4. Государственное право (властные нормы)
Несмотря на то, что пророк Мухаммад неоднократно высказывался по вопросам отношений правителя и общины, он не оставил четких указаний о принципах устройства мусульманского государства. Во многом в связи с этим мусульманское государственное право сформировалось позднее таких разделов, как договорное право, право личного статуса и др., в основание которых был заложен прочный фундамент из соответствующих положений Корана, высказываний и поступков Пророка, а также его сподвижников.
Формулирование того, что мы сейчас называем мусульманским государственным правом, шло параллельно с реальной практикой мусульманских правителей разного уровня. При этом практика зачастую опережала теоретическое осмысление мусульманскими юристами многих актуальных задач государственного устройства. В итоге наряду с теоретическими наработками мусульманских правоведов стало развиваться административное право, основанное на нормативно-правовых актах, издаваемых мусульманскими правителями и нередко противоречивших некоторым базовым нормам и принципам шариата.
Идеальные конструкции, разработанные учеными типа ал-Маварди[12], имели и имеют настолько мало общего с практикой, что некоторые исследователи ставят под вопрос существование такого раздела, как мусульманское государственное право. В качестве более приемлемого термина они предлагают употреблять словосочетание «властные нормы».
Вместе с тем было бы неверно полностью отрицать влияние норм, регулирующих государственное устройство по шариату, на законодательство современных мусульманских стран, в конституционном праве которых нашел отражение ряд положений мусульманского права. Это касается прежде всего признания шариата, его принципов или взглядов представителей определенной правовой школы в качестве основного или дополнительного источника законодательства в целом ряде государств. Влияние шариата и фикха на государственное устройство мусульманских стран проявляется в закреплении в их законодательстве (прежде всего в государствах с монархической формой правления) принципа консультации (аш-шура), а также учреждении специализированных органов, призванных следить за соблюдением норм мусульманского права. Положения фикха находят применение и при регулировании статуса главы государства. Так, в ряде монархий король, эмир или султан фактически или номинально обладает признаками главы религиозной (духовной) власти, что означает попытку соединить в одном лице светские и духовные функции – как это должно иметь место при халифате.
Влияние мусульманского права прослеживается и в избирательном законодательстве мусульманских стран: в частности, большую часть XX в. во многих из них женщины не могли реализовать свое активное избирательное право[13]. В новом тысячелетии женщины в ряде стран лишены пассивного избирательного права – прежде всего возможности быть избранными на пост главы государства.
В некоторых странах в максимальном объеме попытались воплотить принципы шариата при определении формы государства (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан). Между тем вопрос о том, насколько организация государственной власти в этих странах соответствует мусульманской концепции государства, остается дискуссионным. Однако даже если признать, что в указанных странах максимально широко были применены нормы и принципы мусульманского права, существующая форма государственного правления не вполне совпадает с представлениями как суннитских, так и шиитских правоведов Средневековья о системе власти в исламском государстве. Нередко нормы мусульманского права использовались, что называется, «задним числом» для оправдания уже сложившейся формы государства.
Вместе с тем о влиянии мусульманских «властных норм» на законодательство мусульманских стран нельзя судить только на основе анализа их государственного (конституционного) права. Так, в целом ряде стран, где были предприняты реформы по исламизации различных аспектов общественной жизни (Пакистан, Судан и др.), исламский характер государства зачастую в большей степени проявляется в уголовном и финансовом законодательстве. Например, в ряде стран мусульманский очистительный налог закят был признан в качестве государственного налога. Иными словами, государство взяло на себя роль регулятора социально-экономических отношений в соответствии с требованиями шариата.
Барковская Е.Ю. Ислам и проблемы становления современной государственности на мусульманском Востоке: монография. – М.:Изд-во РАГС, 2009. – 148 c.
Гл. I. Историко-цивилизационная специфика государства и права в исламе – с. 19–44.
Барковская Е.Ю. Современное государство и традиции культуры управления в исламе. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 158 с.
Исследуются современные подходы к решению проблем государственного развития, напрямую или опосредованно связанных с исламским фактором и совершенствованием административно-управленческой деятельности. За основу взят опыт Турции и Пакистана, где апробированы различные варианты таких решений при дифференцированной опоре на традиции культуры управления в исламе. Рассматриваются концептуальные положения и практические рекомендации, выдвинутые зарубежными, а также российскими мусульманскими мыслителями и учеными относительно использования традиционного исламского культурного достояния в интересах рационализации системы власти и повышения эффективности государственного управления.
Конец ознакомительного фрагмента.