Вы здесь

Музыкальное развитие леворукого ребенка. К истории вопроса (А. Ю. Арестова, 2012)

© А. Ю. Арестова, 2012

© Издательство «Прометей», 2012

Посвящается Елене Андреевне Бодиной, доктору педагогических наук, профессору


К истории вопроса

Исследование вопроса музыкального развития леворуких детей продиктовано повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними, в том числе в музыкальном обучении. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX в. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, развитие генетики.

В современном мире насчитывают по разным источникам от 8 до 30 процентов левшей, к этим данным необходимо прибавить некоторое количество людей со скрытой леворукостью. Некоторые исследования показывают увеличение количества леворуких людей. Это хорошо заметно среди школьников и студентов, так как сейчас нет тенденции к переучиванию леворуких детей. Педагогическая практика свидетельствует о постоянном увеличении числа подобных учеников и нерешенности проблем, вызванных доминированием левой стороны тела. В данном исследовании сделана попытка собрать, проанализировать и обобщить факты, связанные с обучением левшей музыке и предложить некоторые рекомендации по содержанию работы с ними.

Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей – на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. Если писать, рисовать, даже сочинять музыку можно левой рукой, то при музыкальном исполнительстве левше приходится приучать тело к несвойственной нагрузке на правую сторону. Сейчас в индивидуальном порядке можно заказать рояль с клавиатурой наоборот или гитару с перетянутыми наоборот струнами. Но, во-первых, для подавляющего количества детей в рамках дополнительного образования это пока невозможно, а, во-вторых, чтобы прийти к такому решению, надо в любом случае какое-то время поучиться на стандартном инструменте.

Проблема обучения левшей ставит не только педагогические, но и этические вопросы. Например, способны ли все леворукие дети научиться играть на музыкальных инструментах? К сожалению, до сих пор бывают случаи отказа от инструментального обучения по причине леворукости ребенка. Нередко ошибки именно этического плана тормозили развитие науки, которая ближе всех стоит к тайне появления леворукости – генетики. Так, евгенистические попытки улучшения природы человека, предпринимавшиеся в начале XX в. и в 1930-е гг., имели крайне нежелательные социальные и научные последствия. Например, по данным Н. П. Бочкова, по этой причине в ГДР исследования по генетике человека были возобновлены только в начале 70-х гг. XX в.

В нашем исследовании мы опираемся на этику толерантности, которая исходит из гуманистических представлений о непреходящей ценности различных достоинств человека, в том числе отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных различий.

Художественная культура занимает особое место в контексте проблем толерантности. Основы гуманистической философии (философия М. С. Кагана, философия образования В. С. Гершунского, философия воспитания Б. Т. Лихачева) предполагает раскрытие проблем гуманистического представления о мире как источнике искусства, гуманистического представления о человеке, гуманистического представления о ребенке и такого же представления о приобщении детей к искусству (Б. П. Юсов). В данной работе обучение леворукого ребенка музыке рассматривается через призму гуманистических ценностей, которые присущи демократическому обществу в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора».

Изучение проблем, связанных с леворукостью, сдерживали не только этические ошибки. Так, на генетику в XX в. оказывалось идеологическое давление. В 20-е гг. в СССР уровень генетических исследований был очень высок. В стране работала целая плеяда корифеев – Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, Н. В. Тимофеев-Рясовский, С. Н. Давиденков. Но их идеи оказались «неудобными» для мичуринской науки, объявившей этих ученых создателями реакционной теории наследственности, направленной против материалистической теории развития. Согласно постулатам материалистической биологии считалось, что наследственностью живых организмов можно управлять через ассимиляцию новых условий. Т. Д. Лысенко в своей работе «Агробиология» (1948 г.) писал, что наследственность – это эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений. Тем не менее, «менделисты-моранисты», как называла их официальная наука, отрицали влияние условий жизни на изменчивость органических форм и искали причины изменчивости во внутренних факторах, заложенных в самом организме. Внешние условия, считали они, могут лишь усиливать или ослаблять имеющуюся изменчивость. В эпоху доминирования материалистической эволюционной теории Дарвина эти идеи были обречены. Но без них сложно было объяснить, почему у праворуких родителей появляется леворукий ребенок, почему при одинаковом обучении во все времена оставались люди, которые могли писать только левой рукой.

