Вы здесь

Мы и Они. Краткий курс выживания в России. Глава 1. Истоки (В. Р. Соловьев, 2011)

Глава 1

Истоки




Как все начиналось?

Наша жизнь, по большому счету, прекрасна. Особенно вначале. Помните, с чего все начинается? Да, все начинается с детства. Задумайтесь, почти у каждого из нас было просто замечательное детство. Совершенное и безоблачное. Этого вы, несомненно, не вспомните, но появления каждого из вас на свет ждали. Рождение ваше сопровождалось любовью, весельем и искренним обожанием. Буквально всех окружающих волновали важные именно для вас вопросы: «Боже мой, как же мы назовем ребеночка? Каким он или она будет? Не знаете, кстати, мальчик родится или девочка? А где будем рожать?» И так далее.

Вас любили тогда. И как вас любили!

А вы, признаться, в то время, как никогда более, были достойны такой любви. Какими вы были нежными и тонкими! Какими замечательными! Когда вы проклюнулись и вылезли на свет, вы громко кричали только по делу: когда надо было срочно что-то менять или срочно вас покормить. С вами еще никто не был знаком. Вы были совершенны. Вы были твердо уверены, что вы-то и есть центр вселенной. В том не было никаких сомнений. Еще бы, любое ваше самое простое, естественное и физиологическое действие вызывало абсолютно у всех такую дикую радость и наслаждение, которых в дальнейшем уже никогда не удастся достичь. Ну, подумайте, когда еще пук или отрыжка вызывали у ваших родителей сокрушительный прилив радости и немедленное стремление поделиться впечатлениями о прослушанном со всеми членами семьи.

Больше никогда.

Вы постепенно росли и крепли, по-прежнему оставаясь такими же маленькими и хорошенькими. Вас все так же обожали и любили. Ведь вы будущий центр вселенной. Вы были уверены, что все игрушки создаются только для вас. Да что игрушки – ВСЕ вокруг только для вас. Вся вселенная ваша. А если кто-то этого не понимает, надо громко заплакать, надуться или проявить характер, и все моментально упадет в ручки. И вот в один не самый прекрасный день, когда с утра все шло как обычно и ничто не предвещало беды, вы заглядываете в вашу любимую песочницу. Замечу – только ВАШУ песочницу. Но что-то не так. Что-то определенно не так! И действительно, ваши подозрения оказываются небеспочвенными: рядом с вами в ВАШЕЙ песочнице возится такая же очаровательно-сопливая вселенная. И этой другой вселенной тоже почему-то очень многого хочется. Мало того, эта непонятная «другая», которой тоже хочется, вдруг недовольно спрашивает: «Как это ты – центр вселенной? Ты, родной, наверно ошибся. Это не ты, это я – центр вселенной. Постой, постой! – говорит она, желающая многого. – Что это значит, «твоя» лопатка? Это МОЯ лопатка! Как это – «немножко поиграть в лопатку» и что это значит – «отдать лопатку»?!»

Вот тогда-то и появляются эти могучие ОНИ.

Родители.

И они, те самые родители, которые всегда с обожанием смотрели тебе в рот и даже в разные другие места, вдруг начинают говорить: «Ну что же ты, надо ведь делиться...» – Почему? – изумляешься ты. – Почему это вдруг надо делиться? Отчего до этого любое мое желание воспринималось, как лучшее и единственное в мире, а теперь вдруг «надо делиться»? Какая-то глупость!!! А главное, бессмысленно как-то. Оттого, что ТЫ делишься, именно ТЕБЕ ничего и не прибавляется. В лучшем случае, тебе дадут мерзкую, гадкую и обтрепанную машинку, которой и так никто играть не хочет. А ты за это должен отдать прекрасную и замечательную пожарную машину, привезенную папой из-за границы?! Зачем? Почему?

А потому, говорят ОНИ, что тебе надо быть хорошим. В детстве такое поведение называют «хорошесть», хотя в зрелом возрасте это назвали бы глупостью. Никто ведь не подойдет к взрослому человеку и не скажет: «Так, давай ты сейчас будешь со мной делиться. Что значит «как»? Просто: я заберу твой «Мерседес», а ты пока возьми мои «Жигули». Ненадолго, потом вернешь!» Абсурд! Но почему-то считается, что детям только так и правильно поступать. А как же иначе? Ты ведь должен любить этого мальчика или эту девочку. «Любить? – спрашиваешь ты. – Да я их даже не знаю! Почему это я уже что-то должен любить? С каких таких пирогов я должен изначально хорошо к ним относиться? И что, дорогие родители, мне будет, если я вдруг все же начну к ним относиться хорошо?»

Ну, как, что будет. Во-первых, когда ты пойдешь в школу, ты потеряешь свое имя. Если до этого ты все время жил по милейшему алгоритму, вроде: «Мальчик, а как тебя зовут?» – «Ваня». – «Ой, ты такой хорошенький, Ванечка. Расскажи нам стишок». – «Фе-фе-фе». – «Замечательно!» Зрители аплодируют и умиляются. А когда ты научишься делиться и относиться к непонятно кому хорошо, ты пойдешь в школу, где вдруг выяснишь для себя, что рассказывание стихов в твоем гениальном исполнении возымеет успех, только если воспроизводить текст на скорость. Никого не будут волновать такие мелочи, как интонация или смысл рассказанного. Нет, все будут озабочены только тем, чтобы ты помнил все слова. И все! Поэтому нет ничего глупее и хуже, чем дети, рассказывающие стихи. Это же абсурд: выходит эдакая дородная маманя, гордостью превосходящая свои антропометрические размеры, и ставит на стульчик своего ребеночка. И не менее гордый малыш с выражением начинает декламировать:

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!

Зачем? Зачем он произносит слова, смысл которых не понимает? Зачем он коверкает великую классическую русскую литературу в угоду своим родителям, которые тоже не имеют ни малейшего представления о назначении этой самой литературы? Этого же никто и никогда не поймет. Может, для того, чтобы мамам казалось, что у них растет интеллигентный ребенок? Увы, они воспитали скороговорящее, скоропортящееся, ничего не понимающее в литературе создание. Но зато в них всех навсегда будет жить крепкое, внутреннее, передаваемое из поколения в поколение, ощущение, что мы русские – интеллигенты.

Мы ведь помним наизусть очень многое, правда, ни черта в этом не понимая. Но суть-то не в этом. Суть в удовольствии, которое мы доставляем окружающим нас. Мы же не для себя учим эти стихи, а для каких-то абстрактных людей. И только в зрелом возрасте, совсем неожиданно, эти отвлеченные, безадресные стихи действительно нам помогают, в частности, тогда, когда мы начинаем кокетничать с девушками и можем красиво так, отставив ножку и ручку, ввернуть что-нибудь из Блока. Дескать, сделаю вид, что знаю даже больше, чем одно четверостишие. И загадочно улыбаясь, прошепчу ей на ушко: «А помните вот это? А помните...» В этом особенность России. Все помнят! Но лишь одно четверостишие. И страшно боятся самим себе в этом признаться. Ну, еще бы, четверостишие ведь убедительное. Так легко-легко, по верхам, по верхам. По верхам. Если вспомнишь два четверостишия – молодец, ты уже невероятно развитой, интеллигентный и очень даже культурный человек. Честь тебе и хвала.

