Моя профессия – репетитор
Анна Георгиевна Малкова
От автора
Найти работу по душе, полезную людям, приносящую вам радость и достойные деньги. Стать незаменимым специалистом, способным помочь, когда официальная система уже бессильна. Достичь финансовой независимости и самому быть хозяином своего времени – возможно ли все это?
Да, возможно. Есть много путей, и один из них – профессия репетитора: престижная, высокооплачиваемая и надежная, независимо от экономической ситуации. Если вы любите учить и готовы учиться сами, если вы чувствуете радость, помогая другому стать более знающим, умелым, успешным в жизни, – значит, эта книга для вас.
Эта книга – первый учебник для репетиторов. Прочитав ее, вы поймете, как совместить удовольствие от любимой работы, свободный график и высокий доход. Узнаете, что такое «сложный ученик», из чего состоят репетиторские будни и что такое «нестандартные ситуации». Сможете структурировать те составляющие мастерства, которыми до сих пор пользовались интуитивно. И в результате – достигнете еще большего профессионального успеха.
Начинающий репетитор найдет в ней множество рекомендаций по всем аспектам профессиональной деятельности – планированию, переговорам с клиентом, ведению занятий и особенностям психологии подростков,
Опытный специалист – темы для размышлений, ведущих к еще более высокому уровню мастерства, – а также увлекательные истории из нашей практики.
Родители, которые по праву хотят, чтобы их дети получили качественное образование, и потому обращаются к нам, – смогут лучше понять сущность репетиторской работы.
Обычная школа не гарантирует выпускнику по-настоящему ценных знаний. Нередко она оказывается местом, где ребенок или подросток просто проводит время в обществе своих сверстников. Непонимание накапливается, а вместе с ним растет скука и неверие в свои силы. И тогда на помощь приходим мы – опытные репетиторы. Мы не только даем детям знания, но и учим их достигать успеха. В нашей профессии тоже есть свои секреты, и я готова ими поделиться.
По официальным данным ФИПИ, количество учеников, получивших на ЕГЭ по математике неудовлетворительную оценку, в 2015 году составляло 21 процент от общего числа сдававших экзамен.
Иногда я думаю о том, как чувствуют себя эти выпускники, не сдавшие экзамен. Как это изнутри – быть двоечником, считаться отстающим, понимать, что есть что-то, доступное другим и фатально недостижимое для тебя? По выражению лица, по осанке и интонациям я безошибочно угадываю этих «отстающих», потерявших веру в себя. И как же это бывает трудно – вернуть им нормальную самооценку и уверенность!
Хороший репетитор не отсиживает часы – он работает на результат. Репетитора не проведешь! Он не принимает объяснений вроде «потерял домашнее задание в лифте» или «трамвай сломался». Репетитор более чутко, чем школа, реагирует на все изменения. Он представляет собой альтернативу системе официального образования, работая быстрее и качественнее. Например, на математику в школе тратится больше тысячи учебных часов – а опытному репетитору понадобится на весь курс порядка сотни.
Мы несем ученикам не только знания – но и любовь к математике, химии и английскому. Несем контрабандой! Ни в одном учебном заведении пока не выдают диплом репетитора. Но это не означает, что репетитор может обойтись без специальных знаний. Мало прекрасно владеть своим предметом – нужно уметь передавать знания в понятной и увлекательной форме. Мало быть замечательным педагогом и тонким психологом – иногда нужно вовремя напомнить «забывчивому» родителю об оплате за урок. И поэтому репетитору приходится быть многогранным, как алмаз, специалистом: педагогом, психологом, а также – простите! – умелым продавцом.
Я начала преподавать раньше, чем получила диплом Физтеха. Для меня это настоящая работа-любовь. В течение полутора лет я вела стартовый тренинг для преподавателей компании «Ваш репетитор». С 2009 года – директор Образовательной компании «ЕГЭ-Студия». Мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по всем предметам на максимальные баллы. Работаем в различных форматах: мини-группы, тренинги, интенсивы. И как только у меня появляется иллюзия, что я знаю о репетиторской работе всё, – откуда ни возьмись приходит новый и непохожий на других ученик, снова заставляющий меня думать, искать новые решения и вообще расти.
Смайлики в книге я ставлю осознанно, как типографский знак улыбки. Потому что мне нравится улыбаться. И потому что, раз уж взялся учить других, тебе не следует быть излишне серьезным. :– )
Автор книги – репетитор-профессионал с опытом работы более 20 лет, создатель методики подготовки к ЕГЭ по математике, Полного курса подготовки к ЕГЭ по математике на 100 баллов (книга и видеокурс), проекта «Школа репетиторов», руководитель Образовательной компании «ЕГЭ-Студия» Анна Георгиевна Малкова.
Предисловие к электронной версии и отзывы читателей
Я написала книгу «Моя профессия – репетитор» несколько лет назад. За эти годы я получила сотни письма от своих читателей из разных городов России и других стран. Одни, прочитав, смогли отбросить сомнения и стать репетиторами. Другим книга помогла структурировать свой опыт. Многих репетиторов моя книга привела к мощному карьерному взлету.
Вот несколько отзывов тех, кто в свое время прочитал книгу «Моя профессия – репетитор». Все они – успешные люди, ведущие специалисты в своей области, владельцы собственных учебных центров и образовательных сайтов.
