что категоричные суждения ведут к излишнему упрощению. Главное – находить правильный подход к неприятным людям. Это фактически метод проб и ошибок, который потребует от вас определенной гибкости.
Рассматривая нарушения поведения, важно учитывать психологические типы людей еще и потому, что это позволяет сопереживать. Каждый человек – уникальный набор биологических особенностей и жизненного опыта. И именно это заставляет нас вести себя определенным образом. Но уважительное отношение к личностным особенностям, моделям поведения и их причинам не должно касаться только конфликтных ситуаций. Понимание и взаимопомощь делают нас снисходительнее к окружающим и полезны во всех сферах жизни. Иногда эмпатии бывает достаточно, чтобы улучшить отношения.
Как уже говорилось, в основе книги – взгляд на нарушения поведения с точки зрения особенностей характера. Но важно понимать, что свой вклад в эти нарушения вносят и факторы, не относящиеся к личности: время и место, принадлежность к определенной культуре, условия труда. Некоторые коллективы более терпимы к проявлениям неприятного поведения, хотя с течением времени это меняется. Определенные корпоративные правила также способствуют проявлению некоторых особенностей поведения. Часто конкретный человек получает ярлык «трудный» или «конфликтный», хотя просто оказался не на своем месте. В таком случае проблема решается сменой работы.
Но есть и другие промежуточные факторы. Продолжительные стрессы или сама атмосфера в коллективе иногда способствуют увеличению случаев нарушений поведения. Когда кто-то болен или сотрудников не хватает, это также может провоцировать проблемы. Вдобавок некоторые живут в постоянном неконтролируемом напряжении, что значительно омрачает взаимодействие с окружающими. Эти обстоятельства не вполне соотносятся с личностным подходом, однако важно понимать, что они вносят значительный вклад в развитие проблемного поведения. И, если кто-то ведет себя определенным образом, это не значит, что так будет всегда.
Типы людей и что с ними делать
Прежде чем вдаваться в нюансы отношений с разными типами людей и в оттенки странностей поведения, взглянем на проблему шире. То есть рассмотрим не только сами нарушения, но и ситуации, когда они возникают. Тем, кто лишь однажды повел себя неподобающе, вряд ли понадобится длительная терапия. Но людям, у которых нарушения поведения проявляются постоянно, не поможет дружеский разговор.
При неадекватном поведении нужно принимать меры, а если они не работают, то быть готовым попробовать что-то другое. Эта книга послужит учебником, расскажет, что, когда и как делать. Ваши действия будут зависеть от ситуации и серьезности необходимого вмешательства. Для единичных эпизодов неадекватного поведения достаточно обсудить это за чашечкой кофе с проштрафившимся. Если нарушения повторяются, то скорее всего понадобится вмешательство на официальном уровне. Потребуется обозначить проблему (привлечь свидетелей или донести информацию до нарушителя), чтобы человек знал о ее существовании. Разбор конкретных инцидентов, произошедших за последний месяц, поступившие жалобы или количество пивных бутылок, найденных под столом сотрудника, – все пригодится.
Зачастую для исправления поведения человеку достаточно указать на его неоднократные нарушения. Исследования показывают, что около 60 % врачей исправляются после того, как им сообщают об их неадекватных действиях61.
Люди должны знать, чего от них ожидают. Порой поведение человека обусловлено тем, что он не вполне понимает правила игры или оказывается в ситуации, где установки быстро и необъяснимо меняются. Абсолютно естественно определять границы дозволенного и не выходить за эти рамки. Поэтому необходимо сообщать людям, где они переходят черту.
Я часто сталкивалась с руководителями, которые, заметив неподобающее поведение, впадали в ступор и не знали, как подступиться к человеку, чтобы сделать ему замечание. Со временем неприятное событие превращается из эмоционального опыта в обычное воспоминание. Желание руководства вмешаться сходит на нет, остальные сотрудники падают духом, а виновный уходит от ответственности, делая вывод, что его действия вполне допустимы. Он может даже не заметить проблемы. В конце концов руководители звонят мне и описывают устоявшиеся модели поведения, которым сами позволили развиваться до бесконечности. Но если бы они действовали прямо, открыто и вовремя, то скорее всего до крайности бы не дошло. А ведь коллеги замечают подобное поведение значительно раньше, чем о нем становится известно руководству.
Итак, первый шаг – четко обозначать ожидания и своевременно реагировать на проблему. Те, для кого это слишком сложно или кому неловко, должны обратиться за помощью. Если игнорировать плохое поведение, то оно не исчезнет, а наоборот, будет ухудшаться и в конце концов потребует серьезного вмешательства. Но все равно во многих случаях можно применить подход, основанный на поддержке, а не на дисциплинарных мерах.
