Вы здесь

Моя прекрасная Пиерия. Олимп. Земля Орфея. Дион. Пантелеймонас. Возвращение утраченного (Ирина Дронова)

Пантелеймонас. Возвращение утраченного

Солнце, заливая мягким светом склоны Олимпа, поднималось над морем всё выше и выше. В деревне пели запоздавшие петухи, мерно урчала бетономешалка. В кафе под огромным деревом греки переговаривались тихо, вполголоса, что им, в общем-то, несвойственно.




Мне принесли медную турку с густой, запекшейся по краям кофейной пенкой, отчего я пришла в неописуемый восторг. Ведь почти экзотика! Запах был так восхитителен, что захотелось ещё чего-нибудь – такого мааааленького и слааааденького. Я опрометчиво выбрала катаифи – мучные нити, скрученные в пирожное и пропитанные сиропом. «Волосы ангела» – иногда эту сладость называют и так – только на витрине выглядели воздушно-невинно. На самом деле из них легко можно было соорудить и настоящий парик. В общем, удовольствие растянулось.




К счастью, спешить было некуда. Этим летом мне понравилось вот так, за чашкой кофе, начинать знакомство с городом или деревней. Я отчётливо осознала, что любое место имеет определённый образ, схваченный с первого взгляда и дорисованный воображением – просто нужно осмотреться по сторонам. Хотя здесь ничего домысливать не пришлось. Деревня и без того носит «говорящее» название – Пантелеймонас. По крайней мере – для меня. Глаза Святого Пантелеймона я помню из своего детства. Наши взгляды встречались, когда я просыпалась по утрам в своей кровати, наши взгляды прощались, когда я смыкала веки вечером. Кудрявый юноша с ларцом и ложечкой смотрел на меня из святого угла комнаты то укоризненно, то лукаво, то радостно. Он был посвящён во все мои детские тайны, он простил мне немало ошибок, он лечил мои болячки и израненную душу. Я ни о чём его не просила, я даже не знала, как это делается. Но он всегда, незримо, был рядом. Когда сгорел дом, в котором я родилась, икона тоже превратилась в пепел. Но дорога всё-таки привела меня к нему, моему Пантелеймону…

К площади, где я пила кофе, торцом примыкает каменная церковь. На фасаде чётко виден год постройки – 1914. Всё открыто и… никого! Только старые ходики на стене заставляют обернуться.




Со всех иконостасов на меня смотрят знакомые глаза Пантелеймона. Есть иконы в дорогих окладах, есть попроще. Есть такие лики святого, которые я никогда не видела раньше. Но одна старая икона 1928 года с посвящением некоему Антонису Хрисафи меня не отпускала долго. В ней не чувствовалось руки мастера иконописи, но тот свет, который исходил от изображения, был светом любви, надежды, обретения. Говорят, иконы не рисуют, а списывают с рая. Эта – именно такая. Я долго бродила по церкви, но никто так и не нарушил моего одиночества. Опустила в ящик евро, поставила свечку. Скрипнув дверью, заглянула в ризницу и задержалась, чтобы и там рассмотреть старые иконы. Как мне показалась, написаны они были обычными людьми, верующими жителями деревни, и больше походили на картины. Может быть, их нашли в старых заброшенных домах?




Это в наши дни деревня Старый Пантелеймонас считается одной из самых красивых на Олимпе.




Но было время, когда из-за постоянных оползней жителей в принудительном порядке переселили пониже, к подножию Олимпа. Новый Пантелеймонас взял от старого, пожалуй, только название. Современные дома, школа, спортивные площадки, магазины, таверны, кафе, большой новый Храм – есть всё, что необходимо для размеренной жизни. Если забраться повыше в гору, то перед глазами окажется не только море, но и холм с древней крепостью Палатамона. Однако даже такие красоты не заставили греков забыть о прошлом. В 70-е годы заброшенная деревня начала возрождаться вновь. И это было предсказуемо, потому что дорогу к церкви с животворящим источником люди помнили всегда. Первые, вновь построенные таверны, откуда открывался захватывающий вид на побережье залива Термаикос, привлекли и первых туристов. Экзотика, бизнес, тяга к родным корням – всё это слилось воедино.








Каждый год на опасном склоне появлялись новые и новые частные гостевые дома, кафе, рестораны. И всё – в старом, традиционном стиле, из камня и дерева.




Теперь, чтобы соответствовать деревенской простоте, нужно проявлять богатую фантазию, а то и тратить деньги на дизайнерские штучки в антикварных магазинах. Хотя чаще всего в ход идёт то, что оказывается под рукой.




Лично меня очень тронула изобретательность мастеров, пустивших на сувениры обломки черепицы со старых домов. Ведь это – настоящая частичка Старого Пантелеймоноса, которая хранит в себе информацию об этом месте, о живших здесь людях.

Раньше в деревне насчитывалось около пяти тысяч жителей, сейчас – меньше 40 человек. Кафе, где я пила кофе, – здание старой школы. И это название, «Старая школа», так прилипло к самому посещаемому месту, что его и сейчас пишут на вывеске и указателях.




Но дети если и живут в соседних домах, то только на каникулах у своих бабушек-дедушек. Зимой, в выходные дни, в тавернах любят обедать приезжие греки. Заглядывают они сюда и летом – чтобы порелаксировать в одиночестве или поесть баранины с многочисленными друзьями и родственниками. И я вспоминаю прекрасный вечер в компании греков, когда после всего съеденного, но ещё не выпитого, откуда-то с горы спустился странный мужчина с гитарой. Греческие песни под звёздным небом… Разве такое забудешь?

Конец ознакомительного фрагмента.