Вы здесь

Мужской разговор. Место мужчины в мире. Христианский взгляд. Час первый. Мужчина перед Богом (Протоиерей Максим Первозванский, 2013)

Час первый

Мужчина перед Богом

– Отец Максим, что вы можете сказать о делении семейных обязанностей на специфически «мужские» и «женские»? В какой мере следование ролевой традиции актуально для современных мужчин?

– В прежние времена четкое, и даже жесткое, разделение внутрисемейных обязанностей обуславливалось самим укладом жизни и нередко прописывалось законодательно, но в современном стандартизированном мире многое входит в противоречие с этим излишне усложненным устроением семьи. Сейчас я не вижу смысла в строгом разделении домашнего труда, согласно которому, например, ужин непременно должна готовить мама, а с ребенком обязан гулять отец. Понятно, что существуют традиционно мужские занятия, например связанные со строительством или сложным ремонтом, требующие определенной физической силы, хотя в нынешних городах мужчины делятся на тех, кто может что-то сделать своими руками, на тех, кто ничего делать не умеет, и на тех, у кого достаточно средств, чтобы пригласить специалистов… В результате возникает отчуждение человека от физического труда, что представляется мне не совсем правильным. При этом я отдаю себе отчет в том, что в данном случае мы имеем дело с объективным процессом специализации человеческой деятельности: либо мы должны уходить в тайгу, как старообрядцы, либо так или иначе приспосабливаться к социальным и экономическим законам среды, в которой живем.

Однако, по моему мнению, в собственной семье с этой тенденцией следует бороться. Если появляется возможность, надо приобретать землю и возделывать ее. Пусть с экономической точки зрения картошку целесообразнее купить в ближайшем магазине, но для души все-таки полезнее ее посадить, ухаживать за ней и осенью собрать заслуженный урожай. Разумеется, можно нанять рабочих, которые быстрее и лучше построят вам веранду на даче, но для любого мужчины крайне ценно то, что он смастерит ее сам, а еще лучше – вместе с сыном. Возможно, из-за отсутствия опыта веранда получится недостаточно красивой, но все соображения такого рода отойдут на второй план, ведь совместный труд принесет гораздо больше пользы, нежели идеальная конструкция сооружения.

В связи с этим можно привести такой пример. В последнее время вошло в моду заменять подарки друзьям и знакомым конвертиками с деньгами. Ведь правда, порой нелегко определить, в чем тот или иной человек нуждается на самом деле. А так – вручил деньги или какую-нибудь потребительскую карту – и пусть он сам выбирает себе подарок. Что и говорить, обидно получить в подарок совершенно ненужную вещь, но попытка бездушно откупиться от близкого человека выглядит еще хуже. Мы в семье стараемся делать подарки своими руками, причем вместе с детьми. Это может быть вышивка, аппликация, фигурка, вылепленная из пластилина, да что угодно! Главное, чтобы подарок был согрет теплом ваших рук и сердец.

Проблема отчуждения от земли и отказа от физического труда – чрезвычайно серьезна, и ее необходимо так или иначе решать. В совместной творческой деятельности как раз и должно проявиться отцовство, и не столь важно, какой плод она принесет: появится ли в результате скворечник, дачная беседка или книжный стеллаж.

Говоря о воспитании дочерей, невозможно переоценить роль матерей, которые могут научить их рукоделию и кулинарии, хотя я, например, знал одного чудесного молодого человека, который потом ушел служить в армию десантником и вернулся оттуда крепким мужиком. При этом он очень любил золотое шитье, что, разумеется, нисколько не умаляло его мужественности. Так что если мужчина умеет и любит готовить, то и слава Богу, хотя, если даже не умеет и не любит, в любом случае не стоит сваливать весь ворох хозяйственных дел на жену!

Пожалуй, основное различие между мужским и женским предназначением состоит именно в том, что мужчине должно быть свойственно возлагать на себя ответственность, а женщине – в рамках той ответственности, которую взял на себя ее муж, быть не просто послушным орудием чужой воли, а находить творческие решения для реализации его замыслов, быть ему верной и надежной помощницей и советчицей.

