Девушка без адреса
Жанр: комедия.
Год выпуска: 1958.
Режиссер: Эльдар Рязанов.
В главных ролях: Светлана Карпинская, Николай Рыбников.
В ролях: Эраст Гарин, Василий Топорков, Юрий Белов, Светлана Щербак, Зоя Федорова, Сергей Филиппов, Павел Тарасов, Рина Зеленая, Георгий Георгиу, Ольга Аросева, Татьяна Гурецкая, Мария Фигнер, Евгений Гуров.
Маршрут | Николопесковский переулок – Новоспасский переулок – Малая Молчановка – Кузнецкий мост.
Улица Кузнецкий Мост
Сюжет фильма | Сюжет этого фильма весьма незамысловат. «Девушка без адреса» – комедия положений. Герой – передовой рабочий Пашка – влюбляется в юную провинциалку Катю, с которой вместе ехал в поезде до столицы. На площади Трех вокзалов, с которой мы уже хорошо познакомились, в городской суете не успел толком узнать адрес Катиного дедушки, у которого она должна остановиться. Помнил только, что она села в автобус – «то ли четвертый, то ли четырнадцатый…»
Вот он вместе с близким другом и выяснял весь фильм, где же живет девушка без адреса.
Чем запомнился фильм? Во-первых, превосходной игрой любимейших советских актеров, многих из которых, к сожалению, давно уже нет в живых. Во-вторых, атмосферой – он очень добрый, светлый, если хотите, «настроенческий». Его с удовольствием смотрят даже сейчас. В-третьих, Москва здесь – один из основных персонажей, в которого зритель влюбляется искренне и легко. Не случайно милая девушка Катя, только что впервые (!) приехав в столицу, поет:
Если улицы Москвы вытянуть в одну,
То по ней пройдете вы через всю страну.
Если лестницы Москвы
Вытянуть в одну,
То по ней взберетесь вы прямо на Луну.
Вот она какая – большая-пребольшая.
Приветлива со всеми.
Во всех сердцах жива.
Любимая, родная, красавица Москва.
Места съемок
Николопесковский переулок
Первый адрес, по которому наши друзья отправились, прямо показан в кадре фильма: Николопесковский переулок, дом № 6. Их, Николопесковских, к слову, три: Малый, Средний и Большой. Мы выбрали Большой: сегодня он более других похож на Москву прежних лет.
Переулок находится между Новым и старым Арбатом. Идти лучше от ст. метро «Арбатская» по левой стороне Нового Арбата в направлении к Садовому кольцу. Между вторым и третьим высотными домами (это – не номера их, это – по вашему счету) есть едва заметный проход. Вам туда. Выйдете как раз в нужный переулок.
Дом № 6 из тех, что называют домами сталинской постройки. Внутри есть приличный двор и детская площадка. Но попасть туда не просто – двор иногда закрывается от посторонних на замок.
Зато в переулке есть еще несколько зданий, на которые обязательно следует обратить внимание.
Переулки Арбата. Музей Скрябина
В старинном особняке (дом № 11) расположился Музей Скрябина. В этом доме композитор провел последние годы жизни (1912–1915 гг.). Здесь полностью сохранена подлинная обстановка его квартиры, в которой посетители музея смогут увидеть и услышать все, что имело отношение к творчеству известного музыканта.
Адрес музея: Большой Николопесковский пер., 11, проезд: ст. метро «Смоленская», «Арбатская», недалеко от театра им. Е. Вахтангова; тел.: 8(495)241-19-01, 8(495)241-51-56. Время работы: среда, пятница – с 12.00 до 19.00, четверг, суббота, воскресенье – с 10.00 до 17.00, понедельник, вторник – выходные дни, последняя пятница каждого месяца – санитарный день.
Напротив музея – Театральный институт имени Бориса Щукина, где можно посмотреть на Учебной сцене работы будущих звезд.
