Глава 2
Петербург – Москва
4
Прошёл ещё месяц. Мне стало казаться, что я уже лучше понимаю язык, людей, ситуации. А ещё я стал легко менять свои планы. И когда менял их, уже не думал, правильно сделал или нет. Постараюсь объяснить почему. Например, вы пошли в магазин, а пришли на выставку или на концерт. На выставке или на концерте вы встретили вашего знакомого и пригласили его к себе. Пришли домой, а он открыл портфель и достал сыр и хлеб, за которыми вы и пошли в магазин. До утра вы говорили… И то, о чём вы говорили, оказалось очень и очень важным для вас и для него… Потом он ушёл. На столе остались лежать и сыр, и хлеб. А может, не остались. Но не это было главным… Главным было то, что вы получили ответ или ответы на важные для себя вопросы. Или, может, у вас даже родились новые интересные идеи. В общем, с «господином случаем» в мою жизнь стали приходить такие чудеса…
Теперь я понимаю, что если бы я не послушал Илью, то со мной не случилось бы того, что случилось. А случилось вот что.
Как-то вечером мне позвонил Никита Михайлович, с которым отец когда-то учился в одной группе, когда был студентом. Я уже встречался с ним несколько раз. Встречались мы в кафе «Дома книги»1. Никита Михайлович интересовался жизнью во Франции, ситуацией на рынке, влиянием кризиса на экономику, спрашивал об отце, маме, их работе, о моих планах. О себе рассказывал мало. Сказал только, что у него строительная фирма, что он много работает, что был два раза женат, есть дети, которые уже давно живут самостоятельно.
Итак, он позвонил и сказал:
– Серж, я через два дня еду на своей машине в Москву. У меня там дела есть. Думаю, всё решу часа за два. А потом хочу съездить в одно интересное место. Это километрах в 120 от столицы. Хочешь поехать со мной? Поехали! Не пожалеешь!
– А когда надо дать ответ?
«Дом книги», Санкт-Петербург
– Вчера! – засмеялся Никита Михайлович.
– Поехали, – сказал я и подумал: «А ведь раньше мне нужно было бы время, чтобы хорошо подумать и подготовиться. Раньше бы я начал задавать разные вопросы о поездке…»
– Вот молодец! Вот это по-нашему! По-русски! Молодец, мой молодой француз! Человеком становишься! Сейчас тебе ничего рассказывать не буду. И ты не спрашивай. Приедешь – увидишь и на месте всё сам узнаешь.
– Сюрприз будет?
– О! Ещё какой сюрприз! Не просто сюрприз, а самый большой сюрприз! Тебе понравится! – он засмеялся и добавил: – Я точно знаю! Очень понравится! Сто раз спасибо потом мне скажешь.
Комментарий
1 «Дом книги» – крупнейший универсальный книжный магазин на главном проспекте (Невском проспекте) в Санкт-Петербурге.
5
Никита Михайлович приехал за мной рано утром. Было ещё темно.
– Сколько до Москвы километров? – спросил я, сев в тёплую машину.
– 687. Рукой подать1. Если повезёт, часов за девять доедем. Ну что? В путь?
– В путь! – улыбнулся я и подумал: «Шутит. Приедем к обеду!»
Я даже подумать не мог, что дорога будет и правда такой долгой и что ехать мы будем на новеньком «Экстрейле»2 целых десять часов.
Я ехал и думал: «Мои русские друзья говорили, что в России две беды – дураки и дороги. Ну, дураки-то есть везде. Но такие дороги я встречал у нас только в деревнях. Это дороги через поля. По этим дорогам ездят только на тракторах… Ездят редко. А тут дорога между двумя российскими столицами… И движение по ней как в большом городе. Что же будет за Москвой-то?.. И зачем я поехал?.. Французский дурак на русской дороге…»
Чтобы не думать о плохом, я решил узнать, куда всё-таки мы едем.
– А куда мы поедем после Москвы?
– Эх, француз Серёга, говорил же тебе: сюрприз будет! Ну да ладно… Слышал что-нибудь о войне Наполеона с русскими?
– Слышал. Но давно… Когда в школе учился. Наполеон победил русских и взял Москву.
– Не понял. А кто же тогда победил Наполеона?
– Веллингтон3.
– Веллингтон – это после Ста дней4. А почему были Сто дней-то?
– Наполеон был в ссылке и бежал из неё.
– А почему он был в ссылке?
– Почему?
– Ну ты даёшь! Потому что наши казаки были в Париже! А перед этим Наполеон действительно был в России, в Москве. Знаешь, после наших казаков какое слово во французском появилось? «Бистро»! Это от русского слова «быстро». Ты что, про Бородино не слышал?
Г. Э. Опиц. Казаки в Париже в 1814 г.
– Что-то слышал… Но очень давно. Думаю, уже и не вспомню что.
– Это деревня, где в 1812 году сражались французы и русские. Мы едем на Бородинское поле!
– Зачем? Вы хотите провести для меня экскурсию?
