6. Строительство Жостовского карьера
Постановление Моссовета об организации Московского СУ гидромеханизации и выделении земельного участка под строительство базы, кроме работ по очистке прудов, содержало и поручение организовать добычу и сортировку песка и гравия для обеспечения нужд строительства Москвы.
В частности поручалось построить карьер близ деревни Жостово на берегу канала между Клязьминским и Учинскими водохранилищами для добычи и сортировки песка и гравия.
В Жостове находилась старинная известная фабрика по изготовлению и цветной росписи металлических декоративных подносов, которые являлись ценными русскими сувенирами. Несмотря на близость к Москве, в Жостово вела на протяжении около 15 км от магистрали, только грунтовая дорога.
Эта дорога осенью и весной была совершенно недоступна для автотранспорта. Поэтому в комплексе карьера предусматривалось строительство автодороги с твёрдым покрытием, а также сооружение ЛЭП, подстанции и линии связи. Проектом также предусматривалось строительство жилого поселка и производственной базы карьера.
Доставка песка и гравия в Москву планировалась водным транспортом, но впоследствии выяснилось, что эта часть проекта не была согласована с Минздравом РСФСР и органы Саннадзора запретили перевозку песка баржами по питьевому водохранилищу. Да и целом расположение этого карьера не соответствовало требованиям экологии, но в те годы этому не придавали значения.
Заказчиком было Управление Моснеруда Главпромстройматериалов Москвы, генпроектировщиком- недавно организованный институт «Проектгидромеханизация». Первым директором института был мой учитель – профессор Николай Дмитриевич Холин.
Он был репрессирован как диссидент и проповедник буржуазных взглядов в начале 50-х годов. Реабилитирован – Н. С. Хрущёвым, он знал его как инициатора применения гидромеханизации в кессонных работах при строительстве опор мостов через Днепр в Киеве и как основателя гидромеханизации на строительстве канала Москва – Волга.
По инициативе Н. Д. Холина институт в эти годы занимался также разработкой новой технологии выращивания кукурузы. Был сконструирован прицепной агрегат с цистерной жидкого удобрения, которое впрыскивалось непосредственно в корневую систему растения. Одновременно осуществлялся полив и внесение удобрения, при этом потери воды на испарение сводились к минимуму.
Я не встречал подобного агрегата и в настоящее время, хотя стационарный закрытый механизированный полив и внесение удобрения в растения существует. Вероятно, разработанная институтом технология будет использоваться в будущем. Мне показывали альбом для Н. С. Хрущёва, где были фото гигантских кустов кукурузы, выращенной по этой технологии, урожайность увеличивалась многократно при сокращении удобрения и воды на полив. Но дальше экспериментов эта технология не продвинулась, как и вообще широкое внедрение кукурузы в сельское хозяйство России.
Проектом добычи песчано-гравийной смеси из карьера предусматривалась двумя земснарядами типа 300—40 на сортировочную фабрику для выделения песка и 2-х фракций гравия.
Один земснаряд типа 300—40 был приведен сразу с начала строительства карьера в 1959 г. Для проживания строителей сначала была использована брандвахта, но вскоре органы Санэпиднадзора запретили её использование.
Строительство выполнялось в основном вахтовым способом кадрами гидромеханизаторов, которые не имели опыта общестроительных работ, привлечение местных кадров было тоже проблематичным, не хватало также общестроительной техники.
В целом строительство шло очень тяжело, в основном из-за отсутствия дороги, связи и кадров. Всё это затянуло срок ввода карьера, пуск земснаряда при подаче на сортировку состоялся в 1962 г.
Начальником Жостовского участка был сначала Куковеров, а после его увольнения в 1961 г. его сменил А. А. Гольдбаум, переведенный трестом из Губкинского СУ. По специальности он был инженер-строитель и ранее работал на строительстве кинотеатра и гостиницы «Пекин» в Москве.
При нём строительство карьера стало более организованным.
После пробного пуска земснаряда и наладки сортировки эксплуатацию карьера стал осуществлять заказчик – Москворецкое управление Моснеруда, так как им была назначена заведомо заниженная договорная цена на добычу продукции. Часть наших рабочих-гидромеханизаторов перешла на работу к заказчику.