…Анна, я прочитал вашу книгу «Моя профессия – репетитор» на одном дыхании. Каждая строчка очень близка и понятна. Спасибо :– )
Юрий Спивак, руководитель школы «Хочу знать»
Мой карьерный взлет начался с прочтения книги Анны Малковой «Моя профессия – репетитор». До этого репетиторство и преподавание было для меня скорее увлечением. Книга помогла мне разложить мой опыт по полочкам и начать действовать с новой энергией, с более профессиональным подходом.
Книга читается очень легко, познавательно. Автор не поскупился на примеры из собственной репетиторской практики.
Вместе с тем, данная книга является реальным путеводителем для начинающего и не очень репетитора. Рекомендую книгу всем, кто хочет связать свою деятельность с такой увлекательной и интересной профессией, как репетитор.
Роман Анатольевич Саромсоков, профессиональный репетитор по экономике, кандидат экономических наук, член Гильдии маркетологов России
…Эта книга впервые рассказывает о репетиторской профессии. Да, именно о том, что репетитор – это самостоятельная профессия, а не хобби студентов и преподавателей. Профессия необычная, требующая самых разнообразных человеческих качеств и немалого таланта. Ведь цель работы репетитора – дать ребёнку знания, вывести его на новую ступень развития. Дело сверхответственное, и способен на такие вещи далеко не каждый.
Как репетитору вести себя с учениками и родителями? Как родителям найти для ребёнка нужного репетитора и правильно с ним взаимодействовать? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в книге Анны Малковой.
Я, репетитор с двадцатилетним стажем, прочёл книгу на одном дыхании. Обнаружил новые для себя вещи и получил большой заряд позитива :– )
Игорь Вячеславович Яковлев, профессиональный репетитор по физике и математике (подготовка к олимпиадам вузов).
…Я немного завидую начинающим репетиторам, которые прочитали эту книгу в начале своей преподавательской деятельности. Возможно, если бы мне довелось ее прочитать почти тридцать лет назад, когда я только начинала работать репетитором, я бы не наступила на все те грабли, которые подстерегают почти любого в начале этого непростого пути.
Весь мой опыт, который я по крупицам, методом проб и ошибок собирала в течение почти тридцати лет работы, все алгоритмы и приемы, все подводные рифы работы репетитора я нашла на страницах этой книги.
Что меня особенно порадовало – это замечательный язык, на котором она написана – грамотный, живой, с юмором. А еще – чудесные «коллеги-репетиторы», голоса которых звучат со страниц книги, их невероятные истории, их мудрость и чувство юмора! Я заметила, что все время улыбаюсь, когда читаю эту книжку.
Однако, не все так просто. Мне кажется, важно ощутить то, что скрывается за внешней легкостью и доступностью рекомендаций, что является основой приемов и умений, так четко структурированных в книге – жизненную мудрость Анны, ее любовь к жизни, к себе, к ученикам, к своему делу. Что, собственно, и является ее основным инструментом. И чему сложнее всего научить.
Инна Владимировна Фельдман, профессиональный репетитор по математике.
Я сама иногда удивляюсь, как сильно изменилась моя жизнь с момента написания этой книги. От индивидуальных занятий с учениками я перешла к организации мини-групп и созданию своего бизнеса – Образовательной компании «ЕГЭ-Студия». Записала полный видеокурс для подготовки к ЕГЭ по математике (12 частей). Написала книгу для школьников – курс подготовки к ЕГЭ по математике. Веду годовые Онлайн-курсы по математике и физике, на которых ежегодно учатся несколько сотен учеников из России и других стран. Ежегодно несколько выпускников Годового Онлайн-курса сдают ЕГЭ выше 90 баллов.
Я постоянно занимаюсь развитием своего образовательного портала [битая ссылка] http://ege-study.ru/ Это большой сайт, где представлены уникальные авторские материалы для подготовки к ЕГЭ по математике, физике, химии, русскому языку – в общем, по всем школьным предметам. Если раньше у меня были десятки выпускников каждый год, то теперь их тысячи.
При этом я много путешествую и фотографирую. 5-6 раз в год езжу в самые интересные для меня страны, обычно в труднодоступные районы. В 2016 году летом почти месяц прожила в Малом Тибете. Новый 2017 год встречала в Юго-Восточной Азии. Там мы провели неделю в походе по непроходимым джунглям. И каждый год 1-2 раза, весной и осенью, хожу в треккинги в свои любимые Гималаи. Фотографии и рассказы из путешествий публикую на своем блоге [битая ссылка] http://anna-malkova.ru/
Я знаю, что мне очень повезло в жизни. Самореализация – это счастье. Я занимаюсь любимым делом и могу помочь другим найти свой путь. Потому что быть хорошим учителем, репетитором, наставником – это талант, божий дар, не менее ценный, чем талант художника, писателя или музыканта. Может быть, и у вас есть такой дар, дорогой читатель?
…У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно.
М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Глава 1. Благословенная профессия
Американские социологи провели в 2006 году исследование с целью определить, какая же профессия самая счастливая. Были опрошены 27 тысяч человек. В результате выяснилось, что больше всего радуются жизни американские священнослужители. 87 процентов представителей этой профессии считают себя счастливыми. На втором месте – пожарные, спасители жизней (80 процентов). На третьем – физиотерапевты. На четвертом – писатели, на пятом месте – преподаватели, занимающиеся коррекционным развитием. Шестое место по счастливости в Америке занимают учителя (69 процентов), чуть опередив по этому показателю живописцев, скульпторов и психологов.
