Вы здесь

Моя Италия. путевые и непутевые заметки. Мой Рим (Светлана Мостыка)

Мой Рим

Бывают дни, когда я наяву глаза закрою

И, кажется, как будто снова там иду,

По городу мечты, где я уверена, не скрою,

Жизнь прожила давно и может не одну…

Рим, гордый Рим, стоишь ты солнцем озаренный,

И словно нежно манишь вновь меня

Пройтись по улицам твоим спокойным

Вдоль стен, дворцов и парков не спеша.

На Палатинский холм взойду опять я неустанно,

Вдыхая аромат весны и старины,

Рукою гладя стены вековые,

Желая вспомнить то, что знаешь ты.

Приветливо открыты двери всех Базилик,

Твоих церквей, где можно отдохнуть

В прохладе средь величия шедевров

Великих мастеров, создавших суть.

От Ватикана я дойду до Сан Джованни,

Потом в Трастевере я отдохну в тени,

Где в ресторанчиках есть аромат особый

И в кофе, и в цветах, которые на склонах зацвели.

Хочу увидеть вновь закат на Тринита дей Монти,

Который каждый день волнует глаз,

Мешает краски над великим куполом Сан Пьетро

И с огоньками оживает темнота внизу для нас.

И дело вовсе не в монетке, что на дне фонтана Треви,

Рим сам не отпускает сердце мне

Своим величием и простотой, он словно вторит

«вернись ко мне, мы будем вместе, я в твоей душе».

Светлана Мостыка 2011

Про Рим я могу говорить бесконечно. Это целая гамма различных впечатлений и эмоций: восхитительных, изумляющих, успокаивающих и умиротворяющих, обжигающих, дающих силы. Если и бывают неприятности, то они все быстро стираются полученным позитивом от общения с городом.

Один раз главный специалист по моей профессии попросила сказать, что такое Рим. Так как в этот момент мы сидели на научной конференции, у меня из уст неожиданно вылетел медицинский термин: «Рим – это как склероз. Каждый раз на одном и том же месте открываешь что-то новое». Она засмеялась и сказала, что очень метко. А ведь, правда. Вроде, одно и то же место, что и год назад, а я вижу все по-новому, по-другому, как в первый раз. … Склероз.

Дату, когда я первый раз приехала в Рим, запомнила очень четко не только из – за моих восторженных впечатлений, но и из – за страшного землетрясения в Абруццо 6 апреля 2009 года. Мы только приехали из Римини и поселились в отеле Флемминг в северной зоне Рима. После ночной прогулки, сильно уставшие, расположились на ночлег. Ночь, казалась, будет приятной, но в 3:34 я проснулась от того, что моя кровать качалась во все стороны. Землетрясение – это была первая мысль. Прислушалась, но не было слышно ни паники, ни криков, только звенела на некоторых машинах сигнализация. Вроде, ничего особенного, может здесь так принято в гостинице укачивать клиентов…. Я повернулась на бок и уснула. Но утром меня не покидала какая-то тревога, включила новости и вот тут – то стало страшно по – настоящему: недалеко от Рима, где мы проезжали утром накануне, город Аквила и все вокруг него в развалинах. Если в Риме были отголоски толчков на 3 балла, то там был кошмар баллов 7. Все три дня, что мы были в Риме, оттуда до нас доходили сейсмические толчки.

Исторический центр Рима я за все свои поездки много раз пересекла пешком. Старалась ходить разными маршрутами, сверяясь по карте. Постепенно поняла, что обхожусь без карты. Это было замечательно. Постепенно сложились те маршруты и точки, которые я обязательно должна посетить при каждой своей встрече с Римом. Хочу поделиться впечатлениями о самых близких моему сердцу местах.


Римский форум. (Бумага, акварель, маркер, 2012)

Римский форум. Палатинский холм

Одно из моих любимых мест. Но прежде, чем это осознать, пришлось пройти длительный маршрут.

В первую мою поездку с туристической группой нам показали форум бегом и только со стороны улицы Фори Империали. Мы толком так и не поняли где и что находится, но зацепило. Сразу было понятно, что сюда тянет и здесь надо провести день, чтобы все прочувствовать.

