Введение
История еще не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, какие проявила в годы Великой Отечественной войны молодежь страны Советов.
На призыв «Родина в опасности!» откликнулись миллионы. Но, пожалуй, никто не испытывал такого сильного душевного подъема и жгучего желания отдать «все для победы», как молодёжь. Миллионы подростков заменили на колхозных полях и у станков ушедших на фронт взрослых, десятки тысяч вслед за старшими устремились на войну. В отличие от своих юных соотечественников на оккупированных территориях, многие дети тыла ещё не успели по-настоящему почувствовать всю жестокость врага. Они оставляли позади хоть и голодную, но относительно безопасную жизнь и с головой бросались в самое пекло битвы.
Эти черты были заложены воспитательными институтами того времени. Желание геройства, подвига, жизни, полной приключений и опасностей, поддерживалось и развивалось школой. Сущностью школьного плана и внеурочной деятельности стала пропаганда ребёнка-патриота, ребёнка-бойца, готового сложить голову за свою страну. Советскому ребёнку, по словам наркома просвещения Украины не достаточно было просто любить свою Родину, ему нужно было знать, почему он должен её защищать и, если понадобиться, отдать за неё свою жизнь.
На уроках и в прессе подчёркивалась важность овладения немецким языком. Задачки по физике и математике включали ссылки на воздушные флотилии, понтоны, аэростаты, подводные лодки и танки-амфибии. На уроках химии и биологии изучали отравляющие вещества, их классификацию, воздействие на живые организмы, противохимическую оборону и оказание первой медицинской помощи при ожогах, ранениях и кровотечениях, ему способствовали и появившиеся с первых дней войны короткометражные фильмы инструкции.
Эти знания и навыки закреплялись на уроках военного дела. Предмет ввели в школьную программу в 1942 году. Мальчиков учили технике нападения и рукопашного боя. Они на практике знакомились с оружием, учились стрелять, прыгать с парашютом, ходить на лыжах. Прививались топографические и картографические навыки на уроках географии. Девочки изучали радио и телефонную связь. Особое внимание уделялось физической тренировке – будущим медсёстрам предстояло выносить раненых с поля боя. Людям с детства прививалось и ставшее нормой патриотизма понятие: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становиться любой».
Разрушения и горе, которые враг принёс на советскую землю, оставили глубокие раны в сердцах обороняющейся нации. Военно-патриотическая работа, проводимая школой, литературой, искусством и прессой, с успехом формировала патриотические настроения, а часто становилась и руководством к действию.
Большинство школьников стремилось внести свою лепту в дело победы над врагом. «Смерть за смерть! Кровь за кровь! Горе за горе!» – на эти слова Твардовского откликнулись сотни тысяч подростков.
Прославленный полководец, маршал Советского Союза Г. К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» писал: «Я считаю, что молодежь принесла главную жертву в войне…» С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только узнали вкус жизни. Девятнадцать – двадцать, а некоторым значительно меньше лет, лучший возраст в обычной человеческой жизни. Все впереди. А для них очень четко впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулеметный огонь. Мы, люди старшего поколения, этого не забудем. Важно, чтобы и молодые не забывали».
Летопись Великой Отечественной войны полна бессмертных подвигов советской молодежи.
Вдоль западной границы стоят сотни памятников и обелисков в память о легендарных подвигах воинов-пограничников, детям пограничных застав, юным мстителям и подпольщикам.
Не меркнувшей славой разнеслась по всему миру весть о московской комсомолке Зое Космодемьянской. Мужественная партизанка в свои шестнадцать лет перед казнью воскликнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье – умереть за свою Родину!»
Далеко за пределами нашего Отечества известно имя юного (четырнадцатилетнего) партизана Лени Голикова. Особое восхищение вызвал его подвиг, совершенный 13 августа 1942 г. Броском гранаты он разбил легковую машину противника на дороге Псков – Луга. Оставшийся в живых немецкий генерал Рихард Вирта выбрался из разбитой машины и бросился бежать: преследуя убегавшего генерала, юный партизан убил его. В портфеле оказались ценные документы, которые были доставлены в Москву. В одном из боев юный партизан погиб.
Клятву на верность Родине, борьбе до последнего вздоха дали члены подпольной молодежной организации «Молодая гвардия», писал А.П.Фадеев, – это не одиночное исключительное явление на территории, захваченной немецкими оккупантами. Везде и повсюду борется гордый человек. И хотя члены боевой организации «Молодая гвардия» погибли в борьбе, они бессмертны, потому что их духовные черты есть черты нового советского человека, черты народа страны социализма».
На протяжении всей Великой Отечественной войны, на всех фронтах, в партизанских отрядах и в подполье молодые патриоты, добровольцы, сыны и дочери полков проявляли героизм, величие духа, совершали бессмертные подвиги во славу любимой Родины и Отечества.
Благодарные потомки должны помнить легендарные имена героев. Об этом убедительно и весьма проникновенно сказал поэт Р. Рождественский:
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мёртвым!
Это нужно живым.