Вы здесь

Моё открытие чеченского мира. Глава вторая. Знакомство. Первые публикации (И. В. Переятенец)

Глава вторая. Знакомство. Первые публикации

И я начал писать о том, что мне было интересно. Продолжая расширять свои познания о культуре народов Кавказа и Чеченской Республики, я узнал, что в Петербурге можно найти много интересного по этим фактам. Но все это нужно было где-то публиковать. Я начал искать контакты с чеченским национально-культурным объединением, которое существует в нашем городе. Узнал, что оно сформировано в 1993 году. Тогда руководителем был Саид Дени Тепс, который занимался в годы первой чеченской военной кампании помощью беженцам, которые, спасаясь от войны, селились в нашем городе.

Чтобы поддерживать их связь с родными местами и обычаями, в 90-е годы проводились мероприятия, посвященные дням чеченской культуры. Потом президентом чеченской диаспоры стал известный петербургский ученый Абдулла Хамидович Даудов, который делал очень много для борьбы с античеченской пропагандой. Абдулла Даудов живет в нашем городе с 1973 года, когда он поступил в Ленинградский университет, затем остался работать в этом учреждении, и сейчас он является одним из ведущих его ученых. Он за свою многолетнюю деятельность написал достаточно много научных трудов и немало сделал для сохранения русско-чеченской дружбы в нашем городе. После него этот пост занимал Умиев Алхазур Исраилович, с которым я познакомился в 2008 году. Он доктор юридических наук, адвокат по специальности. Родился в 1955 году в Караганде Казахской ССР, когда его семья отбывала ссылку.

Он до войны жил в Грозном и там же получил юридическое образование. В свое время он являлся членом Всероссийской коллегии адвокатов. Он на протяжении последних лет принимал участие в организации многих культурных проектов. Но особую роль в помощи проведения культурных мероприятий сыграл один из его помощников Багаев Заинди Шамсутдинович. Заинди Багаев в 1977 году приехал из Грозного, чтобы получить профессию экономиста, и остался жить в Ленинграде. Он помогал чеченским художникам, которые живут в нашем городе, устраивать выставки и занимался благотворительностью, помогая бедным. Вот с такими интересными людьми меня сводила судьба. Встретившись с Алхазуром Исраиловичем, я получил много полезной информации. Он многое мне рассказывал, какая в его время молодости в Чечено-Ингушетии была жизнь.

После встречи началось сотрудничество с чеченской диаспорой. Поскольку времени свободного появилось больше, я стал использовать его для занятий в Российской национальной библиотеке в отделе национальных литератур народов бывшего СССР, открыв для себя книги, опубликованные на чеченском языке в довоенное советское время, очень интересных авторов, писавших на чеченском языке: Хож-Ахмеда Берсанова, Магомета Амаевича Мамакаева, Мусы Ахмадова, Асет Батукаевой. Постепенно стал делать переводы на русский стихов и прозы. Впоследствии, сделав ксерокопии с этих изданий, оказал посильную помощь библиотеке Академии наук Чеченской Республики, в которой данные издания оказались попросту утрачены.

По просьбе сотрудников Академии я собирал информацию о тех чеченских изданиях, что были написаны еще на арабском языке и хранятся в Институте востоковедения. Современные журналы, изданные в Грозном уже в наши дни, там же были и нужные мне телефоны. Позвонил в Чечню и вышел на контакты с Духовным управлением мусульман по Чеченской Республике, которое мне помогало связаться с министерством печати и министерством культуры, а последнее – соединиться с местной республиканской газетой, с которой я сотрудничал почти год, сначала в качестве внештатного корреспондента. Благодаря этому я познакомился с интересными людьми, о которых писал статьи. И главное, я смог заниматься тем, что было мне близко и интересно – я писал о культуре и о людях, работавших в очень интересной художественной традиции, соединив в своем творчестве и этническую кавказскую, исламскую и русскую, поскольку за плечами у каждого из них была великолепная ленинградская художественная школа.


Вот что из этого получилось.

