Вы здесь

Мудрость шаманов для превращения мечты в поступок. Часть I. От кошмара к мечте (Альберто Виллолдо, 2005)

Часть I. От кошмара к мечте

Можно смотреть реальности прямо в глаза и отрицать ее.

Гаррисон Кейллор

Глава 1. Уход от кошмара

Когда мне было 15 лет, я был до безумия влюблен в девушку, с которой мы вместе состояли в местной команде по плаванию. Роза была самой красивой девушкой, которую я когда-либо встречал, и мое сердце замирало всякий раз, когда мы плавали рядом в бассейне. Легкое касание мелкой водной ряби, доходившее до меня от соседней дорожки, по которой плыла Роза, доставляло мне бесконечное удовольствие. Я был таким стеснительным, что не решался сказать ей о своих чувствах.

В то время как мы, разделенные лишь мокрым канатом, просто плавали рядом, мое воображение уносило меня далеко из бассейна. Я видел нас, признающихся друг другу в любви до гроба, я представлял себе слезы радости на ее щеках, когда я, встав на одно колено, предлагал ей выйти за меня замуж. Я представлял, как она улыбается всякий раз, когда я прихожу с работы в наш маленький домик на склоне холма, видел наших смеющихся детей, бегущих ко мне навстречу с распростертыми объятиями.

Я был всецело поглощен этой мечтой, которая для Розы и меня так никогда и не сбылась. Более самоуверенный парень из нашей команды начал ухаживать за ней, и они, в конце концов, поженились. Я хранил секрет моей страстной любви до тех пор, пока жизнь не развела нас. В конечном итоге я женился на другой женщине, надеясь, что жизнь будет складываться, как в моей фантазии, которую я прокручивал в своей голове словно кино, с этой женщиной, исполняющей роль Розы, любящей жены и матери.

Как же я был шокирован, когда понял, что брак, видевшийся мне в мечтах, превратился в кошмар. Моя жена была недовольна воспитанием наших детей, так как я был все время на работе, да и моя работа не соответствовала моим ожиданиям и истощала меня. Маленький домик на склоне холма оказался обветшалым городским домом в шумном и опасном районе, словом, в весьма неблагополучной части Сан-Франциско. Я чувствовал себя обессиленным и загнанным в тупик; чем больше я старался сделать свою жизнь похожей на ту, о которой мечтал, тем больше я страдал. После нескольких лет такой жизни и неудавшегося брака я понял, что жил в кошмаре, придуманном нашей культурой, обществом и семьей. Я никогда не подвергал сомнению важность того, что делал, и никогда не мог представить, что могу создать для себя нечто иное и лучшее.

Сегодня многие люди находятся в подобной ситуации, не подозревая об этом. Вы можете быть одним из них, затянутым в прямую последовательность событий – от школы к браку, карьере, родительскому долгу и зрелым годам, – не спрашивая себя, верен ли этот путь для вас, и какую цель вы преследуете. В глубине вашего сознания слабый голосок шепчет вам: «Есть нечто большее, для чего стоит жить, чем это», но вы боитесь услышать эти слова. Вам не хватает смелости принять тот факт, что вы являетесь сообщником в этом кошмарном заговоре, который не делает вас счастливым и сильным, вы просто избегаете думать обо всей неловкости и неудобстве ситуации. Вы продолжаете с трудом брести вперед, еле передвигая ноги.

Чтобы утолить жажду смысла в нашей жизни и вырваться из кошмара, мы часто ищем силу, славу, влияние, власть или деньги, надеясь, что, если мы получим достаточно всего этого, наша мечта осуществится. Мы можем принимать скороспелые необдуманные решения, действуя импульсивно или подавляя неприятные чувства бутылкой вина, связью на стороне или просто с головой уходя в работу так, что не хватает времени подумать, почувствовать или помечтать. Мы не понимаем, что у нас есть сила очнуться от кошмара и открыть глаза новому дню, и что мы можем сделать это, не меняя партнера по браку, работы или детей.

Преодоление апатии

Мы могли бы прекратить этот кошмар в любое время, потому что у нас есть все средства для того, чтобы быть успешными и счастливыми. К сожалению, мы редко ими пользуемся. Вспоминаю одну из последних встреч с моим другом, который был доведен до отчаяния своим ужасным браком и рабочим расписанием, которые просто убивают его. У него 40 фунтов[3] избыточного веса, и он понимает, что ему нужно больше заниматься физическими упражнениями и медитировать, но у него не находится свободного времени ни на то, ни на другое. Друг сидит на ужасной диете, хотя знает, что должен питаться лучше. Ирония всей этой истории в том, что книжные полки моего друга заставлены книгами о самопомощи и борьбе с лишним весом, большинство из них написал… он сам.

Когда мы сидим за бокалом вина, он начинает рассказывать мне о своих несчастьях.

«Почему ты не воспользуешься одним из своих собственных советов?» – спрашиваю я его.

«Мне не хватает денег или времени», – признается он.

Этот человек поддался апатии, обычной реакции на стресс. Вера в свое бессилие держит его на одном месте и не дает возможности что-либо изменить в его жизни. Апатия проявляется в депрессии, и человек опускает руки, он начинает верить, что все прошлые события – это доказательство пустых попыток что-либо изменить в своей жизни. Люди, которые опустили руки, считают, что не контролируют события своей жизни. Таким образом, даже если жизнь становится совсем невыносимой, они не предпримут ни малейшего усилия что-либо изменить, обосновывая это: «А какой смысл?»

Мой друг осознавал ошибки своей жизни достаточно хорошо, чтобы посмотреть правде в лицо и признать, что такая жизнь его не устраивала. При всем том, что он знал решение своих проблем, которое изменило бы его жизнь, он не смог заставить себя использовать его. У него просто не хватило смелости начать действовать. Я поделился с ним тем, что сказал мне в джунглях мудрец-шаман: «Он тоже мог иметь то, что хочет, или оправдания, почему у него этого нет». Мой друг продолжал выбирать наши обычные оправдания: «У меня недостаточно денег или времени».

Когда мы относимся безразлично ко всем предоставляемым жизнью возможностям изменить ситуацию, мы изнуряем себя и всех вокруг нас. Пока мы находимся в апатии, мы сможем бесконечно оправдываться, почему не можем или не хотим действовать. Люди, которые любят нас и хотят поддержать, рано или поздно исчерпают свои силы и будут избегать нас, так как не могут больше выслушивать отговорки, почему нам не хватает сил изменить нашу жизнь.

Апатия – это полная противоположность смелости. Она делает нас настолько слабыми и трусливыми, что мы плывем через нашу жизнь, как привидения, без всякой цели, чувств или душевных волнений. Нас раздражает все, что идет не так в мире и в нашей жизни, но мы никак не можем понять, что в состоянии повлиять на это. Мы не находим в себе смелости (и даже не пытаемся ее найти), чтобы что-то изменить.

Когда мы не находим в себе смелости жить своей жизнью, мы превращаем нашу жизнь в кошмар, порой совсем не замечая этого. Мы можем и не быть пропитаны злобой, не замирать от страха или не впадать в депрессию; на самом деле мы даже можем приятно и весело проводить время, порой быть довольными или счастливыми, но неизбежно наступает момент, когда мы понимаем, насколько ограничивает и угнетает нас эта жизнь. Мы словно застряли в тумане. Мы чувствуем себя крайне беспомощно, нам кажется, что мы не можем двигаться достаточно быстро, что если захотим позвать на помощь, то не сможем вымолвить ни слова, или нас просто никто не услышит. Или нам кажется, что люди, которые придут нам на помощь, будут действовать в соответствии со своими тайными планами, перейдут все границы и вторгнутся в наше личное пространство. Поддаваясь апатии, мы закрываемся от того, какой может быть наша жизнь. Вместо этого мы зациклены на том, как мало у нас денег или времени, или на том, что мы слишком толстые или худые, чтобы что-то изменить. Или же мы начинаем представлять себе кого-то или что-то, спасающих нас от уныния и беспомощности.

Когда в ночном кошмаре вы дрожите от страха, опасаясь, что с вами случится в следующий момент, вы внезапно просыпаетесь и обнаруживаете, что это был всего лишь страшный сон. Постепенно страх и беспомощность исчезают, вы успокаиваетесь, так как в реальности чувствуете себя безопасно. Но что случится, если ночной кошмар начнет развиваться наяву? Вы не сможете не проснуться дома в холодном поту, когда ваш возлюбленный или возлюбленная говорит вам: «Я больше тебя не люблю», или когда доктор сообщит вам: «Мне очень жаль, но у вас рак». Ваша боль чувствуется абсолютно реальной, и вы не знаете, как перенести себя в лучшую реальность.