Как только в дело вмешивается руководство, меры воздействия сильно сокращаются, поэтому лучше реагировать на неадекватное поведение, как только вы стали его свидетелем. Строгий разговор с вышестоящими или направление к специалисту не всегда влекут глубокое осознание проблемы и нужную реакцию со стороны виновника. Но сотруднику надо дать понять, что неизбежны серьезные последствия: перевод на частичную занятость, в другой отдел, отстранение от определенных обязанностей или даже увольнение. Правда, это не решает проблему, а просто перемещает ее в другую плоскость. В следующих главах я подробно расскажу об этих мерах воздействия: от кого они должны исходить, как протекать и когда применяться.
Как может помочь эта книга
Книга разделена на части в соответствии с десятью типами личности, которые, как подсказывает опыт, наиболее часто называют сложными. Именно таких людей на работе считают мудаками. Скорее всего, вы обнаружите, что конкретный человек редко вписывается в какой-то один тип. Он чаще представляет неприятную смесь нескольких вариантов. И если основная проблема у вас на работе касается, например, вспышек гнева, то вы заметите, что это характерно почти для всех типов.
Действительно, мало кто вписывается в единственную категорию. Что же тогда делать с этой информацией? Важно не использовать книгу для постановки диагнозов, ведь окружающие в большинстве случаев не страдают серьезными расстройствами и заболеваниями. У всех нас есть неприятные особенности, и время от времени мы их проявляем. Обычно «психи на работе» очень выделяются. Как только вы обнаружили такового, используйте комбинации описанных здесь стратегий. Если одна из черт характера выходит на первый план, определите ее и действуйте. В общем, все методы могут работать одновременно. Старайтесь не делать категоричных выводов. Ваш руководитель вполне может быть Нарциссом, даже обладая некоторыми чертами Скряги. Не зарывайтесь в мелочах, используйте комплексный подход, обращенный к ядру личности[5].
Не старайтесь приспособить написанное под «своего психа». Ко мне часто обращаются руководители, уверенные, что их сотрудник проявляет только одну модель неприятного поведения. Они так сфокусированы на этом, что перестают видеть человека целиком и замечать остальные черты. Читая эту книгу, люди, возможно, будут расстроены, так как не смогут найти здесь тип личности, который бы демонстрировал единственную модель поведения, потому что невозможно упорядочить все существующие индивидуальные особенности. Попробуйте оценить, какому типу личности свойственны определенные черты, не углубляясь в подробности.
Типы характеров пересекаются. Жулики часто подозрительны. Венериной Мухоловке свойственны черты Скряги. Нарциссы и Рассеянные бывают бережливы. И кто угодно может превратиться в Мистера Хайда или Потерянного. Так что не придирайтесь, если описание какого-то типа будет в общих чертах, но все же не полностью подходить «психу» у вас на работе. Вспомните все, что вы знаете о человеке, его жизни, происхождении, слабых и сильных сторонах, и объедините это в историю. Она поможет разобраться в причинах проблемного поведения.
Возможно, кто-то из ваших коллег выглядит как самодостаточная личность, постоянно конкурирует, пытается во всем первенствовать и исподтишка делать гадости. Будет ли полезно узнать, что сестра этой сотрудницы – настоящая знаменитость, гордость родителей? А ваша коллега всю жизнь пытается обратить на себя их внимание, получить одобрение и перестать быть второсортным членом семьи. Возможно, это соперничество она переносит на работу. И не исключено, что вы заметите: хотя ее поведение направлено против вас, оно на деле не имеет к вам никакого отношения. Поэтому попробуйте похвалить коллегу, дайте ей почувствовать себя успешной. Вы не представляете, насколько это может улучшить ваши отношения.
Все это не так трудно. Просто забудьте на некоторое время о своем негодовании и взгляните на проблему шире. Конечно, никто не обязан вникать в перипетии чужой жизни, но люди обычно бессознательно открыты и говорят о том, что их беспокоит. Мы все стремимся к общению, это известно. Достаточно посмотреть на книгу, которую вы держите в руках, чтобы удостовериться, насколько для вас важны хорошие отношения с окружающими. Итак, я предлагаю старый добрый способ: говорите с людьми напрямую, при личной встрече. Особенно если вы их не понимаете и в ваших взаимоотношениях существуют проблемы. Когда они говорят, смотрите им в глаза. Слушайте и чувствуйте их. Не стремитесь делать выводы, потому что они скорее будут касаться вас самих.
Некоторым кажется возмутительной необходимость прилагать столько сил, чтобы найти общий язык с окружающими. Почему именно вы должны искать подход, ведь проблемы у них? Может даже показаться, будто вы слишком усердствуете, чтобы помочь им. Но даже само чтение этой книги – вклад в их успешность. Кажется странным, понимаю.