У нас же самый убедительный способ победить в споре, это сказать: «А вот вы! Да, вы! Ведь вы этого не читали, да? А вот вы почитайте, тогда и к разговору вернемся!» При этом такие победители глубоко уверены, что униженные побежденные никогда этого не читали и не прочтут. А если и прочтут, то все равно не осилят. В свое время я немалое количество людей огорчил убийственной фразой: «А вы можете мне сказать, как выглядит та самая книга, которую я должен прочесть?» Помнится, некоторое время назад было очень модно знать фамилию Макиавелли. Такой он был модный! Все делали так: «Да-да-да. Макиавелли. Конечно. Изумительно!» А как, говорю, выглядит книжечка? Она какая по размеру? А обложечка, позвольте осведомиться, какого у нее цвета? Возникали паузы. И все это начинало напоминать не спор, а перепалку из Ильфа и Петрова: «Отстаньте вы от меня! Знаю я, какие шакалы: в это время года они неядовиты». Такие, в форме змеи...

Итак, детство. Как ни прискорбно, в детстве мы теряем себя. Из центра вселенной и смысла ее существования постепенно превращаемся в какую-то маленькую даже не планетку, а астероид. Мы как-то вдруг отходим: сначала мы отдали лопатку, потом у нас забрали имя, и вместо него, невзирая на то, что мы очень долго его учили и с трудом произносили, выдают фамилию. И теперь, в школе, мы должны жить по фамилии. В школе к тебе обращаются только по фамилии, это нормально. К тому же ты постепенно начинаешь осознавать, что здесь, в школе, каждый, ну, по крайней мере, не хуже, чем ты. И противиться такому раскладу бессмысленно, все равно ничего не получится. Основной талант советской средней школы всегда заключался в том, с какой скоростью из умных и тонких детей производили совершенно скучных и никчемных пионеров с комсомольцами. Куда девались эти бесконечно талантливые семи-, восьми-, десятилетние дети, и откуда стали появляться все эти маленькие зурабовы пятнадцати лет? Это понять невозможно. Это что-то совершенно алогичное, хотя и существующее повсеместно.

А через некоторое время после того, как были запущены необратимые процессы самоутраты, из школы начинают выходить толпы маленьких негодяйчиков, которые вроде бы знают о жизни все, но на самом деле ничего. Они уверены в себе. Да, они уже не считают себя центром мироздания, но за звание соли земли готовы рвать глотки. Они приходят из школы в институт, поступая в него, кто как может, преимущественно через репетиторство и деньги. Деньги, правда, зарабатывают и тратят их родители. Или в какой-то момент времени звонят кому надо, чтобы детки получили необходимое место. А когда дети приходят в институт, они должны себе многое доказывать. Ведь к ним возвращается имя, к ним возвращается статность. Они начинают заглядываться на девушек, кокетничать, они задумываются о любви. Они даже думают о семье, потому что семья – это модно. Она молодежный символ независимости. Ведь если я женат, то мне должны. И можно будет той брачной ночью что? Совершенно верно. Считать деньги, которые были в конвертиках. Это единственное, чем все занимаются той трагической ночью. Ее нетерпеливо ждут и думают: «А оправдались ли наши расходы?» И расходы всегда оправдываются по одной простой причине: деньги на свадьбу тратят ваши родители, а конвертики забираете себе вы. Хоть один человек отдал деньги из конвертиков родителям? Думаю, никто даже не задумался.

Постепенно проходит и время института. Вы овладеваете специальностью. Хамством доказываете себе, что вы лучше других. Гораздо лучше! Без хамства это сделать сложно, особенно если вы гуманитарий по профессии. Это в точных науках есть измеримые критерии, а в гуманитарных специальностях мы легко обходимся без этого. И тогда наступает очередной трагический момент осознания: а что потом? Куда идти? Куда деваться? Прийти в большую жизнь?! А кто нас там ждет? Там, в большой жизни, живут взрослые дяди, и каждый из них уже был в институте. И у себя в институте он тоже считался гением, тоже слыл замечательным малым, он был мудрый, он был тонкий, он был эрудированный. От него все сходили с ума, он был самый, самый, самый, и, как он сам позже выяснил, он тоже не был первым на земле. Каждый год до него приходили точно такие же талантливые люди, и их тоже надо было куда-то девать.

Забавная ситуация, верно: и дети, и взрослые люди невольно позиционируют себя, как не самая малая часть мира, в который они пришли, но который их почему-то не хочет. Который не верит в их гениальность, который их отталкивает. Который говорит им: «А почему мы должны верить, что ты настолько хорош? Докажи нам!» А ты говоришь: «Как же, да я, нет, да я...» Подождите, отвечают ему Они, у нас здесь совсем другой уклад. Мы совсем другие. Подождите. И, подождав, вы невольно оказываетесь в мире негодяев, у которых зарплата выше вашей. Где нет друзей, ибо все друзья предатели, где все начальники – ничтожества, а все хлебные позиции давно схвачены. Проще говоря, у Них – все, а у вас – извините. И при этом вы прекрасно понимаете, что все эти людишки ничегошеньки в жизни не понимают. Да если бы им не помогли когда-то, да они бы! Да мы бы! А они... А кто они?

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что все двенадцатилетние дети рассказывают одни и те же анекдоты? Детям, которым двенадцать было в 1941 году, рассказывали те же анекдоты, что и те дети, которым двенадцать исполнится в 2007-м. Анекдот – как круги по воде, люди входят в воду в этом возрасте. Они растут, становятся больше и больше, а анекдоты подчас остаются все там же, на уровне шестого класса средней школы. Иногда люди вырастают в анекдоты для тринадцатилетних, а потом и для четырнадцатилетних и даже пятнадцатилетних. Но изначально детские анекдоты всегда находятся на этом уровне сознания. Почему? Да потому, что ментальность растет благодаря анекдоту. Анекдот объясняет, где я и где Они. Это ироничное восприятие себя. Ну, подумайте сами, разве это не анекдот: все мужчины России, кроме безнадежно больных и родившихся красивыми, вынуждены худеть. Вы спросите меня почему? А я вам отвечу. Посмотрите внимательно на плюшевого мишку. Если так сложилось, что первая игрушка в вашей жизни была плюшевым медведем, то этот стереотип сохранится у вас в голове на всю оставшуюся жизнь. Ведь все, что не прощается мужской фигуре, у плюшевого медведя приветствуется. Заметьте: этот гигантский живот, эти маленькие хилые ручки и ножки, тупорылое выражение лица. И все говорят: «Ой, какой милый медвежоночек!» И, когда ты, всю жизнь слыша, что он такой милый, вырастаешь похожим на него, тебе почему-то говорят: «Подожди, подожди, подожди!»

Все стереотипы заложены: девочки вообще в целлулоидных Барби играют?.. А выливается такое детство во что? Вы знаете, как отличить нашего человека за границей? Наши всегда парами ходят. На всякий случай. Часто пары составляются из особей разного пола и антагонистической внешности. Это всегда очень страшный мужик, напоминающий одетый в «Бриони» потный лимон, и красавица с накладными мозгами, в глазах которой поселилось нечеловеческое томление от того, что сегодня она с этим жлобом. Хотя, очевидно, она готова была бы быть и с другим. Но другой жлоб оказался жлобом настолько, что у него нет денег даже на то, чтоб вывезти ее за границу. Но ничего, он за это еще поплатится!.. А мужики наши, помимо всего прочего, на всякий случай ходят так, как будто они прямо сейчас готовы ринуться в последний и решительный бой. Они такие все: они ищут моментальной опасности, они сразу замечают вокруг себя врагов. Да я сам такой же был! Помню: Америка, Нью-Йорк, Центральный парк. И я, начитавшись разных ярких вывесок, вдруг понимаю: «Мама дорогая! Ведь страна контрастов. Вот сейчас, прямо здесь, тяжелая журналистская судьба забросила в Центральный парк. Неужели тут прямо и оприходует?» И впрямь: идет на меня здоровенная и абсолютно такая чернокожая детина. Говоря простым языком, огромный негр, а на плече у него бумбокс. Афроамериканцем я бы его не назвал, может, он никогда в жизни в Африке-то не был. Почему я должен звать негра афроамериканец, он же не называет меня индоевропейцем?! Так вот идет этот смуглый красавец, слушает свою музыку Вуду и, конечно, сталкивается со мной плечом. Я думаю: «Ну все, Владимир Рудольфович, один интернациональный конфликт есть». А негр, значит, ставит эту свою гигантскую говорящую штуковину на пол, начинает учащенно кланяться и говорить: «Sorry, sir!» И я понимаю, что есть пацаны и пострашнее него – я то есть. И говорю с удалью: «Ну что, негр, испугался? Вот так вот, знай наших!»

