Вы здесь

Музеи Петербурга. Большие и маленькие. ИСТОРИЧЕСКИЕ И КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (Елена Первушина)

ИСТОРИЧЕСКИЕ И КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Музей «700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц»

Английская набережная, 6 (цокольный этаж).

Тел.: 315-42-69.

Станции метро: «Невский проспект», «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская», «Василеостровская».

Время работы: 11.00-17.00, выходные дни – суббота, воскресенье.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Внимание! Только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.


История музея

Земли на правом берегу Невы были заселены еще до появления на карте города Санкт-Петбурга. В XII-XIII вв. они служили ареной постоянных военных столкновений между шведами, которые планомерно захватывали финские земли, и новгородцами, стремившимися удержать контроль над важнейшей частью старинного торгового пути «из варяг в греки». В 1300 г. в устье Охты шведы построили крепость Ландскрона (Венец земли). Укрепления Ландскроны состояли из земляного вала, деревянных стен с башнями и рва между Охтой и Невой. Но уже на следующий год ее захватили и сожгли русские дружины под предводительством новгородского князя Андрея, сына Александра Невского. Затем вплоть до конца XVI в. на этом месте существовало русское торжище, именовавшееся Невское устье.


«Ниеншанц». Памятный знак


Позднее шведы снова заняли эту территорию, и в 1611 г. на месте бывшей Ландскроны была основана новая крепость – Ниеншанц.

Крепость Ниеншанц представляла собой современнейшее по тем временам фортификационное сооружение и включала в себя пять каменно-земляных бастионов, расположенных в форме звезды, два дополнительных равелина и два кронверка – один на правом, другой на левом берегу Невы.

В первой половине XVII в. рядом с крепостью на правом берегу Охты сформировался торговый посад Ниенштадт, получивший в 1632 г. статус города. В 1677 г. город Ниен обнесли внешним кольцом укреплений – люнетами с батареями и рвами – от берега Невы и до берега Охты. К концу XVII в. гарнизон крепости насчитывал более 600 человек и имел в своем распоряжении около 80 пушек.

В городе насчитывалось четыреста податных дворов, было две лютеранских церкви и, соответственно, два прихода – шведский и финский. Город просуществовал до октября 1702 г., после чего его сожгли по приказу шведского военного командования, поскольку его строения могли быть использованы русскими войсками в ходе Северной войны для прикрытия при штурме Ниеншанца.

Крепостью Ниеншанц русские овладели после недельной осады к 1 (12) мая 1703. Петр I переименовал город в Шлотбург (нидерл. Slotburg – Замок-город). В левобережном кронверке расположился Смоляной двор. К 1725 г. на оставшейся части посада Шлотбурга разместились так называемые Охтинские переведенские слободы – в старых усадьбах селили тех, кого переводили на жительство в новую столицу, позднее этот район получил название Большая Охта. Постепенно крепостные и городские укрепления были срыты, и в 1828 г. территория бывшего Шлотбурга включена в состав Санкт-Петербурга. К 1849 г. центральное укрепление Ниеншанца все еще существовало, точная дата его сноса неизвестна.


Музей «700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц». Фрагмент экспозиции


С 2007 г. Санкт-Петербургская археологическая экспедиция ИИМК РАН, СЗИ «Наследие» проводит археологические раскопки шведского города Ниена с крепостью Ниеншанц.

15 июня 2000 г. у дома № 1 по Малоохтинскому проспекту на месте одного из бастионов крепости был открыт гранитный памятный знак «Крепость Ниеншанц». Автор проекта – архитектор В.А. Реппо.

Музей «700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц» открылся 24 мая 2003 г. в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Первоначально экспозиция располагалась на Красногвардейской площади. В феврале 2007 г., на время строительства общественно-делового района и Музея археологии, музей «Ниеншанц» переехал на Английскую набережную.


Экспозиция

Основу экспозиции составляют археологические находки, обнаруженные в начале 90-х гг. ХХ в. при исследовании устья реки Охты, а также исторические документы, планы и карты XVII – XVIII вв. Кроме того, в помещении музея воспроизведен участок археологического раскопа, создана диорама-реконструкция шведской крепости Ниеншанц и города Ниена, представлено воссозданное вооружение русского и шведского воинов периода взятия Ландскроны.


Дополнительные возможности

В музее проводится экскурсионное обслуживание (для школьных групп – бесплатное) по предварительной записи.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)

Университетская набережная, 3.

Тел.: 328-14-12.

Станции метро: «Василеостровская», «Невский проспект».