Театральный институт имени Щукина. Здесь учатся будущие звезды
Заказ билетов в Учебный театр по тел.: 8(499)241-64-61. Выкуп брони в течение трех дней после заказа билетов. Начало всех спектаклей в будни, выходные и праздники – в 19.00. Цена билетов – от 100 до 300 рублей. Льготные билеты для студентов, школьников, пенсионеров, ветеранов и инвалидов – 100 рублей. Справки по тел.: 8(499)241-64-61 (касса).
А в самом конце переулка (фасадом на старый Арбат) стоит Вахтанговский театр.
Театр им. Вахтангова
История Театра имени Евг. Вахтангова началась в конце 1913 г. Группа молодых московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным искусством по системе Станиславского. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра.
13 сентября 1920 г. Студия Вахтангова была принята в Художественный театр под именем его Третьей студии. Год спустя в особняке Берга открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: Арбат, 26 (там, где Театр им. Евг. Вахтангова находится и сегодня).
Телефон кассы театра: 241-16-79. Заказ и доставка билетов: 241-16-93. Часы работы: с 12.00 до 20.00.
Как добраться | Все вышеописанные места расположены в десяти минут ходьбы от ст. метро «Арбатская». Чуть дольше идти от ст. метро «Смоленская» (по старому Арбату).
Новоспасский переулок
После арбатских переулков влюбленный Пашка продолжил свои поиски в совсем другом направлении.
И снова песня о Москве. Правда, на этот раз уже не такая воодушевляющая:
Быть может она далеко-далеко.
Быть может совсем она близко.
Найти человека в Москве нелегко,
Когда неизвестна прописка.
Следующим адресом в кадре фильма значился Новоспасский тупик, дом № 1/3.
Правда, несмотря на то что был указан точный адрес, вместе с героем начинают путаться уже и внимательные зрители.
В кадре – красивый дом со львами у парадного подъезда.
Найти это место оказалось весьма сложно. Современные карты Москвы показывают только Новоспасский проезд и Новоспасский переулок. К «тупику» ближе переулок. Туда мы и отправляемся. Ближайшая станция метро «Таганская-кольцевая». Выходите наверх и идете по невзрачной и шумной улице Большие Каменщики в сторону от центра.
Минут через десять ходьбы улица пересечется с Новоспасским переулком.
Новость первая. Как пояснили местные жители, дома № 1/3 не существует. Все начинается почему-то с номера № 3. Зато есть дом № 3/1. Немного утешает лишь то, что этот дом слегка (если не смотреть на масштабность) похож на дом из прошлого – значительный, с интересным фасадом и большими парадными.
К тому же он выгодно отличается от остальных зданий более поздних лет.
Новость вторая. Львов нет. Есть лишь каменные львята на пороге маленького бара с гордым названием «V.I.P.», притаившегося на первом этаже.
Впрочем, верится, что в доме когда-то были коммуналки, в одну из которых заглянул герой. Он искал среди двух тысяч «Ивановых Кать», проживающих в Москве, свою единственную, тщательно проверяя адрес за адресом. Но на Новоспасском бедолагу бдительные соседи приняли за вора и дружной толпой отправили парня в участок за выяснением. Из милиции влюбленного героя выручили друзья и положительные характеристики с места работы.
А для нас с вами есть хорошие новости, не относящиеся к фильму.
Дом музыки на Красных Холмах. Вид со стороны Новоспасского переулка
Во-первых, от Новоспасского переулка можно пройти к набережной и оценить современную постройку Дома музыки на Красных Холмах. А можно отправиться в небольшое плавание на речном трамвайчике. Пристань находится недалеко.
Кстати, о набережных. Друг главного героя вместе с новой знакомой прогуливался романтичным летним вечером по одной из них. Распознать, где точно – невозможно. Темно и неузнаваемо. Зато вы, если выйдете к Краснохолмской набережной, то через час-полтора доберетесь до самого Кремля.