Узнав, что в России составлением рейтинга счастливых профессий никто еще всерьез не занимался, я решала провести независимый опрос среди своих коллег-репетиторов. Результаты меня вдохновили. 94 процента репетиторов, ответивших на мои вопросы, – активно, прямо-таки вызывающе счастливы! И это – не в Америке, а у нас в России.
Самое хорошее и привлекательное в работе репетитора – это удовольствие от встречи с учеником, наслаждение от совместной работы.
Это возможность видеть в глазах ребенка радость от занятия моим любимым предметом, видеть прогресс и радоваться ему вместе с ребенком и его родителями.
Это когда третьеклассница, которая вначале мечтала – «лишь бы не двойка» (учительница грозила оставить на второй год), чуть ли не плачет, что немного не дотянула до пятерки за четверть.
Это когда семиклассница с гордостью рассказывает: «Первого сентября ко мне выстроилась очередь: всем нужно было объяснить действия с десятичными дробями».
Это когда четвероклассницы с азартом совместно придумывают решение сложной задачи.
Это когда пятиклассник напоминает маме, что репетитора надо немедленно угостить кофе и сладостями.
Это когда шестилетний мальчик, которого готовишь к школе, пытается вручить в качестве подарка любимую мягкую игрушку.
Это когда на всю комнату раздается крик ученика: «У меня получилось, я чемпион!»
Это… Да много еще чего – сколько учеников, столько разных радостей!
Е.П., репетитор по математике и информатике.
Моя работа приносит мне не просто удовлетворение, а большую радость. Я счастлива.
Елена Алексеевна Живнина, репетитор по немецкому языку.
Сверхзадача в том, чтобы заинтересовать предметом, дать понять его значимость. Если до меня доходят слухи, что ученик, ранее не читавший книг, застукан мамой с лирикой Блока или с томом Толстого, – я удовлетворённо улыбаюсь.
Елена Владимировна Кузнецова, репетитор по русскому языку и литературе.
Для меня, как математика и программиста, праздником является тот день, когда ученик поступает на Мехмат или ВМиК МГУ.
Владимир Иванович Савельев, репетитор по математике и программированию.
Главное удовлетворение от работы мы получаем в том момент, когда испытываем желание поаплодировать нашему подопечному – так легко и непринужденно он пользуется полученными на уроках знаниями и приобретенными навыками.
Светлана Алексеевна Андреева, репетитор по итальянскому языку.
Огонек в глазах, радость от того, что сегодня ты узнал и понял что-то новое, что ты еще немного вырос, в конце концов, – вот что замечаешь в своем подопечном, – и значит, все идет как надо. К счастью, так бывает почти всегда.
Денис Сергеевич Толпыго, репетитор по математике и физике.
Не удивляйтесь! Мы не сентиментальные пушистики, а вполне нормальные люди. Но стоит репетитору заговорить о своей родной математике, биологии или литературе, об учениках, о смысле и результатах работы – как его суровые глаза теплеют. Мы просто очень любим свою профессию. Она дает нам силы.
А для меня работа репетитора – это возможность зарабатывать столько, сколько я хочу, и при этом делать то, что нравится, хорошо получается и полезно людям. Это независимость от экономических потрясений и условностей социума. Репетиторство – это ответственность за свои действия и постоянный тонус. Свободный график. Масса приятных мелочей: можно вставать в десять утра, а не в семь, носить то, что нравится, а не безжизненный деловой костюм, путешествовать по всему миру не «когда дадут отпуск», а когда сама запланирую. Неформально и творчески общаться со школьниками и студентами. Все это дает восхитительное ощущение: «Мы никогда не станем старше!»
Вспомним себя в школьные годы. Одни предметы – любимые, другие – дико ненавидимые или умеренно-постылые. И, как правило, зависит все – от учителя.
Дети учатся только у тех, кого они уважают. У тех, кто сам достиг успеха.
В этом – одна из причин краха школьного образования – и успеха репетиторства.
Лектор в обшарпанном костюме, читающий «экономическую теорию предпринимательства», не вызовет у студентов ни доверия, ни желания учить его предмет. Лишь бы «зачот» получить! И если учительница словесности ни о чем не мечтает, кроме ухода на пенсию, – все ее разглагольствования о «настоящей, верной, вечной любви» будут восприняты безжалостными подростками не иначе как «бла-бла-бла».
И значит, главная обязанность преподавателя или учителя – быть счастливым. Любить жизнь, себя, свой предмет и учеников. Состояться как личность. Излучать гармонию и уверенность. Будучи репетитором, осуществить это несколько проще, чем в школьном коллективе или на кафедре в вузе.
Глава 2. О пользе тупого карандаша
В деле планирования будущего самый тупой карандаш полезнее самого острого ума.
Современная пословица.
Для того чтобы стать репетитором, вам не придется даже увольняться с работы! Во всяком случае, поначалу. Все намного проще: попробовали – понравилось – решили продолжать – и пожалели, что в сутках всего двадцать четыре часа и в неделе всего семь дней. Репетиторство – это фриланс в лучшем смысле слова. Для многих из нас оно было сначала подработкой, а может быть, хобби, – и постепенно стало любимым делом, основным источником дохода и положительных эмоций. Начать можно с малого – с одного-двух учеников, с нескольких занятий в неделю. А дальше – ваши возможности практически не ограничены.
