Вы здесь

Московский лад. Историко-литературное повествование. Зубовская слобода (Л. И. Тормозова, 2017)

Зубовская слобода

День за днем идут года, текут века —

Вот, как река, как облака.

И. Бунин

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась.

Н. Рубцов

Знал полковник, что не зря на берегу Москвы-реки, на юго-западе столицы в XVII веке располагалась государева стрелецкая слобода. Живущим в ней полкам «Ивана приказа Зубова» было что и от кого охранять. Они с 1642 года несли службу у башни Чертольских ворот Земляного вала.

Около переправы через Москву-реку, у Крымского брода проходила дорога из Киева и Смоленска во Владимир, Суздаль, Ростов, пересекая дорогу Тверскую, протянувшуюся от приволжской Твери до Кремля.

Южнее переправы находился посольский двор крымского хана – опасное место, куда нередко наведывались его воинственные сородичи.

Деревянные стены Земляного вала, сооруженные после набега на Москву крымского хана Казы-Гирея, служили одной из важнейших оборонительных линий Москвы.

Прочные деревянные дома стрельцов полка Зубова строились с внутренней стороны Земляного вала, на месте теперешних Остоженки и Пречистенки.

Такие слободы возникали вокруг Москвы в Белом городе, в Земляном городе, в Замоскворечье – с образованием стрелецкого войска в середине XVI века.

За ними, за городской чертой располагались посады, включающие дворы горожан, гостиный двор, городской рынок, лавки, мирскую посадскую избу, мытный двор, взимавший пошлину с товаров, «осадные дворы» на случай неприятельского нашествия. За посадами, дальше от Москвы находились пригородные села.

Слово «слобода» произошло от слова «свобода». Слободское поселение управлялось само собой и было освобождено от государственных (княжеских, позднее – царских) и городских податей. В название слободы входила фамилия ее «головы» – полковника: Зубовская слобода – от фамилии Зубов (возможно, от прозвища «Зуб»), Сухаревская – от фамилии Сухарев, Пыжовская – от фамилии Пыжов, Вишняковская – от фамилии Вишняков. Иногда название указывало на род занятий жителей или на общее их происхождение (Поварская, Казачья).

«Голову» слободы на один год избирал из дворян мирской или слободской сход. Это был староста. Он наблюдал за порядком в слободе, заведовал раскладкой податей и платежей, оценивал дворы при их продаже за долги, расставлял по улицам караулы, проверял бдительность сторожей, следил за выполнением указов, которые запрещали топить печи летом во избежание пожара или варить для себя в любое время всякое питье в желаемом количестве.

Двор старосты, собор, тюрьма, пушечная казна, амбары занимали места в центре слободы.

У «головы» имелся избираемый из боярских детей помощник – «полуголова». Были также «объезжий голова», младшие командиры – сотники из бояр, десятники из выслужившихся рядовых. В их обязанности входили борьба с пожарами и наблюдение за состоянием мостовых. Делопроизводство велось в «съезжей избе», где хранились полковая книга, знамена, барабан и трубы полка.

Обычно в стрелецкой слободе стоял один полк из 500-1000 человек. Отборные пехотные полки, вооруженные тяжелыми ручными ружьями – пищалями, участвовали в походах. Это была грозная сила в жизни города и всего государства.

Состояли стрелецкие войска из свободных посадских людей. Им платили жалованье от казны, пожизненно и наследственно выдавали дворовый и огородный участки. Подчинялись они стрелецкому приказу, который ведал их землями, дворами, жалованьем, налогами, судами.

На стрелецкую службу брали тех, «которые были собою добры, и молоды, и резвы, и из самопалов стрелять горазды», и не старше 50 лет. К старшим стрельцам назначали поручителей, у которых отбиралось имущество в случае, если кто-либо сбегал со службы или терял самопал, свинец, порох.

Присутствуя постоянно в городе, стрельцы несли караульную службу, охраняли улицы, запирая их на ночь железными решетками; проводили денежные сборы.

В свободное время занимались ремеслом, промыслами, огородничеством, торговлей. По переписи 1638 года, в слободах жили ремесленники разнообразных специальностей: кузнецы, пушкари, плавильщики, бронные и латные мастера, оловянники, медники, жестянники, котельники, замочники, игольники, портные, сермяжники, подкладочники, сарафанники, свитники, рукавишники, чулочники. Были в слободах гусельники, живописцы, чертежники, аптекари, конские мастера.