Как и во сне, в тот момент, когда вы просыпаетесь и понимаете, что это был только ночной кошмар, который вы можете прекратить, так и в реальности у вас есть возможность изменить кошмар, в котором вы живете. Однако важно понимать, что одной силы воли и неугасающей веры недостаточно для того, чтобы каким-либо существенным образом изменить события вашей реальной жизни. Если бы это было так просто, то вы могли бы решительно задаться целью и пожелать себе получить выигрышный лотерейный билет и медицинскую карту абсолютно здорового человека.

В волшебных сказках тоже ничего хорошего не получается, потому что они затрагивают мечтания лишь обиженных или оскорбленных. В конце сказки принц на белом коне может так и не появиться, или превратится обратно в лягушку после третьего поцелуя. Но когда в глубине души вы мечтаете о новой реальности, о новом мире для самих себя, события вокруг вас будут поддерживать те изменения, которые вы творите внутри себя, и будут соответствовать им. Это может происходить медленно, но вы удивитесь тому, как быстро меняются обстоятельства и положение дел в вашей жизни. Более того, если вы мечтаете смело, а значит, живете в гармонии со своими искренними желаниями мира и счастья, вы начнете чувствовать себя счастливым и довольным своей жизнью, несмотря на то, что происходит вокруг вас. Чувство, будто вы застряли в этом кошмаре, как в болоте, покинет вас.

Наши любимые «чемоданчики»

Все мы родились с двумя «чемоданчиками», которые повсюду носим с собой. Это – наш психологический и генетический багаж. Оба наши «наследства» отвечают за то, как развиваются наши персональные кошмары. Психологическое «наследство» вплетено в истории, которые мы рассказываем и разбираем на приеме у психотерапевта: «Мама слишком много требовала от меня в детстве, мое самоуважение страдало, никогда не было веры в себя, и я не могу быть честным и искренним в отношениях или не могу упорно двигаться к своей цели». Такие истории воздействуют на наше светящееся энергетическое поле (СЭП) – световую оболочку, в которой заключено наше физическое тело так, как будто это наша вторая кожа. Шаманы подобные рассказы видят в действительности как проблемы нашей кармы, в энергетическом смысле они понимают их как отпечатки или следы, остающиеся в нашем СЭП.

Ваше СЭП организует тело тем же образом, как энергетические поля магнита упорядочивают металлические опилки на куске стекла. Однако ваше личное СЭП также формирует ваши мысли, чувства и манеры. В свою очередь, оно тщательно координирует, в кого вы влюбитесь, с кем будете встречаться и на ком женитесь. В конечном счете, это закодированная информация в вашем СЭП, которая предрасполагает вас к определенному виду работы и встрече с определенным боссом, предсказывает темы и вопросы, которые будут всплывать в отношениях с вашим партнером.

СЭП – это инструмент, с помощью которого вы превращаете мечты в реальность. Оно состоит из света и колебаний, вибрации таким образом, чтобы не входить в резонанс с вашим персональным СЭП, оно появляется в вашей жизни. Ваша неспособность простить вашу мать и продолжать жить оставляет на СЭП отпечаток, который сохраняется даже после того, как умирает физическое тело, и неизменно переносится в следующую жизнь. Наличие неисправленной ошибки приведет вас к новым родителям, чтобы появилась семья, которая даст вам возможность исцелиться от вашей кармы. Если вы не сумеете воспользоваться преимуществом этой возможности и останетесь со своими старыми убеждениями: «мама разрушила мою жизнь», или «аист принес меня не в тот дом», ваша «рана» останется открытой, а ваш кошмар будет продолжаться (психологи называют это «навязчивым повторением» или «навязчивым действием»). Вы можете выбрать выгоду от предоставляемой возможности исцелиться либо можете остаться завязнувшим в том же старом кошмаре.

Шаманы исцеляют кармические раны, используя специальные методы работы с энергией, чтобы очистить СЭП от черных отметин, потому что хранят информацию, которая продуцирует болезнь. Я пришел к выводу, что если ДНК – это техническое оборудование, которое производит и обрабатывает белок и таким образом создает наше тело, то СЭП – это программное обеспечение, которое предоставляет инструкции для функционирования всей системы. Когда мы очищаем СЭП, мы больше не обречены возвращаться к недугам наших родителей или нести с собой «багаж» старой кармы из одной жизни в другую. Мы перестаем волочить за собой цепи прошлых ошибок. (Шаман может снять отпечаток кармической раны с СЭП при помощи «процесса осветления», который я описал в одной из своих ранних книг «Шаман, Целитель, Мудрец».)

Раны нашего энергетического тела могут с таким же успехом проявиться в нашем физическом теле, на различных органах или системах. Вся информация сохранится в нашей ДНК, которую унаследуют наши дети. У нас у всех есть гены, предрасполагающие нас к тем или иным недугам, которые неизменно отразятся на нашем физическом теле, если мы живем в соответствии с нашей кармической раной. Например, если у нас есть закодированная предрасположенность к диабету второй степени, он у нас и появится, если мы будем следовать привычкам нашей семьи и станем излишне баловать себя и утешаться сладостями и жирной пищей.

Я знал мужчину, который, подобно своему отцу, много пил, часто курил и подавлял в себе обиду, связанную с тем, что он упустил возможность сделать отличную карьеру. В возрасте 59 лет его отец умер от сердечного приступа. В том же возрасте ему самому был поставлен диагноз ишемической болезни сердца, но он избежал сердечного приступа лишь благодаря четырехкратному шунтированию. Ген сердечной болезни перешел от отца к сыну, но имел психологическое и кармическое наследие: злоупотребление алкоголем, сигаретами и эмоциональное вытеснение воспоминаний – все это было частью кошмара, частью веры: я упустил свой шанс.

Не все заболевания являются результатом плохой кармы. Одни совершенно точно вызваны токсинами, находящимися в загрязненной окружающей среде, другие – следствие неправильного образа жизни и не имеют отношения к наследственности. Но независимо от того, какая у нас наследственность, мы можем предотвратить появление болезней или личных кошмаров. Мы можем сделать это, исцелив наше СЭП, живя честно и правдиво, регулярно очищая нашу реку жизни и не боясь умереть в любой момент, подготавливая сцену нашей жизни для новой и лучшей мечты. (Я объясню все эти методы во второй части книги.)

Пытка общественным мнением

В дополнение к нашим личным кошмарам мы находимся в коллективном кошмаре материализма и послушания. Американская мечта когда-то была возможностью достижения свободы, которая выражалась через несметное количество аспектов жизни. Люди, которые придумали в свое время блюз, джаз и рок-н-ролл, не имели финансовой свободы, свободы выбора между несколькими цветами айпода или иных так называемых свобод, обещанных нам рекламодателями, однако у них была свобода создавать смелую и оригинальную музыку. К сожалению, то, что когда-то считалось благородной целью, для достижения которой требовались упорная работа и решительность, деградировало в культурный кошмар, порождающий заурядность.

Уже в раннем детстве вместе с молоком матери мы начинаем усваивать набор ожидаемых от нас моделей поведения, который большинство из нас не подвергает сомнению до того дня, когда мы очнемся и поймем, что наша жизнь не приносит нам ничего хорошего. Даже со всеми социальными изменениями, которые претерпела наша цивилизация за последние полвека, мы понимаем, что продолжаем принимать на веру все предписанные образы о том, как мы должны жить, и какой уровень богатства и счастья у нас должен быть.

Погруженные во всеобщий кошмар, мы убеждаем себя в том, что сможем избежать боли и мук, если будем усердно трудиться. Тогда мы получим немного лучшую работу, немного лучший дом или машину, немного лучшую коллекцию всякого хлама и немного более симпатичную девушку (или парня), чем ту, которой мы достойны по нашим ощущениям. То есть мы счастливы ровно настолько, насколько преуспели в материальном обогащении. Если мы сможем переехать со съемной квартиры в первый собственный дом, а затем в большой дом с огромным приусадебным участком, не достигнув и 35 лет, это будет значить, что наша жизнь удалась. В конце концов, мы можем чувствовать себя хорошо, ведь мы достигли новой американской мечты.

