12. Основные теории местного самоуправления
Политическая и правовая мысль издревле интересовалась вопросами организации власти на местах.
В отношении этих вопросов зачастую складывались совершенно противоположные мнения. Например, относительно того, как соотносятся между собой муниципальная и государственная власти (а значит, и органы государственного управления и муниципальные органы), существуют следующие точки зрения:
1) местное самоуправление – самостоятельная деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач местного значения, в которую государственные органы вмешиваться не вправе, а муниципальная власть отделена от государственной власти;
2) местное самоуправление осуществляется государством в лице государственных органов на местах, которые подотчетны и подконтрольны центральным органам государственной власти, муниципальная власть как самостоятельная власть органов местного самоуправления не существует, а является формой государственной власти.
Эти теории главным образом дифференцированы в зависимости от того, что признается источником власти в муниципальном образовании, кем наделяются властью в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления. В первом случае эту власть они получают непосредственно от местных жителей, в решении вопросов местного значения они представляют их и ответственны именно перед ними. Эта модель местного самоуправления наиболее полно соответствует идеалам демократии и современным представлениям о теории местного самоуправления.
Во втором случае свою власть и все полномочия по решению вопросов местного значения местные органы получают сверху. Они представляют государственную власть на местном уровне. За результаты своей деятельности они ответственны перед вышестоящими государственными органами, подотчетны и подконтрольны им. Данная модель организации местной власти характерна для государств с авторитарным или тоталитарным режимом правления. Местная власть лишь профанирует идею местного самоуправления, никакой реальной самостоятельности по отношению к центру у местных органов нет.
В последнем случае органы местного самоуправления фактически утрачивают свои оригинальные функции и становятся частью государственного аппарата.
В отношении возникновения местного самоуправления также существуют различные теории.
Согласно патриархальной теории местное сообщество представляет собой разросшуюся общину, род, самоуправляющийся под началом главы рода. В соответствии с этой теорией, скорее, государственная власть производна от муниципальной, а не наоборот.
Основы данной правовой теории были заложены еще в древних государствах, таких как Древняя Греция, где широко были развиты принципы местного самоуправления, близкие к современным.
В трудах Аристотеля некоторые вопросы местного самоуправления в полисах освещены достаточно подробно.
В Древней Греции складывалась особая система местного самоуправления, в связи с тем что государственность существовала в виде полисов – городов-государств.
В подобных городах-государствах вся полнота власти принадлежала местному сообществу.
Согласно естественно-правовой теории права местное самоуправление представляет собой естественное право местных жителей на решение вопросов местного значения.
Это право принадлежит только местному сообществу и не может быть узурпировано центральной властью.
Местное сообщество наделяется этими правами, поскольку состоит из граждан, наделенных свободой и неотъемлимыми правами от рождения. Поэтому право на осуществление местного самоуправления является естественным.
Данная теория возникла в период буржуазных революций во Франции в эпоху Просвещения. Одним из видных представителей и основателей этой теории является Жан-Жак Руссо.