Время работы: ежедневно – 11.00–18.00, выходные дни – понедельник и последний вторник месяца.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Официальный сайт: www.kunstkamera.ru.


История музея

Здание «Палат Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» построено в 1718–1734 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови. В строительстве участвовали также архитекторы: Н.Ф. Гербель, Г. Киавери и Н.Г. Земцов. В 1726 г. в еще недостроенное здание были перевезены коллекции, собранные для Петра I хранителем «государева Кабинета» Иоганном Шумахером во время заграничных путешествий: экзотические растения и животные, анатомические препараты, оружие, инструменты, посольские дары и этнографические редкости. Их разместили в восточном крыле. В средней части находился Анатомический театр, в башне – Готторпский (с 1754 г. – Большой академический) глобус и обсерватория, в западной – учреждения Академии наук. Здесь работал М.В. Ломоносов.


Кунсткамера


В 1830-х гг. Кунсткамеру разделили на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

В 1903 г. в связи с празднованием 200-летия основания Петербурга стал именоваться Музеем антропологии и этнографии им. императора Петра Великого.

В 1933 г. на базе Музея создан Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.

В 1992 г. – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук становится вновь самостоятельным учреждением. Музей М.В. Ломоносова, всегда располагавшийся в историческом здании Кунсткамеры, но являвшийся в течение многих лет частью Института истории естествознания и техники РАН, снова становится частью Музея.


Экспозиция

На первом и втором этажах находятся антропологические и этнографические экспозиции «Северная Америка», «Япония», «Африка», «Ближний и Средний Восток», «Китай. Монголия. Корея», «Индокитай», «Индия. Индонезия», а также экспозиция «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры», включающая в себя коллекции «кабинета натуралий» Кунсткамеры XVIII в.

На третьем этаже находится экспозиция «М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII в.», на четвертом – «Первая астрономическая обсерватория Академии наук».


Готторпский глобус


На пятом этаже, в башне Кунсткамеры, находится Готторпский глобус – один из первых глобусов-планетариев в мире. Глобус представляет собой железный каркас с деревянной обшивкой, внутренняя и наружная поверхности которого оклеены холстом и расписаны: на его наружной поверхности изобажена карта Земли, на внутренней – небесная сфера. Он был изготовлен в Голштейн-Готторпском герцогстве А. Бушем и братьями Ротгизерами под руководством географа А. Олеария (1599–1671) по заказу Фридриха III, герцога Голштинского. В 1713 г. глобус был подарен Петру I и в 1717 г. привезен в Санкт-Петербург.


Дополнительные возможности

В музее проводятся обзорные экскурсии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, содержащие интерактивные элементы: игры, инсценировки, проведение опытов и др., детские игровые занятия по этнографии народов мира, музейные уроки для учащихся средней школы. Работает программа «Маршрутный лист» для детей и подростков, пришедших в музей в выходные дни самостоятельно или в сопровождении родителей. Такой индивидуальный «путеводитель» получает каждый юный посетитель музея. Маршрутный лист ведет его по всем залам музея, обращая внимание на наиболее интересные и уникальные экспонаты. Выполняя разнообразные задания, наш посетитель совершает увлекательное путешествие по странам и континентам и знакомится с традиционными культурами разных народов мира.

По выходным дням в музее проводятся тематические праздники.

Более подробную информацию можно получить по тел. 328-41-41 (доб. 406); 328-01-18 и на сайте музея.

Российский этнографический музей

Инженерная улица, 4/1.

Тел.: 570-56-62.

Станция метро: «Гостиный двор».

Время работы: ежедневно – 10.00–18.00, выходные дни – понедельник, последняя пятница месяца.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Официальный сайт: www.etnomuseum.ru.


История музея

Музей берет свое начало от организованного в январе 1902 г. при Русском музее Этнографического отдела.

Художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог, библиограф художественного отдела Публичной библиотеки, член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III Владимир Васильевич Стасов писал: «Впервые у нас явилось намерение создать такой музей, где .. представлена была бы бытовая жизнь всех разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского государства. Мысль грандиозная беспримерная..»

Коллекции музея изначально комплектовались в экспедициях его первыми сотрудниками и привлеченными помощниками (корреспондентами) на основе собирательских программ. Среди первых экспонатов большое место занимали пожертвования семьи Романовых и многочисленных частных коллекционеров.

Однако первые посетители смогли увидеть коллекции Этнографического отдела только в июне 1923 г. В марте 1934 г. Этнографический отдел Государственного Русского музея был преобразован в самостоятельный Государственный музей этнографии.

