Вы здесь

Мудрые мысли о молитве. Молитва о ближних (А. Н. Логунов, 2013)

Молитва о ближних

Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человек, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

1 Тим. 2: 1-4

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

Иак. 5:16




«Испытующий сердца и утробы» наградит за искренний вздох, за каждую слезу о ближнем. Сказавший через апостола: Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5: 16) не оставит без плода нашей горячей молитвы. Итак, будем дышать горячей молитвой за всех – как и делает Церковь всегда на всякой службе.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский




Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем.

Свт. Иоанн Златоуст


Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и обратит руки вверх, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его.

Прп. авва Зенон




Гораздо важнее – молиться за врагов, нежели за друзей; не столько приносит нам пользу молитва за друзей, сколько молитва за врагов. Послушай Христа, Который говорит: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая же вам награда? Не то ли делают и мытари? (Мф. 5: 46) Так, когда мы молимся за друзей, то мы еще не лучше мытарей; а если будем любить врагов и молиться за врагов, то будем подобными Богу, по силам человеческим.

Свт. Иоанн Златоуст


Единодушная молитва может все исходатайствовать у Бога, всякие блага! Потому как можно больше, как можно чаще надо всех увещевать к единодушной молитве – и просить у Бога такой молитвы.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский


Не жалей, дорогая сестра! У тебя больше возможности облегчить страдания брата или сестры, чем у любого мирского человека. В твоих руках благодатное средство молитвы. Не в силах ты оказать внешнюю помощь ближнему, прими тогда всю скорбь его в твое сердце, переживи всю ее, как свою собственную, поплачь, помолись по страдающей душе брата, и ты этим облегчишь его душевную тугу.

Епископ Арсений (Жадановский)




Кто из вас испытал сладость молитвы за других, тот знает, что ничто на свете так не сближает людей, как искренняя, сердечная молитва.

Митр. Трифон (Туркестанов)


И я вот теперь помогаю другим только молитвой и нашел, что это самая действенная помощь.

Арх. Иоанн (Крестьянкин)


Молитесь о всех близких и дальних искренно, ибо мы можем в сердечной молитве соприкасаться духовно со всеми любовью своей, хотя с иными всю жизнь не видимся. Молитва всех объединяет, согревает, освящает, укрепляет. Например, близкого тебе человека ты почему-то не можешь видеть и говорить с ним, но молитвой о нем искренней ты можешь приблизить его к себе, к своему сердцу так, как бы он был с тобою. Он будет в сердце твоем, и ты можешь согреть сердце его твоей любовью и помочь ему в делах его.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский


Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отказывайся. Часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нем с сокрушенным сердцем.

Свт. Иоанн Златоуст




Если кому-то больно за то, что царит сейчас в мире, если кто-то молится об этом, то люди получают помощь, и при этом свобода их воли остается ненарушенной.

Старец Паисий Святогорец




Должно особенно молиться горячо за живых и умерших во время литургии и преимущественно после пресуществления Святых Даров.

Через эту горячность мы приближаемся сами к ним – что весьма важно – и приближаем их к себе, и приближается Бог к нам, Которому приятна любовь, приятно единение любви.

Мы молимся за живых и своей молитвой искренней привлекаем на них невидимо и незаметно – а иногда и заметно великие милости Божии и привлекаем их сердца к себе и к Богу и к благочестию.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский


Молитва не о себе, а о ближних, страдающих, в беде сущих, а также о Церкви и Родине имеет безусловное преимущество перед молитвой о себе и о своих нуждах. Последняя диктуется заботой о себе. Не лучше ли всю заботу о себе вверить в руки Премудрого и Премилосердного Отца Небесного и все свои силы отдавать помощи ближним? Из видов же помощи, не самая ли надежная и мудрая – это молитвенная помощь.

Пестов Н.Е.


