Вы здесь

Московские улицы. Секреты переименований. Возвращенные названия (В. Б. Муравьев, 2013)

Возвращенные названия

Аминьевское шоссе

Название XV – XVI веков, дано по селу.

Шоссе названо по селу Аминьево, вошедшему в черту города в 1960 году. Впервые село Аминьево упоминается в документах 1570 года – в духовной грамоте, то есть завещании Ивана Грозного, в котором он отказывает это село старшему сыну – царевичу Ивану. Сам факт включения села в завещание говорит о его значительной величине и о том, что оно существует уже достаточно долго, так как села тогда росли медленно.

Свое название Аминьево получило по прозвищу его владельца XIV— XV вв. – боярина, служившего московскому князю Семену Гордому – сыну Ивана Калиты. Об этом боярине известно немногое: всего одна запись в летописи, но показывающая его в весьма важных и сложных обстоятельствах.

В 1348 году литовский князь Ольгерд послал своего младшего брата Корьяда в Орду к хану Чанибеку с наветами на московского князя и просил военной помощи для похода на Москву. Князь Семен Гордый, как сообщает летопись, «погадав со своею братиею и с бояры и посла в Орду Федора Глебовича, да Аминя, да Федора Шубачева ко царю (хану) жаловатися на Ольгерда». Для успешного исполнения такого посольства нужны были люди умные и решительные, такими и оказались послы Семена: в результате хан не только отказал литовцам в войске, но и «выдал головой» Корьяда со всей его дружиной московскому князю. Аминь с товарищами привезли литовцев в Москву. А Ольгерд, повествует летопись о финале его коварного замысла, «прислал послы ко Князю Великому за своего брата и за его дружину со многими дары, просяще мира и живота всей братии и многое серебро отложил».

Не вызывает никакого сомнения, что Аминь не имя, а прозвище. Объяснение же, почему в летописи он назван не настоящим своим именем, а прозвищем, может быть одно: значит, оно было так удачно, что выразило самую сущность человека. «Москва всегда славилась прозвищами и кличками своими», – замечал П.А. Вяземский.

Сейчас само слово «прозвище» имеет некоторый отрицательный оттенок, но в Древней Руси оно стояло в одном ряду с именем и в некоторых случаях играло роль почетного титула: Невский, Донской, Храбрый – все это прозвища. Впоследствии прозвища часто становились фамилиями. Скорее всего свое прозвище Аминь боярин получил из-за того, что часто употреблял в речи это слово, оно было его поговоркой. Такой способ образования прозвища достаточно обычен.

Ну а облик человека, поговоркой которого было слово «аминь», тоже достаточно ясен – был он, видимо, решителен и доводил каждое начатое дело до конца. Тот эпизод, о котором рассказывает летопись, подтверждает это.

Прозвище Аминь бытовало на Руси и позже. Академик С.Б. Веселовский в составленном им словаре «Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» приводит прозвища братьев дворян Каменских, живших в XVI веке: Иван Аминь и Алексей Обедня.

Фамилия Аминьевы, хотя и нечасто, но встречается на страницах русской истории. Между прочим, их прародителем является легендарный Ратша, который был и прародителем Пушкиных. А.С. Пушкин в стихотворении «Моя родословная» пишет о Ратше, что он «мышцей бранной святому Невскому служил».

Впоследствии село Аминьево сменило многих владельцев. Среди них были царь Иван Грозный, боярин Туренин по прозвищу Жар, знаменитый боярин Морозов – воспитатель царя Алексея Михайловича (при нем в селе была построена новая церковь), патриархи, но, несмотря на это, все шесть веков оно сохраняло свое первоначальное название.

13 июля 1982 года северный отрезок Аминьевского шоссе был переименован в улицу Суслова. (М.А. Суслов (1902—1982) – государственный и партийный деятель, член Политбюро ЦК КПСС, с 1947 года ведал идеологической работой. Историческое название возвращено в 1994 году.

Андроньевская площадь

Название XIVXV веков, по монастырю.

Площадь названа по Андроньеву или, вернее, Спасо-Андро-никову монастырю, основанному в XIV веке, возле которого она находится.

В середине XIX века историк С.М. Любецкий в работе «Московские старинные и новые гулянья и увеселения» в числе старинных московских гуляний называет гулянье 17 августа у Андроникова монастыря. В отношении большинства гуляний он объясняет повод или причину, послужившие их возникновению: храмовый или иной религиозный праздник, ярмарка, тот или иной старинный народный обычай. Но о некоторых гуляньях Любецкий не сообщает ничего, кроме даты и места, потому что за давностью лет позабылись обстоятельства их возникновения. К ним относится и гулянье у Андроникова монастыря на луговине перед главным входом, где впоследствии, когда подступил к монастырю город, образовалась площадь, получившая название Андроньевской.

Ни из литературы, ни из расспросов знатоков я не смог определенно выяснить причину гулянья у Андроникова монастыря именно в этот день. Но позволю себе в качестве гипотезы предложить собственные соображения.

Монастырь был основан около 1360 года московским митрополитом Алексием, крестником Ивана Калиты, воспитателем Дмитрия Донского, духовным руководителем объединительной политики Московского княжества и его возвышения. Первым игуменом монастыря был ученик Сергия Радонежского Андроник (по нему монастырь и получил свое название).

Большое внимание оказывали монастырю многие замечательные, вошедшие в русскую историю деятели: князья Дмитрий Донской и его сыновья, Иван III, преподобный Сергий Радонежский, иерархи русской церкви, ученые монахи Епифаний Премудрый и Стефан, брат Сергия Радонежского, и немало других. Но среди этого сонма известных и громких имен славу и память в веках монастырю принесло имя художника, который был его монахом, – Андрея Рублева.

Андрей Рублев принадлежал к кругу Сергия Радонежского и свое главное произведение – образ Троицы – написал, как свидетельствует древняя рукопись, «в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Он проходил послушание у преподобного Никона, которого сам Сергий перед смертью назначил игуменом Троице-Сергиевой Лавры, поэтому в некоторых старинных источниках Андрей Рублев называется Андреем Радонежским.

Еще при жизни Андрей Рублев приобрел славу «чюдного» и «пресловушего» иконописца и великого праведника. Стоглавый собор 1551 года предписывал иконописцам следовать образцам, «как писал Андрей Рублев».

Некоторые источники XV—XVIII веков называют Андрея Рублева святым, но официально он был канонизирован в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси.

Общее почитание Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре, в котором можно было видеть его иконы и стенные росписи главного храма, обязательно должно было родить среди братии идею отметить память их замечательного собрата.

Праздники в средневековой Руси определялись церковным календарем, поэтому в поисках причины народного празднества под стенами Спасо-Андроникова монастыря 17 августа я, естественно, заглянул в святцы. Однако оказалось, что на этот день никакого собственно монастырского праздника не приходится, то есть не отмечается память святого, во имя которого имеются в монастыре престолы. Но зато именно на 17 августа приходится и – это записано в святцах – память преподобного Алипия Печерского – древнерусского художника, жившего и трудившегося в Киево-Печерской Лавре в XI веке, единственного художника, причисленного к лику святых.

Андрей Рублев хорошо знал и почитал древнюю православную живопись. Известно, что в московском Успенском соборе были образа работы Алипия, возможно, были они и в Андрониковом монастыре. Троице-Сергиевский игумен старец Спиридон рассказывал, что Андрей Рублев и Даниил Черный во дни отдыха от трудов, когда «живописательству не прилежаху … на седалищах седяща и пред собою имуща всечестныя и божественный иконы и на тех неуклонно зряща, божественныя радости и светлости исполняхуся». Андрей Рублев, конечно, рассказывал братии о древних православных живописцах и прежде всего об Алипии, так что имена и деяния художников в монастыре знали.

Не в память ли о славных живописцах монастырских Данииле и Андрее Рублеве и других членах их артели, имен которых мы не знаем, установился в Спасо-Андрониковской обители в день памяти преподобного Алипия праздник, смысл которого в последующие века был утрачен, хотя и праздновался по традиции?

В 1919 году Андроньевская площадь была переименована и названа площадью Прямикова в честь Н.Н. Прямикова – рабочего, революционера, председателя военно-революционного комитета Рогожско-Симо-новского района, погибшего в 1918 году (До 1922 года ошибочно писали: Пряникова пл.)

Арбат новый улица (см. Новый Арбат улица) Арбатские ворота площадь

Название XVI-XVII веков, по крепостным воротам.

Названа по Арбатским воротам Белого города.

В 1585—1593 годах вокруг разросшегося к тому времени посада Москвы была возведена новая крепостная стена, третье оборонительное кольцо – стена Белого города. Она получила такое название потому, что была сложена из белого камня. Это было мощное и грозное сооружение, производившее и на русских людей, и на иностранцев сильное впечатление.