Невосполнимый урон музею нанесла Великая Отечественная война. На фронтах и от голода в блокадном Ленинграде погибли 33 сотрудника – половина коллектива музея. В начале войны удалось эвакуировать в тыл лишь десятую часть коллекций, основной же массив музейного собрания остался в осажденном городе.

В 1941 г. в результате четырех бомбовых ударов здание музея сильно пострадало: рухнула часть перекрытий и стен, пострадали парадный Аванзал и великолепный Мраморный зал. От прямого попадания бомбы в фондохранилище утрачены десятки тысяч этнографических предметов и негативов. Силами оставшихся в штате сотрудников музея производилась разборка завалов, в результате чего удалось спасти 15 000 экспонатов. Сразу же после войны началась реставрация здания музея, продолжавшаяся вплоть до 1957 г.


Этнографический музей. Фрагмент экспозиции


Особенно сложной была реставрация Мраморного зала, потребовавшая поистине ювелирного искусства в воссоздании мраморных покрытий пола и стен, обновления хрустального потолка и восстановления пристенного фриза по сохранившимся фрагментам и фотографиям.

В декабре 1991 г. Государственный музей этнографии народов СССР включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 1992 г. музей получил новое название – Российский Этнографический музей (РЭМ).


Экспозиция

Коллекционное собрание РЭМ состоит из подлинных предметов, фотографий, рисунков и рукописных архивных материалов, которые полно раскрывают многоликий и своеобразный мир национальной культуры народов России. Здесь можно познакомиться с повседневной жизнью русской деревни, украинцев, белорусов, молдован, народов Прибалтики, Кавказа и Крыма, Поволжья и Приуралья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

В особой кладовой хранятся иудаистские культовые предметы: корона Торы, венчающая свиток священной книги, щит Торы – тасс (серебряная пластинка с окошечком, куда вставлялась надпись, поясняющая, какие именно главы из Библии следует читать в определенные праздничные дни) и указка для чтения Торы – яд, сделанная в виде руки и богато украшенная черневым орнаментом.

Кроме того, в коллекцию входят ритуальные кубки, коробочки для филактерий, мезузы, ханукальные лампы с восемью светильниками, годесы – ларцы для хранения благовоний, которые используют в завершение праздничного дня – субботы.


Дополнительные возможности

Музей организует многочисленные мероприятия для дошкольников и младших школьников. Среди них: экскурсии, игровые занятия и музейно-образовательные программы, студия «Солнышко» для дошкольников, этностудия (для детей младшего школьного возраста), «Школа ремесел» (для детей и взрослых), «Мамина школа», программа «День рождения в музее» и т. д.

Подробности можно узнать по тел.: 570-54-21; организатор экскурсий: 570-53-20, 571-25-01 и на сайте музея.

Музей истории Санкт-Петербурга

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость, 3.

Тел.: 230-64-31, 230-03-29, 232-94-54.

Станция метро: «Горьковская».

Время работы: вход на территорию крепости – 6.00 – 22.00, музеи работают ежедневно – 11.00–18.00, вторник – 11.00–17.00, выходные дни – среда и последний вторник месяца.

Уточнить часы работы определенных музеев или выставок можно по телефонам или на сайте.

Официальный сайт музея: www.spbmuseum.ru.


История музея

Дата основания крепости – 16 (27) мая 1703 г. – считается днем рождения Санкт-Петербурга. Первая крепость была земляной, но практически сразу же ее стали перестраивать в камне по проекту архитектора Кирштейна. С 1704 г. строительство крепости возглавил Доменико Трезини. Построено 6 бастионов, названных по именам кураторов строительства – Трубецкой, Нарышкин, Государев, Меншиков, Головин, Зотов, на каждом из которых установили по 50–60 орудий. Стены между бастионами (куртины) включают казематы для содержания гарнизона. С 1730-х гг. и по сей день соблюдается обычай отмечать полдень выстрелом пушки с Нарышкина бастиона.

Петропавловский собор возведен по проекту архитектора Трезини в 1712–1733 гг. Здание служило царской усыпальницей. Здесь похоронены русские императоры от Петра I до Николая II.


Петропавловская крепость


На площади перед западным фасадом собора находится маленькая одноэтажная постройка. Это – Ботный домик, построенный по проекту архитектора А.Ф. Виста в 1762–1766 гг., предназначенный для хранения «дедушки русского флота» ботика Петра I.

