Вы здесь

Музыкальное развитие леворукого ребенка. Диагностика леворукости и ее значение для музыкального развития детей (А. Ю. Арестова, 2012)

Диагностика леворукости и ее значение для музыкального развития детей

Важнейшей задачей в музыкальной педагогике настоящего времени является привлечение внимания педагогов к проблемам, связанным с увеличением количества леворуких и обоеруких детей, и одновременно уменьшением количества праворуких учеников. Прежде всего это вопрос адекватности требований к ученику и его возможностям.

Детская музыкальная педагогика нуждается в получении результатов исследований о количественном соотношении правшей и левшей на сегодняшний день и, в связи с этим, в корректировке программ и методик с целью наиболее успешного освоения программы обучения на основе физиологических и психических особенностей детей.

Обратимся к результатам выборочного тестирования, проведенного нами в образовательной системе города Протвино с целью уточнения данных о количестве левшей в школах и ДОУ города. Были проведены исследования по определению ведущей и неведущей сторон тела у людей разных возрастов. Им были предложены тесты (М. М. Безруких, М. Г. Князева) – основной и уточняющий (Приложение А, тесты № 1, № 2).

Анкетирование прошли 187 человек: 49 педагогов (29–60 лет); 80 учащихся музыкальных школ (7-13 лет); 58 детей дошкольного возраста (4 года).


Данные, полученные в ходе тестирования


Результаты тестирования показали:

1. В ходе экспериментальной работы многие педагоги старшего поколения охотно делились воспоминаниями о том, как их переучивали в детстве держать ручку в правой, а не в левой руке. Надо отметить, что многие педагоги благодарны своим родителям и учителям за это переобучение, так как считают, что в настоящее время писать правой рукой для них удобнее, чем левой.

2. Среди старшего поколения леворуким оказался человек, имеющий дефект правой руки. В этом случае леворукость можно считать победой над болезнью.

3. Среди детей в возрасте от 7 до 13 лет – 10 % левшей. Ни в школе, ни дома сейчас леворуких не переучивают. Очень часто они имеют слабое здоровье. По мнению окружающих, многие из этих детей обладают хорошими художественными способностями, имеют оригинальное мышление и богатое воображение. Обучение в школе им дается без особого труда, но всегда есть риск запустить предметы из-за частых болезней. При обучении игре на инструменте они сталкиваются с серьезными координационными проблемами.

4. У детей дошкольного возраста к пяти годам устанавливается доминирование ведущей руки, хотя степень леворукости и праворукости выражена еще недостаточно. В шесть лет о доминировании определенной руки можно говорить уже с большей уверенностью.

5. «Чистых» правшей среди детей 4-13 лет в два раза меньше, чем среди людей 29–60 лет. Можно предположить, что с возрастом степень праворукости увеличивается, либо сейчас под воздействием многих факторов формируется поколение с иной физиологией.

6. Идет постепенное увеличение количества людей с равносторонней значимостью тела с небольшим преобладанием правой стороны.

7. 10 % учеников не знали о преобладании у них левой стороны тела над правой. Родители этих учеников также не догадывались об этом, хотя видели, что их дети используют инвертированное положение ручки при письме. Родители переучивали детей правильно держать ручку, но не справлялись с этой задачей. Дети со скрытым левшевством отличаются хрупким здоровьем, обучение дается им с трудом, они тяжело приспосабливаются к инструменту. У многих из них оказались также леворукие родственники.

8. Также по результатам исследования оказалось, что у группы учеников, у которых были проблемы с освоением инструмента (плохая координация, пониженный темп выполнения программы), левая сторона тела была выявлена как ведущая, хотя дети считались правшами в школе и дома.

Остановимся подробнее на восьмом пункте. Работая в музыкальной школе, я заметила, что у определенной группы детей наблюдаются одни и те же проблемы с координацией игровых движений на протяжении всего периода обучения игре на инструменте. Как правило, в каждом классе из 10–15 учеников один или два попадают в такую группу. Это дети, обладающие хорошим художественным вкусом, общей художественной направленностью, часто с хорошим музыкальным слухом и памятью, но при освоении инструмента показывающие средние, а иногда – результаты ниже средних. Проблемы, как правило, связаны с координацией движений, с панической боязнью сцены. Приспособление этих учеников к инструменту идет с трудом, при выступлении на сцене бывает много неожиданностей, наработанные в классе инструментальные навыки при экзаменационных прослушиваниях не доносятся в полном объеме. Результат обучения игре на инструменте детей непропорционален их трудовым затратам.