Через год я осуществила вторую поездку, но сделала большую ошибку, доверив мой свободный день знакомому римлянину Вернеру. Вообще-то он набился ко мне сам, но мне не хватило твердости отказаться. В результате ни обеда, ни запланированной, как я хотела, прогулки, ни посещения форума. Я его спрашивала, как нам пройти на Римский форум, прогуляться там, внизу, однако, как я потом поняла, от жадности, что вход платный, он мне наплел какую-то ерунду, и мы продолжили пешеходную прогулку по улицам.

Вот уже на третий раз, осенью, я целенаправленно пошла к заранее найденным кассам форума и, наконец-то, попала внутрь. Билет купила полный, в них входило посещение форумов, Палатинского холма и Колизея. Осмотр форумов начала с арки Септимия Севера. Не знаю почему, но эта арка мне нравится больше всех, несмотря на то, что она одна из поздних. Прослушав свой аудиогид, я направилась искать услышанное. Церковь Санта Мария Антиква очень неприметная, вросшая в землю, поэтому со стороны похожа на шалаш, но внутри находятся первые христианские фрески. Оказалось, что их просто так не увидишь. Экскурсии проводятся по спецзаказам со специальным гидом. Так что это не для нас. Затем я направилась к остаткам храма Кастора и Поллукса – это самые знаменитые три белые колонны посреди форума. Рядом полукруг колонн от красивого храма Весталок. Далее я поднялась в дом весталок и попала в прекрасный внутренний дворик с колоннами, скульптурами и прудами, прошлась у подножия Палатинского холма с остатками аркад от императорских дворцов. Какая же впечатляющая архитектура и планировка! Меня это восхищает, и именно в этих развалинах я ощущаю некий внутренний восторг и трепет. Это мои вибрации. Мне хочется постоянно туда возвращаться. Вот именно это ощущение так отличается от впечатления о Помпеях, где все неживое и сухое.

После я вернулась к храму Ромула, прошла до арки Тита и поднялась на Палатинский холм. Плана его не было, но по курсу встречались щиты со схемами, и можно было сориентироваться. Постепенно я обошла все развалины различных дворцов, посетила музей археологических находок и с разных краев холма сфотографировала панорамы Трастевере, Ватикана, Колизея и самого Римского форума. После этого я вернулась опять к арке Тита и вышла к Колизею.

Всё! С этого момента посещение Палатинского холма и Римского форума стало для меня обязательным приятным ритуалом. Вернулась туда уже весной, обошла все доступные уголки, побывала даже там, куда в прошлом году не попала – красивые панорамы Рима с Палатинского холма на Трастевере, на Ватикан и на сам форум. Палатинские сады уже были все в весеннем цветении, мандариновые деревья с зимы стояли усыпанные мандаринами. Очень красиво. Рим – вечная весна. По форумам гуляла более трех часов.

Еще раз вернулась туда с группой моих знакомых из Рязани уже поздней осенью. Там было прекрасно даже под противным моросящим дождем. Был первый день зимы. Небо в тучах, но температура около 16 градусов. Дождь постепенно превратился в ливень. Но я увидела, что у Курии открыты двери. Ранее она была всегда закрыта. Да и спрятаться больше было не где, и мы зашли внутрь. Первый раз туда попадаю, здесь была открыта экспозиция, спасибо дождю, а то бы и не заметили. Пережидая непогоду, мы все осмотрели. Затем вышли и отправились к дому Весталок. К сожалению, вход в него был закрыт, шли реставрационные работы. Новую волну дождя мы переждали у основания Базилики Юлия. Потом стали подниматься к арке Тита, но увидели, что храм Ромула тоже открыт. Зашли в него. После третьего приступа дождя небо немного посветлело. Мы отправились на Палатинский холм к имперским дворцам.

Часть экспозиций была закрыта на реставрацию. Мы начали осмотр с обзорной площадки. Немного стало проглядывать солнце. Среди раскопок дома Летиции бродил черный жирный кролик, поедая зеленую травку. Прогуливаясь среди стен дворцов, вернее того, что от них осталось, ощущаешь величие и грандиозность былого. От сырости мы продрогли и согрелись немного в античном музее, где уже включили отопление.