Секретарь Антиохийского патриарха диакон Павел Алеппский, посетивший Москву со своим принципалом в середине XVII века, оставил подробное описание стен и башен Белого города: «Третья стена города известна под именем Белой стены, ибо она выстроена из больших белых камней… Эту стену он (царь) вывел с южной стороны Кремля по берегу реки и кругом города. Она больше городской стены Алеппо и изумительной постройки, ибо от земли до половины она сделана откосом, а с половины до верху имеет выступ, и потому на нее не действуют пушки. Ее бойницы, в коих находится множество пушек, наклонены книзу, по остроумной выдумке строителей: таких бойниц мы не видывали ни в стенах Антиохии, ни Константинополя, ни Алеппо, ни иных укрепленных городов, коих бойницы идут ровно, (эти же) служат для стрельбы во всякого, кто приблизится к нижней части стены… Конец этой стены доходит до угла второй стены. Таким образом эта Белая стена окружает край города с западной стороны Кремля и большую часть города с востока и севера… В Белой стене более пятнадцати ворот, кои называются по именам различных икон, на них стоящих. Все эти надворотные иконы имеют кругом широкий навес из меди и жести для защиты от дождя и снега. Перед каждой иконой висит фонарь, который опускают и поднимают на веревке по блоку; свечи в нем зажигают стрельцы, стоящие при каждых воротах с ружьями и другим оружием. Во всех воротах имеются по нескольку больших и малых пушек на колесах. Каждые ворота не прямые, как ворота Ан-Наср и Киннасрин в Алеппо, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решетчатую железную дверь, которую спускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом: ее нельзя сломать, а поднять можно только сверху».

Далее Павел Алеппский добавляет, что хотя он видел стены Белого города собственными глазами, но бросал на них взоры украдкой, так как стрельцы крепко наблюдали за прохожими и если заметят, что кто-то слишком пристально смотрит на стену или пушку, тотчас хватают и лишают его жизни. Насчет столь жестокой и быстрой кары, якобы полагающейся в Москве за любопытство, антиохийский диакон явно ошибается, видимо, кто-то из его информаторов подшутил над ним. С другой же стороны, наверное, именно этой выдумке мы обязаны тем, что Павел Алеппский украдкой, но пристально рассмотрел и столь подробно описал стены и башни Белого города: запретное, как известно, привлекает.

Со временем стены Белого города потеряли оборонное значение, их перестали ремонтировать, они разрушались. В 70-е годы XVIII века Екатерина II распорядилась стены снести и на их месте «по примеру чужестранных земель иметь место в средине города для общественного удовольствия, где бы жители оного могли, не отдаляясь от своих домов, употреблять прогуливание», то есть разбить бульвары. Исполнение этого распоряжения растянулось на десятилетия, стены разбирались постепенно. Е.П. Янькова, автор воспоминаний «Рассказы бабушки, записанные ее внуком», рассказывает: «Я застала еще Тверские ворота, Пречистенские, Арбатские… В те времена, когда в Москве было несколько стен городских, понятно, что нужны были и ворота; потом стены обвалились, их сломали, а ворота оставили, и было очень странно видеть, что ни с того ни с сего вдруг, смотришь, стоят на улице или площади ворота; многие стали ветшать, их и велено было снести… Теперь осталось на память только название».

Названия ворот остались на память, конечно, не потому, что они были разрушены позже стен, а потому что их названия в течение полутора веков до сноса ворот служили удобнейшим обозначением района, да и до сих пор говорят: он живет у Покровских ворот или у Сретенских.


Арбатские ворота


Бульвары были разбиты на месте разобранных стен, места же башен, сквозь ворота которых проходили улицы, стали частью этих улиц. Эти-то перекрестки бульваров с улицами москвичи по старой памяти продолжали называть воротами: Никитские ворота, Пречистенские ворота и так далее. В конце XIX века, когда производилась унификация городских наименований, эти названия приобрели хотя и несколько канцелярскую, но более точную форму: площадь Сретенских ворот, площадь Покровских ворот, а так как фактически здесь никакой площади не было, а был обычный перекресток, то в живой речи, как правило, употреблялось старое название, без добавления слова «площадь».

Площадью Арбатских ворот считался участок в торце Никитского бульвара и небольшая площадка, с которой расходились Арбат и Поварская (сейчас это начало Нового Арбата), то есть лишь часть расстояния между Никитским и Пречистенским бульварами. Таким образом, площадь Арбатских ворот оказалась соседкой более обширной площади, простиравшейся до Знаменки и Малого Афанасьевского переулка, настоящей площади, на которой находились церковь, рынок, кинотеатр, в окружающих домах были магазины, и эта площадь совершенно законно называлась (и называется сейчас) Арбатской. Лет тридцать-сорок назад название «Арбатские ворота» поддерживало название трамвайной остановки, когда же по Бульварному кольцу от Мясницких до Пречистенских ворот сняли трамвайную линию и был пробит Калининский проспект, городские власти сочли ненужным сохранение старинного московского топонима, он исчез с планов города, и все пространство от Никитского до Пречистенского бульвара стало обозначаться как Арбатская площадь.

Таким образом, площадь Арбатские ворота никогда не переименовывалась, она стала жертвой обычной кампании укрупнения и слияния с лишением права иметь имя. Теперь это право ей возвращено.

Архангельский переулок

Название XVI—XVII веков, по церкви.

Переулок назван по церкви Архангела Гавриила.

Точная дата основания церкви Архангела Гавриила неизвестна, но поскольку во второй половине XVI – начале XVII веков там, где сейчас проходит Архангельский переулок, находилась огородная патриаршая слобода, называвшаяся Гаврииловской, можно предположить, что к тому времени церковь уже стояла.

Во второй половине XVII века слободские жители из Белого города были вытеснены, и их земли заняла знать. На участке между Мясницкой улицей и церковью Архангела Гавриила встала усадьба Дмитриевых-Мамоновых, ведущих свой род от Владимира Мономаха. Времена Петра I принесли с собой государственные преобразования и появление новых людей, потеснивших прежнюю знать. В 1699 году усадьбу Дмитриевых-Мамоновых на Мясницкой купил сержант Преображенского полка Александр Данилович Меншиков, человек безродный, любимец и сподвижник царя. Несколько лет спустя он прикупил соседнюю усадьбу стольников Василия и Алексея Федоровичей Салтыковых, построил себе палаты и, разрушив старую церковь, в 1703—1705 годах поставил новую, в виде столпа, увенчанного высоким шпилем. Она была на полторы сажени, то есть на 3 метра, выше колокольни Ивана Великого. Отличалась новая церковь и обликом, необычным для русской церкви: была украшена лепными цветочными гирляндами и картушами, в одном из ярусов находились английские башенные часы с курантами, которые били каждые четверть часа, а один раз в сутки – в полдень – колокольная музыка звучала полчаса. Строителем церкви традиционно считается архитектор Иван Зарудный. Но С.К. Романюк полагает, что, весьма вероятно, этот архитектор наблюдал за строительством как доверенное лицо Меншикова, а проект принадлежал швейцарскому архитектору Джованни Фонтана, который много строил для любимца Петра I. Сейчас невозможно установить долю участия того и другого архитектора, но западное влияние и во внешней отделке, и в интерьере церкви совершенно очевидно. В народе новую церковь Архангела Гавриила прозвали Меншиковой башней, это название сохранилось за ней до настоящего времени.

Проезд с Покровки на Мясницкую мимо церкви Архангела Гавриила в разное время назывался по-разному. В XVII веке – Котельников – по урочищу мастеров, делавших котлы, находившемуся в районе нынешнего Девяткина переулка, который и начинал собою проезд. Когда здесь поселился А.Д. Меншиков и развернул строительство, переулок стали называть Меншиковым. После того как в 1730 году он был лишен своих званий и сослан, а его усадьба конфискована и отдана князю Куракину, естественно, появилось название по церкви – Архангело-Гаврии-ловский переулок. Для удобства оно сокращалось на первую или вторую часть. В конце XVIII века наиболее употребительным было название Гаврииловский, к середине XIX века окончательно укрепилось название Архангельский.

Название переулка фактически не менялось в течение двух веков, поддерживаемое постоянным интересом москвичей к Меншиковой башне – церкви Архангела Гавриила, которая время от времени давала обильную пищу московским толкам.

14 июня 1723 года молния ударила в шпиль, церковь загорелась, выгорели перекрытия между ярусами, колокола и часы упали и проломили своды церкви. В Москве этот пожар объясняли наказанием строителю за гордыню, за то, что он захотел построить свою башню выше Ивана Великого; потом говорили, что это было предупреждение высоко поднявшемуся временщику о грядущем падении. (Кстати сказать, в конце века император Павел I издал специальное распоряжение не строить колоколен выше Ивана Великого.)