Хотя крепость построили по последнему слову военной техники XVII в., ей не довелось участвовать в сражениях. Впоследствии она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. Здесь же находились в заточении княжна Тараканова, Радищев, декабристы, Чернышевский, народовольцы, А.И. Ульянов, Максим Горький.

С 1806 г. на территории крепости находится Монетный двор.

В ночь на 26 октября 1917 г. в крепость доставили арестованных министров Временного правительства. 29 января 1918 г. в Петропавловской крепости расстреляли четырех великих князей из семьи Романовых – Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича.

С 1924 г. крепость стала музеем.


Экспозиция

В настоящее время в крепости открыты следующие экспозиции:


История тюрьмы Трубецкого бастиона (1872–1921 гг.)

Новая экспозиция рассказывает об истории тюрьмы Трубецкого бастиона, о судьбах арестантов, прошедших через ее камеры, об особенностях режима и условиях содержания узников (в том числе и советского времени). Посетитель может ознакомиться с архивными материалами, фотографиями, макетами, мультимедийными программами, осмотреть тюремные камеры, восстановленные по облику на периоды 1870–1872 гг., 1872–1879 гг., 1879–1898 гг., 1898–1917 гг., тюремную библиотеку и часовню, а также макеты, демонстрирующие отдельные эпизоды тюремной жизни: ввод арестованного в тюрьму, обыск арестованного, комната свиданий и т. п.


«Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница – некрополь Императорского дома Романовых»

В галерее, соединяющей Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, посетитель может увидеть портреты упокоившихся в некрополе Петропавловской крепости императоров и членов их семей, представителей различных ветвей великокняжеских семейств, памятные медали и жетоны, выпущенные в связи с восшествием на престол или кончиной монархов, гравюры, рисунки, фотографии с изображением погребальных процессий царственных особ и траурных церемоний, совершавшихся непосредственно в Петропавловской крепости и в Петропавловском соборе.


Петропавловский собор

Посетитель может осмотреть внутреннее убранство собора, познакомиться с его историей и архитектурой.


Три века над городом.

История колокольни Петропавловского собора

Посетитель может познакомиться с основными этапами строительства, реконструкции и реставрации колокольни, увидеть чертежи и фотографии, копию знаменитой «Панорамы Санкт-Петербурга» А. Зубова (1716 г.); модель-реконструкцию Петропавловского собора (1733 г.), воссоздающую замысел Д. Трезини; копии чертежей металлического шпиля собора Д.И. Журавского (1858 г.); подлинный каркас и поворотный механизм ангела-флюгера (1858 г.).

Поднявшись на колокольню, вы можете осмотреть уникальный комплекс колоколов Петропавловского собора, включая сохранившиеся голландские колокола XVIII в., русские церковные колокола XVIII–XX вв., карильон, установленный в 2001 г., и полюбоваться панорамой города с высоты 42 м.


История Петропавловской крепости

На экспозиции, расположенной в Невской куртине (левая сторона), можно увидеть: археологические находки, сделанные при раскопках крепости (кирпичи, кровельную черепицу, торцы для мощения мостовых), русские и шведские планы и карты начала ХVIII в.; гравюры и фотографии; коллекцию строительных и столярных инструментов; макеты и материалы, на основе которых воссозданы элементы фортификационных сооружений, утраченные за более чем трехсотлетнее существование памятника.


Некрополь Императорского дома Романовых в Петропавловском соборе


История Санкт-Петербурга – Петрограда (1703–1918)

На экспозиции в Комендантском доме можно получить ответы на вопросы: что ели петербуржцы в XVII–XIX вв., как тратили деньги, во что одевались, где совершали покупки.


Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко

В Иоанновском равелине Петропавловской крепости в конце 1920-х – начале 1930-х гг. размещались мастерские первой отечественной опытно-конструкторской организации по разработке ракетных двигателей – Газодинамической лаборатории.

В экспозиции представлены уникальные разработки конструкторов лаборатории: ракеты на бездымном порохе (впоследствии использовались в минометной установке БМ-13, так называемой «катюше»), электрические и жидкостные ракетные двигатели, прямыми потомками которых являются маршевые двигатели космических ракет, двигатели ракет-носителей «Восток» и «Союз», полетные костюмы летчиков-космонавтов Н.Н. Рукавишникова и В.А. Соловьева, подлинный спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16», продукты питания космонавтов, другие космические реликвии.


Мастерская графики «Печатня»

В трех казематах Невской куртины открыт интерактивный комплекс, включающий историческую экспозицию, галерею графических работ современных петербургских художников и мастерскую печатной графики, где посетителям демонстрируются все стадии создания эстампа. Здесь любой желающий может попробовать создать литографию или монотипию.