Положение о роли среды и наследственности в формировании личности было впервые сформулировано русскими учеными Ю. А. Филипченко и Н. К. Кольцовым еще в 20-е гг. XX в. Развитие наследственных признаков они считали следствием результата взаимодействия наследственной конституции и внешней среды: нет таких признаков, которые бы абсолютно зависели бы от наследственности или только от среды.

Изучению левшевства мешают и демографические проблемы. Одними из методов изучения наследования признаков человека в медицинской генетике являются близнецовый и популяционно-статистический методы. Близнецовый метод позволяет оценить степень наследственности и факторов внешней среды. Популяционно-статистический метод заключается в исследовании признаков в больших группах людей, различающихся по наследственным характеристикам или условиям наследственных факторов в антропогенезе, роль генотипа и внешних факторов в наследственности в разных географических зонах или разных популяциях. Уменьшение рождаемости приводит к уменьшению возможности проведения исследовательских работ по генетике на более широком материале. Миграция населения и смешение рас приводит к появлению совершенно новых генотипов. По прогнозам генетиков, пройдет 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем длится 25 лет) и все нации смешаются [49]. Возможно, эта тенденция повлияет на количество леворуких.

Наука не стоит на месте, ее открытия способны повлиять на понимание явления леворукости. Прежде считалось, что определить доминирующую сторону тела можно в возрасте трех-четырех лет. Оказалось, сделать это возможно гораздо раньше. Питер Херпер из Центра исследования поведения эмбрионов Королевского университета в Белфасте (Великобритания) изучил тысячу изображений зародышей, полученных с помощью ультразвукового сканера. Им было от 10 до 15 недель. Затем он познакомился с детьми, в которых те превратились, и выяснил удивительные закономерности. Все зародыши, созревающие в утробе, тянут ко рту и сосут «лапку», словно медведи в берлоге. И, как правило, сосут правую – так поступают 9 зародышей из 10. Однако некоторые сразу же предпочитают левую. В итоге получается, что первые поголовно становятся правшами, а вторые – левшами. Херпер считает, что «ручной перекос» возникает от асимметрии в развитии спинного мозга, поскольку в 10–15 недель в голове у зародыша мозг находится еще в самом зачаточном состоянии. Но потом, по мере созревания и зародыша, и мозга, асимметрия «впечатывается» в голову. Поэтому леворукость – не простое преимущественное владение одной рукой, а отражение работы мозга [31].

Развитие музыкальных и музыкально-творческих способностей детей невозможно без учета особенностей их мышления и выявления ведущей стороны тела, ведь леворукие дети имеют отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга. В настоящее время предъявляются одинаковые требования по программе и нагрузке как для праворуких, так и для леворуких детей. Более того, массовое музыкальное образование направлено на обучение праворуких учеников. Специфика леворуких детей не учитывается. Эффект подобного обучения – частый отказ левшей от музыкального образования в начальной школе, проблемы с освоением программы обучения у детей в подростковом возрасте.

Наукой доказано, что правое полушарие, ведущее у левшей, отвечает за восприятие выразительности звуков, участвует в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении мелодий, сочинении музыки. Отмечают, что леворукие дети часто обладают яркими способностями к рисованию, чувствительны ко всему прекрасному. Часто эти способности проявляются необычайно рано. Многие исследователи говорят о том, что левши имеют особенности в развитии и им труднее адаптироваться в социальной среде.

Особой проблемой в музыкальной педагогике является выявление детей со скрытым левшевством. Это дети, которые в школе и дома считаются правшами, но показатели их обследований выявляют доминирование левой стороны тела.