В 1787 году один из прихожан, масон Гаврила Захарович Измайлов, имевший дом на Мясницкой, отремонтировал храм, причем шпиль был выведен ниже прежнего. С 1792 года бывшую меншиковскую землю казна приобрела для почтамта, и церковь оказалась на его территории. В 1806 году почт-директор Ф.П. Ключарев, также известный масон, член ложи Н.И. Новикова, построил рядом с церковью Архангела Гавриила зимний храм во имя Феодора Стратилата, который стали называть Почтамтским, так как его прихожанами были служащие почтамта, жившие здесь на казенных квартирах. Меншикова же башня то ли еще при Измайлове, то ли при Ключареве была приспособлена для масонских собраний и расписана масонскими символами. Говорили, что из дома Измайлова (он стоял на месте теперешнего магазина «Чай – кофе») в нее вел подземный ход. В 60-е годы XIX века масонская роспись по распоряжению митрополита Филарета была закрашена. Историк Н.П. Розанов, видевший эту роспись, кратко описал ее так: «Внутри храма: под куполом, на задней стене, над окнами изображено Всевидящее око с надписью: «Просветил еси тьму» (все надписи по-латыни. – В.М.) с левой стороны окна – круг с надписью: «Без конца»; с правой стороны, у столпа – крест и якорь с надписью: «Надеждою и мужеством»; на южной стене, над окнами – св. чаша с надписью: «Искупление мира»; с левой стороны, к алтарю – крест с терновым венцом, надпись на нем: «Наше спасение»; с правой стороны, к хорам – жертвенник с курящимся фимиамом, надпись: «Покаяние»; на северной стороне, над окнами – агнец с хоругвию, в средине коей крест, с надписью: «Вземляй грехи». Внутри алтаря, с левой стороны, изображен летящий орел и смотрящий на солнце, надпись: «Доблестию отцов»; ближе к жертвеннику изображены: корона наверху столпа, утвержденного в четвероугольном пьедестале, с надписью: «Утверждена на славе»; растущее лавровое дерево, с надписью: «При помощи Божией». Против престола, на горнем месте, под ликом Господа Саваофа, изображено лучезарное солнце, освещающее долины и холмы, с надписью: «Не для себя, но для вселенной». Всех таких эмблем с надписями до 15». В 30-е годы XX в. храм был закрыт, богослужение возобновлено в 1947 г. В 40-е годы в нем еще сохранялись остатки масонской росписи.

В 1924 г. Архангельский переулок был переименован в Телеграфный «по близости его к Центральному телеграфу», который тогда занимал здание на углу Мясницкой и Чистопрудного бульвара, а в 1929 г. был переведен на Тверскую улицу в специально выстроенное для него здание, где находится и сейчас.

Афанасьевский Большой переулок

Название XVI—XVII веков, по церкви.

Переулок назван по церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке.

Первоначальный храм известен с XVI века, каменный воздвигнут в конце XVII – начале XVIII веков.

Известно, что в 1681 году главным престолом церкви был престол Спаса Нерукотворного, а престол Афанасия и Кирилла значился приделом. Но так как за храмом издавна укрепилось название по этому приделу, можно предположить, что первоначальный деревянный храм был поставлен во имя этих святителей.

В 1812 году храм был разрушен, в 1815 году восстанавливался на средства полковничьей дочери П.П. Юшковой – старинной жительницы переулка (в середине XVIII века часть переулка носила название Юшков), в XIX веке не раз перестраивался, причем в 1837 году сооружен новый придел святителей Афанасия и Кирилла. Храм был закрыт в 1932 году, колокольня снесена, в его помещении находились мастерские. В апреле 1992 года храм возвращен патриархии.


Сивцев Вражек


В 1960 году Большой Афанасьевский переулок был переименован в улицу Мясковского. Известный композитор Н.Я. Мясковский (1881 – 1950) жил в соседнем переулке – Сивцевом Вражке, дом 4, где установлена мемориальная доска.

Басманная Старая площадь

Название XVII века, по слободе.

Улица названа по Басманной слободе.

В дворцовой Басманной слободе пекари-басманники выпекали басманы – определенного веса хлебы, которые поставлялись во дворец, а также раздавались государственным служащим, послам и другим лицам, которым полагалось казенное хлебное довольствие.

Хлебы-басманы при выпечке получали особое рельефное клеймо, аналогичное пряничному (отчего пряники назывались печатными). «Басма» слово татарское и обозначает рельефный оттиск на металле или коже.


Старая Басманная. Церковь Великомученика Никиты. 1883 г.


Таким образом, хлеб-басман отличался двумя признаками: клеймом-басмой и определенным весом. Слово «басман» ушло из современного языка, зато сохранилось однокоренное с ним «безмен» – название весов. Именно на таких весах развешивали старинные пекари свою продукцию. Безмен считался очень точным прибором, о нем даже загадка была: «Кто не крещен, не рожден, а правдой живет?»

В 1918 году Старую Басманную переименовали в улицу имени Коммуны; поскольку такое же название дали улицам и в других районах города, в 1919 году это название заменили на другое – Марксова улица, в 1938 году и это название поправили, и до 1994 года она называлась улицей Карла Маркса.

Биржевая площадь

Название первой половины XIX века, по зданию купеческой биржи.

Прежде площадь называлась Карунинской, так как в середине XVIII века здесь находилась латунная фабрика первой гильдии купца Ивана Федоровича Карунина, поэтому иногда и на более поздних планах площадь обозначена как Карунинская, в живой же речи ее называли только Биржевой. Происхождение названия нашло отражение в документах и мемуарах.

После Отечественной войны 1812 года в экономической и общественной жизни Москвы все более значительное место стало занимать купечество. Московская «промышленность», как называли тогда фабричную, торговую и иную экономическую деятельность, требовала для своего упорядочения организации финансовых отношений, и тогда возникла идея купеческой биржи – где могли бы сходиться купцы для заключения взаимных сделок. В начале XIX века подобные купеческие сходки стихийно возникали на торговой Ильинке возле Гостиного двора. В 1835 году здесь построили специальное здание Биржи. Современное здание построено в 1870-е годы архитектором А.С. Каминским. Председателями Биржевого комитета в разное время были известные и авторитетные купцы В.А. Куманин, Т.С. Морозов, Н.А. Найденов и другие, оставившие по себе память не только как предприниматели, но и как меценаты, деятели городского управления.

Московское купечество не сразу приняло цивилизованную Биржу и еще долго предпочитало собираться на улице, а не в «биржевой зале». На гравюре 1840-х годов это и изображено: Биржа уже построена, а купцы толпятся перед ней.

В 1935 году площадь была переименована в площадь Куйбышева.

Богоявленский переулок

Название XIII—XIV веков, по монастырю.

Переулок назван по Богоявленскому монастырю.

Богоявленский – самый старый из московских монастырей был основан в 1296 году первым московским князем Даниилом Александровичем. Сначала обитель была деревянной. Иван Калита повелел возвести в монастыре каменный храм. Одним из первых игуменов монастыря был старший брат Сергия Радонежского Стефан.

В 20-е годы XX века монастырь был закрыт, часть его строений снесена. В его главном храме в разное время находились склад, общежитие, затем производственный цех.

В мае 1991 года собор возвращен Церкви.

В настоящее время собор и палаты XVIII—XIX веков, признанные памятниками архитектуры и находящиеся на государственной охране, реставрируются.

В 1930 году Богоявленский переулок был переименован в Блюхеровский в честь советского военачальника В.К. Блюхера (1890—1938) после того, как тот был репрессирован и расстрелян, назван Куйбышевским проездом по соседней улице Ильинке, переименованной к тому времени в улицу Куйбышева.

Болотная площадь

Название XIV века.

Название Болото известно в числе самых старинных московских названий. Низменный, заболоченный луг напротив Кремля был рано освоен, там находились великокняжеские и монастырские сады и огороды. Одновременно эта местность приобретала характер общественной народной посадской площади, на ней появился рынок.

В XV—XVII веках Болотная площадь была также местом народных развлечений и кулачных боев. На ней, как это издревле повелось на торговых площадях, происходило публичное наказание преступников и даже проводились смертные казни. Так, в 1691 году «был сожжен на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государево здоровье». Последняя публичная смертная казнь на Болотной площади состоялась 10 января 1775 года: тогда здесь был казнен Е. И. Пугачев.


Болотная площадь. Рынок


В XIX веке площадь превратилась в большой торговый центр, были построены каменные лавки, склады, лабазы, так что иногда ее называли Лабазной. Свою торговую славу Болотная площадь сохраняла до первых послереволюционных лет. Особенно славился постный торг на Болотной площади. В воспоминаниях о дореволюционной Москве мемуаристы много и подробно пишут о торговле на ней во время постов, перечисляя такую снедь, о которой мы и слыхом не слыхивали.

В 1962 году Болотная площадь была переименована в площадь Репина. И.Е. Репин (1844—1930) – великий русский художник.

В сквере на площади в 1958 году установлен памятник И.Е. Репину (скульптор М.Г. Манизер).

Болотная улица

Название XVIII века.

Улица названа по Болотной площади, от которой она идет до Малого Москворецкого моста построенного через Водоотводный канал.

