Вы здесь

Музыкальные игры для детей. Глава 2. Громко, звонко, весело (Т. Н. Образцова, 2005)

Глава 2

Громко, звонко, весело

Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается или вообще перестает с вами общаться.

Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Вспомним слова старой известной песни: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». В песне человек выражает не только свое настроение, но и свое видение мира.

Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.

Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с различными звуками.

«ВОСЬМЕРКА»

Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.

Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«ЗОВ»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): „Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!“ (поет на „ре“ первой октавы – мелодия начинается со звука „ре“, слоги „тя-та“ в слове „утята“ и „бя-та“ в слове „ребята“ поются на „фа“)».

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» первой октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: „Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!“ (поет на „ми“ первой октавы – ход мелодии тот же). Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке „си“ первой октавы. Гусята „отвечают“ на „фа“ первой октавы (тональность си-мажор); птенчики „отвечают“ на „до“ второй октавы (тональность фа-мажор)».

Затем воспитатель дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

«ПОВТОРИ ЗВУКИ»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его „дан“, он звучит так (поет „до“ первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его „дон“, он звучит так (поет „ми“ первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его „динь“, он звучит так (поет „соль“ первой октавы): динь-динь-динь».

Затем воспитатель просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку – и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игру можно усложнить: попросить детей спеть, как звучат бубенчики от звуков «до» (тоника – первая ступень), «фа» (субдоминанта – четвертая ступень), «соль» (доминанта – пятая ступень и, разрешение, «до» (тоника). Эту мелодию можно петь от каждой ноты (в других тональностях), следуя по музыкальному ряду.

В игре участвует любое число детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕСЕНКИ»

Игра для детей 4—6 лет.

ВАРИАНТ 1

Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отражены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до.

Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка»

Е. Тиличеевой):

1) «вверх иду», «вниз иду»;

2) «вверх я иду», «вниз я иду»;

3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».

Маленькие карточки с кружочками, отражающими такие же последовательности (по количеству участников), перемешиваются. Воспитатель показывает одну из трех больших карточек. Затем дети выбирают карточки (они перевернуты). Ребенок, у которого на карточке окажется такая же последовательность, как на большой, должен пропеть ее. Воспитатель снова перемешивает маленькие карточки и показывает вторую карточку. И так – далее.

ВАРИАНТ 2

Воспитатель раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано попевку-песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.

Воспитатель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», а дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», – говорит воспитатель. Дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стремиться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз», мелодия постепенно ослабевает. Воспитатель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом.

Можно разделить детей на две группы: одна «идет вверх», другая – «вниз», затем поменяться.

«ЦИРКОВЫЕ СОБАЧКИ»

Для детей 6—7 лет.

Для этой игры в качестве наглядного пособия необходимы две карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начиная снизу вверх: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»). Для игры нужны также следующие карточки:

1) нарисован полный звукоряд;

2) последовательность из пяти звуков, идущих вверх: до-соль;

3) последовательность из пяти звуков, идущих вниз: соль-до;

4) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: до-ми-соль;

5) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль-ми-до;

6) два звука разной высоты: до (первой октавы) – до (второй октавы).

Заданий может быть и больше.

Воспитатель предлагает детям стать «цирковыми собачками».

Каждый ребенок получает карточку с заданием. «Вот собачка побежала вверх по ступенькам и остановилась на желтой ступеньке» (нота «си»), – говорит воспитатель, показывая карточку с лесенкой, ведущей вверх, по которой прыгают собачки. Тот ребенок, у кого на карточке нарисован полный звукоряд, поет гамму на звук «а» (до-мажор). «Потом собачка побежала вниз и остановилась на красной ступеньке» (нота «до» первой октавы), – продолжает воспитатель и показывает карточку с лесенкой, ведущей вниз. Ребенок, у которого на карточке нарисован полный звукоряд в обратной последовательности, поет гамму на звук «а» сверху вниз.