– Ну, и экскурсию тоже можно. Слушай сюда внимательно: там сейчас землю продают! Надо успеть купить участок, дружок5, пока не очень дорого. Сейчас можно большой участок купить за смешные деньги. Вот я и подумал, что будет здорово, если у твоей французско-русской семьи будет там свой участок. В этом есть огромный символ, Серёга! Но главное, это очень выгодное дело!
– Какой символ?
– Россия и Франция – дружба навек! Красивый символ, Серж? Правда?
Я не знал, что сказать, и спросил:
– А почему выгодное дело?
– Сегодня наши люди покупают землю во Франции. Что скажешь? Молодцы! А вот вы, европейцы, ещё не поняли своего счастья. Не поняли, что надо у нас покупать землю, пока есть возможность! Вы, Русиновы, можете стать первыми французами, которые купят землю на Бородинском поле! О вас все газеты напишут! Вас по телевизору покажут! Весь мир о вас узнает в этом… в Интернете… Вы станете очень известными, и твой отец заработает ещё больше денег. Бесплатная реклама! Потом, если не захотите иметь там землю, тихо продадите её. У вас её дорого купят. Может, кстати, я у вас её потом и куплю. Земля года через два будет стоить раз в пять или даже в десять дороже. Ну, конечно, по дружбе вы мне её подешевле продадите. Чужим-то продавать опасно. Можно потерять и землю, и деньги… Знаешь какие у нас бизнесмены есть?.. Страшное дело!
Я не знал, что на это ответить. Я абсолютно не был готов к такой ситуации. Ни я, ни родители не собирались покупать землю под Москвой в каком-то Бородине. Да и как туда добираться? Личный самолёт покупать?
– А почему вам самому там не купить землю? – спросил я.
– Я тоже куплю там участок. Вот смотри: вы купите участок, а моя компания быстро построит вам хороший дом. Всё будет чики-пуки!
– «Чики-пуки» – это что?
– Это значит «всё отлично»! На деньги за ваш дом я тоже быстро куплю себе землю. И всё будет в шоколаде! Все счастливы!
Я опять не знал, что и сказать… Мне ничего не оставалось, как подумать: «Ладно, пойду за случаем, как советовал Илья. Съезжу, посмотрю. Ведь за это больших денег никто с меня не возьмёт…»
Комментарии
1 Рукой подать – (идиом.) очень близко; недалеко.
2 «Экстрейл» (англ. Nissan X-Trail) – марка автомобиля.
3 Веллингтон (1769–1852, англ. Arthur Wellesley, 1st Duke of Wellington) – руководитель армии Седьмого антинаполеоновского союза (Великобритания, Брауншвейг, Ганновер, Нидерланды, Нассау, Пруссия) при Ватерлоо (1815).
4 Сто дней – время второго правления императора Наполеона I во Франции (20.03–22.06.1815) после его бегства с острова Эльба.
5 Дружок – ласковое или фамильярное обращение (к лицу мужского или женского пола).
6
Вот и Москва. Мы доехали до ближайшей станции метро и оставили там машину.
– Сейчас на метро поедем до «Сокольников»1. У нас будет встреча в гостинице «Бородино». Это я предложил там встретиться, чтоб символично было. Здорово, Серёжка? А?
Я хотел спросить, где и с кем, но не стал и сказал просто:
– Да уж… Чики-пуки!
Никита Михайлович рассмеялся, а я спросил: «Это в центре?»
– Почти. В деловой части столицы. До Красной площади2 минут за 20 можно доехать. Встречаемся на первом этаже в баре «Барклай». Кстати, там ещё есть рестораны «Кутузов» и «Денис Давыдов». Слышал о таких людях?
– Не уверен… Не знаю. Фамилия Кутузов знакома.
– Надо знать! Денис Давыдов – герой войны 1812 года, поэт и писатель! Наш великий поэт Пушкин считал его своим учителем! Эх, обязательно, когда буду у вас в Париже, скажу твоему отцу, что он мало тебе рассказывал о России!
Я с удивлением посмотрел на отцовского приятеля: шутит или серьёзно? Похоже, он не шутил.
– Ну, а о Барклае-то знаешь? – спросил Никита Михайлович. – Генерал Барклай-де-Толли. Участвовал в войне с Наполеоном. А ещё с Турцией, Швецией, Польшей. В 1810 году стал военным министром. Ну а в 1812-ом, когда к нам пришёл Наполеон, его убрали и поставили на его место Кутузова.
О. А. Кипренский. Портрет Дениса Давыдова
– Почему?
– Дал пройти вашему французскому императору в Россию. И вообще иностранец. Армия в него не верила… Помнишь кафе в «Доме книги»? Мы с тобой ещё там встречались. Из окон виден Казанский собор, а перед ним два памятника. Помнишь? Так вот, слева – Кутузов, справа – Барклай. Памятники там появились через 25 лет после победы над Наполеоном. А знаешь, чем памятники отличаются друг от друга?
– Нет.
– Не знаешь, так я тебе скажу: оба генерала стоят во весь рост, на обоих плащи, но… Барклай чего-то ждёт, а Кутузов даёт команду: «Вперёд!» Вот и я, как Кутузов, командую: «Вперёд!»
