Вы здесь

Моя родина – Азербайджан. Глава вторая. НЕФТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА (Н. К. Байбаков, 2001)

Глава вторая

НЕФТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

Взгляд в прошлое

Известно, что история отечественной нефтяной промышленности неразрывно связана с Апшеронским полуостровом и городом Баку. Здесь впервые в нашей стране началась разработка месторождений, а также заводская переработка нефти.

История возникновения и развития добычи нефти в Азербайджане своими корнями уходит в глубины веков. Но особенно широкую известность «черное золото» Азербайджана приобрело в XIX и XX вв.

По официальным данным, промышленная разработка нефтяных месторождений в республике ведется с 1871 г. В конце XIX в. развитие добычи нефти в Азербайджане шло бурными темпами. Так, в 1872 г. добыча нефти составила 26 тыс. т, и почти вся нефть добывалась в районе Баку, который из маленького городка превратился в промышленный центр.

Развитие бакинской нефтяной промышленности тесно связано с именами таких крупных «воротил» мирового бизнеса, как братья Нобель, Альфонс Ротшильд, Маркус Сэмуэль и другие. В равной степени верно и обратное утверждение – благосостояние этих финансовых и промышленных семей в значительной степени основано на бакинской нефти, изнурительном труде бакинских нефтяников. Говоря о крупнейших индустриальных гигантах, поднявшихся на волне «нефтяного бума» в Азербайджане в середине XIX в., в первую очередь стоит назвать «Товарищество братьев Нобель», образованное в 1879 г. и просуществовавшее около 40 лет. В 80-х гг. XIX в. к бакинской нефти и ее транспортировке проявляет интерес Альфонс Ротшильд – представитель наиболее влиятельной и могущественной в Европе финансовопромышленной семьи. Именно он кредитует строительство в 1883 г. железнодорожной магистрали Баку – Батум, а в 1886 г. Ротшильды создают «Каспийско-черноморское нефтяное общество», вскоре ставшее одним из крупнейших в Бакинском нефтяном районе.

Длительное время развитие добычи нефти и ее переработку сдерживало отсутствие транспорта, а следовательно, рынков сбыта.

После того как нефть и керосин стали перевозить примитивным гужевым транспортом – в основном на верблюдах в бурдюках, изнутри покрытых смоляным варом, – география их применения сразу расширилась.

И сейчас при современных масштабах транспортировки углеводородов, когда создана сеть трансконтинентальных нефте– и газопроводов, невозможно даже представить, что когда-то, в начале XIX в., на бакинских нефтепромыслах более половины работающих были заняты исключительно перевозкой нефти. Но с появлением емкостей для хранения нефти – сначала земляных ям, затем металлических резервуаров, впервые сооруженных в 1878 г. по проекту В. Г. Шухова, – возникают перевалочные базы, и транспортные связи начинают развиваться. Появляются цистерны, в которых нефть и нефтепродукты могут перевозиться по железной дороге. Сооруженная в 1879 г… она впервые соединила Баку с нефтепромыслами Балаханы. Затем для перевозки нефтегрузов стали использоваться наливные суда. Идея создания трубопроводного транспорта в России принадлежит Д. И. Менделееву. По его инициативе в 1897–1907 гг. был сооружен самый крупный в мире по тем временам магистральный продуктопровод Баку – Батуми протяженностью 883 км диаметром 200 мм с 16 насосными станциями.

Всего до Октябрьской революции в России было сооружено 1200 км трубопроводов общей производительностью 2.5 млн т в год. В 1980 г. их протяженность увеличилась в 50 раз, то есть можно сказать, что этот вид транспорта почти целиком был создан за годы Советской власти. Действительно, прогресс в этой области колоссальный, и тут дело не только в протяженности трубопроводов, но и в увеличении их диаметров, в переходе на более мощные и совершенные электроцентробежные насосы, полностью вытеснившие поршневые, а также во внедрении автоматизации и телемеханики. Особенно грандиозными стали масштабы транспортировки нефти и газа и по мощности, и по протяженности трубопроводов с открытием крупных месторождений в Западной Сибири, Оренбуржье, Средней Азии и Казахстане. Некоторые из трубопроводов имеют международное значение и трансъевропейскую протяженность.