Мы не подвергаем сомнению тот стиль жизни, которого мы уговорили себя придерживаться, не задумываясь, делает ли он нас счастливыми, или что-то совершенно другое может оказаться для нас более удовлетворяющим и существенным. Если сила, движущая нас вперед, потеряна: супруг или супруга покидает нас, работа становится отвратительной, проблемы со здоровьем требуют все большего внимания и денег, которые мы откладывали для достижения нашей цели – богатства и счастья, мы чувствуем себя неудачниками. Мы оцениваем себя по нашим достижениям и продуктивности (по тому, как много мы делаем), вместо того чтобы сконцентрироваться на нашем эмоциональном и духовном росте и наслаждаться открытием и изучением мира, взрослеть и набираться опыта.

Нам говорили, что если мы будем рассматривать наши проблемы с разных сторон, это поможет нам изменить наши привычки и наполнит наши жизни смыслом, но мы можем точно так же оставаться в кошмаре, как думая слишком много, так и делая слишком много. Спустя 100 лет с того дня, когда Зигмунд Фрейд предложил миру психоанализ, мы создали общепринятый лексикон, помогающий нам обсуждать любой вопрос, важный или мелкий. Очень хорошо, что мы стали больше знать о себе, нежели раньше, но, несмотря на это, спонтанные высказывания на приеме у психотерапевта не исцелят нас от нашего страха и не покажут нам, как жить жизнью, наполненной смелостью.

Все дело в том, что мы сконцентрированы на проблемах! Вся наша энергия, все наши силы уходят на размышления, беспокойства, попытки уладить тревожащие нас вопросы. Что нам следует сделать, так это перевести наше восприятие на более высокий уровень, чтобы мы смогли получить доступ и воспользоваться нашей смелостью, представить себе мир, не окруженный проблемами, и, как ни удивительно, – воплотить его в реальность. Когда мы будем оперировать более высоким уровнем понимания, мы перестанем воспринимать проблемы, а вместо этого начнем воспринимать ситуации, которые не являются плохими или хорошими, они просто есть. Мы станем видеть, что в каждой ситуации лежат благоприятные возможности и перспективы, стоит лишь нам посмотреть на нее с другого уровня осознания.

Оставаясь на том же уровне в нашем разуме (я называю его уровнем ягуара), мы заставляем себя концентрироваться на попытках преодолевать все превратности жизни, создавая себе материальную безопасность. Мы думаем, что финансовый успех защитит нас от обид и ущерба: в этом случае мы не останемся без еды и без крыши над головой, не будем зависеть от окружающих в наших каждодневных потребностях. К сожалению, все эти мечты нежизнеспособны – если даже мы накопим на «черный день» столько денег, что не сможем потратить их за всю жизнь, это не защитит нас от появления неизлечимой болезни или гибели любимого человека от несчастного случая. Если бы каждый стремился к материальному богатству, к которому, как мы считаем, нам следует стремиться, последствия в мировом масштабе были бы разрушительными. Американская мечта материального обогащения не имеет долгосрочной перспективы и, так или иначе, не делает американцев счастливее.

Мы хотим быть более защищенными, добиваясь высокого социального положения, для того чтобы нас любили и восхищались нами. В наши дни многие люди мечтают о том, чтобы стать знаменитыми и популярными, они ошибочно полагают, что это обеспечит им бесконечную любовь и восхищение окружающих. Однако цена подобного одобрения и внимания может быть слишком высока. Мы никогда не сможем чувствовать себя безопасно и уверенно, заботясь лишь о материальном мире, и неважно, как сильно мы верим в обратное.

Открывшись смелости в своей душе, мы больше не будем оценивать себя по имеющимся у нас большим домам, дорогим машинам, всемирной славе или социальному положению, но, тем не менее, мы будем продолжать пользоваться всем этим. Когда мы любуемся лилиями на лугу, мы не рассуждаем, какие это большие и изящные цветы, мы просто любуемся их красотой и великолепием. Да, мы удовлетворяем наши потребности и достигаем некоторого достатка и благополучия в материальной жизни, но больше мы прислушиваемся к зову души реализовать наши способности и таланты, участвовать в создании лучшего мира. Мы мечтаем о мире, в котором хотели бы жить. Наши мечты перестают быть целями, за которые мы боролись и соперничали, а становятся образом жизни. Они больше не основываются на страхах голода или нужды, а коренятся в любви и достатке. И в то время как наши искренние мечты служат нашим личным потребностям, они также удовлетворят потребности нашего мира. Это неприкосновенные и высокие мечты, чистые, созидательные и способные вселить в нас энтузиазм и придать смелости начать действовать.

Заурядные мечты

В отличие от искренних мечтаний, задачи, которые мы ставим перед собой в жизни, не отличаются созидательным началом. Мы так упорно стараемся понять, как сделать наши жизни счастливыми, что часто не находим в себе смелости представить себе радикально отличающийся образ жизни. Вместо того чтобы подвергнуть сомнению те ожидания и стереотипы, которыми нас наделили еще в детстве, многие из нас просто соглашаются и живут в кошмаре заурядности и бездарности. Это и есть культура конформизма, созданная прессой и телевидением, которые якобы прославляют перемены, многообразие и креативность, но на самом деле чрезмерно побуждают к защищенности в материальном мире. Нам становится страшно вырваться из этих шаблонов и образов и сделать что-либо по-настоящему иное.

Это не значит, что мы не хотим думать о себе, что мы лучше других. Гаррисон Кейлор, автор и ведущий радиопередач, высмеял эту иллюзию в утопии «Мрачное Озеро», повествующей о маленьком городке в Миннесоте, где все дети были «выше среднего». Конечно, всем невозможно быть выше среднего. Мы не можем изменить законы статистики и кривую нормального распределения. Более выгодная позиция лежит в середине, там, где находится большинство из нас, не на верхних делениях шкалы высокого интеллекта или высоких достижений. Мы могли бы подвинуть вправо всю колоколообразную кривую (Гауссову кривую), и тогда все бы стали немного интеллектуальнее, инициативнее или продуктивнее (или получить немного больше того качества, какого хочется), но это не соответствовало бы нашей потребности чувствовать себя особенными.

Нам хочется верить, что «я и мои родные» просто везучее всех остальных и, соответственно, оказались на правой стороне этой кривой линии – категории «выше среднего». Такая точка зрения привела нас к тому, что за последние несколько десятилетий мы несколько раз упрощали школьные тесты на общие способности. Наша молодежь – завтрашние выпускники колледжа кажутся как никогда перспективными и успешными, так как результаты их тестов действительно впечатляют. Пока профессора не понимают, что дурачат самих себя, мы как целая культура радуем себя ложными заверениями, что наши дети становятся умнее.

Всякий раз, когда нас одолевают сомнения по поводу нашего отличия, особенности, по поводу нашей принадлежности к категории «выше среднего» на кривой нормального распределения, мы становимся восприимчивыми и уязвимыми к всепроникающему посланию рекламы: мы можем вернуть себе уверенность в нашем статусе, воспользовавшись своей покупательской способностью. Если нам кажется, что мы становимся не такими заметными, как парень, живущий по соседству, нам говорят, что наиболее простым решением будет приобрести широко рекламируемую вещь, которая подчеркнула бы нашу уникальность и личный стиль. Мы вытаскиваем из бумажников наши кредитные карты и начинаем покупать ложные символы нашей значимости, важности, отличия от остальных.

Я всегда восхищаюсь рекламами автомобилей, ведь они по существу – большие машины, пожирающие огромное количество топлива, пока мы едем из точки А в точку Б. В рекламах же это – магическое транспортное средство, которое переносит нас в другой мир, где повсюду нас окружают приятные люди, деревья раскачиваются от легкого ветерка, когда мы проезжаем мимо (даже если в реальности выхлопные газы убивают их), и песни рок-н-ролла нашей молодости звучат в наших ушах, наполняя нас жизненной энергией. Мне запомнился слоган одной рекламы: «Эта машина не то, что Олдсмобиль твоего папаши». Мы можем создать собственное представление о стиле, независимо от того, какой автомобиль в этом году самый дерзкий и самый необыкновенный.

Кроме того, если мы обладали бы хоть немногим истинным своеобразием, мы бы вообще не водили машину. В Голландии 40 процентов населения ездят на работу на велосипеде, но американцы привыкли думать, что велосипеды годны исключительно для детей, отдыха или развлечения. Нам нравятся наши большие машины, и мы полностью принимаем эту «автомобильную культуру», несмотря на то, чего нам это стоит. Мы уже не представляем себе другой жизни.

