Вы здесь

Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках. Глава 2. Воспитание детей (Дарья Федорова, 2016)

Глава 2

Воспитание детей




Воспитание детей – неисчерпаемая тема. И нет тут стандартных рецептов, и нет «волшебных кнопок» у ребенка. Почему? Ведь столько чудесных книг написано, столько методик изобретено…

А все очень просто! Все дети разные! И то, что работает с одним ребенком, может совершенно не подходить другому.

Каждый раз я с любопытством жду появления на свет нашего очередного малыша и каждый раз с нетерпением думаю: «Неужели и в этот раз будет совсем другой, не похожий на своих старших сестер-братьев?» И да, каждый раз рождается новая Личность, человек с совсем другим характером, похожий только на себя. ☺

Обычно первые и вторые дети бывают очень контрастны по характеру, по темпераменту (да даже по телосложению ☺). Но вот рождается третий, и ты с удивлением понимаешь, что он не занял позицию первого или второго ребенка. Он другой! Он третий! Тут промелькнуло что-то от первого, здесь – от второго, а тут, смотришь, и вообще свое собственное… Так необычно и так интересно!

Каждый ребенок – это открытие. Открытие его и открытие себя. Потому что тебе тоже приходится учиться быть другой, новой, непривычной для себя, но всегда лучшей, чем прежде.

Потому что невозможно не откликаться на лучики той безусловной любви, которые посылает вам каждый ваш ребенок. Потому что в вашей жизни появляется еще один источник безусловной любви (вот он, посапывает совсем рядышком!) и еще один повод стать лучше.

И невольно становишься мягче, понятливее, терпимее и к себе, и к детям. И чаще вспоминаешь свое детство, свои страхи и конфликты с родителями, и чаще залезаешь в «его тапки», ставишь себя на место собственного ребенка… И ко многому начинаешь относиться философски… Итак, пофилософствуем во благо наших детей? ☺

С чего начать?

Сегодня я хочу обсудить с вами важный вопрос: «С чего стоит начинать процесс воспитания, чтобы он увенчался успехом?»

Как вы считаете?

Прежде чем браться за воспитание ребенка, надо убедиться, что вы с ним в хорошем контакте. Если в ваших отношениях не будет доверия, то все «воспитательные» усилия пойдут прахом…

Если вдруг контакт утерян, то самый простой способ его восстановить – присесть на корточки (опуститься на уровень ребенка и психологически, и физически) и поговорить с ним на равных о том, что интересно ребенку, о том, что он любит, чего он хочет. То есть оставить свой поучающий родительский тон и увидеть в ребенке такого же человека, как вы. Ничуть не хуже! Возможно, немного другого. Но все равно хорошего человека. Увидеть, понять и подружиться с ним.

Чтобы подружиться со своим ребенком, нужно вспомнить, что в каждом из нас живет маленький ребенок, маленькая девочка. Когда вы балуете себя, вы, в первую очередь, балуете ее. Она помогает вам придумывать неординарные решения, оригинальные подходы к решению задач, искренне радоваться жизни, быть веселой, смеяться над простыми вещами, дарить безусловную любовь своим близким. Это ценная часть вашей личности.

Помимо Внутреннего Ребенка, согласно теории американского психотерапевта Эрика Берна, в человеческой личности живут еще Взрослый и Родитель. Важно, чтобы эти три составляющие вашей личности находились в гармонии, и одна из них не подавляла остальные.

Когда вы целиком и полностью отдаетесь роли Родителя – становитесь подчеркнуто правильными и рациональными, пытаетесь учить жизни кого-то, в том числе и себя, ставите себе жесткие рамки, – вы можете задавить в себе Внутреннего Ребенка. Вашему Внутреннему Ребенку становится грустно и одиноко, и у вас в такие моменты возникает апатия, пропадает желание что-либо делать.

Так, например, когда обижают малыша, он сначала капризничает и бунтует, пытаясь добиться своего, а потом сникает и может стать послушным и тихим. В результате в ребенке теряется изюминка, он становится не яркой личностью, а подчиненным своих родителей.

