Вы здесь

Муниципальное право РФ. Ответы на экзаменационные билеты. 4. Европейская Хартия о местном самоуправлении (И. М. Хужокова, 2009)

4. Европейская Хартия о местном самоуправлении

Международные правовые акты и международные договоры РФ являются частью правовой системы РФ. Вопросы местного самоуправления достаточно широко закреплены в международных документах. К международным актам, затрагивающим вопросы местного самоуправления, относятся такие акты, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская Хартия о местном самоуправлении и другие акты, принятые в рамках ООН или в ином порядке.

Важнейшим источником муниципального права РФ является Европейская Хартия о местном самоуправлении.

Хартия состоит из преамбулы и основной части. Хартия определяет конституционные и законодательные основы местного самоуправления, понятие местного самоуправления, сферу компетенции местного самоуправления, условия осуществления полномочий на местном уровне, защиту местного самоуправления, источники финансирования органов местного самоуправления, право местных органов на объединение и другие вопросы, а также обязательства сторон – участников Хартии и порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.

Участниками Хартии являются государства – члены Совета Европы.

В соответствии с Хартией принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны.

Местное самоуправление – право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительное количество государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, не исключенному из их компетенции и не отнесенному к компетенции другого органа власти.

Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

Предоставленные органам местного самоуправления полномочия по возможности должны быть полными и исключительными.

Они могут быть оспорены иным органом власти только в порядке и в пределах, установленных законом.

При любом изменении местных территориальных разграничений необходимо консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это допускается законом, путем проведения референдума.

Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, с тем чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Статус местных выборных органов должен обеспечивать свободное осуществление ими их полномочий.

Статус местных выборных лиц должен позволять получать соответствующую денежную компенсацию расходов, понесенных в связи с осуществлением ими полномочий, а также по возможности компенсацию упущенной выгоды.

Функции и деятельность, не совместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами.

Любой административный контроль над органами местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство должно защищать.