Настоящий свой вид – набережной – она приобрела в конце XVIII века после проведения Водоотводного канала, но сохранила свое прежнее название улицы, хотя и застроенной с одной стороны.

Во время великопостного торга на Болотной площади рынок распространялся и на Болотную улицу. Здесь торговали преимущественно грибами. Автор многих работ, посвященных старой Москве, известный художник-гравер И.Н. Павлов изобразил Болотную улицу на гравюре «Грибной рынок на Канаве». (Канава – народное название Водоотводного канала).

В 1960 году Болотная улица была переименована в улицу Татьяны Макаровой.

Татьяна Петровна Макарова (1920—1944) – летчица гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, совершила более 600 боевых ночных полетов, Герой Советского Союза, погибла в 1944 году.

Жила на Болотной улице в доме 16.

В 2005 году название Улица Татьяны Макаровой получила новая улица в Восточном административном округе.

Борисоглебский переулок

Название XVI—XVII веков.

Переулок назван по церкви.

Борисоглебская церковь на Поварской улице была построена в 1686— 1690 годах на месте прежде существовавшей. Сто лет спустя, в 1799 году, ее перестроили на средства, пожертвованные ее прихожанином генерал-майором П.Н. Жеребцовым. Пожертвованная сумма по тем временам была велика – двадцать пять тысяч, что позволило расширить храм, вывести выше купол, поставить мощную ампирную колоннаду при входе – церковь стала настоящим украшением улицы. Тогда же не имевший названия проезд мимо церкви от Хлебного переулка к Поварской с продолжением на другой стороне Поварской получил название Борисоглебского переулка.

Церковь снесена в 1936 году. В 1962 году Борисоглебский переулок был переименован в улицу Писемского, так как здесь жил известный писатель А.Ф. Писемский (1821—1881).

В 70-е годы новое название переулка, не успев укрепиться, стало энергично вытесняться прежним.

Многочисленные поклонники поэзии Марины Цветаевой, узнав, что на улице Писемского сохранился дом, в котором жила поэтесса с лета 1914 до весны 1922 года, превратили его в место паломничества. Сюда приходили днем и ночью, сидели на лестнице, читали стихи Цветаевой и других поэтов, исписывали и изрисовывали стены. Сама Марина Цветаева называла этот дом не иначе как «дом в Борисоглебском», поэтому так же называли его и ее почитатели.

«Дом в Борисоглебском» занимает большое место в биографии и творчестве Марины Цветаевой, здесь она пережила счастье и трагедии, здесь созданы многие наиболее значительные в ее наследии произведения.

Марина Цветаева чувствовала к этой квартире какую-то особую, мистическую близость. Сняв ее, она, как вспоминает ее сестра Анастасия Ивановна Цветаева, так рассказывала ей о «доме в Борисоглебском»: «– Ася, нашла! Нет, нашла уж по-настоящему! Вот это будет мой дом! Это тебе понравится! Знаешь где? Борисоглебский переулок на Поварской… Входишь. Передняя какой-то странной формы, вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная. Справа – темный коридор. Потолок высоко… на этом месте все начинается! Дверь открывается – вы в комнате с потолочным окном – сразу волшебно! Справа камин. И больше ничего нет. Я так вдруг обрадовалась… Это – серьезно. Я уже в этой комнате почувствовала, что это – мой дом! Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я!»

Брюсов переулок

Название XVIII века.

Назван по домовладельцу.

В 30-е годы XVIII века владельцем усадьбы и дома на углу Большой Никитской и переулка, называвшегося Воскресенским и Вражским по церкви Воскресения на Вражке (то есть у оврага), становится граф Александр Романович Брюс – племянник и наследник знаменитого сподвижника Петра I Я.В. Брюса. Во владении Брюсов дом-дворец находился почти сто лет, и за это время за переулком укрепилось название Брюсов (на некоторых планах Москвы обозначен как Брюсовский) переулок.

В 1962 году Брюсов переулок переименован в улицу Неждановой. А.В. Нежданова (1873—1950) – певица, народная артистка СССР, жила в этом переулке в доме 7, на котором имеется мемориальная доска.


Брюсов переулок в сторону Тверской


Кроме А.В. Неждановой в этом же переулке жили и другие известные артисты: Н.С. Голованов, М.П. Максакова, А.С. Пирогов, Н.С. Ханаев, Н.А. Обухова, Е.К. Катульская, А.Ш. Мелик-Пашаев, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов, Е.В. Гельцер, В.Э. Мейерхольд, И.Н. Берсенев, В.Д. Тихомиров, А.П. Кторов, М.Т. Семенова, И.С. Козловский, В.В. Кригер, С.В. Гиацинтова. В память ряда из них на домах, в которых они жили, установлены мемориальные доски.

Варварка улица

Название XV—XVI веков.

Улица названа по церкви.

Варварка – одна из самых древних и известных московских улиц. Известно, что каменная церковь Святой Варвары великомученицы была здесь построена в 1514 году зодчим Алевизом Новым; ныне стоящая церковь – замечательный образец русского классицизма – возведена по проекту М.Ф. Казакова в 1796—1801 годах на месте Алевизовой. Но поскольку в одной из летописных записей середины XV века эта улица упоминается как Варьская, то, видимо, и до Алевизовой тут находилась церковь во имя этой же святой.

Возникла улица как дорога по бровке холма над Москвой-рекой, ведущая из Кремля на Владимирскую, Рязанскую, Коломенскую дороги. В посаде на Варварской улице селилась знать, память об этом – нынешний музей «Палаты бояр Романовых», и в то же время это был торговый район, в котором обитала беднота, куда сходились люди со всей Москвы, и в рядах и лавках которого продавалось все – от грошового пирожка с требухой до тысячерублевого алмаза. С рассвета до темной ночи кипела на Варварке жизнь.

Аполлинарий Михайлович Васнецов не раз изображал перекрестки – крестцы этой улицы на своих картинах. В очерке «Облик старой Москвы» он дает литературный комментарий к этим картинам: «За грош, за два здесь был сыт обыватель. В Китай-городе – кружала, харчевни, погреба в Гостином дворе с фряжскими винами, продаваемыми на вынос в глиняных и медных кувшинах и кружках. Тут же брадобреи и стригуны для желающих, прямо на открытом воздухе занимавшиеся своим ремеслом… Здесь же, на крестцах, перекрестках улиц, неожиданно раздавшийся вопль и причитания о покойнике говорили о том, что родственники узнали в выставленном божедомами покойнике своего сродника… Здесь же зазывали прохожих в кружала и притоны словоохотливые веселые женщины с бирюзовыми колечками во рту. Слышен был плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах все теми же божедомами, собирающими добровольные приношения на их пропитание… Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домрами… Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной колокольне на столбах… Склоняются головы и спины перед проносимой чтимой чудотворной иконой… Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся до последней нитки бражников… Гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяния колодников… Крик юродивого, песня калик перехожих… Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия – все завязалось неразрывным непонятным узлом и живет вместе, как проявление своеобразного уклада жизни средневекового народного города».

Неудивительно, что название Варварки – народной улицы – оставило след в фольклоре: широко известная песня, в которой рассказывается, как «по улице Варваринской» бежит «мужик камаринский»; до революции был довольно распространен городской романс, начинавшийся словами: «Шел я улицей Варваркою со знакомою кухаркою». Московская устрашающая поговорка «к Варваре на расправу» также связана с этой улицей: в XVII веке возле церкви Варвары находился судебный приказ, попасть в который москвичи, особенно бедняки, очень боялись.

В XVII веке была сделана попытка называть улицу Знаменской и Большой Покровкой по Знаменскому монастырю и церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе, но названия не привились. Улица Варварка в 1933 году была переименована в улицу Разина в честь С.Т. Разина – вождя крестьянского восстания 1670—1671 годов.

Варварские ворота площадь

Название XVI века.

Площадь названа по Варварской башне Китай-города. Внешняя площадь перед Варварскими воротами образовалась давно, еще до постройки Китайгородской стены, когда Дмитрий Донской по возвращении с Куликовской битвы поставил здесь деревянный храм Всех святых в память погибших на Куликовом поле.


Варварские ворота


Когда же в 1530-е годы была построена Китайгородская стена с проездной башней – Варварскими воротами, то площадь получила по ним свое название. Кроме того, что по площади через Варварские ворота пролегала многолюдная дорога, башня была известна по преданию, что в ней обитал любимый и почитаемый москвичами юродивый Василий Блаженный. Над воротами со стороны Варварки была укреплена икона Василиу Блаженного, а со стороны площади – икона Боголюбской Богоматери.

Одновременно с названием площади Варварские ворота бытовало и название Варварская площадь.

В 1924 году Варварская площадь была переименована в площадь Ногина. В.П. Ногин (1878—1924) – старый большевик, ленинец.

В 1992 году часть Варварской площади, примыкающая к памятнику Кириллу и Мефодию – первоучителям славянским, названа Славянской.