Но вернемся к рассказу об азербайджанской нефтяной промышленности. Известно, что до революции добыча и переработка нефти были сосредоточены в руках нескольких крупнейших монополистических объединений: Манташева, Лианозова, «Мазут» и др. Кроме того, концентрация производства и проникновение иностранного капитала привели к тому, что в 1914 г. три иностранные фирмы добывали в России более половины всей нефти. Самыми крупными промышленниками в русском нефтяном деле были Нобель и Ротшильд. К 1917 г. в руках иностранных фирм сосредоточилось 75 % торговли нефтепродуктами в России.

Технический прогресс в нефтяной промышленности Азербайджана, несмотря на выдающиеся научные открытия и технические изобретения отечественных ученых и инженеров, осуществлялся крайне медленно. Здесь значительную роль в отличие от США играло штанговое бурение; нефть добывали желонкой, основным двигателем на промыслах была паровая машина. Никого не волновало, что много нефти терялось при извлечении ее на поверхность, а также при хранении в открытых земляных амбарах и транспортировке. Из-за низкой техники переработки только 30–40 % нефти использовалось в качестве товарных нефтепродуктов.

Период с 1901 по 1920 г. характеризовался постепенным снижением добычи нефти, а также сокращением объема буровых работ.

Нефтепромышленники, особенно иностранные, не были заинтересованы в правильной эксплуатации нефтяных залежей. Это и было главной причиной резкого падения добычи нефти. Добывали нефть преимущественно фонтанным способом. Многочисленные открытые фонтаны почти на всех площадях постепенно привели к уменьшению пластовой энергии, а следовательно, к остановке скважин. Отсталая технология не позволяла вести бурение скважин на нижележащие горизонты, содержащие большие запасы нефти. Попытки некоторых нефтяных компаний восстановить добычу нефти ни к чему не привели.

Аналогичная картина наблюдалась и на нефтеперегонных заводах. Вблизи Баку были построены керосиновые заводы; здесь вырос «Черный город» – так его называли, потому что от дыма и копоти все здания были черны. Дома рабочих стояли рядом с заводами, территория которых была пропитана нефтяными остатками…

И естественно, что добыча нефти и производительность труда находились в дореволюционной России на крайне низком уровне, ибо условия, в которых жили и работали нефтяники, были тяжелейшими.

В 1920 г. Владимир Ильич Ленин отмечал: «… мы знаем, что наша промышленность стоит без топлива, и вот мы получили весть, что бакинский пролетариат взял власть в свои руки… Это означает, что мы имеем теперь такую экономическую базу, которая может оживить всю нашу промышленность. В Баку имеется миллион пудов нефти… Таким образом наш транспорт и промышленность от бакинских нефтяных промыслов получат весьма существенную помощь».

Одной из важнейших задач, стоявших перед молодой Советской республикой, была организация хозяйственной жизни страны, национализация капиталистической собственности. Национализация нефтяной промышленности была осуществлена на первом же этапе. По декрету Совнаркома РСФСР 17 мая 1918 г. был создан вошедший в Высший совет народного хозяйства РСФСР Главный нефтяной комитет (Главнефть) для разработки мероприятий, связанных с переходом в собственность государства частной нефтяной промышленности и торговли.

Руководствуясь указаниями В. И. Ленина. Бакинский Совнарком 2 июля 1918 г. издал декрет, по которому нефтяная промышленность была объявлена народным достоянием, а 20 июня 1918 г. появился подписанный В. И. Лениным декрет о национализации всей нефтяной промышленности России. По указанию вождя в Баку была направлена специальная комиссия из высококвалифицированных специалистов, уполномоченная регулировать на месте все вопросы, связанные с увеличением добычи, переработкой и вывозом нефти. В мае 1918 г. Совнарком РСФСР ассигновал 100 млн руб. для восстановления народного хозяйства Баку, вывоза нефти и выдачи заработной платы рабочим. В мае 1918 г. В. И. Ленин и В. Д. Бонч-Бруевич подписали радиограмму в Баку: «Советом Народных Комиссаров постановлено отправить немедленно водой из Царицына в Баку большую партию хлеба в распоряжение бакинского Совдепа с тем, чтобы в первую голову и безусловно было обеспечено дело выпуска нефти в наибольшем количестве».