Важно найти внутри себя баланс и не позволять другим составляющим вашей личности, Взрослому и Родителю, задавить Внутреннего Ребенка, чтобы ваша жизнь не потеряла краски, чтобы у вас не развивалась апатия.

Внутренний Ребенок – это та часть вашей личности, которая позволяет вам быть искренней, веселой, уметь радоваться жизни, дарить положительные эмоции всем окружающим и себе, чувствовать себя счастливой и довольной жизнью.

Отслеживайте сигналы, чтобы вспомнить о Внутреннем Ребенке, делайте ему подарки, балуйте и прислушивайтесь к себе, угадывайте желания и мечты ребенка внутри себя. Тогда он будет помогать вам, вдохновляя на интересные поступки и решения, занимательные, оригинальные идеи. Дружите с вашим Внутренним Ребенком, общайтесь с ним, позвольте себе играть по его правилам.

Внутренний Ребенок помогает подружиться и с вашими детьми. Старайтесь смотреть на детей через призму восприятия вашего Внутреннего Ребенка. Разговаривайте с ними на их языке, понимайте, чего они хотят, исходя из живого, детского, искреннего мировосприятия.

Детям хочется познавать мир, они все время стремятся что-то изучать, получать новую информацию, искренне этому радуются, любят бегать, прыгать и веселиться. Если вы позволите себе тоже быть ребенком, вам будет проще установить со своими детьми дружеский контакт, вы будете хорошо их понимать, и ваши отношения станут дружескими. Вы будете в курсе того, что происходит с детьми, о чем они мечтают, к чему стремятся, сможете быть рядом, что-то подсказывать, и они будут воспринимать вас как друга, а не как воспитателя.

Без границ!

Сегодня снова отвечаю на ваши вопросы…

* * *

Вопрос: «Моему сыну 1,1. Он стал очень капризным, громко кричит, чтобы ему достали какую-то вещь, взяли на руки. Может, у него такой период, режутся зубки? Требует, пока своего не получит. Самостоятельно играть не хочет, требует моего внимания. Спокойно в туалет не могу сходить, беру его с собой. Это нормально? Что делать, когда он кричит и требует, и как не задавить и в то же время не потакать капризам?»

Год и месяц – такой возраст, когда ребенок впервые начинает осознавать себя и проявляет свою волю, хочет навязать маме свое мнение. Подобные капризы – нормальные требования, и это хорошо. Как маме быть?

С одной стороны, принять возрастной кризис, принять то, что у ребенка есть свои желания, своя воля, он не обязан слушаться. Но стоит оставаться твердой, чтобы он не нарушал границы. Если надо в туалет, дайте ему увлекательную игрушку и объясните, что пока ты играешь, я дойду до туалета и через 5 минут вернусь. Если он начинает кричать, все равно идите по своим делам, предварительно предупредив, потом возвращайтесь.

Для предупреждения таких ситуаций, когда вы уходите, а ребенок плачет, стоит предпринять профилактические действия. Когда дети капризничают? Когда устали, хотят есть, спать, не хватает маминого внимания. Поэтому прежде чем удалиться помыть посуду, поиграйте с ребенком. Обязательно предупредите его, что через 5 минут пойдете мыть посуду, 5 минут – и опять вернетесь. Вы взяли игрушки, показали, как с ними играть, и в тот момент, когда он сам начинает пробовать с ними играть, вы уходите, предупреждая. Так, потихонечку, вы учите его самостоятельным играм, чтобы он занимался чем-то сам. В год и месяц – 3–5 минут. Не пытайтесь его оставить на полчаса, уходя мыть пол, он не выдержит, будет капризничать. Объясняйте, куда идете, зачем, но прежде научите его играть самому.

Если есть вещи, с которыми нельзя играть, объясняйте, почему нельзя. «Банка витаминов – это для папы. Я не могу тебе дать. Заболит животик. Давай я тебе дам другое».