Башня Варварские ворота была снесена в 1930-е годы. Сейчас в подземном переходе из метро на Варварку можно видеть нижние камни основания башни.

Ветошный переулок

Название XVII века.

Переулок назван по одному из старинных торговых рядов Большого торга, занимавшего нынешнюю Красную площадь и окрестные переулки.

Ветошный ряд Верхних торговых рядов за нынешним ГУМом известен с XVII века; через него был сквозной проход с Ильинки на Никольскую, но он не считался ни улицей, ни переулком. В 1888 году Московская городская дума постановила преобразовать его в городской проезд, о чем было принято решение. Назвали его Ветошная улица, но название с окончанием женского рода не привилось, да и на улицу, по представлениям москвичей, он не тянул, и скоро Ветошная улица превратилась в более привычный для уха москвича Ветошный переулок.

У П.В. Сытина и в последующей литературе утверждается, что в XVIII веке здесь были лавки, продававшие старье – ветошь. Однако это не так. В XVI—XVII веках ветошью назывался также сорт ткани с редкой основой, употреблявшейся на легкую одежду, она использовалась как приклад для верхней одежды и в других целях. В «Бумагах Петра I» приведен счет 1689 года, в котором говорится, что куплено для него «тридцать ветошек рубашечных добрых, дано рубль, 16 алтын, 4 денежки», в 1634 году для патриарха Иосафа к шубе «на настилки пошло две ветошки – гривна»; как можно убедиться, цены на ветошь были высокие, да и покупатели не такие, чтобы носить старье.

В 1957 году Ветошный переулок переименован в проезд Сапунова. Е.Н. Сапунов (1887—1917) – солдат, командир отряда двинцев, смертельно раненный в бою на Красной площади 27 октября 1917 года.

Васильевский малый переулок

Название XVII века.

Переулок назван по церкви.

Арбатско-Пречистенские переулки, Малый и Большой Власьевские, Староконюшенный, Гагаринский и другие только в конце XVII – начале XVIII веков стали аристократическим районом. До этого здесь находились царские конюшни и размещалась слобода конюхов, а еще раньше были выпасы для домашнего скота, в частности коз, что и отразилось в названии сохранившейся до наших дней церкви Священномученика Власия: в старинных документах она значится как церковь Власия на Козьем болоте, в более поздних – Власия, что в Старой Конюшенной. Нынешнее здание церкви построено в конце XVII века, перестраивалось в XVIII и XIX веках.

Святой Власий – епископ Севастийский, живший в III— IV веках, от гонений на христиан скрылся в пустыню, в горы Аргоса, но преследователи выследили его, жестоко мучили и, так как он отказался отречься от Христа, обезглавили. Предание рассказывает, что, живя в пустыне, он благословлял и исцелял «зверей пустынных».

На Руси святой Власий издавна считался покровителем домашних животных. В сознании народа по созвучию имен его образ сливается с образом славянского бога Велеса – «скотьего бога», и народные обряды в день памяти Севастийского епископа (11 февраля) соединили в себе христианские верования и языческий обычай: в этот день скотину кормят хлебом и поят крещенской водой.

В 1960 году Малый Власьевский переулок был переименован в улицу Танеевых в честь братьев: В.И. Танеева (1840—1921) – адвоката, общественного деятеля, марксиста, и С.И. Танеева (1856— 1915) – композитора; последний жил в этом переулке.

Воздвиженка улица

Название XV века.

Улица названа по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня, называвшегося также Крестовоздвиженским и просто Воздвиженским.

Воздвиженский монастырь основан в 1450 году, в 1812 году был разорен и разграблен, в 1814-м – упразднен, а его храм обращен в приходскую церковь, известную под названием Крестовоздвиженской.

В XV—XVI веках именно эта местность называлась Арбатом, и лишь позже это название было распространено на продолжение улицы за стеной Белого города – на современнцю улицу Арбат.

В конце XVII века царь Алексей Михайлович повелел называть улицу Арбат Смоленской, так как она вела к церкви Божией Матери Смоленской. Однако новое название москвичи не приняли, скорее всего потому, что церковь Смоленской Божией Матери находилась очень далеко, за земляным городом на Плющихе, и никак не связывалась непосредственно с самой улицей.

Некоторое время спустя Арбат за стеной Белого города вернул себе и сохранил до нынешних времен название Арбат, а в начальной своей части от Манежной улицы до площади Арбатских ворот, утратив древнее название Арбат, стал называться улицей Воздвиженской или Воздвиженкой по находящемуся на этой же улице Воздвиженскому монастырю. Возможно, что это название в народе бытовало и до указа Алексея Михайловича, а указ только помог его окончательному утверждению. Первые годы существования монастыря в XV веке произошло событие, предание о котором сохранялось долгие века.


Воздвиженка


Воздвиженский монастырь основал боярин Владимир Григорьевич Ховрин и сам принял постриг в нем. Во время одного из татарских набегов на Москву, когда князь заперся в Кремле, осажденном ханскими войсками, а татары разоряли посад и пригороды, Ховрин, бывший до монашества храбрым воином, вооружил монастырскую братию и ударил по врагам.

Не ожидавшие нападения татары дрогнули и побежали.

Отряд Ховрина вместе с воинами воеводы Юрия Патрикеевича бросились вдогонку за неприятелем, отбили у него взятых в плен москвичей и с победой вернулись с ними в город.

В 1930 году Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, так как на ней находился Исполком Коминтерна, в 1946 году она была переименована в улицу Калинина – в память М.И. Калинина (1875—1946) – председателя Верховного Совета СССР, так как в доме 4/7 по этой улице помещалась его приемная; с 1963 года улица стала частью проспекта Калинина.

Вознесенский переулок

Название XVII века.

Переулок назван по церкви Вознесения Господня на Большой Никитской, известной также как Малое Вознесение.

Деревянный храм Вознесения на этом месте известен с начала XVI века, каменный построен в 1584 году царем Федором Иоанновичем в память его венчания на царство, и с этого времени два века переулок назывался Вознесенским.

В 1782 году главнокомандующим (губернатором) Москвы был назначен граф Захар Григорьевич Чернышев (1722—1784) – генерал-фельдмаршал, известный полководец, в Семилетнюю войну в 1760 году его армия взяла Берлин.

Новый московский главнокомандующий поселился в своей усадьбе на Тверской улице, для него был выстроен дом-дворец, ставший резиденцией московских генерал-губернаторов, а после революции занятый Моссоветом.

В первые годы XIX века Вознесенский переулок, на углу которого с Тверской улицей находился генерал-губернаторский дворец, стали называть Чернышевским, и это название он носил до 1922 года, когда был переименован в улицу Станкевича в память Н.В. Станкевича (1813— 1840) – литератора, главы литературно-философского кружка 30-х годов XIX века, который бывал в этом переулке у брата в принадлежавшем тому доме № 6.

Воробьевы горы

Название XV века.

Названы по селу.

Воробьевы горы – это старинное московское урочище – высокий правый берег Москвы-реки от устья Сетуни до Андреевского моста, обрывисто возвышающийся над рекой на 80—100 метров, и прилегающая к нему довольно обширная местность между нынешней Воробьевской набережной и Воробьевским шоссе, отдельные участки которого были переименованы в 1939 году в Мосфильмовскую улицу и в 1981 году в улицу Косыгина. Прежде на этой территории располагалось село Воробьеве и несколько деревень.

Воробьевы горы получили название по этому селу. Первое письменное упоминание о нем содержится в датированном 1451 годом завещании великой княгини Софьи Витовны – жены великого князя московского Василия I (сына Дмитрия Донского), княгиня завещала внуку Юрию: «А из Московских сел даю ему свой прикуп (то есть не родовое имение, а личное, прикупленное, которым княгиня могла распоряжаться, как хотела – В.М.) село поповское Воробьево и с Семеновским и с деревнями».

Село Воробьево возникло, видимо, намного раньше, прежде чем стало великокняжеским имением.

Из текста завещания следует, что Воробьево было «поповским», то есть церковным владением, а про церковь села Воробьева храм Живоначальной Троицы (нынешний сохранившийся каменный храм постройки 1811 года) в старинном ее описании сказано, что стояла она в селе «с незапамятных времен».

Поселения на Руси обычно получали свое название по имени основателя или владельца, так что, скорее всего, тем или другим «поповского» села Воробьева был в незапамятные времена поп по прозвищу Воробей.

Академик СБ. Веселовский, занимавшийся исследованием древнерусских имен, прозвищ и фамилий, сообщает, что это прозвище «было очень распространено в XV—XVII веках».

После приобретения села Воробьева Софьей Витовной оно до конца XVIII века оставалось во владении московских великих князей, затем царей. Здесь находились летние дворцы Ивана III, Ивана Грозного, царя Алексея Михайловича, Екатерины II. В начале XIX века на Воробьевых горах планировали возвести Храм Христа Спасителя – обетный храм в память победы в Отечественной войне 1812 года, даже было начато строительство, но затем строительство было перенесено на другое место – ближе к центру города.