Еще будучи студентом, на одной из выставок я обратил внимание на одну яркую интересную работу. В хмурый петербургский день словно ворвался яркий луч солнца, оживив его свежими красками. Автор оказался преподавателем того же вуза, где я учился. Это Саид-Хусейн Элемсултанович Бицираев, заслуженный художник Чеченской Республики, профессор Санкт-Петербургской художественной академии имени А. Л. Штиглица, один из ведущих преподавателей кафедры общей живописи, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина. Более подробное знакомство с его творчеством открыло для меня особый мир. Саид Султанович Бицираев родился в 1954 году в Киргизии, где его родители жили на спецпоселении после депортации 1944 года. Это было тяжелое время для его семьи. В 1957 году, когда Саиду было всего три года, семья смогла вернуться в родную Чечню. Ее природа, сочные южные краски будили воображение будущего художника, который с детских лет проявил способности к рисованию. В 1969 году он поступает в Краснодарское художественное училище на отделение декоративно-прикладного искусства, которое заканчивает в 1973 году. Через год Саид Бицираев переезжает в Ленинград и готовится к поступлению в Институт имени Репина, как тогда называлась Академия художеств. Его успехи были очевидны, и в 1975 году он уже студент. В студенческие годы Саид Султанович много работает, осваивая примеры академической школы Ленинграда. Среди его любимых педагогов – Юрий Михайлович Непринцев, величайший русский реалист второй половины XX века, прививший художнику любовь и к совершенному рисунку, и к идеально продуманным композициям. Но Саид Бицираев – один из тех мастеров в нашей стране, кто, в совершенстве овладев основами академической школы, сохраняет верность своей индивидуальности, развивая национальные художественные традиции, что сказывается как на содержании, так и в особом пластическом языке работ. Многие его картины посвящены истории национальной культуры. В картинах преобладают яркие, порой контрастные цветовые сочетания. Фигуры людей, элементы пейзажа становятся орнаментальными символами, навевая воспоминания о народном творчестве. И все это в соответствии с замыслом художника, согласно которому в его творчестве появляются и реалистически написанные портреты, и кубически изломанные напряженные композиции на военные темы, и воздушные горные пейзажи. Перерабатывая все, он создает свой неповторимый художественный язык. Через все творчество Саида Султановича проходит одна из главных тем: судьба чеченского народа, его жизнь, его история. В моей статье мне бы хотелось рассказать о нескольких его работах, посвященных этой теме. Первая написана в 1989 году. Это довольно большое монументальное полотно (150 х 165), выполнение в технике масляной живописи, называется «Старики (Разговор)». Художник пишет теплый день, дерево у деревянного дома, в тени которого на скамье расположились старейшины, чтобы послушать радиоприемник. Идет живое обсуждение новостей. Мы все еще хорошо помним это время, когда, казалось, вся страна жила не отрываясь от телевизоров и радиоприемников, горячо обсуждая новости перестройки. И эти пожилые люди с вниманием слушают приемник, пытаясь предугадать то, что принесут им эти перемены. Чувствуется, что автор с большой симпатией относится к своим героям, осеняя их группу ветвями дерева и освещая яркими пятнами солнечного света. Эта картина еще тесно связана с академическими традициями, но сочный колорит и яркий свет могли возникнуть только в тех условиях, в каких рос художник и жили герои его работы. В картине нет ярких контрастов. Вся она: и своей композицией, живописной техникой и колоритом – является олицетворением вечного мира. Картина написана в довоенную эпоху, когда казалось, что этот мир будет вечным. Вместе со всей страной и своим народом художник пережил обе чеченские кампании как величайшую трагедию. Война затронула весь чеченский народ и тех, кто не жил в это время в Чечне. Саид Бицираев вмести с соотечественниками разделяет горе, которое потрясло его Родину. В его творчестве много работ, посвященных этой теме. Мне