Мы убедили себя, что не можем найти другого смысла жизни или радости без тяжелого труда и соперничества, которые отражены практически во всех вещах вокруг нас: в витринах, на полках магазинов, в наших гардеробах, мансардах, подвалах и гаражах. В США идеология потребления стала новым «опиумом для народа», или, возможно, «новым и улучшенным» опиумом. Чтобы обойти наш цинизм, рекламодатели и пресса очень ловко и умело видоизменили идеологию потребления. Теперь мы не просто покупаем какую-нибудь безделушку, мы покупаем безделушку, выпущенную в ограниченном количестве. И если на витрине магазина Фэмили доллар сторс[4] стоят детские куклы, выпущенные в ограниченным количестве, то насколько необычной и ценной может быть такая коллекция?!

И ведь мы не покупаем, просто чтобы приобрести статус, или чтобы не отставать от Джонсов[5]. Нет, сейчас мы покупаем то, что показывает всем наш безупречный вкус и способность оставаться в первых рядах общества. И мы гордимся собой, если знаем, что из себя представляет малоизвестный веб-сайт, или уже познакомились с какой-нибудь технической новинкой. Мы не обращаем внимания на старые телевизионные рекламные ролики или объявления печатной рекламы. Нам нравятся маленькие рекламные заставки, выполненные в строгом стиле нашего поколения, которые появляются на нашей, лично оформленной стартовой странице веб-сайта. Нам нравится реклама и то, что мы всегда знаем, что можем купить. Недавно компания Нильсена по изучению цифровых видеомагнитофонов для записи телепрограмм обнаружила, что, вопреки опасениям рекламодателей, люди смотрят почти половину всех записанных на видеомагнитофон рекламных роликов, вместо того чтобы просматривать их в режиме быстрой перемотки.

Мы хотим верить, что это уже не идеология наших родителей, но так оно и есть, – сейчас она остается столь же пустой и бессодержательной, как и раньше.

* * *

Когда мы ослабеваем под действием кошмара, в котором живем, мы не имеем ни малейшего представления о том, сколько радости может принести нам достижение нашей цели, когда мы не будем заботиться о поиске всеобщего одобрения. Матери чувствуют, что должны быть идеальными, отцы думают, что обязаны быть лучше своих отцов, и молодые люди уверены, что должны преуспеть в любой сфере их жизни к десятой ежегодной встрече выпускников. Мы считаем, что с хорошей репутацией всегда будем чувствовать себя уверенно, благодаря людям, которые будут проявлять к нам интерес, будут восторгаться и восхищаться нами.

Если мы будем искать одобрение и принятие не в нас самих, а у окружающих, то это до добра не доведет. Даже наши верные поклонники и сторонники не всегда могут нас понять, могут тихо завидовать, замышлять что-то за нашей спиной или даже повернуть против нас в тот самый момент, когда мы нашли в себе силы жить собственной жизнью. Чем уравновешеннее и гармоничнее мы становимся, тем чаще нас будут окружать люди, отражающие нашу гармонию и уверенность, и тем меньше будет вокруг нас ненадежных друзей. Но до тех пор, пока мы живем в кошмаре, наши так называемые друзья будут ждать, когда мы смиримся с текущим положением дел и перестанем мечтать о другой жизни.

Пришло время пробудиться от кошмара, в котором мы живем вместе со всем обществом, освободиться от потребности следовать заурядному шаблону, создать новую и своеобразную мечту.

Вселенная нас поддержит

Мы оставляем свои кошмары и продолжаем в них жить, не понимая и не признавая своего участия в создании реальности. Наши подсознательные убеждения, вместо того чтобы корениться в нашей смелости, прорастают корнями в наши страхи и создают самостоятельно реализующиеся пророчества. Помимо этого, мы не понимаем силу наших упований и надежд на все хорошее или плохое.

В 1960-х годах Роберт Розенталь и Ленора Джекобсон, ученые, исследующие социальные процессы в обществе, провели эксперимент в одной из государственных начальных школ в Сан-Франциско. Администрация школы разрешила провести специфический тест интеллекта, после которого ученые исследователи сообщили учителям, что тест не только определял умственные способности школьников, но также прогнозировал, какие ученики могут достичь прекрасных результатов, раскрывая свой умственный потенциал.

В действительности же тест ничего не прогнозировал и не предсказывал. Исследователи выбрали в случайном порядке несколько имен школьников и объявили учителям, что эти мальчики и девочки являются очень одаренными детьми и значительно преуспеют в учебе. Спустя год дети прошли второй тест умственных способностей, и те из них, кто будто бы имел огромный потенциал, справились с тестом гораздо лучше, чем их сверстники. В действительности все дело было в учителях, которые считали, что эти дети должны лучше читать, иметь лучшее поведение, должны быть более заинтересованы школой, более интеллектуально любопытны и даже более общительны и дружелюбны, чем другие ученики. Учителя сделали реальностью свои бессознательные предположения об этих особенных мальчиках и девочках, и их ожидания стали сбывшимся пророчеством.

Подобно этим школьникам, большинство из нас окружено и зажато специфичной судьбой, созданной ожиданиями наших родителей и культуры, независимо от того, хороши ли они или плохи. После некоторого промежутка времени мы усваиваем эти убеждения и живем по одному из тех вариантов, какой от нас и ожидают, и неважно, являемся ли мы такими в действительности и хотим ли мы такими быть. Некоторые из нас сопротивляются и протестуют против установок общества, но даже в этом случае мы попадаем в петлю, потому что вместо того, чтобы быть своеобразными и творческими, мы просто делаем противоположное тому, что нам было сказано. Постоянные и необдуманные возмущения и сопротивления – всего лишь другая модель нашего кошмара.

Почти так же мы раздражены и недовольны тем, что приходится приспосабливаться и адаптироваться к установкам и ожиданиям нашей культуры, нашего социального класса и наших соседей. Мы думаем, что будет очень сложно найти в себе смелость по-настоящему игнорировать их. Спустя время, как правило, когда нам около 20 лет, мы опускаем руки и убеждаем себя, что, должно быть, все были правы, говоря, что в конечном итоге у нас не хватит способностей и сил достичь нашей заветной цели, и пришло время проститься с детскими фантазиями. Мы серьезно беремся за работу, ставим перед собой цель найти подходящую супругу и обзавестись всеми символами новой американской мечты. Вскоре мы начинаем чувствовать себя подавленно и угнетенно, но продолжаем жить такой жизнью и надеяться, что все поменяется. Однажды я услышал одно из определений безумия, оно звучало так: делать что-то точно так же еще раз, но ожидать другого результата. Если так и есть, то мы все безумны.

Чтобы воображать и мечтать с открытыми глазами и сердцем, чтобы участвовать в создании новой реальности с помощью смелых образов, мы должны освободиться от ожиданий и установок кошмара, которым охвачена вся наша культура. В противном случае мы будем приносить себе все ту же боль вновь и вновь, притягивая к себе людей и обстоятельства, которые будут ставить под сомнение изменение нашей судьбы. Лишь пробудившись однажды от кошмара, мы сможем создавать незаурядные мечты, которые не будут искажены ошибками прошлого, и мы больше не будем думать, что должны перестраивать свои жизни и менять людей в них, выбирая тех, кто нас устраивал. Только тогда мы поймем, что в наших жизнях нет ничего, что непременно нужно приводить в порядок и чего мы не смогли бы изменить.

Участие в создании новой реальности

Секрет воплощения мечты в реальность заключается в том, что мы не можем сосредоточиться исключительно на новой работе, новой машине или на новой супруге. Когда мы пытаемся это сделать, наша мечта выгорает, а мы обнаруживаем это пять лет спустя, или уже родив двоих детей. Мы не можем мечтать маленькими образами; наоборот, мы должны создать в воображении совершенно новый мир, а все детали образуются сами собой. Мы можем лишь привести в действие огромные силы, но никто из нас не в состоянии контролировать каждый шаг или вмешиваться в мелочи этого процесса. Когда же детали нашего образа не выстраиваются сами собой, это значит, что наше воображение работает недостаточно широко.

Когда вы мечтаете о новом мире, вашим партнером по его созданию является сама Вселенная, космос, сама созидательная сила, что заставляет деревья вырастать из саженцев и галактики – возникать из космической пыли. Это та же сила, что превращает вас из сперматозоида и оплодотворенной яйцеклетки в человеческое дитя и конструирует вашу ДНК. Точно так же и непостижимый механизм, организующий работу каждой отдельной клеточки тела, диктует каждой из них, что она должна делать, и неважно, предназначена ли эта клетка для транспортировки кислорода, как эритроциты, или же для синтеза гормонов, как гландулоциты. Мы соприкасаемся с информационным полем Вселенной, и она от вашего имени систематизирует и упорядочивает материальный мир, чтобы отразить вашу мечту.