Недаром, видать, я булочки с маком жрал.

Как выживать?

Оставив тему музыкальных негров и сдобных русских, вернусь к основной теме – как выживать! Как нам выжить в стране, где идет постоянная война, на которой все воюют со всеми. Где каждый дружит против всех, где каждый оправдывает свое несовершенство, ни в коей мере не прощая его окружающим. Вы обращали внимание на то, что больше всего вопросов возникает, когда пытаешься объяснить своим детям или людям, которые тебя окружают, почему ты так живешь. Есть какие-то странные вопросы, которые всегда задают, и на которые никогда нет ответа. Потому что на них просто не может быть ответа. Один такой вопрос звучит так: «А для чего мы живем?» Цель жизни! О как! Какой простенький вопросец. Притом, заметьте, на разных уровнях он трансформируется в разные формы жизни. Например: «А какая должна быть идеология у страны?» С чего вы решили, что у страны вообще должна быть идеология? И что, кому-то известно, зачем он живет? Нет, ну, может быть, кто-то и знает. Но ведь это же ужасно. Если знаешь, для чего ты живешь, то зачем тебе жить дальше, особенно когда ты выполнил поставленную перед самим собой жизненную задачу. Ведь, как правило, мы всегда живем для чего-то. Хотя и по распорядку, придуманному не нами.

Сначала нам говорят, что надо идти в детский сад либо в школу развития «наклонностей» – своих же детей цитирую. Теперь это уже называется не детский сад, а школа развития, потому что стоит дороже. Потом ты оказываешься в школе. И опять-таки ты не волен в своем выборе. Тебе говорят, что надо делать, тебя заставляют это делать, тебя мучают, тебе говорят: «Ты должен...» Почему я должен и для кого мы так живем? Ну, закончили мы школу и получили аттестат. Хорошо, это для родителей. Ради них мы и в институт поступили, это тоже понятно. Но затем мы почему-то обязаны идти на работу, хотя нам и не ясно почему. После этого мы придумываем для себя следующие обязательства и, конечно же, женимся. Естественно, мы внушаем себе, что выбрали ту самую женщину, с которой мы хотим прожить всю нашу жизнь. Женщина, в свою очередь, убеждает себя в том же: дескать, это именно тот самый мужчина, с которым она хочет умереть в один и тот же день. Почему? Почему, если у вас есть друзья, то с одними вам хорошо на рыбалке, с другими – на охоте, с третьими весело играть в футбол, с четвертыми потрындеть за столом, но ни с кем из них вам и в голову не придет пойти в постель? А женщина почему-то одна должна выполнять все эти функции. И ведь если, осмыслив это, сказать: «Давай с тобой мы будем заниматься любовью, кстати, с тобой тоже, и с тобой тоже, а вот с вами только на рыбалку!», то как-то плохо начнут относиться.

Но есть железобетонные стереотипы, и мы опять оказываемся должны. Они нам не нравятся, эти стереотипы, они нам противны, но если мы их ломаем, то выпадаем из социума. И неожиданно социум начинает просыпаться. Особенно когда мы касаемся таких прогнивших, отживших, смешных и глупых вещей, коими является семья. Все общество неожиданно рассыпается как карточный домик. Как только люди перестают врать себе о своей личной жизни, о своих переживаниях, как только они имеют глупость сказать друг другу честно и откровенно все, что с ними происходит, – моментально их привычная жизнь превращается в ад. И та самая правда, к которой люди так стремились, обрушивается на них настолько безжалостно, что человек не может существовать в этом изменившемся для него мире.

Во времена Льва Николаевича Толстого один из православных монахов произнес по поводу произведения «Анна Каренина» замечательную фразу. Он сказал, чтобы растлить народ, необходимо сначала растлить женщин. Ибо как только появляется свобода для женщин, происходит деградация общества. Под свободой понимается не равенство в правах и законах, а снятие внутренних ограничений. Женщины – удивительные создания! Нет никого чудовищнее и страшнее для мужчин, чем это удивительное и непонятное творение, явно стоящее на более высокой ступени развития, чем мужчина. По всем определениям женщины тоньше, умнее, легче приспосабливаются к жизни и живут дольше, чем Мы. Несмотря на то что каждый раз плачут Они, от инфарктов умираем Мы. До истерики доводим их Мы, но психбольницы забиты мужиками, а не женщинами. Им всегда нечего надеть, несмотря на то, что все бабки они тратят только на себя, но с пеной у рта убеждают, что на себя они ничего не потратили. Необъяснимо: способность одной женщины зарабатывать деньги значительно превосходит способность дюжины мужиков ее обеспечить! При этом женщина, как мой любимый Зурабов, способна освоить весь выделенный ей бюджет. То есть, если ты ей говоришь: «Дорогая, у нас есть пять тысяч долларов», она тебе скажет что-то вроде: «Это что, на один день, что ли?» А если говоришь: «Дорогая, у нас есть десять тысяч долларов», она вообще заявит: «Ну, здорово... Знаешь, сколько мне всего надо!!!» В какой-то момент времени так и хочется спросить: «Дорогая, скажи, сколько тебе надо денег?» Так она тебе на это все равно ответит: «Ты что, издеваешься надо мной? А я откуда знаю?!» Не знаешь, так купи себе маленький станочек и пусть он печатает. Пусть он все время печатает!

Однако сколько бы вы ни зарабатывали, всегда найдется какой-то мерзавец, который по недоразумению является вашим другом и у которого чуть-чуть денег больше, чем у вас. И обязательно найдется еще один мерзавец, который не вовремя купил другой женщине машину и не вовремя подарил кольцо. «Ты видишь, как он к ней относится? А от тебя ничего не дождешься!» И ты хочешь убить обоих, несмотря на то что первый был твоим ближайшим другом. Тебе не терпится подойти к нему и сказать: «Ты что делаешь? Что ты де-ла-ешь?» Но он тебя не поймет. Ну, как ему объяснить, что по приходе домой ты сталкиваешься с трогательным ритуальным ором. Ничто так не инициирует работу мозга, как такой незлобный, но доставляющий удовольствие крик. Семья в этот момент распадается на составляющие. По-прежнему нежная, замечательная и тонкая, семья еще и обретает очень громкий голос. Семейный крик, он такой привычный, что даже доставляет радость. Знаете, какое удовольствие открыть глотку и, ощущая, как напрягаются голосовые связки, орать? Не знаете – значит, вы мужчина. Примите мои поздравления! При этом не важно, о чем, собственно, речь. Например, ты пришел домой в три минуты двенадцатого ночи. И пожалуйста: «Сколько раз я тебе говорила, приходи домой только по четным минутам!» И начинается дикий вопль на темы: почему ты явился так не вовремя, как ты посмел, о чем ты думал и т. д. и т. п. И сквозь супружеские децибелы хорошо видно, что ей хорошо. Процесс этот доставляет ей такую радость, что, если жена невольно прекратит орать, чувствовать она себя будет отвратительно. Ты и в этом тоже будешь виноват. То есть, если ты, мерзавец, все сделал вовремя: и пришел вовремя, и принес все, что просили, то ей незачем на тебя поорать. И ей нехорошо. Выходит, что ты, скотина, опять и снова просто-таки хочешь ее смерти! Вообще удивительная идея. Зачем, чтобы хотеть смерти женщины, нужно на ней жениться? Каким образом, извините, женщина желает с тобой умереть? Она что, видит свою смерть в постели? Это, конечно, льстит самолюбию многих мужчин, но скажу по секрету всем женщинам – это вранье.