Дополнительные возможности

В Инженерном доме работает экспозиция Центра музейной педагогики «Улица времени». Ее пространство организовано в виде улицы, застроенной домами XVIII, XIX и XX веков. Петербургский торговый порт, кабинет столоначальника, живописная и швейная мастерские, комната прабабушки и т. п. – темы, которые освещаются в музейно-педагогических программах.

Для посетителей «Улицы Времени» подготовлено шесть образовательных программ: «Как начинался Петербург», «На службе себе и Отечеству», «Ах, эта мода!», «В гостях у феи Времени», «От глашатая до стритлайна», «Размышления у комнаты прабабушки…».

В Музее космонавтики и ракетной техники можно заказать экскурсии: «Из истории развития ракетно-космической техники», «Газодинамическая лаборатория – первая в СССР государственная организация по разработке ракетной техники».

Особняк Румянцева

Английская набережная, 44.

Тел. 571-75-44.

Станции метро: «Невский проспект», «Василеостровская».

Время работы: 11.00–18.00, вторник – 11.00–17.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.


История музея

Особняк построен в 1740-х гг. и принадлежал князьям Голицыным. В 1802 г. особняк приобрел канцлер Российской империи граф Н.П. Румянцев (1754–1826), просветитель и меценат, обладатель богатейшей коллекции инкунабул и древних рукописей.


Особняк Румянцева


В 1831 г., согласно завещанию Н.П. Румянцева, его брат открыл в особняке первый в России частный публичный музей. На фронтоне особняка появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение».

В 1861 г. Румянцевский музей перевели в Москву, в дом Пашкова на Неглинке. Особняк же приобрела супруга Е.М. Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского, З.Д. Бо гарне. Лейхтенбергские, а затем их потомки владели домом до 1916 г.

После Октябрьской революции 1917 г. дом заняли различные организации и жилые квартиры.

В 1938 г. здесь разместился Музей истории и развития Ленинграда.


Экспозиция

В настоящее время в особняке восстановлены парадные интерьеры конца XIX в. Украшением одного из них является уникальное зеркало площадью 18 кв. м, выполненное цельным стеклом. Здесь можно познакомиться с историей особняка и его владельцев, а также осмотреть постоянные экспозиции: «НЭП. Образ города и человека»; «От будней к праздникам. Этюды из 1930-х гг.»; «Ленинград в годы Великой Отечественной войны».

Экспозиция организована по принципу интерактивных зон – («Невский проспект», «Сапожная мастерская», «Ателье модистки», «Ресторан», «Жилая комната», «Коммунальная кухня»), в которых подлинные исторические предметы, звуковое и музыкальное оформление, городская кинохроника помогают проникнуть в городскую среду и ощутить атмосферу тех лет.


Дополнительные возможности

Экскурсия по парадным залам и концерт романтической музыки проходят в особняке каждую субботу в 13.00. Концерты проходят также по воскресеньям. В особняке действует лекторий.

Подробнее о программе лекций и концертов можно узнать на сайте музея или по тел.: 571-75-44, 571-38-93, 8 (911) 194-54-88.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Площадь Победы.

Тел: 371-29-51, 373-65-63.

Станция метро: «Московская».

Время работы: 11.00–18.00, вторник – 11.00–17.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.


История музея

В 1941–1944 гг. в 12 километрах от Площади Победы пролегала передняя линия обороны Ленинграда. В 1957 г. на Площади Победы заложили монумент в честь героических защитников Ленинграда.

Он был возведен в 1974 г. по проекту архитекторов В.А. Каменского и С.Б. Сперанского, скульптора М.К. Аникушина. Выполненный в форме разомкнутого кольца, символизирующего прорыв блокады, комплекс включает около 60 скульптур и мемориальных ансамблей. В центре архитектурно-скульптурной композиции установлена 48-метровая стела, сложенная из красного карельского гранита. У подножия обелиска установлена скульптурная группа «Победители», представляющая собой бронзовые фигуры солдата и рабочего.


Монумент героическим защитникам Ленинграда


23 февраля 1978 г. состоялось торжественное открытие подземного памятного зала.


Экспозиция

Памятный зал-музей освещен 900 светильниками, и в нем можно увидеть карты боевых действий, знамена балтийских кораблей, а также такие реликвии блокады, как «светильник-копилку» и блокадный паек – кусочек хлеба весом 125 г. На огромных мозаичных панно художники Н.П. Фомин, С.Н. Репин и И.Г. Уралов изобразили суровые дни блокады и радостные мгновения победы. Уникальным экспонатом музея является бронзовый календарь «Летопись героических дней блокады Ленинграда».