Применяйте прием переключения внимания. Хорошо переключать внимание ребенка на другой предмет: «Посмотри, какой паук ползет!», «Давай поиграем в догонялки», пощекотать, подойдет любое отвлекающее событие. В этом возрасте прием работает хорошо.

Самое главное – режим дня. Сильные истерики начинаются, когда ребенок устал. Видите, что устал, говорите ему, что надо спать, прибаутками, песенками, но укладывайте. Чтобы капризы не перерастали в истерики. Найдите способ отвлечения ребенка.

* * *

Вопрос: «Как можно воздействовать на ребенка в такой ситуации? Сыну 5,5. Соответственно, он прекрасно знает, что рвать цветы и топтать грядки нельзя, но не перестает это делать. Причем поставить в угол, лишить сладкого, не ставить мультик не особо действует. Через пару минут он уже забыл, что хотел съесть конфету».

Это уже большой ребенок. В 1,1 – первое проявление воли, ребенок слабо умеет контролировать эмоции, сильно подвержен внутренним факторам, усталости, с которыми он не умеет справляться. В 5,5 ребенок другой, он может делать что-то, чтобы получить что-то от взрослого, если ему этого не хватает. В этом возрасте ребенок лучше управляет эмоциями, и перегрузки меньше влияют. Если что-то ребенок делает, это не просто капризы, он это делает целенаправленно.

Скорее всего, он таким образом хочет привлечь ваше внимание. А это означает, что ему этого внимания не хватает.

Если малыш прекрасно знает, что топтать и рвать цветы нельзя, но продолжает это делать, значит, он таким образом подает сигнал, очень хочет привлечь внимание.

Наказания не связаны с самой ситуацией. Мы с вами говорили в теме про «маму-наказателя», что наказания должны быть следствием и должны быть связаны с самим проступком. Если он балуется в ванной, то наказанием может стать то, что вы его из ванны тут же извлекаете. Именно поэтому ваши наказания на него сильно не влияют: сделал и забыл.

Его цель была не потоптать грядку, а привлечь внимание. Отчасти он этого добивается, так как вы обращаетесь к нему, отдаете ему свою энергию. В этот момент вы эмоционально направлены на сына, строго говорите, придумываете наказание, от вас идет заряд энергии. Если ребенок не получает положительный заряд, то он добивается какого угодно, пусть даже отрицательного.

В качестве профилактической работы малыша можно привлечь к помощи на грядках. Рассказать, что цветам больно, они сломались, умерли, вы расстроены, так как они были вам дороги, вы растили специально, чтобы подарить своей подруге или его знакомой девочке. Надо привлечь его к совместной деятельности. Сказать, что в этот раз получилось так, он растоптал, но есть возможность все исправить, самому посадить новые цветы, вырастить их и подарить маме или бабушке. Мама тогда не будет расстраиваться. Надо заинтересовать ребенка процессом и превратить негативный опыт в позитив. Через общение вы дадите энергию, которой ему так не хватает.

Будьте в контакте с ребенком, говорите о тех вещах, которые ему интересны, играйте в те игры, которые увлекают его. Подмечайте, что у него хорошо получается, хвалите его за успехи. Фокусируйтесь на хорошем, а не плохом. И вы увидите, что отношения станут более доверительными, наладятся контакт и взаимопонимание. Тогда отпадет необходимость привлекать ваше внимание плохими поступками.

Метод «неругательной» мамы

Большинство осознанных родителей ищут баланс между свободой действий ребенка и необходимыми ограничениями в его жизни. Возникает бесконечная череда вопросов, на которые каждый родитель ищет свои ответы.

Меня часто просят дать совет на тему грамотных воспитательных мер. Тема широкая, поэтому здесь я затрону только один, но очень важный аспект – методы «неругачей», или «неругательной», мамы, как говорят наши словоизобретательные детки.

Цитирую письмо одной мамы:

«Я не умею ругать правильно. Кажется, что прививаю чувство вины сыну».