В мальчиках необходимо воспитывать чувство ответственности. Не случайно в сословно структурированных обществах их заранее приучали к будущему служению в рамках сословия. Если сын рождался в царской семье, его готовили к реализации если не на государственном, то по крайней мере на воинском, полководческом поприще, давая ему соответствующее образование. Если это был купеческий сын, его с малых лет отправляли в лавку, если крестьянский – в поле. Сегодня былые сословные различия практически стерты, но все равно осталось мужское и женское служение.

Повторяю, разница заключается не в том, кто именно отдает команды, а в том, кто принимает оптимальные решения и отвечает за их успешную реализацию. Задумаемся, кто чаще всего становится старостой школьного класса? В подавляющем большинстве случаев – одна из девочек, потому что они оказываются гораздо ответственнее и аккуратнее, мальчики же созревают позже и, к великому сожалению, почти с рождения привыкают к пассивности и безответственности. Это – не послушание, поскольку мальчишки не любят слушаться даже учительниц, не говоря уж о своих сверстницах, а, скорее, желание беззаботно плыть по течению.

Точно так же и мужья, как правило, не слишком-то слушаются своих жен, но при этом и не отвечают ни за что. Мне нередко приходится слышать: «Если бы она постоянно не твердила мне одно и то же: “Сделай по дому то-то и то-то!” Я бы давно уже все сделал, дело-то нехитрое! А так я просто не могу заставить себя ничем заняться из чувства внутреннего протеста, хотя и понимаю порой, что не прав. Просто это – не моя инициатива!»


– Получается какой-то замкнутый круг. Самое печальное, что, скорее всего, ситуация едва ли изменится к лучшему: в детских садах будут трудиться те же воспитательницы, преподавать в школах – учительницы, никуда, судя по всему, не денутся и непременные старосты-девочки…

– В полных семьях, где отец не самоустраняется от процесса воспитания детей, вопрос этот обычно так или иначе решается. Супруги обсуждают любые возникающие проблемы и пытаются решать их совместными усилиями. Если же семья неполная и отца нет, матери придется прибегать к каким-то паллиативам – всевозможным кружкам, секциям, дополнительным занятиям, туристическим и военно-спортивным походам.




Как-то мне пришлось беседовать с одним знакомым. Вполне благополучная, хорошая, полная семья с четырьмя детьми старшего школьного возраста. Однако мой знакомый сетовал, что те ничего не хотели делать, а заставить их было просто невозможно. Чувство собственного дома и ответственности за него отсутствовали у них начисто. Он решился отправить сына и дочь на три недели в расположенный в Карелии подростковый лагерь известного полярного путешественника Дмитрия Шпаро. После возвращения отец буквально не узнал детей. Теперь они с готовностью отправлялись по магазинам, сами вызывались мыть посуду и подметать пол. Дело в том, что подростки неожиданно для себя попали в ситуацию, то и дело вынуждавшую их принимать решения и реализовывать их на практике, поскольку никто не поставил бы за них палатку, не собрал хворост, не разжег костер и не сварил суп.

Мне кажется, родителям нужно вовремя переставать водить своих детей по жизни за руку и приучать их к самостоятельности, которая в любом случае наступит через пять или семь лет. К этому их следует готовить загодя.


– Отец Максим, а все-таки, как выразить суть мужского служения в семье и перед Богом?

– Когда у меня спрашивают: «А почему женщина не может быть священником?» – я, как правило, отвечаю: «Потому что мужчина не может рожать!» Самим Богом мужское и женское начала в семье разведены. Понятно, что внутреннее устроение и мужа, и жены в разных семьях различно. У сурового и даже деспотичного мужа может быть покорная, ласковая жена, но вполне возможна и обратная ситуация. В жизни всякое случается, и в каждой семье складывается собственный стиль отношений.

Главное, чтобы в воспитании детей мать с отцом гармонично дополняли друг друга. А вообще-то, мужчина призван к исполнению в семье – малой Церкви, равно как и в Церкви большой, трех важнейших функций – царской, священнической и пророческой. Пророк – это не предсказатель будущего, а избранник Божий, через которого проявляется Его воля. Очень важно, чтобы оба супруга понимали суть и меру этой мужской ответственности.