Около стен дворца Септимия Севера, у одиноко стоящего обломка стены, мы расположились, чтобы перекусить. Точнее, опять пошел дождь, и мы там спрятались, заодно решив и перекусить. Нам повезло. Мы не знали, что с этого года вышел закон, запрещающий поглощать пищу в историческом центре Рима иным образом, если как не в кафе. Карается штрафом 500 евро. Но был не плотный туристический сезон, шел дождь и к нам никто не пристал. Я стояла, прислонившись спиной к античным кирпичам, и ощущала тепло. Посмотрела на дворец напротив и у меня возникла какая-то картина в мыслях, будто по ступеням спускаются люди и я среди них, сопровождая императора. Вот и кто мне объяснит, почему именно Септимий Север? Почему около его дворца и почему его арка на Форуме меня привлекает больше всего? Сколько раз я потом сюда возвращалась к «моему тайному месту» и всегда с удивлением еще раз убеждалась, что только здесь от античных кирпичей я ощущаю тепло и спиной, и рукой, и зимой, и весной, под дождем и без солнца. Специально сравнивала свои ощущения с другими местами в Риме – нет… Везде обычная прохлада кирпичей.

Еще на Палатинском холме приятно посидеть на скамейках в виноградниках Барберини. При последнем моем посещении посетила недавно открытую тыльную и внутреннюю часть Храма Сатурна. Там постоянно проходят раскопки и реставрационные работы, поэтому каждое посещение становится неким открытием. И еще фотографии… Их тоже никогда мало не будет. Это не только воспоминания, но и разные пейзажи в разные периоды времени. Всегда разные…


Мое тайное место. Часть дворца Септимия Севера на Палатинском холме. (Бумага, маркер, карандаш, 2014)

Колизей

Как я уже писала ранее, Колизей был моим первым «наземным», то есть при первой пешеходной прогулке, впечатлением о Риме. Величественный, огромных размеров, высотой с 16-этажный дом. Но сравнительные размеры вовсе не ощущались, когда ты находишься рядом. Только маленькие фигурки людей на втором ярусе смотровой площадки тебе намекают, что глаза твои приуменьшают грандиозность сооружения.

Внутрь Колизея я попала тоже только во время третьей поездки. Билет был комплексным: на форумы и Колизей, поэтому в огромной очереди у амфитеатра я не стояла, сразу прошла через турникеты внутрь. Первый раз даже сразу на лифте поднялась на верхний ярус, и это было удобно, ибо ступени очень крутые и высокие. Хорошо сначала посмотреть все сверху, а потом пройтись по нижнему ярусу аркад глядя вверх: голова просто кружится от грандиозности сооружения.

В последующие посещения вверх поднималась исключительно по крутым ступеням, а это, эдак, одним махом этажей 10. Если солнышко светит, то внутри Колизея как в каменном мешке быстро все разогревается. Мне нравится, что там можно присесть на ступени под арками, или на лежащие античные мраморные колонны и просто спокойно посидеть, поразмышлять, понаблюдать за туристами, за движением неба над высокими стенами амфитеатра.

Но все-таки Колизей не стал для меня таким родным и милым как Палатинский холм. Может, виновата в этом его кровавая история, хоть и отмоленная папами, но она все же накладывает на это место достаточно тяжелый шлейф ощущений. Возможно так.

Улица Фори Имериали

Эта улица прекрасна и днем, и ночью.

Однажды весной после легкого дождика, проходя по этой улице, я ощутила всю гамму весенних запахов своим неизбалованным городским носом. Здесь было все: запах скошенной травы, запах сосен во влажном воздухе и запах весенних цветов. Все это еще сопровождалось пением птиц. Ну чем не сказка, после хмурой российской весенней непогоды?

Особенно мне нравится здесь в ночное время. Форумы подсвечиваются оранжевыми лампами с обеих сторон улицы и из мрака проступают удивительные и таинственные очертания античных развалин. Нет, не развалин, а скрупулезно отреставрированных античных стен и колонн.

Рынки Траяна мне очень нравятся. Эдакий огромный античный супермаркет, где все продумано и сделано для удобства граждан и торговцев. Да и построено, как говорится, на века. Средневековые надстройки над и около рынков вовсе не портят их образ, наоборот, будучи построены из тех же античных кирпичей, они дополняют своеобразную картину.

Колонна Траяна впечатляет. Но непонятно какие барельефы по спирали колонны снизу и до верху изображены. Понятно, что подвиги армии Траяна, но трудно это все рассмотреть и понять. Однажды мне повезло. Была экспозиция, расположенная около колонны, состоящая из пошаговых фотографий барельефов с подробной аннотацией каждого снимка. Уже уставшая, в конце дня, в темноте под фонарями, я с непослушными ногами ходила, смотрела, читала и пока все не рассмотрела, не ушла в гостиницу. Видели бы вы меня, как я потом ковыляла к станции метро Колизей, присаживаясь по пути на скамейки, благо их там много, да и посидеть в теплой ночной атмосфере улицы Фори Империали очень приятно.