Мы знакомы с вузовскими преподавателями, которые дают пару частных уроков в неделю – и все равно считаются себя профессиональными репетиторами. А с другой стороны, есть студенты, считающие, что просто «подрабатывают» – и при этом проводят по три-четыре занятия каждый день, без выходных. Фриланс прекрасен тем, что свой график работы, доход, планы на будущее, а также методику и стиль преподавания вы определяете сами. У репетитора нет начальника! Какое счастье!
Я отработала восемь лет в крупных международных компаниях, доросла до административного директора, получала хорошую зарплату и полжизни проводила в командировках – и по России, и за ее пределами. И однажды поняла, что глубоко несчастна. Детей не вижу – помню только, что они есть и вроде здоровы. На себя времени не хватает. Все откладываю на потом, ни на какие чувства сил не остается – ну просто киборг, похожий на человека.
И я сделала тот самый выбор – фриланс или карьера. Для начала я уехала работать в Англию в университет и там потихоньку разобралась, чего же я хочу. Сначала я определила для себя, чего точно не хочу: не хочу каждое утро ехать в офис (неважно, в метро или на машине), зависеть от кого-то, кто может мне позвонить в субботу в восемь утра и отдать приказ: "На работу срочно – ты нам нужна!" Я не хочу превращаться в автомат, не хочу жертвовать своими детьми и семьей ради блага "большого брата".
И тогда я приняла решение – жить сердцем и поступать так, как чувствую. Я стала репетитором.
Екатерина Гринева, репетитор по русскому и английскому языку.
Репетитор – по сути своей индивидуальный предприниматель. Генеральный директор и маркетинговый отдел, менеджер по продажам и производство – все в одном лице, в общем, человек-армия, или человек-компания. А работа любой компании начинается с планирования – так написано в хороших книгах по бизнесу. Более того: если в следующем году вы хотите жить существенно лучше, чем в этом, на планирование будущего нужно отводить не менее десяти процентов своего рабочего времени.
Проверенный способ заработать миллион предложил В. В. Совков. Для этого нужно в течение четырех тысяч лет работать вахтером и ничего не есть.
Из Сети.
Большинство людей, независимо от профессии, не планирует свое будущее. Встречаясь с коллегами-репетиторами на тренингах и семинарах, я заметила интереснейшую вещь. Казалось бы, все репетиторы начинают в равных, причем весьма благоприятных условиях: полная свобода действий, помощь репетиторских компаний в поиске учеников, юридическая поддержка, возможность общаться с коллегами на любые темы – все для роста и развития! Но почему-то одни быстро выходят на достойный материальный уровень и летят отдыхать в Италию или на Кубу, а другие увешивают форумы растерянными вопросами «Почему летом стало меньше учеников?» или «Как нам выжить в кризис?»
Консультируя репетиторов, я заметила совсем уж странную, но явную связь вещей: если репетитор не имеет четкого плана действий, не знает, для каких целей и в каком количестве ему нужны деньги, если его планы на будущее расплывчаты, а решимость слаба – ученики к нему в группу просто не приходят. Они обходят его анкету стороной! И наоборот – репетитор, четко планирующий и собственную жизнь, и процесс обучения, притягивает учеников, как магнит.
И потому – планируйте письменно. То, что не записано, – забывается, искажается и в итоге имеет меньше шансов реализоваться. Вот почему даже самый тупой карандаш полезнее самого острого ума.
Если вы только начинаете заниматься репетиторской работой – планируйте. Если у вас многолетний опыт репетиторства – не поленитесь, планируйте!
Будучи репетитором, я составляла подробный план дважды в год: в новогодние праздники и в начале летних каникул – и корректировала хотя бы раз в месяц.
Основные пункты моего плана были такие:
Сколько часов в неделю я хочу и могу заниматься репетиторством?
В это время, конечно же, включается подготовка к урокам, дорога к ученикам, составление расписания, беседы с родителями и учениками по телефону.
Репетитору-профессионалу часто приходится волевым усилием ограничивать эту величину сверху: должно оставаться время на семью, полноценный отдых, спорт и другие сферы жизни.
2. На какой доход в месяц я рассчитываю?
Ответы «Чем больше, тем лучше» или «Чтоб на жизнь хватало» – слишком неопределенны и потому и не дают результата! Нужна конкретная величина.
Чтобы определить ее, я оценивала свои расходы на следующий год. Я включала в эту сумму:
– затраты на физическое существование (еду, коммунальные платежи, транспорт, оплату мобильного, покупку одежды, учебу сына – в общем, на все самое необходимое).
– расходы на отдых, путешествия, хобби и радости жизни,
– определенную сумму на благотворительность,
– средства на профессиональное развитие: учебу, покупку книг, оплату семинаров, аренду офиса,
– резерв на случай непредвиденных обстоятельств.
Складывала все, увеличивала на сорок процентов (расходы всегда почему-то оказываются больше запланированных!) и делила на десять. Конечно, в году двенадцать месяцев. Но летом спрос на услуги репетитора меньше. И как минимум один месяц в году (а лучше – два) репетитор просто обязан качественно отдыхать.
