Вы здесь

Мы – человеческие сущности. Вечер второй. Архетип (Лени Фич, 2015)

Вечер второй. Архетип

Майкл взял в руки словарь общей психологии и прочитал для Лени:

Архетип [греч. archetypos – первообраз, дословно «древнейший образец»] – способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Архетип – центральное понятие аналитической психологии. Согласно Карлу Юнгу (Jung, Carl Gustav) (1875 —1961), архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетип задает общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе «архетипический отпечаток».

– Надеюсь, что ты помнишь, что именно Юнгу принадлежит понятие «коллективного бессознательного» – архетипов, врожденных форм психики, образцов поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов.

– Еще раз повтори, – попросила Лени.

– Начнем сначала: «что есть человек?» Это общественное существо, у которого есть сознание и разум, которое в результате своего развития формируется в личность. Как биологический вид существо относится к отряду приматов. Около 40 тысяч лет назад, на рубеже верхнего палеолита, человек разумный (Homo sapiens) стал единственным представителем семейства гоминид (одна из ветвей африканских обезьян) и к концу палеолита заселил практически всю Землю.

Анекдот от V.

Обезьяны живут в теплых странах, целыми днями ничего не делают, только едят и размножаются. Труд из обезьяны сделал человека, и теперь человек размножается мало, а работает целыми днями. Над чем трудились предки?

Таким образом, характеристики типа человека обусловлены его принадлежностью к роду, наличием расовых и национальных признаков, особенностей его семьи и времени, в котором он живет. В человеке сливаются воедино его уникальные личностные признаки с коллективными. Жизнедеятельность становится результатом взаимного влияния этих двух областей – индивидуального и коллективного бессознательного, а также и их соотношения с областью сознания.

– Значит, архетип напрямую не является одной из составляющих частей сущности человека, не дан ему от рождения, но он может указать, каким путем шел или идет человек по пути развития личности, – резюмировала Лени.

– Юнг считал, что архетип как способ организации психики наследуется подобно тому, как наследуется строение тела. Ребенка воспитывают на сказках и мифах мировой культуры с национальными особенностями, на примере норм морали семьи и общества. Так личность человека постепенно и формируется под влиянием общества, религии и культуры. Дети, подрастая, теряют способность естественно реагировать на свои истинные чувства, поскольку их поведение уже обусловлено более законами общества, чем естеством, и так мы все более удаляемся от сущности. Тем не менее тебе все равно будет ближе тот архетип, который несет в себе черты твоей сущности.

– Тот архетип, который будет ближе всего по восприятию для человека, несмотря на формирование определенной личности, поможет определить ему свой тип сущности. Например, архетип по образам из легенды о чаше Грааля, – вспомнила о легенде Лени.

– Какую версию про Грааля ты имеешь в виду? – уточнил Майкл.

– А их много? – удивилась Лени.

– Первоначальная легенда в средневековых источниках о таинственном сосуде, из которого на Тайной вечере пили вино, или о чаше с кровью Иисуса Христа, которая была собрана при погребении снятого с Креста тела Спасителя мира.

Далее есть легенда в западноевропейской литературе у французского писателя конца XII века Кретьена де Труа и у другого французcкого писателя начала XIII века Роберта де Борона. Чаша при этом уже почему-то в Англии оказалась и соединяется с легендами о короле Артуре. Общее только одно: сама чаша выступает как таинственный символ высшего духовного блага, ради которого и пускаются на поиски, и совершают бесстрашные подвиги.

Современное изложение трактует Грааль как символ потерянной богини, тот женский элемент, которого не хватает мужчинам в жизни. Найти его способен только мужчина, свободный от сексуальных желаний: если он нашел Грааль, то нашел внутри себя недостающий женский элемент. Целью поисков становится то, что, подвергнувшись серии испытаний, постепенно пробудит в мужчине осознание женской части его существа.

Кстати, ни в одной из версий легенды о Граале рыцарь не добился полного успеха, а Кретьен де Труа вообще не дописал историю.

Анекдот от V.

Говорят, на раскопках в Англии нашли останки рыцаря, проткнутого насквозь мечом. А на этом мече была записка: «Он рассказывал старые анекдоты!»

– Мужской архетип по легенде с чашей Грааля – типы Короля, Рыцаря, Мага и Любовника или Трубадура, такие же образы есть в разных эпохах и разных мифах и легендах. Вот послушай. Король, он же Правитель, он же Царь, он же Отец-Кормилец, Надежная Опора, он же Зевс, Юпитер. Отец – властитель-бог, он – глава, и на нем ответственность за сохранения рода, племени, земли, как места проживания, от его решений зависит судьба народа, защитник обиженных и покровитель молящих, он дает людям законы. Архетип женского рода – Деметра, она же мать-Земля.

