Вы здесь

Мысли вслух. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ И ЭСТЕТИКА (Екатерина Андреева)

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ И ЭСТЕТИКА

Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Баумгартен. Именно он выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

Эстетика – это философия искусства, занимающаяся проблемами эстетического восприятия, форм существования и типов эстетического.

Научно доказанный факт, что произведения искусства оказывают на человека эстетическое воздействие и служат образцом для воспитания вкуса.

Первая из основных категорий в эстетике: прекрасное.

Нужно помнить, что понятие прекрасного всегда относительно и субъективно. То, что прекрасно для одной эпохи, может считаться уродливым в другое время. То, что нравится одному человеку, не обязательно понравится другому. Но это не мешает философам бесконечно пытаться выработать универсальное определение прекрасного.

Поскольку у нас тема именно женских образов и эстетики, то иные принципы мы не будем с вами сейчас рассматривать, хотя, полагаю, вы хорошо знаете о том, что основные принципы эстетики – это прекрасное, возвышенное, низменное, комичное и трагичное. Каждая эпоха по-своему трактует эти принципы. Если взять понятие «прекрасное» и проследить как оно менялось на женских образах от Античности и до наших дней, то каждый период мы будем наблюдать разные образы красивых женщин.

Понятие прекрасного стало существенно отличаться от изначального понятия. И если раньше, в эпоху Возрождения или Классицизма, черпали понятие прекрасного из античной культуры, то сейчас, в начале 21 века это уже не так. Появился и выработался новый подход к осмыслению прекрасного.

Даже взять к примеру 20 век. То уже в нем мы видим разительные перемены в понимании прекрасного и женской красоты в том числе. Берем каждое десятилетие и видим, как изменяется эталон женской красоты. От женщины в стиле «Ля гарсон» («эпоха золотых двадцатых»), до образа Мерлин Монро (50-е годы), Твигги (70-е годы), Синди Кроуфорд (90-е годы). Также изменился и вид искусства, благодаря которому фиксируется новая красота для будущих поколений. Раньше это были скульптура и живопись, то теперь это фотография, cg-искусство, 3д-скульптуры как новый вид искусства наряду с классической (картины, скульптуры).

Берем начало 21 века – оно также многообразно и изобилует именами красивых женщин: Аманда Сайфред, Меган Фокс, Эмма Стоун, Анджелина Джоли, Вы и… список можно продолжать. И этот обширный список женских имен является свидетельством того, что принципы эстетики изменились. Понятие прекрасного тоже. За последние 100 лет, с развитием науки и техники, с расширением нашего понимания о природных закономерностях чувства прекрасного, мы вернулись к естественной простоте как основе этого чувства. Эта естественная простота проявляется в цельности гармоничных образов, использующих исходные, природные данные объекта как отправную точку. Таким образом впервые в основу чувства прекрасного были положены натуральные и естественные свойства объекта, как начальная точка для развития цельного гармоничного образа. А сам гармоничный образ воспринимается как цельный гармоничный процесс на основе сбалансированных естественных данных. При этом процесс рассматривается в том числе, и как динамический процесс взаимодействия развивающегося образа с человеком. Происходит идеализация не самого образа, как статической данности, а процесса его развития и его воздействия и взаимодействия.

Рассматривая модели на современных фотографиях, мы видим конечный результат развития естественных данных модели в соответствии с закономерностями прекрасного.

Таким образом, основой современного понимания чувства прекрасного является естественная простота как основа, сам образ как процесс развития естественной данности, а формирование процесса производится в результате его взаимодействия с человеком. Понимание прекрасного, как процесса развития естественной простоты, требует положить в основу научные знания о закономерностях прекрасного.

И профессиональные имиджмейкеры как раз и простраивают современный имидж, опираясь на знания о закономерностях прекрасного. Берут за основу природную матрицу человека, природную фактуру и уже от нее и строят все остальное. Именно поэтому мы можем смотреть на человека, нам все в нем нравиться и складывается ощущение, что он ничего не делает для того, чтобы выглядеть привлекательно. Хотя есть вероятность, что работу по совершенствованию себя человек провел колоссальную и все еще работает.

Подводя итог, подчеркну, что сейчас принцип «прекрасное» базируется на естественной простоте, ее совершенствовании и развитии.