Форум Августа. (Масло, холст, 2015)

Санти Джованни ин Латерано. Баттистерий. Санта скала

Это первый христианский собор после катакомб. С ним у меня тоже связана довольно странная история. Во время первого моего путешествия в Рим с туристической группой мы въезжали в город и проехали мимо этого собора. Увидев его северный фасад с двумя колоколенками, я онемела. Этот собор был в моем сне, давнем, странном сне, где я с огромной толпой народа находилась в нем на какой-то службе, а потом, когда вышла из него – увидела этот фасад. Тогда я запомнила его название и решила потом своим ходом до него добраться и познакомиться. Так и сделала. Впечатлил. Русских туристов там не было, зато было много польских паломников.


Базилика Санти Джованни ин Латерано. (Бумага, маркер, 2013)


Здесь сначала была резиденция пап. Огромный комплекс, который, в последствии, частично был разрушен. Например, от трапезной остался на улице участок стены с мозаичной росписью, а сама эта стена – часть базилики «Санта скала», где находятся святые ступени, обагренные кровью Христа, вывезенные из Иерусалима матерью Константина и там же хранится самая древняя нерукотворная икона.

Латеранскую Базилику я теперь посещаю в каждый свой приезд в Рим. Это ритуал. Мне там хорошо и спокойно. Обязательно в сувенирной лавке покупаю себе сувенир: браслетик, колечко, крест или фигурку ангела.

Особенность интерьера Латеранской Базилики в том, что мозаик и фресок не много, главный неф по краям оформлен скульптурами апостолов и святых. Главный алтарь в готическом стиле, деревянный, очень красивый, с двумя Иоаннами на макушке – Крестителя и Богослова. Мне он кажется более интимным, чем Собор Святого Петра, более располагающим к медитации. Однажды мне он помог после крушения моих иллюзий об одном человеке. Я попросила мысленно, чтобы мне был указан путь выхода, как мне поступить сейчас и в дальнейшем. Противоречивых мыслей у меня было много, и я не могла определиться. Вспоминала ситуацию, мне вновь было больно и обидно. Вспоминала и слезы текли. Вдруг в голове четко появилась мысль, что мне нужно ему написать, но только все взвесив, обдумав, успокоившись, без претензий, закрыть все темы общения, кроме творчески необходимых. Мне стало легче. Именно здесь мне пришло разрешение проблемы.

В этом месте Баттистерий был впервые выстроен отдельным зданием. Он достаточно простых форм, отогональный, из красного кирпича, но очень сложный и интересный внутри. Попасть в него мне удалось только в третье посещение Рима. Да и не всегда двери Баттистерия были открыты для посещений.

Через дорогу от Латеранской Базилики находится Базилика «Санта Скала». Фасад ее простой и неприметный. Вверх к драгоценной первой иконе Спасителя, относящаяся к VIII веку ведет центральная лестница, которая облачена в деревянную обшивку, истертую и лакированную коленями паломников. В деревянную обшивку вмонтированы маленькие окошки, через которые видна сама мраморная иерусалимская лестница, по которой Иисуса вели к Понтию Пилату. По преданию эти окошечки сделаны в местах, где были следы крови Христа. По лестнице можно подниматься вверх только на коленях. Она всегда многолюдна. Один раз я это тоже проделала. Скажу вам, что достаточно тяжело. Колени потом прилично болят. Но это того стоит. Те, кто не хочет подниматься на коленях, могут подняться наверх по четырем обычным мраморным лестницам справа и слева от центральной.

Собор Иерусалимского креста

Если повернуться спиной к главному фасаду Латеранской Базилики, то можно увидеть типично римскую колокольню вдалеке. Это колокольня Собора «Санта Кроче», где хранятся части креста, на котором был распят Иисус, гвозди и скрепы. Опять постаралась мать Константина Елена, которая все это доставила в Рим из Иерусалима. Собор не очень большой, но красивый внутри. Помещение с реликвиями слева от алтаря, за бронированным стеклом. В проходном к нему помещении в стеклянных ларцах находятся скобы, скрепы и гвозди. Два раза я туда проходила, когда было открыто для посещений. С этим собором у меня тоже связана одна интересная история.