Нет сомнения в том, что хаос и красоту мира, в котором мы живем, люди создали сами: это наша мечта, которая стала явью. От искусно украшенных парков, переполненных улиц и перенаселенности городов до промышленного загрязнения, от тающего ледяного покрова до полярного медведя в зоопарке Центрального парка, – все, что мы видим, сотворено человечеством, действующим в союзе (и часто не соглашающимся) со Вселенной. Мы преданно исполняем озвученное в Библии поручение заботиться о растениях и животных, и природа отвечает нам на эти действия. Следы наших дел – повсюду.

Мы придали форму современному миру со всей его красотой и его ужасом. Мы оттачивали и подгоняли материальный мир со всеми населяющими его огромными и малыми существами, чтобы он подходил нашим потребностям, но на самом деле мы его не создавали. Или создавали? Некоторые физики пользуются принципом антропии, чтобы объяснить странное и чрезвычайно неправдоподобное стечение обстоятельств, которое привело к появлению разумной жизни. Все выглядит так, как будто Вселенная специально задумала создать такой идеальный и невероятный баланс сил, который привел бы к появлению жизни.

Креационисты (адепты религиозного учения о том, что Бог создал мир из ничего) объясняют это маловероятное совпадение событий тем, что божественный хореограф поставил сложнейший танец всего бытия, в то время как эволюционисты предполагают, что солнце, земля и жизнь, развивающаяся на нашей планете, – это результат случайных событий. Мы привыкли к двойственному представлению об окружающем, будто одна сторона плохая, а другая хорошая, но дуализм – это просто результат нашего желания загнать реальность в четкие и ясные рамки. Возможно, две стороны являются видимой частью одной истории, и, когда не было ничего, кроме вакуума, наше сознание как часть созидательной силы участвовало в создании великолепного произведения искусства, известного как Вселенная. Наше сознание выразилось в материальном мире как Млечный Путь, кольца астероидов и идеальное смешение элементов, которое привело к появлению людей со способностью размышлять над вопросом, как мы здесь оказались. Может быть, мы одновременно являемся и частью Создателя, и его творением, и мы участвуем в головокружительном танце эволюции, который блестяще логичен и вместе с тем фантастически причудлив.

Если вопрос, выдумали ли мы сами себя, достаточно интересен, многих больше интересует, можем ли мы воображать мир по-разному, каждый сам для себя. Можем ли сами создавать себе семьи, образы жизни, смыслы и цели в своей жизни, которые мы хотим, или мы находимся во власти сил, много больших, чем мы сами, и высекающих и шлифующих нашу судьбу, словно скульптуру из камня? Может быть, мы – всего лишь очередной выступ шестеренки в огромном механизме мироздания, или же мы все-таки предоставлены сами себе и имеем собственную судьбу, которую можем затачивать и полировать так, как хотим того сами?

Может показаться, что по сравнению с жизненными событиями все разговоры о том, что мы управляем своей судьбой, – сущие пустяки, что мы захвачены иллюзией, которая дает нам ощущение, что мы сидим на месте водителя, тогда как в действительности мы находимся на неуправляемом корабле. Мы можем элегантно принять судьбу, жалованную нам высшими силами, или можем изменить наше понимание. Смогли бы мы воплотить в реальность мечту о нашей Вселенной, не имея возможности изменить хоть на йоту что-либо в наших собственных жизнях?

Мы можем вести корабль нашей жизни и даже призвать ветер и изменить его направление, но это требует спокойных и смелых поступков. Для этого не стоит направлять ветры перемен на свои личные цели, а вместо этого следует направить их на нечто более значительное и важное. Нам нужно принимать ответственность за перемены, а не прятать голову в песок от их последствий. И больше всего нам нужно быть осторожнее в наших желаниях, потому что о чем мы мечтаем, то и создаем.

Восприятие реальности

Мы живем своими жизнями, полагая, что в мире есть вещи, о которых никто не будет спорить, которые всем понятны. Кусок дерева – это кусок дерева, и люди во всем мире понимают это. Мы также знаем его свойства: он имеет массу, но может плавать, он может гореть, когда сухой, и так далее. В соответствии с классической Ньютоновой физикой – направлением науки, которое объясняет явления природы, – мы можем предсказать, как быстро упадет кусок дерева, если мы бросим его с высоты. В этом бревне нет никакой загадки или тайны: мы его видим, можем до него дотронуться, почувствовать его запах, вкус и даже услышать звук, если бросим его на землю. Мы понимаем и не спорим с тем, что дерево – это объект с определенным набором характеристик. На уровне простой осведомленности, которым ограничивается большинство из нас, дерево – это реально существующий и очень твердый предмет, и мы не хотим, чтобы какая-нибудь ветка упала нам на голову.

В противоположность этому, в квантовой механике – научном течении, объясняющем, как организован наш мир на субатомном уровне, старые представления о нашей реальности просто улетучиваются. К примеру, та же самая ветка уже не имеет определенных характеристик. Крошечным элементом материи, меньшим, чем атом, является частица. Таким образом, дерево по большей части состоит из воздуха, наполненного плотным облаком постоянно вибрирующих частиц. Частица – это ловкий маленький кусочек вещества: если мы пронаблюдаем ее положение в какой-нибудь момент времени, мы не сможем определить ее скорость, если определим скорость частицы, то будет невозможно узнать ее местонахождение. Далее, как я уже упоминал, когда мы наблюдаем за частицей, часто изменяется сама ее природа – частица может приобретать качества волны – мельчайшего элемента энергии, а затем вернуться к характеристикам частицы как мельчайшей единицы материи.

Основываясь на этой, другой реальности субатомного уровня, будет ли правильным сказать, что мы, люди, – живые существа, состоящие из множества снующих частиц, или же мы – энергетические создания, состоящие из множества волн? Можем ли мы быть и тем, и другим, постоянно переходя из одного состояния в другое? На самом ли деле кусок дерева – это твердый объект, или он является только таким, каким мы его воспринимаем? Что было бы, если бы мы воспринимали его как совокупность волн, скопление энергии?

Я не говорю, что при изменении нашего восприятия ветка дерева магическим образом изменит свою природу в физическом мире (хотя некоторые из шаманов, которых я встречал, утверждали, что именно в этом-то все дело). Если она упадет нам на голову, нам станет больно, это – факт физического уровня. Но на другом уровне реальности, когда ветка падает нам на голову, происходит что-то другое. Нам приходится описывать свой опыт, используя мысли, чувства и метафоры. Мы определяем значение в нашей жизни этой ветки, создавая о ней некую историю.

Мы можем думать, что это – засохшая ветка, упавшая из-за сильного ветра прямо нам на голову. Мы можем считать, что этот чертов кусок дерева причинил нам боль и заставил нас чувствовать себя обиженными и расстроенными. Мы можем воспринять ее как предупреждение или сигнал тревоги, потому что мы были слишком погружены в себя, в наши мысли, вместо того чтобы заметить приближение бури в реальном мире и спрятаться в укрытие, пока на нас не упала ветка большего размера. И, наконец, ветка может быть напоминанием о том, что мы недостаточно внимательны в жизни. Каждая из этих историй может быть правдой, у нас есть сила решить, какую из них мы создадим, описывая случай, когда нас ударила по голове падающая с дерева ветка.

В большинстве случаев факты нашей жизни кажутся нам такими же твердыми и крепкими, как кусок дерева. Факты могут заключаться в том, что у нас есть маленькие дети, зависящие от нас, и заработная плата, которой не хватает, чтобы оплачивать счета в конце месяца. Фактом может быть и то, что у нас часто прыгает уровень сахара в крови, доктора называют эту болезнь сахарным диабетом, и если мы не будем должным образом относиться к нашим обедам, физическим упражнениям и уровню инсулина, то мы можем нанести нашему телу долговременный ущерб. Такие факты не исчезают из материального мира, как тот кусок дерева. Однако наши факты – это не наши истории, это строительные блоки, слова, которые мы собираем вместе, чтобы написать наш рассказ, в котором мы – либо жертва нищеты с плохим здоровьем, либо человек, храбро преодолевающий преграды, умело обращающийся с трудностями, сохраняющий оптимистический настрой и отдающий детям всю свою любовь. Мы можем оказаться в очень сложных обстоятельствах, но если мы позволим себе сделать их своей реальностью, это и будет нашим кошмаром. Перебрав факты и написав с ними новую историю, мы сможем создать сценарий другого переживания реальности.

Глава 2. Сценарии наших кошмаров

Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, какие мы есть.

