Глава 4. Куда ведут дороги?
Я хотела бы научиться любить Федора тихо, сдержанно, покорно и безропотно. Но чувства – это не река, которую можно обуздать дамбой. Чувства как стихия, управлять ими нам не дано. Одна надежда на Господа Бога.
По завершении нашего свадебного путешествия в июле 1999 года яхта «Современный гуманитарный университет» причалила в Ле-Сабль-д΄Олон. Федор начал подготовку к гонке «Vendee Globe», которая должна была состояться через год. Осенью 1999 года я из России отправилась в Швейцарию, где в Центре федерализма Фрибурга приступила к написанию книги и чтению лекций.
Из дорожных писем по маршруту Фрибург (Швейцария) – Ле-Сабль-д΄Олон (Франция)
Эту тетрадку с дорожными письмами к тебе ты откроешь 12 декабря 2000 года. Тебе исполнится 49 лет. Как ты того желал, океан будет окружать тебя. И я тоже буду с тобой.
Трепет этих писем – словно осенние листья под порывом ветра несут в себе грусть предстоящей разлуки и счастье будущей встречи. Моя работа в Швейцарии и твоя подготовка к плаванию во Франции породили этот дорожный дневник. Поездки к тебе стали основой нашей совместной жизни в те дни.
11 октября 2000 года. 13 часов 30 минут
Поезд из Лозанны тронулся с опозданием на 15 минут. За окном дождь. Из Фрибурга до Лозанны я старалась разглядеть сквозь залитые окна Женевское озеро. В дождь оно в тумане, но спокойно. Я вспоминала, каким неспокойным бывает в дождь океан.
Федор говорил мне вчера по телефону о том, что у них штормит.
Еще сочные зеленые цвета у виноградников. Еще много зеленых листьев на деревьях. Милые уютные домики с красными черепичными крышами, церквушки в готическом стиле, обилие цветов, особенно герани и роз. Овечки, коровы, лошадки на вечнозеленых лугах. Райские места, тихие и благостные. Но здесь живут другие люди. Я на этой земле временно. Там, в России, мне еще предстоит найти то пристанище, которое назову своим домом.
Весь год пребывания в Швейцарии мне не сиделось в этих райских местах, потому что не сиделось тебе. Сначала Аляска, потом Франция – побережье Атлантического океана, где Федор и яхта все время ждут меня.
Как интересны сейчас по цвету поля! В них смешались цвета лета и осени. Я невольно вспомнила Ван Гога.
Три весенних месяца в Швейцарии, проведенные вдвоем с Федором, какие они были красивые! Я везу Федору неизвестное нам растение, возможно, это дерево или кустарник. Это растение стало жить от той косточки, которую мы нашли на берегу любимой речки во Фрибурге. Сейчас наше растение в горшке на верхней полке. Его нужно сохранить, оно пойдет с Федором в кругосветку. Я укрепила горшочек двумя сумками. Полка стеклянная, и горшок видно снизу.
Конец ознакомительного фрагмента.