Отвечая на вопросы, забудьте о самокритике и ограничениях. Не спешите говорить: «Да, я хотел бы, но у меня, наверное, не получится». Или: «Где ж мне столько учеников взять», или «Да, но куда же мне, студенту, без опыта и ученой степени…» И ученики найдутся, и для студентов «без опыта» возможностей достаточно – их просто нужно увидеть.
Какой предмет я хочу преподавать? С какими учениками мне наиболее комфортно работать?
Это могут быть учащиеся старших классов или младших, отличники или «отстающие». Если, например, вы репетитор по математике – решите для себя, что именно в математике является вашей сильной стороной. Что вам больше нравится – в игровой форме учить таблицу умножения с малышами или целенаправленно готовить абитуриентов к ЕГЭ? Лучше всего начать с того, что вы любите и хорошо знаете, и постепенно расширять свой горизонт. Начинайте с того, в чем вы чувствуете себя уверенно.
4. Каким я себя вижу через год? Каким – через три года?
Просто представьте и опишите один день своей жизни – через двенадцать месяцев. Что изменится? Чего вам удастся достичь? Мечтайте смело. Если ваша цель – «чтобы все осталось как было», закройте эту книгу и не тратьте время.
Если же вдруг, представляя себе будущее, вы поняли, что репетиторство вам не нравится – бросайте немедленно. Тот, кто, проклиная судьбу, идёт «учить идиотов, чтоб как-нибудь прокормиться» – никогда не станет хорошим репетитором. Потому что ученики и родители хотят видеть человека, уверенного в своих силах и умениях, позитивного, довольного жизнью.
Секрет успеха в любой области – в достижении баланса между «хочу», «могу» и «нужно людям». Что мы можем предложить миру? Применимо к нашей репетиторской ситуации это будут ответы на следующие вопросы:
1. В чем мои профессиональные преимущества?
Преимуществом может быть прекрасное знание биологии или английского. Золотая медаль, полученная в школе. Победы на математических олимпиадах. Знание специфики данного вуза (например, вы только что его закончили). Хорошее знание психологии подростков.
2. Какие качества вашей личности будут мне полезны в работе?
Полезными качествами могут оказаться:
– Терпение, умение работать с отстающими учениками.
– Мобильность. Если не устаете ездить по городу, а во время поездок в метро читаете полезные книги – это тоже ваше преимущество. Так не каждый может.
– Артистизм и чувство юмора,
– Умение решать «с листа» любые олимпиадные задачи,
– и то, что вы сами напишете.
Подумайте, какие предметы вы хотите преподавать. Принцип «возьму все, что дадут» здесь не сработает. Потому что если вы решили преподавать математику, русский, химию и английский и найдете учеников по всем этим предметам – вам придется готовиться к урокам, и вы вновь почувствуете себя перегруженным школьником.
И возможно, вам придется что-то добавить к своему профессиональному «багажу» – ознакомиться с новыми учебниками, посетить тренинги и семинары, взять консультацию у более опытных коллег. Впишите это в свои планы.
Определите заранее, по каким учебникам и какой методике будете заниматься. Составьте программу. Определите, как часто будете устраивать контрольные. И напишите «легенду» – краткий рассказ о себе как о репетиторе. Правдиво, позитивно, обращая внимание на лучшие свои стороны.
3. Следующий вопрос – что же нужно людям? Это этап «анализа рынка», критики, нахождения наиболее благоприятных для вас возможностей.
Оцените, что происходит в выбранной вами области: что востребовано, какие ниши свободны, какие за последнее время появились новые специализации – например, подготовка к ЕГЭ.
Если вы зарегистрированы на сайте крупной репетиторской компании (например, «Ваш репетитор») – узнайте, что чаще всего спрашивают клиенты, приглядитесь к коллегам. Посмотрите анкеты репетиторов с наиболее высокой ставкой. Спросите себя: почему они столько получают? Что особенного они делают? В чем их изюминка?
Изюминка – то, что редко и вкусно. Это ваш талант, ваша неповторимость, то, что востребовано, хорошо у вас получается и главное – нравится вам.
Найдите свою.
Математиков и физиков много – но не все могут преподавать математику или физику на английском. А может быть, вы химик и у вас есть возможность проводить занятия в настоящей химической лаборатории. Или – у вас есть опыт работы с детьми-аутистами, и поэтому вы понимаете их как никто. Каждый из нас уникален!
Клиентов много, но и репетиторов немало. Значит, ваша основная задача – выделиться, понравиться, привлечь «своего» клиента. Большинство родителей не очень разбираются в изучаемом ребёнком предмете и часто ищут человека, способного решить проблему ребёнка. По первоначальной информации, которую вы о себе предоставите, родитель должен ощутить уверенность, что именно вы ему поможете.
Представьте, что вам нужно подготовиться к экзамену по математике (химии, программированию, сольфеджио) и вам нужна помощь профессионала. Посмотрите анкеты преподавателей по этим предметам. Кого бы вы выбрали? Что помогает вам определить, что перед вами – действительно хороший репетитор?
Клиенты – ученики или их родители – будут так же выбирать вас. И поэтому самопрезентация должна быть грамотной.
Сделайте профессиональную портретную фотографию. Большинство людей имеют визуальный тип восприятия и внимательно смотрят на фото. Я не рекомендую вам сниматься в каких-либо неожиданных ракурсах и тем более – в темных очках. Самое главное – фотография должна вам нравиться.