В конце XVII века 150 московских слобод различались по своим обязанностям.

Военными слободами были Пушкарская, Капитанская, Бутырская, Зубовская, Казачья.

К Дворцовым и Казенным слободам, обслуживавшим дворцовое хозяйство, относились Хамовническая на Девичьем поле, Новинская у Новинского монастыря, Конюшенная у Новодевичьего монастыря, Кадашовская, Поварская, Столовая, Хлебная.

В Китай-городе располагались Владычные слободы – Патриаршие и Митрополичьи. Были слободы монастырские.

Ямские слободы отвечали за въезды и выезды горожан. Это были – Дорогомиловская охранная, Коломенская на Серпуховской дороге, Рогожская на Владимирской дороге, Напрудная, Переяславская, Сущёвская, Тверская.

Возникали Новые слободы («выселки») – Новая Дмитровская на дороге в Дмитров, Новая Воротниковская, Новая Конюшенная.

Тяглые, или «черные» слободы платили подати за дворовое место или выполняли барщину. Это были – Алексеевская за Яузой, Дмитровская на Дмитровской улице, Никитская за Никитскими воротами, Сретенская на Сретенке, Чертольская у Пречистенки.

Существовали слободы для специальных служб – приема и содержания послов других государств.

Особые привилегии были у торговых людей. Они освобождались от «проезжих» пошлин с товаров, имели право выезда за границу, но за лавки платили подати. Объединялись они в «сотни» во главе с «соцким», в «полусотни», «четверть-сотни».

Жили стрельцы семьями. Дети с семи лет учились грамоте в школьных домах по букварям – рукописным в XVI веке, печатным с XVII века.

Московский печатный двор издал за 4 года – с 1647 по 1651 год – 9600 букварей. Появились и «книжицы малые, иже в научение бывают малым детям». Читать учились по складам, затем писали буквы. Знакомились с календарем, летоисчислением, историей, арифметикой, географией. Изучали богослужебные Часослов и Псалтырь, нотное пение. Учение продолжалось 3–4 года, обычно платное – деньгами или продуктами, «по уговору».

В дни праздников в слободах около церквей проходили народные гулянья. Устраивались ярмарки с качелями, каруселями, зрелищными балаганами, кукольными театрами, выступлениями скоморохов. На ярмарках продавали пряники, калачи, пироги, баранки.

Зимой катались на санях. Весной водили хороводы. В день Троицы украшали жилища березками, в День Ивана Купалы жгли костры, гадали.

Водка появилась в России в XVI веке. Продавали ее вместе с кушаньями на постоялых дворах, названных татарским словом «кабак». Первый кабак открылся в Москве на Балчуге в 1552 году, при Иване IV. Через сто лет, в 1652 году правительство закрыло кабаки, а продажу спиртного передало в «кружечные дворы». В каждом городе было только по одному такому двору.

Простому народу разрешалось пить водку лишь в главные праздники – на Рождество и на Пасху. Запрещалось пить во время двух больших постов. Нарушителей ждало наказание кнутом или тюремным заключением.

Продажей казенного вина в питейных заведениях занимались «головы» и продавцы-целовальники, которые для приумножения доходов обычно перед началом продаж целовали крест.

Нелегкая жизнь трудового населения России, злоупотребления купцов, задержки жалованья обостряли противоречия в обществе и приводили к народным восстаниям и войнам. В них принимали участие московские стрельцы.

В 1606–1607 годы, при царе Василии Ивановиче Шуйском поднялось крестьянско-казацкое восстание под руководством Ивана Болотникова. Желая освободить людей от кабалы и неправды боярской, он повел их походом на Москву. Остановились в Коломенском. Два месяца осаждали город. С помощью бояр-изменников восстание было подавлено. Болотникова казнили в Каргополе.

В 1648 году, при царе Алексее Михайловиче вспыхнул Соляной бунт посадского населения. Он был вызван недовольством налоговой политикой правительства, которое заменило разные прямые налоги единым налогом на соль. Она подорожала в несколько раз. В результате бунта, к которому присоединились стрельцы, правительство было вынуждено частично отменить свое решение. Но вожаков и наиболее активных участников восстания казнили.

В 1662 году еще бунт – Медный. После войны России с Польшей увеличились налоги, росли цены. Правительство принимало в уплату серебро, а расплачивалось медными деньгами, приравненными к серебру. Деньги обесценились, появились фальшивые.