С Воробьевыми горами связаны многие исторические события, но особую известность они получили в связи с тем, что с них открывается замечательный по своей красоте и величию вид на Москву.

Н.М. Карамзин писал, что с этим видом «ничто не может сравниться». Ради него на Воробьевы горы приезжала императрица Екатерина II, что и было отмечено в камер-фурьерском журнале.

С этого времени взглянуть на Москву с Воробьевых гор стало такой же необходимой частью путешествия по достопримечательностям столицы, как посещение Кремля.

Известный писатель пушкинской эпохи М.Н. Загоскин, автор замечательной книги «Москва и москвичи» (название которой позже позаимствовал В.А. Гиляровский) выработал свой метод показа столицы гостям. «Вы не можете себе представить, как я забочусь о том, чтоб показать Москву с самой выгодной для нее стороны; как стараюсь соблюдать эту необходимую постепенность, посредством которой возбуждается сначала внимание, а потом любопытство, а там удивление и, наконец, полный восторг».

Однажды Загоскин повез писателя-петербуржца И.И. Панаева на Воробьевы горы, Панаев описал эту поездку.

«Въезжая на Воробьевы горы, я было оглянулся назад.

– Нет, нет – не оглядывайтесь, – воскликнул Загоскин, – мы сейчас доедем до того места, с которого надо смотреть на Москву.

Минут через десять мы остановились. Загоскин /…/ повел меня к дереву, одиноко стоявшему на горе.

– Ложитесь под это дерево, – сказал он мне, – и смотрите теперь, смотрите! Отсюда лучший вид.

Я повиновался и начал смотреть. Действительно, картина была великолепная. Вся разметавшаяся Москва, со своими бесчисленными колокольнями и садами, представлялась отсюда озаренная солнцем. Загоскин лег возле меня, протер свои очки и долго смотрел на свой родной город с умилением, доходившим до слез.

– Ну, что… что скажете, милый, – произнес он взволнованным голосом, – какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками? Ведь нигде на свете нет такого вида. Шевырев говорил, что Рим походит немного на Москву, – может быть, но это все не то!.. Смотри, смотри! Ну, Бога ради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы?.. Иван-то Великий как высится…

Господи… Вон направо-то Симонов монастырь, вон глава Донского монастыря влево…

Загоскин снял очки, вытер слезы, навернувшиеся у него на глаза, схватил меня за руку и сказал:

– Ну, что, бьется ли твое русское сердце при этой картине?

В экстазе он начал говорить мне «ты».

Чудный летний вечер, энтузиазм Загоскина, великолепная картина, которая была перед моими глазами, заунывная русская песня, несшаяся откуда-то, – все это сильно подействовало на меня.

– Благодарю вас, – сказал я Загоскину, – я никогда не забуду этот вечер».

В 1826 году юные Герцен и Огарев произнесли свою знаменитую «клятву на Воробьевых горах». Герцен описал этот эпизод в «Былом и думах».

«Запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы там, обтирая пот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и вдруг, обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу. Сцена эта может показаться очень натянутой, очень театральной, а между тем через двадцать шесть лет я тронут до слез, вспоминая ее, она была свято искренна…»

Глубоко и многозначительно высказывание А.П. Чехова о Воробьевых горах: «Кто хочет понять Россию, должен посмотреть отсюда на Москву».


Царский павильон на Воробьевых горах. Конец XIX века


С начала XX века Воробьевы горы становятся любимым местом прогулок москвичей.

На бровке обрыва был построен ресторан с видом на реку; местные жители устраивали возле своих изб «садочки» – ставили несколько столиков на свежем воздухе, подавали гуляющим пиво, чай и нехитрую закуску.

Назначенный в 1919 году начальником Всевобуча – всеобщего военного обучения молодежи для подготовки к военной службе, один из организаторов Красной армии командарм Н.И. Подвойский предложил использовать Воробьевы горы для спортивных занятий и соревнований. Его проект в духе того времени приобрел грандиозные масштабы. Было решено преобразовать Воробьевы горы в спортивный город – со стадионами, закрытыми тренировочными залами, с культурными учреждениями – театрами, библиотеками, медицинскими учреждениями. Центром этого города должен был стать стадион на 40 тысяч зрителей. Название всему комплексу было придумано также соответствующее духу времени: «Красный международный стадион имени Ленина».

В 1920 году на Воробьевых горах состоялись торжественная закладка стадиона и спортивный праздник. В дальнейшем спортивные соревнования, обычно приуроченные к разным советским праздникам, устраивались тут более или менее регулярно.

Н.И. Подвойский, как повествует предание, утверждая афишу очередных соревнований, однажды исправил в адресе места их проведения «Воробьевы горы» на «Ленинские».

Стадион не был построен, в середине 1920-х годов прекратились спортивные праздники на Воробьевых горах, и они опять стали местом гулянья «неорганизованной» публики.

Однако название «Ленинские горы», придуманное Подвойским, получило в Москве распространение, его подхватили газеты.

В 1924 году известный краевед А.Ф. Родин в путеводителе «Воробьевы горы и их окрестности», обосновывая употребление им традиционного названия, писал: «Ввиду разноречивых теперь наименований Воробьевых гор, как то: Ленинские, Красный международный стадион и т.п., приводим справку по переименованию улиц при Московском Совете от 30 мая 1924 г.: «Воробьевы горы не переименованы, и вопрос об их переименовании в Комиссии не возникал».

Не «возникал» вопрос и позже, но непереименованные Воробьевы горы продолжали называть и Ленинскими и Воробьевыми.

Название «Ленинские горы» приобрело перевес и стало популярнее после 1949 года, когда началось строительство нового высотного здания Московского университета. Эта стройка сопровождалась грандиозной пропагандистской кампанией. Тогда появилась песня Ю. Милютина на стихи Е. Долматовского о строительстве нового университета, передававшаяся по радио по нескольку раз в день, в которой рефреном звучало название «Ленинские горы». Друзья, люблю я Ленинские горы, Там хорошо рассвет встречать вдвоем:

Видны Москвы чудесные просторы

С крутых высот на много верст кругом…

Пока шла стройка, пели:

Сейчас пустынны Ленинские горы,

Но флаги стройки вьются на ветру…

Когда, в 1953 году, была завершена первая очередь строительства, стали петь:

Вы стали выше, Ленинские горы,

Здесь корпуса стоят, как на смотру…

За новым университетом укрепилось официальное название Московский университет на Ленинских горах.

В 1959 году новой станции метро дали название «Ленинские горы» на основании того, что она находится на Ленинских горах.

В 1989 году станция была закрыта на капитальный ремонт, который продолжился десять лет. За это время под влиянием массового возвращения в Москве исторических топонимов в живой московской речи почти пропало название Ленинские горы, но стало употребляться Воробьевы. Поэтому при открытии станции после ремонта, в 1999 году, было принято решение о ее переименовании в станцию «Воробьевы горы».

На Комиссии по переименованиям улиц в связи с переименованием станции метро возник вопрос и о названии самой местности – Воробьевых гор. Но поскольку не существовало официального документа о присвоении горам имени Ленина, то естественно Комиссия по наименованиям улиц не могла принять решение и об его отмене, поэтому название Воробьевы горы не попало в перечень постановления правительства Москвы от 25 октября 1994 года, сообщающего об официальном возвращении московских исторических названий.

История с названием Воробьевы горы по сути своей самое настоящее возвращение исторического московского названия, но произведенное не постановлением правительства Москвы, а народом.

Воронцово поле улица

Название XIV—XV веков.

Улица названа по старинному урочищу Воронцово поле.

В XIV веке здешние места принадлежали роду знатных бояр Воронцовых-Вельяминовых, и на берегу Яузы, тогда чистой и полноводной, стояло их село Воронцове, или Воронцовское. После того как Иван Воронцов-Вельяминов, изменив московскому князю, вступил в тайные сношения с ханом и Тверским князем, был изобличен в этом преступлении и казнен, его села, в том числе Воронцово, перешли в собственность великого князя Дмитрия Донского. Позднее оно принадлежало Андроньеву монастырю, а в конце XV века приглянулось великому князю Ивану III, и он выкупил у монастыря «сельцо Воронцовское на Яузе», чтобы устроить там загородное поместье.


Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле


Великий князь построил дворец, поставил по обе стороны Яузы дворы для обслуги, мельницы на реке, развел сады, повелел итальянскому архитектору Алевизу Фрязину возвести церковь во имя Благовещения, впоследствии более известную по приделу Ильи пророка. Церковь стояла на поляне в сосновом лесу и поэтому долгое время называлась Ильей под Сосенками. (Позже идущий от нее и сохранившийся до сих пор переулок стал называться Подсосенским.) Но более всего Ивана III в Воронцовском поместье привлекало то, что это было великолепное охотничье угодье. Почти от устья Яузы и до Андроньева монастыря простирался девственный лес, в котором водились дикие звери и птицы. Все охотничьи угодья вокруг села Воронцова стали называться Воронцовым полем.