бы хотелось остановиться на двух из них. Одна из них называется «Грозный». Художник написал ее в 1995 году. Здесь Саид Бицираев показывает разрушенный город, руины домов, клубы дыма, силуэты людей, чудом уцелевших в этом кошмаре, и на переднем плане – мертвая женщина в платке. Боль и трагедия здесь не просто описаны – они кричат с картины изломанными косыми линиями, контрастными пятнами цвета, вспышками алой крови и пламени пожара. В этой работе многое от конкретного репортажа с места события: все правдиво и реалистично и в то же время обобщенно. Глядя на эту картину, понимаешь, что это не просто трагедия одного города, но это общая боль. Это как «Герника» у Пикассо, где конкретная трагедия стала символом войны. Еще одна картина, посвященная военной тематике, – работа «Война!» 1996 года. Она выполнена темперной краской, обладающей декоративной насыщенностью. И здесь Саид Бицираев делает акцент на цвет. Используя синий, желтый и алый, художник пишет пронзительный в своей простоте сюжет: мы видим девочку, которая выглядывает из приоткрытых ворот. Но ее дом разрушен. Автор пишет синим цветом его зловещий остов. Этот цвет как отражение ночи, когда, возможно, погибли все близкие этого ребенка. А мирная деталь – ворота, они обагрены кровью. В образе девочки нет конкретики. Это символ тех детей, что остались сиротами. Но это и символ всех детских страданий в любой войне. Еще одна картина, которая привлекла мое внимание в творчестве Саида Султановича Бицираева, это работа «Одинокая башня», написанная в 2004 году. Здесь нет прямых ассоциаций с военными событиями или с конкретным этапом в истории. Но это очень глубокое философское произведение. Знаменитые чеченские башни, являющиеся частью мирового культурного наследия, художник писал неоднократно. На Северном Кавказе эти сооружения служили сторожевыми и наблюдательными пунктами, откуда воин мог увидеть неприятелей, а их ансамбль – своего рода крепостью. Но сторожевые башни еще и символ рода, являющийся собственностью семьи. В картинах художника Бицираева они символизируют воинственных мужчин. Очень часто на их фоне он пишет воинов на конях. Здесь же изображена одинокая башня, стоящая среди гор. Эта картина одна из самых необычных, в живописном плане, работ художника. Яркие большие плоскости контрастных цветов сменяются мягкими цветовыми переходами. Саид Султанович детально прорисовывает каждый сантиметр бескрайнего горного пейзажа, где ритмически сменяют друг друга освещенные солнцем вершины. Холодные синие и зеленые цвета сочетаются с золотистыми и розовыми, создавая атмосферу раннего утра. В этой тонкой по цветовым переходам и подборной живописи отражено настроение художника. Мазок за мазком, он пишет свою картину, осмысливая изображенное. В центре композиции – одинокая чеченская башня. Как могучий богатырь, возвышается она над окружающим пространством. Но здесь не все так однозначно. Художник показывает башню как чудом уцелевший пример национальной чеченской культуры. И она становится ее символом. Саид Султанович явно пишет место, где прошли боевые действия. В правой части внизу – пробоина. Ее положение неустойчиво. Характерно, что эта часть погружена в тень. А вот там, где стена башни целая, там сияет яркий солнечный свет, вселяя нам надежду на возрождение этого края и сохранение этих древних башен и древней культуры чеченского народа. Саид Султанович Бицираев живет и работает в Санкт-Петербурге. В настоящее время он, с одной стороны, интереснейший художник нашего города, с другой, один из тех, кто сохраняет и развивает традиции национальной чеченской культуры в столь не простое для этого народа время. Без его творчества картина художественной жизни Петербурга была бы не полной. Его полотна можно увидеть в выставочных залах Москвы и Западной Европы. Саид Бицираев открыт миру, много путешествует. Среди его полотен можно увидеть пейзажи и людей Греции, Испании, Китая. Но каждый раз понятно, что их писал художник с яркой индивидуальностью, отражающей мироощущение своего народа, его традиции. (Статья опубликована в газете «Вести республики». )