Дополнительные возможности

27 января, 23 февраля и 9 мая Памятный зал открыт для бесплатного посещения. В эти дни здесь проводится торжественная церемония возложения цветов к Монументу героическим защитникам Ленинграда. В Памятном зале выступают хоровые коллективы ветеранов и концерты творческих коллективов Санкт-Петербурга.

Музей-квартира А.А. Блока

Улица Декабристов, 57.

Тел. 713-86-31.

Станции метро: «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская», «Нарвская».

Время работы: 11.00–18.00, вторник – 11.00–17.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.


История музея

Александр Александрович Блок – один из самых выдающихся представителей русского символизма, автор сборников «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Ночные часы» и др.


Музей-квартира А. Блока. Кабинет


В доме № 57 на Офицерской улице, построенном в 1874– 1876 гг. по проекту архитектора М.Ф. Петерсона, А.А. Блок снимал квартиру в течение 9 лет (с июля 1912 до августа 1921 г.). Здесь им написаны поэтические циклы «Родина» и «Скифы», поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», в которых он пытался осмыслить решительный перелом в истории России – Февральскую и Октябрьскую революции. 7 августа 1921 г. Блок скончался в этом доме.

Музей был открыт 25 ноября 1980 г. к 100-летию со дня рождения А.А. Блока.


Экспозиция

На четвертом этаже в квартире № 21 воссозданы кабинет поэта, столовая, спальня и комната его жены Л.Д. Блок. На втором этаже расположена литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Блока.


Дополнительные возможности

Каждое воскресенье в 13.00 экскурсоводы музея проводят пешеходные экскурсии «Прогулки по Коломне». Сотрудники музея проводят также экскурсии по темам: «Фонтанка – южная граница Коломны»; «Евреи в Коломне»; «Торговая улица (ул. Союза Печатников)»; «Дом на Торговой, 5, и его обитатели»; «По берегам речки Пряжки»; «„Была ты всех ярче, верней и прелестней…“ А.А. Блок и Л.А. Дельмас»; «„В доме сером и высоком“ Дом на Офицерской, 57, и его обитатели»; «Офицерская улица в Коломне»; «Романовы в Коломне»; «Дом-сказка».

Вы можете заказать любую из этих экскурсий для группы не менее десяти человек на удобное для вас время.

Два раза в год в Музее-квартире Александра Блока отмечаются памятные дни: 28 ноября, в день рождения поэта, устраиваются литературные вечера, проходит ежегодная конференция, посвященная изучению жизни и творчества Александра Блока и эпохи Серебряного века; 7 августа, в день смерти, почитатели поэта посещают Смоленское кладбище, где 10 августа 1921 г. был похоронен Блок, и Литераторские мостки Волкова кладбища, куда в 1944 г. перенесли его прах.

Музей С.М. Кирова

Каменноостровский проспект, 26-28.

Тел.: 346-02-17, 346-02-89.

Станции метро: «Горьковская», «Петроградская».

Время работы: 11.00–18.00, вторник 11.00–17.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Офицальный сайт: www.kirovmuseum.spb.ru.


История музея

Здание построено в 1911–1914 гг. по проекту архитекторов А.Н. Бенуа, Л.Н. Бенуа, Ю.Ю. Бенуа и А.И. Гунста, поэтому его называют также «домом трех Бенуа».


Музей-квартира С.М. Кирова. Кабинет


С 1926 по 1934 г. в этом доме проживал Сергей Миронович Киров, первый секретарь Ленинградского обкома партии, фактически возглавлявший в этот период весь Северо-Запад СССР.

Вечером 1 декабря 1934 г. Киров был застрелен в Смольном. Истинные мотивы его убийства долгое время являлись тайной. О версиях причин гибели С.М. Кирова можно узнать в музее.

Музей С.М. Кирова открылся в Ленинграде 6 ноября 1938 г. и до 1955 г. занимал бывший особняк М.Ф. Кшесинской, с 1955 г. располагается на Каменноостровском проспекте, 26-28.

С августа 1991 г. музей на правах филиала вошел в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга.