Хотите знать, зачем в жизни мужчины существует женщина? Уверен, что не просто так. Ведь когда Господь сотворил Адама и Еву, неслучайно он сказал им, что вы «прилепитесь и будете едины». А именно Ева прилепится к мужу своему. Таким образом, начало даст он. Он сотворен из глины и божественного дуновения, а она уже возникает потом – из обработанного Господом первичного материала. Если угодно, женщина пройдет двойную божью обработку. Человеку-мужику такого счастья не досталось, оттого в нем слишком много глины. А из женщины в итоге получается более тонкое создание. Но почему же она все время появляется в жизни мужчины? Причем случайных женщин вокруг мужчин никогда не бывает. Никогда. Скорее бывает наоборот – мужичонки случайненькие попадаются. Я думаю, что женщина, если угодно, играет для мужчины очень важную роль – она послана нам, чтобы мы стали лучше, совершеннее.

Мы не всегда это понимаем, но женщина послана, чтобы мы стали терпимее, чтобы научились быть щедрыми. И при разводе не жалеть, что Абрамовичем родились. Ведь на самом деле ты не должен жалеть, ты должен ласково и смиренно сказать: «Конечно, дорогая». Потому что нет ничего глупее и печальнее мужчины, который начинает выяснять: «Как ты могла?» В этот момент в каждом мужчине просыпается актер: вот он в семье, он закатывает глаза, манерно жестикулирует и говорит: «Я отдал тебе... все!» И ему кажется, что чем убедительнее будет его актерство, тем точнее его поймут, и даже не подозревает, что женщине вообще все равно, что ему в этот момент отвечать. Женщина мужика не слышит с момента, как только открывается дверь, и все, что он говорит, уже не важно. Уши закрыты, потому что, когда кричишь, слышишь плохо. Конечно, можно вставать в позу и, как принято, говорить: «Как ты, да я, а он...», но все это уже не имеет значения. «Где ты был?» уже никакой роли не играет. «Я ради тебя!» – тоже теряет смысл. «Почему ты молчишь?» – «Откуда ты знаешь, что я молчу?» – «У тебя губы не шевелятся». И так далее...

И вместе с тем женщины дают мужчине самое высокое наслаждение, которое только возможно достичь в жизни. Нет, это не несколько секунд напряженного дыхания, сопровождающего необратимые физиологические процессы. Это появление ребенка – самое что ни на есть прекрасное в жизни мужчины. Наследник! Или, фиг с ним, наследница. Все равно рождение новой жизни – фантастический момент. Но даже он не дает ответа на вопрос, для чего мы живем. Ведь даже со своими детьми мы опять начинаем загонять себя в странные и непонятные мне обязательства – перед нашими родителями, перед друзьями и соседями, перед тем, как выглядят они, и как выглядим мы. И опять появляется детский уголок, но уже не наш, а наших детей. И когда он появляется, ты, глядя на детей, обостренно понимаешь, что такое любовь. Нет ничего тоньше, ничего чище, ничего насыщеннее родительской любви. Это не сравнимо ни с какой другой любовью. И когда появляется это маленькое создание, ты начинаешь работать для него. Жить для него, ограждать его от всех неприятностей, которые есть и которые ты сам придумываешь. Ты внезапно понимаешь, что этот человечек родился от любимой женщины и ты его принимал в роддоме, боясь уронить. И тебе казалось, что ты весь такой большой и сильный, потому что рядом с тобой этот крохотный комочек. И ты весь для него, и как-то руки почему-то не слушаются и мозги не все понимают. И приходят твои родители, которые еще помнят, что ты был маленький, и говорят: «Так, дай сюда!» Ты думаешь: «Господи, что они с ним делают? Ему же сейчас ноги в йога завяжут». А этот маленький кулечек вдруг открывает глазки и внимательно на тебя смотрит. И ты снова, как тогда в детской песочнице, понимаешь, что это совершенно другой характер.

Ты четко и ясно осознаешь, что перед тобой лежит будущий абсолютно взрослый и сложившийся человек. И он не ты! Он не твоя жена, он не твоя мама, он даже не ее мама. Он родился совершенно самостоятельным, а уж генерал из него вырастет, королева красоты или простая ткачиха – не важно. В любом случае, это человек, который живет своей жизнью, который абсолютно самостоятелен. Он – иной человек. Да, ты можешь этот алмаз отполировать, и он, возможно, даже станет бриллиантом. Но ты не можешь его перелепить или переделать. Да, тебе, конечно, под силу дать ему образование и даже самому чему-то научить. Ты загладил бы неприятные черты его характера, а яркие подчеркнул бы. Но все равно он будет независим от тебя. Ты даже не сможешь заставить его любить тебя, потому что на выпад: «Я твой папа – ты должен меня любить!» всегда последует: «Почему я должен?» Трагедия в том, что характер, который родился, настолько независим от тебя, что из всей твоей семьи даже жена (с которой у тебя общая кровь, потому что она ее у тебя пьет) является тебе большим родственником, чем ребеночек, в котором течет половина твоей кровушки. И ты смотришь на него и думаешь: «Как же так? Даже дальние друзья мне ближе, чем ты».

Но к этому возможно быть готовым. Нужно просто с самого начала стараться не совершать лишних движений. Ведь есть несколько принципиальных ошибок, которые люди допускают, пытаясь строить свои семейные отношения. Самая первая из них – обсуждение родителей супруга. Никто не может удержаться от глупости высказать что-то вроде: «А вот твоя мать!» Зачем, мать твою... трогать? Ни один человек на свете не может изменить своих родителей и не должен. Хорошие родители – это счастье, плохие – крест. Смирись, с этим ничего нельзя сделать. Единственное, что требуется от супруга, если не хватает ума и сердца их любить, это молчать. Не можешь – молчи! Будь элементарно вежлив и никогда не высказывай своей половине этот бред.

Многие наивно полагают, что в семейных отношениях должна быть предельная честность. Это принципиальная глупость! Никто же не знает, что такое честность. Очень часто мне люди говорят: «Владимир, а я вам сейчас честно скажу! Честно, прямо вам в лицо!» – «Скажи, – говорю, – с чего ты решил, что это будет честно? И с чего ты решил, что то, что ты мне скажешь, будет правдой? Ну, почему ты решил, что знаешь правду и что можешь взять и ее мне высказать? Это твое мнение? Да. Но с чего ты решил, что такое же мнение у всего трудового народа? И что это правдивое честное мнение всех людей доброй воли? Не-не-не, ты как Вася Пупкин. Твое мнение – это мнение Васи Пупкина, ценное очень, но не более ценное, чем мнение Коли Задова. И зачем мне его выслушивать? Если мне свое мнение высказывает человек, который умный, мне интересно. Но откуда я знаю, что человек, который мне свое мнение говорит, умен? Почему я должен выслушивать человека, который вдруг решил мне что-то сказать?» Сто сорок миллионов граждан России включают телевизор в какой-то момент, чтобы посмотреть передачу «К барьеру!». Хорошо, пусть его включили не все сто сорок, а всего три миллиона. У меня все равно не хватит всей жизни, дай мне Бог здоровья, чтобы выслушать мнение трех миллионов граждан, даже по поводу одной передачи. Но люди почему-то об этом никогда не думают.