Для повышения эффективности музыкального обучения явных и скрытых левшей необходимо опираться на творческие способности этих учеников, активизируя работу правого полушария мозга. Развитие музыкально-творческих способностей каждого ребенка на основе его природных данных – важный фактор повышения общей культуры в нашей стране, способствующий любительскому музицированию и общей образованности.

Проблема леворукости и скрытого левшевства – междисциплинарная проблема. Она лежит на пересечении педагогики и психологии, медицины, теории наследственности, и имеет несколько аспектов рассмотрения. В частности, это проблема музицирования и индивидуального письма. В обучении ребенка письму и музыке есть много общих дидактических принципов. Письмо рассматривается как система графических знаков для передачи, запечатления речи. В письме отражается манера речи, ее лингвистические особенности, письмом передается художественный смысл, индивидуальность автора. Обучение музыке – это тоже система освоения графических знаков и движений, но передающих художественный смысл звуков. Поэтому между освоением письма и освоением музыки много общего, и многие закономерности обучения письму леворуких детей можно проецировать и на обучение их музыке.

В письме каждого человека присутствует графика, которая отображает его индивидуальность. По почерку можно судить о характере, душевном состоянии даже незнакомого человека. У всех значительных музыкантов также существует своя характерная манера игры, исполнительский почерк, в котором ярко проявляется личность исполнителя.

Звукоизвлечение у каждого музыканта имеет такой же неповторимый почерк, как и письмо. Даже в младших классах у детей отмечается индивидуальное своеобразие манеры игры на инструменте. Мы считаем методологически важным связь психики с манерой письма и его обучением, и, следовательно, связь психики с манерой звукоизвлечения и приобретением игровых навыков. В проявлении индивидуальных особенностей личности при письме и в особенностях приобретения исполнительских навыков мы видим общий момент, который можно объединить для использования в музыкальной педагогике.

В каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. Это подтверждает весь опыт человеческой культуры. Мы знаем: в рукописном тексте остается «след» пишущего, отражаются его личностные свойства, переживания, отношение к смыслу сообщения, наконец, его состояние. Классическим примером, подтверждающим сказанное, является аналитическое сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся русских писателей и художников, (что было сделано, в частности, при исследовании творчества А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и других). Этот пример показывает, что существует общий (для разных форм выражения) стиль всей графики человека.

При общих характеристиках письменности в конкретном тексте всегда сохраняется человеческая индивидуальность с ее своеобразием, графической специфичностью техники письма – почерком, который, в свою очередь, открывает для нас общий вид письма, а затем – его характерные особенности, свойственные данному индивиду (наклон, нажим, штрихи, величина и связь букв, знаки препинания и т. д.).

Психологическое изучение письма – графология – занимается установлением индивидуальных особенностей письма: в зависимости от типа индивидуальности автора, его настроения, состояния, возраста идентифицирует признаки письма. Три главных графологических категории – гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность письма – позволяют судить о степени одаренности, самобытности личности, инициативы, степени сложности и разнообразия (или наоборот, однообразия) психических проявлений человека.

Немало работ посвящено изучению рукописей А. С. Пушкина. Великий поэт создавал свои творения, записывая их левой рукой. Яркая образная выразительность рисунков Пушкина, неповторимая манера письма всегда узнаваема и дорога нам. Если всмотреться в рукопись Пушкина, то нельзя не увидеть, что весь почерк его – и начертания букв и рисунки – легкий, стремительный, летящий, что вполне отвечало его темпераменту. Графика его рукописей – это дневник в образах, зрительный комментарий поэта к самому себе [46].

Выявляя и сохраняя своеобразие музыкального почерка леворукого ученика, мы раскрываем уникальное звучание души человека с особой, отличной от большинства, организацией работы головного мозга. Внимание к индивидуальности, бережное отношение к музыкальному творчеству каждого ученика являются важнейшими качествами современной педагогики.