Экспозиция

В настоящее время в Музее С.М. Кирова открыты: мемориальная пятикомнатная квартира, состоящая из кабинета, библиотеки, столовой, спальни, комнаты отдыха, ванной, двух прихожих, кухни и комнаты домработницы. В комнате домработницы развернута экспозиция, рассказывающая о нормированном распределении продуктов в период карточной системы в СССР (1929–1935 гг.), а также настенная игра «Бери, что дают!». В соседних с квартирой четырех выставочных залах представлена экспозиция «Ленинград в 1920–1930-е годы». В одном из залов воссоздан кабинет С.М. Кирова в Смольном. На 5-м этаже размещены два выставочных зала. Здесь находятся интерактивные экспозиции «За детство счастливое наше…», рассказывающая о жизни детей в довоенном Ленинграде, и «Весь Каменноостровский проспект в шкатулке».


Дополнительные возможности

В музее проходят тематические образовательные программы для детей: «Мемориальная квартира С.М. Кирова», «Ленинград в 1920–1930-е годы. Быт партийного руководителя», «Тайны старого дома», «Что такое анфилада», а также интерактивная образовательная игра «Бери, что дают!»; интерактивная экскурсия «За детство счастливое наше…»; программа «День скаута» (для школьников); программа «День сладкоежки»; программа «Новогодняя елка – праздник счастливого детства»; программы самостоятельного посещения для детей и их родителей (с маршрутными листами): маршрут «Как выжить на необитаемом острове» для детей 11–13 лет; маршрут «Каждый выбирает по себе» для детей 13–16 лет; маршрут «Найди себя, сыграв в другого» для детей 12–16 лет.

Дополнительная услуга «День рождения в Музее». Музей предлагает отметить праздник в интерьерах 1920–1930-х гг. на экспозиции «За детство счастливое наше…». Дети могут поиграть в «военлетов», запустить воздушного змея с воздушной почтой, посмотреть с родителями и гостями первый советский мультфильм и примерить пионерский галстук. Для самых маленьких приготовлен корабль-песочница с ретро-игрушками.

Дом Матюшина

Улица профессора Попова, 10.

Тел.: 347-68-98.

Станции метро: «Петроградская», «Черная речка».

Время работы: 11.00–18.00, вторник – 11.00–17.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.


История музея

Деревянный дом построен в 1840–1850-е гг., в 1891–1899 гг. принадлежал литератору и журналисту В.О. Михневичу. Михневич участвовал в деятельности созданного в 1859 г. Литературного фонда, оказывавшего безвозмездную помощь нуждающимся литераторам. По его завещанию две трети участка на набережной Карповки было отдано в пользование Общества Литературного фонда на устройство «общежития для нуждающихся литераторов, впавших в инвалидность». В 1904 г. у вдовы Михневича дом приобрел во владение «Литературный фонд». В 1912 г. в квартире № 12 поселился один из зачинателей русского авангарда – художник, автор теории «расширенного смотрения», музыкант, педагог, издатель Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934) вместе с Еленой Генриховной Гуро (1877–1913), известной художницей и писательницей.


Дом Матюшина


В 1910–1920-е гг. здесь часто бывали К.С. Малевич, П.Н. Филонов, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, братья Бурлюки; ученики Матюшина: братья и сестры Эндеры, В.Э. Делакроа, Н.И. Костров, Е.С. Хмелевская, Е.М. Магарил, О.П. Ваулина, И.В. Вальтер.

В годы Великой Отечественной войны в этом доме часто собирались писатели А.А. Фадеев, Н.С. Тихонов, В.М. Инбер, М.А. Дудин, А.А. Крон. В квартире вдовы Матюшина Ольги Константиновны с августа 1942 по ноябрь 1944 г. жил писатель В.В. Вишневский. О.К. Матюшина прожила в этом доме до 1975 г., сохранив в неприкосновенности мемориальную обстановку квартиры, личные вещи, живописные и графические работы М.В. Матюшина и Е.Г. Гуро, которые впоследствии приобрел у нее Музей истории Ленинграда.

6 июня 1977 г. было принято решение Ленгорисполкома № 413 «О передаче Государственному музею истории Ленинграда дома № 10 по улице Профессора Попова». В декабре 2006 г. музей открылся для посетителей.


Экспозиция

Постоянная экспозиция Музея петербургского авангарда (Дома М.В. Матюшина) демонстрирует основные этапы становления российского авангардного искусства 1910–1930-х гг. Здесь представлены уникальные материалы из фондов ГМИ СПб – мемориальные вещи семьи Михаила Васильевича Матюшина; живописные и графические произведения Михаила Матюшина и Елены Гуро, Алексея Ремизова, Николая Кульбина, Владимира Стерлигова, представителей различных школ и направлений авангардного искусства (школы Казимира Малевича, Павла Филонова и др.); книги, манифесты, брошюры.