Они всегда считают, что Они, то есть Мы в центре вселенной.

Как те малые дети.

Зачем выживать?

Зачем мы живем? Зачем каждое утро встаем, ходим на работу и совершаем добрые дела? Особенно последнее – зачем? Ведь если быть законченным подонком и творить только зло, жизнь будет красочной и великолепной. А как же? Быть негодяем очень даже замечательно. Нет ничего лучше: нравится женщина – насилуем; нужны деньги – отбираем или грабим банк. Не нравится человек?! Убьем его и всего делов. Что? Нужна машина – прихватим чью-нибудь по пути. Вот эта нравится? Разве при таком поведении с вами что-то произойдет?! Что – двойку поставят? Ой ли! Максимум, что случится – вас убьют в бою. Ну и что? Зато вы не будете стареть, не переживете увядание ваших родителей и не увидите болезней ваших детей. Жизнь не будет к вам жестока, а под конец вы еще и умрете моментально! Ну и что, собственно, в этом плохого, если в конечном итоге каждый смертен?

Непонятно. Потому что мы все равно не живем такой негодяйской жизнью. Мы зачем-то мучаемся и заставляем себя совершать добрые поступки. Добрые неправильные поступки, противоречащие здравому смыслу, противоречащие нашему инстинктивному стремлению выживать. Мы все равно их совершаем, не ища разумного ответа на вопрос, зачем жить по совести. Ведь каждый из нас хорошо понимает, что в пределах одной, отдельно взятой, жизни в этом мире нет справедливости. Потому что человек смертен. Смерть – это единственное, что может наверняка пообещать жизнь. Во всем остальном жизнь обведет тебя вокруг пальца. Но все равно мы живем так, как будто там наверху сидит строгий главбух в очках с оптическим прицелом и подсчитывает, что за прошедший отчетный период мы сделали хорошо, а что плохо. А в конечном итоге хороший человек может навсегда оставить этот мир ради пары несчастных слезинок добра, которые в мгновение ока растворятся в бездонных нефтяных морях мерзости и подлости.

Но праведник есть всегда. Он не всегда виден, но он всегда есть. Один мой близкий друг работает в администрации президента. Я ему не раз говорил: «Слушай, Аркаш, ты каждый день ходишь на работу, и каждый день тебе приходится там бороться с максимальным количеством подлостей и всяких гадостей. Зачем ты это делаешь?» Знаете, что он мне ответил: «Для того же, для чего и ты. Потому что, если каждый день не бороться с этой подлостью и гадостью, ее будет только больше». Вот так – надо каждый день приходить на работу, чтобы бороться с мерзостью, подлостью и гадостью, которые нас окружают. В этом, наверно, основной смысл нашей жизни, в этом основная цель нашего бытия. Меня многие спрашивали: «Подожди, ведь еще же нужны и деньги? Как же жить? Как разбогатеть, как быть богатым, как иметь возможность наслаждаться жизнью и получать от нее удовольствие? Каким образом?»

А вы когда-нибудь думали над тем, почему к людям приходят деньги? Меня этот вопрос всегда страшно интересовал. Вот, вроде умный мальчик, в институте казался таким талантливым, таким замечательным, такой был весь тонкий, такой был умный, а спился. А какой-то абсолютный глупец, ничего из себя не представляющий, был никому не интересен, но пригляделся и в жизни устроился. Проще говоря, был троечник, а стал Фридман. Мишка Грушевский получал студенческое удостоверение вместе с Фридманом. Они как раз с одного потока, я на год старше. Помнится, они в очереди за студенческими билетами стояли. До сих пор, кстати, так друг за другом и стоят, хотя времена меняются. Так вот, Грушевский очень спешил. Нам студенческие билеты почему-то выдавали с другого конца алфавита. У нас в стране часто так принято: каждый второй проктолог, хотя и не каждый второй об этом знает. Так вот, выдавали с другого конца. И пока выдавали студенческие, Грушевский понял, что все, времени нет. Он, значит, забегает в кабинет без очереди, а ему говорят: «Фридман?» Он, непонимающе: «Нет, Грушевский». Ему говорят: «Вообще, тоже, конечно, неплохо». Грушевский часто вспоминает эту историю. Понимает, что, конечно, Грушевский это тоже неплохо, но не так хорошо, как Фридман.

Так вот, откуда деньги? Вернее, откуда появляются деньги? Может быть, люди, которые имеют большие деньги, умные? Нет, мы с вами знаем очень многих людей, которых ни за какие деньги умными не назовешь. Может быть, они хорошо образованы? Ну что вы! В свое время замечательный анекдот этот момент прояснял: за рубль покупаю, за три продаю, на эти два процента и живу. Но тогда почему у этих людей есть деньги? Вспомните: вокруг вас всегда были люди, которые ничего не умели, но всегда были при деньгах. Вот всегда был какой-то мерзавец, к которому ты подходил в институте, и у него они всегда водились. Хотя он и не всегда их давал. Дело было даже не в его родителях. Деньги креативились в его карманах сами собой! Создавалось впечатление, что у него дырки в карманах не в ту сторону растут: у всех монетки выпадают, а ему наоборот – затягивает. Так что всегда были деньги.

Но почему деньги приходят? И к кому они приходят? Не знаете? А все просто – деньги живут своей собственной жизнью! Они смотрят и выбирают, кому они сегодня нужны. Они говорят: «Так, так, так. О! К. – банкир. Сегодня деньги будут у тебя». К. говорит: «Я?!» А банкноты ему: «Ну да, ты». А он: «Нет, что вы?! Я не хочу». – «А кто тебя спрашивает», – удивляются кредитные карточки и чеки. Он говорит: «Я учитель школьный». – «Ой, что вы мне рассказываете сказки?!» – не верят ему банковские вклады. Он говорит: «Нет, нет. НЕТ!!!» – «Молчать и вперед!» – деловито приказывают доллары и фунты, подсчитывая сами себя. И действительно, деньги приходят. А бывает, человек кричит: «Я тоже, я тоже! И мне столько же». А ему говорят: «Слушайте, что вы тут всем кричите?! Сядьте в сторону и успокойтесь, у вас денег не будет никогда». – «Как?! Как? КАК???» А так! Деньги – это всегда мерило энергии. Деньги появляются у людей энергичных, неожиданных, парадоксальных и резких. И они не обязательно умные. Зато у них есть внутреннее призвание, и оттого деньги их любят. В таких счастливчиках есть определенный финансовый магнетизм. Но даже им деньги не прощают измен. Как только человеку начинает казаться, что ну все нормально – все! Деньги вдруг говорят: «Ты что, больше не хочешь так тяжело работать?! Ты не хочешь рисковать?! Ты думаешь, мы тут будем всегда?! Не надейся!» И деньги начинают убегать. Вы сами знаете – человек вроде бы делает одни и те же действия, а деньги его уже не слушаются. Он не понимает, что произошло, а произошло страшное – он потерял весь свой внутренний магнетизм. Он перестал очищать свою душу – потому что деньги это не средства, а средство.