Итак, ругать или не ругать ребенка? И как именно «не ругать»? А если ругать, то как делать это правильно? Как при этом не обидеть, не породить у ребенка страхи и комплексы?

Остановимся прежде всего на самом слове «ругать». Для русскоговорящего человека звучит оно крайне негативно. «Ругать» издревле означало богохульствовать, насмехаться, высмеивать, злобствовать, рычать. И к сожалению, вот такое слово тесно связано с темой взаимоотношений родителей и детей. Неужели малыш заслуживает такого сильного потока негативной энергии?

Запомните: мы не ругаем.

Единственная воспитательная мера – когда мы показываем логичные результаты поступков ребенка. Если ребенок нарушил какое-то внутрисемейное правило, за этим должны возникать последствия такого поведения. Например, мы говорим: «Брызгаешься в ванной – тебя из этой ванной вынимаем».

Логика следствия всегда должна связывать его непосредственно с самим поступком. К примеру, пара «брызгаешься в ванной – тебя лишают мультфильмов» – наказание, лишенное логики. Мультики никакого отношения к ванной не имеют. Следите за логикой, должна быть прямая связь поступка и дальнейших событий. Это даже не наказание, это именно результат некорректного поведения ребенка.

Ругать не надо.

Надо помогать, учить исправлять ситуацию. Любой человек имеет право на ошибку, в этом нет ничего плохого, потому что мы таким образом приобретаем жизненный опыт. Никто не может всегда делать все идеально. Мы все ошибаемся. Ошибка – это не плохо. Важно научиться ошибки исправлять. Поэтому когда ребенок совершил какую-то оплошность, то мы подсказываем ему, как можно ее исправить.

Вопрос – постановка задачи – поиск ответа.

Если ребенок постарше, то мы просто ставим задачу: «Ты разлил воду на пол. Что ты можешь сейчас сделать, чтобы это исправить?» – и слушаем, что он предложит сам. Если он затрудняется ответить, ему можно подсказать: «Давай мы сейчас возьмем с тобой тряпку и вытрем эту лужу», или задать вопрос: «Может, стоит взять тряпку и лужу вытереть?» Все зависит от возраста. Но всегда в первую очередь мы фиксируем внимание на важнейшем правиле: даже если человек оступился, нужно помочь ему понять, как он может эту ошибку исправить.

Решения здесь и сейчас.

Сожалеть о содеянном всегда бессмысленно. Нужно смотреть на шаг вперед. Вы попали в эти обстоятельства, в эти события – что можно сделать в такой ситуации? Потому что чувство вины абсолютно бессмысленно. Оно обращено в прошлое и никаких изменений в вашу жизнь не принесет, кроме плохих. Потому что в результате вы задерживаетесь в этом прошлом вместо того, чтобы меняться, развиваться, быть настоящим и делать что-то, чтобы в будущем подобной ошибки больше не совершить.

Метод «неругательной» мамы. Вопросы…

«Добрый день, Дарья! У меня возник вопрос по теме „неругательной“ мамы, как же поступить, если, например, ребенок, сидя на заднем сидении, открывает окно, после болезни, как тут наказать, следуя логике!? Объяснения не всегда помогают. Подобно этому примеру существует много случаев, если нет логичного выхода, как быть!? Заранее благодарна! С уважением Татьяна!»

Не зная, сколько лет ребенку, труднее дать совет, поскольку для разных возрастов рекомендации будут разными. Однако попробуем сравнить детей разного возраста.

Посмотрим на ситуацию с двух сторон: со стороны мамы и со стороны ребенка. Мама обеспокоена тем, что ребенок может снова заболеть, если будет открывать окно, сидя на заднем сиденье автомобиля. С одной стороны, логично: просквозит – иммунитет ослаблен – снова заболеет. Беспокойство мамы понятно. Причем мама чувствует такую высокую степень ответственности за здоровье ребенка, она готова даже наказать его, лишь бы уберечь от очередного обострения простуды (или, возможно, отита и тому подобного).

