Вы здесь

Мьянма (Бирма). Практический путеводитель. Внутри страны (Алексей Кулешов)

Внутри страны

Транспорт

ПОЕЗДА


Мьянму можно назвать железнодорожной страной, с развитым пассажирским сообщением. За последние два десятилетия в стране были введены почти две тысячи километров новых путей, но в целом техническое состояние железной дороги оставляет желать лучшего. Первая железная дорога Мьянмы протяжённостью 262 километра была открыта колонизаторами англичанами, ещё в 1877 году. Сегодня общая протяженность путей составляет 5403 километра. Все дороги узкоколейные, с шириной колеи 1000 мм. (1 метр). Для сравнения, ширина колеи в России 1520 мм., в Европе 1435 мм. На территории страны имеется 858 действующих железнодорожных станций.

Пассажирские поезда, как и во всех других странах, имеют различные виды классификаций. В первую очередь, все поезда имеют номер маршрута и классифицируются по направлению движения. Вверх (на север) или вниз (на юг). В связи с этим, в номере поезда всегда имеется приписка Up, (от англ. up – вверх) или Dn (от англ. down – вниз).


Есть три класса общих вагонов.

Обычный класс. Простые деревянные сиденья, по два или три человека на сиденье. Этот класс есть на всех поездах и им в первую очередь пользуются бедные слои населения. Здесь всегда людно, шумно и иногда грязно. Иностранцу купить билет в такой класс можно, но иногда кассиры могут его не продать под каким-нибудь предлогом.

Первый класс. Здесь тоже, как правило, деревянные сиденья, но с мягкой обивкой. В более новых поездах они могут быть кожаные. Пассажиров в нём меньше, цена на проезд несколько выше. Большинство иностранцев выбирают именно этот класс, но есть он не на всех поездах.

Высший класс. Тут уже удобные, большие кресла, с подлокотниками и подголовниками. Цена ещё выше, народу ещё меньше. Обычно убрано и недушно, практически всегда есть кондиционер. Имеется высший класс тоже не на всех поездах.


Помимо этого, на поездах, следующих по маршрутам Янгон – Мандалай, Мандалай – Мьичина и некоторых других имеются спальные вагоны. В них всегда есть умывальник и туалет в каждом вагоне, а также предоставляется комплект постельного белья. Также, на маршруте Янгон-Мандалай есть и купейные вагоны, с ещё более хорошими условиями.

Билеты нужно покупать на вокзале, с которого вы отправляетесь, и желательно заблаговременно. Оплата принимается только в местной валюте. В долларах США с 2013 года оплату нигде не принимают. На больших вокзалах имеется отдельная касса для иностранцев с англоговорящим сотрудником, на маленьких этого нет. Самостоятельная онлайн покупка или бронирование железнодорожных билетов невозможна, хотя некоторые туристические фирмы каким-то образом могут вам предоставить такую услугу, в таких случаях бронирование должно быть сделано минимум за три дня до даты отправления.

Табло отправления и прибытия поездов на английском языке имеется только на самых крупных вокзалах страны. Большинство же вокзалов имеют надписи только на бирманском, а табло не имеют вовсе. Поездам в Мьянме свойственно опаздывать. Обычно эти опоздания не сильно существенные, в пределах часа, но это стоит учитывать при планировании своего маршрута.

В поездах и на станциях часто торгуют едой и всякими мелочами. Цены нормальные, чуть выше городских, продавцов много, и без еды остаться сложно.

Путешествуя по Мьянме, перемещаться из одного города в другой по железной дороге весьма удобно и зачастую комфортнее, чем на автобусе, только медленно. Средняя скорость движения поездов в стране не выше 40 км/ч.

Проехаться по железной дороге не с целью перемещения из одного места в другое, а чтобы увидеть что-нибудь интересное, стоит в следующих местах:


Кольцевая железная дорога в Янгоне. Железнодорожное кольцо протяжённостью 46 километров, охватывающее сам город и его пригороды. На кольце имеется 39 станций, билет до любой из них стоит всего 0,2US$ на поезде с открытыми окнами и 0,3US$ в кондиционированном поезде. На этом маршруте всегда много иностранцев, потому что во время поездки можно наблюдать, как в вагоне и за окном протекает бытовая жизнь простого народа. Многочисленные иностранцы беспрерывно снимают её на фото и видео, кадры получаются весьма интересные, особенно если ехать на старом поезде с открытыми окнами. Весь круг поезд проходит за три часа, этого времени вполне достаточно для того, чтобы пропитаться жизнью простого мьянманского народа. Более подробно об этой дороге рассказано в описании города Янгон.