Анаис Нин

Исследователи обнаружили, что рассказы, которые мы создаем по поводу событий нашей жизни, и то, как мы их рассказываем, сильно влияют на наше самоощущение и поведение. Когда повторяющаяся тема наших историй – это триумф над неожиданно возникающими неприятностями и трудностями, и мы вспоминаем, как преодолели их, мы, несомненно, будем себя прекрасно чувствовать и начнем оптимистично смотреть в будущее. Мы смело идем вперед и берем риски на себя. Если же наши истории будут направлены на темные и неприятные стороны жизни, на события, которые могут разрушить каждый счастливый момент, мы, скорее всего, будем погружены в депрессию, будем чувствовать себя несчастными, бессильными и апатичными. Эта глава поможет пролить свет на отрицательные рассказы, истории и сценарии, от которых мы становимся зависимы.

Во власти трех архетипов

Никто из нас не обладает врожденным чувством пессимизма. Большинство когда-то верили, что могут жить в диснеевской истории с чудесами и волшебством, с нескончаемым весельем и фейерверками по вечерам. Но затем жизнь показала себя.

Если мы проанализируем истории, которые рассказываем во взрослой жизни, то обнаружим, что они почти всегда являются вариациями вечных тем, которые на протяжении многих лет отражаются в сказках и легендах. Когда мы взрослеем, то, сами того не замечая, становимся заложниками одной из трех соответствующих архетипам историй, которые сулят нам радость и счастье, но всегда заканчиваются страданием и несчастьем.

Три основных волшебных истории, которые стали центральным местом в наших неприятных образах и мечтах, таковы.

1. История царя Мидаса, которая превратилась в кошмар, названный – «У меня недостаточно…»

2. История Короля Льва, которая стала кошмаром под названием – «Я слишком стар, и мое время ушло».

3. История Золушки, которая превратилась в кошмар, озаглавленный – «Я слишком оскорблена и обижена, чтобы иметь силу».


Когда мы поймем, что живем одним из этих сценариев-архетипов, то сможем разорвать его, как если бы он был написан на листе бумаги, и начать с нуля новую историю. Но для начала нам нужно быть честными и признаться самим себе, как сильно мы оказались затянуты в фантазию волшебной сказки, и что может сделать нашу жизнь счастливой и наполненной смыслом.

Золотое прикосновение царя Мидаса

Легенда повествует о царе Мидасе, достойном правителе, который проявил гостеприимство и радушие по отношению к Силену (учителю и верному другу Диониса), когда тот, опьянев, заснул в розарии Мидаса. Дионис, известный как покровитель вина и шумного веселья, захотел отблагодарить царя за великодушие, проявленное к его другу. Но этот бог был также известен как хранитель старинных духовных устоев. Когда Дионис спросил Мидаса, что он желает в подарок, царь, вместо того чтобы попросить нечто высокое, духовное, чем Дионис наградил бы его, захотел увеличить свое богатство. И бог, хоть и против своего желания, дал смертному дар золотого прикосновения: к чему бы ни прикоснулся жадный царь, все тотчас же обращалось бы в чистейшее золото, делая его самым богатым человеком на свете.

Мидас был так поражен, что не мог поверить своим глазам: трава под его ногами становилась позолоченной, и речушка, в которую он погрузил свою руку, превращалась в текущую реку золота. До поры до времени все было замечательно, но вот царь проголодался и решил пообедать. Его губы коснулись вина в бокале, и он тотчас же выплюнул его, так как вино стало жидким золотом. А когда он дотронулся до еды на его тарелке, он тут же сделал ее абсолютно несъедобной – золотой. Дар царя Мидаса вскоре стал его проклятием: никто не осмеливался приблизиться к царю из-за страха превратиться в золотую статую, и теперь было неважно, сколько золота он получил, – Мидас был обречен быть голодным, одиноким и несчастным.

В одной из версий этой легенды, после того как Мидас прожил много лет в несчастье и изоляции от всего мира, его дочь молилась вместе с ним и просила Диониса освободить отца от этого проклятия. Бог сказал, что Мидас должен искупаться в священной реке и передать свой дар ее водам, чтобы они обогатили и удобрили почву. Это действительно освободило Мидаса от золотого прикосновения, и уже в преклонном возрасте он, наконец, смог наслаждаться красотой своего королевства.

История о царе Мидасе – это метафора нашего чувства нужды или недостатка, которое мы испытываем в жизни. Подобно этому смертному, мы должны понять, что нам не уйти от суровой реальности. Ничто и никто не сможет заполнить пустоту внутри нас, созданную убеждением, что у нас недостаточно денег, красоты, молодости, обаяния, любви, власти или чего-нибудь еще.

Пока мы молоды, на нас всех снисходит благословение Диониса. В наши золотые годы веселый бог удовлетворяет наши желания, поэтому мы свободно веселимся на пирушках, влюбляемся, признаемся в любви и прожигаем жизнь. Но затем мы сталкиваемся с тем, что надо взрослеть и становиться серьезней, потому что мы не можем продолжать гулять и веселиться всю жизнь. Те, кто стараются так жить, медленно движутся вниз по спирали саморазрушения и дегенерации, по мере того, как вечеринки становятся безобразными, мерзкими и склочными. Большинство из нас предпочитают выбрать то же желание, что и царь Мидас, – золотое прикосновение. Мы начинаем размышлять, как мы можем заполучить влиятельные позиции, богатство и власть, и по мере того, как начинаем добиваться финансового и карьерного успеха, кажется, что покровитель вина и пирушек удовлетворяет наши желания.

Но за золотое прикосновение, дарованное нам, мы платим частью своей души, частью, олицетворяющей Диониса в роли хранителя духовных устоев. Мы начинаем забывать о другом благе, которым он мог бы нас одарить, – возможности радоваться духовным богатствам, а не физическим. Мы отворачиваемся от тех, кто живет со вкусом, наслаждается жизнью, живет самобытно. Мы отказываем себе в радости простого созерцания мира, медитации и молитвы. Вместо этого мы тяготеем к интоксикации вином и лекарствами, притупляющими и приглушающими наши чувства.

Как и герой мифа, мы должны понять, что испытываем потребность в другом образе жизни. Иначе люди отвернутся от нас точно так же, как в легенде все отвернулись от Мидаса, и мы обнаружим, что становимся все более и более изолированными от других, оставаясь в окружении лишь накопленных «трофеев». Раньше или позже нам понадобится помощь, когда мы поймем, что необходимо использовать наши внутренние богатства и таланты, чтобы раскрыть себя. Используя эти дары, чтобы улучшить свой мир и заронить семена будущих перемен, мы обретаем способность испытывать счастье и быть благодарными, мы полны жизненной энергии и переживаем духовный подъем.

Однако, если мы не будем следовать этому образцу, мы погрузимся в кошмар, созданный верой в то, что, если мы получим еще немного богатства, статуса и власти, мы, наконец, станем удовлетворенными и счастливыми. Когда мы не ищем помощи у духовного учителя, который может помочь нам избавиться от нашего проклятия, наше золотое прикосновение начинает превращать все в грязь. (Если вы оглянетесь на вашу жизнь, вы увидите, когда потеряли свой дар золотого прикосновения и отчаянно старались его возвратить.)

Рано или поздно мы все можем почувствовать, что обладаем даром золотого прикосновения царя Мидаса, и захотим вернуть себе молодость, популярность, репутацию – то, что, по нашему убеждению, неминуемо приведет нас к счастью. Все же, когда мы поймем, что потеряли свой дар, рядом с нами, в отличие от царя Мидаса, может никого не оказаться, чтобы избавить нас от страха. Мы опускаем руки и застываем в ожидании кого-нибудь, кто спас бы нас от нашего проклятья. Когда брак разваливается, или компания, в которую мы вложили свои деньги, терпит крах, мы чувствуем безысходность, тревогу, обиду. Мы кругами гуляем по аллеям парка, перелистываем один за другим веб-сайты знакомств с напрасной надеждой, что можем найти что-то или кого-то, чтобы облегчить наши страдания.

Мы опасаемся, что нам не хватает времени, денег, друзей, власти и так далее, мы погружаемся в кошмар недостатка или нехватки чего-то. Многие из нас ходят за покупками каждый день не потому, что надо что-то купить, а потому, что мы хотим верить: если купить что-то, то у нас будет всего достаточно. Мы покупаем так много одежды, игрушек и подарков для наших детей или друзей, потому что надеемся, что нашего великодушия и щедрости будет достаточно, чтобы получить их одобрение и признательность. Мы ущемляем себя в расходах и потуже затягиваем пояса, чтобы выплачивать кредит за наш великолепный дом, и все это – ради того, чтобы он был достаточно хорош, чтобы принимать в нем гостей и производить на них впечатление. Но не имеет значения, сколько мы тратим и можем ли найти товары по сниженным ценам, мы никогда не сможем сказать: «Достаточно».