«Четыре кубика из лесенки забрали: оранжевый (нота „ре“), голубой (нота „фа“), фиолетовый (нота „ля“) и желтый (нота „си“). Осталось только три кубика. Собачке придется прыгать с красного кубика („до“) на зеленый („ми“), с зеленого на синий („соль“)», – говорит воспитатель, закрывая на лесенке, ведущей вверх, четыре кубика так, чтобы получилось трезвучие. Дети, у которых на карточке показана последовательность из трех звуков, идущих вверх, поют мажорное трезвучие (до-ми-соль) на звук «а». Так и в случае с карточкой, на которой изображена лесенка, ведущая вниз.

Потом воспитатель закрывает пять кубиков на лесенке, и дети, у которых на карточках нарисована последовательность из пяти звуков, пропевают их поступенно вверх или вниз; теперь воспитатель оставляет только красный кубик («до» первой октавы) и ставит розовый («до» второй октавы), а дети поют два звука разной высоты, образующие интервал в восемь ступеней (октава).

Руководитель следит за тем, чтобы дети чисто пропевали звуки разной тональности. Если «собачка» на какой-нибудь ступеньке «споткнется», ей нужно вернуться на исходную и повторить задание.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН»

Для детей 5—6 лет.

К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска нарисованы пять нотных линий, на которых помещены ноты (от «до» до «си») по кругу.

Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель-ведущий, он показывает игру, объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему песенку-попевку от любого звука. Попевку музыкальный руководитель подбирает заранее. Это может быть не только песенка, но и мелодия из какого-нибудь музыкального произведения, которую воспитатель наигрывает на музыкальном инструменте. Вращается диск телефона вправо (по часовой стрелке), стрелка останавливается, например, против ноты «ре». Все поют песенку-попевку от этого звука. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется та же песенка или мелодия, но только от другого звука, которую поют все дети или индивидуально тот или иной участник игры.

«ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА»

Для этой игры воспитатель подбирает маленькое стихотворение, состоящее из одной-двух строк с повторяющимися слогами. Например:

Мы перебегали берега,

Перебегали берега.

Затем дает тонику, например, ноту «до» (мажор). И играет мелодию, которая идет поступенно вверх: верхняя ступень – пятая (доминанта) – на слог «га» в слове «перебегали»; затем вниз, до конца первой строчки; снова вверх, начинается уже вторая строчка со второй ступени «ре»; верхняя ступень такая же, как в первой строке на слог «га»; последний нижний слог в слове «берега» второй строки пропевается дольше, тянется гласный «а». Петь строчку нужно на одном дыхании.

Воспитатель может отстукивать ритм, размер двухдольный: сильные доли – «мы», «га», их нужно выделять голосом и стремиться к верхней ступени, голосом постепенно усиливая звучание, а к нижней – ослабляя.

Следующая тоника «ре» (мажор). Слова пропеваются уже в другой тональности по тому же принципу. И так до конца музыкального ряда. Воспитатель-ведущий может задавать тон не только в первой октаве, но и ниже, в малой октаве, или выше, во второй.

Дети должны пропевать слова, четко проговаривая каждый слог. Руководитель следит за их артикуляцией. Если у кого-то не получается, упражнение необходимо повторить.

В этой игре для распева можно использовать гласные звуки, разнородные по артикуляции: например, звук «а» чередовать с «у», затем «и, о, э, ы». Пропевать их следует так, как и слова «мы перебегали берега, перебегали берега».

«ЖЕСТЫ»

Играть можно, сидя или стоя, как удобно детям. Дети поют гамму с помощью жестов. Для каждой ноты существуют свое обозначение и жест. Жесты помогают правильно петь звуки.

Сначала руководитель показывает, как нужно петь, затем дети хором повторяют.

Обозначение нот: до – \му\, ре – \вje\, ми – \на\, фа – \зэ\, соль – \лjo\, ля – \лje\, си – \ры\, до – \му\.