Во-вторых, на соседней Крестьянской площади находится Новоспасский монастырь. У него удивительная история.
Новоспасский монастырь
Давным-давно монастырь, посвященный имени Спасителя, был первой иноческой обителью города. Он был основан в XIII веке сыном святого Александра Невского князем Даниилом на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем.
В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. По идее супруги Иоанна Софьи началось строительство большого великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался, таким образом, стеснен новыми зданиями. И великий князь решил перенести монастырь на новое место, к берегу Москвы-реки.
По своему новому положению монастырь стал называться Новоспасским.
Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых.
При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в военную крепость, защищавшую дороги на подступах к Москве.
В царствование Алексея Михайловича в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова (современная Вятка), ознаменованный там чудесами. Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитв. Образ исчез после того, как монастырь захватили большевики.
Тяжелым испытанием для Новоспасского монастыря стало нашествие Наполеона. В 1812 г. монастырь сначала был разрушен французской армией, затем пострадал от пожара.
В начале XX века обитель, расположенная на окраине Москвы того времени, становится центром религиозного просвещения. Но в 1918 г. ее закрывают. К осени на святом месте уже действовал концентрационный лагерь. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем лагерь для уголовников и политических заключенных.
В 1930-е годы начался новый этап разорения. В частности, был уничтожен монастырский некрополь, где покоились видные деятели государства и Церкви. В 1935 г. территория монастыря была полностью передана в ведение НКВД.
Лишь после войны страшные времена для монастыря заканчиваются.
Новоспасский монастырь
Сначала без внешних причин рухнул щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей». Он висел над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного. В середине 1960-х началось постепенное выселение с территории обители жильцов и различных учреждений. В 1967 г. после долгих требований со стороны общественности, наконец, закрыли медвытрезвитель в Знаменском храме.
В 1968 г. на территории монастыря создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». В это же время начались реставрационные работы, которые продолжились более 20 лет.
4 декабря 1990 г. Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. В древнем монастыре снова прозвучала молитва.
(Более подробно о Новоспасской обители можно узнать на сайте: www.spasnanovom.ru).
«Дом со львами». В двух шагах от Нового Арбата
Как добраться | Ст. метро «Таганская», «Марксистская» или «Пролетарская».
Но не все с киноадресами так просто.
Улица Малая Молчановка
Интрига в том, что, несмотря на заявленный адрес (Новоспасский тупик, 1/3), фильм, скорее всего, снимался на Малой Молчановке (по крайней мере, это близко от предыдущего адреса на Арбате, где блуждал герой). Похожий дом со львами обнаружился по адресу: ул. М. Молчановка, д. 8.
Здание доходного дома было построено в 1914 г. по проекту архитектора Ивана Кондратенко. В «Доме со львами» в первый год революции жил писатель Алексей Толстой. В 1950-е в доме вполне могли быть коммуналки.
Сейчас в престижном доме на престижной улице – элитные квартиры. Случайно в ванную комнату такой квартиры уже не заглянешь: домофоны с видеонаблюдением, «секьюрити» и прочие «понты» (извините за выражение).
Улочка расположена между Поварской и Новым Арбатом в историческом квартале, недалеко от Бульварного кольца (см. фильм «Приходите завтра»).
Как добраться | Ст. метро «Арбатская», «Александровский сад».
Возвращаемся к нашим героям.
После герой и его друг прошли еще сотни различных адресов. В фильме их, правда, напрямую не называли. Все-таки это романтическая комедия, а не справочник по городу, который был так необходим настойчивому герою. Но, учитывая его упорство, думается, что Москву середины прошлого века он узнал полностью.
Бывший Дом моды на Кузнецком мосту
Друзья обошли все двадцать пять райсоветов, где мог работать вахтером дедушка Иванов (эта скудная информация – единственное, чем обладал Пашка). И в самом последнем деда все-таки нашли. Но Катя к тому времени ушла «в неизвестном направлении», оставив записку, что она «вернется, только когда из нее выйдет толк, и родного дедушку она больше беспокоить не хочет».