Хочу еще сказать, что мне, начинающему искусствоведу, очень полезно, что одна из первых моих публикаций была посвящена столь значительному для российской культуры мастеру. Я с большим теплом вспоминаю наше с ним общение, его тактичность по отношению ко мне, тогда еще совсем неопытному молодому человеку. Его дом, мастерская, картины дали мне то, чему очень сложно научиться в стенах вуза: живое общение с художником, возможность «видеть» картину, анализировать живопись. Это была очень серьезная школа, позволившая мне и в дальнейшем находить контакт с художниками, среди которых я наиболее близко сошелся с двумя удивительными талантливыми живописцами с непростой судьбой: братьями Абаевыми – Султаном и Лечи. Сначала я познакомился и написал статью о творчестве младшего их них – Лечи, чья личная история поразила меня. Трагическая история человека, попавшего под каток войны, раненого, потерявшего все, но при этом продолжавшего заниматься живописью, впечатляет. Надо сказать, что его страданья были вознаграждены. Помыкавшись в Санкт-Петербурге без жилья и возможности заработка, он в конечном итоге оказался в Бельгии, где создал новую семью, и, наверное, Бог вознаградил его за все страдания. Потом Лечи переехал жить в Швейцарию. Ну а мне посчастливилось опубликовать о нем статью в газете «Вести республики».