Если тебе дается эта энергия, ты должен ее направлять. Ты не можешь покупать себе только «Бэнтли» и «Майбах», ты должен работать деньгами. Это только наши люди говорят: «Ой, у этого Абрамовича столько миллиардов! Мне бы хоть чуть-чуть. Я бы точно купил себе тогда два бигмака и две большие картошки, причем два раза». А зачем ему столько денег? Для того чтобы он купил машину?! Мне дочь говорит: «Пап, ну?» Я говорю: «Хорошо, я тебе подарю машину на день рождения». Но я же не спрашиваю у дочки, кто будет оплачивать ей бензин. Я-то хорошо знаю: подарив машину, ты тем самым даришь человеку самую дорогую любовницу или любовника (смотри гендерные отличия). И дальше начинается постоянное выкачивание денег. Деньги сами по себе тоже выкачивают деньги, и деньги не делают человека хуже. Это вранье! Деньги – увеличительное стекло: хороший человек становится лучше, а плохой – хуже. Деньгами надо уметь работать. Я ненавижу, когда мне пишут письма вроде: «Владимир Рудольфович, я сирота, девяноста трех лет. Сиамский близнец, без наркоза отделенный от брата, страшно обижен советской властью. Девяносто шесть из своих девяноста трех я провел на Соловках, недоедал, недосыпал и постоянно недорабатывал. Очень вас прошу, дайте мне, пожалуйста, срочно денег на покупку дома в Тамбове для моей любимой тети. Ей тоже в жизни не повезло». Хочется подойти и ударить человека по голове чем-нибудь тяжелым, например, тамбовским домом. И бить его мучительно долго с криком: «Что ты здесь делаешь?» А таких писем приходит море. И в какой-то момент ты перестаешь им верить. Просто теряешь веру. Пока вдруг не увидишь пожилую женщину, которая, стоя на морозе, продает ордена. Ты понимаешь, что это ордена ее мужа, и, уже ни о чем не думая, достаешь из кармана сколько надо.

Деньги сами чувствуют, когда и к кому уходить. Повторю – деньги сами понимают, когда и к кому приходить. Живет среди нас такой человек, как Сашка Макеев – парень, которых в общем-то и не бывает. Если вам о таких рассказывают, то непременно добавляют, что он сумасшедший. Еще бы: отслужить в Афганистане, заняться потом бизнесом и тратить все деньги на то, чтобы помогать ребятам-десантникам! По собственной воле дать взятку, чтобы опять пойти в армию и повоевать в Чечне. Снова дать взятку, чтобы пойти в армию и повоевать в Югославии. И постоянно поддерживать ребят! Вот ему нужны деньги, ему они нужны. А есть люди, для которых деньги нужны, чтобы купить клуб «Челси». А потом еще долго думать: может, вообще весь футбол купить, а то вот с волейбола сдача осталась! Илюшка Левитов как-то сказал замечательную фразу: «У Романа Аркадьевича страшная трагедия – развод». Основная суть этой драмы не в том, что развод. Это пустяки. Ну перестрадает эту, другую найдет. Там другая проблема. Если жена кое-что отсудит, то так как «Челси» записана на Рому, Ира войдет в совет директоров. А ну как скажет: «Этого продать, того купить!» Все, футбол на этом закончится. Возможно, что и навсегда. А вот этого мужик простить не сможет. Деньги забирай, а игрушки, слышь, не трогай!

Я замечал, деньги – это колоссальная ответственность, они никогда не приходят просто так. Если вдруг пришли деньги, жди, что появится ответственность! Им надо будет каким-то образом помочь реализоваться, иначе деньги уйдут и жестоко накажут. А накажут моментально, и будут бить по голове, как это происходит в случае с Абрамовичем, хотя он и не понимает почему. Потому что иногда деньги бывают авансовые. Деньги говорят: «Ты понимаешь, к чему жизнь идет? Ты исправляешься? У тебя были хорошие родители, у тебя большая душа. Так ты готов подняться? Вот тебе инструмент, примени его». А ты говоришь: «Да ну вас к черту, не буду я его применять!» И деньги уходят к другому. Они говорят: «Прости, дорогой. Ты не был с нами мил». Меня часто спрашивают: «Что надо делать, чтобы появились деньги?» Что ж, у меня есть стопроцентно работающая рекомендация, состоящая из двух частей. Первая и самая очевидная часть – нужно много работать. Она, правда, оказывается самой сложной, потому что мы же не можем работать. Мы хотим работать так, чтобы вокруг нас все соответствовало. Мы хотим работать при окружении. Чтобы была секретарша. Чтобы были люди, которые нас понимают, чтобы коллеги уважали. Чтобы был стол, чтобы машина служебная каждое утро у подъезда, чтобы телефонная трубочка под рукой, или еще лучше, чтобы услуги сотовой связи нашей корпорации оплачивали. Мы хотим замечательно работать. И мы хотим работать по профессии.

А еще мы обязательно хотим, чтобы работа была интересной. Но, увы, это не работа. Это хитрая форма наслаждения собой. Кто вам сказал, что за это вам должны платить деньги? Когда я встречаюсь с бюджетниками, они мне говорят: «Вот учителям платят семь тысяч рублей!» Ну, так вы же работаете за эти семь тысяч рублей?! «А нам нравится наша работа!» Так вам нравится работа, а мы еще за это и платить вам должны? Вы же согласны работать за те копейки, которые вам платят. Вы же ничего не делаете, чтобы изменить эту ситуацию. Почему? Значит, де-факто виновато общество, которое согласно с тем, что гаишники работают за восемь тысяч рублей. Потому что понимает, что гаишник будет воровать. И виноват гаишник, который говорит: «Хорошо, я пойду воровать, потому что я понимаю, что все равно на восемь тысяч я не проживу». Но эта вина обоюдная, потому что только работать мало! Надо еще и зарабатывать. А работать и зарабатывать обозначает что? Что ты не становишься в позу. Возьмите, к примеру, моего друга Рената – одного из лучших гитаристов в России, который работал на самых больших концертных площадках и никогда в жизни не думал, что когда-нибудь придет время, и он будет работать в ресторане «Ностальжи», например. У него есть семья. И ему не надо никому рассказывать, что он, несчастный, работает в маленьких барах и ресторанах. Не надо, так как он понимает, что надо зарабатывать. Мужчину украшает не абстрактное понимание того, какой бы он был, если бы мир вокруг это осознал, а в конечном итоге – заработал ли он, обеспечил ли свою семью или нет. Наплевать, что ты делаешь. Если ты пришел вечером домой, а там у тебя голодные дети и голодная жена – ты мерзавец. Не важно почему. Разгружай вагоны, подвози людей, чини машины. Не важно, какое у тебя образование и кем ты был в предыдущей жизни. Не имеет право твоя семья страдать от того, что ты неудачник! Ты обязан пахать.

Деньги в этом плане – точное мерило успеха. Вы не можете быть успешными, если вы бедны. Никакое оправдание здесь не сработает. Если вы умные и талантливые, почему вы такие бедные? Не надо говорить, что таков ваш выбор, потому что это вранье. Никто не говорит, что вы должны быть безумно богаты. Если вы безумно богаты, то, скорее всего, вы подлец! И, скорее всего, на вас кровь, и эта кровь обязательно с вами расплатится. Но вы не имеете права быть бедным. Не имеете! Потому что от вашего богатства зависит ваша возможность помогать людям. Потому что, если вы бедный человек, вы не можете помочь тем, кому эта помощь нужна. Вы не сможете помочь тем, кто по-настоящему находится в нужде. Поэтому, если у вас есть руки, ноги, голова и прочие органы, вы обязаны быть богатыми! И обязаны гордиться своим богатством, если оно к вам пришло честным путем. Жаль только, иногда, чтобы деньги появлялись, надо было в какой-то момент обладать недостаточно высокими моральными устоями. Но это уже другие деньги. Вот, к примеру, когда чиновник богатеет, ни одного дня не работая в бизнесе, у меня сразу возникает вопрос: «Простите, а где тут у вас лобное место? Разрешите привести приговор в исполнение? Лично!» Мне говорят: «Владимир, вы за смертную казнь выступаете?! А вот вы сами как? Можете вы...» И я говорю: «Могу. Даже голыми руками». – «Вот прямо живого человека?!» – говорят. «А чего, – говорю – мертвого-то бить. Мертвого уже кто-то до меня забил».