При проведении исследования в музыкальной школе по определению ведущей и неведущей сторон тела, у многих детей с подобными проблемами выявляется одна особенность – скрытая леворукость. Эти дети и дома и в школе считаются правшами, но показатели обследования выявляют у них доминирование левой стороны тела.

Судя по соотношению – 10 % из общего количества детей – мы имеем значительное количество учеников со скрытой леворукостью, которых должны вести по специальной программе обучения так же бережно, как и явных левшей. В результате получается, что, в среднем, в любом детском коллективе имеется около 20 % явных и скрытых левшей.

9. Среди протестированного старшего поколения не было ни одного человека со скрытым левшевством. Можно сделать предположение, что эта особенность пропадает у людей с возрастом под влиянием социальных факторов и образа жизни.

По результатам тестирования можно сделать два вывода:

1. Каждый учитель должен знать о количественном увеличении левшей и учитывать этот факт в работе. Если родители леворуких детей сразу же перед началом обучения предупреждают учителя об особенности своего ребенка, то родители ученика со скрытой леворукостью, как правило, не догадываются о специфических сторонах его физиологии и психики. Поэтому учитель должен знать, что в классе из 10 человек двое учеников могут оказаться леворукими как в явной, так и в скрытой форме.

2. Основываясь на количественном уменьшении «чисто» праворуких людей, можно предположить, что физиологический принцип мышления у педагогов и подрастающего поколения – разный, поэтому в настоящее время людям старшего возраста трудно найти подход к детям, опираясь только на свой личный опыт. Увеличение количества обоеруких людей с небольшим преимуществом правой подтверждает, что психически и физиологически новое поколение отличается от поколений своих родителей, бабушек и дедушек. Для обучения подрастающего поколения требуется не только узкопрофессиональное знание музыки, но и углубленное понимание педагогики, психологии и физиологии детей.

Из перечисленного следует, что для успешного построения учебного процесса важным фактором является учет возможного наличия около 20 % леворуких детей. Возможно, примерно у 20 % учащихся психологические свойства личности и логическое мышление будут существенно отличаться от праворукого большинства класса. Следовательно, индивидуальная программа для левшей должна подбираться с учетом их физиологических и психических особенностей, от которых также зависят и музыкальные способности леворуких детей.

Расспрашивать родителей учеников о возможном наличии левшевства у детей и возможных леворуких родственников можно только при установлении длительных доверительных отношений, так как многие родители относятся к таким расспросам как к излишнему любопытству или просто негативно. Обычно родители учеников сами делятся подобной информацией, когда считают нужным. Деликатность этой темы подчеркивает факт, что 20 % учителей отказались принимать участие в тестировании по определению ведущей руки. Поэтому для определения леворукости ученика (как явной, так и скрытой) главную роль играет наблюдение.

Выделить леворукого ребенка из массы учащихся можно и без явного тестирования. Следует обращать внимание на то, как пишет и рисует ученик с первых уроков. Например, можно попросить ребенка на первом же уроке нарисовать ноту, сделать любую запись в тетрадке или дневнике, нарисовать небольшой рисунок. Как обращают внимание М. М. Безруких и М. Г. Князева, если при письме ученик держит ручку или карандаш в инвертированном положении, то велика вероятность, что у ребенка явное или скрытое левшевство. Музыкальное исполнительское мастерство не может успешно развиваться, если ученик половину дня в общеобразовательной школе перенапрягает мышцы правой руки в том случае, если у него скрытое левшевство. На это следует обращать внимание.

Многолетние наблюдения, тестирования касались не только выявления леворуких учеников. Велось фиксирование особенностей познавательных процессов у левшей и детей со скрытым левшевством, оценивались этапы и результаты их обучения (Приложение Б).

Так, на определенных этапах для уточнения состояния памяти, утомляемости, активности внимания применялась методика, предложенная А. Р. Лурия – заучивание 10 слов. Тестирование выявляет расторможенность, забывчивость, рассеянность, долговременность памяти.

Использовалась методика изучения уровня внимания и самоконтроля школьников, предложенная П. Я. Гальпериным и С. Л. Кабылицкой – исправление ошибок в тексте [3, 45]. Обработка результатов теста выявляет высший, средний и низкий уровень внимания.

При экспериментальном исследовании слухового восприятия времени и оценки его длительности применялись методы, описанные С. Беляевой-Экземплярской [42] – методика словесной оценки, методика продуцирования (или двигательной оценки), методика репродукции.

Конец ознакомительного фрагмента.