Нужно учесть, какое было время: разруха, голод, эпидемии, гражданская война, и тогда станет ясно, как беспредельно внимателен был вождь молодого Советского государства к нуждам трудящихся Азербайджана.

В ответ на это бакинцы, несмотря на гражданскую войну и продовольственные трудности, прилагали максимум усилий для увеличения добычи нефти: вводили в строй бездействующие скважины, буровые станки, чтобы обеспечить страну ценными топливом и смазочными материалами. Если в мае, до национализации, месячная добыча нефти составила 180 тыс. т, то в июне в Баку было добыто уже более 290 тыс. т нефти. Всего в этот период из Баку в Астрахань было отправлено около 1400 тыс. т нефти и нефтепродуктов, что оказало серьезную поддержку Советской России и Красной Армии, ведущей тяжелые бои с белогвардейцами и интервентами.

В сентябре 1918 г. мусаватистское правительство, с помощью турецких и английских интервентов временно пришедшее к власти в Азербайджане, возвратило народное богатство – нефтяные промыслы и заводы – бывшим владельцам. Нефтяное хозяйство Азербайджана тогда за короткое время пришло в полный упадок: добыча нефти уменьшилась в четыре раза, многие промыслы и заводы были закрыты. Первой заботой английских предпринимателей, хозяйничавших в Баку, был вывоз нефтепродуктов. Они начали торопиться с ремонтом трубопровода и железной дороги Баку – Батуми.

Англичанам нужна была советская нефть, и за короткий срок они вывезли из Бакинского района свыше 0,5 млн т различных нефтепродуктов.

Но бакинский пролетариат даже в мрачные годы мусаватистской реакции продолжал оказывать братскую помощь молодой Советской республике: по инициативе большевиков-подпольщиков в течение двух лет рабочие, рискуя жизнью, нелегально перевезли в Астрахань более 23 тыс. пудов бензина и нефтяных масел.

В своих колониальных планах империалистические захватчики жестоко просчитались. В апреле 1920 г. войска Красной Армии при активной поддержке бакинского пролетариата изгнали их из Баку. Покидая Азербайджан, англичане вывезли из Баку почти все запасы бензина и большое количество смазочных масел.

Итак, в апреле 1920 г. в Азербайджане окончательно победила социалистическая революция.

Время это в истории нашего государства было чрезвычайно сложное: страна остро нуждалась в жидком топливе и нефтепродуктах, а добыча нефти к этому времени упала до уровня 1872 г., объем бурения скважин по сравнению с 1913 г. сократился в 50 раз. Почти все отрасли хозяйства бакинской нефтяной промышленности были сильно разрушены. В эксплуатации находилось в 2.5 раза меньше скважин, чем в 1914 г. Требовались срочные и эффективные меры для оказания помощи нефтяной промышленности Азербайджана. На долю бакинского рабочего класса, партийных и советских органов выпала ответственнейшая задача – за короткий срок восстановить нефтяную промышленность.

Специальным решением партии в Баку был послан Сергей Миронович Киров, сыгравший видную роль в восстановлении и технической реконструкции нефтяной промышленности Азербайджана.

Созданный для руководства всеми нефтяными предприятиями Азербайджанский нефтяной комитет долгие годы возглавлял направленный в Баку А. П. Серебровский.