Правитель олицетворяет справедливость, самоутверждение человека, чувство собственного достоинства. Его атрибуты – статус власти, поддержание рода и традиций, если он слаб, то как следствие появляются проблемы в семье, племени и народе. Его оружие – разум и контроль за происходящем. Размышления о лучшем варианте правления и выбор стратегии как способа владения собой и власти над миром приносит ему наибольшее удовлетворение от жизни. В лучшем своем проявлении – желание помочь людям, создание гармоничного мира, в худшем – деспотизм и тирания.

– В легенде о Граале король был покалечен в бедро и не мог иметь потомство, из-за чего его государство превратилось в пустыню. Это не мой архетип, у меня с потомством все в порядке, – ответил Майкл.

– Может, тебе ближе то, что Королю нужен герой, осуществляющий его божественную волю и благие замыслы, тот верный Рыцарь, который способен найти то, что спасет землю и людей от погибели, пока ваша тирания лежит на диване, размышляя о судьбах народа, – продолжила Лени.

Анекдот от V.

Англия. Королевский замок. Из дальних кpаев возвpащается pыцаpь. Сильно побитый, помятые доспехи, лошадь хpомает.

Король: Что слyчилось с тобой?

Рыцарь: О, король, я славно для вас потpyдился – кpепко потpепал ваших вpагов на севеpе!

Король: Hо y меня нет на севеpе вpагов!!

Рыцарь: Э-э-э, что за беда – не было, так тепеpь бyдyт.

Рыцарь, он же Воин, он же Герой, он же Революционер, Энтузиаст, он же бог войны Арес, Марс. Он тот, кто несет основные изменения, перемены. Архетип женского рода – Артемида, она же Амазонка. Герой олицетворяет силу, активность и борьбу во имя справедливости. Во всех русских сказках есть этот тип и не важно, сколько времени лежит этот герой на печи, когда с нее слезет, пойдет и подвиги совершать, и на царских дочках жениться.

Атрибуты Воина – мускулатура, храбрость, решительность, выносливость. Его оружие – дисциплина и самоконтроль, вопрос жизни и смерти является для него основным, поэтому он на страже продолжения жизни. Когда вопрос о личной безопасности решен, он будет служить кому-то или чему-то вне себя: королю, царю, нации, Богу или племени.

Анекдот от V.

На тайной сходке революционеры решили продать все, кроме чести и совести, потому что этого у них просто нет.

Воин готов к любым трудностям, он готов принять вызов там, где требуются мужественные и энергичные действия, чтобы мир стал лучше. Он защищает невинных, слабых и неспособных помочь себе людей. В лучшем своем проявлении – великие подвиги во благо человека, создание гармоничного мира, в худшем – жестокость, высокомерие и поиск врага везде.

Анекдот от V.

«Если через два дня мы не получим приличной пищи, я взбунтую какие-либо племена. Честное слово! Назначу себя уполномоченным пророка и объявлю священную войну, джихад. Например, Дании. Зачем датчане замучили своего принца Гамлета? При современной политической обстановке даже Лига наций удовлетворится таким поводом к войне. Ей-богу, куплю у англичан на миллион винтовок, – они любят продавать огнестрельное оружие племенам, – и марш-марш в Данию. Германия пропустит – в счет репараций. Представляете себе вторжение племен в Копенгаген? Впереди всех я на белом верблюде».

Из Ильфа и Петрова. «Золотой теленок»


Анекдот от V.

1917 год, октябрь. В собственном доме на Невском сидит барыня, внучка декабриста. Услышав шум на улице, просит своего дворника узнать, что там происходит.

– Барыня, революция там! – возвращается дворник.

– О, как замечательно! – радуется барыня.

– Мой дед мечтал о революции! А сходите, голубчик, и узнайте, чего же хотят революционеры?!

– Барыня, они хотят, чтобы не было богатых, – говорит, вернувшись, дворник.

– Странно, – задумчиво произносит барыня, – а мой дед хотел, чтобы не было бедных!

– Активность и великие дела – твой удел, двух революционеров наша семья не вынесет, должен быть один пассивный элемент, – сказал Майкл.

– Конечно, лежать с книжкой о магии на диване куда интереснее, чем бороздить океан человеческого незнания, – откликнулась Лени.

– Над собой работать надо, вот лежу и думаю, ведь методик для использования магии огромное количество, в плане теории она не исследована учеными.