Пока герой искал девушку, сама девушка искала работу. Что на самом деле не так-то было просто даже в «светлые» времена конца 1950-х.
Сначала промелькнуло, что Катя хочет стать артисткой. Обычный образ юной провинциалки: наивная и бесстрашная. Катя приехала в Москву полная надежд и уверенная, что этот огромный, залитый солнцем город ждет встречи с ней так же горячо, как и она с ним. Но вскоре мечты стать артисткой были оставлены. И, как мы понимаем, довольно легко.
Честная советская девушка была очень требовательна и к себе, и к окружающим. Критики не терпела, с бюрократизмом боролась, даже мир «гламура», в который она случайно окунулась, не порадовал юную провинциалку. Ее приглашали в модели, а она мечтала о стройке!
Сначала устраивается домработницей к эксцентричной москвичке Раисе Павловне (Зоя Федорова) и ее супругу Мусику (Сергей Филиппов). Да, да, крылатая фраза: «Что хочет Мусик?» – «Мусик хочет водочки» – из этого фильма.
Но долго в прислугах у этой парочки не выдерживает.
Потом работает в строительной конторе.
Затем – совершенно случайно и совсем недолго – манекенщицей в легендарном Доме моделей на Кузнецком Мосту.
Кузнецкий Мост
Правда, здесь ей тоже все не нравится. Даже роскошное вечернее платье, которое просто пугает своей красотой скромную девушку.
«Елизавета Тимофеевна, но я даже не знаю, как в этом ходить», – сокрушается Катя перед выходом на подиум. «Советская девушка должна смело ходить во всем, что мы внедряем!» – безапелляционно отвечает ей руководитель модного дома, которую великолепно сыграла Рина Зеленая.
Катя выходит на сцену, но тут же видит в окне любимого и несется вслед за ним прямо в роскошном наряде. Но, увы, они снова теряются в толпе. В огромной толпе на Кузнецком Мосту.
На Кузнецком раньше ходили троллейбусы, было много машин и пешеходов. В наше время это более спокойная и, что важно, почти пешеходная улица, будто предназначенная для приятных прогулок. Поэтому она требует нашего особого внимания.
…Кузнецкий мост давно без кузниц,
Парижа пестрый уголок,
Где он вербует русских узниц,
Где собирает с них оброк.
Можно с уверенностью говорить, что именно с Кузнецкого, как сказал поэт, началась история московской моды.
Когда-то Кузнецкий действительно был мостом. Название улицы происходит от моста через Неглинку, в том месте, где сейчас Неглинный проезд пересекает Кузнецкий. В XVII веке здесь селились пушечники – новгородские кузнецы, создавшие Кузнецкую слободу. 150 лет спустя это место заняла знать. «Перепись московских дворов» 1620 года сообщает, что здесь были княжеские дворы и земли духовенства.
В конце XVIII века возник смелый проект – обратить небольшую реку в открытый городской канал. Мы уже рассказывали (см. фильм «Третья Мещанская») о том, как хотели сделать пруд на Трубной площади и каскад водопадов возле статуи императрицы Екатерины II у Кузнецкого Моста, но потом, из-за отсутствия средств, от проекта отказались. Решили просто заточить речку Неглинку в подземную трубу, где она течет и по сей день. Мост же превратился в миф, а москвичи еще долго острили, что, мол, «найти его – все равно что увидеть «зеленую собаку».
В эти же годы место знати и духовенства стали потихоньку занимать торговцы. Сперва небольшие лавки открыли немецкие купцы. Но уже в 1790-х Кузнецкий постепенно становится центром французской торговли и культуры. Именно здесь впервые появился знаменитый московский «Яр». Правда, в 1858 г., когда Петр Вяземский написал свое стихотворение, из которого мы привели цитату, «Яр» уже переехал в Петровский парк. А модные лавки со звучными французскими именами заняли всю улицу.
