Глава 1. Важность внимания
Миллионы современных детей и взрослых испытывают целый ряд трудностей из-за нарушенной способности фокусировать внимание.
В среде школьников – настоящая эпидемия низкой успеваемости. Они не справляются с заданиями на уроках и оказываются столь же беспомощными при выполнении повседневных дел дома. Да и в целом неумение концентрировать свое внимание отрицательно влияет абсолютно на все стороны их жизни.
У взрослых проблем не меньше. Безуспешные попытки наладить хорошие отношения с людьми, разочарование, непонимание, отчаяние, неспособность полноценно выражать эмоции – все эти барьеры являются следствием неумолимо ухудшающегося навыка сосредоточиваться. В результате стремительно растет количество супружеских пар, принимающих решение о разводе.
На работе люди часто считают свой труд никому не нужным, бессмысленным, чувствуют скуку, угнетенность, перегруженность, нежелание концентрироваться на своих обязанностях.
Научно-технический прогресс сияет всеми своими гранями, чего не скажешь о моральном состоянии общества. Мы сбились с пути, мы не понимаем, что с нами происходит, мы размениваемся на мелочи, теряя из виду ориентиры для процветания. Мы утратили нашу общечеловеческую способность фокусировать внимание на главном.
У многих из нас навык сосредоточиваться на важных аспектах бытия уже почти пропал. Это привело к превращению повседневной жизни в подобие вакуума, который автоматически заполняют собой иррациональные эмоции, деструктивные желания, неконтролируемые действия, тревоги и страхи. Приостановить эти процессы трудно, потому что они берут начало на самых глубоких уровнях подсознания.
Из-за рассеянности ума человек приобретает вредные привычки и становится максимально уязвимым в бешеном ритме нашего мира, так же, как плохо оснащенный корабль сбивается с курса в океане во время шторма.
Без такого важного аспекта, как фокусирование внимания, жизнь теряет и форму, и смысл. Выполнение любой работы сопровождается почти непреодолимыми трудностями, а будние дни превращаются в хаотичное блуждание от одной неудачи к другой.
В этой книге вы найдете доступное описание шагов, совершая которые можно возобновить связь со своим истинным «Я» и ощутить всю мощь заложенных в вас природных способностей, предназначенных для процветания. Я не предлагаю панацею, но даю целую палитру способов исцеления, которая каждому из вас позволит найти свой собственный, уникальный путь к отличному здоровью и подлинному благополучию. Вам не придется с головой погружаться в изучение необычных философских канонов. Вместо необходимости отрываться от земли, улетая в неизвестные духовные сферы и подчиняясь странным мистическим теориям, вам предстоит обрести новое, прагматичное понимание того, как устроено ваше тело, как функционирует ваш мозг и как осуществляется ваше восприятие реальности.
Новый взгляд на самого себя позволит вам наконец извлечь максимум пользы из тех современных методов самопознания, которые вам наиболее близки. Это могут быть религия, образование, курсы личностного роста, консультирование у различных специалистов, медитации, биологическая обратная связь[3], техника эмоционального освобождения (EFT), нейролингвистическое программирование, или НЛП, и др.
Пересмотрев свои убеждения о том, что такое мышление, внимание, запоминание, вы значительно повысите свою работоспособность. А кроме того, вы одержите верх над болезнями, с которыми, возможно, живете уже очень давно, и избавитесь от необходимости принимать препараты химического происхождения.
Сосредоточенность нужна всякому человеку. В современном мире у каждого из нас большое количество разных задач, и они не терпят отлагательств. Без сосредоточенности не состоится ни одна встреча, ни одна конференция. Да и простое межличностное общение без внимательности и чуткости обернется непониманием или даже раздором. Умение концентрироваться необходимо также при чтении книг. Ну и, пожалуй, самое главное: без способности фокусировать внимание на выбранном действии или цели становится невозможным планомерно соблюдать свои принципы и мудро расставлять приоритеты.
Чтобы достичь впечатляющих успехов в финансовой сфере, можно получить степень MBA[4]. А вот для того чтобы жизнь в целом стала лучше и полнее, понадобится степень, которую я бы назвал «магистр внимательного отношения к окружающему миру». Не обладая такими качествами, как чуткость, гибкость и надежность, вы будете гораздо чаще проигрывать, чем выигрывать.