В ноябре 2012 года я была в Риме с подругой из Москвы. После посещения Латеранской Базилики мы пошли в собор «Санта Кроче ин Джерусалем». Зашли в ту часть церкви, где выставлены реликвии: гвозди и скобы, которыми Иисус был прибит к кресту. В отдельной комнате выставлены части креста за бронированным стеклом, к которому запрещено прикасаться. Мы подождали, когда пройдет группа итальянских школьников, потом пошли за ними. Тут я заметила пару неистово молящихся и отбивающих поклоны по православному ритуалу: мужчина и женщина в черном, супруги, похоже. Мужчина был очень знаком, и я вспомнила – это был музыкант из «Уральских пельменей». Надо же так было пересечься. Он направился, ничего не видя вокруг себя, к кресту и упал на колени, прикладывая к стеклу некие фотографии с другими частями креста, как бы пытаясь их объединить. Я ему негромко сказала, что трогать стекло нельзя. Он даже не отреагировал. Помолился несколько минут, и с отстраненным невидящим взглядом ушел, прижимая свои фотографии к груди.

Санта Мария Маджоре

Это третья кафедральная базилика. На автобусе мы мимо проезжали много раз, но вот посетить ее удалось не сразу. Это именно та базилика, которую построили по преданию на месте выпавшего в августе снега.

Первый раз я к ней приблизилась во время четвертой поездки со своей знакомой преподавательницей испанского языка. Мы к ней подошли, как потом оказалось, с тыльной стороны, но меня смутило наличие обелиска перед тыльным фасадом. Увидев, что все двери закрыты, да и время было вечернее, мы проследовали дальше. Какова же была моя досада, когда при отъезде в аэропорт мы проехали перед фасадом базилики и я поняла свою ошибку.

В следующий раз я свой поход по Риму начала с исправления этой ошибки и отправилась сразу к «Санта Мария Маджоре».


Санта Мария Маджоре. (Бумага, маркер, 2013)


Это красивая базилика с массивным резным деревянным потолком, расписанным золотом. Красивый готический алтарь. Пару раз я там попадала на службу, видела кардинала, который после субботней предпасхальной службы, посвященной горю матери Марии, оплакивающей смерть сына, свободно без охраны ходил по храму и общался с прихожанами.

Сан Паоло фуори мура

Это четвертый кафедральный собор. Прекрасный снаружи и самый аскетичный из всех четырех папских соборов внутри. Добраться до него можно только специально. Лучше на метро, на ветке, ведущей в сторону ЭУРа. Расположен он рядом с соответствующей станцией метро. В глаза бросается необычная белоснежная колокольня, напоминающая скорее своими формами маяк. А аскетичность интерьера заключается в том, что в соборе нет скульптур как в Латеранской базилике, нет мозаичных фресок, как в Сан Пьетро, нет фресок как в Санта Мария Маджоре. Только колонны пяти нефов и медальоны по периметру под потолком всех пап, в том числе и ныне действующего Франческо. Особая гордость собора – огромный беломраморный подсвечник.

Главный фасад впечатляет. Самый красивый, наверно, по изысканности фасад с мозаичной фреской, зеленым двориком и впечатляющей скульптурой Святого Павла в центре дворика.

Один раз я взяла в этой базилике на память свечку, которую привезла и зажгла на поминки моих родителей.

Собор стоит отдельного внимания. Обычно автобус из аэропорта Фьюмичино – Термини едет мимо главного фасада этой базилики. Это для меня теперь как приветствие Рима при въезде в город и как прощание при отправлении в аэропорт. Радость и печаль вместе, но разделенные небольшим промежутком времени.

Ватикан. Собор Святого Петра

О да! Грандиозность самого собора и богатство шедеврами самого Ватикана впечатляет. Первый раз я попала в музей с группой туристов. Нас бегом провели по античному музею, вывели на площадь Шишки, потом по нескольким галереям пробежались до Сикстинской капеллы. Там нам позволили постоять 10 минут и быстро вывели в Собор Святого Петра. Там по периметру провели группу толпой за 15 минут и на этом все закончилось. Ощущение грандиозности получить удалось, но понять, охватить и насладиться увиденным – нет.