Выставка Лечи Абаева в Санкт-Петербурге. В апреле 2009 года при содействии Вайнахского конгресса в санкт-петербургском Дворце культуры имени Горького проходила выставка заслуженного художника Чеченской Республики Лечи Абаева.


Имя этого мастера хорошо знакомо любителям живописи Санкт-Петербурга. Он родился в 1957 году в Киргизии, где его родители жили после депортации. В 1958-м, когда ему исполнился всего лишь год, семья возвращается в Чечню. С детства Лечи проявил способности к рисованию: он учился в художественной школе Грозного и после ее окончания вмести с братом Султаном решил поступить в Махачкалинское художественное училище. Однако его ждала неудача: он не поступил и был призван в армию. Его брат Султан тем временем учился в училище и, после того как закончил, поступил в Ленинградский институт имени И. Е. Репина (так тогда называлась Академия художеств). После армии в 1977 году Лечи Абаев переехал в Ленинград и работал охранником на заводе «Балтийская верфь». Уже в 1981 году Абаев поступил в выбранный институт. Учился у лучших преподавателей того времени в мастерской Евсея Евсеевича Моисеенко, осваивая традиции отечественной реалистической школы. В 1987 году он завершает образование. Его дипломная работа «Мюриды революции» была посвящена истории Чеченской Республики двадцатых годов. Лечи Абаев устраивает выставки своих картин одновременно в Ленинграде и в Грозном и почти сразу же после окончания института становится членом Союза художников, что в реалиях того времени говорит о довольно быстром признании таланта молодого мастера. Сейчас он член Союза художников Санкт-Петербурга и Чеченской Республики, имеет звание заслуженного художника Чечни. Время, когда Лечи Абаев делал первые самостоятельные шаги в искусстве, было достаточно сложным: первые открывшиеся окошечки свободы увлекали художников поверхностными ее символами, возможностью пробовать себя в чем-то новом, часто изменяя себе, своей сущности. Смелая тематика, новые приемы, подсмотренные у иностранных мастеров – сейчас многое из того, что тогда привлекло зрителя, выглядит смешно и легковесно. Лечи Абаев остается верен традициям русской реалистической школы и своей национальной культуре. Однако реалистической манере чуждо подробное фотографическое описание. Обобщая форму, работая с широкими плоскостями цвета, он старается выявить нечто главное в изображаемом, докопаться до сути. За время работы у него сложилась особая цветовая палитра: насыщенная и в то же время благородно сдержанная. И все это – при идеально продуманной, почти сконструированной композиции и четкости рисунка. Подобная художественная манера, при сохранении индивидуального почерка, характера для ряда мастеров, выходцев с Кавказа, получивших художественное образование в Петербурге. На выставке художник представил свои работы, написанные в последнее десятилетие. Естественно, что большинство из них посвящено родной Чечне, ее людям, ее истории. Та страшная война, конечно, тоже присутствует в его живописи, но не в виде натуралистических воспроизведений конкретных событий, а в виде знаковых символов. Это воины в национальных костюмах, женщины в темных платках, скорбящие на руинах. И конечно же, символ национальной культуры – чеченские башни. На одной из его картин башня возвышается среди развалин на фоне военного зарева как символ стойкости и мужества. Это одна из самых запоминающихся работ на выставке – «Земля отечества». Здесь написанная на огненном фоне башня напоминает силуэт человека, опаленного невзгодами, но выстоявшего под натиском испытаний. На выставке немало и других работ: пейзажей, портретов. С любовью пишет художник и свои родные башни, и горные аулы, и неброскую северо-запада. Его портреты отличает искренне внимание к модели, стремление передать не только общее впечатление, но и характер человека. Мне бы хотелось остановиться на небольшом карандашном портрете чеченской девочки. Это дочь друга художника из Ножай-Юрта. Сама техника, выбранная художником, довольно сложна, ею нужно владеть только совершенно. Простой штрих, и линия на бумаге сразу же показывают уровень мастерства художника, которым обладает Лечи Абаев. И в этой неробкой работе мы видим искренне широко раскрытые глаза ребенка, ее полный надежды взгляд. В этом изображении конкретного человека есть что-то символическое. Глядя на эту работу, понимаешь, что этот ребенок много пережил из того, что тяжело дается даже взрослым, но при этом девочка – удивительно тонкий одухотворенный человек, искреннее верящий в светлое завтра. Хочется верить, что этим надеждам суждено сбыться. Среди центральных работ последнего времени – портрет Ахмат-Хаджи Кадырова. Это не просто картина, на которой изображен лидер Чечни. Здесь художник решил поставить перед собой очень важную задачу: показать своего рода идеал политика Чечни. Ахмат-Хаджи Кадыров на картине изображен в виде духовного лидера, в светской одежде чиновника и с красной тюбетейкой на голове. Он создал образ мусульманина и человека, который призывает свой народ к мирной жизни, что было достигнуто именно благодаря его деятельности. В эпоху Ахмата Кадырова в Чечне наступило возрождение республики. В 2003 году кончилась война. После второй чеченской кампании началось восстановление разрушенных городов. Лечи Абаев тоже видел войну и неоднократно бывал в Грозном. Кистью художника в картинах отражена жизнь современной Чечни, надежды и чаяния ее людей, прекрасные уголки природы этой республики. Для петербургского зрителя эта выставка стала прекрасной возможностью достаточно полно познакомиться с творчеством интересного художника Лечи Абаева, живущего в нашем городе, чье искусство – часть многогранной культуры Санкт-Петербурга. Для земляков она имела, наверное, еще и особый смысл: находясь вдали от того места, где ты родился и вырос, всегда приятно увидеть нечто близкое и знакомое. Помогал художнику организовать выставку Вайнахский конгресс, располагающийся в Санкт-Петербурге и ряде других регионов России. Он оказывает моральную, социальную и юридическую поддержку выходцам из Чеченской Республики, здесь же осуществляются культурные программы, помогающие узнать о национальном своеобразии чеченского народа: проводятся тематические мероприятия, концерты, выставки. В какой-то мере искусство Лечи Абаева и эта выставка – это культурный мост между двумя такими разными регионами нашей страны (Чечней и Санкт-Петербургом), у которых при ближайшем рассмотрении оказывается много общего.