Сосредоточенность позволяет нам время от времени приводить слегка «расшатывающуюся» повседневную жизнь в состояние гармонии и обогащать свой характер такими чертами, как терпеливость, упорство, прямодушие. Одним из основных препятствий на этом пути самосовершенствования может стать уже не раз упоминавшийся синдром дефицита внимания и гиперактивности.
В 1980 году Американской психиатрической ассоциацией был введен термин «синдром дефицита внимания». В 1987 году формулировка была дополнена и стала звучать так: «синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ. Официально симптомами СДВГ, в первую очередь, считаются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
СДВГ поражает не только детей, но и взрослых. Причем почти половина представителей старших поколений, у которых врачи диагностируют этот синдром, испытывали его симптомы с ранних лет.
С возрастом характер протекания СДВГ меняется, но далеко не в лучшую сторону. К примеру, гиперактивность может трансформироваться в неуправляемую суетливость, импульсивность – в безрассудность, невнимательность – в катастрофическую растерянность или тревожность. В результате человек, страдающий СДВГ, во взрослой жизни имеет целый набор проблем в таких сферах, как общение с людьми и карьера.
В наши дни все больше исследователей и врачей принимаются тщательным образом изучать причины и закономерности развития СДВГ у маленьких детей и подростков. В ходе начатой работы уже удалось установить немало новых фактов о функционировании мозга, которые со временем позволят улучшить здоровье больным всех возрастных категорий. С помощью высокотехнологичного оборудования исследователи выяснили, что работа мозга детей с СДВГ с физиологической точки зрения очень сильно отличается от работы мозга детей, не болеющих этим синдромом.
Специалисты Брукхейвенской национальной лаборатории провели исследование и заключили, что если дети, страдающие СДВГ, принимают стимулирующие медицинские препараты, то состояние их здоровья становится только хуже. Прием этих медикаментов приводит к тому, что выработка дофамина в их мозге замедляется на 24 %. Именно поэтому у маленьких пациентов возникает привыкание к ненатуральным препаратам, а врачи вынуждены прописывать им все большие и большие дозы.
За изучение СДВГ взялись активно, однако удивительных противоречий и вопросов по-прежнему значительно больше, чем медицинских фактов и ответов. Сам термин «СДВГ» сбивает с толку многих взрослых людей, столкнувшихся с необходимостью выяснять точную причину и распознавать стадию заболевания у своего ребенка на основе его нарушений и недугов.
Название «синдром дефицита внимания и гиперактивности» представляется чем-то слишком неоднозначным и растяжимым. Это порождает массу заблуждений и необоснованных страхов. На вопрос: каковы наиболее часто встречающиеся симптомы СДВГ – разные люди отвечают по-разному, причем точных совпадений среди ответов мало. А о многих симптомах общественность и вовсе не знает. Что касается детей, то у некоторых из них СДВГ выражается в рассеянности и неспособности к элементарной самодисциплине, в то время как у других – в импульсивности и/или низкой стрессоустойчивости.
В большинстве случаев СДВГ проявляется, главным образом, не как стремительно ухудшающаяся способность фокусировать внимание, а как невозможность сконцентрироваться только в определенных ситуациях.
К примеру, дети, страдающие СДВГ, несобранны, невнимательны во время школьных занятий, поэтому им трудно усваивать то, о чем говорит учитель. Хочется помечтать или даже подремать. То есть школьники в этом случае «сосредоточены» на расслаблении, на наиболее простых и интересных для них мыслях, а не на получении знаний, требующем неприятных умственных усилий.
Однако в классе сидят и другие – не фантазеры, не сони, а, наоборот, крайне активные, импульсивные мальчики и девочки, часто испытывающие излишнее беспокойство. Эта группа детей тоже неспособна сконцентрироваться на учебе, но уже по иной причине, нежели школьники-мечтатели. Суетливым, неугомонным ученикам попросту неинтересно то, что рассказывает учитель. Им тяжело спокойно сидеть в классе, хотя они проявляют удивительное спокойствие и сосредоточенность, когда смотрят телевизор или играют в компьютерные игры.