Цитируя слова святого апостола Павла: Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5: 33), часто приходится напоминать о том, что именно жене велено слушаться мужа, а не мужу сказано, что жена обязана ему повиноваться, а значит, муж не имеет права принуждать жену к послушанию. Однако такое уточнение вовсе не снимает с мужчины его ответственности. Даже если жена его не слушается, он не должен отказываться от своей изначальной сущности, не должен переставать быть мужем, то есть тем, кто обязан душу свою положить за жену и детей. И помнить, что «всякому мужу глава Христос» (1 Кор. 11: 3). Ответственность молитвы, предстояния пред Богом за свою семью никакая самая непослушная и взбалмошная жена отобрать у мужа не может.


– Отче, вы упомянули о царском, пророческом и священническом служении. С царем все ясно – он может навязать свою волю при помощи силы. А вот пророков всегда камнями побивали, да и кротких священников в нашем обществе далеко не все жалуют… И внутри семьи часто случается: муж уверен в своей правоте и ощущает возложенную на него Богом ответственность, но жена твердо стоит на альтернативных позициях по всем возникающим вопросам. Как быть, если супруги руководствуются совершенно различной логикой?

– На муже, среди прочего, лежит ответственность и за воспитание жены, впрочем, равно как и на жену возлагается ответственность за воспитание мужа. Разумеется, это не имеет ничего общего с воспитанием маленьких детей, потому что степени возможного принуждения совершенно несопоставимы. Здесь важно чувствовать ту грань, которую переступать не стоит, чтобы еще более не обострить конфликт, и помнить о том, что слова должны непременно подкрепляться делами. Например, если ты говоришь ребенку: «Я тебя накажу», но по тем или иным причинам так и не наказываешь, твое слово оказывается ничего не значащим, пустым звуком. В дальнейшем ребенок будет пропускать твои предупреждения мимо ушей. То же самое относится и к супружеским отношениям. Рано или поздно неизбежно возникновение конфликтных ситуаций, и если жена упорствует и не желает уступить, то муж должен осознать, насколько он готов обострить сложившуюся ситуацию и настоять на своем решении, какова цена, которую он может за это заплатить. Готов ли он к временному охлаждению отношений, к некоторому увеличению дистанции и послужит ли все это в конечном итоге гармонизации брака? К сожалению, ответы на все эти вопросы можно получить лишь опытным путем…

Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, как стремление мужей к безусловному доминированию, желание подчинить всех своей воле, неумение благоразумно и вовремя уступить приводят если не к разводам, то по крайней мере к разрыву добрых, доверительных отношений. Для этого и года не потребуется, все происходит гораздо стремительнее. Вместе с тем следует помнить и о том, что, если просто пустить все на самотек по принципу: «Да делай ты что хочешь!» – ничего хорошего тоже не получится. Спорные, конфликтные вопросы и ситуации супруги должны обсуждать между собой, чутко прислушиваясь к мнению близкого человека.

Неоценимым подспорьем для православных христиан является институт духовничества. При этом семейный духовник должен пользоваться безусловным авторитетом у обоих супругов, а не восприниматься в качестве непременного адвоката одного из них. Духовник – не тяжелая артиллерия, вынуждающая противника к отступлению и капитуляции, а вдумчивый объективный арбитр, к компетентному мнению которого готовы прислушиваться обе стороны. Совершенно очевидно, что очень немногие из вовлеченных в конфликт людей готовы возвыситься над ним, увидеть собственную неправоту и, наоборот, почувствовать правоту мужа или жены.

В том случае, если семья не православная, помочь ей может психолог или старый друг, которому доверяют и муж и жена, к чьему мнению они оба готовы прислушаться. Здесь необходим не сухой судебный вердикт: «Ты – хороший, а ты – плохой», а умение направить супругов к разрешению конфликтной ситуации. Вообще, сам по себе конфликт нельзя считать явлением безусловно отрицательным; периодическое возникновение конфликтов свидетельствует лишь о том, что время от времени в противоречие вступают чувства, взгляды и предпочтения нормальных, живых людей. Более того, вовремя и справедливо разрешенный конфликт возводит брак на новый, более высокий качественный уровень. Если же такого беспристрастного и доброжелательного арбитра у семьи нет, ситуация значительно осложняется, хотя опять-таки не становится неразрешимой.