Наиболее красивый вид из окна поезда можно увидеть с виадука Gohteik, на линии Мандалай – Лашо. Построен этот виадук был ещё в 1900 году и считался по тем временам инженерным подвигом и крупнейшей железнодорожной эстакадой в мире. Сейчас многие туристы проезжают этот участок на поезде, чтобы насладиться захватывающими дух пейзажами. Более подробно о нём рассказано в описании города Пин-У-Львин.


Также, красивые виды за окном можно наблюдать на участках Йе – Доуэй (где поезд идёт с крайне медленной скоростью) и на ответвлении железной дороги на Таунджи от ветки Янгон-Мандалай. Эти места тоже стоит проехать на поезде.


Цены на поезда в зависимости от класса вагона (на 2015 год)




До 2013 года цены на проезд по железной дороге отличались для местных и для иностранцев. Иностранцы раньше платили только в долларах и намного больше, чем граждане Мьянмы, поэтому в интернете ещё часто можно встретить значительно более высокие цены на поезда. Но это устаревшая информация. По состоянию на 2015 год цены для всех одинаковые, а оплата принимается только в кьятах.


МЕЖДУГОРОДНИЕ АВТОБУСЫ


Автобусы являются наиболее популярным средством междугороднего передвижения в Мьянме. Ими пользуются все местные жители и многие самостоятельные путешественники. Между крупными и туристическими городами регулярно курсируют автобусы повышенной комфортности с большими сиденьями, кондиционером, телевизором и туалетом, ими часто пользуются иностранцы. Между маленькими городами и вдали от туристических мест ходят автобусы совершенно иного вида. Тихоходные, обшарпанные, не имеющие откидывающихся кресел и кондиционеров. В таких автобусах, с никогда не закрывающимися или вовсе отсутствующими окнами и дверями, в которые набиваются многочисленные местные жители со своей утварью – детьми, курами и другими вещами вам придётся передвигаться в нетуристических местах страны. По умолчанию, в описании городов мной представлены цены на самые дешёвые автобусы направления, цены на VIP автобусы (специально для богачей и иностранцев) будут выше, не удивляйтесь этому.

При желании куда-либо уехать найти нужный автобус обычно не сложно, правда иногда в нём может уже не оказаться свободных мест. Чтобы попасть в автобус, нужно приехать на автовокзал или выйти на трассу, ведущую в направлении вашего пункта назначения. На всех вокзалах и автостанциях есть зазывалы или кондуктора этих самых автобусов, которые, завидев иностранца, сразу предложат ему все свои услуги и посадят на любой автобус. Цену такой помощник может поначалу завысить, поэтому имеет смысл поторговаться или пойти в кассу, если это большой вокзал и она там имеется. На некоторых маршрутах цена для местных и для иностранцев может отличаться. Это обычное дело, но при настойчивости и желании торговаться практически всегда можно уехать по цене для местных. Если вы хотите на вокзале или трассе самостоятельно найти нужный вам автобус, то запомните, как пишется название города, в который вы направляетесь, на местном языке, потому что табличка с пунктом назначения не всегда бывает продублирована латиницей.

При наличии свободных мест, в автобус можно подсесть уже на трассе и по более низкой цене, но это дело несколько рискованное и смахивает на лотерею. Тем более, находясь уже на трассе, проще уехать автостопом, чем ждать автобус.

При покупке билета на вокзале или у посредника заранее выясните, что входит в стоимость билета и какой будет автобус, потому что по одному и тому же маршруту могут ходить и комфортабельные, и простые автобусы. Скорость передвижения у автобусов, как правило невелика, а если вы едете в те места, где плохие дороги, да ещё и в дождливый сезон, то будьте готовы к серьёзным задержкам в пути. Если ехать более трёх часов, то в процессе пути автобус один или несколько раз будет останавливаться у какого-нибудь кафе минут на тридцать. За это время пассажиры кушают и справляют естественные надобности.