В. И. Ленин проявлял большую заботу о снабжении нефтяников необходимым оборудованием и материалами, а также продовольствием. В своем письме 27 мая 1921 г. в Главтоп и Главнефть он писал: «И в прессе, и в сообщениях с мест все учащаются известия об ухудшении дела в Баку. Необходимо усилить внимание и заботу о Баку. Прошу внести в СТО (Совет труда и обороны) программу систематичных мер помощи Баку с привлечением заграничных закупок. Надо установить постоянное „наблюдение“ за тем, что делается в Баку и чем мы помогаем. Установить краткие итоги по обеим статьям (а: что есть, б: что дали) и неустанно наблюдать». Но, несмотря на принимаемые меры, условия, в которых предстояло восстанавливать нефтяное хозяйство Баку, были тяжелейшими. Описывая этот трудный период, А. П. Серебровский, первый руководитель Азнефти, отмечал, что положение на промыслах было катастрофическое: не хватало ни оборудования, ни машин, ни одежды. Жилища рабочих развалились так, что в них невозможно было жить. С целью скорейшего восстановления разрушенных нефтепромыслов и решения жизненно необходимых проблем с продовольствием и одеждой для рабочих Совет Народных Комиссаров принял постановление о предоставлении права Азербайджанскому нефтяному комитету на самостоятельною торговлю с заграничными фирмами. Речь шла, как отмечал А. П. Серебровский, об обмене за границей нефтепродуктов на предметы продовольствия и одежды для рабочих. 19 июля 1921 г. на заседании СТО под председательством В. И. Ленина было принято решение об отпуске в распоряжение Главтопа в счет золотого фонда для заграничных покупок технического оборудования дополнительно 4 млн руб. золотом.

По постановлению СНХ РСФСР нефтяная промышленность Азербайджана была выделена в особую группу снабжения.

Бакинские нефтяники мобилизовали все свои силы на быстрейшее восстановление нефтяной промышленности, увеличение добычи нефти, проведение геолого-разведочных работ, ввод в эксплуатацию заброшенных скважин.

Задача осложнялась тем, что долгие годы нефтяные месторождения эксплуатировались варварски: не проводились геологические исследования, не учитывался выпускаемый при открытом фонтанировании газ, пласты оказались дегазированными и обводненными.

Добычу нефти осуществляли, как я уже подчеркивал, тартанием примитивными желонками или открытым фонтанированием. Скважины бурились устаревшим ударным способом. Резервуарами для сбора нефти часто служили просто ямы. Для перевозки нефти использовали гужевой транспорт – верблюдов, ослов.

Таким образом, нефтяникам молодой Советской республики необходимо было наряду с восстановлением заброшенных скважин, проведением геолого-разведочных работ решать также вопросы технической перевооруженности отрасли. Цель была одна – обеспечить нефтью растущие потребности страны.

В. И. Ленин, обращаясь к бакинским рабочим, в октябре 1922 г. писал: «… Посылая вам свой горячий привет, прошу вас ближайшее время продержаться всячески. Первое время нам особенно тяжело. Дальше будет легче. Победы мы должны добиться, и добьемся во что бы то ни стало».

И нефтяники сумели в короткие сроки осуществить техническое перевооружение всей нефтяной промышленности.

Сделать это было неимоверно трудно.

Несмотря на чрезвычайную занятость, В. И. Ленин не только следил за добычей нефти, ее доставкой, решением финансовых и продовольственных вопросов, но и вникал в тончайшие детали нефтяного дела.

В феврале 1921 г. И. М. Губкин с тревогой доложил Владимиру Ильичу: «Что же касается небывалого сокращения эксплуатационной деятельности, то это может грозить порчей месторождения настолько глубокой, что потом не исправить этой порчи самой напряженной и буровой и эксплуатационной деятельностью». В. И. Ленин обратился тогда к работникам Главнефти с просьбой в связи с докладами по вопросу об обводнении нефтяных скважин доставить ему срочно материалы (книги, журналы, доклады и пр.) о заграничных законах или местных положениях, карающих нефтепромышленника за оставление скважин незакрытыми, за отсутствие тампонажа и т. п. Да, в это время не было, пожалуй, страшнее врага у нефтяников Баку, чем обводнение.

Как же это произошло, спросите вы? Это случилось не сразу. Давайте проследим динамику падения добычи нефти и рост обводненности скважин. Из года в год из-за хищнической и бесхозяйственной, безграмотной, а порой просто и преступной эксплуатации месторождений число нефтедобывающих скважин в Баку сокращалось. Так, только с 1913 по 1921 г. оно снизилось с 3485 до 817. Да и до этого, уже в 1912 г., на старых бакинских промыслах в извлекаемой жидкости соотношение нефть – вода составляло 1:8.