Жесты:

«му» – ладони прикасаются к груди, как бы поглаживая и в то же время извлекая звук из груди, одновременно пропевая его;

«вjе» – кисти рук внешней стороной прикасаются к подбородку, проводя под ним от середины к ушам; звук пропевается на полуулыбке;

«на» – пальцы рук соединены вместе, полусогнуты и находятся над верхней губой; движение напоминает подчеркивание улыбки; звук открытый, как будто улыбаются от радости;

«зэ» – прикосновение собранных пальцев к вискам;

«лjo» – прикосновение собранных пальцев, полусогнутых, к темени головы, как бы вытягивая звук оттуда;

«лje» – ладони с сомкнутыми пальцами «зависают» над головой, кисть полусогнута;

«ры» – указательные пальцы направляются вверх, остальные согнуты; звук тянется вверх в тонику;

«му» – руки вытянуты, подняты вверх, пальцы разжаты, смотрят в разные стороны, кисти рук направлены вверх.

Вместе с руководителем дети начинают петь гамму с помощью жестов, сначала поступенно вверх и вниз. Затем ведущий (воспитатель) просит спеть, например, тоническое трезвучие, поступенно или распределяет звуки между детьми; просит пропеть тонику; спеть какой-нибудь интервал или аккорд с разрешением от определенной ступени.

«ЛЕСНЫЕ ГОЛОСА»

Дети разбиваются на группы по 5—6 человек, один из них назначается «лесником». Каждый ребенок выбирает, каким животным или птицей он хочет побыть. Для каждого голоса руководитель подбирает звук или мелодию, которую ребенок должен пропеть, подражая голосам зверей или птиц.

В голосе кукушки могут быть наиграны два звука, представляющие собой какой-то музыкальный интервал, например кварту. Звуки нажимаются поочередно, сначала верхний, потом нижний, что будет соответствовать «ку-ку».

Дети разбегаются по комнате, играя роль своего животного. Кто-то сидит, кто-то ходит или лежит, кто-то спрятался «в зарослях».

По знаку руководителя «лесник» начинает ходить между разными животными и слушать их. Начинают петь по заранее установленной очередности. Тот, до кого «лесник» дотронется, прекращает петь. Когда руководитель задаст тонику или наиграет мелодию, начинает петь другой игрок.

Очень важно в этой игре правильно воспроизвести мелодию или пропеть звук, передав голос животного или птицы.

«ОЗВУЧИВАНИЕ»

ВАРИАНТ 1

Для этой игры руководитель подбирает какую-нибудь детскую сказку или рассказ, который нужно инсценировать. Но вместо слов дети должны использовать гласные звуки и пропевать фразы. С помощью звуков и интонации нужно отразить переживания персонажей, эмоции.

Например, звук «и» – улыбка, презрение, сожаление; звук

«о» – восхищение, удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.

Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но только гласные звуки, входящие в их состав, дети должны пропевать. Руководитель может заранее распределить между детьми, кто каким звуком будет петь. По ходу игры руководитель играет на музыкальном инструменте несложные мелодии или просто отдельные звуки, которые дети будут пропевать.

Для этой игры подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха».

ВАРИАНТ 2

Участники этой игры делятся на две группы по 8 человек. Одна выполняет определенные движения, другая воспроизводит их голосом, пропевает их. Например, дети побежали. Вторая группа должна спеть, изображая голосом бег: допустим, спеть гамму в заданной музыкальным руководителем тональности в быстром темпе.

Потом дети или какой-то игрок из первой группы начинают прыгать. Прыжки возможны на сравнительно небольшое расстояние (то есть расстояние может быть приравнено к какому-нибудь музыкальному интервалу – секунде, терции, кварте); или, наоборот, (большое расстояние приравнивается к октаве). Группа может показать сначала прыжки по развернутому трезвучию вверх (вперед), затем бег обратно (гамма вниз). Движения могут быть повторными: прыжки на одном месте, бег вперед—назад.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Для детей школьного возраста.

Учитель или музыкальный руководитель предлагает участникам игры придумать рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.

«Послушайте, сначала я вам расскажу, – говорит учитель. – Маша вышла на улицу, спустилась по лестнице (поет гамму, идущую вниз, в до-мажоре). Увидела подружку, которая очень хорошо прыгала через скакалку. Маше тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (поет развернутое мажорное трезвучие снизу вверх). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Руководитель может помочь, подыгрывая на музыкальном инструменте (задавая тонику, изменяя мажорный лад на минорный, переходя в другую тональность).

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Конец ознакомительного фрагмента.