Напишите о себе небольшое эссе, объёмом от половины до одной страницы печатного текста.
В эссе должна войти следующая информация о вас:
– образование;
– опыт работы;
– ваше профессиональное кредо;
– ваша изюминка – то, что делает вас уникальным;
– результаты вашей работы. Например, сколько ваших учеников уже поступили в вузы и в какие;
Сделайте визитные карточки.
Развивайтесь профессионально. Покупайте литературу по специальности. Посещайте тренинги и семинары – как методические, так и те, которые помогают вам стать более интересным человеком. Искусство общения, актерское мастерство, навыки продаж – все это необходимо хорошему репетитору.
Я не помню ни имени, ни лица самого первого ученика. Помню только, что учился он в девятом классе, и ему нужно было сдать контрольную по кинематике «хотя бы на тройку». А я тогда был в одиннадцатом и, не долго думая, начал ему всю механику рассказывать, попутно показав дифференцирование и интегрирование векторных формул и прочие замечательные вещи, которые узнал на сборах на международную олимпиаду. Ученик почему-то выглядел немного осоловевшим. После полных шести часов занятия я над ним сжалился и отпустил домой. Так продолжалось несколько дней. Но больше всего осоловела его мама, когда я набрался смелости и сказал ей, что это удовольствие было не бесплатным. :– )
А.В., коллега репетитор.
Глава 3. Прочь от столбов!
Репетитору сейчас живется проще, чем двадцать лет назад: на смену сарафанному радио пришел Интернет. Сиротливые листочки на столбах с текстом о «подтягивании по школьным предметам и ликвидации пробелов» уходят в прошлое, вместе с объявлениями в газетах.
Нужны ли репетитору ученики? Что за вопрос! Нужны, да не любые. Понятие «хороший ученик» складывается из нескольких критериев. И чем более четко вы их сформулируете, тем проще вам будет найти подходящих учеников.
Вот эти критерии:
Ваша компетентность в том предмете или том материале, который нужен ученику. Мы уже говорили о том, что у каждого профессионала есть сильные стороны. Математика для пятиклассника может очень сильно отличаться от математики для выпускника.
Мотивация ученика: чем выше она, тем лучше для вас.
Географический критерий. Занятия с учеником должны быть удобны для вас территориально: у вас дома или в вашем районе. Вы же не хотите тратить полжизни на метро и дорожные пробки!
Достойная оплата.
Честность и порядочность ученика (или его родителей) в денежных и этических вопросах.
Дисциплинированность ученика.
Адекватность ученика и его окружения. Хорошие отношения.
Возможно, здесь перечислено не все. Добавьте те аспекты, которые важны для вас.
Рассмотрим способы репетитора заявить миру о себе – с учетом перечисленных выше параметров.
Объявления на столбах и заборах. Сразу видим, что способ не выдерживает критики: времени на прогулки с тюбиком клея (в мороз или в слякоть) можно потратить много, а эффективность крайне низка. Если даже объявление не сорвет дворник, вероятность найти ученика, подходящего по всем критериям, крайне мала. Да, возможно, ученик окажется из вашего района. Но о мотивации, оплате, адекватности говорить сложно – как повезет. Самое неприятное – одиноко обклеивая столбы, нетрудно почувствовать себя неудачником и потерять боевой дух.
Газета объявлений. Уже получше – хоть не придется останавливаться у столбов и заборов. Но представьте себе человека, который хочет найти репетитора для ребенка и просматривает газету с краткими объявлениями: «Так, математика, любой уровень. Нет, не подходит. Математика школьникам. Не подходит. Математика на отлично, телефон. О, это мне подойдет!» Интересно, почему этот человек ищет репетитора в газете? У него нет компьютера? Он готов пригласить к себе в дом кого угодно? Ему все равно, кто будет учить его ребенка? Странный получился персонаж, не правда ли, и не очень хочется с ним связываться. По всем пунктам нашего списка смело ставим минусы.
3. Доски объявлений в Интернете чем-то похожи на газету «Из рук в руки».
«Доски» – это сайты, на которых можно разместить любое объявление: о продаже старого дивана, о желании вашей кошки познакомиться с котом, а также о «математике любого уровня». Вероятность найти адекватного и платежеспособного ученика уже чуть больше.
4. Более продвинутый вариант – порталы, специализирующиеся на репетиторстве. Они предоставляют репетитору возможность просто опубликовать свое объявление. Плата, как правило, умеренная. Выбирая портал, обращайте внимание на возможность размещения фотографии, на то, сколько репетиторов (и каких) уже зарегистрировались на нем, на посещаемость сайта, и главное – на дизайн. Если вы попали на сайт, достойный попадания в Идиотеку – не стоит украшать его своей фотографией.
Перечисленные выше способы поиска учеников можно назвать хаотичными. Мы не говорим, что они не работают. Если вы невероятно трудолюбивы и полны оптимизма, вас будут рекламировать даже столбы. Но представьте, что ежедневно звонят родители учеников, и с каждым надо побеседовать! Иногда они просят провести пробное занятие и без этого не соглашаются сотрудничать. И все это – время, ваше время!
