Вы здесь

Мужской разговор. Место мужчины в мире. Христианский взгляд. Час второй. Мужчина и женщина (Протоиерей Максим Первозванский, 2013)

Час второй

Мужчина и женщина

– Замечено, что в большинстве случаев «генераторами» семейного воцерковления выступают женщины, а их мужья с той или иной степенью готовности следуют за ними. Да и вообще, среди православных христиан женщины составляют очевидное большинство. При этом ощущается и специфика женской религиозности: все эти бесконечные разговоры о «батюшках» нередко вызывают у мужей подсознательный протест и отторжение.

Приведу конкретный пример: обстановка в семье моего знакомого сделалась совершенно невыносимой из-за спонтанно возникшей религиозности его жены. Большую часть свободного времени она теперь проводит вне семьи, посвятив себя послушанию духовнику, но и находясь дома, неизменно «проповедует»: мол, батюшка говорит так, батюшка говорит этак… Помимо прочих проблем серьезнейшим испытанием для ее мужа стало заявление супруги о прекращении интимных отношений в период всех четырех постов, накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года, а также в дни ее подготовки к причастию. Правомочен ли протест нормального мужика против такой религиозности своей жены?

– Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда мужчины говорят: «Я вообще-то человек верующий, православный, но в храм не хожу, потому что туда ходит моя жена…» Этот парадокс может быть обусловлен различными факторами.

Первый раздражитель состоит в том, что жена присваивает себе функции религиозного «паровоза» и духовного руководителя семьи, что, вообще-то, не свойственно женщине. Достаточно вспомнить слова святого апостола Павла: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих (1 Кор. 34–35) или: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5: 23–24). А что происходит на самом деле? Не успеет муж переступить порог церкви, как жена тут же начинает его подзуживать: «Теперь тебе нужно исповедоваться и причаститься, раз уж ты в кои-то веки до храма дошел!»; «Ну, ты исповедался, наконец? Теперь мы должны повенчаться!»; «Раз уж ты стал регулярно участвовать в богослужениях, то должен мяса не есть!»

Взрослому мужчине, который призван самостоятельно, пусть и под руководством духовника, нащупывать и проходить свой жизненный путь, навязывается роль младшего сына в семье, которому все считают нужным указывать, что и как он должен делать. С христианской точки зрения это абсолютно неправильно. Повторю еще раз: мужчина в православной семье – это царь, священник и пророк, и низведение этих ответственнейших предназначений до уровня «принеси, подай» неизбежно вызовет у него протест.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что порой мужчины сами стремятся к воцерковлению, но у них не хватает воли и умения для того, чтобы привести семью в должное устроение. В результате они начинают посещать другой храм, обращаются за советами к другому священнику. Как нередко подростки скрывают свою религиозность от сверстников, так и взрослый мужчина неожиданно для самого себя примеряет на себя статус «полуподпольного» православного. Что ж, в качестве временной меры, особенно если жена пребывает в буйно-неофитствующем состоянии, такое поведение приемлемо.

При этом очень важно, чтобы правила, нормы православной жизни, которые, в отличие от заповедей Божиих, не носят императивный характер, усваивались и воспринимались бы человеком естественно, добровольно, ненасильственно, последовательно и постепенно. По этому поводу позволю себе привести старинное монашеское присловье: «Увидев юношу, устремляющегося пешком на небо, дерни его за ногу». Не надо пытаться решить все вопросы сейчас и сразу, поскольку излишнее рвение может вызвать душевное перенапряжение, чреватое в дальнейшем полным охлаждением к церковной жизни и духовными падениями.

В таких случаях чрезвычайно важна вдумчивая и ответственная позиция духовника неофитствующей жены. Опытный священник сможет непредвзято оценить сложившуюся ситуацию и при необходимости вразумить женщину. Иногда мужу стоит самому поговорить с духовником своей супруги, объяснив свою позицию; если же и у того не встретит понимания, придется поискать другого священника, который возьмет на себя труд переубедить его жену.

Вообще, внешняя, формальная религиозность по-прежнему остается одной из острейших проблем. Сам Господь говорил: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23: 27). По-настоящему важно, чтобы каждый из нас день ото дня, год от года становился терпимее, добрее и любвеобильнее, укрепляясь в христианских добродетелях, а эмоционально окрашенные бесконечные разговоры о старцах, таинствах, паломничествах, чудесах, святых источниках, конце света и прочем должны уступить место главному. В противном случае семьи рушатся просто потому, что жена с головой погружается в мнимую, сконструированную реальность, начиная воспринимать своего мужа чуть ли не в качестве врага, поскольку тот не разделяет ее восторженных убеждений. Разумеется, ни у одного мужчины радости это вызвать не может. Специфическую «женскую» религиозность следует вовремя направить в правильное русло, чем в первую очередь и должны заниматься духовники. Хотя «женским» такое своеобразное видение церковной жизни называть не совсем верно, большинство женщин – мудры и тактичны, и перед их мужьями проблемы такого рода никогда не возникали.

Все женщины – разные, равно как и неповторимы внутрисемейные отношения, и я, к сожалению, не знаю, что посоветовать мужчине, если его жена не блещет рассудительностью. Правда, не знаю… Разве что терпеть, как Сократ терпел Ксантиппу. Но вообще-то, желательно жениться на женщинах, с которыми можно разговаривать, и проверить это следует задолго до свадьбы: получается ли вообще какой-либо разговор, можно ли с любимой о чем-то договориться? Если да, то дальнейшая совместная жизнь не покажется вам каторгой. Если же нет, останется только терпеть друг друга.

Конец ознакомительного фрагмента.