Вообще, готовность пойти на разумный компромисс ради мира и согласия определяется глубиной и масштабом личности. К сожалению, в большинстве конфликтных ситуаций многих интересует не столько конечный результат, как возможность громогласно заявить о своей позиции. К чему это приведет, мужья, как правило, даже не задумываются. На самом же деле надо набраться терпения и понять, что слово должно прозвучать именно тогда, когда собеседник готов его услышать и воспринять. Иногда подходящего случая приходится ждать подолгу, а для этого требуется мудрость. Зато стратегический подход к решению проблем оказывается гораздо эффективнее многомесячных споров и пререканий. Муж должен так развернуть ситуацию, чтобы жена сама осознала свою неправоту, если в действительности виновата она.


– Митрополит Вениамин (Федченков; 1880–1961) считал, что искажение христианства во многом является следствием того, что у нас искажено понятие отцовства, нет по-настоящему сыновнего отношения к отцам, равно как и отеческого отношения к детям. В наше время, пожалуй, ситуация если и изменилась, то лишь к худшему. В чем, на ваш взгляд, должно выражаться отцовство?

– Честно говоря, для меня самого это – загадка. Я стал отцом более двадцати лет назад и до сих пор ищу ответ на этот вопрос. Мне кажется, что семейные уклады, описанные в Священном Писании, невоспроизводимы в современных условиях, причем не только потому, что времена изменились. Изменилась сама семья, отличавшаяся в традиционном обществе патриархальностью и многопоколенностью, значительные изменения претерпели и обязанности ее членов. В старину женщины, как правило, были гораздо менее образованны и социализированы, чем мужчины, и основная задача жен, разумеется, кроме продолжения рода, сводилась к работе по хозяйству и помощи мужьям. С тех пор личностное начало супругов неизмеримо усилилось, вследствие чего их функции претерпели значительные изменения. Например, безоговорочное послушание уступило место уважению.

Конечно же, отец отвечает за своих детей. Но вспомним историю семьи Адама – первого земного отца. Наверняка он старался уделять равное внимание своим старшим сыновьям – Каину и Авелю, но при этом дети выросли совершенно разными. Ответственен ли Адам за грех Каина? Вознаградит ли его Господь за Авеля? Никто не застрахован от педагогических ошибок, никому не гарантирован успех. В конечном счете каждый человек с момента рождения является личностью перед Богом, проживая свою собственную жизнь.

Это – весьма существенный момент, который, к сожалению, современные отцы либо не осознают, либо делают из него неверные выводы, разговаривая с детьми с позиции деспотичных диктаторов. В наших православных семьях мне постоянно приходится сталкиваться с ситуацией, когда уже выросшие двадцатипяти– и даже тридцатилетние дети вдруг начинают вести себя не так, как хочется их родителям (прежде всего, отцам, поскольку матери, как правило, относятся к таким вещам снисходительнее). Когда жизнь вступает в противоречие с родительскими планами, опрокидывая их, например, если сын или дочь выбрали «не ту» профессию или собрались связать свою жизнь «не с тем» человеком, отцы часто занимают жесткую, абсолютно непримиримую позицию и даже готовы идти на полный разрыв отношений. Разумеется, это происходит в том случае, если отец испытывает ответственность за своего ребенка, в данном примере явно чрезмерную. Если же он никакой ответственности не испытывает, то дети начинают расти как трава: мол, что бы они ни сделали, это – их право, их ответственность, их жизнь. Мое дело – прокукарекать, а там хоть не рассветай!.. Обе эти крайности по-своему ущербны.

От прошлого мы унаследовали первую модель внутрисемейных отношений; именно она запечатлена на страницах Ветхого Завета. Родители в те далекие времена нисколько не интересовались пожеланиями детей. Классический пример: женитьба Авраамом сына[1]. С Исааком он вообще об этом не разговаривает, зато подробно инструктирует своего раба, отправляя его с миссией сватовства. Даже Ревекку спрашивают: «Пойдешь ли ты с этим человеком?» – и она отвечает: «Пойду». Мнением же Исаака не интересуется никто. Исаак – образ абсолютного, беззаветного сыновнего послушания, начиная с того момента, когда Авраам возлагает его на жертвенник.

Новый Завет представляет нам уже совсем другой тип отцовства. Самый яркий пример – притча о блудном сыне[2]. Сын проявляет очевидную неблагодарность по отношению к отцу. Согласно толкованию митрополита Сурожского Антония (Блюма; 1914–2003), в реалиях традиционного общества требование выделить причитающуюся часть имения было равнозначно заявлению: «Отец, ты для меня умер!» – ведь дети вступают в наследство лишь после смерти родителей.