Ошибка в том, что мы думаем, будто можем решить нашу проблему лекарством материального изобилия. Накапливая все больше ненужного хлама и тратя все больше денег из-за чувства нужды или недостатка, мы не избавимся от проклятия царя Мидаса. Вместо этого, так же как и сам царь, мы можем мечтать о жизни, в которой нас самих будет достаточно, чтобы быть удовлетворенными и счастливыми, не обращая внимания на то, что мы имеем и чем владеем.

Чтобы пробудиться от кошмара, подобного этому, вы должны отказаться от неудачно написанного сценария, который навязывает нам мысли: «Если бы у меня было… я был бы бесконечно счастлив». Только тогда вы сможете представить, какой благодатной, динамичной и наполненной смыслом может быть ваша жизнь. Чем дольше и больше вы сосредотачиваетесь на мысли о том, что вас самих достаточно, и вы окружены достатком и изобилием, тем легче будет вашей мечте стать явью в физическом мире.

Момент истины Короля Льва

Другой миф, который мы невольно воссоздаем в наших жизнях, повествует о Короле Льве. История, по сюжету которой были созданы диснеевский мультфильм и впечатляющий мюзикл, рассказывает о маленьком львенке, который спасся от коварного заговора своего злого дяди, решившего убить наследника и завладеть престолом его отца. Юноша скрылся в чаще леса, где он жил и рос в компании со скромным бородавочником и другими лесными жителями. Со временем он забыл, что он – наследник целого королевства, пока его возлюбленная не разыскала Льва и не напомнила о его происхождении и высоком положении. Затем молодой Лев решил сразиться со своим дядей и вернуть себе королевское право по рождению и власть.

Это кошмар, известный также как «Мое время придет», стал роковым, поскольку жертвами его в нашей культуре пали многие мужчины, которые с отчаянной надеждой жаждали того момента, когда их влиятельность и значимость будут признаны. Кошмар, который заставлял их верить, что «дело, которым я сейчас занимаюсь, обязательно приведет меня к принадлежащему мне по праву месту в жизни».

Мужчина часто ищет воодушевления и мотивации в своей любимой, чтобы доказать всем свое высокое положение, тем самым следуя пословице, что рядом с каждым успешным мужчиной должна быть прекрасная женщина. Мужчина может искать себе женщину, воодушевляющую его и дающую ему уверенность, чтобы вести себя по-королевски. Но это часто становится отпугивающей задачей для женщины, так как она должна по-матерински заботиться и воспитывать своего партнера и в то же самое время сохранять свою притягательность для него, при этом взращивая его из маленького львенка в принца, а потом в короля. Женщина, которая берется за такую задачу, должна посвятить этому всю себя, выдерживать испытания и жить чужой жизнью, пока ее мужчина не добьется успеха. А если он не преуспеет в жизни, то во всем будет винить женщину.

Не только мужчины попадаются в сети этого кошмара, женщины тоже соблазняются на зов быть известной и уважаемой. Поскольку все мы имеем в своей психике и женские, и мужские стороны, кошмару Короля Льва в большей степени уязвима именно мужская сторона. Таким образом, когда женщина поддается воздействию этого мифа, она должна искать помощь на женской стороне своей психики, так как у нее нет «жены» в реальном мире, чтобы поддержать в своих поисках достижений и успеха. Это будет ей дорогого стоить: воспитывающая и заботящаяся женская часть пойдет на компромисс и со временем зачерствеет, в конечном итоге делая ее жизнь горькой и мучительной, так как она будет находиться под воздействием исключительно мужской стороны, ищущей успеха и признания.

Женщина становится жертвой этого мифа и другим способом. Она может увидеть потенциал и возможности для достижения успеха в мужчине, которого любит, в то время как он либо не хочет, либо не может понять этого сам. Она будет помогать своему партнеру в стремлении развиваться и добиваться успеха, в то время как он будет продолжать отказываться от ее помощи. Это удар, от которого женщине очень трудно оправиться, поэтому через некоторое время у нее появится презрение к своему партнеру, и она потеряет все уважение к нему.

Кошмар Короля Льва – это смертельная западня для женщин и мужчин, которые чувствуют, что жизнь им что-то должна или хранит для них в своем арсенале секрет мирского возвышения. Конечно, жизнь предоставляет нам возможности достичь успеха и уважения, но все их многообразие относится к духовности и созиданию. Когда мы не откликаемся на внутреннее чувство потенциальных возможностей, мы чувствуем себя, как сказал персонаж актера Марлона Брандо в фильме «В порту»: «Он мог бы быть претендентом».

Не понимая, что это кошмар, мужчина, погруженный в иллюзию Короля Льва, сосредотачивается на своих заклятых врагах, представленных в мифе злым дядей. Он убедит себя в том, что если бы он мог устранить господствующего над ним мужчину, имеющего положение и власть, которых хочет он сам, то сумел бы потребовать принадлежащего ему по праву высокого положения. Таким образом, он ждет подходящего момента, когда появится некая возможность… но она никогда не появится. Этот мужчина-враг может быть его отцом, начальником на работе или даже любовным соперником.

В конце концов, мы понимаем, что, в отличие от молодого Короля Льва, мы застряли в кошмаре, известном как «Я слишком стар, и мое время ушло». Все дело в том, что волшебные сказки никогда не становятся реальностью в настоящей жизни. Мы не сможем вернуть себе королевство, потому что нам никогда не будет опять 22 года, с их целым миром возможностей и перспектив, лежащих у наших ног. Пока мы выжидали свое время, нами овладел страх, и все двери перед нами стали закрываться. Мы начинаем переживать из-за того, что мы такие старые и не можем больше с кем-либо соперничать. Всегда найдется кто-то моложе нас, кто запросит меньшее жалование или соблазнит женщину более мускулистым телом.

Многие мои клиенты, родившиеся в период демографического взрыва, отчаянно хотят переделать свои жизни и при этом настойчиво не желают расставаться с мифом «Я слишком стар, и мое время ушло». Они боятся избавиться от этого кошмара и жить самобытной жизнью, брать риски на себя. Когда они все-таки расстаются с ним, то видят, что самые лучшие дни их жизни – еще впереди.

А вот что мне рассказал мой друг – психолог, специализирующийся на семейных проблемах: 30-летние, 40-летние и 50-летние клиенты настроены менее пессимистично в поиске своей половины, нежели те, кто испытывают сильнейшую тревогу и страх по тому же вопросу в свои 20 лет. Мысль о том, что время ушло, и уже слишком поздно осуществить свою мечту, может поразить нас в любом возрасте, заставить замереть от страха и начать сомневаться в себе. Моя мать нашла свою любовь, когда ей было 79, но держу пари, что, когда ей было 22 года, она чувствовала опасения, что она не такая привлекательная, как те 17-летние незамужние девочки, с которыми она, как думала, соперничала.

Мы чувствуем себя старыми не потому, что дожили до какого-то возраста, а потому, что мы думаем, что, в каком-то смысле, время прошло мимо нас. Мы не разбираемся в компьютерах или видеоиграх, мы не понимаем фильмы нынешнего поколения. Мы перестаем открывать для себя что-то новое или побуждать себя рисковать. Вместо этого мы находим в радиоприемнике ретро-станцию и утверждаем, что вся современная музыка отвратительна и ужасна. Мы начинаем рассылать сварливые письма друзьям о наших угасающих воспоминаниях и проблемах с суставами, потому что уверены, что неизбежный конец уже наступает.

Все же не каждый захвачен мыслью, что чем ты старше, тем старее. Я знаю 80-летних старичков, с которыми гораздо веселее и интереснее, чем со многими 30-летними, потому что они наполняют жизнь увлечениями и энтузиазмом. Эти бодрые старики свято верят в то, что лучшие годы – еще впереди, и что лучшие книги еще не написаны, а лучшая музыка еще будет сочинена. Конечно, то, что у них есть проблемы с суставами, и здоровье уже не то, что раньше, – это факт, но они не поддаются мыслям: «Я медленно ухожу в долину смерти, я на закате своих дней».

