Глава 3. Сущность СДВГ
СДВГ является одним из самых распространенных детских недугов. Среди мальчиков его симптомы встречаются в два раза чаще, чем среди девочек. Приведу некоторые данные за 2011 год, полученные Центрами по контролю и профилактике заболеваний США:
• СДВГ диагностируется у каждого пятого мальчика и у каждой одиннадцатой девочки;
• аутизмом, очень часто идущим рука об руку с СДВГ, заболевают впятеро больше мальчиков, чем девочек;
• один из 42 мальчиков имеет аутистическое спектральное расстройство.
Статистика – не просто тревожная, а ужасающая. Всего каких-то 30 лет назад аутизм развивался у одного ребенка из 10 тысяч!
СДВГ и ряд связанных с ним расстройств неумолимо «захватывают» город за городом, страну за страной. Стоит заметить, что эта «наступательная» тенденция особенно заметна в США. Вместо того чтобы прибегнуть к натуральным методам исцеления от СДВГ, миллионы детей и взрослых продолжают бессмысленную консервативную терапию, которая не способна привести к полному выздоровлению. Она позволяет лишь подстроиться, «прогнуться» под симптомы болезни, сделать болезнь относительно удобной для того, чтобы жить с ней и дальше. Результативность этой терапии можно выразить словом «терпимо».
От таких весьма неприятных последствий СДВГ, как неконтролируемые перепады настроения, ожирение, приступы тревоги, вредные привычки, конфликты с окружающими и так далее, страдают больные разных возрастов. Из-за СДВГ многие супружеские пары теряют интерес к совместной жизни и созданию полноценной семьи, довольно быстро приходя к выводу о необходимости развода.
А если возникший у вас СДВГ спустя некоторое время привел к развитию болезни Паркинсона, как это случилось со мной, то вы еще и попадаете в особую группу риска: шанс, что имеющаяся патология когнитивной функции мозга сохранится и усугубится или возникнет новая, – один к двум.
Количество взрослых людей, у которых диагностируют деменцию и болезнь Альцгеймера, растет параллельно с числом детей с симптомами СДВГ. Мы живем в период, когда с человеческим мозгом происходит крайне необычная перемена.
Наша пока еще плохо развитая способность управлять такой важной функцией разума, как фокусирование внимания, влечет за собой ощутимые отрицательные последствия во всех сферах жизни и на всех ее этапах. Без сосредоточенности невозможно раскрыть свою внутреннюю, природную мощь и достичь подлинного процветания.
Симптомы СДВГ многогранны, но их общая суть такова: доминирующие в данном конкретном человеке черты поведения становятся обостренными, приобретают слишком резкую, болезненную форму выражения.
Добавьте приставку «гипер-» к какому-нибудь более или менее нормальному качеству обычного, здорового человека, и вы получите точное и краткое описание одного из признаков СДВГ. Например: гиперактивный, гиперсамостоятельный, гиперимпульсивный, гипераккуратный, гиперчувствительный, гиперрассеянный, гиперзамкнутый, гиперпассивный и так далее в том же духе.
Словом, СДВГ – это «гипернорма». Заболев ею, ребенок, которому раньше были свойственны сдержанность и молчаливость, становится пугающе замкнутым социофобом, а от природы общительный, энергичный малыш с задатками лидера вдруг превращается в агрессивного задиру, не дающего покоя ни ровесникам, ни старшим.
Наличие СДВГ также может быть причиной того, что у вдумчивого, трудолюбивого, целеустремленного школьника появляются такие черты, как перфекционизм, занудство, ярко выраженная неприязнь или высокомерие по отношению к тем, кто не стремится к совершенству во всем. А если СДВГ заболевают дети-непоседы, то их импульсивность и любовь к играм перерастают в нездоровую спонтанность, которая не позволяет им ни вдуматься в задание, ни довести его до логического конца.