Ребенок же хочет открыть окно. Почему? Возможно, ему интересно смотреть на живые краски окружающего мира не через стекло. Возможно, он познает мир и ему нравится ощущение бьющего в лицо потока воздуха. Ведь ребенок может быть кинестетиком? И сенсорный опыт – его способ изучать мир и себя.

Возможно, он просто недавно научился нажимать кнопочку стеклоподъемника (или крутить ручку ☺) и познает физику этого процесса.

Возможно, ему просто душно, но он не может пока это осознать и объяснить вам.

Но также возможно, он просто «вредничает», хочет позлить маму, сделать наперекор… Ну, просто потому что устал от гиперопеки и хочет показать маме, что он тоже личность и с его мнением надо считаться. И тут уже налицо глубинный конфликт в отношениях с ребенком, собственно, не имеющий отношения к конкретной ситуации, в данном случае – открыванию окна. В этом случае маме, конечно, будет непросто, даже разрешив проблему правильно, наладить контакт с ребенком. Здесь потребуется долгая, кропотливая работа мамы, и в первую очередь над самой собой…

Опять же «запущенность» ситуации сильно зависит от возраста ребенка. Первые проявления собственной воли у ребенка начинаются в год-полтора, и уже в этом возрасте родителям важно учиться уважать волю своего ребенка, волю Личности. Если, конечно, они хотят, чтобы их отношения с ребенком строились на взаимопонимании и взаимоуважении.

Замечу, что «уважать волю ребенка» не равно «прогибаться и потакать всем его капризам». Лучше самой заранее быть готовой предоставить свободу выбора ребенку в каких-то конкретных ситуациях, чтобы он почувствовал, что с его мнением считаются, и ему бы не приходилось потом отвоевывать эту пресловутую свободу вот такими неэффективными методами, как открытый конфликт с мамой по глупому поводу.

Но вернемся к вопросу: как же поступить маме в этой конкретной ситуации?

Итак, если это просто любопытство, стремление к познанию мира, реакция мамы может разниться в зависимости от возраста ребенка.

Если малыш еще мал и не понимает объяснений (хотя я бы все равно начала с них), то можно отвлечь его чем-то более интересным (у любой мамы обычно есть «игрушка-скорая помощь», которая точно завладеет вниманием ребенка ☺, в экстренной ситуации можно использовать такие «вспомогательные средства», например, если мама за рулем и ей трудно одновременно развлекать малыша) или попросту закрепить автомобильное кресло в центре заднего сиденья, откуда ручки малыша не дотянутся до заветной кнопки.

Если же ребенок постарше и понимает, о чем говорит мама, рассказывая о последствиях сквозняка для его здоровья, то объяснения не всегда помогают. Природа здесь та же, что у самого протеста – это попытка игнорировать мамины слова как способ показать собственное мнение, с которым взрослым пора бы уже начать считаться.

А поскольку мама пропустила тот момент (а скорее, неоднократно пропускала), когда ребенку было важно почувствовать, что его уважают, видят в нем Личность, позволяют сделать собственный выбор, то ее отпрыск будет жестко отстаивать свою позицию, оставаясь «глухим», даже ценой собственного здоровья. Потому что быть услышанным для него в этот момент важнее, чем потенциальная простуда.

Ему очень важно, чтобы мама его услышала! И ослабила, наконец, гиперконтроль. Только «отпустив поводок», мы можем научить детей нести ответственность за свои поступки и принимать верные решения, в том числе жертвовать сиюминутным любопытством ради сохранения здоровья.

Что делать маме, если ее случай именно такой?

Тогда ей стоит предупредить ребенка, объяснить последствия его поступка, но выбор оставить за ним самим. И спокойно принять этот выбор, даже если это приведет к повторной простуде (что, кстати, также не 100 % ☺). И тут в силу вступают уже не «логичные», а самые естественные последствия поступка.

Конец ознакомительного фрагмента.