В жизни всегда есть место второму шансу (и даже третьему, четвертому и пятому), но когда мы застряли в кошмаре Короля Льва, мы думаем, что это неправда. Помните, что кошмар начинается, когда волшебная сказка не заканчивается так, как должна была. Поэтому, если даже мы захотим зацепиться за новую возможность, когда она нам представится, мы не находим в себе смелости действовать, потому что застряли в повторяющемся припеве: «Ой, я не смогу этого сделать. Однажды я уже пробовал, и у меня ничего не получилось». Страх ошибиться парализует нас. Вопрос: «Не поздно ли мне начать новую, полную энтузиазма и смысла жизнь?» – не тот, который мы должны задавать себе. Мы должны спросить себя: «Что я сегодня сделаю, чтобы начать новую жизнь?»

Да, это правда, не все упущенные возможности можно вернуть. Например, вы действительно не станете звездой балета в 42 года, если никогда раньше не занимались танцами, но если вы хотите реализовать суть вашей мечты, такую, как стремление танцевать и выступать на сцене, вы увидите, каким образом это можно сделать. Вы не должны создавать кошмары, в которых ваша жизнь закончилась задолго до того, как ваше здоровье начало ухудшаться. Вы можете продолжать испытывать новые впечатления и не переставать удивляться жизни.

Хрустальный башмачок Золушки

В истории про Золушку добрая и трудолюбивая девушка терпела такое жестокое обращение к себе со стороны мачехи и сводных сестер, что они сделали ее жизнь сущим адом. Но одной волшебной ночью фея, крестная Золушки, спасает ее от страданий, превращая тыкву в карету, мышей в кучеров, а лохмотья Золушки – в прекрасное платье и хрустальные башмачки. Так девушка получает возможность посетить королевский бал, завоевать любовь принца и стать королевой.

Однако несмотря на то, что дома семья относилась к Золушке жестоко, принц не видел в этой девушке жертву – обиженную и оскорбленную. Он видел ее прекрасной и хорошо танцующей незнакомкой. Но, когда часы пробили двенадцать, волшебство исчезло, и Золушка скрылась из замка. Принц бережно прижимал к груди хрустальный башмачок, который она в спешке оставила, и поклялся отыскать свою принцессу, чего бы это ему ни стоило. Он искал повсюду и, уже отчаявшись, решил примерить башмачок на тоненькую ножку бедной девочки в лохмотьях, и когда понял, что она-то и есть та прекрасная девушка, в которую он влюбился лунной ночью, он, счастливый, увез ее в другую жизнь, жизнь достатка и роскоши, которую она заслуживала.

Многие женщины считают себя современными Золушками, обиженными и незамеченными, но обреченными на волшебное спасение симпатичным и богатым принцем (или хотя бы эффектной работой). К сожалению, когда в полночь волшебство исчезает, и принц превращается в лягушонка, у которого проблемы с алкоголем, тогда становится понятно, что волшебного избавления не будет. Никто не приходит, потому что девушка настолько задета и обижена, что не в состоянии заявить о своих правах на тот хрустальный башмачок и потребовать ключи от замка. Золушка становится заложницей кошмара под названием – «Я слишком оскорблена и обижена, чтобы иметь власть над моей жизнью».

Как и в волшебной сказке, женщина, ставшая носительницей этого архетипа, часто обвиняет в своих бедах и несчастьях других женщин. Злая мачеха, которая заставляет Золушку быть такой, какой она в действительности не является, становится матерью, которая никогда не оценит по достоинству свою замечательную дочь. Бессердечные сводные сестры – теперь это те женщины, которые подавили потенциал Золушки, рассказывая ей, что она недостаточно хороша, чтобы завоевать сердце принца или добиться влиятельной жизни во дворце. Женщины, страдающие из-за своих же проблем, очень часто злобны, язвительны и видят во всех своих конкуренток, они заходят так далеко в своих попытках заставить себя чувствовать лучше, что говорят своим подругам, что те слишком уж замечтались. Даже женщина, которая хочет быть любимой и поддерживаемой своей подругой, может укреплять и усиливать в своей подружке пагубную и ослабляющую веру, которая предупреждает: «Все мужчины сволочи» и «Это мир мужчин, так что будь готова страдать».

В мужском варианте темы Золушки мужчина предстает в роли человека-паука, супермена или другого супергероя из комикса, который достаточно удачлив, чтобы получить сверхъестественные силы и обожание всех граждан Земли. Все же он не может обладать любимой женщиной, потому что любая девушка, которая влюбится в него, обречена. Возлюбленная супергероя должна быть отвергнута, чтобы ей не причинили вреда, а он даже не сможет ей сказать, как сильно изнемогает от любви к ней.

Эта история, повторяющаяся вновь и вновь в комиксах и фильмах, находит отклик в мужчине, который не в состоянии представить, что может найти женщину, которая примет супергероя со всеми его проблемами и довольно тонко и умело с ними справится. Вместо этого такое убеждение, как: «несмотря на то, что снаружи я силен, внутри я слишком ранен и задет, чтобы найти свое счастье, я только все испорчу и сделаю себя вновь несчастным», – держит его заложником еще одного кошмара, в котором он чувствует себя жертвой.

В ловушке беспомощной жертвенности

Быть эмоционально задетыми и ущемленными – это факт из жизни многих людей, так как боль является частью человеческого бытия. Однако становиться жертвой этой боли означает стремление сделать ее четкой и яркой, тщательно вырисовывать событие, продуцирующее ее. Из нашей боли мы создаем причудливую историю страдания, в которой мы – жертва. Нам недостаточно того, что наши родители развелись, когда нам было семь лет, и мы не видели папу так часто, как нам того хотелось. Вдобавок к этому мы говорим себе, нашему любимому человеку, рассказываем нашему терапевту, что «у меня проблемы в сексуальных отношениях с тех пор, как мой отец оставил мою мать, моих братьев, сестер и меня совсем одних, предоставленных самим себе». Мы предпочитаем добавлять детали, чтобы история набирала вес и превращалась в драму, заложниками которой мы бы стали.

История жертвенности стала повсеместной, создавая культуру беспомощности, которая выражается по-разному. Мы обсуждаем свои наболевшие вопросы и проблемы с малознакомыми людьми, которые нам нужны для того, чтобы они поняли, почему мы не можем начать действовать или позаботиться о себе, вместо того чтобы ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Решение своих проблем собственными силами – это довольно распространенное и обычное явление среди людей, которые тратят всю свою энергию на самоанализ и изучение своих проблем, оттачивая свои истории все больше и больше, вместо того чтобы разбить их вдребезги и избавиться от них. Например, одна женщина на вечеринке решила познакомиться со мной, сказав: «Я еле решилась сюда прийти, у меня такая низкая самооценка».

Даже те, кто высмеивает культуру жертвенности, любят характеризовать себя жертвами других людей, которые только называют себя жертвами. Мы соревнуемся, чтобы выяснить, у кого бремя тяжелее? Кто больше страдает? Кто больше болеет и мучается? Кто имеет лучшее оправдание не быть первым и сказать: «Мне очень жаль»? Мы копаемся в отделах своей памяти, названных «Истории моих обид», чтобы вытащить целую кипу и рассказывать их всем вокруг, утверждая, что это – доказательство того, что мы заслуживаем сострадания, специального содержания и освобождения от ответственности касательно других.

Обоснование нашей боли и горя может помочь нам раскрыть в себе силы и получить ценные уроки, но, когда мы погружаемся в кошмар, где мы так ранены и обижены, что не можем оправиться от этого, мы становимся эмоционально, ментально и духовно покалеченными. Мы покупаемся на нашу собственную беспомощность и становимся парализованными.

Три типичные роли

Не может быть жертвы без преследователя. Если мы хотим пожалеть себя, нам нужен хулиган или задира, которого мы будем винить в нашей несчастной беспомощности, а если мы не можем распознать его, нам следует его выдумать. После того как мы нашли своего преследователя, нам нужно придумать возможность для спасения. Нам нужен бог из машины или «случайное лицо, благоприятно влияющее на исход событий», который неожиданно появился бы в нашей жизни и решил бы все наши проблемы. Мы хотим, чтобы папочка, прекрасный принц или ангел сострадания спасли нас.

Шаманы, Хранители Земли считают, что в историях, которые мы создаем, описывая события нашей жизни, неизменно фигурируют три персонажа: конкистадор, индеец и священник. Конкистадор – это злодей, преследующий несчастного индейца, единственной надеждой на спасение которого является великодушный священник. Эти типичные персонажи действуют предсказуемо и строят козни по одним и тем же старым схемам. Пока мы от них не избавимся, мы будем постоянно впутываться в эти интриги.

Конец ознакомительного фрагмента.