Купить или забронировать билет на автобус можно заранее через интернет, но это касается только автобусов класса «VIP», курсирующие между крупными городами. Сделать это можно с помощью сайта myanmarbusticket.com. За покупку билетов сайт берёт комиссию, около 3 US$. Подтверждение бронирования происходит в течение суток после оплаты, электронный билет с указанием вашего места в автобусе пришлют на электронную почту за три – пять дней. Распечатывать билет не обязательно, достаточно показать на телефоне или ноутбуке при посадке в автобус. Также, некоторые отели и туристические фирмы предоставляют услугу покупки билетов через них, прибавляя за эту услугу пару долларов к стоимости билета.

Билеты на простые автобусы покупаются в кассе автовокзала, а также у кондуктора, зазывалы или водителя, но не через интернет. Стоимость проезда в междугородних автобусах составляет в среднем около 1 росс. рубля за километр.


Цены на автобусы и расстояние между некоторыми городами




САМОЛЁТЫ


Внутреннее авиасообщение в Мьянме развито достаточно хорошо, но стоит совсем не дёшево.

Из-за плохого качества дорог и низкого уровня инфраструктуры в стране, многие обеспеченные туристы, не имеющие изобилия времени, но имеющие достаточно денег, передвигаются между достопримечательностями Мьянмы на самолётах. Внутри страны авиаперевозки осуществляют около десяти авиакомпаний. Лоукостеров среди них нет, и цены весьма высокие на все направления, но, посетив сайты авиакомпаний, можно найти более выгодные предложения и распродажи. Ниже приведён список авиакомпаний, осуществляющих пассажирские перевозки в Мьянме, их официальные сайты и самолётный парк.




Большинство внутренних авиарейсов совершают ряд посадок по пути из пункта А в пункт Б. Например, если вы полетите из Котонга в Янгон, то по пути ваш самолёт совершит посадку в городах Мьей, Доуэй и Моламьяйн.

Багаж часто бывает включён в стоимость авиабилета, но иногда багажное место нужно приобретать за отдельную плату, это зависит от авиакомпании и от направления.

Самолётный парк у большинства внутренних авиакомпаний не новый, но сервис как правило хороший. А вот аэропорты во многих маленьких городах не очень хорошие. Некоторые могут не иметь даже зала ожидания или быть совсем маленькими и грязными.


АВТОСТОП


Автостоп будет наиболее удобным и познавательным способом путешествия по Мьянме в том случае, если вы располагаете большим количеством времени, неприхотливы в дороге и хорошо ориентируетесь на местности.

Для опытного автостопщика Мьянма – хорошая страна: машины здесь охотно останавливаются и подвозят, а люди относятся с удивлением и интересом. Попутный подвоз в стране практикуется и особо не удивляет водителей; удивление вызывает только то, что автостопом едет не сельский мьянманец, а белый мистер. Некоторые водители могут не понять смысла вашего автостопного передвижения и принять вас за человека, искавшего такси и готового в полной мере за него заплатить. Для того, чтобы подобные недоразумения не возникали, при передвижении автостопом нужно иметь табличку на бирманском языке (см. в приложениях в конце книги), а в случае сомнений предупредить водителя о своей безденежности до посадки в машину. Большинство водителей о деньгах не думают, но если вы неопытный человек в таких путешествиях, то можете нарваться на желающего заработать таксиста.

Скорость автостопа в Мьянме весьма хорошая, несмотря на низкое качество дорог. Для наиболее быстрого передвижения стоит избегать грузовиков – они едут медленно и часто останавливаются в пути. Грузовики никогда не ездят по главной трассе страны, автобану Янгон – Мандалай, а автостопщику нужно ехать как раз по этой трассе, и тогда путь в 650 километров можно будет преодолеть всего за 8 часов. На других трассах таких скоростей ждать не стоит, но в среднем за час пути по асфальтированным дорогам Мьянмы легковая машина преодолевает 60 – 70 километров. Грузовик 30 – 35 километров.

Конец ознакомительного фрагмента.