– Куда вперёд?
– Поговорим с Захаром. Захар – мой агент в той фирме, что продаёт землю. Поговорим – и в Бородино!
– Поздно же! Давайте переночуем в какой-нибудь гостинице, а завтра утром поедем. И потом, вы говорили, что у вас какое-то дело часа на два.
– Захар – вот наше дело! Других дел нет и быть не может!
Я с удивлением посмотрел на своего спутника.
Казанский собор, Санкт-Петербург
– Так что, дружок, поговорим с ним, и можно ехать. Тем более что нас там уже ждут. Всё организовано! Всё чики-пуки! А завтра утром позавтракаем и пойдём смотреть землю. Всё под контролем! Не волнуйся!
От папиного приятеля можно было сойти с ума… Не ожидал, что у нас с ним будут деловые отношения.
Комментарии
1 «Сокольники» – название московской станции метро.
2 Красная площадь – главная площадь Москвы.
7
В баре нас ждал молодой мужчина. Такой классический офисный работник. Я сам недавно был таким. Он был не один, а с девушкой. Девушка была похожа на модель – тонкая, длинные ноги, на лице – яркий макияж. Конечно, до вечера оставалось не так много времени, но всё же… Впрочем, за два месяца я уже привык к тому, что на милых лицах русских девушек уже с утра можно увидеть вечерний макияж.
Мужчина сказал, что его зовут Захар и он – представитель фирмы «ПМП девелопмент», которая входит в холдинг «РосЗемля». Затем он протянул визитку с золотыми буквами, и мы пожали друг другу руки. Ещё он сообщил, что девушку зовут Люся и она его секретарь. Улыбнулся и добавил, что её можно называть по-французски – Люси́. После этого он сказал:
– Наша фирма предлагает участки земли в районе Бородинского поля.
– Расскажи, что ты мне говорил по телефону, – важно сказал мой неожиданный деловой партнёр.
– Мы уже продали около 20 участков. На некоторых уже дома стоят. Есть и такие, которые строятся или скоро начнут строиться. Место очень красивое. Много деревьев. Воздух очень чистый и полезный. Машин нет. Очень спокойно. От Москвы недалеко. Можно приезжать на выходные. Может, площадка для личных лёгких самолётов будет. Тогда вообще пять минут от Москвы. Кстати, есть речка. Летом в ней можно купаться. Лучше всяких Турций и Египтов!1
– Газ? Свет? Вода? Канализация? Ты давай всё рассказывай!
– Я говорил уже вам, Никита Михайлович, всё это не проблема. Были бы деньги, – ответил Захар.
– Я-то знаю. А ты французу нашему скажи. Расскажи, что за земли.
– Во времена СССР бо́льшая часть земли была у колхоза. В этом месте сейчас 27 деревень, 2 железнодорожные станции и военная часть.
– Слушай, почему я тебе должен подсказывать, что говорить нашему интуристу? Рассказывай давай, почему эти земли продаются! Законно ли это? Давай-давай! А то клиентов серьёзных потеряешь.
– Всё законно. Когда колхоза не стало, то 658 гектаров продали бывшим колхозникам под фермы. За копейки продали. Но с фермами что-то не пошло. Вот администрация района и решила продать эти участки под ИЖС. Это значит «под индивидуальное жилищное строительство». Под индивидуальные дома, проще говоря.
– И это законно? – спросил я.
– Конечно! Иначе бы «РосЗемля» и «ПМП девелопмент» никогда бы не стали этим заниматься! Мы же люди серьёзные! На рынке уже 10 лет! В России есть закон о том, что руководитель района может разрешить строительство на своей территории. Правда, есть один момент. Надо обязательно провести собрание с народом. Народ должен сказать, что он не против, чтобы землю продавать под строительство коттеджей.
– А если люди будут против? – задал я вопрос.
– Если против, то продавать не будут. Но такого быть не может. Народ у нас в России знает, что всегда будет так, как решит начальник. А начальник решит так, как надо нам. Других вариантов нет. Я же говорю, мы – фирма серьёзная! Так что народу лучше сразу согласиться, чтобы у него не было серьёзных проблем там, где он живёт и работает.
– А такое собрание было?
– А как же! Конечно! – Захар открыл свой портфель, взял какие-то бумаги, положил их перед нами и сказал: – Вот все документы.
– Серж, смотри документы. Я их уже смотрел. Всё чики-пуки!
Комментарий
1 Турции и Египты – (мн.; зд.: ирон.) о местах недорогого и популярного у россиян отдыха за границей.
8
Я взял документы. Их было много. Нужен был хороший юрист и немало времени, чтобы их изучить и проверить.
Люся ничего не говорила. Она сидела, смотрела на того, кто говорил, и улыбалась. Мне показалось, что ей совершенно неинтересен наш разговор. Я подумал, что Захар привёл её для того, чтобы она нам понравилась. Но зачем? Ведь после встречи мы сразу уезжали из Москвы.
Конец ознакомительного фрагмента.