– Это ты о книгах всяких чародеев с рецептами, про крысиные хвостики и змеиный яд? Давай лучше продолжим про архетипы. Маг, он же Алхимик, он же Ученый, тот, кто хранит знания, а вот из греко-римской мифологии, это скорее Аполлон, только у этого бога функции губительные и благодетельные, в нем сочетается мрак и свет. Аполлон – прорицатель и блюститель гармонии космической и человеческой, соединяющий воедино небо, землю и преисподнюю. В русских народных сказках тоже есть мудрый советчик Серый волк или БабаЯга, как ты считаешь?

– Знамо дело, Аполлон, он учил людей мудрости и искусствам, и еще являлся защитником отцовского права, – и Майкл выразительно посмотрел на Лени.

– Тогда женский архетип – Афина, из русских сказок, ладно, не Баба-Яга, Василиса Премудрая.

– Мне кажется, обе, – хмыкнул Майкл.

– Маг олицетворяет таинство мира и человеческой проницательности, знания, мудрости и молчаливого созерцания, это мистическая фигура, в которой соединились добро и зло, реальность и миф, – продолжила Лени. – Маг способен указать направление, в котором должны идти другие, и помочь им осознать свою цель. В лучшем своем проявлении – создание гармонии, упорядоченности и совершенства, в худшем – способен уничтожить мир.

– Вот в плане добра и зла согласен полностью, – поддержал Майкл.

– Мне кажется, это твой архетип, так как другие совсем тебе не подходят.

– Кто еще в списке? – спросил Майкл.

– Любовник, он же Трубадур, он же Романтик, он же Искатель, в греко-римской мифологии такого мужского архетипа любви и экстазной радости нет, зато есть женский – Афродита, она же Венера. Мужской тип можно определить, если взять оригинальный миф об Эроте как не божестве, а демоне, спутнике богини Афродиты, через который передается вечное стремление к прекрасному. В этой версии Эрот получил бы от родителей еще и жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность.

Анекдот от V.

Ситуация классическая. Жена в постели с утомленным любовником, неожиданно врывается муж. Жена кричит любовнику:

– Дорогой! Докажи ему, что ты настоящий мужчина! Любовник:

– Как? И ему тоже?

– Скорее это Дионис, он харизматичный, загадочный и экзальтированный любовник, – раздумывал вслух Майкл.

– Романтический пьяница, – фыркнула Лени. – Архетип Любовника-Трубадура олицетворяет и любовь, и боль, и страдания, чувствует он и за себя, и за других, ему близко чувство сострадания. Близкий к бессознательному…

– Значит, точно Дионис! Знаешь, какой он бессознательный, когда напьется, и сострадательный какой с похмелья к себе и другим, – прервал Майкл. – А одним из символов Диониса, как бога плодоносящих сил земли, был фаллос. Он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, за ним всегда следует праздник….

– Переходящий в оргии, – остановила пламенную речь в защиту Диониса Лени. – И в состав культовых обрядов, посвященных Дионису, входили песни о козлах.

Анекдот от V.

Урок арифметики.

Учительница задает Вовочке вопрос: Вот представь, я даю тебе 200 рублей. Ты отдаешь 50 рублей Машеньке, 50 рублей Леночке и 50 рублей Наташеньке. Что у тебя будет?

Вовочка: Оргия…

– Не о козлах, а о козлоногих сатирах – спутниках Диониса, так возникла древнегреческая трагедия и комедия. В городах Дионису были посвящены «городские Дионисии» – торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, хоровые песнопения с дифирамбами.

– Довольно, господин адвокат, защитник бога алкоголиков, – сказала Лени. – Близкий к бессознательному, этот архетип хорошо ориентируется в сфере эмоций. Его жизненное кредо – это мир взаимоотношений между людьми, ощущение реальности через чувства и взаимоотношения с окружающими.

– Культура человеческих сообществ возникает и растет по мере коллективного освоения материального мира, поэтому в любой человеческой культуре ты можешь встретить одни и те же символы, обозначающие хаос и сотворение, любовь, борьбу, порядок и мистику, все то, что одни любят рассказывать, а другие будут слушать. Сказки, приключения, любовь есть основные мировые истории, поэтому архетип несет в себе и образ, и эмоцию, которая следует за образом.

– Подвожу черту. Через архетип, через образы порожденные мифами и легендами, можно приблизиться к определению своей сущности, но это не сущность. Архетип, скорее, имеет прямое отношение к формированию личности человека, но Юнг пишет: «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов…, он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы…», – сказала Лени.

– Судьба всего человечества неопределенная, спрятанная в тумане неизвестности, а моя известная …и движется ко сну, – ответил Майкл.