Можно бесконечно обсуждать и в соответствии с разными критериями классифицировать врожденные особенности, отличающие нас друг от друга, но для того, чтобы получить представление о таком важном понятии, как «темперамент», для начала давайте сосредоточимся на четырех типах людей, описанных в первой главе: творческие, сдержанные, энергичные и чувствительные.
Кстати, каждый ребенок, вне зависимости от того, к какой из четырех упомянутых категорий он принадлежит, параллельно может быть причислен и к одной из следующих групп:
а) люди, склонные к аналитическому познанию мира;
б) люди, склонные к эмоциональному познанию мира;
в) люди, склонные к познанию мира с помощью органов чувств;
г) люди, склонные к интуитивному познанию мира.
Более того, существенные различия обусловлены и принадлежностью к тому или иному полу. Сочетание всех этих факторов обеспечивает огромное разнообразие социальных условностей, в которых дети будут расти, общаться и учиться.
Эти многочисленные разнообразные аспекты способствуют тому, что СДВГ, возникая у отдельно взятого ребенка, развивается по сложному, уникальному сценарию. Общим у всех заболевших является только одно – значительные изменения в высшей нервной деятельности.
Всякому учителю и родителю хорошо известно, что есть дети, которым свойственна активность и удивительная сообразительность, а есть, наоборот, медлительные и ранимые.
Как правило, в ребенке сочетаются штрихи разных темпераментов. Некоторым особенности мышления и поведения передались по наследству от пап и мам, а другие, напротив, не похожи на родителей. У одних детей с течением времени нервная система заметно меняется, у других же остается в первозданном виде.
СДВГ провоцирует ощутимые сдвиги в стиле поведения и мышления ребенка, приводя к появлению вредных привычек и эмоциональной нестабильности. Взрослым важно понимать это – в противном случае они не смогут оказать полноценную поддержку и помощь заболевшим чадам.
Приведу примеры возможных перемен.
• Творческий ребенок, у которого начал развиваться СДВГ, легко и быстро отвлекается от действий, требующих сосредоточенности. Он все время ищет новые источники интересной, яркой информации и не любит долго заниматься одним и тем же делом, поскольку уже через несколько минут начинает скучать. У него формируется пристрастие ко всему тому, что позволяет как можно скорее получить радость и удовольствие. Таким детям нужна регулярная дополнительная мотивация и масса необычных впечатлений. Это маленькие исследователи, экспериментаторы, художники.
• Сдержанный, ответственный, тихий ребенок, заболев СДВГ, превращается в настоящего надзирателя, доводящего свою дисциплинированность до абсурда и жестко критикуя тех, кто позволяет себе быть чуть более расслабленными, чем он. Гиперответственные дети с большим трудом приспосабливаются даже к незначительным переменам обстоятельств и ненавидят рисковать. Им нравятся стабильность, безопасность, предсказуемость, а также любые предметы, объекты или явления, обладающие таким свойством, как монотонность. Эти дети – маленькие начальники, судьи, организаторы. Для них важен не просто порядок, а безупречная, немецкая аккуратность и дисциплина.
• Энергичные дети, попадая в категорию больных СДВГ, тоже меняются и тоже не в лучшую сторону. Еще недавно они были деловыми, упорными, сообразительными, но вдруг начинают все чаще вести себя в высшей степени нагло, неуважительно, не задумываясь о том, что их резкие слова и некрасивые поступки запросто могут обидеть окружающих. Очевидно, что, заболев СДВГ, энергичный ребенок становится чересчур энергичным, склонным к экстремально выраженному лидерству и даже хулиганству. Этому маленькому неугомонному деспоту необходимо непрерывно получать от других людей признание своей ключевой роли в происходящих событиях.
• Чувствительного ребенка СДВГ делает еще более тонкокожим, склонным к тяжелым и длительным переживаниям, страху, тревогам, глубокой грусти. Такие дети ставят выше всего доброту и способность к состраданию. Они нуждаются в усиленной заботе и внимании со стороны родителей и других людей, однако при этом и сами часто испытывают потребность оказывать моральную поддержку окружающим.