Таким образом, создалась угрожающая ситуация. Вопрос о восстановлении работы скважин, а следовательно, об увеличении добычи нефти рассматривался на I Всероссийском съезде нефтеработников, состоявшемся в 1922 г. Были заслушаны доклады Губкина, Голубятникова и Гаврилова.

В решении говорилось: «Съезд считает необходимым принятие самых энергичных мер по возможному ограничению числа бездействующих скважин; кроме того, признает, что в первую очередь меры борьбы должны быть приняты в отношении к частям месторождений наиболее богатым, но уже обладающим признаками обводнения».

Любое решение только тогда приносит пользу, когда за ним следуют действенные меры. А в этом случае – восстановление скважин и пуск их в эксплуатацию – от геологов и нефтепромысловиков требовалась большая и напряженная работа.

В результате их упорного труда в первые годы фонд действующих скважин в Бакинском нефтяном районе увеличивался главным образом за счет ввода в эксплуатацию бездействующих скважин, так как количество новых скважин было незначительным. Но уже с 1923 г. ввод новых скважин увеличился, и добыча из них стала все более и более весомой в общей добыче нефтяного района. А в 1927 г. добыча нефти из скважин, введенных в эксплуатацию после национализации нефтяной промышленности, составила более 70 %. Этому способствовало главным образом техническое перевооружение, внедрение механизированных способов добычи нефти, когда глубинные насосы и компрессоры заменили устаревшую желонку. В конце первой пятилетки нефть, добытая механизированным способом, составила подавляющую часть всей бакинской нефти.

Для изготовления и ремонта глубинных насосов в Баку в

1925 г. был построен завод им. Ф. Э. Дзержинского; станки-качалки для глубинных насосов, групповые приводы и т. п. выпускались заводом «Бакинский рабочий».

И если в 1924 г. на промыслах Баку насчитывалось лишь около сотни скважин, оборудованных станками-качалками, то к концу 1929 г. их число возросло в 30 раз. Внедрение прогрессивного способа добычи нефти повлекло за собой замену паровой тяги электромотором, и в 1928 г. на бакинских промыслах стал главенствовать электропривод. К этому же периоду относится и создание специального оборудования для компрессорных и фонтанных скважин, что способствовало снижению потерь пластовой энергии и ценного сырья, а также позволило исключить открытое фонтанирование скважин.

Техническая революция в бакинской нефтяной промышленности охватила и бурение, ибо значение буровых работ трудно переоценить.

Еще до революции на бакинских промыслах был внедрен прогрессивный роторный способ бурения. Но в 1913 г. в Баку работало лишь 20 роторных станков; через 10 лет их число достигло 55. В конце 1927 г. на бакинских промыслах работало уже 212 станков роторного бурения, и этот вид бурения составил тогда в общем объеме буровых работ почти 72 %, решительно потеснив ударное бурение. В 1934 г. вращательный способ бурения полностью заменил ударный. Такие темпы технического прогресса позволили уже в 1925

1926 гг. достичь довоенного объема бурения, а в 1934 г. превзойти его в пять раз.

Параллельно инженеры-исследователи и конструкторы работали над дальнейшим усовершенствованием техники бурения. Уже в 1924 г. появляется турбобур Капелюшникова – новый забойный двигатель, испытания которого проводятся в 1925 г. в пос. Сураханы. В 1936 г. бакинскими инженерами П. Шумиловым, Э. Тагиевым и М. Гусманом был создан многоступенчатый безредукторный горный турбобур, сыгравший значительную роль в развитии техники буровых работ.

Созданный в 1926 г. талантливым бакинским ученым профессором Скворцовым автомат подачи долота на забой скважины при роторном бурении имел большое значение для механизации буровых работ. В 1927 г. был создан аппарат для замера кривизны ствола скважин.

Бурение все больше переходит на электроэнергию. В 1925 г. уже около 65 % буровых станков было переведено на работу от электродвигателя, что резко сократило расход нефти на собственные нужды и существенно повысило качество и культуру бурения.

Буровики бакинских промыслов, как и других нефтедобывающих районов Советского Союза, настойчиво боролись за увеличение скоростей бурения, овладевая новой техникой и улучшая организацию буровых работ.