Однако даже в этой немыслимой ситуации отец готов, как бы мы сейчас сказали, идти на поводу у сына, а когда промотавший состояние сын возвращается, милосердный отец оказывается готовым его принять, простив ему все. К сожалению, этот евангельский образ отцовства, несмотря на два прошедших с тех пор тысячелетия, так и не был по-настоящему воспринят нашим обществом. Я не говорю об отдельных исключениях, но в массе своей православные христиане сохранили ветхозаветный принцип межпоколенческих отношений: «Я – отец, а значит, имею право повелевать. Ты – сын, и твое предназначение – беспрекословное послушание».

Впрочем, вопрос этот не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. Наблюдая за жизнью в современной Москве христианских кавказских семей, сохраняющих традиционно клановую структуру, и встречая молодого верующего человека, при этом достаточно светского и успешного, приводящего в храм свою невесту, на которой он не может жениться без разрешения дяди, потому что его отец – младший брат в семье, я невольно думаю: «А ведь что-то все же в этом есть!»

То есть, с одной стороны, в моей душе возникает протест против насилия по отношению к свободному выбору человека, а с другой – я чувствую благотворность такого подхода к судьбам младшего поколения. Главное, чтобы отец искал воли Божией, как делал это Авраам, а не просто утверждал свою волю.

Нахождение баланса в отношениях между различными поколениями – задача важнейшая и сложнейшая, требующая исключительно индивидуального подхода, обуславливающего целесообразность и даже возможность применения тех или иных воспитательных мер. Дело даже не в том, можно или нельзя физически наказывать ребенка. Одного можно, а другого ни в коем случае нельзя, потому что такое наказание попросту унизит, а то и сломает его, вызвав эффект, противоположный ожидаемому. Ведь все дети разные, как разные и их отцы. Кто-то из нас обладает даром убеждения, слова же другого окажутся абсолютно бесполезными до тех пор, пока не будет задействован механизм выбора между кнутом и пряником.




В любом случае ответственность отца за своего ребенка – это ответственность любви и долга перед другой равноценной свободной личностью. Слова святого апостола Павла, звучащие во время Таинства Венчания: Как <…> Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее (Еф. 5: 25–26), – относятся не только к жене, но и к детям, подразумевая и готовность отдать за них жизнь. При этом трагедия заключается в том, что ребенок может твою любовь принять, а может и отвергнуть – и, получив все, заявить: «Извини, папа, но это – моя жизнь!»

Важно определить для себя, в какой мере ты имеешь право и даже обязан вмешиваться в жизнь своего ребенка, до поры до времени относясь к нему как к некоему пластичному материалу, из которого ты призван вылепить что-то совершенное. Задача эта не из легких, потому что уж слишком много самых разных вопросов ей сопутствует. Как в салате – много чего намешано, но ты чего-то переложил или что-то забыл добавить, и вот уже блюдо становится несъедобным. Так и в воспитании: баланс строгости, ответственности, любви, свободы, доверия и контроля – сложнейшая комбинация. В словах: «Любовь все покроет!» – содержится лишь часть правды. Когда вам рекомендуют: «Читайте книжки по педагогике, в них любые случаи описаны!» – это тоже не безусловная истина. И любовь, безусловно, все покрывает, и книжки, разумеется, помогают, но в конечном итоге то, каким отцом ты являешься, в значительной степени определяется масштабом и глубиной твоей личности, талантами, дарованными тебе Господом, и, конечно же, промыслом Божиим.

Я даже представить себе не могу, какой трагедией стало для Адама убийство одним его сыном другого! Не забудем, что это был первый случай убийства в мире! Когда мои дети дерутся между собой, я пытаюсь достучаться до сознания старшего:

– Ведь сказано же, что ты даже врагов своих должен любить, а ты обижаешь собственного брата! Ведь это же – ближний твой! Как же ты будешь относиться к другим людям?..

– А он мне – не ближний! – вдруг ожесточенно отвечает мне мой ребенок.

Слышать такое и больно, и страшно, хотя я и понимаю, что слова эти сорвались в момент обиды.

