Вечер пятый. Неизменное
– Продолжим о неизбежном, – сказала Лени.
– Неизменным является то, что каждый вечер у нас дома работает дискуссионный клуб и все участники на месте.
– Знаешь, про неизбежное можно привести такую аналогию. На заре зарождения человечества люди, как и все животные, боялись огня. Человек прилагал все усилия, чтобы избегать любых контактов с огнем, как и другие живые существа. Но он смог преодолеть страх и научиться жить рядом с этим явлением, и даже подружиться с ним (с этим явлением). Человек перестал бояться огня, как только познал, как пользоваться огнем во благо и избегать огонь во имя безопасности, и теперь огонь служит человеку.
– В чем тут аналогия? – спросил Майкл.
– Так же и характер: пока человек один, в самом центре его живет эго, и в центре нашего существа сидит страх. И все это, пока над человеком имеет власть его эгоизм, пока сам человек не поднимется над собой, над своим эгоизмом и ощутит себя уже и не существом, и не личностью, а творцом без гордости и тщеславия за себя, а с любовью и ответственностью за все сущее вокруг него.
Анекдот от V.
– Девушка! Вы прямо страх какой-то!
– Почему это!
– Только у страха так глаза велики!
– А чтобы стать венцом творения, такой высокодуховной сущностью, человеку нужен эгоизм для жизни в обществе, иначе стадо человекоподобных затопчет, и личность так и не родится, – уточнил Майкл.
– Эгоизм нужен для роста личности и освоения плодов цивилизации, но далее он становится тормозом. Эгоизм всегда переполнен страхом, и как только человек его отбросит, как пламенеющую ветку, то уже не огонь будет властвовать, а человек будет управлять это силой, использовать ее, как мы используем огонь для подогрева чайника по утрам. Именно из эгоистических побуждений человек стремится изменить свой характер, а из этого не выходит ничего хорошего, если человек не исходит из предназначения своей сущности.
– В то же время люди могут бороться с недостатками собственного характера из добрых побуждений. Я вот, например, пытаюсь искоренить в себе желание помогать старушке переходить улицу в неположенном месте, – сказал Майкл без иронии, но с юмором.
– Если это делается без эгоизма, то человек обязательно получит поддержку от собственных сил в изменении их качеств. Тем не менее в большинстве случаев человек обнаруживает в конце концов, что лучше принять собственный темперамент и сформированный характер, чтобы приручить эту стихию для домашнего пользования, чем избегать или избавляться от него, и так пробегать всю жизнь. Кстати, Юнг называл это «принятием бессознательного». Свой характер лучше рассматривать как «защитную окраску», природную мимикрию. Это не сам человек, а это то, с чем он вынужден жить.
– Лучше принять то, с чем вынужден жить, иначе тебе не жить, – выдал афоризм Майкл.
– Если ты намекаешь на меня, так кто кого еще принял как неизбежное и неизменное, можем и поспорить, – отпарировала Лени.
– А вот освоение науки обращаться со стихией своего темперамента можно в определенном смысле назвать закалкой характера и сравнить с огранкой алмаза в бриллиант.
– На сколько каратов твой бриллиантик?
Анекдот от V.
Она была такой стервой, что с ней не дружили даже бриллианты.
– Каратов на знаю, но шестьдесят килограммов платины из руды добыто и отлито в статую во весь рост, – сказала Лени. – Например, допустим, что человек чувствует потребность в привлечении внимания к своей персоне со стороны других людей.
Если это «стихийный огонь», он будет требовать внимания к себе независимо ни от чего, при любой обстановке, и дома, и на работе, и на улице, и даже в гостях.
Если же ему удастся выявить эту черту своей сущности и научиться управлять ею, то внимания будет ровно столько, сколько потребуется, и там, где это уместно, несмотря на мнение других людей и условия окружения.
Анекдот от V.
Характер – золото… Такой же тяжелый.
– Давай уточним про неизменное в человеке. От рождения нам определена некая структура, которая более или менее постоянна – наше физическое тело, физиология и потребности. Эта структура определяет сущность как неизменное в человеке для выполнения своего предназначения, правильно я тебя понимаю? – уточнил Майкл.