Успешное развитие нефтяной промышленности Азербайджана во многом зависело от разведки новых площадей и подготовки их к промышленной эксплуатации. Этому в немалой степени способствовали переоснащение и прогресс в разведочном бурении; в 1932 г. скорость разведочного бурения увеличилась в два раза против 1928 г., а в

1937 г. она возросла по сравнению с 1932 г. более чем в четыре раза.

До революции в Бакинском районе разрабатывались только четыре нефтяных месторождения – Балаханы, Сабунчи. Романы и Биби-Эйбат; в начальной стадии разработки находились Сураханы и Бинагады.

В 1922 г. была начата разведка новых горизонтов на старых бакинских промыслах.

Первая же глубокая разведочная скважина в пос. Сураханы вскрыла новый продуктивный горизонт. Эта победа была отмечена на XIII съезде РКП. Президиум съезда направил бакинским рабочим приветствие, в котором говорилось: «Забивший на днях нефтяной фонтан в Сураханах является величайшим достижением бакинских рабочих в деле восстановления тяжелой промышленности Советского Союза… От имени Президиума XIII съезда РКП шлем горячий привет бакинским рабочим, в частности сураханским рабочим, и надеемся, что красный Баку – источник величайшего в мире богатства – нефтяного топлива – будет твердо и неуклонно поднимать, улучшать и развивать нефтяную промышленность».

Под руководством бакинской партийной организации и лично С. М. Кирова в апреле 1923 г. бакинские нефтяники сдали в эксплуатацию новый нефтяной промысел, созданный по проекту инженера П. Н. Потоцкого, – Бухту Ильича. Об этом хочется сказать особо.

Естественные выходы нефти и газа в Каспийском море привлекли внимание ученых и путешественников еще в XVIII в. Уже в 20-х гг. XIX столетня бакинский житель Касумбек имел на море два нефтяных колодца – один в 18, а другой в 30 м от берега при глубине моря 0,5 м.

Геолог П. И. Лебедев в конце XIX в. высказал мысль о возможности добычи нефти со дна Биби-Эйбатской бухты и на островах Каспийского моря.

Были и оригинальные инженерные предложения относительно способов добычи морской нефти при помощи специальных оснований. Но до конца прошлого века этот вопрос оставался открытым. И только в 1909 г. начал осуществляться проект инженера Потоцкого по засыпке Биби-Эйбатской бухты. Для этой цели в Сормове был построен даже специальный комплекс судов и барж.

Эти работы были продолжены и успешно завершены по инициативе С. М. Кирова уже в советское время. На вновь образованной суше разведочное бурение началось в 1922 г., эксплуатационное – в 1923 г. Наряду с этим до 1932 г. продолжались работы по засыпке бухты, названной именем Ильича.

Геологические данные по пробуренным скважинам Бухты Ильича указывали на простирание нефтеносных залежей за пределами оградительного мола и засыпанной территории. В связи с этим в 1925–1932 гг. был построен ряд оснований островного типа на деревянных забивных сваях.

К 1925 г. нефтепромысел Бухта Ильича давал 10 % общей добычи бакинской нефти. Но главное – на примере первого морского нефтяного промысла стала очевидной экономическая целесообразность добычи нефти в море. Если к 1 июля 1928 г. на организацию промысла было затрачено 20 млн руб., то нефти и газа было получено на 49,8 млн руб. Кроме того, была заложена основа для дальнейшего бурения нефтяных скважин в море.

О море можно говорить очень много – это одно из открытий века, я бы так выразился. Но пойдем дальше.

В августе 1925 г. был вскрыт подкирмакинский горизонт в Балаханах. Это также явилось большим событием в развитии нефтяной промышленности Азербайджана. Дальнейшие поисковые работы полностью подтвердили предположение академика И. М. Губкина о том, что в нижних слоях Апшеронского полуострова содержится промышленная нефть. Была установлена промышленная нефтеносность многих нижележащих горизонтов на ранее известных площадях.