Еще более тесные отношения у меня сложились с Султаном Абаевым, этой дружбе было много лет, и мы часто общались, обсуждали все насущные вопросы. В свое время я опубликовал о нем в газете «Вести республики», в агентстве «Грозный-Информ» и в Московской ассоциации чеченских национально-культурных объединений «Вайнахский конгресс России».


Чеченский художник Султан Абаев.


В Санкт-Петербурге имя заслуженного художника Чеченской Республики Султана Абаева знакомо многим зрителям, следящим за современным искусством. Более того, за те годы, что связывают его с нашим городом, наверное, многие воспринимают его как петербургского художника, поскольку его творчество неотделимо от общего развития художественной культуры города. Султан Абаев – представитель большой художественной семьи: два младших брата тоже художники. Его жизненный путь очень типичен для чеченцев поколения 50-х. Родился Султан Абаев в 1954 году в Киргизии, в поселке Хайдаркан. В 1958 году ему было 4 года, а его брату год, когда их родители вмести с ними переехали в родную Чечню. Рано проявив способности к рисованию, Султан учился в грозненской изостудии у Николая Федоровича Ломтюгина. Затем была учеба в Махачкалинском художественном училище, среди педагогов которого он с большой теплотой вспоминает Александру Ивановну Марковскую. Уже тогда обнаруживается тяга художника к большой картине. Тема его дипломной работы связана с Победой в Великой Отечественной войне. Решает ее молодой художник весьма оригинально, изобразив греческую богиню победы Нику Самофракийскую рядом с фигурой солдата, тем самым соединяя тему победы своих отцов с древней историей. Данная работа задумывалась как декоративная роспись. И эта тяга к монументально-декоративному искусству привела Султана Абаева в 1981 году в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Путь в легендарную Академию художеств был непростым. В 1978 году Султан пробует себя в педагогике: он преподает в изостудии города Аргуна, затем трижды пробует поступить в институт. И наконец он студент кафедры монументальной живописи под руководством Андрея Андреевича Мыльникова, одного из крупнейших мастеров российской живописи XX века. Андрей Андреевич чрезвычайно строгий педагог, и система отбора художников на эту кафедру достаточно жесткая. Но среди однокурсников работы молодого художника выделяются своей оригинальностью и высоким профессионализмом. Свою дипломную работу Султан Абаев, естественно, посвятил тому, что знал и любил – жизни горцев. Предполагалось, что эта декоративная роспись украсит будущее метро, которое планировали строить в Грозном. Но обстоятельства, связанные с переменами в Советском Союзе, и война в Чечне не позволили реализовать этот план. Султан активно выставляется в Чечне и в Ленинграде. В 1994 году он вступил в Союз художников Санкт-Петербурга, а в 2002-м он стал членом Союза художников Чеченской Республики. Живя много лет в Санкт-Петербурге, Султан Абаев переживает за судьбу своих соотечественников, своей республики. В картинах он старается раскрыть темы, связанные с национальными художественными традициями. В его работах последних лет преобладают пейзажи родного края. Он пишет их не только по памяти. Художник часто бывает на родине. И хотя в его работах нет изображения военных действий, разрушений, но трагедия, пережитая его народом, здесь присутствует. Более того, многое из того, что было когда-то написано, сейчас уже не существует: нет тех колоритных аулов с их уникальной жилой архитектурой, изменены ландшафты, пострадали многие уникальные чеченские башни, которые он так любит писать. Для него они не только символ мужского воинского, богатырского духа его народа. Это символ вечности, великой культуры, способной победить все невзгоды, рядом с которыми сиюминутные проблемы, недобрые интересы конкретных людей – пыль и суета. В одной из центральных картин, посвященной этой теме, – «Башни» (1995) – эти башни стоят среди гор, среди синего неба, как могучие богатыри. И кажется, ничего невозможно изменить на этой земле. Но Султан Абаев – художник, связанный с мировой культурой. Помимо национальной, его привлекают темы, связанные с культурными традициями всего мусульманского Востока. Одна из его работ, которую я видел у него в мастерской, называется «Правильная музыка». Своей композицией она заставляет вспомнить знаменитые восточные миниатюры. На картине изображены люди, двое из которых играют в дудочку. Их смуглые фигуры (действие происходит в Северной Африке), контрастируют с основным фоном, а цветовой и композиционный ритм как бы является единственным продолжением той протяжной таинственной мелодии, что звучит в картине. Получит ли эта музыка дальнейшее развитие в его искусстве или нет? Увидят ли петербургские и чеченские зрители новые горные пейзажи? Думается, что ответы на эти вопросы будут не только положительными, но и интересными зрителю, как уже более двадцати лет интересно ему все творчество замечательного чеченского художника Султана Абаева.

Я старался не пропускать ни одного мероприятия, где выставлялись чеченские художники, и всегда писал заметки в грозненской газете, в интернет-изданиях и в Московской ассоциации чеченских национально-культурных объединений «Вайнахский конгресс России».


Выставка чеченских и ингушских художников в Доме национальностей города Санкт-Петербурга.