Не ленись молиться усердно о других по прошению их, или сам собой, или вместе с ними: сам получишь милость от Бога – благодать Божию в сердце, услаждающую и укрепляющую тебя в вере и любви к Богу и ближнему. Будешь милостив к ближнему и к тебе будет милостив Бог, равно и все ангелы и святые: будешь молиться за других и за тебя все небо будет ходатайствовать.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский




Молящийся узнает о том (что его молитва помогла ближнему) по Божественному утешению, которое он ощущает в себе после совершенной им сердечной, исполненной боли молитвы. Однако сначала боль другого человека нужно сделать своею болью, а после этого совершать и сердечную молитву. Любовь есть Божественное свойство, она извещает ближнего. ‹…› Тому, кто страдает, не нужны ни наши многие слова, ни наши поучения. Он понимает, что тебе за него больно, и это помогает ему. Боль это все. Если нам больно за других, то мы забываем себя, свои собственные нужды.

Старец Паисий Святогорец




Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть но молиться за всех, как за самого себя.

Прп. Силуан Афонский


Молиться за людей – значит свою кровь проливать», – говорил св. Силуан.

Архимандрит Софроний (Сахаров)


Основа всего в том, чтобы стало больно. Если не больно, то можно часами тянуть четку, но молитва не будет иметь никакого результата. Если человеку больно за то, о чем он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву. Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием. Я не говорю, что не нужно молиться, но если случилось так, что времени нет, то воздыхание о чужой боли есть сердечная молитва. То есть по своей силе оно равно целым часам молитвы. К примеру, ты читаешь письмо, видишь нужду, воздыхаешь и потом молишься. О, да это великое дело! Ты еще не взял трубку, еще не набрал номер, а Бог уже слышит тебя! А насколько хорошо понимает это тот, о ком совершается такая молитва!

Старец Паисий Святогорец


Древний мудрец отмечал: день, в который ты не оказал помощи кому-либо из людей, погибший день… Эти слова надо чаще напоминать себе в молитве. Если она не сопровождается действием и любовью, она рискует выродиться в самообольщение.

Прот. Александр Мень




Один русский старец рассказывает в письме, как однажды ему поставили вопрос: «Каким образом работники, которые тебе поручены, работают так усердно и честно, хотя ты за ними не следишь? А наши, за которыми мы следим, все время пытаются нас обмануть?» И его ответ был таков: «Когда я утром прихожу раздать им работу, меня охватывает жалость к ним, – как же они, должно быть, бедны, если оставили свои деревни и семьи ради грошового заработка! И, раздав им задание, я ухожу в келью и молюсь о каждом из них. Я обращаюсь к Богу и говорю: Господи, посмотри на Николая! Он так молод. Он оставил свою деревню; его молодой жене всего-то девятнадцать лет, он оставил новорожденного ребенка, потому что слишком бедно было дома, он не мог их прокормить. Вспомни его, огради его от дурных мыслей. Подумай о ней и будь ей защитником!.. И так я молюсь (говорит он); но постепенно, по мере того как молитва становится горячее, нарастает чувство близости Божией, и наступает момент, когда оно так сильно, что я уже не могу различить ничего земного. Земля исчезает, остается только Бог. И я забываю Николая, его жену, ребенка, его деревню, его бедность, и меня уносит в глубины Божии. И в этих глубинах я нахожу Божественную любовь, и в ней – Николая, его жену, ребенка, их нужды; и любовь Божия, как поток, меня уносит и возвращает на землю, чтобы молиться и молить о них. И то же самое повторяется: нарастает чувство Бога, земля отходит, меня снова уносит в божественные глубины, где я снова нахожу этот мир, который так возлюбил Бог». Встреча с Богом, встреча с человеком возможны лишь в той мере, в какой Бог и человек так любимы, что молящийся может забыть о себе, освободиться от себя; остается лишь его порыв к ним, ради них. Это одно из основных свойств заступнической молитвы.

Митр. Антоний Сурожский