Большой вклад в развитие геологических исследований в республике внес Д. В. Голубятников, на основе рекомендаций которого был открыт ряд новых нефтяных площадей. Благодаря этому к 1937 г. в разработке находилось уже 15 месторождений, из которых 11 начали эксплуатироваться при Советской власти.

Добыча нефти по новым месторождением составляла уже более 50 % всей добычи.

Таким образом, интенсивные геолого-разведочные работы и технические усовершенствования в бурении скважин позволили бакинским нефтяникам значительно увеличить добычу нефти.

С середины 30-х гг. стали меняться и методы разработки нефтяных месторождений. Главным геологом Азнефти М. В. Никитиным была разработана и получила практическое применение система разработки многопластовых месторождений «снизу вверх». Еще ранее академиком Л. С. Лей-бензоном были заложены основы подземной гидродинамики, а выполненные им в 1921 г. в Баку работы по применению теории фильтрации к процессам разработки легли позднее в основу комплексной методики проектирования разработки нефтяных месторождений.

В 1928 г. на промыслах Сураханы были впервые применены вторичные методы добычи нефти: закачка в пласт воздуха и газа в 13 скважинах дала положительный эффект.

Но успех в развитии нефтяной промышленности зависел не только от технического перевооружения отрасли, большую роль играла также подготовка квалифицированных кадров.

До революции в Баку существовало лишь одно техническое учебное заведение – ремесленное училище, открытое в 1888 г… а в 1905 г. преобразованное в среднее техническое училище.

Понимая исключительно важное значение подготовки высококвалифицированных кадров, партия и правительство приняли меры для создания целой системы нефтяного образования. В 1918 г. открывается Московская горная академия, в декабре 1920 г. на базе Бакинского училища организуется Азербайджанский политехнический институт, а в 1924 г. – Московский государственный исследовательский нефтяной институт.

Если до революции в нефтяной промышленности Азербайджана лишь 12 человек имели высшее образование, то в 1920 г. на промыслах и заводах работали уже сотни дипломированных специалистов, из них две трети – инженеры.

Все это дало возможность завершить техническое перевооружение нефтяной промышленности (первой из всех отраслей промышленности СССР) к началу первой пятилетки развития народного хозяйства страны.

Хочу особо подчеркнуть, что начиная с 1923 г. капитальные вложения, направляемые в бакинскую нефтяную промышленность, росли из года в год и спустя пять лет составили почти 300 млн руб. Основная часть их была вложена в промысловое хозяйство – в бурение и эксплуатацию, и лишь 7 % – в нефтепереработку. Такое соотношение объяснимо, если учесть, что техническая реконструкция на базе новой техники на промыслах началась значительно раньше, чем на заводах.

Действенную помощь в восстановлении нефтяной промышленности Азербайджана оказывала Российская Федерация. На территории Азербайджана не было машиностроительных заводов – почти все оборудование ввозилось из-за границы. Промышленные районы России направляли в Баку оборудование, станки, инструмент. В 1923–1925 гг. заводы «Красное Сормово» и Коломенский были основными поставщиками бурового оборудования. Продукция этих заводов получила высокую оценку бакинских нефтяников. «Станки и бурильные инструменты, изготовляемые на советских заводах, не уступают по качеству заграничным. Сормовские станки, коломенский насос – любимцы каждого бурового мастера…» – писала в 1927 г. газета «Бакинский рабочий».

Заметный вклад в развитие нефтяной промышленности Азербайджана внесли рабочие Ижорского завода в Ленинграде, освоившие производство самого разнообразного нефтяного оборудования. Большое количество труб для нефтяной промышленности Азербайджана изготовлял завод в Таганроге. Брянский завод «Красный Профинтерн» снабжал Азнефть насосными штангами, глубинными насосами и другим оборудованием.

На Харьковском заводе треста «Югосталь» освоили производство труб высокого давления, и уже в январе 1926 г. в адрес Техснаба Азнефти было отправлено 30 вагонов труб.

Только в 1926 г. в Азнефть поступило с заводов РСФСР и Украины бурового оборудования на 4,1 млн руб. А в 1929 г. сумма заказов на различное оборудование для бакинских нефтяных промыслов и Азнефтестроя превысила 50 млн руб.

