Вы здесь

Мюнхен: кирхи, пиво, заговоры и безумные короли. Фрауэнкирхе: Гангофер и чертов след (О. В. Афанасьева, 2014)

Фрауэнкирхе: Гангофер и чертов след

Фрауэнплац, 12

Церковь Фрауэнкирхе, или церковь Богоматери, – крупнейшее в Южной Германии готическое здание – построена всего за 20 лет, с 1468 по 1488 годы, что невероятно быстро для эпохи Средневековья. Официальное ее название звучит как «Епархиальная церковь Девы Марии в Мюнхене». Это уже третье церковное здание на этом месте, после часовни Девы Марии (до 1158 года) и романской церкви Девы Марии 1271 года. Однако внутри церкви мало что сохранилось от готического оформления, выполненного архитектором Йоргом фон Хальспахом по прозвищу Гангофер. В 1722 году Игнац Гюнтер перестроил главный вход и четыре боковых портала, а в середине XIX века собор был преображен в стиле неоготики.

Две увенчанные куполами-луковицами башни Фрауэнкирхе – один из прославленных символов Мюнхена. Купола, венчающие западные башни, поднимащиеся почти на 100 метров, были закончены еще в 1525 году. С 1821 года Фрауэнкирхе – главный собор архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского.

С началом строительства Фрауэнкирхе связано предание.

Однажды герцог Сигизмунд охотился в лесу неподалеку от Мюнхена. Он был молод, хорош собой и любил проводить время во всевозможных удовольствиях и увеселениях, и самыми любимыми были охота и пиры. Не раз наставники пытались обратить его внимание на дела города, а также на прямые обязанности христианина, но молодой герцог только смеялся.

– Удел мужчины – война и охота, – говорил он. – Ближе к старости я остепенюсь, женюсь и начну ходить к мессе. А пока я молод, у меня найдутся занятия повеселее.

Охота длилась почти до вечера. Увлекшись погоней, охваченный азартом, он не заметил, как отбился от свиты и заблудился. Долго он блуждал в гористой местности, и чем больше старался, тем сильнее сбивался с пути. Наконец, уже в сумерках, он выбрался на опушку из густого леса и увидел вдали город. Но где ближайшие ворота, как добраться до дома кратчайшим путем? Тропинки, ведущей прямиком к Мюнхену, он не видел, а ориентироваться было не на что: все здания были примерно одной высоты. Когда он почти решился скакать напрямую, конь заупрямился и встал как вкопанный. Всадник никак не мог его заставить скакать вперед. Он пришпоривал коня, натягивал удила, пытался подгонять его шлемом, но все было бесполезно. Сигизмунд перевел дух, не понимая, что делать дальше. Конь постоял спокойно, а потом вдруг шарахнулся в сторону. Герцог увидел девушку неземной красоты, вышедшую, казалось, прямиком из темного леса.

– Кто ты? – удивился Сигизмунд. – Что ты здесь делаешь?

– Я укажу тебе дорогу, – сказал она. – Посади меня перед собой, а шлем повесь вот на этот высокий сук. Так будет легче искать дорогу.

Она говорила с герцогом так, будто была ему ровней.

Удивленный и восхищенный Сигизмунд повиновался. Он был так рад прекрасному соседству, что почти забыл о том, что заблудился. Он пытался заговаривать с девушкой, но она почти не отвечала, и герцог вскоре замолчал.

Когда они выбрались на мощеную дорогу, девушка спрыгнула с коня и сказала:

– Оглянись назад. Видишь, вон на той скале блестит твой шлем в лунном свете? На ней мы с тобой и встретились. Ты чуть не послал коня прямиком в пропасть. Твоя жизнь должна была оборваться сегодня.

Герцог посмотрел в указанном направлении и вскрикнул от ужаса. Полная луна осветила высокую скалу и тусклый блеск, едва заметный на огромной высоте.

– Кто ты? Как тебя зовут? Как мне благодарить тебя? – обратился он к своей спасительнице. – Я дам тебе все, что ты захочешь, я готов сделать тебя своей женой!

Девушка улыбнулась.

– У меня уже есть муж, а зовут меня Мария. Денег мне не нужно, но обещай мне построить в Мюнхене просторную новую церковь и назвать ее в честь Девы Марии. Пусть эта церковь будет выше всех других зданий в городе – и тогда ни один путник не заблудится в окрестностях, видя ее купола.

Герцог поклялся, что в ближайшее время возьмется за строительство храма.

– Помни, ты дал слово, – сказала девушка. – Если не сдержишь его, получишь знак. И это будет недобрый знак, последнее предупреждение.

С этими словами она исчезла в темноте.

Несколько дней герцог был преисполнен благих намерений: пригласил городских архитекторов, приказал казначею составить смету и подумывал о начале стройки. Но вскоре прежняя жизнь снова захватила его, и очень быстро он забыл о своем обещании. Один из его придворных женился на юной красавице, и герцог все чаще поглядывал в ее сторону и оказывал всевозможные знаки внимания.

Сердце красавицы дрогнуло. При виде герцога она кокетливо поглядывала на него и улыбалась. Однажды он сорвал с ее губ поцелуй. Вдохновленный успехом, Сигизмунд отправил мужа красавицы с поручением в соседний Фрайзинг на несколько дней, и с нетерпением предвкушал первое свидание наедине.

Как раз в это время в старой часовне должны были служить мессу в честь Рождества Богоматери, и герцог с придворными был обязан на ней присутствовать. Здание было крошечное, а народ все прибывал и прибывал, так что вскоре стало нечем дышать. Сквозь пение хора Сигизмунду послышался чей-то слабый вскрик, но он сам едва мог дышать и двигаться, и не мог дождаться, когда же закончится месса.

Народ начал расходиться, и вдруг раздались крики ужаса. Прямо на полу лежала какая-то женщина. «Она мертва», – слышались приглушенные голоса. Протиснувшись ближе, герцог узнал в лежащей свою возлюбленную. Он упал на колени и попытался привести ее в чувство, но все было бесполезно.

– Она умерла, мой герцог, – сказал священник. – Позвольте прочесть отходную молитву о ее душе. Не печальтесь: люди, умершие в святые праздники, попадают прямо в рай. Сама Богоматерь Мария поможет ей.

В горе Сигизмунд вышел из тесной старой часовни и вдруг вспомнил о своем обещании. Вот каким оказался недобрый знак! Он не только нарушил обещание, данное за спасение своей жизни, но едва не погубил душу своей возлюбленной.

Бросив все, удалившись от прежней веселой жизни, герцог отдал все силы на строительство церкви в честь Девы Марии. Так было положено начало Фрауэнкирхе.

Закон запрещает строить в Мюнхене здания, которые могут заслонить вид на церковь.

Конец ознакомительного фрагмента.