Музыкальное развитие детей невозможно без выявления ведущей стороны тела как видимого проявления особенностей их мышления. Считается, что к трем-пяти годам устанавливается выбор преимущественной руки и становится понятно, правша ребенок или левша. Но формирование предпочтения руки на этом не заканчивается. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребенка, по крайней мере, до девяти-десяти лет и в дальнейшем (М. М. Безруких, М. Г. Князева). Это период, когда ребенок начинает учиться в подготовительных группах детского сада и заканчивает младшие классы – возраст, когда дети начинают учиться музыке, и учителя должны быть готовы к решению подобных проблем.

Важно определить ведущую руку перед началом обучения музыке, чтобы учитывать этот факт при составлении программы и ведении уроков. Так, есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это – прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда – верх и низ.

Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия (выраженные в большей или меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Особенно трудно для них мысленное манипулирование (это, например, задание типа: «Мысленно построй фигурку, измени ее конфигурацию, поверни на 180 градусов» и т. п.). Для них может оказаться трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно несколько, расположенных в определенном сочетании, срисовать схему и т. п.

В то же время, вслед за исследователями левшей [8, 36], мы хотели бы подчеркнуть, что категорией риска является не леворукость как таковая, а те нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребенка, которые и могут вызвать трудности в процессе обучения и адаптации к школе.

Существуют методики, разработанные М. Безруковой, которые позволяют достаточно точно определить степень леворукости ребенка. Так, имеется несколько вариантов определения ведущей руки. Наиболее распространенным является метод количественной оценки ведущей руки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Однако отметим, что любой опросник – это самооценка, а специальные исследования показали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой ведущей руки. Еще сложнее использовать опросники при оценке ведущей руки у детей.

Поэтому исследователи предпочитают оценивать доминантность рук в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко, точно.

Сейчас появляется литература, где рассматриваются особенности не только общего, но и художественного обучения леворуких детей. Вопросы обучения левшей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности освещены в программе С. К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства» [29]. В программе дифференцировано обучение левшей с приоритетным вниманием к одаренным леворуким. Мы приветствуем выделение обучения левшей изобразительному искусству в отдельную проблему, но, вместе с тем, не согласны с некоторыми положениями определения и оценки левшевства детей.

Для выявления ведущей руки автор использует наблюдение, тесты, которые проводит педагог, и опросники, которые родители заполняют дома, где, в частности, определяется генетическое происхождение леворукости. По нашему мнению, данные опросники, которые заполняют родители дома, носят достаточно личный характер. Далеко не все родители согласны отвечать на личные вопросы. Опираясь на практику, мы можем сказать, что доверять таким опросам нельзя, так как многие родители считают леворукость либо ущербностью, либо ненужной информацией о своей семье.

В программе С. К. Кожохина делит левшей на две группы:

а) левшей генетического происхождения, и именно из этой группы предлагает искать одаренных левшей;

б) левшей патологического происхождения (травма головного мозга, родовая травма и т. д.). Эти дети, по мнению автора, должны входить в группу особой психолого-педагогической заботы, в которую входят и правши с личностными проблемами (плохая адаптация в незнакомом месте, скованность и зажатость, отставание в психическом развитии, слабые творческие способности).

Достаточно трудно определить, что же все-таки вызывает леворукость. Пока наука не способна ответить на этот вопрос, а тем более – учитель. Поэтому трудно определить ребенка в группу «генетическо-патологической» леворукости. Также, по нашим наблюдениям, среди детей с явной и скрытой леворукостью, которая возможно вызвана патологиями беременности матери (по мнению самих матерей), встречаются дети с очень яркими художественными наклонностями.

Как подчеркивают исследователи левшевства, пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, и тем более нельзя связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижение умственных и физических способностей.