Ведь задача репетитора – все-таки учить, а не искать учеников. И наступает момент, когда человек готов заплатить за услуги. Он говорит: «Я хорошо знаю английский и умею объяснять. Я могу кого угодно научить говорить по-английски. Мне нравится этим заниматься, а заботы по рекламе, поиску и предварительному отбору клиентов пусть возьмет на себя кто-то другой. Но пусть он будет, во-первых, профессионалом, во-вторых – порядочным человеком, а в-третьих – не ограничивает мою фрилансерскую свободу!
Звучное слово «фрилансер» (freelancer), вполне применимое к репетитору, в переводе с английского означает «свободный копьеносец». Впервые оно прозвучало в романе «Айвенго». Так Вальтер Скотт назвал наемного воина. Фрилансер в современном понимании – это человек, который не состоит в штате компании. Хочет – работает, хочет – отдыхает. Книги и статьи о фрилансе полны романтичных обещаний: долой офисное рабство, даешь свободный полет, заработайте столько, сколько вы хотите…
Но, конечно, заработаете вы поначалу не «сколько хотите», а стоимость занятия, помноженную на количество занятий в день. Вы все-таки ограничены – количеством времени в сутках. Фрилансеру всегда кажется, что он может зарабатывать бесконечно много! Но даже если вы выдержите несколько лет «свободного полета» – вам захочется общаться с такими же «свободными копьеносцами» – и на профессиональные темы, и просто о жизни. Вам захочется расти.
Рынок структурируется, и на дикого фрилансера начинает охоту хитрый хедхантер. Он хорошо изучил повадки фрилансера. Используя телефон и e-mail, хедхантер расставляет ловушки с приманкой, перед которой фрилансер не может устоять.
И поэтому – поговорим о «крыше». Не о той, что летает сама, а об организациях, которые помогают репетитору в поиске учеников, а на драгоценную свободу не посягают.
5. Вряд ли репетитору стоит обращаться в агентство по подбору домашнего персонала. В смысловом ряду: «Водитель, няня, гувернантка, домработница, повар, репетитор, садовник, семейная пара в загородный дом», – лишний элемент заметен сразу.
Когда преподавателей компании «Ваш репетитор» спросили, может ли репетитор считаться домашним персоналом, они даже обиделись. Потому что мы – не «персонал». Прилагательное «домашний» мало применимо к репетитору. Мы отличаемся от водителя или домработницы даже не наличием диплома, а уровнем задач, которые нам приходится решать.
Репетитор – это специалист. Как дизайнер, художник, врач, программист или адвокат. Перед специалистом жизнь каждый день ставит новые задачи, и ему приходится придумывать новые эффективные решения. Не придумал или не реализовал – значит, остановка в развитии и удар по кошельку. Остановился надолго – деградация.
Для «домашнего персонала» развитие практически невозможно. Разве что пересесть с чужой «Оки» на чужой «Мерседес» или убирать чужую квартиру более современным чужим пылесосом. Это тупиковая ветвь эволюции – как и любой обмен времени жизни на деньги.
Водители или домработницы – даже очень хорошие – похожи друг на друга. Каждый специалист – индивидуальность. Поэтому и существует такое понятие – «авторская методика».
И наши клиенты чувствуют это. Даже если их доход превышает наш на несколько порядков – мы обладаем чем-то иным, чего у них нет, а хочется! У нас есть знания, навыки, возможности, харизма – и они позволяют нам быть свободными. Мы не продаем свое время за деньги, а помогаем нашим ученикам стать образованными людьми.
Для специалиста нет такого понятия, как «возраст». Как хорошие коньяки, с возрастом мы становимся только дороже!
6. Поэтому обратимся к тем, кто помогает именно нам – репетиторам.
Сделать это просто – наберите в строке поиска в Яндексе или другой поисковой системе «Работа для репетиторов» – и смотрите, выбирайте, оценивайте.
Лицо любой компании – сайт. Выбирая компанию, с которой хотите сотрудничать, обращайте внимание на каждую мелочь. Яркие слоганы могут быть обманчивы, а интуиция не подведет. Нравится ли вам дизайн сайта? Какие ассоциации у вас вызывает их логотип? Не возникает ли ощущения недоделанности или, того хуже, безвкусия? Не охватывает ли вас приступ неудержимого смеха? Помните, что мы выбираем не экспонаты для Идиотеки, а компанию, достойную доверия.
В настоящий момент наиболее крупная и надежная компания, предоставляющая работу репетиторам – это «Ваш репетитор». Я работала в этой компании с 2006 по 2013 год и до сих пор вспоминаю «Ваш репетитор» и его руководителей с благодарностью. Регистрируясь в системе «Ваш репетитор», объединяющей десятки тысяч частных преподавателей, вы получаете возможность:
– видеть и выбирать поступающие от учеников заявки.
– получать специально для вас подобранные заказы;
– бесплатно разместить вашу анкету на сайте компании,
– публиковать свои [битая ссылка] статьи и другие [битая ссылка] материалы на нашем сайте;
– стать членом профессионального сообщества репетиторов.
– обмениваться опытом с другими преподавателями на внутреннем форуме.
– участвовать в тренингах и семинарах для репетиторов, а также проводить свои курсы, тренинги и семинары.
И главное – компания «Ваш репетитор» дает преподавателям возможность профессионального и карьерного роста.
