Вы здесь

Моя Советская Армия. Курица не птица – Монголия не заграница (Владимир Трухан)

Курица не птица – Монголия не заграница

В далеком 1978 году, я успешно закончил Коломенское Высшее Артиллерийское Командное училище и в звании лейтенанта был готов к дальнейшему прохождению службы. Распределение оказалось для меня весьма неожиданным. Как выяснилось позже, коррупция существовала и в те далекие времена. Дело в том, что выпускался я в звании сержанта с должности заместителя командира взвода. Наличие данного звания и должности давали мне право свободного выбора дальнейшего места службы. К тому же на момент выпуска из училища я был кандидатом в члены КПСС, что значительно повышало мой рейтинг. Лучшими местами службы, в то время считались группы советских войск размещавшиеся на территории социалистических европейских государств. Мой выбор, разумеется, пал на ГДР (Восточную Германию). Но командир нашей учебной батареи предложил мне и курсанту соседнего взвода Алексею Пестрецову альтернативный вариант – год службы в Московском военном округе, а потом возвращение в училище на капитанскую должность командирами учебных взводов. Это предложение показалось нам более перспективным, и мы согласились.




Однако при утверждении списков распределения, в Министерстве Обороны, произошла их незначительная корректировка. В результате ее я и Пестрецов направлялись для дальнейшего прохождения службы в Забайкальский военный округ. А вот два лейтенанта соседней батареи, которые за время учебы отметились соответствующими успехами в боевой и политической подготовке и должны были осчастливить своим присутствием войска сурового округа, убывали вместо нас в ближнее Подмосковье.

Все что смог сделать для нас офицер строевой части училища, возивший списки на утверждение, так это то, чтобы мы были отправлены напрямую в войска, располагавшиеся на территории экзотической Монгольской народной республики. Какая не какая заграница, но главное, что район службы в Монголии был заменяемым. Это значит, что через три года службы у нас появлялась реальная возможность перебраться, если повезет, в один из центральных округов.

В команду монголоидов, кроме меня с Лехой были зачислены еще два свежеиспеченных офицера артиллериста Советской Армии – Илья, бывший старшина батареи, и Саня, бывший курсант десантного факультета. Именно в таком составе в конце августа мы покидали навсегда стены нашего прославленного училища. Шесть суток пути по железной дороге поездом Москва – Пекин оказались для нас первым испытанием в офицерском чине. К завершению путешествия мы знали в лицо и по имени всех проводниц и начальника поезда, выкупили по спекулятивной цене, и употребили все запасенное ими в поездку спиртное. На перрон вокзала г. Улан-Батор наш десант выгружался изрядно помятым, слегка припухшим и дурно пахнущим.

Священная земля великого Чингисхана нас совершенно не очаровала. Жара, Улан-Батор представлял собой населенный пункт с административным центром из нескольких десятков многоэтажных, не выше пяти этажей, домов. Вокруг него хаотично располагалось множество юрт. По нескольким асфальтированным улицам передвигались немногочисленные основательно «убитые» автобусы, такси «Волга» и другие представители советского автопрома. Не радовало глаз и минимальное наличие, какой либо растительности.

Переночевали мы на пересыльном пункте для советских военнослужащих. Пересылка представляла собой барак-казарму с выгороженными для офицеров несколькими кубриками, плотно заставленными кроватями в два яруса. Здесь ночью нас ждала очередная неожиданность – клопы. Готовясь ко сну, мы отметили для себя определенную странность – ножки кроватей почему-то находились в пустых консервных банках, наполненных водой. Но выяснять, чтобы это значило, у нас просто не было сил и мы дружно отбыли ко сну. Как оказалось на пересылке главными постояльцами были клопы, до этого о существовании этих милых насекомых мы знали только понаслышке. Для того чтобы хоть как то обезопасить себя во время сна от проникновения данных тварей ножки кроватей и помещались в воду.

Но клоп далеко не дурак, неумение плавать он успешно компенсировал умением летать. Забравшись по стене комнаты на потолок, он выбирал себе жертву на втором ярусе, прицеливался и покинув потолок уверенно приземлялся на обнаженную грудь воина. Порезвившись вверху, клоп успешно перемещался этажом ниже. Сон наш был крепок и поэтому утром мы оказались изрядно покусанными. Расчесав до крови зудящие тела и перекусив остатками снеди, мы, насколько это было возможно, привели себя в порядок и направились в штаб армии.

В штабе нам вручили предписания, из которых следовало, что Илья, как человек женатый, остается служить в г. Улан-Батор, а остальные отправляются в Чоерскую дивизию. На наше счастье, единственная, на территории Монголии, железная дорога Москва – Пекин проходила через станцию Чоер, так что добраться до расположения дивизии мы смогли на поезде.

В дивизии нам выдали очередные предписания, в которых был указан конечный пункт нашего маршрута – мотострелковый полк в районе населенного пункта Мандал Гоби, центр пустыни Гоби, в 350 километрах от Чоера. Доставить нас в расположение полка вызвался командир ремонтной роты, который на дивизионных складах получал запасные части для ремонта бронетанковой техники. Транспортным средством оказался военный автомобиль ГАЗ-66, куда мы, вместе со своим скарбом, благополучно загрузились.

В кузове кроме нас находились траки от БМП россыпью, запасные части в ящиках и пустая двухсотлитровая бочка для бензина. Всю прелесть нашей поездки мы ощутили практически сразу после начала движения. Выехав за территорию войсковой части, определившись в пространстве, так как дорога, как таковая, отсутствовала, наш автомобиль, как дикий мустанг рванул в степь.

Двигались мы со скоростью километров 80—90 в час. На такой скорости преодоление даже небольшой неровности трассы сопровождалось затяжным прыжком нашего автомобиля повышенной проходимости. Создавалось впечатление непрекращающегося полета. Каждый прыжок вызывал активное перемещение груза в кузове, траки радостно взлетали и опускались нам на ноги, бочка вообще вела себя непредсказуемо. Совершив очередной перелет она, столкнулась с нашими вещами. В результате столкновения чемодан Сани, подарок деда который он привез в виде трофея из Германии после возвращения с ВОВ, получил травму несовместимую с его дальнейшим использованием по прямому назначению. Из образовавшейся в крышке дыры жалобно выглядывало голубое нательное белье.

К еще большей нашей «радости» на протяжении всего пути автомобиль накрывало плотное облако пыли. Но как настоящие советские офицеры мы стойко переносили тяготы и лишения воинской службы. Через 4,5 часа безостановочной гонки мы оказались на территории родного, на предстоящие три года, полка.