Автор программы пишет: «Я и мои коллеги придерживаемся следующей гипотезы: „правополушарные“ дети обладают специфической организацией функции головного мозга и в силу этого отличаются одаренностью в некоторых областях творческой деятельности, не требующей чрезвычайно развитой речевой функции, в частности в изобразительном искусстве».

Наши наблюдения показывают, что «речевая функция» часто бывает развита у левшей младшего школьного возраста не только хорошо, но и лучше своих сверстников.

В целом программа имеет ряд точных наблюдений. С. К. Кожохина пишет, что пластика левшам дается без труда, работы их полны динамизма, движения, колоритны. Автор замечает и некоторую демонстративность в рисунках некоторых леворуких детей, отмечая, что рисование для них привлекательно только потому, что на них смотрят и одобряют другие.

Проблема развития детского художественного творчества имеет большое значение в настоящее время. Программа «Путешествие в мир искусства» – пример попытки дифференциации обучения праворуких и леворуких детей в изобразительной деятельности, где в творческой изобразительной работе отдано предпочтение одаренным левшам, т. к. «левша от природы наделен важными для художника качествами: образностью мышления, богатством воображения, целостностью восприятия, эмоциональностью, чувствительностью и внушаемостью».

В данном исследовании музыкального развития левшей мы исходили из тех условий, в которые поставлены леворукие дети в настоящее время в музыкальном образовании. Так, внимание праворукого (как правило) учителя направлено на объяснение техники игры на инструменте через его личные психологические и физиологические ощущения, что для леворуких детей не всегда приемлемо.

В музыкальной практике соотношение «физического» и «психического» часто становится предметом размышлений. О. Ф. Шульпяков в книге «Музыкально-исполнительская техника и художественный образ» пишет, что «физическое» в исполнительском искусстве существует не само по себе, а соединено крепчайшими нитями функциональных связей с «психическим», то есть с теми художественными устремлениями и эстетическими принципами, которыми руководствуется в своей деятельности ставящий перед собой творческие задачи интерпретатор. Даже такой рафинированный «технолог», как О. Шевчик, считал, что «перед исполнением звук должен зародиться в мозгу, а нервы левой руки (скрипача) должны, так сказать, „телефонировать“ его каждому пальцу в индивидуальной последовательности».

В исследовании уделено большое внимание психическим особенностям леворуких учеников, которые влияют на музыкальное образование. Мы попытались ответить на вопрос, чем отличается восприятие основных познавательных процессов у леворуких детей от остальных групп учеников на примере обучения музыке.

В исследовании мы большую роль отводим стабильному прохождению программы обучения как важнейшему фактору музыкального развития для левшей. Рассматриваем правомерность репертуарных «скачков» как зоны ближайшего развития для леворуких учеников. Так, в книге «Моя школа игры на скрипке» Л. Ауэр рассказывает о двух случаях, когда он дал заведомо трудный репертуар своим ученикам М. Эльману и Т. Зейделю, чтобы определить их возможности. Довольно широко в своей практике использовал «скачки» в репертуаре профессор П. С. Столярский. Как и у Ауэра, эти скачки были хорошо подготовлены и тщательно продуманы. В отличие от них, профессор Б. А. Струве осуждал форсированное прохождение программы [21].

Корни выбора репертуара связаны с методами обучения. Выбор методов обучения является определяющим для обучения, развития и получения музыкального образования леворукими детьми. Выдающийся психолог Л. С. Выготский считал исключительно важной задачей педагога руководить темпом продвижения и развития ученика, «вести его за собой».

Сегодня учитель музыки должен быть готов к тому, что в его педагогической практике могут встретиться леворукие дети, обучение которых потребует повышенного внимания. Часто из-за нежелания учителя вникать в проблемы леворуких учеников многие потенциально способные дети вынуждены отказываться от музыкального образования. Проблемы учеников-левшей связаны с их психологическими особенностями, на которые мы обращаем внимание в следующей главе.