«Французская» жизнь на Кузнецком Мосту существовала еще очень долго. В 1821 г. на улице даже появилась панорама Парижа, имевшая большой успех у москвичей и привлекавшая огромное число посетителей. Историк и бытописатель той эпохи Михаил Пыляев восхищался: «Кузнецкий мост теперь самый аристократический пункт Москвы; здесь с утра и до вечера снуют пешеходы и экипажи, здесь лучшие иностранные магазины и книжные лавки».
К счастью, и сегодня Кузнецкий – это гостеприимная беспечная улица.
Конечно, за три столетия здесь многое изменилось. Мелкие торговые лавочки с изящными товарами; усадьбы, утопавшие в зелени, сменили современные магазины, клубы и рестораны. Но Кузнецкий сумел сохранить свою, особую атмосферу.
Влюбленные до сих пор назначают свидания на Кузнецком Мосту. Здесь уютно и спокойно. Здесь приятно пройтись по магазинам, в которых, в отличие от безликих гипермаркетов, вас встречают как дорогих гостей.
Центром же торговли Кузнецкого Моста остается дом № 14. В наше время здесь находится дорогой магазин. А раньше по этому адресу располагался легендарный «Дом моды на Кузнецком», где одевалась вся советская элита и где успела поработать несколько минут манекенщицей Катя Иванова.
Дом был создан по решению правительства еще в 1944 г. А первый показ мод в Доме моделей состоялся в 1945 г. благодаря стараниям известного российского модельера Надежды Ламановой.
Рядом с ним находится первый Кузнецкий магазин-пассаж. В 1885 г. фасад дома украсила первая в городе световая реклама. Множество лампочек составляли слово «Пассажъ». За что весь Кузнецкий Мост получил громкое звание «самой блестящей улицы Москвы».
Как добраться | Ст. метро «Кузнецкий Мост». Выходите из вестибюля наверх, направляясь через арку вправо. Ориентир – величественное здание банка.
А герои все-таки встретились. Счастливая встреча молодых героев произошла на перроне Белорусского вокзала, с которого Катя собиралась уехать из Москвы.
Об актерах
НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ, любимый актер советских кинозрителей, родился 13 декабря 1930 г. в Борисоглебске (Воронежская область). Вырос в Сталинграде. Там же окончил железнодорожную школу. Был актером вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. В начале 1950-х учился во ВГИКе (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1953 г. работал в Театре-студии киноактера.
Признание пришло к артисту после фильмов «Весна на Заречной улице» (1956 г., режиссеры Ф. Миронер и М. Хуциев) и «Высота» (1957 г., режиссер А. Зархи). После «Девушки без адреса» актер принял приглашение сняться еще в одной комедии – «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина.
В 1981 г. получил звание народного артиста РСФСР.
Умер 22 октября 1990 г.
Фильмография: «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девушка без адреса», «Нормандия – Неман», «Девчата», «Война и мир» и др.
СВЕТЛАНА КАРПИНСКАЯ родилась в семье педагогов в Ленинграде в 1938 г. В юные годы занималась в драматической студии. Первая серьезная роль (в 16 лет) была в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе Володина. Но актрисой Светлана становится не собиралась и после окончания школы поступила на филфак Ленинградского университета. Где ее и нашел молодой Рязанов. Так Светлана получила главную роль в кино.
После успеха в фильме «Девушка без адреса» Светлана всерьез задумалась о карьере актрисы и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Но в 1960-е годы карьера в кинематографе внезапно прерывается. Светлана практически не снимается в кино. Однако она часто появляется на Ленинградском ТВ и много играет в театре (Театр комедии и БДТ).
Заслуженная артистка России (1986 г.).
Фильмография: «Девушка без адреса», «Командировка», «На всю оставшуюся жизнь», «Сладкая женщина», «Захудалое королевство» и другие.