Музей также включает в себя и мемориальную часть, посвященную владельцам дома на Песочной улице – художнику-авангардисту, музыканту Михаилу Матюшину и его жене, поэту и художнику Елене Гуро.


Дополнительные возможности

При музее работает лекторий, где проходят циклы лекций об истории российского и мирового авангарда в области литературы, живописи, архитектуры и т. д.

Музей печати

Набережная реки Мойки, 32.

Тел.: 312-09-77.

Станция метро: «Невский проспект».

Время работы: 11.00–18.00, вторник – 11.00–17.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.


История музея

Музей располагается в бывшем доходном доме на набережной реки Мойки, 32, в котором в разное время располагались редакция газеты «Русь», издательство «Сельский вестник». С марта по июль 1917 г. здесь издавалась газета «Правда», работой редакции руководил В.И. Ленин.

В 1984 г. в доме на набережной Мойки, 32, открыт филиал Государственного музея истории Ленинграда – музей «Ленин и газета „Правда“». В 1991 г. его преобразовали в «Музей печати Санкт-Петербурга».


Экспозиция

В музее представлены три экспозиции:

1. «История печатного дела в Петербурге в XVIII веке», на которой можно увидеть книги, изданные в первых петербургских типографиях и документы, посвященные истории издательского дела.

2. «Издательство и типография начала XX века», отражающая процесс создания газеты с помощью старого печатного оборудования.

3. «Музыкальный салон», рассказывающий историю дома, в котором размещается музей.


Дополнительные возможности

В музее действуют 4 детские образовательные программы-экскурсии: «Музыкальные превращения, или Необычные истории в доме на Мойке, 32»; «Издательство и типография конца XIX – начала XX веков»; «За порогом старой квартиры»; «Behind the doorstep of the old flat» (для детей, изучающих английский язык). Заказ экскурсий по телефону: 312-09-77.

Крепость «Орешек»

Ленинградская область, Кировский район, город Шлиссельбург, остров Ореховый.

Тел.: (812)230-64-31, (921)951-91-32.

Заказ экскурсий: 8 (81362) 74-104 (после 19.00).

Станция метро: «Улица Дыбенко», далее автобусом № 575 до Шлиссельбурга или поездом от Финляндского вокзала до станции «Петрокрепость», далее – теплоходом на остров Ореховый.

Время работы: без выходных дней – 10.00–17.00.

Внимание! Музей обеспечивает переправу на остров Ореховый только для организованных групп по предварительным заявкам.


История музея

Шлиссельбург (нем. Schlüsselburg – «ключ-город») – город в Кировском районе Ленинградской области, в 41 км к востоку от Санкт-Петербурга, в 8 км к северу от Кировска.

В городе расположена крепость «Орешек» – филиал музея истории Санкт-Петербурга. Типичная древнерусская крепость с высокими стенами и башнями расположена на острове Ореховый в истоке Невы, на юго-западе бухты Петрокрепость, рядом с городом Шлиссельбург. В настоящее время крепость соединена с Шлиссельбургом паромной переправой. Основанная новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, в 1323 г. на Ореховом острове в истоке Невы, крепость служила форпостом на границе со Швецией.

В XIV–XVII вв. крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы. В 1612 г. после девятимесячной осады крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции. Тогда она получила название Нотебург (Ореховый город). В 1702 г. во время Северной войны крепость была отвоевана русскими войсками. В осаде участвовал Петр I лично в должности бомбардир-капитана. «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен… Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила», – писал тогда Петр I думному дьяку Андрею Винниусу. В честь этого события отлили медаль с надписью: «Был у неприятеля 90 лет». Тогда же крепость переименована в Шлиссельбург – «ключ-город».


Крепость «Орешек»


В XVIII–XIX столетиях за Шлиссельбургской крепостью закрепилась слава «русской Бастилии». Здесь содержались члены царской семьи, претенденты на престол, видные государственные и общественные деятели.

Известные узники крепости: Мария Алексеевна Романова, Евдокия Федоровна Лопухина, Дмитрий Михайлович Голицын, Василий Владимирович Долгоруков, Эрнст Иоганн Бирон, император Иоанн Антонович, Николай Иванович Новиков, Иван Иванович Пущин, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Михаил Александрович Бакунин, Вера Николаевна Фигнер, Юрий Николаевич Богданович, Николай Александрович Морозов, Александр Ильич Ульянов, Наум Моисеевич Ростов, Людмила Александровна Волкенштейн.

Конец ознакомительного фрагмента.