В высших учебных заведениях Москвы и Ленинграда готовились высококвалифицированные кадры специалистов-нефтяников. Из Москвы, Брянска, Ростова-на-Дону в Азербайджан прибывали группы рабочих.

Самоотверженная работа трудящихся Азербайджанской ССР и помощь братских республик, а также создание мощного нефтяного машиностроения, реконструкция и строительство новых электростанций и машиностроительных заводов – им. Дзержинского, им. лейтенанта Шмидта, им. Кирова, им. Монтина, «Бакинский рабочий» и других – все это позволило бакинцам выполнить первую пятилетку по добыче нефти досрочно. В 1931 г. нефтяники республики рапортовали Центральному Комитету РКП и Советскому правительству о выполнении заданий первой пятилетки по добыче нефти за два с половиной года. В том же году нефтяники одержали другую крупную победу: превзошли уровень добычи нефти 1901 г. – самый высокий за все время промышленной разработки нефтяных месторождений Азербайджана.

За досрочное выполнение первого пятилетнего плана Указом Президиума ЦИК СССР объединение «Азнефть» было награждено орденом Ленина. Награды получили также сотни рабочих, инженеров и служащих Азербайджана и среди них А. П. Серебровский, М. В. Баринов, М. В. Никитин. А. П. Крылов. Г. Аллахвердиев, А. П. Петерсон, П. Н. Потоцкий, Я. В. Лаврентьев, А. Алиев, Н. С. Голубев, внесшие значительный вклад в восстановление и развитие нефтедобывающей промышленности Азербайджана.

В 1931 г. ЦК ВКП(б) особое внимание уделяет дальнейшему развитию нефтяной промышленности Азербайджана. Это послужило толчком к дальнейшему развороту геологопоисковых и разведочных работ, в результате широкого проведения которых бакинские геологи под руководством академика И. М. Губкина открыли и ввели в разработку в довоенные годы более 20 нефтяных месторождений, в том числе такие крупные, как Артем-море, Лок-Батан и др.

Немаловажное значение в подъеме нефтедобычи продолжали иметь и старые нефтеносные площади: Балаханская, Сабунчинская, Романинская, Сураханская и др.

Мне довелось принимать участие в подъеме нефтяной промышленности Азербайджана. Начав работать на нефтепромыслах с января 1932 г. рядовым инженером, затем старшим инженером, заведующим промыслом, я, таким образом, прошел большую школу в этом нефтяном районе – родоначальнике, если так можно выразиться, всей нашей нефтяной промышленности.

В 1935–1936 гг. я проходил службу в Красной Армии на Дальнем Востоке. Об этом периоде своей биографии расскажу ниже.

Вернувшись в родной Баку в январе 1937 г., я продолжал работать в должности заведующего промыслом. В августе того же года меня назначили главным инженером, а затем управляющим трестом «Лениннефть». Кстати, в 1982 г. было отмечено 60-летие с того дня, когда Сергей Миронович Киров выступал на митинге, посвященном открытию первого советского нефтепромысла – бывшего нефтепромысла № 8 НГДУ «Лениннефть». В честь этой знаменательной даты рабочие-нефтяники установили здесь обелиск.

Что больше всего запомнилось мне на «бакинском» этапе моей рабочей биографии? Конечно, прежде всего это люди, с которыми довелось жить, работать бок о бок, делить все радости и неудачи.

…Нелегок труд нефтяников. И казалось бы, это должно было в какой-то мере ожесточить, очерствить их души, сердца.

Но на деле, в жизни получается наоборот. Более чутких и отзывчивых, хотя с виду порой суровых и немногословных, людей мне не доводилось встречать. При этом надо учесть, что у промысловиков тридцатых годов была особая биография. Большинство из них – в прошлом батраки, неграмотные, нищие, полуголодные. Вот один только пример, одна судьба из тысяч.

Хочу кратко рассказать о человеке, с которым довелось мне работать в первые годы своей трудовой жизни. Это бывший управляющий нефтепромыслом управления «Лениннефть» ветеран-нефтяник Муса Керимович Байрамов, Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, избиравшийся в высший орган нашей власти – Верховный Совет СССР.

Конец ознакомительного фрагмента.