В московской топонимике слово «поле» имеет три значения: первое – собственно поле, сельскохозяйственное, второе – место судебных поединков (церковь Троицы, что в Полях, на берегу Неглинной) и, наконец, третье – место охоты, лова (до XX века русские помещики называли охоту не иначе как полем, полеваньем).

Проложенная по Воронцову полю в конце XVI века улица от Белого города к Земляному была названа Воронцовской. Так ее обозначали в XVIII и XIX веках на планах Москвы, но одновременно существовав ло прежнее ее название – Воронцово поле, которое во второй половине XIX века окончательно вытеснило принятое топографами, и в последнем предреволюционном справочнике названий Москвы, изданном в 1915 году, автор отметил: «Воронцово поле улица … обозначалась также неправильно Воронцовская улица».

В 1934 году улица Воронцово поле была переименована в улицу Обуха. В.А. Обух (1870—1934) – член коммунистической партии, врач; на этой улице находился созданный по его инициативе научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний.

Воскресенские ворота проезд

Название XVII века.

Проезд назван по Воскресенским воротампроезжей башне Китай-города

Через эту башню был въезд на Красную площадь. Здесь, вдоль стен Китай-города с внешней стороны протекала река Неглинная, поэтому сразу после постройки башню называли Неглинными или Неглиненскими Воротами. После того как в 1556 году английский король Филипп прислал Ивану Грозному в подарок льва, львицу и львенка и клетку с ними поместили для всеобщего обозрения во рву возле Неглинной башни, то некоторое время ворота называли Львиными. Также их называли Курятными. Во многих работах это название объясняется тем, что поблизости от Неглинной находился торговый ряд, где торговали курами. Однако название Курятные иного происхождения. Курятной и Куретной называлась также Троицкая башня Кремля, что иные объясняли близостью к царскому «Куриному двору», иные близостью к царскому «Каретному двору»; археологи не обнаружили существования в Кремле около башни ни того, ни другого двора. Одноименность же двух находящихся неподалеку башен определили не одни и те же исторические факты, а одни и те же географические условия: они были поставлены на курье, как назывались на Руси в XV веке и называются сейчас во многих диалектных русских говорах старое русло реки, залив, заводь, заболоченный рукав и прилегающее к ним место.

К Неглиненским воротам подходила старинная Тверская дорога, которая в черте города со временем стала главной улицей Москвы – Тверской.

В XVI—XVII веках существовал нерушимый обычай: все иноземные посольства, прибывавшие в Москву, обязательно провозили по Тверской улице, чтобы они въезжали на Красную площадь, а оттуда на Посольский двор обязательно через Неглиненские ворота. Голландский посол Ван Кленк, побывавший в России в 1675 году, в своем описании Москвы рассказывает: «Город имеет много ворот. Неглинные ворота покрыты золоченой медью. Ими въезжают иноземные послы; с них же, сверху, сквозь решетчатые окна, смотрит на их въезд царь, царица и другие вельможи».

Неглиненские ворота, в отличие от остальных башен, имели не одну, а две проездные арки, «проезжие двое ворота», как писалось в документах XVII века. В 1669 году между проездами была установлена часовня с иконой Иверской Божией Матери.

По преданию, эта икона принадлежала бедной вдове, жившей в Никее в VIII веке, когда византийские императоры вели борьбу против почитания икон. Чтобы избавить образ Богоматери от поругания, вдова пустила его в море и увидела, что икона не легла на воду, но в стоячем положении поплыла. Сын вдовы, ставший монахом на Афоне, рассказал об этом чуде братии. Два века спустя икона явилась на море «в столпе огненном» монахам Иверской обители на Афоне; одному из них, святому старцу Гавриилу, во сне было откровение: Богоматерь сказала, что она желает дать обители эту икону, и пусть старец приблизится к ней по воде и примет в свои руки. Гавриил, пройдя по воде, как посуху, взял образ, принес в обитель и поставил в храме в алтаре. Но утром монахи увидели, что обретенная икона пропала из алтаря. Нашли ее не в храме, а на стене над вратами обители. Тогда над вратами воздвигли храм, и там икона Богоматери пребывает поныне; по обители она называется Иверской, по месту пребывания над вратами – Вратарницей.

В летописях Иверской обители записаны сведения о многих чудесах и исцелениях, последовавших от иконы святой Вратарницы; много раз Иверский монастырь подвергался нападениям врагов, но чудесное заступничество Богоматери сохранило его.

Слава о чудотворной Иверской иконе Богоматери шла по всему православному миру. В 1648 году архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон (будущий патриарх всея Руси) обратился на Афон с просьбой прислать точный список – копию – Иверской иконы.


Воскресенские ворота. 1884 г.


Сохранился рассказ, как писался присланный в Москву образ. Писал ее монах Иверской обители иконописец священник Иамвлих Романов. Прежде чем он приступил к работе, братия совершила великое молебное пение, длившееся с вечера и до утра, причем святили воду со святыми мощами и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Затем, собрав святую воду, они ею же обливали новую доску из кипарисного дерева и, снова собрав святую воду, служили литургию. После чего воду передали иконописцу, который влил ее в краски, заготовленные для писания иконы. Во время писания святой иконы Романов принимал пищу только в субботу и воскресенье, а братия служила по два раза в неделю всенощные и литургии. «И та икона, – заключает свой рассказ патриарх иерусалимский Парфений, – не разнится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни лаком, одним словом – новая, аки старая».

Список Иверской иконы доставили в Москву. Сначала он находился в соборе Никольского монастыря – Николы Старого, затем в 1669 году был поставлен в часовне у Неглиненских ворот, поскольку подлинная икона сама избрала себе место при воротах.

Позже для России были сняты еще две копии с иконы Иверской Богоматери, но в часовню, как утверждает предание, была поставлена именно эта, первая.

В 1680 году царь Федор Алексеевич – старший брат Петра I, царствовавший в 1676—1682 годах, человек образованный, создатель первого высшего учебного заведения России – Славяно-Греко-Латинской академии, осуществивший ряд важных государственных реформ, в частности отмену местничества, занимавшийся строительством и украшением Москвы, – повелел отремонтировать, перестроить и украсить Неглиненские ворота. Было расширено помещение вверху ворот и над ними возведены две шатровые башенки. На перестроенной башне, над входом, как было принято на всех московских крепостных башнях, установили новые, писанные «добрым письмом» иконы: Воскресения Христова, преподобного Сергия, великомученика Георгия, святого Петра Стратилата и московских святителей Петра и Алексея. Заново была выстроена и часовня Иверской Божией Матери. Тогда же царь Федор Алексеевич издал указ: «По Китаю городу проезжие двое ворота, которые делают вновь, что наперед того писаны прозванием Неглиненские, писать впредь Воскресенскими вороты, а Неглиненскими не писать».

Новое название привилось не сразу, еще в середине XVIII века их продолжали называть Неглиненскими и Курятными, и только в начале XIX века, когда Неглинная была заключена в трубу, название Воскресенские ворота укрепилось окончательно. Правда, появилось и новое – народное – название: Иверские ворота.

Часовня несколько раз перестраивалась, и в 1782 году была выстроена заново по проекту М.Ф. Казакова.

Икона Иверской Божией Матери стала одной из самых почитаемых в Москве, часовня всегда была полна молящихся, к ней обращались москвичи во всех случаях жизни, во всех начинаниях, прося покровительства. Чтилась она и московской интеллигенцией конца XIX – начала XX века.

В «светлицах» Воскресенских ворот в первой половине XVIII века помещалась пробирная лаборатория Монетного двора, в конце этого же века – университетская типография, когда ее арендатором был Н.И. Новиков, а в XIX веке – архив Губернского правления. В 1930— 1931 годах «в связи с предполагаемым переустройством Красной площади» Воскресенские ворота вместе с часовней были снесены. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках.

Воскресенский проезд был переименован в 1922 году в Исторический по выходящему в проезд своим боковым фасадом Историческому музею, отмечавшему в тот год 50-летие своего основания.

В 1994 году московским правительством принято решение о восстановлении Воскресенских ворот и часовни Иверской Божией Матери. В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Алексий II обратился к настоятелю Иверского монастыря на Афоне с просьбой сделать новый список с чудотворной иконы Иверской Богоматери. 25 октября, в канун праздника в честь Иверской Божией Матери, список ее был получен в Москве.

На следующий день после освящения восстановленных часовни и Воскресенских ворот икона Иверской Божией Матери была установлена в часовне. «Сегодня все мы являемся свидетелями знаменательного события наших дней, – сказал Алексий II. – Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы – в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот…»

Гагаринский переулок

Название XVIII века.

Переулок назван по домовладельцу.