Репетитор, в отличие от наемного офисного работника, более алертен – он всегда в форме, он приспособлен к любым трудностям и не ждет милостей от природы. Его доход зависит от него самого. От того, насколько он хороший профессионал и (хоть это и звучит непривычно) продавец своих услуг. А значит, профессия репетитора надежна и в стабильные сытные времена, и во время кризисов и экономических потрясений.
Живущий на свободе фрилансер в среднем намного сильнее и самостоятельнее подневольного офисного работника. И союз «свободных копьеносцев» – это союз сильных.
Будущее российского образования – за нами, профессионалами. Я пишу книги, провожу занятия Школы репетиторов, публикую методические материалы еще и для того, чтобы профессионалов в России стало больше.
7. Еще один, все более популярный способ привлечения учеников – свой сайт.
Я написала эту книгу в 2009 году. Тогда репетиторов, имеющих собственные сайты, было немного. Сегодня их сотни. Одни создают сайт самостоятельно, другие заказывают его разработку программистам или агентствам.
Если вы решили сделать сайт, – заранее придумайте название. Когда посещаемость вашего сайта достигнет десятков тысяч человек в день, будет сложно что-то менять.
Название должно быть:
– Уникальным. Проверяется на сервисах проверки доменов.
– Максимально соответствующим вашей теме,
– Хорошо звучащим. Чтобы, когда вы его будете диктовать по телефону, клиент не переспрашивал 10 раз и не наделал ошибок,
– Желательно – коротким и легко запоминающимся,
– Узнаваемым.
Зарегистрировав сайт и оплатив хостинг, подумайте о контенте. Что вы напишете на своем сайте? Как это поможет вам привлечь учеников? Начните с одной страницы – главной.
Этот пункт для вас может оказаться самым простым. Если вы – преподаватель и знаете о своем предмете всё, – вы без труда наполните свой сайт интересными, актуальными и полезными материалами.
Категорически не рекомендуется копировать фирменный стиль и контент с чужих сайтов. К плагиату отрицательно относятся поисковики, и еще более отрицательно – владельцы сайтов.
И не забудьте указать на сайте, на видном месте, свои контакты. Да, эту ошибку часто допускают учителя и репетиторы, впервые сделавшие собственный сайт. Есть всё, но не видно телефона, чтобы позвонить. Как же тогда с вами свяжутся ваши будущие ученики?
Создание продающего репетиторского сайта – целое искусство. Если вам нужна консультация по этой теме, обращайтесь! Мои контакты – в конце этой книги.
8. Есть и еще более высокий способ, помогающий репетитору найти учеников. Станьте лучшим. Самым профессиональным, непревзойденным, уникальным специалистом. Чтобы вас узнавали на улице, а телевидение радовалось случаю взять у вас интервью. Чтобы ученики сами находили вас, записываясь на полгода вперед. И тогда вы, как магнит, будете притягивать деньги и успех, занимаясь любимым делом.
Если быть – так быть лучшим.
Валерий Чкалов.
Глава 4. Любовь к математике – контрабандой!
Этим и занимаемся.
Я, конечно, привожу в пример свою родную математику. Но, думаю, и химик, и физик, и биолог, и словесник с историком увидят здесь свое, знакомое.
Студент знает не всю таблицу умножения, складывать может, вычесть из десяти двадцать – не может. Учится на экономическом отделении. Есть ли смысл оставаться там учиться? Этого хотят родители. Что делать?
Студент первого курса долго умножал один на один и в итоге получал ноль. Я спросила, в каком же институте он учится? Оказалось – в авиационно-технологическом.
Однажды я попросила коллег ответить на вопрос о том, какие темы ученики выпускных классов считают наиболее сложными. В каких темах у них больше всего пробелов? Результаты меня удивили.
Перечисляю темы по убывающей сложности: тригонометрия, стереометрия, задачи с параметрами, планиметрия, текстовые задачи (те самые задачи на проценты, движение и работу, о которых автор бестселлера «Математика абитуриенту» В.Н. Ткачук сказал, что для их решения вообще не нужно математического мышления – достаточно здравого смысла на уровне торговли на базаре). На шестом месте – дроби (!). На седьмом – логарифмы, на восьмом – устный счет (!). И только на десятом месте по сложности оказались основы математического анализа – производные и интегралы.
Так почему же дроби оказались сложнее интегралов? Ведь для человека, который освоил нормально весь курс школьной математики, последовательность сложных тем должна быть совсем другой. Принципиально другой. И то, что мы наблюдаем на эксперименте, – нуждается в нетривиальном объяснении.
В школьной математике (на мой субъективный репетиторский взгляд), самое сложное – это ее кошмарная занудность. Пятикласснику – решить двадцать «примеров» на перемножение трехзначных чисел. И какие там «школьные годы чудесные…» – скорей бы все это кончилось! Школьная математика – марафон на выживание: у кого к первому курсу сохранится способность логически мыслить или интуитивно чувствовать решения, тому уже многое в жизни нипочем. А трудные темы – те, на которых больше всего народу ломается. Кто-то скис на теме «дроби» – и для него будут трудными дроби. Кто-то – сломался на устном счете, в первом или втором классе. А кому-то повезло больше, он на тригонометрии ушел в отключку – и поэтому тригонометрия лидирует по непонятности. Остается предположить, что до математического анализа, до производных и интегралов мозги доживают только у единиц.
Конец ознакомительного фрагмента.