Камертон для настроения
Перед концертом музыкант настраивает не только инструмент, но и свою душу, которую сверяет с камертоном вдохновения.
Камертоном этой книги-концерта могло бы стать звучание слова философия. Обычно принято переводить это слово как «любовь к мудрости», но мне кажется, что «мудрость» и «любовь» в греческом оригинале равнозначны. Более того, «любовь» стоит на первом месте. Поэтому я слово философия перевожу как «мудрость, проистекающая из любви», или «мудрость любящих». Тот, кто любит, невольно включается в мировую Книгу Жизни как читатель и соавтор, начинает постигать тайны, в ней записанные, творить себя и мир вокруг. И наилучшая форма для выражения «мудрости любящих», как мне представляется, – это поэзия. Ритмы природы, человеческих чувств и полет мысли сплавлены в ней воедино. И если стихотворение нравится, трогает душу, читатель мгновенно становится соучастником новой для него гармонии.
Мне с детства мир представлялся волшебным и таинственным, а человеческая жизнь – удивительным приключением. Но если в детстве жить с таким мироощущением достаточно легко, то взрослому человеку необходимо нечто большее, чтобы чувствовать «невыразимую легкость бытия». Например, наполнить свободное время занятиями живописью, музыкой, сочинением сказок. Все это сопровождает меня постоянно и позволяет прикоснуться к одной из самых великих тайн Бытия – Любви, а у нее много разных обликов, в которых она является передо мной, каждый раз удивляя новизной. Большинство стихотворений в этой книге – это песни, которые я исполняю в сопровождении гитары.
Как появляются стихи?
Наверное, это самое непостижимое, с чем сталкивается любой человек, прикоснувшийся к поэзии. Да, стихи приходят из Неизвестности. Для меня создание стихотворения напоминает процесс изготовления изделия из стекла. Сначала из Неизвестности проявляется ритм, а образы, смыслы и слова, притягиваясь к нему, находятся в едином, «расплавленном» состоянии. Ещё нет ни рифмы, ни строфы, но стихотворение уже начинает жить своей жизнью! А потом слова постепенно «остывают», занимая свое, единственно возможное, место. А смысл так и остается порхать внутри обретённой им стихотворной формы, как жар-птица в золотой клетке. Кто же зовет нас из Неизвестности, кто же не устает раз за разом посылать в наш мир своих рифмованных вестников? Думается мне, что это наша Душа, единая и одновременно индивидуальная, хочет поделиться своей вечной мудростью и наделить нашу жизнь смыслом. Наверное, потому так и случается, что вокруг каждого моего стихотворения обязательно возникает какая-то житейская история… Ими я обязательно поделюсь с моими читателями.