Гагарины владели большой усадьбой в этих местах с конца XVII – начала XVIII веков; известно, что в 30-е годы XVIII века здесь жил стольник – князь Богдан Иванович Гагарин. Переулок назывался тогда Старой Конюшенной улицей, так как был главной улицей старинной Конюшенной слободы. Его называли еще Долгим. Но к концу XVIII века за переулком прочно утвердилось название Гагаринского, хотя обширная усадьба Гагариных к тому времени уже была распродана отдельными участками.


Гагаринский переулок


В 1962 году Гагаринский переулок был переименован в улицу Рылеева на том основании, что К.Ф. Рылеев (1795—1826) – один из руководителей тайного общества декабристов, известный поэт, – будучи в 1824 году в Москве, останавливался в находящемся в этом переулке доме декабриста В.И. Штейнгеля. Однако документы свидетельствуют, что этот дом В.И. Штейнгель продал еще в 1819 году, а в 1824 году он жил на Чистых прудах, куда и приезжал Рылеев.

Газетный переулок

Название конца XVIII века.

Переулок назван по находившейся в нем газетной лавке.

Первая русская газета «Вестовые письма», или, как ее еще называли на голландский манер, «Куранты», появилась в Москве в 1621 году и предназначалась для одного читателя – царя Михаила Федоровича.

Газета была рукописной, ее подготавливали дьяки Посольского приказа; иностранные известия переводили из иностранных газет, известия же о внутренних делах и происшествиях получали из различных приказов. Рукописные «Куранты» существовали и при Алексее Михайловиче.

16 декабря 1702 года Петр I специальным указом повелел Печатному двору издавать печатную газету, как это «принято в иноземных государствах». Первый номер газеты, получившей название «Ведомости», вышел 2 января 1703 года.

Сначала газета печаталась церковнославянским шрифтом, затем перешла на гражданский. Газета выходила нерегулярно, и каждый номер разным тиражом, в зависимости от предполагаемого спроса: обычно тираж был несколько десятков экземпляров, не более сотни, а вот номера, представляющие для читателей большой интерес, печатались большим тиражом: например, номер с реляцией о Полтавской победе был выпущен в количестве 2500 экземпляров. В 1720 году издание газеты было перенесено в Петербург, и Москва осталась без газеты на 36 лет. В 1755 году в Москве открылся университет, и ему было поручено издание газеты для Москвы. С 26 апреля 1756 года начали выходить «Московские ведомости». Редактируемая профессорами университета газета была для них не профессиональной работой, а, так сказать, общественной нагрузкой, что отражалось на качестве газеты. «Московские ведомости» в основном перепечатывали материалы из «Санкт-Петербургских ведомостей», но помещали также и местные известия, и собственные переводы из иностранных газет. Расходились «Московские ведомости» плохо.

Новая эпоха для «Московских ведомостей» – а тут надо учитывать, что они были единственной газетой в Москве и оставались таковой до 30-х годов XIX века – наступила с того времени, как в 1779 году арендатором типографии Московского университета стал известный издатель и просветитель Н.И. Новиков, и издание газеты перешло к нему.

«Прежде расходилось московских газет не более 600 экземпляров, – рассказывает современник и свидетель этих событий Н.М. Карамзин. Новиков сделал их гораздо богатее содержанием, прибавил к политическим разные другие статьи и, наконец, выдавал при «Ведомостях» безденежно «Детское чтение», которое новостию своего предмета и разнообразием материи, несмотря на ученический перевод многих пиес, нравилось публике. Число пренумерантов (подписчиков. – В.М.) ежегодно умножалось и лет через десять дошло до 4000… Правда, что еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии, не берут газет; но зато купцы, мещане любят уже читать их. Самые бедные люди подписываются; и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель. Одному моему знакомцу случилось видеть несколько пирожников, которые, окружив чтеца, с великим вниманием слушали описание сражения между австрийцами и французами. Он спросил и узнал, что пятеро из них складываются и берут «Московские ведомости», хотя четверо не знают грамоте; но пятый разбирает буквы, а другие слушают».

В то время не существовало доставки газет подписчикам на дом, они «брали» газету в газетной лавке при университетской типографии. Типография и лавка находились на участке, который сейчас занят зданием Центрального телеграфа и другими службами Министерства связи. Одним фасадом типография выходила на Тверскую, другим – в переулок, который тогда назывался Успенским – по церкви Успения Богородицы. В 80-е годы XIX века из-за того, что большое количество москвичей посещало газетную лавку и, таким образом, ее хорошо знали в Москве, переулок стали называть Газетным.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке


В 1920 году Газетный переулок был переименован в улицу Огарева, в память Н.П. Огарева (1813—1877) – писателя, поэта, друга А.И. Герцена. Огарев здесь не жил, юбилея его в тот год никакого не было, переименование было сделано «заодно» с переименованием Большой Никитской улицы в улицу Герцена.

Название переулка Газетный – памятник любознательности москвичей и их страсти к чтению газет, а также память о благородной и, как говорил Карамзин, «полезной» издательской деятельности Н.И. Новикова.

Глазовский переулок

Название XIX века.

Переулок назван по домовладельцу.

А.А. Мартынов, объясняя в 1888 году происхождение названия Глазовского переулка по домовладельцам Глазовым, среди которых по документам 1813 года значится генерал-майор П.М. Глазов, одновременно приводит еще два названия: Несвицкий и Струков, происходящие также от фамилий домовладельцев 90-х годов XVIII века.

О самом генерале П.М. Глазове не удалось найти никаких сведений, но название переулка, появившись в начале XIX века, не менялось до 1960 года, когда Глазовский переулок был переименован в улицу Луначарского. А.В. Луначарский (1875—1933) – старый большевик, соратник В.И. Ленина, первый нарком просвещения, жил в этом переулке, ныне в его квартире – мемориальный музей, на доме – мемориальная доска.

Глинищевский переулок

Название XIV—XV веков.

Переулок назван по находившемуся здесь глинищукарьеру, в котором добывали глину.

В Москве было несколько мест, где добывалась глина, в том числе и в районе Тверских ворот. Копи, ямы, где прежде, в давние времена, добывалась глина, в древнерусском языке назывались глинищами. Глинища у Тверских ворот известны с XIV века, они дали название месту и слободе вокруг карьера.

В XVII веке здесь была построена церковь, которая называлась до самого своего сноса в 1931—1932 годах церковью Святого Алексия Митрополита, что на Глинищах. Поэтому переулок назывался в XVIII веке также Алексеевским, но к середине XIX века к нему вернулось прежнее название – Глинищевский.

В 1943 году Глинищевский переулок переименован в улицу Немировича-Данченко. Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858— 1943) – один из основателей МХАТа, режиссер, народный артист СССР, жил в этом переулке (дом 5) в 1938—1943 годах.

Гончарная улица

Название XVI—XVII веков.

Переулок назван по слободе гончаров.

Дворцовая Гончарная слобода, расположенная на Москве-реке при устье Яузы, довольно хорошо исследована археологами. Раскопаны мастерские гончаров, обнаружены многочисленные их изделия: посуда, изразцы, различные игрушки – погремушки, свистульки, фигурки людей, зверей, птиц.

Слово «гончар», в старину писавшееся «горончар», по своему происхождению однокоренное со словом «горн». Обжиг в печи-горне глиняной поделки, который придавал ей крепость и привлекательный внешний вид, требовал большого умения и специальных знаний, поэтому именно эта операция в производстве дала название профессии.


Особняк А.А. Зимина на Гончарной улице. Начало XX века


Не случайно место для слободы было избрано на берегах рек: горны и обжигательные печи представляли большую пожарную опасность, а близкая вода все же давала больше возможности бороться с нечаянно возникшим пожаром.

Гончарная слобода в устье Яузы была большая, об этом свидетельствуют названия окрестных переулков: от Гончарной улицы сейчас отходят два Гончарных переулка, в начале XX века их было четыре.

Гончарная улица в 1919 году была переименована в улицу Володарского.

Володарский – партийная кличка М.М. Гольдштейна (1891— 1918) – коммуниста, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, убитого в Петрограде эсером-террористом.

Гранатный переулок

Название XVI века.

Переулок назван по расположенным здесь мастерским, производящим артиллерийские снаряды.

Гранатный двор у Никитских ворот был основан в XVI веке, здесь «работали», то есть делали гранаты – разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра, начиняемого порохом. В XVII веке Гранатный двор перевели к Симонову монастырю, царь Федор Алексеевич указал устроить на его месте у Никитских ворот госпиталь, где бы «больных лечили и лекарей учили». В начале XVIII века Гранатный двор сгорел.

Почти два века считалось, что от Гранатного двора ничего не сохранилось, но сейчас обнаружены и отреставрированы его постройки XVI—XVII веков.

В 1949 году Гранатный переулок был переименован в улицу Щусева. Алексей Викторович Щусев (1873—1949) – архитектор, академик, участник разработки Генерального плана реконструкции Москвы. Переулок переименован, потому что на этой улице расположены здания Союза архитекторов СССР.

Конец ознакомительного фрагмента.