Второй раз, хоть я и была опять с группой, но предварительно по художественным альбомам дома все предстоящее просмотрела и была готова теоретически. Гид по музеям у нас была другая. Провела она по залам современного искусства, что мне было не особо интересно. Побывали мы в залах Рафаэля, почему-то пролетевшие мимо нас в прошлый раз, а в Сикстинской капелле нам позволили посидеть на кардинальских креслах 20 минут. Это было очень кстати. Я уже как со старыми знакомыми общалась с фресками на стенах и потолке, все было понятно и знакомо. 15-минутная прогулка по собору Святого Петра в плотной толпе туристов меня опять не удовлетворила, хотя мы на этот раз увидели папу Рацингера, который в сопровождении кардиналов прошел к алтарю для пятничной мессы. Была страстная пятница перед Пасхой. Очень хотелось остаться, посмотреть, но увы. Нас вывели из собора, и мы направились далее согласно туристическому плану. Вот тут у меня окончательно и созрела идея того, что в следующий раз я буду ходить одна по своему плану. С тех пор я так и делаю.

В третий мой приезд я с утра пошла сразу в собор Святого Петра. Очереди нет никакой. Около 9 утра я свободно прошла через рамки металлоискателя в собор и практически в абсолютной пустоте, без суеты и спешки, с собственным аудиогидом в ушах, провела там более двух часов. Вот это было полное удовлетворение. Еще и поприсутствовала на специальной мессе для испанских паломников, которые, оказывается, жили в нашей гостинице, так как мы на завтраке с ними пересеклись. Вот такое странное совпадение. Месса на испанском была понятна, хорошо, что произносили слова медленно, а не как обычно они тараторят. Потом я спустилась вниз к могилам кардиналов и к могиле Святого Петра. Очень трепетно. Справа в галерее увидела могилу Иоанна Павла II, там молились люди, стояли белые цветы. Вскоре должна была пройти беатификация папы. Было трогательно до слез.

Вот я и под главным алтарем. Вижу бару с останками Святого Петра. Только представьте себе сколько прошло времени, а она сохранилась. Затем я опять поднялась в собор. Ближе к 11 часам он стал заполняться группами туристов, которые выходили из музеев Ватикана. Служители всех туристов направили единым движением по периметру, как ранее проходили мы с группой. Стало совсем не комфортно и не интересно. Я покинула собор с ощущением необыкновенной радости и приподнятости. Там я набралась сил и была готова еще идти дальше. На посещение купола времени не осталось, ведь хоть я и передвигалась автономно, но во временных рамках была привязана к группе.

Купол я покорила в следующий раз. Прогулявшись по практически пустой базилике, пошла к кассе. Выбор: подняться пешком или на лифте? Решила на лифте. Билет на 2 евро дороже. Лифт поднял меня на крышу собора на уровень скульптур, а на сам купол надо было подниматься только пешком. Я зашла на внутреннюю смотровую площадку. С нее был виден собор изнутри со стороны периметра купола. Бронзовый алтарь в 9 этажей высотой казался сверху игрушечным, люди – как муравьи. Вышла опять на крышу. Для подъема на купол передо мной предстояли еще 10 этажей, а может больше. Подъем шел внутри купола по спирали, постепенно дорожка суживалась, на определенном уровне начались крутые ступени, а наружная стена склонилась под углом. Полный человек здесь точно не пройдет. Еще хотелось остановиться и отдохнуть, но сзади уже кто-то поднимался, а вдвоем разминуться было бы невозможно. Далее продвигались полулежа. Ближе к верхушке начались крутые винтовые лестницы, сначала с каменной опорой, а последние просто с веревкой. Наконец выход.

Смотровая площадка на самой последней колоннаде перед шпилем. Весь Рим перед тобой… с одной стороны горы, с другой должно быть море, но его не видно. Вот лента Тибра с мостами. Рядом русская местная своим родственникам важно показывает Рим. Тыкает пальцем во дворец Правосудия и говорит, что это Квиринале – президентский дворец. Я усмехнулась, но влезать в разговор и спорить не стала. С другой стороны вид на сады Ватикана, куда туристам доступ закрыт. Хоть так посмотреть, вон видна площадь Шишки с вращающимся шаром. На площадке достаточно прохладно, дует сильный ветер. Насмотревшись и подмерзнув, я стала спускаться таким же способом по параллельному спуску. На крыше немного задержалась. Там расположен целый городок: сувенирные лавки, маленькие кафе, туалеты, питьевая вода. По карнизам гуляют важные чайки. Я спустилась на лифте вниз, зашла внутрь Собора, села отдохнуть еще чуть-чуть перед дальнейшей запланированной прогулкой до каменной скамейки у входа. Необыкновенное ощущение счастья и понимания, что это именно оно и есть.