По Москве расклеивались прокламации с перечислением имен лихоимцев. Десять тысяч посадских людей, солдат, стрельцов, холопов, крестьян направились в село Коломенское к царю Алексею Михайловичу с требованием – выдать им «изменников». Царь объявил, что расследует дело.

Люди возвратились в Москву, а там их уже поджидали войска. Началась расправа. Восставших арестовывали, пытали, вешали, топили в реке.

Но медные деньги были отменены.

Стрельцы принимали участие и в Крестьянской войне под предводительством донского казака Степана Разина в 1670–1671 годы. Проявив себя боевым военачальником, Разин совершил с казацкими отрядами походы на Волгу, Яик, по Каспийскому морю в Персию. Но был взят в плен и казнен в Москве, на Красной площади.

Была подавлена при Екатерине II Крестьянская война под предводительством донского казака Емельяна Пугачева. Выданного заговорщиками Пугачева казнили на Болотной площади в Замоскворечье.

В 1682 году в Москве восстали стрельцы и солдаты под руководством начальника Стрелецкого приказа князя Ивана Андреевича Хованского. Недовольные недоплатой жалованья, они требовали управы на своих начальников, за это их наказывали кнутом или гнали на незаконные работы.

Брожение в полках усилилось, когда умер царь Федор Алексеевич. Бояре Милославские – родственники его первой жены Марии, выступили против вступления на престол сына его второй жены Натальи Нарышкиной – Петра. Распространились слухи об убийстве брата Петра – Ивана. Стрельцы и солдаты заняли Кремль и расправились со сторонниками Нарышкиных.

Основные требования стрельцов были удовлетворены. Ивана провозгласили первым царем, Петра – вторым, сестру их Софью – регентшей.

Собранное Софьей и ее сторонниками дворянское ополчение намеревалось провозгласить царем князя Хованского. Но их выступление кончилось поражением, казнями стрельцов и князей Хованских.

В 1698 году взбунтовались стрельцы, которые участвовали в Азовских походах Петра I и были оставлены в Азове гарнизоном. Они двинулись на Москву с целью расправиться с неугодными боярами и иноземцами, а заточенную в Новодевичьем монастыре регентшу Софью возвести на престол. Под Новоиерусалимским монастырем, в 40 километрах от Москвы мятеж был подавлен.

Срочно вернувшись из-за границы в Россию, Петр I возглавил «великий розыск» против восставших. Тысячи стрельцов были казнены, побиты кнутом, клеймены. Тех стрельцов, которые не участвовали в восстании, расформировали и выслали с семьями из Москвы.

Петр I упразднил стрелецкое войско и стрелецкие слободы. Вместо них он создал регулярную русскую армию. Земли слобод заселили ремесленники и торговцы.

Память о стрельцах сохранилась в Москве в названиях Стрелецкой улицы и 1-го, 2-го, 3-го, 4-го Стрелецких переулков, недалеко от Савеловского вокзала.


Нельзя без волнения ступить на земли прежней Зубовской слободы – между прежним Земляным валом и нынешним Кропоткинским переулком, выходящим к Пречистенке.

По этой земле прошлись многие века, события, люди. Менялись о них мнения, оценки. Переименовывались улицы, переулки, площади. От Зубовской слободы до нашего времени дожили только названия: Зубовский бульвар, Зубовская площадь, Зубовская улица, Зубовский проезд.

В нынешнем, XXI веке к забитой машинами магистрали, идущей от Крымского моста к Тверской улице, подступили и подступают новые дома. Среди бетонных, сверкающих остекленными стенами, высоких современных сооружений теснятся старые каменные здания. И каждое – это не только творение зодчества. Это – память о тех, кто их строил, кто в них жил или просто остановился около под впечатлением того, что увидел и узнал.

Крымский мост над Москвой-рекой – один из красивейших в столице. Переброшенные через пилоны стальные цепи придают этому сооружению весом несколько тысяч тонн и длиной около 700 метров изящество и видимость легкости. Построили мост в 1938 году инженер Б. Константинов и архитектор А. Власов.

Середину проезда по Садовому кольцу от Крымского моста, с 1820 года занимал бульвар с зелеными насаждениями. Называли его Зубовским валом.

В 1900-е годы обе его стороны застраивались доходными домами, по нему ходили конки. В 1911 году их сменил трамвай. Ас 1912 года от Крымской площади к Курскому вокзалу отправился трамвай Б – «букашка».