Но есть и второй очень важный момент – надо научиться слышать Бога. Поймите, если вы занимаетесь этой работой, вам страшно хочется денег, но у вас раз за разом ничего не получается, задумайтесь: кто здесь? Может быть, вам и не надо этим заниматься? Если вы изо всех сил стараетесь, но все впустую, значит, Господь вежливо вам говорит: «Не надо». И это уже не шизофрения, потому что вы видите реальное проявление Его воли. Он говорит вам: «Солнышко, уже оставь это в покое. Ну, не трогай это руками, займись чем-нибудь еще». И, заметьте, как только человек услышит эти звоночки и бросает эту глупость, начиная заниматься чем-то другим, то у него все получается. Все приходит. Но как только он упорствует в своей глупости и начинает пылить: «Ты знаешь, что они мне сказали на работе сегодня? Вот я зашел, а они как на меня посмотрели!!! Можешь себе представить, да? Это интриги сплошные, сплошные интриги. Не, значит, я захожу, а они сидят, как будто меня нет. Вот сидят, как будто меня тут нет, а я чувствую, что они обо мне говорили. Чувствую! А я захожу, а они как будто меня нет. А я прямо подошел и так в глаза говорю: «Врете вы все, все вы врете!», то все. Дальше двигаемся по всем известному сценарию...

Ко мне недавно подходит девочка и говорит: «Владимир Рудольфович, хочу с вами посоветоваться!» Я говорю: «Советуйся». Она мне: «Ой, меня вот могут назначить помощником руководителя, а я хочу остаться секретаршей». И мне хочется сказать: «Солнышко, а что я могу тебе посоветовать?» Делай, как ты считаешь нужным. Если тебе нужно зарабатывать деньги – зарабатывай деньги. Но тогда я не вижу принципиального карьерного роста в решении остаться секретаршей. Чего ты хочешь? Если тяжелая жизнь и тебе надо работать, не надо со мной советоваться – будь помощником. Хочешь быть секретаршей – молодец. Честь тебе и слава! Хорошего секретаря сейчас сложно найти. Хороший профессиональный секретарь – это большое счастье. Просто имей в виду, что и эти советы от лукавого. Слушай только себя. Никто никогда не посоветует. Слушай только себя, свое сердце. И если ты что-то делаешь достаточно долго, ты обязательно поймешь: правильно это или нет. И уж точно поймешь, зачем ты это делаешь.

Армейские ответы

В период нашего развития, взросления и осознания себя существует немало крайне важных моментов. И это не только первая песочница, первый класс и первый неудачный студенческий роман. Мы с вами проскочили один очень важный этап в жизни каждого мужика. Между школой и институтом, или между институтом и работой он нередко бывает. Вернее, она – армия.

Армия очень любопытная тема. Мне всегда казалось омерзительным, если люди «косят» от армии. Но вместе с тем мне всегда казалось странным и обратное поведение: зачем, если у них есть возможность в армию не ходить, они туда идут?! Поэтому, когда можно было пойти в институт и получить там военные навыки, пройдя военную кафедру, я посчитал это намного более разумным, чем тупо идти и два года служить в абстрактной армии. Почему? Потому что я не видел в армии школы жизни. Потому что школой жизни армия является только тогда, когда это боевые части. Когда тебя реально учат работать с оружием и когда ты действительно получаешь военную специальность, а не уныло строишь дачи какому-то пузатому гражданину. Школа жизни не должна быть школой терпения унижений. А у нас очень часто армия воспринималась как: «Ты иди! Ведь должен же кто-то и когда-то дать тебе в харю черенком от лопаты и объяснить, как подшиваются подворотнички дедам и как зубной щеткой туалеты чистят!» Мне это никогда не казалось интересным или разумным, и уж тем более я не считал овладение подобными умениями той важной идеей, ради чего всем нам стоило идти в армию. При этом я считаю, что ни один нормальный человек не откажется туда пойти, если ему сказать: «Слушай, мы тебя призовем на полгода. Ты можешь быть уверен, что за эти полгода тебя научат рукопашному бою, военной специальности и дисциплине. Ты вернешься оттуда здоровым и крепким, как из спортивного лагеря». Я уверен, что ни один нормальный мужик на это не ответит: «Нет, я этого не хочу».

В каждом мужчине заложен ген защитника, каждый мужчина любит игрушки. Провести время в армии с толком всем было бы интересно, но, видимо, проблема состоит в том, что у большинства наших мужиков есть эдакая анальная фиксация. Неосознанный страх, что кто-то их обязательно использует не по назначению. Большое количество мужиков страшно боятся, что в армии или в любом другом мужском сообществе – тюрьме или где-то еще – над ними будут сексуально издеваться. Их опустят, что-то будет не то и будет унижено их мужское достоинство. Сама идея того, что нечто подобное возникает в голове у мужика, это, наверное, уже тема для отдельного психологического исследования. Но тот факт, что, к сожалению, наша жизнь зачастую дает подтверждение подобным мыслям, дурно свидетельствует о нашем обществе. Однако если любому мужику сказать: «Слушай, старик, ты вообще о чем?! Ты ж наоборот, ты же там ух!!!», он сразу туда побежит. Он с радостью преодолеет в себе любой страх нахождения в замкнутом мужском обществе и пойдет в армию за друзьями, за романтикой, за военной выучкой и будет служить столько, сколько надо. Но при этом он просто должен понимать, что повторится все как в спорте, занятие которым во многом напоминает армию. Когда ты приходишь в спортивную секцию, там всегда есть ребята постарше тебя. Всегда есть ребята, которые делают что-то лучше, и есть те, кто делает что-то хуже. Всегда есть тренер, который выполняет функции наставника. Но в спорте ты всегда испытываешь чувство радости от общения с ним. От занятий ты получаешь удовольствие, сравнимое разве что с удовольствием, впоследствии получаемым от общения с любимой женщиной. Ты бежишь нещадно «пахать» с радостью в сердце, если хороший тренер и хорошая секция. И воспоминания об этом времени, и тогдашние друзья остаются с тобой на всю жизнь.

Почему этого не происходит с армией? К сожалению, советская армия, во многом уже в мое время, в период распада страны, оказалась местом расцвета всевозможных комплексов. Местом, где солдаты были предоставлены сами себе. И где система взаимоотношений строилась скорее на унижении человека, чем на попытке развития его талантов. Тогда как в спорте унижений никогда не было, а попытка развития талантов была. Твоих спортивных талантов. С этим, конечно, можно спорить – через унижения развивали тоже, смотря в каком виде спорта, и какие тренеры. И там тоже бывали садисты, но когда ты возвращался от такого «наставника» домой, ты думал: «Что за бред?!» и уходил к другому тренеру. Поэтому великие педагоги, в том числе и спортивные, умудрялись не унижать! Конечно, трагедия тоталитарной системы состояла в том, что в армии человека было легче заставить и унизить, чем объяснить. Многим было гораздо проще тебя сломать, именно поэтому армия была такая.

Хотя это тоже наша особенность. Возьмите для сравнения западную армию или восточную, не важно. В Израиле сам факт того, что ты служил в армии с этими людьми, навсегда сделает тебя их другом. И если ты не пошел служить в армию, значит, ты ущербный. В России же наоборот, если ты пошел служить в армию, значит, у тебя с головой что-то не в порядке. Это же неправильный подход! Но он в нашей стране есть. К сожалению, из-за размеров территории, протяженности границ и всего прочего, мы не можем позволить себе роскошь иметь на сто процентов контрактную армию. Мало того, контрактная армия на самом деле не панацея. Контрактная армия это плохо! Есть крайне любопытный вывод Чеченской войны, когда остатки советской армии под руководством очень неплохого полковника советской армии Масхадова крайне эффективно вели боевые действия против современной российской армии. Почему? Потому что «чехи» не шли в стройбат, они все нормально служили, потому что искренне хотели служить на боевых специальностях. И это неудивительно – там другое представление о гордости!