– Для упрощенного понимания первого цикла жизни человека совершенно точно, – сказала Лени. – Только в список надо добавить еще, что потребности включают и стремления, и желания, и добавить степень активности и импульсы, которые включают различные реакции. Каждый человек от рождения представляет собой сущность, которая более или менее постоянна, и этот набор сохраняется у большинства людей в течение всей жизни без особых изменений.
– Скажите, а не особые изменения насколько допустимы? И, пожалуйста, поподробнее, с примерами про трансвеститов и смену пола, – спросил Майкл.
Анекдот от V.
– Мама, что такое «трансвестит»?
– Знаешь, сынок, я точно не знаю, пойди на кухню, спроси у дяди Маши…
– Изменения возможны, напоминаю тебе, что Гурджиев говорил, что человек несвободен, что свобода обретается в результате работы, у человека есть минимальная свобода, из-за ограничений его телесного образа. Набор качеств является врожденным, и если человек принимает идею реинкарнации, то сущность формируется еще до рождения человека и для исполнения своей кармы получает в наследство именно определенное тело, рожденное в определенном месте и времени. Если принять идею материалиста, то набор свойств является генетически заложенным кодом, что определяет тип сущности, как часть внутренней природы человека. Рост, темперамент, голос, цвет глаз, рефлексы, набор гормональных характеристик, и так далее, нам не дано изменять по своему желанию. Это как в поговорке – «родителей не выбирают».
– Отлично, мы биороботы с заложенными программами.
– Конечно, будучи абсолютно безразличными к своей собственной судьбе, мы превратились бы в биороботов или, если хочешь, в безмозглых идиотов, и примеры явно налицо, – сказала Лени.
– Очень даже симпатичное лицо, иначе бы я на тебе не женился.
– То, что судьба догнала тебя в моем лице, означает отсутствие у тебя карм и прочих грехов из прошлой жизни.
– А в этой жизни что я такого сделал, что живу каждый день в эпицентре атомного взрыва? – перебил Майкл.
– Опасно, зато сколько энергии и сразу! Горы можешь свернуть! – воскликнула Лени.
– Ты хочешь, сказать, что сущность дана именно такая, чтобы облегчить человеку понимание и выполнение своего предназначения? – вернулся к разговору Майкл.
– На первом цикле жизни человека – да. Путь человека от неизменного, то есть от сущности к изменяемому, то есть к личности, идет к творцу, то есть к венцу творения. А дальше следующий цикл для тех, кто успеет и достигнет в этой жизни, а для кого-то и в следующей, – ответила Лени.
– Это тема для следующей нашей встречи, давай вернемся к неизменной части человека, – предложил Майкл. – Темперамент при этом является свойством сущности и поэтому подлежит изменению, но не кардинальному, а в ограниченном пространстве, а характер – свойство личности, правильно я понял?
– Характер проявляется в поведении как комбинация стремлений человека, его потребности, желания, идеалы, и тут уже присутствует влияние окружения, именно характер влияет на наш выбор тех связей, в которые человек будет вступать и которых будет избегать. Поэтому иногда складывается ситуация, что мы не понимаем людей, связанных с нами родственным линиями, но при этом хорошо понимаем других людей, с которыми связи образуются легко и остаются прочными. Отношения между людьми – это уже сфера действия изменяемой личности, но действует там все та же неизменная сущность, – определила Лени.
– Сущность неизменна и уникальна, как набор бородок на ключе и свобода изменяемости этого ключа, только сколько раз повернуть и в какую сторону в замке, а вот личность в процессе роста человека и должна привести его к двери, – сравнил Майкл.
– Красивое сравнение, и ключ этот подходит только к одной двери, но не подходит к другим. Иными словами, в зависимости от нашей сущности мы можем жить так, и только так, и не можем жить иначе. Не потому, что не хотим или не можем научиться. Не можем потому, что не способны пробуждать в себе те импульсы, желания и потребности, которые необходимы в данных условиях жизни.
Анекдот от V.
Приходит пьяный домой ночью, вставляет ключ в замок, падает и засыпает. Утром жена не может изнутри открыть дверь и стучится.
Муж: Кто там?
Жена: Это я, твоя жена.
Муж: Не пущу! Иди туда, где всю ночь шлялась!
– А если человек попадает в условия, не соответствующие предназначению его жизни и не подходящие для его сущности? – спросил Майкл.
Конец ознакомительного фрагмента.