В 1930-е годы эту часть Садового кольца реконструировали и заасфальтировали. Трамвай Б заменили троллейбусом. У моста открылась одна из первых тринадцати станций московского метро – «Парк культуры». В 1937 году линию бывших садов и палисадников назвали Зубовским бульваром.

Видное место на правой стороне Зубовского бульвара занимает старинное здание, памятник архитектуры XIX века – бывшие Провиантские склады (дом 2). Построил их в 1829–1831 годы на месте прежних казенных конюшен архитектор Ф.М. Шестаков по проекту архитектора В.П. Стасова.

Три двухэтажных корпуса выполнены в стиле ампир. Одной стороной они выходят к Пречистенке, другой – к Остоженке. Стены украшены вензелями и декоративными рамами окон. Здания разделены проездами с воротами из фигурных чугунных решеток. Памятная доска на одной из стен говорит, что в октябре 1917 года красногвардейцы и солдаты 193-го пехотного Запасного полка из Хамовников и Замоскворечья вели здесь бои с защищавшими Временное правительство юнкерами.

С 2007 года в здании находится Музей Москвы.

Далее на этой стороне Зубовского бульвара стоит современное, близкое по высоте Провиантским складам здание, построенное в 1979 году архитектором И.М. Виноградским (дом 4). Три его портала ведут во внутренние дворы. Во время Олимпиады-80 здесь работал Главный пресс-центр. Затем в здании разместились агентство печати «Новости», правление Союза журналистов России и другие учреждения, среди которых – Международное агентство «Россия сегодня».

Кооператив «Научные работники» в 1934 году построил дом 16. Последние годы жизни провел в нем почетный член Академии наук, инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939). Он – автор ажурной стальной башни радиостанции высотой около 160 метров, превышающей колокольню Ивана Великого в два раза.

Башню построили на Шаболовке в 1921 году телескопическим методом, без лесов – внутри каждой металлической секции собиралась следующая, которая затем через верхнее кольцо выдвигалась выше. Этот метод был использован и при возведении Останкинской телевизионной башни в 1967 году.

По мощности башня Шухова была сильнее радиостанций Нью-Йорка, Парижа, Берлина, вместе взятых. Телевизионное вещание с этого высотного сооружения столицы велось с 1939 по 1967 годы.

Талантливый изобретатель в 1890-е годы строил в Москве стеклянные перекрытия Верхних торговых рядов, где в 1953 году открылся Государственный универсальный магазин, в 1913–1917 годы – сетчатые металлические арки над перронами Киевского вокзала. По его идее создавалась в 1980 году подвесная кровля гигантского стадиона «Олимпийский».

В 1899–1900 годы в здании XIX века на углу Зубовского бульвара и Пречистенки (дом 22/39) снимал квартиру прославленный мастер живописи, скульптуры и архитектуры – Михаил Александрович Врубель (1856–1910). К тому времени уже были высоко оценены его полотна «Сирень» и «Демон». Но еще не закончилась работа над картинами «Царевна лебедь» и «Пан». В гости к художнику приезжал из Петербурга композитор, автор знаменитых опер «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» – Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908).

Последним владельцем дома был француз К. Жиро, хозяин шелкоткацкой фабрики, расположенной недалеко, в Теплом переулке (назван так с XVIII века по находившимся в нем баням, с 1965 года это – улица Тимура Фрунзе). В 1924 году фабрика получила название «Красная Роза», с 1930 года стала комбинатом (дом 11).

По соседству с дворянским особняком на Пречистенке, в трехэтажном доме 32 помещалась гимназия видного русского педагога Льва Ивановича Поливанова (1838–1899). В ней учились сыновья Л.Н. Толстого – Илья и Лев, его внук Сергей, сыновья А.Н. Островского. У Поливанова получали среднее образование поэты В.Я. Брюсов, В.С. Соловьев, писатель Андрей Белый.

Имеют свою историю и дома по другую сторону Зубовского бульвара.

Здание открытой 1 января 1950 года кольцевой станции метро «Парк культуры» создал архитектор И.Е. Рожин. Мраморный барельеф «Культурный отдых трудящихся» на стене наземного вестибюля станции выполнил скульптор С.М. Рабинович.

Рядом с современным зданием со стеклянным, округленным фасадом (дом И), которое поднялось на месте прежних мелких строений, стоит пятиэтажный дом 1914 года (дом 13) – бывший доходный дом. После 1917 года в нем жили рабочие фабрики «Гознак».

Конец ознакомительного фрагмента.