Коренная причина дисгармонии, которая воцаряется во внутреннем мире и в поведении больного СДВГ, – уже упоминавшийся ранее окислительный стресс.
Именно он становится решающим фактором в нарушении оптимальной работы мозга и приводит к тому, что отдельные проявления нервной деятельности человека, у которого диагностировали СДВГ, неумолимо гипертрофируются.
Темперамент ребенка или взрослого, страдающего СДВГ, может пусть даже на время, но в значительной степени изменить форму проявления в зависимости от обстоятельств. В каждом человеке совмещаются особенности разных типов высшей нервной деятельности, но всегда есть отчетливо выраженная группа свойств какого-то одного типа, который в данной конкретной личности преобладает. Именно эти доминирующие свойства проявляются в поведении человека тогда, когда он находится в более или менее комфортных условиях, дающих относительную свободу для самовыражения.
Если в этих условиях появляется какой-нибудь весомый стимул или человек получает, например, прямую поддержку со стороны окружающих, то в нем проступают черты его второго по главенству темперамента, который не был задействован ранее, поскольку отсутствовала явная необходимость в этом. А в ситуациях, когда данному человеку срочно нужна помощь и мотивация, его нервная система переключится на «режим работы» в рамках третьего или даже четвертого минимально выраженных в нем темпераментов.
В свете этих закономерностей давайте вновь рассмотрим уже описанные выше четыре типа людей.
• Творческий человек, почувствовав моральную поддержку общества, может легко и быстро стать ответственным, сдержанным и собранным. Когда он и те, кто рядом с ним, сталкиваются с трудными обстоятельствами, из которых невозможно выйти сразу же и без усилий, в нем ярче проявляются чувствительность и стремление заботиться о ближних. А в случае, если творческая личность сама остро нуждается в помощи, она способна переключиться на энергичное поведение, дабы привлечь к себе внимание других.
• Люди сдержанные, получая поддержку окружающих, нередко становятся очень энергичными, яркими и перестают бояться риска. Когда сдержанный, ответственный человек и его друзья/знакомые/коллеги сталкиваются с проблемной ситуацией, он может превратиться в творческую и на удивление гибкую личность, которой возникшая трудность вполне по плечу. Если же он в одиночку стремится найти помощь, то в нем внезапно могут проявиться такие черты, как умение искренне выражать эмоции и достигать полноценного взаимопонимания с другими.
• Если по темпераменту вы принадлежите к категории энергичных людей, то, когда вас поддерживает ваша семья или сообщество, вы становитесь чувствительнее и заботливее, чем обычно. В непростых для коллектива условиях в вас может проснуться строгий прагматичный директор, берущий на себя ответственность за «спасение» окружающих, а в ситуации, когда вы вынуждены испытывать трудности в одиночку, в дело вступают наиболее творческие черты вашей нервной организации.
• Чувствительный человек благодаря поддержке окружающих может стать эксцентричным и охотно заняться творчеством. Такая личность нередко позволяет себе поплакать, если переживания переполняют ее внутренний мир, а после этого обретает свое привычное расположение духа, то есть вновь обнаруживает ранимость и чуткость. Когда чувствительный человек и те, кто рядом, сталкиваются со значимыми препятствиями, в его поведении постепенно начинают доминировать штрихи сильного, яркого темперамента, а если ему самому приходится погружаться в решение какой-нибудь проблемы, то он становится более ответственным, чем обычно, и переключается на рациональный образ мыслей.
Примерно так люди, от природы совмещая в себе грани разных темпераментов и имея какой-то один в роли ведущего, привыкают время от времени давать волю чертам второстепенных темпераментов, чтобы быстрее и проще приспосабливаться к меняющейся обстановке.
Конец ознакомительного фрагмента.