С противоречивыми представлениями людей об СДВГ часто приходится иметь дело Марте Бридж Дэнкла, ученому, клиницисту, сотрудничающей с Институтом Кеннеди Кригера и Университетом Джонса Хопкинса. Она уже привыкла «…объяснять взрослым, которые приводят к ней своих детей школьного возраста, что СДВГ – это не дефицит в привычном понимании, как, например, дефицит бюджета или дефицит йода в организме. СДВГ не предполагает недостатка внимательности. Это неспособность управлять своим вниманием».
По убеждению Марты, «вопрос стоит так: получается ли у ребенка контролировать свое внимание и направлять его именно на те действия, выполнения и обдумывания которых требуют обстоятельства, будь то дом, школа, поездка и так далее? Чтобы сосредоточиться на материале, который объясняет и спрашивает учитель во время урока, ребенок должен совершить определенное волевое усилие, позволяющее отвлечься от привычных приятных мыслей и переключиться на получение знаний. Последнее, разумеется, кажется менее интересным, чем размышления, скажем, о какой-нибудь компьютерной игре, и не предполагает быстрого получения удовольствия, в отличие от той же игры».
Многие люди, больные СДВГ, на самом деле не имеют такой проблемы, как слабая концентрация внимания. Они могут просто и быстро фокусировать внимание, а затем очень долго удерживать его на том, что им нравится. Например, на видеоиграх или собирании чего-либо из конструктора «Лего», а также на вредных привычках, стимулирующих организм: употребление фаст-фуда, наркотиков, сознательное подвергание себя опасности, просмотр порнофильмов и так далее. Таким людям трудно отвлечь себя от занятий, с помощью которых они легко и почти сразу ощущают всплеск адреналина и страстную увлеченность процессом.
Итак, эта группа больных СДВГ всегда безупречно сосредоточивается на тщательном выполнении сильно стимулирующих действий, но испытывает колоссальные трудности с фокусированием внимания на долгом и правильном выполнении слабо стимулирующих.
Ребенок нехотя делает уборку в своей комнате или рассеянно выполняет домашнее задание, но может в мгновение ока без проблем переключиться на прогулку по миру компьютерной игры и долгое время быть предельно собранным ради достижения виртуальных целей. Постепенно таким детям становится неинтересно взаимодействовать с родителями и учителями: исчезает мотивация, которая прежде подталкивала к концентрации на событиях окружающей реальности.
Стремление значительной части больных СДВГ сосредоточиваться на деятельности, быстро приносящей максимальное удовольствие, лежит в основе ряда «сложных симптомов», проявляющихся по-разному в зависимости от темперамента.
Приведу примеры.
• Творческая личность, страдающая СДВГ, может испытывать непередаваемый прилив сил каждый раз, когда принимается за развитие новой идеи, образа, теории и так далее, но при этом чувствует мощное внутреннее неприятие любого рутинного, повседневного действия.
• Спокойный, сдержанный, ответственный человек, любящий правила, нормы и планы, при развитии СДВГ может постепенно стать фанатиком порядка и дисциплины, а затем – ярым противником малейших перемен.
• Энергичную личность СДВГ способен сделать взбалмошной, импульсивной. Такие люди часто ведут себя бесцеремонно, неуважительно по отношению к другим, выражаются излишне резко, будто бы не замечая никого вокруг.
• Если СДВГ развивается у чувствительного или мнительного человека, то довольно быстро эти качества переходят в свою крайнюю форму – нездоровую ранимость и излишнюю тревожность. В отличие от наплевательского отношения к окружающим и показной дерзости представителей предыдущей категории, у таких людей при развитии СДВГ появляется склонность постоянно беспокоиться обо всем, что происходит вокруг. Именно поэтому для них весьма болезненным ударом может стать игнорирование их чувств и суждений другими людьми.
Все перечисленные проблемы – это разные последствия одного и того же недуга – СДВГ, каждое из которых складывается из ряда определенных симптомов этого синдрома. Иными словами, это сложные признаки болезни, состоящие из простых. В книге мы будем время от времени упоминать каждый из этих «сложных симптомов». Научившись пресекать их развитие, вы получите возможность полностью раскрыть духовно-интеллектуальный потенциал, заложенный в вашем мозге.