Я вообще считаю, что категория свободного народа возникает только тогда, когда мужчины могут постоять за себя и умеют владеть оружием. Разумеется, для обретения таких качеств армия очень полезна, но армия другого типа. Скорее швейцарского. Поэтому я на полном серьезе выступаю за то, чтобы люди служили в армии. Но не в той армии, где их детей калечат. А в той армии, в которую идут мужики, чтобы научиться не дачи строить, а оружие в руках держать. Где командиры понимают, что независимо от того, новобранец ты или нет, ты такой же человек как и все. И они обязаны тебя уважать. Твоя жизнь не отдана им в распоряжение, старшим товарищам, офицерам – не важно. Твоя жизнь по-прежнему находится под защитой государства. Конечно, пока речь не идет о войне. Война – это понятное дело, хотя она все равно не прощает унижений, ты вынужден идти рисковать собой.

Есть главный вопрос об армии, который мне постоянно задают: «А вот можем мы прожить без армии?» К сожалению, нет, армия необходима. Государство всегда остается государством со своими интересами. И кому-то эти интересы нужно защищать. Поэтому деятельность Комитета солдатских матерей не может быть направлена на то, чтобы люди не служили в армии. Она должна быть направлена на то, чтобы в армии были человеческие условия. Но есть и второй тяжелый вопрос: «Могут ли служить в армии люди – офицеры и профессионалы – с таким отношением к армии? С таким уровнем зарплат, которые сейчас есть в нашей стране?» Конечно, нет. Поэтому я считаю, что реальная забота об армии и изменения в ней начнутся с изменений в государственном корпусе. С того момента, когда зарплата командира подводной лодки не будет подобна зарплате водителя троллейбуса. Когда офицер до звания капитана не будет похож на тростинку на ветру – настолько он худой. И не должен он думать о том, на что и где у него живут семья и дети. Тогда он и солдата обдирать не будет, и заботиться о нем начнет. Но самый страшный вопрос, обращенный к нашему народу, звучит так: «Ведь дедовщину в армии устраивают такие же граждане России?!» У них тоже есть папы и мамы, и они тоже когда-то отдали своих детей в армию. Но проблема в том, что у одних родителей дети становятся жертвами, а у других палачами. И кого бы мы ни обвиняли, кого бы ни судили, все, кто там окажется, будут такими же гражданами России. Потому что это все омерзительная гримаса нашего общего лица.

Знаете, мне нравилось учиться военному делу в институте. У нас была военная кафедра, учеба на которой доставляла мне неимоверное удовольствие. Там было чрезвычайно забавно, особенно когда начались военные сборы, и я увидел армию вблизи. Конечно, армия – это набор парадоксов и смешных историй. Дико прикольно стрелять из всего, из чего возможно. И ты испытываешь почти эстетическое наслаждение от лицезрения того, что ты еще и куда-то попадаешь. Да и сам факт ношения формы тоже доставляет любому мужику невероятное удовольствие. Есть в этом что-то залихватское и совершенно необъяснимое. А просыпаться в какой-нибудь там палатке или еще где-то – это просто здорово! Армия – целый мир, со своим специфическим чувством юмора и своей иронией. Что мне, кстати, нравится.

Ну, конечно, там обязательно попадается человечек ростом метр тридцать с двадцать седьмым размером ноги, которому выдается пятьдесят шестой размер одежды и сорок четвертый размер сапожек. А что делать, никто ж не виноват, что он такой?! Это, в общем, нормально. Мало того, в моей практике был случай, когда человеку это сохранило ноги. Как-то мы поехали на прохождение практики в одну из частей Подмосковья. Замечательное место, красиво нереально, река... Правда, почему-то, когда мы приехали, нас встретили молодые люди, одетые в солдатскую форму, считающие, что они должны нас, вежливо говоря, людей старше их лет на несколько, тут же «прописать». Они не учли, что, хотя мы и были из Московского института стали и сплавов, но только в нашей группе человек восемь, вежливо говоря, обладали выдающимися спортивными достижениями. Была пара ребят мастеров спорта по боксу, несколько ребят дзюдоистов и борцов и несколько ребят занимались карате. У меня, если не ошибаюсь, уже был второй дан. Поэтому общение с молодой, голодной и анархической армией закончилось тем, что наш авторитет, наверное, уже секунд через сорок был непререкаем!

Что не отменило чувство юмора. Во-первых, меня удивило, как быстро те люди, которые до института служили в армии, потеряли представление о том, что хорошо и что плохо. Они почему-то, получив сержантские лычки, стали говорить, что «я пострадал, и вы сейчас у меня, салаги, хлебнете», и пришлось вежливо их спрашивать, а понимают ли они, что это сборы и что они ненадолго. А потом им с нами жить да жить. После чего с ними приходилось проводить беседу, напоминающую знаменитую беседу Остапа с Кисой: со стороны их разговор выглядел, как беседа непослушного сына с почтенным родителем. Только родитель чрезвычайно активно тряс головой. Молодые люди все понимали, и голова у них вставала на место. Но вот интенданты – это, конечно, отдельная история.

С нами на сборах был такой Рома Крис. Фамилия у него была под стать: маленький, щупленький Рома страдал всеми возможными комплексами маленького и щупленького провинциального еврейского мальчика. Незадолго до тех памятных сборов он женился на женщине, которая играла за сборную МИСиС по баскетболу. Невеста была раз в восемь больше Ромы и регулярно носила его на руках, потому что иначе Рома бы потерялся. Наш персонаж ее несоизмеримо обожал, грелся в ее большом и нежном теле, и я уверен, что с течением времени Рома превратился бы в такую маленькую нажратую юлу. К тому времени физически он представлял собой только ту ось, на которой будущая упитанная юла начнет вращаться. И вот на эту стройную и довольно короткую ось умудрились выдать нереального размера гимнастерку и гигантские сапоги. Рому, по армейскому чувству юмора, снарядили в танк заряжающим. Поэтому его задачей было попытаться своими сорока шестью килограммами сдвинуть с места танковый затвор, который весил примерно столько же, сколько и Рома.

А поскольку в жизни каждого еврейского мальчика всегда случаются неприятности, то одна из них была в том, что стопор танкового затвора кто-то кокетливо и незаметно перевел в положение «не стопорить». Поэтому, когда Рома под смех товарищей, находящихся с ним в танке, каким-то чудом все же заставил затвор медленно, но неумолимо прийти в движение, то случилось страшное – затвор не остановился там, где должен был, а выехал из своего гнезда и, как в дешевом фильме ужасов, упал Роме прямо на ноги. Рома издал продолжительный, но очень тихий визг и нехотя посмотрел вниз, где, по идее, должны были находиться его расплющенные и изуродованные ступни. Но армейское чувство юмора спасло Рому. Вместо размозженных ласт на месте очаровательных еврейских капок находились неудачно замотанные портянки и обнаженные пальцы, которые от страха шевелились. А носки сапог были аккуратно сбриты упавшим танковым затвором. Рома стоял испуганный, маленький, дрожащий, но живой.

А, не дай бог, был бы ему сапог по размеру? После этого Рома, конечно же, стал бы не выдающимся физиком-теоретиком, а чемпионом страны по плаванию. При этом его бы на каждых соревнованиях пытались дисквалифицировать за то, что он плавает в ластах. И он долго бы всем объяснял, что это не ласты, а результат его недолгого служения Родине.

Так что не все так страшно!