Важно помнить о том, что Господь и образцового отца может поставить в ситуацию, перед которой тот окажется бессилен. Мы знаем, что наши возможности воспитания, влияния на собственных взрослеющих детей весьма ограниченны. Они не осознают, что всегда остаются нашими детьми, порой не понимают наших чувств и не вникают в то, сколько ночей мы провели без сна и чего нам это стоило. До всего этого им, как правило, дела нет. Сын может повернуться и бросить: «Папа, отдай мне причитающуюся мне часть имения» – и отправиться «в страну далече»…

В отцовстве, с одной стороны, заключено удивительное счастье. По слову псалмопевца, «Блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (Пс. 127: 3). С другой же стороны, этому счастью сопутствует глубинный трагизм и понимание того, что детям предстоит прожить собственную жизнь, совершить массу ошибок… Им самим придется нести ответственность за свой выбор, но каждая их неудача будет ранить не только их сердца, но и сердца их отцов.


– Я ощущаю свою мужскую ответственность перед семьей, но зачастую не чувствую возможности бороться с вызовами жизни, к тому же все силы отнимает работа. Что делать в таких случаях? Положиться на волю Божию?

– На Бога полагаться не только можно, но и нужно, но руки опускать нельзя ни в коем случае, потому что ничегонеделание – худшая из всех возможных тактик.

Отношения между родителями и детьми могут складываться по-разному. Например, знаменитый немецкий физик-теоретик, создатель квантовой механики Вернер Гейзенберг (1901–1976) так писал о своем отце: «Меня воспитывал свет, пробивавшийся из-под двери его кабинета…» Когда в свое время я не мог посвятить своим детям столько времени, сколько мне хотелось бы, эта мысль меня утешала. Я думал: они видят, что их папа трудится, что он – священник, и осознание этого само по себе воспитывает их. Что ж, эта мысль действительно не лишена смысла, и образ жизни отца играет колоссальную роль в воспитании ребенка. Можно привести и такой пример. Кавказский мальчуган, воспитывающийся матерью в каком-нибудь предгорном селении, почти не видит отца, который в горах пасет овец, чтобы обеспечить свою семью. Когда-нибудь отец скажет ему несколько очень важных слов, которые навечно запечатлеются в сердце сына.

Конечно, все эти соображения ни в коей мере не оправдывают отцов, не уделяющих должного внимания своим детям. У понятия «образование» есть очень много различных определений. Мне ближе такое: образование – это когда люди разного возраста, опыта, профессии: отцы и дети, учителя и ученики – заняты совместной деятельностью или творчеством. Иными словами, мы образовываемся теми людьми, с которыми что-то делаем вместе, а не просто находимся рядом. Неважно, готовим ли мы вместе обед, строим ли дачу, копаем ли огород, клеим ли авиамодели, учимся ли читать, писать или плавать. Именно эти люди нас воспитывают. Если отца рядом нет, его воспитательные возможности оказываются ничтожны. Понятно, что раз существуют гены, то «яблоко от яблони недалеко падает», а «от осинки не родятся апельсинки»; понятно, что сезонные рабочие вынуждены по нескольку месяцев в году проводить вдали от дома; понятно, что многим многодетным отцам приходится работать в двух или трех местах, чтобы дети не чувствовали себя ущербными, глядя на сверстников, но все же, если речь не идет о физическом выживании, мужчина должен сделать все для того, чтобы как можно больше времени уделять детям.

Мой духовник часто повторял: «Главное – семья!» – а я никак не мог взять это в толк. Ведь для любого мужчины главное – это служение, а я к тому же – священник! Только лет через пятнадцать до меня стали доходить его слова. Я наконец осознал: от того, что происходит в твоем собственном доме, напрямую зависит то, что ты несешь вовне. Не мною придумано: «Любить дальних не сложно, попробуй полюбить своих ближних!» По-настоящему вкладываться нужно, прежде всего, в них.




Мой духовник часто повторял: «Главное – семья!» – а я никак не мог взять это в толк. Ведь для любого мужчины главное – это служение, а я к тому же – священник! Только лет через пятнадцать до меня стали доходить его слова. Я наконец осознал: от того, что происходит в твоем собственном доме, напрямую зависит то, что ты несешь вовне.