Вы здесь

Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам. 4. Государственное право (властные нормы) (Э. А. Урусова, 2010)

4. Государственное право (властные нормы)

Несмотря на то, что пророк Мухаммад неоднократно высказывался по вопросам отношений правителя и общины, он не оставил четких указаний о принципах устройства мусульманского государства. Во многом в связи с этим мусульманское государственное право сформировалось позднее таких разделов, как договорное право, право личного статуса и др., в основание которых был заложен прочный фундамент из соответствующих положений Корана, высказываний и поступков Пророка, а также его сподвижников.

Формулирование того, что мы сейчас называем мусульманским государственным правом, шло параллельно с реальной практикой мусульманских правителей разного уровня. При этом практика зачастую опережала теоретическое осмысление мусульманскими юристами многих актуальных задач государственного устройства. В итоге наряду с теоретическими наработками мусульманских правоведов стало развиваться административное право, основанное на нормативно-правовых актах, издаваемых мусульманскими правителями и нередко противоречивших некоторым базовым нормам и принципам шариата.

Идеальные конструкции, разработанные учеными типа ал-Маварди[12], имели и имеют настолько мало общего с практикой, что некоторые исследователи ставят под вопрос существование такого раздела, как мусульманское государственное право. В качестве более приемлемого термина они предлагают употреблять словосочетание «властные нормы».

Вместе с тем было бы неверно полностью отрицать влияние норм, регулирующих государственное устройство по шариату, на законодательство современных мусульманских стран, в конституционном праве которых нашел отражение ряд положений мусульманского права. Это касается прежде всего признания шариата, его принципов или взглядов представителей определенной правовой школы в качестве основного или дополнительного источника законодательства в целом ряде государств. Влияние шариата и фикха на государственное устройство мусульманских стран проявляется в закреплении в их законодательстве (прежде всего в государствах с монархической формой правления) принципа консультации (аш-шура), а также учреждении специализированных органов, призванных следить за соблюдением норм мусульманского права. Положения фикха находят применение и при регулировании статуса главы государства. Так, в ряде монархий король, эмир или султан фактически или номинально обладает признаками главы религиозной (духовной) власти, что означает попытку соединить в одном лице светские и духовные функции – как это должно иметь место при халифате.

Влияние мусульманского права прослеживается и в избирательном законодательстве мусульманских стран: в частности, большую часть XX в. во многих из них женщины не могли реализовать свое активное избирательное право[13]. В новом тысячелетии женщины в ряде стран лишены пассивного избирательного права – прежде всего возможности быть избранными на пост главы государства.

В некоторых странах в максимальном объеме попытались воплотить принципы шариата при определении формы государства (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан). Между тем вопрос о том, насколько организация государственной власти в этих странах соответствует мусульманской концепции государства, остается дискуссионным. Однако даже если признать, что в указанных странах максимально широко были применены нормы и принципы мусульманского права, существующая форма государственного правления не вполне совпадает с представлениями как суннитских, так и шиитских правоведов Средневековья о системе власти в исламском государстве. Нередко нормы мусульманского права использовались, что называется, «задним числом» для оправдания уже сложившейся формы государства.

Вместе с тем о влиянии мусульманских «властных норм» на законодательство мусульманских стран нельзя судить только на основе анализа их государственного (конституционного) права. Так, в целом ряде стран, где были предприняты реформы по исламизации различных аспектов общественной жизни (Пакистан, Судан и др.), исламский характер государства зачастую в большей степени проявляется в уголовном и финансовом законодательстве. Например, в ряде стран мусульманский очистительный налог закят был признан в качестве государственного налога. Иными словами, государство взяло на себя роль регулятора социально-экономических отношений в соответствии с требованиями шариата.

Монографии

Барковская Е.Ю. Ислам и проблемы становления современной государственности на мусульманском Востоке: монография. – М.:Изд-во РАГС, 2009. – 148 c.

Гл. I. Историко-цивилизационная специфика государства и права в исламе – с. 19–44.

Барковская Е.Ю. Современное государство и традиции культуры управления в исламе. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 158 с.

Исследуются современные подходы к решению проблем государственного развития, напрямую или опосредованно связанных с исламским фактором и совершенствованием административно-управленческой деятельности. За основу взят опыт Турции и Пакистана, где апробированы различные варианты таких решений при дифференцированной опоре на традиции культуры управления в исламе. Рассматриваются концептуальные положения и практические рекомендации, выдвинутые зарубежными, а также российскими мусульманскими мыслителями и учеными относительно использования традиционного исламского культурного достояния в интересах рационализации системы власти и повышения эффективности государственного управления.

Конец ознакомительного фрагмента.