Представьте отношения как расклад пятьдесят на пятьдесят. Иногда складывается впечатление, что неприятный человек контролирует девяносто процентов из ста. Но все, что от вас требуется, – не забывать о своих пятидесяти. Стратегии, предложенные в книге, сделают ваш вклад в отношения настолько плодотворным, насколько это возможно. И это все, что в ваших силах.
Важные оговорки
Хочу предупредить, что эта книга – руководство, как взаимодействовать с неприятными людьми вообще, но прежде всего на рабочем месте. Она не должна использоваться в качестве замены трудового права. Рабочие процессы регулируются множеством законов. Если не следовать им, то легко принять неверное решение, которое затронет других сотрудников, или сказать что-то, идущее вразрез с трудовым законодательством. Например, в книге я упоминаю случаи, когда, дисциплинарные наказания и даже увольнения оправданны. Особенно с сотрудниками, демонстрирующими поведение, которое можно расценить как психическое расстройство.
Поэтому, когда я говорю, что кого-то направили на лечение или на курс психотерапии, пожалуйста, помните: все эти заключения соответствовали нормам законодательства и исходили из соответствующих инстанций. Также не забывайте, что я психиатр! И, следовательно, убеждена: всем нам не помешает терапия. Кстати, почти все практикующие психиатры сами обращаются за помощью. Многим людям, не страдающим психическими расстройствами, психотерапия помогает понять себя, пережить потерю близких или добиться успехов в работе. Было бы беспечностью с моей стороны, говоря о способах решения проблем с поведением, не упомянуть различные виды терапевтического вмешательства. Но не стоит рекомендовать это вашим коллегам, руководителям или подчиненным (только после согласования с отделом персонала и юристом!)[6]. Но так как я стараюсь представить широкое видение того, как вести себя с разными людьми, я и даю подробные объяснения.
В книге не идет речь о серьезных психических заболеваниях, таких как шизофрения или биполярное расстройство. Однако хочу сказать пару слов о возможностях трудоустройства людей, страдающих ими. Я поддерживаю трудоустройство любого, кто хочет работать. Это может стать одним из важнейших факторов на пути выздоровления или наполнения жизни человека смыслом. При наличии необходимых навыков и условий труда возможность работать должна быть у каждого, независимо от его физического или психического состояния.
И помните: цель книги не в том, чтобы помочь поставить диагноз людям, которые ведут себя на работе неподобающим образом! Даже не пытайтесь использовать ее в этом качестве. Психиатрические диагнозы сложны и специфичны. Психиатры учатся минимум двенадцать лет. Профессиональная подготовка включает медицинский институт, интернатуру и иногда научно-исследовательскую работу, и все равно требуется время, чтобы узнать человека лично. Например, я не имею права диагностировать расстройство личности на основании оценки только одного специалиста или «разрешения» поставить диагноз без личного приема. В этой книге не рассматриваются случаи диагностированных психических заболеваний. Именно поэтому названия глав не носят медицинский характер, а определения даются с учетом как общих черт обсуждаемых типов, так и случаев реальных отклонений. И если описываемый случай подходит к диагнозу, то информацию можно использовать исключительно как толчок к дальнейшему изучению вопроса, поиску способов помочь сослуживцу. Но не для того, чтобы навесить на кого-то ярлык «психа».
Ваша задача – наблюдать за коллегами в рамках обсуждаемого вопроса, стараться понять каждого и разобраться, почему их поведение провоцирует проблемы. С этими знаниями вы сможете посмотреть на поведение окружающих со стороны. Также вам будет проще сочувствовать людям, даже если они делают то, что выглядит жестоким или отвратительным. Наклеить ярлык, обвинить в нездоровом поведении означало бы вывернуть суть книги наизнанку.
Вы также поймете, что описанные варианты вмешательства не волшебны и не являются лечением. Многие типы личности демонстрируют укоренившиеся долговременные модели поведения. И даже когда мы решительно настроены что-то изменить, это не происходит быстро. Не забывайте, что почти все, кого я описываю, не больны, – им не требуется лечение. Мы просто стараемся исправить ситуацию, чтобы сотрудники компании лучше взаимодействовали друг с другом. Стремимся пролить свет на законы коммуникации и объяснить последствия выхода за установленные рамки. Хотим создать управляемые условия труда, более эффективные и обеспечивающие уважительное отношение друг к другу. Наша цель – сделать рабочие отношения более комфортными. Как вы сможете убедиться, это не всегда достижимо. Бывают ситуации, когда для решения проблемы сотруднику – или вам самим – необходимо покинуть враждебную среду.
И наконец, все описанные случаи не имеют отношения к реальным людям. Каждый пример – это обобщение. Я собрала вместе тысячи ситуаций, с которыми сталкивалась за свою почти тридцатилетнюю практику, и выбрала самые показательные. И если вам покажется, что вы узнали кого-то конкретного, – это не так. Те, о ком вы прочтете, – комбинации различных людей, своего рода франкенштейны, созданные моим воображением.