26 ноября 2009 года в Санкт-Петербургском Доме национальностей открылась выставка, организованная при непосредственном участии Вайнахского конгресса. Она объединила известных художников, живущих в нашем городе, чья жизнь и творчество связаны с Чеченской Республикой. Это Саид Бицираев, братья Султан, Лечи и Леми Абаевы, Раип Насибиллин, Рустам Яхиханов и Марьям Дотсон. Большинство произведений на выставке принадлежит кисти Султана и Лечи Абаевых, чье искусство тяготеет к освещению тем, связанных с переломами, историческими моментами в жизни страны. Так, картина Султана Абаева называется «Начало века». Написанная в 2005 году, она отражает глубину раздумий художника о прошлом и будущем. Здесь больше философских ассоциаций, чем конкретики событий. Султан Шамсутдинович в центре своей композиции изобразил человека, отвернувшегося от нас и опустившего руки за спину. Он смотрит вперед в начало следующего века, и что там ждет его – неясно. Тот суровый колорит, что выбрал художник для своей работы, отражает сложную и напряженную атмосферу, в которой она создавалась. Не менее драматическая по содержанию картина есть и в творчестве Лечи Абаева. Она называется «Реквием». Написанная в 1993 году, когда вся страна стояла на изломе и многое было неясно с ее будущим, она отражает то состояние трагизма и неопределенности, что царило в российском обществе. На картине представлено изображение молодого солдата Российской армии. Он остановился на краю пропасти, в правой руке держит свои очки, на его лице царит растерянность, и только белая трость помогает ему двигаться. Слепой идущий человек – образ, часто появляющийся в мировой художественной традиции в переломные сложные эпохи, когда дела человеческие приносят горе и страдания. Невозможно равнодушно пройти мимо полотна Лечи Абаева «Апокалипсис». Здесь художник уходит от российской конкретики, обращаясь к библейской теме. На темном фоне картины четко видны кровавые силуэты. Это то ли ангелы, то ли огни, закрывающие солнце. Тем самым художник заставляет нас задумываться о том, что рано или поздно приходит расплата и каждый получает по заслугам. Саид Бицираев на этой выставке представил ряд работ, связанных с чеченской историей. В 1992 году им была написана картина «Хайбах», посвященная трагическому событию 23 февраля 1944 года, когда чеченцев депортировали в Казахстан и Киргизию. Много в тот роковой день погибло людей. В своей композиции Саид Султанович изобразил лики чеченских женщин в белых платках. Окруженные дымкой облаков, эти лица-призраки становятся символом вечной скорби и памяти. У Саида Бицираева на этой выставке есть работа, посвященная военной тематике. В 1998-м было написано полотно, где в центре на опаленной земле – фигура ребенка с автоматом в руках. Это страшное оружие так не предназначено для рук ребенка, хоть и воспитанного в традициях древней воинской культуры. Произведение художника воспринимается не только как символ мужества и стойкости, но и поруганного войной детства. Но большинство работ, представленных на выставке, отражают вполне мирные темы и наполнены позитивным звучанием. Некоторые из них написаны еще в начале творческого пути художников. Так, картина Саида Бицираева «Джигит» была выполнена в 1981 году, в момент окончания им Института имени И. Е. Репина. Здесь джигит символизирует вольного человека, и манера исполнения этого образа передает зрителю ту огромную энергию и позыв к свободе, какой наделил мастер своего героя. Похожая работа по тематике есть и у Султана Абаева. Это «Жизнь горцев». В 1987 году она стала основой его дипломной работы. Характерно, что в картинах, написанных в восьмидесятые годы прошлого столетия, есть нечто общее. Они отражают гармоничное ощущение художником себя в обществе. Сейчас эту гармонию передают пейзажи родной земли: горы, долины, знаменитые чеченские башни – они присутствуют в творчестве каждого из этих мастеров. Творческая манера художников, их неповторимый очерк открывают нам многообразие красоты чеченской земли. Пожалуй, одной из самых привлекательных картин в этой части экспозиции является полотно Леми Абаева «Ясный день в лесу». В этом изображении леса среди гор, речки, сверкающей под лучами солнца, столько любви и восхищения родной природой, что оно переносится в выставочный зал, в эту хмурую петербургскую осень. Работы ингушской художницы Марьям Дотсон немного другие. Ее больше привлекает человек, его психология, определенные типажи. Одна из ее картин – «Молодой Давид». Лицо заполняет почти все пространство холста, заставляя нас вглядываться в каждую черточку, выражение глаз, устремленных вверх. Это и молодой библейский пророк, и вполне конкретный человек. Также подробно крупным планом пишет она и портрет землячки, и лицо героини очень эффектной картины «…ты упал с неба». Здесь художник использует коллаж и прием «картина в картине», окружая свою героиню многими композициями, через которые рассказывается ее история. Еще один из чеченских художников – Рустам Хожаевич Яхиханов. Две его картины посвящены жизни горского народа: это скачки и охота джигитов на волков. На выставке также представлена работа татарского художника Раипа Насибуллина, который в конце 1970-х – начале 1980-х прошлого столетия вместе с Султаном Абаевым работал в аргунской изостудии, куда был направлен после окончания Махачкалинского училища. Несмотря на то, что в силу обстоятельств он был вынужден покинуть Чечню из-за призыва в армию, все же сохранил дружбу и творческие контакты времен молодости. Поэтому в экспозиции его картина «Феномен двадцатого века» выглядит весьма органично. В ней отражен оригинальный взгляд на историю, которую художник представил как колоду карт. Вверху на картинах зарубежные политики, внизу те, кто вершил судьбы нашей страны, – Ленин, Сталин, Горбачев. И по всем параметрам наша страна проиграла. Не те карты были! В целом выставка получилась очень интересной. Она не просто дает возможность познакомиться с современными чеченскими художниками, но, прежде всего, с очень качественной оригинальной живописью, способной пробудить зрителя к размышлениям и наполнить его мир краской. Особо хочется отметить вернисаж, организованный Вайнахским конгрессом. Здесь звучали чеченские мелодии, песни в исполнении чеченских артистов. И это был настоящий праздник не только для представителей диаспоры, но и для всех посетителей Дома национальностей.

Конец ознакомительного фрагмента.